Министерство здравоохранения Челябинской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Саткинский медицинский техникум»
Тема: «Профилактика сахарного диабета»
ПМ.04. «Профилактическая деятельность»
МДК 04.01. «Профилактика заболеваний и санитарно-гигиеническое образование населений»
Специальность: Лечебное дело 31.02.01.
2016 год
Рассмотрено на заседании ЦМК Утверждаю зам по УР
«Лечебного дела»
«______» __________20 г. «______»___________20 г.
Составила: Васильева А.Т., преподаватель ПМ.04. Профилактическая деятельность. «Саткинский медицинский техникум».
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка…………………………………………….……. | 4 |
В соответствии с требованиями ФГОС…………………………….…... | 5 |
Цели занятия………………………………………………………….….. | 6 |
Мотивация…………………………………………………………….….. | 8 |
Межпредметные и внутрипредметные связи……………………….…. | 10 |
Хронологическая карта занятия …………………………………….….. | 11 |
Этапы планирования занятия (ООД)……………………………….…... | 12 |
Список использованных источников……………………………….…… | 14 |
Приложения……………………………………………………………….. | 15 |
Приложение 1 Графологический диктант………………………………. | 15 |
Приложение 2 Эталон ответа к графологическому диктанту………………………………………………………………..… | 16 |
Приложение 3 Ситуационные задачи в виде ролевой игры………………………………………………………………………... | 17 |
Приложение 4 Эталон ответа к задачам………………………………… | 20 |
Приложение 5 Тестовые задания……………………………………….. | 23 |
Приложение 6 Эталон ответов на тесты……………………………….. | 27 |
Приложение 7 Рейтинг – таблица……………………………………… Приложение 8 Рейтинг – таблица для студента………………………. | 28 29 |
Пояснительная записка
Методическая разработка предназначена преподавателям для подготовки к практическому занятию по теме «Профилактика сахарного диабета».
Данный методический материал составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования и рабочей программой профессионального модуля ПМ.04. «Профилактическая деятельность». МДК 04.01. «Профилактика заболеваний и санитарно-гигиеническое образование населений». Для специальности 31.02.01. Лечебное дело. Тема 2.2 Профилактика болезней внутренних органов и систем – рассматривается во втором семестре занятие № 6 практики.
На данную тему по учебному плану выделено 3 часа максимальной нагрузки, 2 часа обязательной аудиторной нагрузки.
Методическая разработка предназначена для проведения практических занятий с учетом знаний и умений, сформированных на базе дисциплин: терапия, анатомия и физиология человека, здоровый человек и его окружение, основы латинского языка с медицинской терминологией.
Методическое пособие составлено в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования и квалификационных характеристик лечебного дела.
Разработка содержит: графологический диктант, демонстративную часть, профессиональные ситуационные задачи в виде деловой игры, тестирование. Технологическая карта отражает этапы занятия, деятельность преподавателя и студентов, ориентировочное планируемое время на их выполнение.
В соответствии с требованиями ФГОС:
По теме: «Профилактика сахарного диабета» студент должен
Знать:
– знать факторы риска сахарного диабета у всех категорий лиц, в том числе диабета беременных;
– знать виды профилактики сахарного диабета у всех категорий лиц, в том числе профилактики сахарного диабета беременных;
Уметь:
– уметь выявить факторы риска у всех категорий лиц, в том числе у беременных;
– уметь создавать памятки по профилактике сахарного диабета у всех категорий лиц, в том числе у беременных.
.
Цели занятия:
Дидактические:
–..формирование элементов ПК 4.3. Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения;
– формирование элементов ПК 4.6. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения;
– формирование элементов ПК 4.8. Организовывать и проводить работу школ здоровья для пациентов и их окружения.
2. Развивающие:
– организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество (ОК 2);
– организовывать поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития (ОК 4).
– организовывать самостоятельно задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации (ОК 8).
3. Воспитательные:
– воспитывать понимание сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес (ОК 1).
Тип занятия: формирование умений.
Вид занятия: практическое занятие.
Методы обучения: инструктаж и самостоятельная работа.
Методы контроля знаний: Графологический диктант; демонстративную часть; обсуждение темы занятия; решения ситуационных задач в виде деловой игры; тестовые задания, оценка правильности выполнения практического задания.
Оснащение:
– доска и мел;
– ноутбук;
– проектор;
– сантиметровая лента;
– ростомер;
– весы
Учебная литература:
Учебно-методическое пособие по теме: «Профилактика сахарного диабета».
