СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по организации и проведению занятий по строевой подготовке на учебных сборах

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

В строевом обучении применяются следующие методы: рассказ (объяснение); показ; тренировка; самостоятельное изучение приема или действия.

Место командира при проведении занятий по строевой подготовке должно обеспечивать наблюдение за действиями обучаемых, чтобы своевременно реагировать на допущенные ими ошибки. Наиболее целесообразным удалением от строя подразделения надо считать: для командиров отделений - три-четыре шага; для командиров взводов (рот) - пять-семь шагов и более. При таком удалении обучаемые находятся под постоянным контролем командиров и всегда готовы к выполнению команд.

Большое значение в строевой подготовке имеет умение командира четко и громко подавать команды.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по организации и проведению занятий по строевой подготовке на учебных сборах»

Министерство транспорта Российской Федерации

Федеральное агентство морского и речного транспорта

Печорское речное училище - филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Государственный университет морского и речного флота им. адмирала С.О.Макарова»









Методические рекомендации по организации и проведению занятий по строевой подготовке






Тема:


СТРОЕВЫЕ ПРИЕМЫ И ДВИЖЕНИЕ БЕЗ ОРУЖИЯ














г.Печора

2016г.











Опорный конспект


по строевой ПОДГОТОВКе






Тема:


СТРОЕВЫЕ ПРИЕМЫ И ДВИЖЕНИЕ БЕЗ ОРУЖИЯ


учебные Вопросы:


1. Строевая стойка.

2. Повороты на месте.



Методические рекомендации по организации и проведению занятий по строевой подготовке


В строевом обучении применяются следующие методы: рассказ (объяснение); показ; тренировка; самостоятельное изучение приема или действия.

Место командира при проведении занятий по строевой подготовке должно обеспечивать наблюдение за действиями обучаемых, чтобы своевременно реагировать на допущенные ими ошибки. Наиболее целесообразным удалением от строя подразделения надо считать: для командиров отделений - три-четыре шага; для командиров взводов (рот) - пять-семь шагов и более. При таком удалении обучаемые находятся под постоянным контролем командиров и всегда готовы к выполнению команд.

Большое значение в строевой подготовке имеет умение командира четко и громко подавать команды.

Предварительная команда должна подаваться отчетливо и протяжно, чтобы обучаемые поняли, каких действий от них требует командир. Исполнительная команда должна подаваться после паузы отрывисто и энергично. Исполнительную команду никогда не следует затягивать, так как это приводит к ненужному перенапряжению обучаемых и нечеткости в действиях.

Перед подачей команды или отдачей приказания командир обязан принять положение «смирно». Это воспитывает у подчиненных дисциплинированность и уважение к строю.

Обучение строевым приемам надо проводить в такой последовательности: ознакомление с приемом; разучивание приема; тренировка.

Для ознакомления с приемом командир должен: назвать прием и указать, где и для какой цели он применяется; подать команду, по которой выполняется прием; показать строго по Строевому уставу, как выполняется прием в целом, а затем в медленном темпе - по разделениям с кратким пояснением порядка его выполнения. На ознакомление с приемом должно затрачиваться минимальное время.

В зависимости от сложности строевого приема разучивание его может проводиться: в целом, если прием несложный; по разделениям, если прием сложный; с помощью подготовительных упражнений, если прием сложный и отдельные его элементы трудно усваиваются. Для ознакомления с приемом руководитель занятия образцово показывает обучаемым порядок его выполнения в целом, а затем по элементам (по разделениям), попутно объясняя свои действия. При показе у обучаемого создается зрительное представление о строевом приеме или действии (его элементах), поэтому показ должен быть безупречным.

Показ необходимо всегда сопровождать кратким объяснением. Для создания полного и правильного представления об изучаемом приеме или действии недостаточно иметь зрительное представление, нужно осмыслить изучаемые прием или действие.

Объяснение позволяет раскрыть такие стороны изучаемых строевых приемов или действий, которые трудно усваиваются при показе. Оно ориентирует обучаемых на то, что будет показано, или на то, от чего зависит правильность выполнения строевого приема или действия.

После ознакомления со строевым приемом или действием процесс формирования навыка как целостного действия включает три связанных между собой основных этапа. Первый этап заключается в расчленении приема или действия на элементы и в выполнении приема или действия по частям. Второй этап последовательно объединяет элементы в группы, а затем - в единое целое. Третий этап сводится к выработке навыков в выполнении приема или действия. Выполнение приема путем многократного повторения (тренировки) доводится до автоматизма. При этом командир должен добиваться, чтобы все приемы выполнялись правильно, быстро, красиво и четко.

Порядок проведения занятий. Командир обязан стремиться к тому, чтобы каждое занятие по строевой подготовке максимально повышало выучку личного состава. Это достигается при условии, если занятие будет проводиться с полной нагрузкой, а прием или действие отрабатываться практически при строжайшем соблюдении требований Строевого устава.

Одиночная подготовка является наиболее сложной частью строевого обучения. Обучение одиночной подготовке, как правило, осуществляет непосредственно командир отделения. Он лично проводит занятия с отделением и отвечает за индивидуальную подготовку каждого солдата.

