СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по организации и проведению занятий по огневой подготовке на учебных сборах

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Огневая подготовка - имеет целью обучить личный состав поддержанию вооружения в постоянной боевой готовности и умелому использованию его для эффективного поражения противника в различных условиях боевой обстановки.

В огневой подготовке обычно применяются следующие методы обучения: рассказ, объяснение, показ, беседа, самостоятельная работа и практические занятия. Выбор методов обучения зависит от темы, цели и содержания занятия и степени подготовленности обучаемых. На каждом занятии могут применяться несколько методов. Так, например, при обучении приемам стрельбы (действиям при вооружении) могут быть применены показ, объяснение и тренировка.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по организации и проведению занятий по огневой подготовке на учебных сборах»


Министерство транспорта Российской Федерации

Федеральное агентство морского и речного транспорта

Печорское речное училище - филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Государственный университет морского и речного флота им. адмирала С.О.Макарова»









Методические рекомендации по организации и проведению занятий по огневой подготовке



Тема:


АВТОМАТ И РУЧНЫЕ ГРАНАТЫ


















г.Печора

2016г.


Опорный конспект


по огневой ПОДГОТОВКе






Тема:


АВТОМАТ И РУЧНЫЕ ГРАНАТЫ


учебные Вопросы:


1. Назначение, боевые свойства и устройство автомата, его неполная разборка и сборка.

2. Работа частей и механизмов при заряжании и стрельбе.

3. Возможные задержки и неисправности, возникающие при стрельбе, и способы их устранения.

4. Изучение условий и порядка выполнения нормативов по неполной разборке и сборке автомата. Выполнение нормативов: «Неполная разборка оружия» и «Сборка оружия после неполной разборки».



Методические рекомендации по организации и проведению занятий по огневой подготовке


Огневая подготовка - имеет целью обучить личный состав поддержанию вооружения в постоянной боевой готовности и умелому использованию его для эффективного поражения противника в различных условиях боевой обстановки.

В огневой подготовке обычно применяются следующие методы обучения: рассказ, объяснение, показ, беседа, самостоятельная работа и практические занятия. Выбор методов обучения зависит от темы, цели и содержания занятия и степени подготовленности обучаемых. На каждом занятии могут применяться несколько методов. Так, например, при обучении приемам стрельбы (действиям при вооружении) могут быть применены показ, объяснение и тренировка.

Занятия по огневой подготовке организуются и проводятся, как правило, в масштабе роты.

При проведении огневых тренировок, учебных и контрольных стрельб занятия в роте проводятся обычно на учебных местах повзводно в штатном составе.

На занятие подразделение выводится в полном составе. Занятие проводится на огневом городке приказарменной учебной материально-технической базы (войскового стрельбища) в сложной, быстро меняющейся тактической обстановке. Личный состав на занятие выходит с оружием, средствами индивидуальной защиты, бронезащиты и шанцевым инструментом. Занятие проводится, как правило, под руководством командира обучаемого подразделения.

Выход обучаемых в район занятия, передвижение в ходе занятия и возвращение их в расположение могут проводиться в тактической обстановке с отработкой действий подразделения на марше, при ядерном, химическом, воздушном нападении противника, преодолении зараженных и разрушенных участков местности.

Учебно-материальная база, на которой проводится занятие, должна в наибольшей степени обеспечивать поучительность занятия, способствовать качественной отработке учебных вопросов (нормативов) и достижению поставленных учебных целей. Руководитель занятия должен хорошо ознакомиться с местом проведения и умело использовать его в целях достижения поучительности занятия.

Во вводной части занятия руководитель занятия организует получение военнослужащими оружия, индивидуальных средств защиты, экипировки и шанцевый инструмент. Затем выводит подразделение к месту проведения занятия. При проверке внешнего вида он обращает особе внимание на правильность подгонки обмундирования и снаряжения подчиненных, проверяет оружие на его наличие и комплектность. Контрольный опрос военнослужащих должен состоять из вопросов по предыдущим темам. По результатам контрольного опроса руководитель выставляет оценки.

Руководитель занятия объявляет обучаемым тему, занятие и цель предстоящего занятия, при этом особо отмечает, какие знания и навыки, приобретенные ранее, могут пригодиться при изучении вопросов предстоящего занятия. Он доводит до военнослужащих требования безопасности при обращении с оружием и средствами имитации, указывает порядок безопасного выполнения элементов занятия. Объявляет сигналы взаимодействия, управления и тревоги на время предстоящего занятия.

В ходе занятия руководитель контролирует работу руководителей на учебных местах; методические приемы, которые они применяют; достигнутый уровень учебных и воспитательных целей, эффективность использования тренажеров и других средств материального обеспечения занятия; точность выполнения требований Курса стрельб; организованность замены учебными местами и другие вопросы обучения личного состава.

Отрабатывая каждый элемент в медленном темпе, руководитель добивается четкого и правильного его выполнения от каждого обучаемого. Обнаружив ошибки в действиях личного состава, руководитель приостанавливает выполнение приема, указывает на недостатки, разъясняет, а если необходимо, то и показывает этот прием лично или при помощи обучаемого правильно выполняющего его и продолжает тренировку до тех пор, пока ошибки не будут устранены.

После отработки всех учебных вопросов руководитель проводит заключительную часть занятия. В первую очередь он проверяет оружие на его наличие и комплектность (кроме6 того оружие проверяется на разряженность), состояние индивидуальных средств защиты, экипировки и шанцевого инструмента. При подведении итогов занятия руководитель напоминает обучаемым тему, учебные цели и основные вопросы, получившие отражение на занятии. Отмечает положительное в действиях личного состава, подробно разбирает характерные ошибки. Затем он объявляет военнослужащим оценки, полученные за контрольные вопросы во вводной части занятия и отмечает лучших военнослужащих по результатам опроса и отработки вопросов текущего занятия. Заканчивая занятие, руководитель объявляет тему следующего занятия, выдает задание на самоподготовку и организует отправку личного состава в подразделение для сдачи оружия, средств индивидуальной защиты, экипировки и шанцевого инструмента.











ПЛАН


проведения занятия
по огневой подготовке






Тема:


АВТОМАТ И РУЧНЫЕ ГРАНАТЫ


занятие:


Назначение, боевые свойства и устройство автомата, его неполная разборка и сборка. Работа частей и механизмов при заряжании и стрельбе. Возможные задержки и неисправности, возникающие при стрельбе, и способы их устранения. Изучение условий и порядка выполнения нормативов по неполной разборке и сборке автомата. Выполнение нормативов: «Неполная разборка оружия» и «Сборка оружия после неполной разборки».



У

РАССМОТРЕНО

На заседании предметной(цикловой) комиссии

Военно-спортивных дисциплин


Протокол№1 от 09 сентября 2014 года


Председатель________________И.И.Митяев



ТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора Печорского речного училища –филиала ФГБОУ ВПО «ГУМРФ им.адмирала С.О.Макарова»


___________________Э.Э.Пец








«


»


20

14

г.




ПЛАН


ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ

с


по

ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ

на

«


»


20


г.



Тема:

Автомат и ручные гранаты.

Учебные вопросы:

  1. Назначение, боевые свойства и устройство автомата, его неполная разборка и сборка.

  2. Работа частей и механизмов при заряжании и стрельбе.

  3. Возможные задержки и неисправности, возникающие при стрельбе, и способы их устранения.

  4. Изучение условий и порядка выполнения нормативов по неполной разборке и сборке автомата. Выполнение нормативов: «Неполная разборка оружия» и «Сборка оружия после неполной разборки».

Учебные цели:






Время:


часа (ов)


Место проведения занятия:

Кабинет основ безопасности жизнедеятельности.

Метод (форма) проведения:

Показ, упражнение (классно-групповое, тренировка).

Материальное обеспечение:

Оборудование огневого городка приказарменной учебной материально-технической базы (полигона), стенды, плакаты и схемы.

Макет ударно спускового механизма (станок для показа работы частей и механизмов автомата). Учебные автоматы по 1 шт. на отделение. Секундомер – 4 шт., плащ-палатки – 3 шт.

Требований безопасности и ограничения:













I. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ




мин.


1.