Мотивация
Роль фельдшера в профилактике Сахарного диабета очень велика, так как фельдшер является первичным звеном в структуре диспансерного наблюдения и максимально плотно взаимодействуя с населением, может уже на ранних этапах предупредить нежелательные последствия заболевания, может проводить санпросвет работу среди населения.
Задачи фельдшера по профилактике Сахарного диабета заключается в следующем:
– выявлять семьи с наследственной предрасположенностью к Сахарному диабету;
– проводить беседы о правильном питание и образе жизни;
– проводить санитарно-просветительную работу.
Сахарным диабетом болеют как мужчины, так и женщины различного возраста и различных профессий, живущих в различных климатических и социальных условиях.
Сахарный диабет широко распространен, затрагивает интересы людей всех возрастов, характеризуется ранней инвалидизацией и высокой смертностью. В последние годы сахарный диабет устойчиво занял третью позицию среди непосредственных причин смерти, уступая только сердечно-сосудистым и онкологическим заболеваниям. Социальные последствия сахарного диабета также неблагоприятны, так как контроль и терапия данного заболевания требуют от системы здравоохранения очень больших затрат.
В настоящее время в мире насчитывается более 150 миллионов больных сахарным диабетом, что составляет от 2 % до 5 % населения западных стран и до 10-15 % в развивающихся странах. В промышленно развитых странах мира каждые 10-15 лет количество больных сахарным диабетом в среднем возрастает в два раза. Примерно у 11 % населения индустриальных стран выявляется нарушение толерантности к глюкозе; ежегодно у 1-5 % из них развивается сахарный диабет 2-го типа.
По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в мире уже насчитывается более 175 миллионов больных, их количество неуклонно растет и к 2025 году достигнет 300 миллионов. Россия в этом плане не является исключением. Только за последние 15 лет общее количество больных сахарным диабетом увеличилось в 2 раза
В Российской Федерации сахарным диабетом страдает около 8 миллионов человек. Сахарным диабетом 1-го типа страдают 0,25 % людей в возрасте до 20 лет. Дети составляют 54 % всех пациентов сахарным диабетом 1-го типа. Гестационный сахарный диабет обнаруживается у 3 % всех беременных, около 1 % составляет вторичный сахарный диабет. Сахарный диабет 2-го типа – это наиболее частая форма сахарного диабета, которая определяется в 85-90 % случаев. К сожалению, действительность такова, что на сегодняшний день на одного обратившегося за медицинской помощью больного сахарным диабетом 2-го типа приходится 2-3 человека, не знающего о своей болезни. При этом не менее 40 % из них уже страдают различными поздними осложнениями сахарного диабета: ИБС, нефропати-ей, ретинопатией, нейропатией.
Межпредметные связи
Предшествующие | Сопутствующие | Последующие |
ОП.03. Анатомия и физиология человека ОП. 04 «Фармакология» | ПМ. 01. Диагностическая деятельность ПМ. 02. Лечебная деятельность | ПМ.05. Медико-социальная реабилитация – государственная итоговая аттестация |
Внутрипредметные связи
Обеспечивающие темы | Обеспечиваемые темы |
Формирование здорового образа жизни населения. Проведение гигиенического обучения и воспитания населения. | Профилактика болезней органов пищеварения. Профилактика акушерской патологии. Профилактика заболеваний у детей. |
Хронологическая карта занятия
1. Организационный момент 5 минут.
2. Изложение цели и плана занятия 5 минут.
3. Вводный графологический диктант (Приложение 1,2) 15 минут.
4. Демонстрационная часть – 30 минут (презентация; видеофильм).
5. Обсуждение темы семинара – эвристическая беседа 50 минут.
6. Решения ситуационных задач в виде деловой игры (Приложение 3; 4) 40 минут.
7. Тестовые задания (Приложение 5; 6) 15 минут.
8. Подведение итогов занятия 10 минут.
9. Домашнее задание – 5 минут.