Занятия по изучению строевых приемов на месте необходимо проводить в разомкнутом строю, а в движении - на увеличенных дистанциях, с тем, чтобы командиру отделения отчетливо были видны ошибки и неточности в действиях каждого солдата.

Обучение солдат строевым приемам с оружием проводится теми же методами, что и без оружия. При этом в начале каждого занятия командир отделения обязан осмотреть оружие, чтобы оно не было заряжено, и проверить исправность крепления ремня.

Каждое занятие по одиночной строевой подготовке проводится в следующей методической последовательности: проверка и тренировка в выполнении ранее изученных приемов; показ с кратким разъяснением нового строевого приема и разучивание этого приема по разделениям или с помощью подготовительных упражнений (если прием сложный); выполнение приема в замедленном темпе с доведением его в процессе обучения до уставного темпа; тренировка обучаемых до правильного и четкого выполнения разученного приема с использованием одностороннего и двустороннего способа обучения; организация состязания на лучшее выполнение строевого приема и проведение разбора занятия.

Односторонний способ обучения заключается в одновременном обучении всех военнослужащих одним и тем же приемам (действиям) под руководством командира (руководителя). Для обучения и тренировки в выполнении приемов отделение размыкается по периметру строевой площадки на интервалы (дистанции) в несколько шагов.

Двусторонний способ обучения заключается в том, что изучение и тренировка в выполнении приемов проводится попарно (в каждой паре один из обучаемых должен быть более подготовленным).

В ходе тренировки командир следит за действиями своих подчиненных и указывает на допущенные ими ошибки, добивается их устранения, обращая внимание на правильность и четкость выполнения строевых приемов и действий.

Хорошая одиночная строевая подготовка обеспечивает успех обучения солдат действиям в составе подразделения и части.

Вариант проведения занятия в роте по одиночной строевой подготовке. Перед выходом на занятие командир роты, приняв рапорт от командира первого взвода о готовности личного состава, выводит подразделение к месту занятий. Рота выходит в походном строю с песней или под барабан. Прибыв к месту занятий, командир роты выстраивает роту в развернутый двухшереножный строй. Затем объявляет тему, цель занятия и учебные вопросы, указывает каждому взводу место для занятия и приказывает командирам взводов развести взвода по местам занятий. При выходе взводов в указанные места каждый командир взвода указывает место для занятия каждому отделению. Командиры отделений разводят отделения по местам. Когда все подразделения займут свои учебные места, командир роты подает команду «К проведению занятия - ПРИСТУПИТЬ».

Командиры отделений, выйдя на середину строя, начинают занятие с повторения ранее изученных приемов, а затем приступают к изучению нового приема и тренировке. Разучивание нового строевого приема (действия) командир отделения начинает с показа его в целом, а затем по элементам в медленном и в уставном темпе.

Закончив показ и установив, что обучаемые поняли прием, командир отделения приступает к разучиванию строевого приема с подчиненными сначала по элементам в медленном темпе, а затем в целом. Когда прием разучен, по указанию командира взвода отделение приступает к тренировке попарно и самостоятельно.

Для проведения тренировки по команде командир отделения становится в центре строевой площадки, а по ее периметру с интервалом четыре шага выстраивает солдат отделения. Заметив ошибку в выполнении приема одним из солдат, командир подходит к нему и, находясь рядом с ним, тренирует (обучает) его, а остальной личный состав отделения в это время продолжает тренировку самостоятельно. Если в ходе тренировки одну и ту же ошибку допускают несколько солдат, командир прекращает тренировку отделения и вновь показывает прием, после чего тренировка продолжается.

При проведении попарной тренировки солдаты (в паре) поочередно выступают в роли командира. Командир отделения контролирует действия солдат, переходя от одной пары к другой, исправляет допускаемые ими ошибки.

Командир взвода, следя за действиями командиров отделений и обучаемых солдат, поочередно оказывает им помощь в обучении и устранении допущенных солдатами ошибок. Слабо подготовленных солдат он может вызвать к себе и лично обучать правильному выполнению строевого приема или действия.

Командир роты, переходя от взвода к взводу, контролирует ход занятия, правильность обучения и дает рекомендации командирам взводов и отделений, как лучше устранить ошибки, допускаемые солдатами. При необходимости оказывает помощь одному из командиров взводов (отделений) в проведении занятий.

При переходе тренировки под барабан командир роты становится в центре плаца, вызывает к себе барабанщика и, подавая ему команды, руководит тренировкой. В этом случае командиры взводов и отделений следят за действиями обучаемых и устраняют допущенные ими ошибки по ходу тренировки.

В конце занятия командир отделения указывает каждому солдату, что и к какому сроку доработать, а также дает указания о подготовке к очередному занятию.

Командир взвода при проведении разбора отмечает лучшее отделение и наиболее отличившихся солдат, подводит итоги соревнования.