Определение готовности подразделения к занятию:


мин.



  • принимаю доклад от дежурного по подразделению (старшины уч.группы) о готовности к занятию и наличии личного состава;

  • проверяю по журналу учета боевой подготовки наличие личного состава, осматриваю внешний вид обучаемых;

  • проверяю готовность и состояние учебной материально-технической базы учебного кабинета;

  • при наличии недостатков во внешнем виде и нарушений порядка на учебном месте, требую их устранить немедленно или устанавливаю другое время.

2.

Напоминание материала предыдущего занятия:


мин.



  • напоминаю тему предыдущего занятия по огневой подготовке;

  • довожу, какие знания и навыки, полученные ранее, могут пригодиться при изучении вопросов предстоящего занятия.

3.

Опрос обучаемых:


мин.



а). Фамилия:



1.



2.


3.



4.




б). основные вопросы контроля:



1.


2.


3.


4.



4.

Доведение требований безопасности:


мин.



  • довожу порядок безопасного и безаварийного обращения с элементами материально-технической базы места проведения занятия;

  • устанавливаю порядок безопасного выполнения элементов предстоящего занятия (способов безопасной отработки приёмов и действий) и ограничения для данного занятия;

  • убеждаюсь, что предстоящее занятие обеспечено безопасными условиями, а обучаемые усвоили доведенные до них требования безопасности и обладают достаточными практическими навыками в их выполнении.


II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ




мин.



п.п.

Учебные вопросы,
задачи, нормативы

Время

Действия руководителя

Действия
обучаемых


Организация занятия


мин.


Объявляю тему, учебные вопросы и цели предстоящего занятия.

Слушают и уясняют тему, учебные вопросы и цели предстоящего занятия.

1.

Назначение, боевые свойства и устройство автомата, его неполная разборка и сборка.


мин.


Объявляю учебный вопрос и порядок его изучения.

Уясняют порядок отработки вопроса.

Довожу основные положения изучаемого вопроса:

  • назначение 5,45-мм автомата Калашникова;

  • боевые свойства 5,45-мм автомата Калашникова;

  • баллистические и

Слушают и уясняют теоретические положения изучаемого вопроса.









конструктивные данные 5,45-мм автомата Калашникова и 5,45-мм патрона к нему;

  • общее устройство 5,45 мм автомата Калашникова;

  • порядок проведения неполной разборки и сборки автомата.


Одновременно с рассказом показываю:

  • общее устройство 5,45 мм автомата Калашникова;

  • порядок проведения неполной разборки и сборки автомата.

Запоминают порядок проведения неполной разборки автомата и его сборки после неполной разборки.

Отвечаю на вопросы, возникшие у обучаемых в ходе теоретической (практической) части занятия.

При возникновении вопроса задают его.

Приказываю командирам отделений приступить к практическому обучению подчиненных проведению неполной разборки автомата и его сборке после неполной разборки.


Командиры отделений отрабатывают с подчиненными разборку автомата и его сборку после неполной разборки поточным методом, тренируя индивидуально каждого обучаемого.

Они приказывают остальному личному составу наблюдать за действиями тренирующегося и выявлять ошибки и неточности в его действиях.

Очередной обучаемый выполняет практические действия указанные командиром.

Остальной личный состав оценивает его действия, указывает на ошибки (при их наличии) и по требованию командира отделения выполняет правильные действия.

Контролирую качество обучения военнослужащих командирами отделений и добиваюсь четкого и правильного выполнения приемов от каждого обучаемого. Оказываю помощь командирам отделений: провожу индивидуальное обучение слабоуспевающий военнослужащих.

Обнаружив ошибки в действиях личного состава, приостанавливаю тренировку, указываю на недостатки, разъясняю, а если необходимо, то и показываю прием

Учатся правильным и быстрым действиям до приобретения твердых практических навыков в выполнении каждого элемента.









лично или при помощи обучаемого, правильно выполняющего его, и продолжаю тренировку до тех пор, пока ошибки не будут устранены, а действия обучаемых не будут доведены до автоматизма.


Проверяю качество усвоения материала. Для этого задаю контрольные (проблемные) вопросы практической направленности с целью удостовериться в правильном понимании изложенного материала и готовности применять полученные знания на практике.

Отвечают на вопросы.

2.

Работа частей и механизмов при заряжании и стрельбе.


мин.


Объявляю учебный вопрос и порядок его изучения.

Уясняют порядок отработки вопроса.

Довожу основные положения изучаемого вопроса:

  • положение частей и механизмов до заряжания:

  • работа частей и механизмов при заряжании;

  • работа частей и механизмов при стрельбе (автоматической стрельбой и одиночными выстрелами).

Слушают и уясняют теоретические положения изучаемого вопроса.

Одновременно с рассказом показываю:

  • работу частей и механизмов автомата на макете ударно спускового механизма (с использованием станка для показа работы частей и механизмов автомата).

Запоминают порядок работы частей и механизмов автомата.

Отвечаю на вопросы, возникшие у обучаемых в ходе теоретической (практической) части занятия.

При возникновении вопроса задают его.

Проверяю качество усвоения материала. Для этого задаю контрольные (проблемные) вопросы практической направленности с целью удостовериться в правильном понимании изложенного материала и готовности применять полученные знания на практике.

Отвечают на вопросы.

3.

Возможные задержки и неисправности, возникающие при стрельбе, и


мин.


Объявляю учебный вопрос и порядок его изучения.

Уясняют порядок отработки вопроса.

Довожу основные положения изучаемого вопроса:

  • задержки и их характеристика;

Слушают и уясняют теоретические положения изучаемого







способы их устранения.


  • причины задержек;

  • способ устранения задержек.

вопроса.

Одновременно с рассказом показываю:

  • в чем выражается причина задержек и способ их устранения.

Запоминают порядок устранения задержек.

Отвечаю на вопросы, возникшие у обучаемых в ходе теоретической (практической) части занятия.

При возникновении вопроса задают его.

Проверяю качество усвоения материала. Для этого задаю контрольные (проблемные) вопросы практической направленности с целью удостовериться в правильном понимании изложенного материала и готовности применять полученные знания на практике.

Отвечают на вопросы.

4.

Изучение условий и порядка выполнения нормативов по неполной разборке и сборке автомата. Выполнение нормативов: «Неполная разборка оружия» и «Сборка оружия после неполной разборки».


мин.


Объявляю учебный вопрос и порядок его изучения.

Уясняют порядок отработки вопроса.

Довожу основные положения изучаемого вопроса:

  • особенности отработки нормативов по огневой подготовке;

  • порядок определения оценки за выполнения нормативов по огневой подготовке;

  • условия выполнения и методические указания по отработке нормативов: «Неполная разборка оружия» и «Сборка оружия после неполной разборки»;

  • порядок выполнения нормативов;

  • временные показатели и оценку за выполнения нормативов;

  • ошибки, снижающие оценку за выполнение нормативов.

Слушают и уясняют теоретические положения изучаемого вопроса.

Отвечаю на вопросы, возникшие у обучаемых в ходе теоретической (практической) части занятия.

При возникновении вопроса задают его.

Приказываю командирам отделений приступить к изучению и практической отработке нормативов по огневой подготовке комплексным методом.


Командиры отделений отрабатывают с подчиненными нормативы комплексным методом поточно, тренируя одновременно по

Очередной обучаемый выполняет практические действия указанные









одному человеку (боевое оружие используется только в крайних случаях).

Они приказывают остальному личному составу наблюдать за действиями тренирующегося и находить ошибки и неточности в его действиях.

командиром.

Остальной личный состав оценивает действия тренирующегося, указывает на ошибки (при их наличии) и по требованию командира отделения выполняет правильные действия.

Контролирую качество обучения военнослужащих командирами отделений и добиваюсь четкого и правильного выполнения нормативов от каждого обучаемого. Оказываю помощь командирам отделений: проверяю выполнение нормативов отдельными военнослужащими.

Учатся правильным и быстрым действиям до приобретения твердых практических навыков в выполнении каждого норматива.


III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ




мин.


1.

Проверка наличия личного состава, снаряжения, оружия и боеприпасов (штатное оружие проверяется на разряженность).