Этапы планирования занятия (ООД)
Этапы занятия | Деятельность преподавателя | Деятельность учащихся | Цели | Время |
1.Организационный момент. | Приветствие. Внешний вид учащихся. | Слушают преподавателя, готовятся к занятию. | Мобилизовать внимание студентов на данное занятие. | 5 мин. |
2. Изложение целей и плана занятия. | Сообщает тему занятия, план, совместно с учащимися формирует цель. | Воспринимают тему, участвуют в формулировании цели. | Активировать внимание, настроить на рабочую обстановку. | 5 мин. |
3. Вводный графологический диктант с последующим разбором ошибок (Приложение 1, Приложение 2- ответы на графологический диктант). | Инструктирует студентов, задает вопросы, проверяет ответы студентов. | Отвечают на вопросы преподавателя. Проводят оценку своих ответов (% правильных ответов). | Проверка готовности студентов к занятию, выявление исходного ЗУН, формирования общих и профессиональных компетенций. | 15 мин. |
4.Демонстрационная часть | Рассказывает главные моменты темы, показывает видеофильм (7 мин), презентации. | Слушают, рассматривают презентации. Запоминают. | Облегчить восприятие и осмысление материала | 30 мин. |
5. Обсуждение темы семинара – эвристическая беседа | Преподаватель совместно со студентами разбирают тему. Задает вопросы, предлагает студентам отвечать. | Участвуют в обсуждения материала. | Показать, на что ориентироваться в работе. Закрепить теоретические знание по теме. | 45 мин. |
6. Решения ситуационных задач в виде деловой игры (Приложение 3; 4). | Предлагает провести деловую учебную игру, распределяет ситуационные задачи, распределяет роли. | Предлагает провести деловую учебную игру, распределяет ситуационные задачи, распределяет роли | Умение применять приобретённые теоретические знания. | 40 мин. |
7. Тестовый контроль (Приложение 5, Приложение 6 – ответы на тестовый контроль). | Применяет тестовый контроль, контролирует уровень усвоения урока | Самостоятельно решают и письменно отвечают на вопросы теста. | Закрепление пройденного материала, определение уровня усвоения урока. | 15 мин. |
8. Подведение итогов занятия | Оценивает работу участников. Аттестует каждого учащегося (используя комбинированную форму контроля – Приложение 7). | Слушают и анализируют ошибки, проводят самооценку. | Умение анализировать свои ошибки. Воспитание ответственности. | 10 мин. |
9. Домашнее задание | Предлагает записать домашнее задание. Сообщает тему (в соответствии с календарно-тематическим планом). Дает рекомендации по выполнению домашнего задания. Задание для самостоятельной работы. | Слушают, записывают. | Осознание студентами целей содержания и способов выполнения домашнего задания. | 5 мин. |
Список используемых источников
1. Каримова, У. В. Факторы риска и профилактика сахарного диабета // Молодой ученый. – 2016. – №9. – С. 376-377.
2. Маколкин В.И. Сестринское дело в терапии / В.И. Маколкин, С.И. Овчаренко, Н.М. Семенков. – ООО «Медицинское информационное агентство», 2008. – 544с.
3. Смолева Э.В. Терапия с курсом первичной медико-санитарной помощи / Э.В. Смолева, Е.Л. Аподиакос. – Изд.12-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2014. – 652с.
4. Сахарный диабет: Учебно-методическое пособие. Вып. 2: Этиология, патогенез, клиника, дифференцированный диагноз, принципы лечения / Сост. М.Е. Стаценко, А.Ф. Косицына, С.В. Туркина, С.Л. Болотова. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2002. – 64 с.
5. Фадеев П.А. Сахарный диабет / ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование» – М.: 2009. – 208 с.
6. ivo.garant.ru
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Графологический диктант
Диабет первого типа начинается в детстве и юности.
Жалобы при диабете первого типа: выраженная жажда, частое мочеиспускание, снижение массы тела.
Диабет первого типа развивается совершенно незаметно.
От 5 - 6,5 ммолль/л – это легкая гиперхолестеринемия.
Норма сахара у здорового человека от 6 до 8 ммоль на литр.
Индекс массы тела равен 33 – это первая степень ожирения.
По данным ВОЗ, здоровье человека зависит – на 50 % от уровня развития медицины;
При диабете первого типа специфических мер профилактики не существует.
Диабет второго типа развивается у взрослых, как правило, на фоне ожирения.
Гипогликемия – это увеличение содержания сахара в крови.
∩ да
─ нет
Приложение 2
Эталон ответа к графологическому диктанту
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
∩ ∩ ─ ∩ ─ ∩ ─ ∩ ∩ ─
Приложение 3
Деловая игра
Цель: практическое применение полученных знаний в различных ситуациях
Время проведения: 40 минут.
Сценарий игры
Преподаватель сообщает цель и создает проблемную ситуацию.