Командир роты проводит разбор со всем личным составом и отдельно с офицерами и сержантами. На общем разборе он указывает степень отработки изучаемого приема (действия) во взводах, подводит итоги соревнования и дает указания по совершенствованию выполнения этого приема в повседневной жизни. При проведении разбора с офицерами и сержантами командир роты отмечает положительное в проведении занятия и недостатки, допущенные при обучении, и дает указания по подготовке к следующему занятию.











ПЛАН


проведения занятия
по строевой подготовке






Тема:


СТРОЕВЫЕ ПРИЕМЫ И ДВИЖЕНИЕ БЕЗ ОРУЖИЯ


занятие:


Строевая стойка. Повороты на месте.




УТВЕРЖДАЮ

З

РАССМОТРЕНО

На заседании предметной(цикловой) комиссии

Военно-спортивных дисциплин


Протокол№1 от 09 сентября 2014 года


Председатель________________И.И.Митяев



аместитель директора Печорского речного училища –филиала ФГБОУ ВПО «ГУМРФ им.адмирала С.О.Макарова»


___________________Э.Э.Пец








«


»


20

14

г.








ПЛАН


ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ

с


по

СТРОЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ

на

«


»


20


г.



Тема:

Строевые приемы и движение без оружия.

Учебные вопросы:

  1. Строевая стойка.

  2. Повороты на месте.

Учебные цели:






Время:


часа (ов)


Место проведения занятия:

Строевой плац(спортзал).

Метод (форма) проведения:

Показ; упражнение (тренировка).

Материальное обеспечение:

Оборудование строевого плаца, стенды, плакаты и схемы.

Оружие и экипировка – штатные.

Требований безопасности и ограничения:















ХОД ЗАНЯТИЯ




мин.

(к плану командира роты)



п.п.

Содержание
занятия

Время

Действия
руководителя

Действия
подчиненных

1.

Организация занятия.


мин.


Перед выходом на занятие принимаю рапорт от командира первого взвода о готовности личного состава к занятию.


Отправляю личный состав роты повзводно к месту проведения занятия.

Контролирую порядок выхода подразделений на строевой плац.

Подразделения во главе с командирами выходят к месту проведения занятия в походном строю с песней (под барабан).

На строевом плацу определяю место построения и выстаиваю роту в развернутый двухшереножный строй.

Командиры взводов и отделений обозначают места построений своих подчиненных и контролируют порядок выполнения команд.

Подаю команды, например: «Рота, РАВНЯЙСЬ», «СМИРНО», «Первая шеренга два шага вперед, шагом - МАРШ».

Приказываю командирам взводов осмотреть внешний вид подчиненных, проверить знания ими основных положений строевого устава и осмотреть оружие (если оно используется на занятии).

Провожу выборочный осмотр внешнего вида и проверяю знания основных положений строевого устава у отдельных военнослужащих.

После осмотра и проверки приказываю командирам взводов и отделений закончить осмотр и проверку, стать в строй и возвращаю первую шеренгу на свое место.

Первая шеренга выходит на указанное количество шагов.

Командиры взводов проверяют внешний вид подчиненных, знания ими основных положений строевого устава и осматривают оружие (если оно используется на занятии).

При подходе начальника к отделению командир отделения выходит из строя, следуют позади него, фиксирует выявленные недостатки у подчиненных и добивается их устранения если их возможно устранить в строю.

Личный состав устраняет выявленные недостатки, отвечает на вопросы и по команде занимает исходное положение.

Объявляю тему, цель занятия и учебные вопросы.

Слушают и запоминают.

Указываю каждому взводу место для занятия на строевом плацу и приказываю командирам взводов развести взвода по местам занятий.

При выходе взводов в указанные места каждый командир взвода определяет место для занятия каждому отделению.

Командиры отделений разводят отделения по местам










занятия.

2.

Основная часть занятия.


мин.


После занятия подразделениями своих учебных мест, подаю команду, например: «К отработке учебного вопроса - ПРИСТУПИТЬ».

Командиры взводов выходят из строя и командуют, например: «Командиры отделений, к отработке учебного вопроса «Строевая стойка» - ПРИСТУПИТЬ».

Перехожу от взвода к взводу, контролирую ход занятия, правильность обучения и даю рекомендации командирам взводов и отделений, как лучше устранить ошибки, допускаемые солдатами.

При необходимости оказываю помощь одному из командиров взводов (отделений) в обучении подчиненных.

Командиры взводов (отделений) устраняют методические ошибки (при их наличии) в обучении своих подчиненных.

Обучаемые учатся правильно и быстро действовать по командам своих командиров до приобретения твердых практических навыков в выполнении каждого строевого приема.

Закончив изучение первого вопроса, подаю команды, например: «Командиры взводов», «Отработку первого учебного вопроса - ЗАКОНЧИТЬ», «К отработке второго учебного вопроса - ПРИСТУПИТЬ».

При обращении к командирам взводов они поворачиваются в сторону командира роты, принимают строевую стойку и уясняют дальнейшие команды (указания).

Командиры взводов приказывают командирам отделений закончить отработку первого учебного вопроса и приступить к отработке второго, например: «К отработке учебного вопроса «Повороты на месте» - ПРИСТУПИТЬ».