мин.


2.

Опрос по изложенному материалу:


мин.



Контрольные вопросы:



1.


2.


3.


4.



3.

Подведение итогов занятия с выставлением оценок по его результатам.

4.

Доведение недостатков, выявленных в ходе занятия и указаний по их устранению; доведение особенностей по подготовке к очередному занятию.

5.

Задание на самостоятельную подготовку:


мин.










Руководитель занятия



(воинское звание, подпись)












КОНСПЕКТ
по огневой подготовке






Тема:


АВТОМАТ И РУЧНЫЕ ГРАНАТЫ


учебные Вопросы:


1. Назначение, боевые свойства и устройство автомата, его неполная разборка и сборка.

2. Работа частей и механизмов при заряжании и стрельбе.

3. Возможные задержки и неисправности, возникающие при стрельбе, и способы их устранения.

4. Изучение условий и порядка выполнения нормативов по неполной разборке и сборке автомата. Выполнение нормативов: «Неполная разборка оружия» и «Сборка оружия после неполной разборки».



1. Назначение, боевые свойства и устройство автомата, его неполная разборка и сборка


1.1. Назначение, боевые свойства и устройство автомата.

Назначение 5,45-мм автомата Калашникова АК74 (АКС74).

5,45-мм автомат Калашникова является индивидуальным оружием. Он предназначен для уничтожения живой силы и поражения огневых средств противника. Для поражения противника в рукопашном бою к автомату присоединяется штык-нож. Для стрельбы и наблюдения в условиях естественной ночной освещенности к автоматам АК74Н и АКС74Н присоединяется ночной стрелковый прицел универсальный (НСПУ).

Для стрельбы из автомата применяются патроны с обыкновенными (со стальным сердечником) и трассирующими пулями.


Назначение 5,45-мм автомата Калашникова АКС74У.

5,45-мм автомат Калашникова укороченный является индивидуальным оружием и предназначен для уничтожения живой силы и поражения огневых средств противника. Для стрельбы и наблюдения в условиях естественной освещенности ночью к автомату АКС74УН2 присоединяется ночной стрелковый прицел универсальный модернизированный (НСПУМ)

Для стрельбы из автомата применяются патроны с обыкновенными (со стальным сердечником) и трассирующими пулями


Боевые свойства 5,45-мм автомата Калашникова АК74 (АКС74).

Из автомата ведется автоматический или одиночный огонь. Автоматический огонь является основным видом огня: он ведется короткими (до 5 выстрелов) и длинными (до 10 выстрелов) очередями и непрерывно. Подача патронов при стрельбе производится из коробчатого магазина емкостью 30 патронов. Магазины автомата взаимозаменяемы.

Прицельная дальность стрельбы – 1000 м. Наиболее действительный огонь по наземным целям, по самолетам, вертолетам и парашютистам – на дальности до 500 м. Сосредоточенный огонь по наземным групповым целям ведется на дальность до 1000 м.

Дальность прямого выстрела: по грудной фигуре – 440 м, по бегущей фигуре – 625 м.

Темп стрельбы около 600 выстрелов в минуту.

Боевая скорострельность: при стрельбе очередями – до 100 выстрелов в минуту; при стрельбе одиночными выстрелами – до 40 выстрелов в минуту.

Вес автомата без штыка-ножа со снаряженным патронами пластмассовым магазином: АК74 - 3,6 кг; АК74Н - 5,9 кг; АКС74 - 3,5 кг; АКС74Н - 5,8 кг. Вес штыка-ножа с ножнами - 490 г.


Боевые свойства 5,45-мм автомата Калашникова АКС74У.

Из автомата ведется автоматический или одиночный огонь. Автоматический огонь является основным видом огня; он ведется короткими (до 5 выстрелов) и длинными (до 10 выстрелов) очередями и непрерывно. Подача патронов при стрельбе производится из коробчатого магазина емкостью на 30 патронов.

Прицельная дальность стрельбы из автомата 500 м. Наиболее действительный огонь по наземным и воздушным целям на дальности до 400 м. Сосредоточенный огонь из автоматов по наземным групповым целям ведется на дальность до 800 м. Дальность прямого выстрела по грудной фигуре 360 м.

Темп стрельбы 650-700 выстрелов в минуту. Боевая скорострельность: при стрельбе очередями - до 100, при стрельбе одиночными выстрелами - до 40 выстрелов в минуту.

Масса автомата со снаряженным патрона ми пластмассовым магазином: АКС74У – 3 кг; АКС74УН2 -5,2 кг.


БАЛЛИСТИЧЕСКИЕ И КОНСТРУКТИВНЫЕ ДАННЫЕ 5,45-мм АВТОМАТА КАЛАШНИКОВА АК74 (АКС74), АКС74У И 5,45-мм ПАТРОНА К НИМ


п.п.

Наименование данных

АК74
(АКС74)

АКС74У

1

Прицельная дальность, м

1000

500

2

Дальность прямого выстрела:




по грудной фигуре, м

440

360


по бегущей фигуре, м

625

-

3

Темп стрельбы, выстрелов в минуту

~600

650-700

4

Боевая скорострельность, выстрелов в минуту:




при стрельбе одиночными выстрелами

40

40


при стрельбе очередями

100

100

5

Начальная скорость пули, м/сек

900

735

6

Дальность, до которой сохраняется убойное действие пули, м

1350

1100

7

Предельная дальность полета пули, м

3150

2900

8

Высота линии огня, мм

-

-

9

Вес автомата, кг1:




с неснаряженным пластмассовым магазином.

3,3/3,2

2,7


со снаряженным пластмассовым магазином

3,6/3,5

3,0

10

Емкость магазина, патронов

30

30

11

Вес пластмассового магазина, кг

0,23

0,215

12

Вес штыка-ножа, кг:




с ножнами

0,49

-


без ножен

0 32

-

13

Калибр, мм

5,45

5,45

14

Длина автомата, мм:




автомата с примкнутым штыком-ножом и откинутым прикладом

1089

-


автомата без штыка-ножа с откинутым прикладом

940

-


со сложенным прикладом

700

-


в боевом положении (с откинутым прикладом)


730


в походном положении (со сложенным прикладом)


490

15

Длина ствола, мм

415

206,5

16

Длина нарезной части ствола, мм

372

164,5

17

Число нарезов, шт.

4

4

18

Длина хода нарезов, мм

200

160

19

Длина прицельной линии, мм

379

235

20

Толщина мушки, мм

2

1,6

21

Вес патрона, г

10,2

10,2

22

Вес пули со стальным сердечником, г

3,4

3,4

23

Вес порохового заряда, г

1,45

1,45

24

Вес прицела НСПУ в боевом положении, кг

2,2

2,2



Общее устройство 5,45 мм автомата Калашникова АК74 (АКС74).




Общий вид 5,45-мм автомата Калашникова:

а - с постоянным прикладом (AK74); б - со складывающимся прикладом (АКС74); в - с постоянным прикладом и ночным прицелом (АК74Н); г - со складывающимся прикладом и ночным прицелом (АКС74Н)

Автомат состоит из следующих основных частей и механизмов:

  • ствола со ствольной коробкой, прицельным приспособлением, прикладом и пистолетной рукояткой;

  • крышки ствольной коробки;

  • затворной рамы с газовым поршнем;

  • затвора;

  • возвратного механизма;

  • газовой трубки со ствольной накладкой;

  • ударно-спускового механизма;

  • цевья;

  • магазина.




Основные части и механизмы автомата и его принадлежности:

1 - ствол со ствольной коробкой, с ударно-спусковым механизмом, прицельным приспособлением, прикладом и пистолетной рукояткой; 2 - дульный тормоз-компенсатор; 3 - крышка ствольной коробки; 4 - затворная рама с газовым поршнем; 5 - затвор; 6 - возвратный механизм; 7 - газовая трубка со ствольной накладкой; 8 - цевье; 9 - магазин; 10 - штык-нож; 11 - шомпол; 12 - пенал принадлежности.

Кроме того, у автомата имеется дульный тормоз-компенсатор и штык-нож.