Преподаватель со студентами прорабатывает проблемную ситуацию.
Распределяются роли.
Действующие лица:
– ведущий – преподаватель;
– фельдшер;
– пациент;
– студенты – эксперты.
Выбор роли может быть по назначению преподавателя или по желанию студента.
Озвучивается проблемная ситуация.
Проигрывается проблемная ситуация.
Во время игры все участники должны:
– проявлять активность;
– лично участвовать в приеме решения;
– каждый участник игры может корректировать свои действия и действия участников игры только по разрешению преподавателя;
– эксперт оценивает действия игроков, делает записи, озвучивает их во время обсуждения.
Задачи
Задача № 1
Больная 56 лет обратилась к участковому врачу с жалобами на слабость, быструю утомляемость, головные боли. В анамнезе 4 родов, все дети рождались с весом 4,5-5 кг. Тётка по отцовской линии больна сахарным диабетом.
Объективно: равномерное ожирение, рост 162см, вес 95кг. Патологии со стороны внутренних органов нет.
Задание:
1.Сформулируйте предположительный диагноз.
2. Обоснуйте свое предположение.
3. Рассчитайте индекс массы тела и оцените полученный результат.
4. Наметьте план обследования.
5. Напишите ожидаемые результаты намеченных обследований.
Задача № 2
Мужчина 56 лет. При осмотре – повышенного питания (рост 174см, масса 108 кг.) Жалоб не предъявляет. Уровень глюкозы в крови натощак в пределах 7,8-10,6 ммоль/л. В течение 8 лет артериальная гипертензия. В настоящее время АД 140/90, 130/85 (принимает эналаприл.). Со стороны внутренних органов отклонений от нормы не выявлено.
Задание:
1. поставьте диагноз.
2. что явилось основным механизмом развития данного заболевания?
3. рассчитайте и оцените ИМТ.
Задача № 3
Светлана Ивановна, женщина 32 года. Работает лифтером.
Страдает ожирением, при массе тела – 112 кг, ее рост 162 см. Двигается мало. Живет на первом этаже, рядом с работой. Весь день смотрит сериалы по телевизору, лежа на диване. Она не замужем. Родители умерли, живет одна. Часто нервничает из-за не сложившейся жизни. Стрессы заедает едой: бутерброды, тортики, шоколадки. Но менять в своей жизни ничего не хочет.
Задания:
Выявите факторы риска, имеющиеся у Ирины Ивановны.
Определите ИМТ и объясните его значение.
Задача № 4
Иван Иванович, мужчина, 42 лет. Работает вахтёром в общежитие. Страдает ожирением, при массе тела = 113 кг его рост 171 см. Он очень любит покушать: торты, конфеты, копчённую жирную курицу с майонезом. Двигается мало. Выкуривает по две пачки сигарет. Живёт на 5 этаже, поднимается только на лифте. После работы идёт в магазин, и весь день смотрит боевики по телевизору, лёжа на диване. И что-нибудь кушает и выпивает при этом пиво. Родители умерли. С женой в разводе, детей нет, живет один. Работа, еда и телевизор – вся его жизнь. Больным себя не считает.
Задания:
1. Выявите факторы риска, имеющиеся у Ивана Ивановича.
2. Составьте памятку о здоровом образе жизни для Ивана Ивановича.
Задача № 5
Вы находитесь на занятии в обучающей школе для пациентов с сахарным диабетом. Среди обучающихся, пациентка: Нина Анатольевна, 72 года. Пенсионерка. Живёт с дочерью и тремя внуками, в семье часто бывают ссоры. Жизнь Нины Ивановны полна стрессов. Страдает сахарным диабетом с 58 лет, этим же заболеванием страдала её покойная мать и сестра. Малоподвижна. Спать ложится поздно, так как любит смотреть телевизор, вследствие чего не высыпается. Питание не рациональное. Диету не соблюдает: очень любит жирные сорта мяса, сало, сдобу. Салаты заправляет майонезом. По утрам пьёт крепкий кофе. Не курит, алкоголь не употребляет.
Рост – 172 см. Масса тела – 98 кг; холестерин общий 8,9 ммоль/литр; сахар в крови натощак – 18 ммоль/литр.
Задание:
1. Расскажите пациентке о факторах риска при сахарном диабете (на примере ее заболевания).
2. Определите ИМТ.