Командиры отделений при обращении к ним поворачиваются в сторону командира взвода, принимают строевую стойку и уясняют дальнейшие команды (указания).

Они заканчивают отработку первого учебного вопроса, выстраивают каждый свое отделение на месте построения и приступают к изучению второго вопроса.

3.

Подведение итогов занятия.


мин.


Закончив изучение второго вопроса, подаю команды, например: «Командиры взводов», «Занятие - ЗАКОНЧИТЬ», «К подведению итогов занятия - ПРИСТУПИТЬ».

При обращении к командирам взводов они поворачиваются в сторону командира роты, принимают строевую стойку и уясняют дальнейшие команды (указания).

Командиры взводов приказывают командирам отделений закончить занятие и подвести итоги занятия в отделениях.

Командиры отделений при обращении к ним поворачиваются в сторону командира взвода, принимают строевую стойку и уясняют дальнейшие команды (указания). Они заканчивают занятие, выстраивают каждый свое отделение на месте построения и подводят итоги занятия в отделениях. При этом они оценивают каждого солдата и доводят до них оценки. Отмечают лучших солдат и называют отстающих, указывают каждому подчиненному, что и к какому сроку доработать, а также дают указания о подготовке к очередному занятию.

Построив взвод в развернутом двухшереножном строю, проводит разбор занятия командир взвода. Он отмечают лучшие отделения и наиболее отличившихся солдат, подводит итоги соревнования.

После подведения итогов во взводах приказываю командирам взводов возвратить взвода на место общего построения и выстраиваю роту в развернутый двухшереножный строй.

Командиры взводов и отделений обозначают места построений своих подчиненных и контролируют порядок выполнения команд.

Провожу разбор занятия со всем личным составом роты и отдельно с офицерами и сержантами.

На общем разборе указывают степень отработки изучаемых приемов (действий) во взводах, подвожу итоги соревнования между взводами и даю указания по совершенствованию выполнения изученных строевых приемов в повседневной жизни.

При проведении разбора с офицерами и сержантами отмечаю положительное в проведении занятия и недостатки, допущенные при обучении, и даю указания по подготовке к следующему занятию.

Слушают и запоминают, делают выводы и уясняют задачи.




Командир (начальник)



(должность)



(воинское звание, подпись)




ХОД ЗАНЯТИЯ




мин.

(к плану командира отделения)



п.п.

Содержание
занятия

Время

Действия
руководителя

Действия
подчиненных

1.

Строевая стойка.


мин.


Ознакомление со строевым приемом.

Называю отрабатываемый строевой прием: «Строевая стойка».

Объясняю, где и в каких случаях этот строевой прием применяется (из ст. 27).

Называю команды, по которой выполняется строевой прием: «СТАНОВИСЬ» или «СМИРНО».

Образцово показываю выполнение строевого приема в целом сам или привлекаю для показа этого строевого приема наиболее подготовленного сержанта (солдата).

Довожу порядок выполнения строевого приема, согласно требованиям Строевого устава (из ст. 27).

Показываю прием в медленном темпе и по разделениям, подаю команды и кратко поясняю свои действия.

Слушают и запоминают основные положения строевого устава, а также команды, по которым выполняется изучаемый строевой прием.

Наблюдают за образцовым показом строевого приема в целом (в уставном темпе) и показом по разделениям (в медленном темпе с пояснением).

Разучивание строевого приема.

Изучаю с подчиненными строевой прием по разделениям. Находясь внутри строевой площадки (перед строем подразделения), подаю команды на начало отработки строевого приема и его прекращение.

Во время разучивания строевого приема особое внимание обращаю на правильное положение корпуса тела, рук, ног и головы.

Запоминают порядок выполнения строевого приема по разделениям с использованием подготовительных упражнений в медленном темпе и в целом под счет.

По команде руководителя отрабатывают строевой прием сначала по разделениям с использованием подготовительных упражнений, а затем в целом под счет.

Тренировка в выполнении строевого приема.

Тренирую прием в составе отделения, попарно или самостоятельно в целом.

Если в процессе тренировки

По команде руководителя выполняют строевой прием в целом (в уставном темпе).

Учатся правильно и быстро действовать до приобретения твердых практических









приема допущена общая ошибка, останавливаю обучение и показываю, как эту ошибку исправить.

Если ошибку допускает отдельный военнослужащий, вывожу его из строя, становлюсь рядом с ним и провожу индивидуальное обучение этого приема. Все остальные обучаемые продолжают выполнять строевой прием самостоятельно.

навыков в выполнении изучаемого строевого приема.

2.

Повороты на месте.


мин.


Ознакомление со строевыми приемами.

Называю строевой прием: «Повороты на месте».

Объясняю, где и в каких случаях эти строевые приемы применяется (из ст. 30).

Называю команды, по которой выполняются строевые приемы: «Напра-ВО», «Пол-оборота напра-ВО», «Нале-ВО», «Пол-оборота нале-ВО», «Кру-ГОМ».

Образцово показываю выполнение строевых приемов в целом сам или привлекаю для показа этих строевых приемов наиболее подготовленного сержанта (солдата).