В комплект автомата входят: принадлежность, ремень и сумка для магазинов; в комплект автомата со складывающимся прикладом, кроме того, входит чехол для автомата с карманом для магазина, а в комплект автомата с ночным прицелом входит также ночной стрелковый прицел универсальный.


Общее устройство 5,45 мм автомата Калашникова АКС74У.








Общий вид 5,45-мм автомата Калашникова
укороченного:
а - с откинутым прикладом; б - со сложенным прикладом; в - с ночным прицелом (АКС74УН2)


Автомат состоит из следующих основных частей и механизмов:

- ствола со ствольной коробкой и крышкой ствольной коробки, с ударно-спусковым механизмом, прицельным приспособлением, складывающимся прикладом и пистолетной рукояткой;




Основные части и механизмы автомата:

1 - пламегаситель; 2 - газовая трубка со ствольной накладкой; 3 - ствол со ствольной коробкой и крышкой ствольной коробки, с ударно-спусковым механизмом, прицельным приспособлением, складывающимся прикладом и пистолетной рукояткой; 4 - затвор; 5-затворная рама с газовым поршнем; 6 - возвратный механизм; 7 - ремень; 8 - магазин; 9 - цевье

- пламегасителя;- затворной рамы с газовым поршнем;

- затвора;

- возвратного механизма;

- газовой трубки со ствольной накладкой;

- цевья;

- магазина;

- ремня.

В комплект автомата входят: чехол для автомата, принадлежность, три запасных магазина, четыре обоймы, переходник и сумка для переноски магазинов и принадлежности. В комплект автомата с ночным прицелом входит также ночной стрелковый прицел универсальный модернизированный.


1.2. Неполная разборка и сборка автомата.

Разборка автомата может быть неполная и полная:

  • неполная разборка применяется для чистки, смазки и осмотра автомата;

  • полная разборка применяется для чистки при сильном загрязнении автомата, после нахождения его под дождем или в снегу, при переходе на новую смазку и при ремонте.

Излишне частая разборка автомата вредна, так как ускоряет изнашивание частей и механизмов.

Разборку и сборку автомата производить на столе или чистой подстилке; части и механизмы класть в порядке разборки, обращаться с ними осторожно, не класть одну часть на другую и не применять излишних усилий и резких ударов. При сборке автомата сличить номера на его частях; у каждого автомата номеру на ствольной коробке должны соответствовать номера на газовой трубке, затворной раме, затворе, крышке ствольной коробки и других частях автомата.



Отделение магазина


Отделение шомпола



Отделение крышки ствольной коробки



Отделение возвратного механизма



Отделение затворной рамы с затвором



Отделение затвора от затворной рамы



Поворот замыкателя газовой трубки с помощью пенала принадлежности

Обучение разборке и сборке на боевых автоматах допускается лишь в исключительных случаях и с соблюдением особой осторожности в обращении с частями и механизмами.


Порядок неполная разборка автомата.

Отделить магазин. Удерживая автомат левой рукой за шейку приклада или цевье, правой рукой обхватить магазин; нажимая большим пальцем на защелку, подать нижнюю часть магазина вперед и отделить его. После этого проверить, нет ли патрона в патроннике, для чего опустить переводчик вниз, поставив его в положение «АВ» или «ОД»; отвести рукоятку затворной рамы назад, осмотреть патронник, отпустить рукоятку затворной рамы и спустить курок с боевого взвода.

При разборке автомата с ночным прицелом после отделения магазина отделить ночной прицел, для чего отвести ручку зажимного устройства влево и назад, сдвигая прицел назад, отделить его от автомата.

Вынуть пенал принадлежности из гнезда приклада. Утопить пальцем правой руки крышку гнезда так, чтобы пенал под действием пружины вышел из гнезда; раскрыть пенал и вынуть из него протирку, ершик, отвертку и выколотку.

У автоматов со складывающимся прикладом пенал носится в кармане сумки для магазинов.

У АКС74У вынуть из сумки шомпол и пенал принадлежности; раскрыть пенал и вынуть из него протирку, ершик, отвертку и выколотку.

Отделить шомпол. Оттянуть конец шомпола от ствола так, чтобы его головка вышла из-под упора на основании мушки, и вынуть шомпол. При затруднительном отделении шомпола разрешается пользоваться выколоткой, которую следует вставить в отверстие головки шомпола, оттянуть от ствола конец шомпола и вынуть его.

Отделить у автомата дульный тормоз-компенсатор. Утопить отверткой фиксатор дульного тормоза-компенсатора.

Свернуть дульный тормоз-компенсатор с резьбового выступа основания мушки (со ствола), вращая его против хода часовой стрелки. В случае чрезмерно тугого вращения дульного тормоза-компенсатора допускается производить отворачивание его с помощью выколотки (шомпола), вставленной в окна дульного тормоза-компенсатора.

У АКС74У отделить пламегаситель. Утопить отверткой фиксатор пламегасителя и отвинтить пламегаситель с резьбового выступа основания мушки (со ствола), вращая его против хода часовой стрелки. В случае затруднительного свинчивания пламегасителя допускается отвинчивание его с помощью шомпола, вставленного в выемки пламегасителя.

Отделить крышку ствольной коробки. Левой рукой обхватить шейку приклада, большим пальцем этой руки нажать на выступ направляющего стержня возвратного механизма, правой рукой приподнять вверх заднюю часть крышки ствольной коробки и отделить крышку.

Отделить возвратный механизм. Удерживая автомат левой рукой за шейку приклада, правой подать вперед направляющий стержень возвратного механизма до выхода его пятки из продольного паза ствольной коробки; приподнять задний конец направляющего стержня и извлечь возвратный механизм из канала затворной рамы.

Отделить затворную раму с затвором. Продолжая удерживать автомат левой рукой, правой отвести затворную раму назад до отказа, приподнять ее вместе с затвором и отделить от ствольной коробки.

Отделить затвор от затворной рамы. Взять затворную раму в левую руку затвором кверху; правой рукой отвести затвор назад, повернуть его так, чтобы ведущий выступ затвора вышел из фигурного выреза затворной рамы, и вывести затвор вперед.

Отделить газовую трубку со ствольной накладкой. Удерживая автомат левой рукой, правой надеть пенал принадлежности прямоугольным отверстием на выступ замыкателя газовой трубки, повернуть замыкатель от себя до вертикального положения и снять газовую трубку с патрубка газовой каморы.

Порядок сборки автомата после неполной разборки:

Присоединить газовую трубку со ствольной накладкой. Удерживая автомат левой рукой, правой надвинуть газовую трубку передним концом на патрубок газовой каморы и плотно прижать задний конец ствольной накладки к стволу; повернуть с помощью пенала принадлежности замыкатель на себя до входа его фиксатора в выем на колодке прицела.

Присоединить затвор к затворной раме. Взять затворную раму в левую руку, а затвор в правую и вставить его цилиндрической частью в канал рамы; повернуть затвор так, чтобы его ведущий выступ вошел в фигурный вырез затворной рамы, и продвинуть затвор вперед.

Присоединить затворную раму с затвором к ствольной коробке. Взять затворную раму в правую руку так, чтобы затвор удерживался большим пальцем в переднем положении. Левой рукой обхватить шейку приклада, правой ввести газовый поршень в полость колодки прицела и продвинуть затворяю раму вперед настолько, чтобы отгибы ствольной коробки вошли в пазы затворной рамы, небольшим усилием прижать ее к ствольной коробке и продвинуть вперед.

Присоединить возвратный механизм. Правой рукой ввести возвратный механизм в канал затворной рамы; сжимая возвратную пружину, подать направляющий стержень вперед и, опустив несколько книзу, ввести его пятку в продольный паз ствольной коробки.

Присоединить крышку ствольной коробки. Вставить крышку ствольной коробки передним концом в полукруглый вырез на колодке прицела; нажать на задний конец крышки ладонью правой руки вперед и книзу так, чтобы выступ направляющего стержня возвратного механизма вошел в отверстие крышки ствольной коробки.

Спустить курок с боевого взвода и поставить на предохранитель. Нажать на спусковой крючок и поднять переводчик вверх до отказа.