Приложение 4
Ответ к задаче № 1
1. Сахарный диабет 2 типа, либо нарушенная толерантность к глюкозе
2. Больная относится к группе риска развития сахарного диабета с учётом отягощённой наследственности, рождения детей с крупным весом, ожирения.
3. ИМТ=36, что соответствует ожирению III степени.
4. С целью выявления латентного сахарного диабета необходимо исследовать сахар крови натощак, при результатах гликемии ниже 6,1 ммоль/л провести тест толерантности к глюкозе (75г) глюкозы.
5. В норме сахар крови натощак 3,3 – 5,5 ммоль/л. При сахарном диабете сахар крови натощак ≥6,1 ммоль/л, после нагрузки глюкозой ≥11,1 ммоль/л. При нарушенной толерантности к глюкозе через 2 часа сахар крови 7,8
Ответ к задаче № 2
1.Сахарный диабет 2типа. Впервые выявленный.
Соп. Ожирение 3 степени. Гипертоническая болезнь II ст. Риск IV.
2. Ожирение с развитием инсулинорезистентности.
3. ИМТ= 34, что соответствует ожирению 3 степени.
Ответ к задаче №3.
1.Факторы риска у Светланы Ивановны:
– систематическое переедание;
– гиподинамия;
– ожирение,
– стрессы.
2.Индекс массы тела-ИМТ (англ.bodymassindex(BMI))-величина, позволяющая оценить степень соответствия массы человека и его роста и, тем самым, косвенно оценить, является ли масса недостаточной, нормальной или избыточной (ожирение). ИМТ важен при определении показаний для необходимости лечения, в том числе препаратов для лечения ожирения.
Индекс массы тела рассчитывают по формуле:
I=m:h2
где:
и измеряется в кг/м2
I=112:1622=112:2,6=43
Индекс массы тела должен быть не выше 25 , а у Вас более 43 ,что говорит о выраженном ожирении;
Ответ к задаче №4
1. Факторы риска у Ивана Ивановича:
– ожирение;
– систематическое переедание;
– гиподинамия;
– злоупотребление алкоголем;
– курение.
2. Памятка о необходимости вести здоровый образ жизни.
Не соблюдая рацион питания, мало двигаясь, вы каждый день наносите вред своему здоровью.
– Вам необходимо активно двигаться. На физические упражнения следует тратить не меньше 3,5 часов в неделю, то есть, 30 минут в день. Больше ходите, гуляйте в парке.
– Регулярная физическая нагрузка тренирует сердце. Признак здорового сердца и его экономной работы - невысокая частота пульса в состоянии покоя.
– Физические нагрузки должны соответствовать уровню тренированности организма.
– Заведите собаку. С ней невольно будете гулять и больше двигаться.
– Поставьте перед собой задачу: снизить массу тела.
– Приобретите весы, контролируйте свой вес.
– Питайтесь правильно.
В вашем рационе питания обязательно должны присутствовать овощи, фрукты, продукты из зерна грубого помола, нежирное мясо птицы, нежирная рыба.
– Количество красного мяса, жирной пищи, сладостей необходимо ограничить;
– Ограничьте прием алкоголя, откажитесь от курения.
– Ожирение – фактор риска сердечно-сосудистых заболеваний, увеличивается риск развития некоторых видов рака, заболеваний пищеварительной системы, органов дыхания и суставов, сахарного диабета 2 типа.
– Ожирение значительно ухудшает качество жизни. Многие пациенты с ожирением страдают от болей, ограничения подвижности.
– Посетите врача. Пройдите обследование. Получите более подробные рекомендации по здоровому образу жизни.
Ответ к задаче № 5
– Наследственность (у матери был сахарный диабет)
– Возраст (72 года).
На следующие факторы Вы в состоянии повлиять:
– гиподинамия (любит сидеть дома, не ведет активный образ жизни, не соблюдает режим дня);
– не рациональное питание (любит жирные сорта мяса, сало, сдобу, салаты заправляет майонезом, пьёт крепкий кофе);
– стрессы (частые стрессы в семье);
– гиперлипидемия (любит жирную пищу, холестерин – 8,9ммоль/л);
– гипергликемия (сахар в крови натощак – 18 ммоль/литр);
– ожирение.
избыточный вес – 98 кг, рост – 172см, ИМТ = 98 / 2,9 = 33,7 –ожирение 1 степени
Приложение 5
Тестовые задания
Вариант 1
Задание: выберите 1 правильный ответ
1. Каков медицинский термин для внезапного или хронического повышения уровня сахара в крови:
а) гипогликемия;
б) гипергликемия;
в) гиперурикемия;
г) гипертермия.
