министерство образования и науки Волгоградской области
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Волжский политехнический техникум»
Методические рекомендации
к практической работе
по теме «Перпендикуляр и наклонная»
Учебная дисциплина: Математика
Курс: 1
Преподаватель: Курлович Е.П.
Практическое занятие №1
Тема: Перпендикуляр и наклонная.
Цели:
Дидактические:
Проконтролировать уровень усвоения теоретического материала.
Рассмотреть связь между перпендикуляром, наклонной и проекцией наклонной, систематизировать и закрепить эти понятия в ходе решения типовых задач по этой теме.
Корректировка знаний, умений, навыков.
Развивающие:
1) Развивать пространственное воображение.
2)Развивать умение выделять главное, развивать умение обобщать, делать вывод на основе сравнения;
Воспитательные:
1) поддерживать интерес к предмету, воспитывать познавательную активность, способствовать формированию коммуникативной компетентности.
План занятия:
Подготовительный этап.
Повторение опорных знаний.
1) Определение наклонной (чертёж).
2) Перпендикуляр из точки к плоскости (чертёж).
3) Расстояние от точки до плоскости.
4) Проекция наклонной (чертёж).
5) Угол между наклонной и плоскостью (чертёж).
6) Угол между наклонными (чертёж).
7) Угол между проекциями наклонных (чертёж).
8) Расстояние между основаниями наклонных (чертёж).
9) Теорема Пифагора.
10) Теорема о трёх перпендикулярах.
Теоретический этап.
Наклонной, проведенной из данной точки к данной плоскости, называется любой отрезок, соединяющий даную точку с точкой плоскости, не являющийся перпендикуляром к плоскости.
Конец отрезка, лежащий в плоскости, называется основанием наклонной.
AB - наклонная.
B - основание наклонной.
Перпендикуляром, проведенным из данной точки к данной плоскости, называется отрезок, соединяющий данную точку с точкой плоскости и лежащий на прямой, перпендикулярной плоскости.
Конец этого отрезка, лежащий в плоскости, называется основанием перпендикуляра.
AC - перпендикуляр.
C - основание перпендикуляра.
Расстоянием от точки до плоскости называется длина перпендикуляра, проведенного из этой точки к плоскости.
Отрезок, соединяющий основания перпендикуляра и наклонной, проведенных из одной и той же точки, называется проекцией наклонной.
CB - проеция наклонной AB на плоскость α.
Треугольник ABC прямоугольный.
Углом между наклонной и плоскостью называется угол между этой наклонной и её проекцией на плоскость.
CBA - угол между наклонной AB и плоскостью α.
Если ADAB, то DCBC
Если из данной точки к данной плоскости провести несколько наклонных, то большей наклонной соответствует большая проекция.
DAB - угол между наклонными
DCB - угол между проекциями наклонных
Отрезок DB - расстояние между основаниями наклонных.
Применение знаний при решении типовых заданий.
Задача 1
Из точки К, на расстоянии 9 см, к плоскости опущен перпендикуляр КС и проведена наклонная КМ, равная 15 см.
Найти проекцию наклонной. ( Устно, менять условие, найти наклонную, найти перпендикуляр)
Решение:
Рассмотрим прямоугольный треугольник КСМ: (КС-перпендикуляр, по условию), по теореме Пифагора:
=12 (см)
Ответ: Проекция наклонной МС=12 см.
Задача2
К плоскости α проведена наклонная AB (A∈α). Длина наклонной равна 8 см, наклонная с плоскостью образует угол 60°. Вычисли, на каком расстоянии от плоскости находится точка B.
Решение: Рассмотрим треугольник АВО: прямоугольный, ВО-
В
расстояние от точки В до плоскости перпендикулярно АО. Следовательно угол В=30, а АО =4 см, как катет лежащий против угла в 30.
По теореме Пифагора:
В = (см)
Ответ: 4 см.
Задача 3
АВ перпендикулярно плоскости α. Наклонная AС образует с плоскостью α , угол 60, а наклонная АD равна . Длина проекции наклонной ВD равна 2 см.
Вычисли длину наклонной АС.
Решение:
А
D
С
В
Решение:
Рассмотрим о теореме Пифагора: ;
АВ=.
Угол АСВ = 60(по условию), следовательно САВ=30.
Рассмотрим , ;
АС =;
АС = 2.