Довожу порядок выполнения строевых приемов, согласно требованиям Строевого устава (из ст. 30).

Показываю приемы в медленном темпе и по разделениям, подаю команды и кратко поясняю свои действия.

Слушают и запоминают основные положения строевого устава, а также команды, по которым выполняются повороты на месте.

Наблюдают за образцовым показом поворотов в целом (в уставном темпе) и показом по разделениям (в медленном темпе с пояснением).

Разучивание строевых приемов.

Изучаю с подчиненными строевые приемы по разделениям. Находясь внутри строевой площадки (перед строем подразделения), подаю команды на начало отработки строевых приемов и их прекращение.

Запоминают порядок выполнения строевых приемов по разделениям с использованием подготовительных упражнений в медленном темпе и в целом под счет.

По команде руководителя отрабатывают строевые приемы сначала по разделениям с использованием









Во время разучивания строевых приемов особое внимание обращаю на правильное положение корпуса тела, рук, ног и головы.

подготовительных упражнений, а затем в целом под счет.

Тренировка в выполнении строевых приемов.

Тренирую приемы в составе отделения, попарно или самостоятельно в целом.

Если в процессе тренировки приемов допущена общая ошибка, останавливаю обучение и показываю, как эту ошибку исправить.

Если ошибку допускает отдельный военнослужащий, вывожу его из строя, становлюсь рядом с ним и провожу индивидуальное обучение этого приема. Все остальные обучаемые продолжают выполнять строевой прием самостоятельно.


По команде руководителя выполняют строевые приемы в целом (в уставном темпе).

Учатся правильно и быстро действовать до приобретения твердых практических навыков в выполнении изучаемых строевых приемов.




Командир (начальник)



(должность)



(воинское звание, подпись)












КОНСПЕКТ
по строевой подготовке






Тема:


СТРОЕВЫЕ ПРИЕМЫ И ДВИЖЕНИЕ БЕЗ ОРУЖИЯ


учебные Вопросы:


1. Строевая стойка.

2. Повороты на месте.



1. Строевая стойка


Для обучения правильному выполнению строевой стойке командир строит подразделение в одну шеренгу и, выйдя перед серединой строя, приступает к отработке учебного вопроса, соблюдая следующую методическую последовательность:


Последовательность обучения

Методические указания,
действия руководителя занятия и обучаемых

I. Знакомит обучаемых со строевым приемом:

1

Называет строевой прием.

Строевая стойка.

2

Объясняет, где и в каких случаях этот строевой прием применяется.

Строевая стойка принимается в следующих случаях:

  • по команде;

  • при отдании и получении приказа;

  • при докладе;

  • во время исполнения Государственного гимна Российской Федерации;

  • при выполнении воинского приветствия;

  • при подаче команд.

3

Доводит команды, по которым выполняется строевой прием.

Строевая стойка принимается по командам: «СТАНОВИСЬ» или «СМИРНО».

4

Образцово показывает выполнение строевого приема в целом.

Для показа строевого приема командир командует: «Показываю. Команду подаю себе. Смотрите». Подает команду: «СМИРНО» и показывает выполнение строевой стойки.

Затем поворачивается направо, принимает положение «ВОЛЬНО» и снова по команде «СМИРНО» принимает строевую стойку. Последовательно поворачиваясь к строю левым и правым боком осуществляет показ строевой стойки со всех сторон.




Строевая стойка

Руководитель может вызвать для показа строевого приема наиболее подготовленного сержанта или солдата подразделения. В этом случае сержант (солдат) выполняет строевой прием по его команде.

5

Доводит порядок выполнения строевого приема, согласно требованиям Строевого устава.

При выполнении строевой стойки по команде «СМИРНО» нужно:

  • стоять прямо, без напряжения, каблуки поставить вместе, носки выровнять по линии фронта, поставив их на ширину ступни;

  • ноги в коленях выпрямить, но не напрягать;

  • грудь приподнять, а все тело несколько подать вперед;

  • живот подобрать;

  • плечи развернуть;

  • руки опустить так, чтобы кисти, обращенные ладонями внутрь, были сбоку и посредине бедер, а пальцы полусогнуты и касались бедра;

  • голову держать высоко и прямо, не выставляя подбородка;

  • смотреть прямо перед собой;

  • быть готовым к немедленному действию.

Если строевая стойка выполняется по команде «СТАНОВИСЬ», то перед выполнением вышеперечисленных элементов необходимо быстро занять свое место в строю (стать в строй).

6

Показывает подготовительные упражнения для разучивания строевого приема в медленном темпе по разделениям.

Командир показывает порядок выполнения подготовительных упражнений, необходимых для закрепления отдельных элементов строевой стойки перед ее тренировкой.

Для показа каждого подготовительного упражнения он командует: «Показываю. Команду подаю себе. Смотрите». Подает команду на выполнение очередного упражнения, показывает порядок его выполнения в медленном темпе по разделениям, кратко поясняет свои действия и порядок выполнения упражнения.


Подготовительное упражнение № 1

Сведение носков и развертывание их на ширину ступни на два счета

Команды:

«Носки свести, делай – РАЗ,


Свести носки ног вместе.