Вкладывание пенала принадлежности в гнездо приклада


Присоединение магазина

Присоединить у автомата дульный тормоз-компенсатор. Навернуть дульный тормоз-компенсатор на резьбовой выступ основания мушки до упора. Если паз дульного тормоза-компенсатора не совпал с фиксатором, необходимо отвернуть дульный тормоз-компенсатор (не более одного оборота) до совмещения паза с фиксатором.

У АКС74У присоединить к автомату пламегаситель. Навинтить пламегаситель на резьбовой выступ основания мушки (на ствол) до упора. Если выем пламегасителя не совпал с фиксатором, необходимо отвернуть пламегаситель (менее одного оборота) до совмещения выема с фиксатором.

Присоединить шомпол.

Вложить пенал в гнездо приклада. Уложить протирку, ершик, отвертку и выколотку в пенал и закрыть его крышкой, вложить пенал дном в гнездо приклада и утопить его так, чтобы гнездо закрылось крышкой. У автоматов со складывающимся прикладом пенал убирается в карман сумки для магазинов.

У АКС74У вложить в сумку шомпол и пенал. Уложить протирку, ершик, отвертку и выколотку в пенал, закрыть его крышкой и вложить с шомполом в соответствующие карманы сумки для магазинов.

Присоединить магазин к автомату. Удерживая автомат левой рукой за шейку приклада или цевье, правой ввести в окно ствольной коробки зацеп магазина и повернуть магазин на себя так, чтобы защелка заскочила за опорный выступ магазина.

При сборке автомата с ночным прицелом после присоединения магазина присоединить прицел НСПУ.

Взять автомат за цевье, совместить паз зажимного устройства прицела с планкой оружия; убедившись в том, что рукоятка зажимного устройства находится в заднем положении, продвинуть прицел вперед до упора и закрепить его, повернув рукоятку вперед до отказа.

2. Работа частей и механизмов при заряжании и стрельбе


2.1 Положение частей и механизмов до заряжания.

Затворная рама с газовым поршнем и затвором под действием возвратного механизма находится в крайнем переднем положении, газовый поршень - в патрубке газовой каморы; канал ствола закрыт затвором.

Затвор повернут вокруг продольной оси вправо, его боевые выступы находятся в вырезах ствольной коробки - затвор заперт. Возвратная пружина имеет наименьшее сжатие.



Положение частей и механизмов автомата до заряжания:

1 – спусковой крючок; 2 – сектор переводчика; 3 – шептало одиночного огня; 4 – замедлитель курка; 5 – фигурный выступ спускового крючка; 6 – боевая пружина; 7 – курок; 8 – рычаг автоспуска; 10 – затворная рама.

Рычаг автоспуска под действием выступа затворный рамы повернут вперед и вниз. Курок спущен и упирается в затвор. Ударник под действием курка подан вперед. Боевая пружина находится в наименьшем сжатии; своей петлей она прижимает курок к затвору, а изогнутыми концами прижимает прямоугольные выступы спускового крючка к дну ствольной коробки, при этом хвост спускового крючка находится в переднем положении. Замедлитель курка под действием своей пружины передним выступом прижат к дну ствольной коробки. Переводчик находится в крайнем верхнем положении и закрывает ступенчатый вырез в крышке ствольной коробки (переводчик поставлен на предохранитель): сектор переводчика вошел в вырез шептала одиночного огня и находится над правым прямоугольным выступом спускового крючка (запирает спусковой крючок).


2.2 Работа частей и механизмов при заряжании.

Для заряжания автомата надо присоединить к нему снаряженный магазин, поставить переводчик на автоматический огонь (АВ), отвести затворную раму назад до отказа и отпустить ее. Автомат заряжен.



Положение частей и механизмов автомата при заряжании:

1 – спусковой крючок; 2 – сектор переводчика; 3 – замедлитель курка; 4 – курок;
5 – шептало автоспуска; 6 – затворная рама.

Если не предстоит немедленное открытие огня, то необходимо поставить переводчик на предохранитель. При присоединений магазина его зацеп заходит за выступ ствольной, коробки, а опорный выступ заскакивает за защелку и магазин удерживается в окне ствольной коробки. Верхний патрон, упираясь снизу в затворную раму, несколько опускает патроны в магазин, сжимая его пружину. При постановке переводчика на автоматический огонь ступенчатый вырез в крышке ствольной коробки для рукоятки затворной рамы освобождается, сектор переводчика остается в вырезе шептала одиночного огня, но не препятствует повороту спускового крючка.

При отведении затворной рамы назад, на длину свободного хода, она, действуя передним скосом фигурного выреза на ведущий выступ затвора, поворачивает затвор влево, боевые выступы затвора выходят из вырезов ствольной коробки - происходит отпирание затвора; выступ затворной рамы освобождает рычаг автоспуска, и шептало автоспуска под действием пружины прижимается к передней плоскости курка. При дальнейшем отведении затворной рамы вместе о ней отходит назад затвор, открывая канал ствола; возвратная пружина сжимается; курок под действием затворной рамы поворачивается на оси, боевая пружина закручивается; боевой взвод курка последовательно заскакивает за фигурный выступ спускового крючка, под защелку замедлителя курка, и курок становится на шептало автоспуска; рычаг автоспуска при этом поднимается вверх и становится на пути движения выступа затворной рамы.

Как только нижняя плоскость затворной рамы пройдет окно для магазина, патроны под действием пружины магазина, поднимутся вверх до упора верхним патроном в загиб стенки магазина. При отпускании затворной рамы она вместе с затвором под действием возвратного механизма подается вперед; затвор выталкивает из магазина верхний патрон, досылает его в патронник и закрывает канал ствола. При подходе затвора к казенному срезу ствола зацеп выбрасывателя заскакивает в кольцевую проточку гильзы. Затвор под действием скоса левого выреза ствольной коробки на скос левого боевого выступа затвора, а затем под действием фигурного выреза затворной рамы на ведущий выступ затвора поворачивается вокруг продольной оси вправо; боевые выступы затвора заходят за боевые упоры ствольной коробки - затвор запирается.

Затворная рама, продолжая движение в крайнее переднее положение, своим выступом поворачивает рычаг автоспуска вперед и вниз, выводя шептало автоспуска из-под взвода автоспуска курка; курок под действием боевой пружины поворачивается, выходит из-под защелки замедлителя и становится на боевой взвод. Патроны в магазине под действием пружины поднимаются кверху до упора верхним патроном в затворную раму. При постановке переводчика на предохранитель переводчик закрывает ступенчатый вырез крышки ствольной коробки и становится на пути движения рукоятки затворной рамы назад; сектор переводчика поворачивается вперед и становится над правым прямоугольным выступом спускового крючка (запирает спусковой крючок).


2.3. Работа частей и механизмов при стрельбе.

Работа частей и механизмов при автоматической стрельбе.