Ответ: 2см.
Задача 4
Отрезок АB длиной 6 м, пересекает плоскость β в точке O. Расстояние от концов отрезка до плоскости соответственно равны 3 м и 6 м. Найди острый угол, который образует отрезок АB с плоскостью β.
О
Решение:
Пусть АО=х, тогда ОВ=.
подобен (угла при вершине О, равны как вертикальные, углы Р и К , равны 90.
;
;
;
Рассмотрим
sin РАО =
Практический этап.
Самостоятельное применение знаний, умений и навыков.
Провести самостоятельную работу в 4 вариантах.
Планируемый результат: после выполнения практических заданий студент должен:
уметь: выполнять чертежи по условию задачи, находить на чертежах перпендикуляр, наклонную, проекцию наклонной, угол между наклонной и плоскостью, угол между проекциями наклонных, применять ранее изученный теоретический материал при решении задач по их нахождению, обосновывать решения задач и письменно оформлять их;
знать: основные определения и теоремы по теме «Перпендикуляр и наклонная»;
Требуемое время: 2 академических часа.
Раздаточный материал:
1.Справочный материал по теме;
2.Дидактические карточки 4 вариантов.
Основная литература:
Яковлев Г.Н. Алгебра и начала анализа, часть 2.-М.,Наука,1981.
Богомолов Н.В. Практические занятия по математике -М.,ВШ,1990.
Богомолов Н.В., Самойленко П.И. Математика -М., Дрофа, 2006.
Ковалёва Г.И. Геометрия 10-11 классы. Задания на готовых чертежах.
Интернет ресурсы: http://www.yaklass.ru/
Учебник для техникумов и вузов. Богачкина Наталия. Шпаргалка по педагогической психологии.
Вариант 1
на «3»:
1) Прямая a пересекает плоскость β в точке C, и образует с плоскостью угол 30°. В∈a, точка А - проекция точки В на плоскость β. ВC=12 см. Найдите ВА.
на «4»:
2) К плоскости α проведена наклонная AС (A∈α). Длина наклонной равна 24 см, наклонная с плоскостью образует угол 60°. Вычислите, на каком расстоянии от плоскости находится точка С.
на «5»:
3) Наклонная AК с плоскостью α образует угол 30, а наклонная КC с плоскостью α образует угол 45. Длина перпендикуляра КB равна 12 см.
Вычислите длины наклонных.
Вариант 2
на «3»:
1) К плоскости α проведена наклонная, длина которой равна 25 см, проекция наклонной равна 15 см . На каком расстоянии от плоскости находится точка, из которой проведена наклонная?
на «4»:
2) К плоскости α проведена наклонная AB (A∈α). Длина наклонной равна 12 см, наклонная с плоскостью образует угол 45°. Вычисли, на каком расстоянии от плоскости находится точка B.
на «5»:
3) Проекции наклонных AD и DC на плоскости α равны соответственно 8 см и 4 см, а угол между ними равен 120°. Вычислите расстояние между концами проекций наклонных.
Вариант 3
на «3»:
1) Прямая a пересекает плоскость β в точке C, и образует с плоскостью угол 30°. P∈a, точка N - проекция точки P на плоскость β. PN=5 см. Найдите PC.
на «4»:
2) К плоскости α проведена наклонная AC (A∈α). Длина наклонной равна 16 см, наклонная с плоскостью образует угол 60°. Вычислите, на каком расстоянии от плоскости находится точка C.
на «5»:
3) Наклонная AD с плоскостью α образует угол 30, а наклонная DC с плоскостью α образует угол 45.Длина перпендикуляра DB равна 32 см.
Вычислите длины наклонных.
Вариант 4
на «3»:
1) Прямая a пересекает плоскость β в точке C, и образует с плоскостью угол 30°. P∈a, точка F - проекция точки P на плоскость β. PC=14 см. Найдите PF.
на «4»:
2) К плоскости α проведена наклонная AB (A∈α). Длина наклонной равна 12 см, наклонная с плоскостью образует угол 60°. Вычислите, на каком расстоянии от плоскости находится точка B.
на «5»:
3) Наклонная AD с плоскостью α образует угол 30, а наклонная DC с плоскостью α образует угол 45. Длина перпендикуляра DB равна 22 см.
Вычислите длины наклонных.