носки развести, делай – ДВА».

Развести носки ног на ширину ступни, при этом стоять прямо, без напряжения, голову держать высоко и прямо, не выставляя подбородка, смотреть прямо перед собой.


Подготовительное упражнение № 2

Приподнимание груди с подачей корпуса несколько вперед с развертыванием плеч и опусканием рук посередине бедер

Команды:

«Грудь приподнять, живот подобрать, плечи развернуть, корпус тела подать вперед, делай - РАЗ,


Сделать глубокий вдох и в таком положении задержать грудную клетку, сделать выдох и продолжать дыхание с приподнятой грудью. Приподняв грудь, корпус тела следует немного подать вперед и подобрать живот, а плечи развернуть. Руки при этом опустить так, чтобы кисти, обращенные ладонями внутрь, были сбоку и посередине бедер, а пальцы полусогнуты и касались бедер.

принять первоначальное положение, делай – ДВА».

Принять положение «вольно».


Чтобы проверить правильность положения головы, командир выполняет команду на счет «РАЗ» и, не опуская головы, смотрит вниз перед собой. При правильном положении головы он должен видеть на плацу самую близкую точку в двух-трех шагах от своих ног любое другое положение головы будет неправильным.


Подготовительное упражнение № 3

Приподнимание тела на носках ног и опускание на всю ступню

Команды:

«Тело подать вперед, приподняться на носках, делай - РАЗ,


Приподняться на носки (рис. а).



Изучение строевой стойки по элементам:

а - проверка правильности положения корпуса; б - положение корпуса при строевой стойке; в - отличие строевой стойки от положения «вольно».


медленно опуститься на всю ступню, не отклоняя тела назад, делай - ДВА,

Не изменяя наклона корпуса, опуститься на всю ступню (рис. б), сохраняя положения тела.

Принять положение «вольно», делай - ТРИ».

Принять положение «вольно».



II. Разучивает строевой прием:

1

По разделениям:

Разучивание подготовительных упражнений командир проводит в разомкнутом одношереножном строю по мере показа этих приемов. Он находится перед строем подразделения, подает команды на начало и прекращение отработки строевых приемов, контролирует порядок их выполнения, добивается устранения выявленных недостатков и проводит индивидуальное обучение подчиненных.

Для построения отделения руководитель подает команду, например: «Отделение, в одну шеренгу – СТАНОВИСЬ», размыкает отделение (на 2-4 шага) или, если отделение уже находится в одношереножном строю, только размыкает его.

Разучивание подготовительных упражнений осуществляет по методике изложенной выше.

Заметив ошибку в выполнении приема одним из солдат, командир подходит к нему и, находясь рядом с ним, тренирует (обучает) его. Остальной личный состав отделения в это время продолжает тренировку самостоятельно, проверяя, насколько правильны их действия и не допущена ли ими такая же ошибка.

Если в ходе разучивания одну и ту же ошибку допускают несколько обучаемых, командир прекращает тренировку командой «ОТСТАВИТЬ» (в движении «СТОЙ») и вновь показывает порядок выполнения приема, после чего возобновляет выполнение приема от начала или от предыдущего счета.

2

В целом:

Для изучения строевой стойки в целом командир подает команду, например: «Отделение - СМИРНО», а после правильного выполнения этой команды – «ВОЛЬНО» или «ОТСТАВИТЬ».

Заметив ошибку в выполнении приема одним из солдат, командир подходит к нему и, находясь рядом с ним, тренирует (обучает) его. Остальной личный состав отделения в это время продолжает тренировку самостоятельно, проверяя, насколько правильны их действия и не допущена ли ими такая же ошибка.

Если в ходе разучивания одну и ту же ошибку допускают несколько обучаемых, командир прекращает тренировку командой «ОТСТАВИТЬ» (в движении «СТОЙ») и вновь показывает порядок выполнения приема, после чего возобновляет выполнение приема от начала или от предыдущего счета.

III. Проводит тренировку выполнения строевого приема в составе подразделения:



Тренировку в выполнении приема в составе подразделения командир проводит по командам «СТАНОВИСЬ», «СМИРНО», а также по любой другой предварительной команде.

Приступая к тренировке, он подает команду «РАЗОЙДИСЬ», а затем, обозначив место построения, командует, например: «Отделение, в одну шеренгу (в две шеренги) – СТАНОВИСЬ».

По предварительной команде «Отделение» все обучаемые немедленно поворачиваются лицом к командиру, принимают положение «смирно» и ждут следующей команды в готовности быстро и четко ее выполнить. Свое место в строю военнослужащие занимают по исполнительной команде «СТАНОВИСЬ».

С началом построения командир выходит из строя и следит за действиями обучаемых, обращая внимание на быстроту занятия ими своего места в строю, на интервал, равнение и правильность выполнения строевой стойки.

Чтобы проверить, правильно ли принята строевая стойка руководитель приказывает военнослужащим поднять носки ног. Если положение строевой стойки кем-либо было принято неправильно, то есть тело не было подано несколько вперед, то это действие будет выполнено легко.