Для производства автоматической стрельбы надо поставить переводчик на автоматический огонь (АВ), ели он не был поставлен при заряжании, и нажать на спусковой крючок. При постановке переводчика на автоматический огонь сектор переводчика освобождает прямоугольный выступ спускового крючка (отпирает спусковой крючок) и остается в вырезе шептала одиночного огня. Спусковой крючок получает возможность поворачиваться вокруг своей оси; шептало одиночного огня от поворота вместе со спусковым крючком удерживается сектором переводчика. При нажатии на хвост спускового крючка его фигурный выступ выходит из зацепления с боевым взводом курка. Курок под действием боевой пружины поворачивается на своей оси и энергично наносит удар по ударнику. Ударник бойком разбивает капсюль патрона. Ударный состав капсюля патрона воспламеняется, пламя через затравочные отверстия в дне гильзы проникает к пороховому заряду и воспламеняет его. Происходит выстрел. Пуля под действием пороховых газов движется по каналу ствола; как только она минует газоотводное отверстие, часть газов устремляется через это отверстие в газовую камору, давит на газовый поршень и отбрасывает затворную раму назад. Отходя назад, затворная рама (как и при отведении ее назад за рукоятку) передним скосом фигурного выреза поворачивает затвор вокруг продольной оси и выводит его боевые выступы из-за боевых упоров ствольной коробки - происходит отпирание затвора и открывание канала ствола; выступ затворной рамы освобождает рычаг, автоспуска, он под действием пружины несколько поднимается кверху, а шептало автоспуска прижимается к передней плоскости курка. К этому времени пуля вылетит из канала ствола. Часть пороховых газов, следующих за пулей, попадает в компенсационную камору выступа компенсатора, в результате чего создается избыточное давление на выступ и дульная часть автомата отклоняется влево - вниз, уменьшая рассеивание пуль при стрельбе автоматическим огнем из неустойчивых положении. Затворная рама с затвором по инерции продолжает движение назад; гильза, удерживаемая зацепом выбрасывателя, наталкивается на отражательный выступ ствольной коробки и выбрасывается наружу. В дальнейшем работа частей и механизмов, за исключением работы курка и замедлителя, происходит так же, как и при заряжании. При возвращении затворной рамы с затвором в переднее положение курок удерживается только на шептале автоспуска. После того как затвор дошлет верхний патрон из магазина в патронник и произойдет закрывание канала ствола и запирание затвора, затворная рама, продолжая движение вперед, выводит шептало автоспуска из-под взвода автоспуска курка. Курок под действием боевой пружины поворачивается и ударяет по защелке замедлителя курка; замедлитель поворачивается назад, подставляя под удар курка передний выступ; вследствие этих ударов по замедлителю движение курка вперед несколько замедляется, что позволяет стволу после удара по нему затворной рамы с затвором принять положение, близкие к первоначальному, и этим улучшить кучность боя. После удара по переднему выступу замедлителя курок наносит удар по ударнику. Происходит выстрел. Работа частей и механизмов автомата повторяется. Автоматическая стрельба будет продолжаться до тех пор, пока нажат спусковой крючок и в магазине имеются патроны. Для прекращения стрельбы отпустить спусковой крючок. При этом спусковой крючок под действием боевой пружины повернется и его фигурный выступ встанет на пути движения боевого взвода курка. Курок останавливается на боевом взводе. Стрельба прекращается, но автомат остается заряженным, готовым к производству дальнейшей автоматической стрельбы.


Работа частей и механизмов при стрельбе одиночными выстрелами.

Для производства одиночного выстрела необходимо поставить переводчик на одиночный огонь (ОД) и нажать на спусковой крючок.



Работа частей и механизмов при стрельбе

1 – спусковой крючок; 2 – замедлитель курка; 3 – шептало одиночного огня; 4 – курок;
5 – шептало автоспуска; 6 – затворная рама.

При постановке переводчика из положения на предохранитель в положение на одиночный огонь (ОД) сектор переводчика освобождает прямоугольный выступ спускового крючка (отпирает спусковой крючок), полностью выходит из выреза шептала одиночного огня и при стрельбе в работе ударно-спускового механизма участия не принимает. При нажатии на хвост спускового крючка его фигурный выступ выходит из зацепления с боевым взводом курка. Курок под действием боевой пружины поворачивается на своей оси и энергично наносит удар по ударнику. Происходит выстрел.

После первого выстрела части и механизмы совершат ту же работу, что и при автоматической стрельбе, но следующего выстрела не произойдет, так как вместе со спусковым крючком повернулось вперед шептало одиночного огня и его зацеп встал на пути

движения боевого взвода курка.

Боевой взвод курка заскочит за шептало одиночного огня, и курок остановится в заднем положении. Для производства следующего выстрела необходимо отпустить спусковой крючок и снова нажать на него. Когда спусковой крючок будет отпущен, он под действием боевой пружины повернется вместе с шепталом одиночного огня, шептало одиночного огня выйдет из зацепления с боевым взводом курка и освободит курок. Курок под действием боевой пружины поворачивается, ударяет сначала по защелке замедлителя, а затем по переднему его выступу и становится на боевой взвод.

При нажатии на спусковой крючок его фигурный выступ выходит из зацепления с боевым взводом курка и работа частей и механизмов повторится. Произойдет очередной выстрел.

3. Возможные задержки и неисправности, возникающие при стрельбе, и способы их устранения


Части и механизмы автомата при правильном обращении и надлежащем уходе длительное время работают надежно и безотказно. Однако в результате загрязнения механизмов, износа частей и небрежного обращения с автоматом, а также при неисправности патронов могут возникнуть задержки при стрельбе.

Возникшую при стрельбе задержку следует попытаться устранять перезаряжанием, для чего быстро отвести затворную раму за рукоятку назад до отказа, отпустить ее и продолжать стрельбу. Если задержка не устранилась, то необходимо выяснить причину ее возникновения и устранить задержку, как указано ниже.


Задержки и их
характеристика

Причины задержек

Способ устранения

Неподача патрона

Затвор в переднем положении, но выстрела не произошло - в патроннике нет патрона

1. Загрязнение или неисправность магазина

Перезарядить автомат и продолжать стрельбу. При повторении задержки заменить магазин

2. Неисправность защелки магазина

При неисправности защелки магазина отправить автомат в ремонтную мастерскую

Утыкание патрона

Патрон пулей уткнулся в казенный срез ствола, подвижные части остановились в среднем положении

Неисправность магазина

Удерживая рукоятку затворной рамы, удалить уткнувшийся патрон и продолжать стрельбу. При повторении задержки заменить магазин

Осечка

Затвор в переднем положении, патрон в патроннике, курок спущен - выстрела не произошло

1. Неисправность патрона

Перезарядить автомат и продолжать стрельбу

2. Неисправность ударника или ударно-спускового механизма; загрязнение или застывание смазки (отсутствует или малый накол бойка на капсюле)

При повторении задержки осмотреть и прочистить ударник и ударно-спусковой механизм; при поломке или износе ударно-спускового механизма автомат отправить в ремонтную мастерскую

3. Заклинивание ударник в затворе

Отделить ударник от затвора и прочистить отверстие в затворе под ударником

Неизвлечение гильзы

Гильза в патроннике, очередной патрон упирается в нее пулей, подвижные части остановились среднем положении

1. Грязный патрон или загрязнение патронника

Отвести рукоятку затворной рамы назад и, удерживая ее в заднем положении, отделить магазин и извлечь уткнувшийся патрон. Извлечь затвором или шомполом гильзу из патронника. Продолжать стрельбу. При повторении задержки прочистить патронник и патроны

Осмотреть и очистить от грязи выбрасыватель и продолжать стрельбу. При неисправности выбрасывателя автомат отправить в ремонтную мастерскую

2. Загрязнение или неисправность выбрасывателя ли его пружины

Прихват или неотражение гильзы

Гильза не выброшена из ствольной коробки, а осталась в ней впереди затвора или дослана затвором обратно в патронник

1. Загрязнение трущихся частей, газовых путей или патронника

Отвести рукоятку затворной рамы назад, выбросить гильзу и продолжать стрельбу

При повторении задержки прочистить газовые пути, трущиеся части и патронник; трущиеся части смазать. При неисправности выбрасывателя автомат отправить в ремонтную мастерскую

2. Загрязнение или неисправность выбрасывателя

Недоход затворной рамы в переднее положение

Поломка возвратной пружины

Заменить пружину (в боевой обстановке переднюю часть пружины повернуть заправленным концом назад и продолжать стрельбу)

4. Изучение условий и порядка выполнения нормативов по неполной разборке и сборке автомата. Выполнение нормативов: «Неполная разборка оружия» и «Сборка оружия после неполной разборки»


4.1. Особенности отработки нормативов по огневой подготовке.

Нормативы в ходе занятий и тренировок отрабатываются с использованием исправных учебных (боевых) автоматов (пулеметов) и учебных патронов.

Оружие должно быть полностью укомплектовано принадлежностями, уложенными на своих местах.

Тренировка по выполнению нормативов, связанных с разборкой и сборкой оружия, снаряжением лент (магазинов) производится только на учебном оружие и учебными боеприпасами на отдельном учебном месте. В исключительных случаях, допускается выполнение нормативов по разборке и сборке оружия с использованием боевого, закрепленного за военнослужащими орудия, с соблюдением особых правил бережного обращения с ним.

Норматив считается выполненным, если при работе соблюдены условия его выполнения и не было допущено нарушений требований безопасности, а также уставов, наставлений, инструкций и руководств.

Если при отработке норматива обучаемым допущена, хотя бы одна ошибка, которая могла бы привести к травме (поражению) личного состава, поломке вооружения или аварии, выполнение норматива прекращается и обучаемый оценивается на «неудовлетворительно».

За нарушение последовательности выполнения норматива, которое не привело к авариям, поломке (порче) вооружения, а также за каждую ошибку, приводящую к нарушению условий выполнения норматива, требований уставов, руководств, наставлений, инструкций, оценка снижается на один балл.

При выполнении нормативов в средствах защиты кожи (ОЗК, Л-1 и т.п.) время увеличивается на 25%, а при работе в средствах защиты органов дыхания (противогазе, респираторе) – на 10%.

При температуре воздуха минус 10С и ниже, плюс 30С и выше, при сильном дожде, снегопаде, время на выполнение нормативов увеличивается до 20%, а при действиях ночью, если время для ночных условий не определено, оно увеличивается до 30%.

Технические неисправности вооружения, обнаруженные в ходе выполнения норматива, не устраняются (если они не препятствуют выполнению норматива). Обучаемый после выполнения норматива докладывает о выявленных неисправностях.

Время выполнения норматива военнослужащим отсчитывается по секундомеру с момента подачи команды «К выполнению норматива - ПРИСТУПИТЬ» (или другой установленной команды) до момента выполнения норматива и доклада обучаемого о его выполнении.


4.2. Порядок определения оценки за выполнения нормативов.

Если норматив отрабатывается в процессе обучения несколько раз, то оценка за его выполнение определяется по последнему показанному результату или по результату контрольной попытки.

Индивидуальная оценка военнослужащему за выполнение нескольких нормативов по огневой подготовке определяется по оценкам, полученным за выполнение каждого норматива, и считается:


«отлично»

если не менее 90% проверенных нормативов оценены положительно, при этом не менее 50% нормативов оценено «отлично»

«хорошо»

если не менее 80% проверенных нормативов оценены положительно, при этом не менее 50% нормативов оценены не ниже «хорошо»

«удовлетворительно»

если не менее 70% нормативов оценены положительно, а при оценке по трем нормативам положительно оценены два, один из них – не ниже «хорошо»

«неудовлетворительно»

если не выполнены условия на оценку «удовлетворительно»


Оценка за выполнение одиночных нормативов подразделению выводится по индивидуальным оценкам обучаемых и определяется:


«отлично»

если не менее 90% обучаемых получили положительные оценки, при этом не менее 50% обучаемых получили оценку «отлично»

«хорошо»

если не менее 80% обучаемых получили положительные оценки, при этом не менее 50% обучаемых получили оценку не ниже «хорошо»

«удовлетворительно»

если не менее 70% обучаемых получили положительные оценки

«неудовлетворительно»

если не выполнены условия на оценку «удовлетворительно»


4.3. Условия и методические указания по отработке норматива: «Неполная разборка оружия».


Условия, порядок выполнения и методические указания по отработке норматива


Наименование норматива

Неполная разборка оружия

Условия выполнения норматива

Автомат лежит на столе (чистой подстилке) дульной частью вперед, а ручной пулемет установлен на сошку дульной частью влево. У автомата (ручного пулемета) магазин пристегнут. Обучаемый находится у оружия (на исходном положении) с опущенными руками.

Порядок выполнения норматива

Руководитель занятия подает команду: «К неполной разборке оружия – ПРИСТУПИТЬ».

При выполнении неполной разборке автомата (ручного пулемета) обучаемый отделяет магазин и проверяет, нет ли патрона в патроннике. Вынимает пенал принадлежности из гнезда приклада. Последовательно отделяет шомпол, дульный тормоз-компенсатор (у пулемета – пламегаситель), крышку ствольной коробки, возвратный механизм, затворную раму с затвором, затвор от затворной рамы и газовую трубку со ствольной накладкой.

Время отсчитывается от команды «К неполной разборке оружия – ПРИСТУПИТЬ» до доклада обучаемого «ГОТОВО».

Методические указания по отработке норматива

Для отработки норматива используется учебное (боевое, закрепленное за военнослужащими) оружие. В случае использования боевого оружия разборка должна проводиться с соблюдением дополнительных мер по бережному обращению с оружием.

Разборку оружия необходимо производить на столе или чистой подстилке. Части и механизмы класть в порядке разборки, обращаться с ними осторожно, не класть одну часть на другую, не бросать их, не применять излишних усилий и резких ударов по ним.

При разборке оружии с учетом нормативного времени принадлежность рекомендуется вынимать, но пенал без надобности не разбирать.


Подготовительные действия, не входящие в условия норматива


Действия
руководителя

Действия
обучаемого

Порядок
выполнения приема

1. Только для ручного пулемета подает команду, например: «Пулемет на сошку – УСТАНОВИТЬ». Контролирует порядок выполнения приема. Фиксирует ошибки.

Устанавливает пулемет на сошку.

Обучаемый устанавливает пулемет на сошку дульной частью влево, для чего освобождает ноги сошки от пружинной застежки и отводит сошку от ствола так, чтобы ее ноги заняли фиксированное положение.


Порядок выполнения норматива


Действия
руководителя

Действия
обучаемого

Порядок
выполнения приема

1. Подает команду: «К неполной разборке оружия – ПРИСТУПИТЬ». Включает секундомер. Контролирует порядок выполнения норматива. Фиксирует ошибки снижающие оценку.

1. При выполнении неполной разборке автомата (ручного пулемета):

отделяет магазин и проверяет, нет ли патрона в патроннике

Обучаемый удерживая автомат (ручной пулемет) левой рукой за шейку приклада или цевье, правой рукой обхватывает магазин, нажимает большим пальцем на защелку, подает нижнюю часть магазина вперед и отделяет его.

Проверяет, нет ли патрона в патроннике, для чего опускает переводчик вниз, ставит его в положение «АВ» или «ОД», отводит рукоятку затворной рамы назад, осматривает патронник, отпускает рукоятку затворной рамы и спускает курок с боевого взвода.

вынимает пенал принадлежности из гнезда приклада


у АКС74У вынимает из сумки шомпол и пенал принадлежности

Обучаемый утапливает пальцем правой руки крышку гнезда так, чтобы пенал под действием пружины вышел из гнезда и вынимает пенал с принадлежностью.


Раскрывает пенал и вынимает из него протирку, ершик, отвертку и выколотку.

отделяет шомпол

Обучаемый оттягивает конец шомпола от ствола так, чтобы его головка вышла из-под упора на основании мушки и вынимает шомпол.

При затруднительном отделении шомпола использует выколотку, которую вставляет в отверстие головки шомпола, оттягивает от ствола конец шомпола и вынимает его.

отделяет дульный тормоз-компенсатор (у пулемета – пламегаситель)








у АКС74У отделяет пламегаситель

Обучаемый пальцем (отверткой) утапливает фиксатор дульного тормоза-компенсатора (пламегасителя). Сворачивает дульный тормоз-компенсатор (пламегаситель) с резьбового выступа основания мушки (со ствола), вращая его против хода часовой стрелки.

В случае чрезмерно тугого вращения дульного тормоза-компенсатора (пламегасителя) производит отворачивание его с помощью выколотки (шомпола), вставленной в окна дульного тормоза-компенсатора (щели пламегасителя).


Утапливает отверткой фиксатор пламегасителя и отвинчивает пламегаситель с резьбового выступа основания мушки (со ствола), вращая его против хода часовой стрелки. В случае затруднительного свинчивания пламегасителя допускается отвинчивание его с помощью шомпола, вставленного в выемки пламегасителя.

отделяет крышку ствольной коробки

Обучаемый левой рукой обхватывает шейку приклада, большим пальцем этой руки нажимает на выступ направляющего стержня возвратного механизма. Правой рукой он приподнимает вверх заднюю часть крышки ствольной коробки и отделяет крышку.

отделяет возвратный механизм

Обучаемый удерживая автомат (пулемет) левой рукой за шейку приклада, правой подает вперед направляющий стержень возвратного механизма до выхода его пятки из продольного паза ствольной коробки. Приподнимает задний конец направляющего стержня и извлекает возвратный механизм из канала затворной рамы.