Для устранения этой ошибки руководитель приказывает военнослужащим, допустившим ошибку, подняться до отказа на носках, а затем, не изменяя положения туловища, то есть, оставив его несколько поданным вперед, опуститься на всю ступню. Если в этом случае положение строевой стойки принято правильно, то при повторном поднятии носков ног это действие выполнить будет невозможно.

Устранив все выявленные недостатки, тренировку строевой стойки в строю, руководитель продолжает по команде «СМИРНО», руководствуясь методическими рекомендациями изложенными выше.

Тренировка продолжается до тех пор, пока изучаемый строевой прием не будет отработан до автоматизма.

2. Повороты на месте


Для обучения правильному выполнению поворотов на месте командир строит подразделение в одну шеренгу и, выйдя перед серединой строя, приступает к отработке учебного вопроса, соблюдая следующую методическую последовательность:


Последовательность обучения

Методические указания,
действия руководителя занятия и обучаемых

I. Знакомит обучаемых со строевым приемом:

1

Называет строевой прием.

Повороты на месте: «направо», «пол-оборота направо», «налево», «пол-оборота налево», «кругом».

2

Объясняет, где и в каких случаях этот строевой прием применяется.

Повороты на месте одиночными военнослужащими выполняются:

  • на всех занятиях;

  • при подходе к начальнику и отходе от него;

  • при постановке в строй.

Повороты на месте подразделениями выполняются:

  • на занятиях;

  • во время построений и передвижений.

3

Доводит команды, по которым выполняется строевой прием.

Повороты на месте выполняются по командам: «Напра-ВО», «Пол-оборота напра-ВО», «Нале-ВО», «Пол-оборота нале-ВО», «Кру-ГОМ».

4

Образцово показывает выполнение строевого приема в целом.

Для показа строевых приемов командир командует: «Показываю. Команду подаю себе. Смотрите».

Последовательно подает команды: «Напра-ВО», «Пол-оборота напра-ВО», «Нале-ВО», «Пол-оборота нале-ВО», «Кру-ГОМ» и показывает порядок выполнения поворотов на месте «направо», «пол-оборота направо», «налево», «пол-оборота налево» и «кругом».



Положение ног при повороте:

а – направо; б – налево; в – кругом

Последовательно поворачиваясь к строю левым и правым боком осуществляет показ поворотов со всех сторон.

Руководитель может вызвать для показа строевых приемов наиболее подготовленного сержанта или солдата подразделения. В этом случае сержант (солдат) выполняют повороты на месте по его команде.

5

Доводит порядок выполнения строевых приемов, согласно требованиям Строевого устава.

Повороты осуществляются:

  • кругом (на 1/2 круга), налево (на 1/4 круга), пол-оборота налево (на 1/8 круга) производятся в сторону левой руки на левом каблуке и на правом носке;

  • направо (на 1/4 круга) и пол-оборота направо (на 1/8 круга) - в сторону правой руки на правом каблуке и на левом носке.

Повороты выполняются в два приема:

  • первый прием - повернуться, сохраняя правильное положение корпуса, и, не сгибая ног в коленях, перенести тяжесть тела на впереди стоящую ногу;

  • второй прием - кратчайшим путем приставить другую ногу.

6

Показывает приемы в медленном темпе по разделениям.

Командир показывает выполнение поворотов на месте по разделениям в следующей последовательности: поворот направо (пол-оборота направо); поворот налево (пол-оборота налево); поворот кругом.

Для показа каждого поворота он командует: «Показываю. Команду подаю себе. Смотрите». Подает команду на выполнение очередного приема по разделения, показывает прием в медленном темпе, кратко поясняет свои действия и порядок выполнения

приема.


Выполнение поворота направо по разделениям
на два счета

Команды:

«Направо, по разделениям, делай – РАЗ,


Энергично повернуться в сторону правой руки на правом каблуке и левом носке, сохраняя правильное положение корпуса (как при строевой стойке) и, не сгибая ног в коленях, перенести тяжесть тела на впереди стоящую ногу. При этом каблук сзади стоящей ноги и носок впереди стоящей ноги должны быть развернуты так, чтобы с окончанием поворота носки оказались развернутыми по линии фронта на ширину ступни. Положение рук должно быть таким, как при строевой стойке.

делай – ДВА».

Кратчайшим путем приставить сзади стоящую ногу, не сгибая ее в коленях так, чтобы каблуки были вместе, а носки развернуты на ширину ступни.









Выполнение поворота налево по разделениям
на два счета

Команды:

«Налево, по разделениям, делай – РАЗ,


Энергично повернуться в сторону левой руки на левом каблуке и правом носке, сохраняя правильное положение корпуса (как при строевой стойке) и, не сгибая ног в коленях, перенести тяжесть тела на впереди стоящую ногу. При этом каблук сзади стоящей ноги и носок впереди стоящей ноги должны быть развернуты так, чтобы с окончанием поворота носки оказались развернутыми по линии фронта на ширину ступни. Положение рук должно быть таким, как при строевой стойке.

делай – ДВА».

Кратчайшим путем приставить сзади стоящую ногу, не сгибая ее в коленях так, чтобы каблуки были вместе, а носки развернуты на ширину ступни


Перед показом поворота кругом руководитель поясняет, что поворот кругом выполняется по команде «Кру-ГОМ» так же, как поворот налево, с той лишь разницей, что разворот корпуса делается на 180° (на 1/2 круга).


Выполнение поворота кругом по разделениям
на два счета

Команды:

«Кругом, по разделениям, делай – РАЗ,


Энергично повернуться кругом в сторону левой руки на левом каблуке и правом носке, подавая корпус немного вперед и, не сгибая ног в коленях, перенести тяжесть тела на впереди стоящую ногу. При этом каблук сзади стоящей ноги и носок впереди стоящей ноги должны быть развернуты так, чтобы с окончанием поворота носки оказались развернутыми по линии фронта на ширину ступни.

Положение рук должно быть таким, как при строевой стойке.

делай – ДВА»

Кратчайшим путем приставить сзади стоящую ногу, не сгибая ее в коленях так, чтобы каблуки были вместе, а носки развернуты на ширину ступни.


Командир уточняет, что выполнение поворота «пол-оборота направо» («пол-оборота налево») осуществляется по команде «Пол-оборота напра-ВО» («Пол-оборота нале-ВО»). При этом выполняются те же действия, что и при выполнении поворота «направо» («налево») соответственно, с той лишь разницей, что разворот корпуса делается не на 1/4 круга, а на 1/8 круга.

Выполняя поворот, командир обращает внимание на то, что этот прием должен выполняться не только с помощью ног, но и с резким движением корпуса в сторону поворота при соблюдении всех правил строевой стойки.

II. Разучивает строевой прием:

1

По разделениям:

Разучивание поворотов на месте по разделениям командир проводит в разомкнутом одношереножном строю по мере показа этих приемов. Он находится перед строем подразделения, подает команды на начало и прекращение отработки строевых приемов, контролирует порядок их выполнения, добивается устранения выявленных недостатков и проводит индивидуальное обучение подчиненных.

Для построения отделения руководитель подает команду, например: «Отделение, в одну шеренгу – СТАНОВИСЬ», размыкает отделение (на 2-4 шага) или, если отделение уже находится в одношереножном строю, только размыкает его.

Разучивание подготовительных упражнений осуществляет по методике изложенной выше.

Заметив ошибку в выполнении приема одним из солдат, командир подходит к нему и, находясь рядом с ним, тренирует (обучает) его. Остальной личный состав отделения в это время продолжает тренировку самостоятельно, проверяя, насколько правильны их действия и не допущена ли ими такая же ошибка.

Если в ходе разучивания одну и ту же ошибку допускают несколько обучаемых, командир прекращает тренировку командой «ОТСТАВИТЬ» (в движении «СТОЙ») и вновь показывает порядок выполнения приема, после чего возобновляет выполнение приема от начала или от предыдущего счета.

2

В целом:

Для изучения поворотов на месте в целом командир подает команды в следующей последовательности: Напра-ВО», «Пол-оборота напра-ВО», «Нале-ВО», «Пол-оборота нале-ВО», «Кру-ГОМ» и сопровождает их подсчетом вслух: «РАЗ, ДВА».

Заметив ошибку в выполнении приема одним из солдат, командир подходит к нему и, находясь рядом с ним, тренирует (обучает) его. Остальной личный состав отделения в это время продолжает тренировку самостоятельно, проверяя, насколько правильны их действия и не допущена ли ими такая же ошибка.

Если в ходе разучивания одну и ту же ошибку допускают несколько обучаемых, командир прекращает тренировку командой «ОТСТАВИТЬ» (в движении «СТОЙ») и вновь показывает порядок выполнения приема, после чего возобновляет выполнение приема от начала или от предыдущего счета.

III. Проводит тренировку выполнения строевого приема в составе подразделения:



Тренировку в выполнении поворотов на месте в составе подразделения командир проводит по тем же командам, что и при отработке предыдущего вопроса.

Тренировка строевых приемов будет более эффективной, если обучаемые будут выполнять их под собственный счет вслух и по себя.

Выполнение поворотов на месте со счетом в слух, проводится по команде, например: «Повороты на месте со счетом вслух, четыре поворота налево, четыре поворота направо – НАЧИНАЙ». По исполнительной команде обучаемые делают четыре поворота налево, четыре поворота направо, считая вслух «РАЗ-ДВА», «РАЗ-ДВА» и т.д.

Затем тренировка солдат в выполнении поворотов продолжается под счет про себя, при этом повороты выполняются по команде, например: «Поворот на месте, счет про себя, Кру-ГОМ» и т.д. обучаемые выполняют поворот в целом, считая про себя «РАЗ-ДВА».

Порядок устранения ошибок, допущенных одиночными военнослужащими или основной массой обучаемых осуществлять, руководствуясь методическими рекомендациями изложенными выше.

Тренировка продолжается до тех пор, пока изучаемый строевой прием не будет отработан до автоматизма.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!