отделяет затворную раму с затвором

Обучаемый, продолжая удерживать автомат (пулемет) левой рукой, правой отводит затворную раму назад до отказа, приподнимает ее вместе с затвором и отделяет от ствольной коробки.

отделяет затвор от затворной рамы

Обучаемый берет затворную раму в левую руку затвором кверху. Правой рукой отводит затвор назад, поворачивает его так, чтобы ведущий выступ затвора вышел из фигурного выреза затворной рамы, и выводит затвор вперед.

отделяет газовую трубку со ствольной накладкой

Обучаемый, удерживая автомат (пулемет) левой рукой, указательным пальцем правой руки поворачивает замыкатель от себя до вертикального положения и снимает газовую трубку с патрубка газовой каморы.

Если замыкатель перемещается очень туго, обучаемый надевает пенал принадлежности прямоугольным отверстием на выступ замыкателя газовой трубки и использует пенал для поворота замыкателя.

Докладывает руководителю занятия о выполнении норматива, например: «ГОТОВО».

2. Получив от обучаемого доклад «ГОТОВО», останавливает секундомер.




П р и м е ч а н и е: Дальнейшие действия обучаемых осуществляются в соответствие с условиями выполнения норматива «Сборка оружия после неполной разборки».


Временные показатели и оценка за выполнение норматива


Вид оружия

Оценка по времени (секунд)

«отлично»

«хорошо»

«удовлетворительно»

Автомат

15

17

19

Ручной пулемет

17

19

21


4.4. Условия и методические указания по отработке норматива: «Сборка оружия после неполной разборки».


Условия, порядок выполнения и методические указания по отработке норматива


Наименование норматива

Сборка оружия после неполной разборки

Условия выполнения норматива

Оружие разобрано. Части и механизмы автомата (пулеметов) аккуратно разложены на столе (чистой подстилке) в порядке разборки и не касаются друг друга. Обучаемый находится у оружия (на исходном положении) с опущенными руками.

Порядок выполнения норматива

Руководитель занятия подает команду: «К сборке оружия - ПРИСТУПИТЬ».

При выполнении сборки после неполной разборке автомата (ручного пулемета) обучаемый последовательно присоединяет газовую трубку со ствольной накладкой, затвор к затворной раме, затворную раму с затвором к ствольной коробке, возвратный механизм и крышку ствольной коробки. Спускает курок с боевого взвода и ставит оружие на предохранитель. Присоединяет у автомата дульный тормоз-компенсатор, а у ручного пулемета - пламегаситель. Присоединяет к оружию шомпол. Вкладывает пенал в гнездо приклада и присоединяет магазин.

Время отсчитывается от команды «К сборке оружия - ПРИСТУПИТЬ» до доклада обучаемого «ГОТОВО».

Методические указания по отработке норматива

Для отработки норматива используется учебное (боевое, закрепленное за военнослужащими) оружие. В случае использования боевого оружия сборка должна проводиться с соблюдением дополнительных мер по бережному обращению с оружием.

Сборку оружия необходимо производить на столе или чистой подстилке; обращаться с частями и механизмами оружия осторожно, не применять излишних усилий и резких ударов по ним.


Порядок выполнения норматива


Действия
руководителя

Действия
обучаемого

Порядок
выполнения приема

1. Подает команду: «К сборке оружия – ПРИСТУПИТЬ». Включает секундомер. Контролирует порядок выполнения норматива. Фиксирует ошибки снижающие оценку.

1. При выполнении сборки автомата (ручного пулемета):

присоединяет газовую трубку со ствольной накладкой

Обучаемый, удерживая автомат (пулемет) левой рукой, правой надвигает газовую трубку передним концом на патрубок газовой каморы и плотно прижимает задний конец ствольной накладки к стволу. Указательным пальцем правой руки поворачивает замыкатель на себя до входа его фиксатора в выем на колодке прицела.

Если замыкатель перемещается очень туго, обучаемый надевает пенал принадлежности прямоугольным отверстием на выступ замыкателя газовой трубки и использует пенал для поворота замыкателя.

присоединяет затвор к затворной раме

Обучаемый берет затворную раму в левую руку, а затвор в правую и вставляет его цилиндрической частью в канал рамы. Затем поворачивает затвор так, чтобы его ведущий выступ вошел в фигурный вырез затворной рамы, и продвигает затвор вперед.

присоединяет затворную раму с затвором к ствольной коробке

Обучаемый берет затворную раму в правую руку так, чтобы затвор удерживался большим пальцем в переднем положении. Левой рукой обхватывает шейку приклада, правой вводит газовый поршень в полость колодки прицела и продвигает затворяю раму вперед настолько, чтобы отгибы ствольной коробки вошли в пазы затворной рамы, небольшим усилием прижимает ее к ствольной коробке и продвигает вперед.

присоединяет возвратный механизм

Обучаемый правой рукой вводит возвратный механизм в канал затворной рамы. Затем, сжимая возвратную пружину, подает направляющий стержень вперед и, опустив несколько книзу, вводит его пятку в продольный паз ствольной коробки.

присоединяет крышку ствольной коробки

Обучаемый вставляет крышку ствольной коробки передним концом в полукруглый вырез на колодке прицела Нажимает на задний конец крышки ладонью правой руки вперед и книзу так, чтобы выступ направляющего стержня возвратного механизма вошел в отверстие крышки ствольной коробки.

спускает курок с боевого взвода и ставит оружие на предохранитель

Обучаемый нажимает на спусковой крючок и поднимает переводчик вверх до отказа.

присоединяет у автомата дульный тормоз-компенсатор, а у ручного пулемета - пламегаситель





У АКС74У присоединяет к автомату пламегаситель.

Обучаемый навертывает дульный тормоз-компенсатор (у ручного пулемета - пламегаситель) на резьбовой выступ основания мушки (на ствол) до упора.

Если паз дульного тормоза-компенсатора (пламегасителя) не совпал с фиксатором, он отворачивает дульный тормоз-компенсатор или пламегаситель (не более одного оборота) до совмещения паза с фиксатором.


Навинчивает пламегаситель на резьбовой выступ основания мушки (на ствол) до упора. Если выем пламегасителя не совпал с фиксатором, необходимо отвернуть пламегаситель (менее одного оборота) до совмещения выема с фиксатором.

присоединяет шомпол


вкладывает пенал в гнездо приклада





у АКС74У вкладывает в сумку шомпол и пенал

Обучаемый укладывает протирку, ершик, отвертку и выколотку в пенал и закрывает его крышкой (если принадлежность вынималась из пенала), вкладывает пенал дном в гнездо приклада, утопив его так, чтобы гнездо закрылось крышкой.


Укладывает протирку, ершик, отвертку и выколотку в пенал, закрывает его крышкой и вкладывает с шомполом в соответствующие карманы сумки для магазинов.

присоединяет магазин к автомату (пулемету)

Обучаемый, удерживая автомат (пулемет) левой рукой за шейку приклада или цевье, правой вводит в окно ствольной коробки зацеп магазина и поворачивает магазин на себя так, чтобы защелка заскочила за опорный выступ магазина.

Докладывает руководителю занятия о выполнении норматива, например: «ГОТОВО».

2. Получив от обучаемого доклад «ГОТОВО», останавливает секундомер.




Временные показатели и оценка за выполнение норматива


Вид оружия

Оценка по времени (секунд)

«отлично»

«хорошо»

«удовлетворительно»

Автомат

25

27

32

Ручной пулемет

27

29

34


Дальнейшие действия, не входящие в условия норматива


Действия
руководителя

Действия
обучаемого

Порядок
выполнения приема

1. Только для ручного пулемета подает команду, например: «Ноги сошки – СЛОЖИТЬ». Контролирует порядок выполнения приема. Фиксирует ошибки.

Складывает ноги сошки.

Обучаемый складывает ноги сошки, для чего, удерживая пулемет левой рукой в вертикальном положении, правой рукой (несколько сводя ноги сошки) прижимает их к стволу и закрепляет пружинной застежкой.


1 Вес автомата указан без штыка-ножа; в числителе указан вес автомата с постоянным прикладом, в знаменателе со складывающимся прикладом.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!