2. Какова основная причина развития сахарного диабета 2-го типа:
а) инфекция;
б) укус насекомого;
в) пищевое отравление;
г) избыточный вес / ожирение.
3. Что такое индекс Кетле:
а) показатель веса;
б) показатель роста;
в) показатель здоровья;
г) показатель эффективности лечения.
4. Какая железа вырабатывает инсулин:
а) молочная железа;
б) поджелудочная железа;
в) щитовидная железа;
г) вилочковая железа.
5. Норма сахара в крови натощак составляет:
а) от 3.3 ммоль/л до 5.5 ммоль/л;
б) от 5, 1 ммоль/л до 6,5 ммоль/л;
в) от 1,1 ммоль/л до 2,5 ммоль/л;
г ) от 7,5 ммоль/л до 9.5 ммоль/л.
6. Неизменяемые факторы риска:
а) низкая физическая активность;
б) чрезмерное потребление алкоголя;
в) неправильное чередование труда и отдыха;
г) пол и возраст, наследственность.
7. Чему равен индекс массы тела, если рост 187 см, а вес 98кг:
а) 16,8
б) 43
в) 28,8
г) 35,5
8. Выберите ожирение второй степени:
а) ИМТ = 18,5-24,5;
б) ИМТ = 25-29,9;
в) ИМТ = 30-34,5;
г) ИМТ = 35-39,9.
9. Перечислите основные поведенческие факторы риска:
а) авитаминоз;
б) отягощенная наследственность;
в) гиподинамия;
г) загрязненная окружающая среда.
10. Заболевания, связанные с избыточным питанием, встречающиеся наиболее часто это:
а) болезни органов дыхания;
б) ожирение, сахарный диабет;
в) глаукома;
г) инфаркт миокарда.
11. Какой метод не входит в число основных принципов профилактики и лечения ИМТ:
а) запрет употребления жиров животного происхождения;
б) снижение калорийности пищи;
в) изменение состава пищи;
г) увеличение физической активности.
12. Выберите ожирение первой степени:
а) ИМТ = 18,5-24,5;
б) ИМТ = 25-29,9;
в) ИМТ = 30-34,5;
г) ИМТ = 35-39,9.
Тестовые задания
Вариант 2
Задание: выберите 1 правильный ответ
1. Профилактика ожирения:
а) рациональное питание + физическая активность;
б) повышение потребления углеводов + физическая активность;
в) физическая активность + психический покой;
г) рациональное питание + психический покой
2. Выберите нормальный показатель индекса массы тела:
а) ИМТ = 18,5-24,5;
б) ИМТ = 25-29,9;
в) ИМТ = 30-34,5;
г) ИМТ = 35-39,9.
3. Чему равен индекс массы тела, если рост 165см, а вес 55 кг:
а) 17,5;
б) 35;
в) 20,3;
г) 40,3.
4. Здоровье человека на 50% зависит от:
а) наследственности;
б) образа жизни;
в) медицины;
г) внешней среды.
5. Ожирение является фактором риска возникновения:
а) артериальной гипотонии;
б) лейкоза;
в) сахарного диабета;
г) шизофрения.
6. Укажите причину, которая приводит к ожирению:
а) обильный прием пищи, богатой жирами и углеводами;
б) обильный прием пищи, богатой белками;
в) занятие спортом;
г) нарушение сна.
7. Как определяется индекс Кетле:
а) делением веса на рост;
б) делением роста на вес;
в) делением температуры тела на рост;
г) определением окружности талии.
8. Основными средствами физического воспитания являются:
а) физические упражнения;
б) компьютерные игры;
в) шахматы;
г) туризм.
9. Индекс массы тела равный 32 соответствует:
а) недостаток массы тела;
б) 1степень ожирения;
в) 2степень ожирения;
г) 3степень ожирения.
10. Выработка, какого гормона недостаточна при сахарном диабете 1-го типа:
а) инсулин;
б) адиуретин;
в) серотонин;
г) глюкагон.
11. Допустимое содержание холестерина не должно быть выше:
а) 5 ммоль/литр
б) 7 ммоль/литр
в) 10 ммоль/литр
г) 15 ммоль/литр
12. Проблемы пациента с ожирением:
а) сердцебиение, колющие боли в области сердца;
б) зябкость, запоры;
в) жажда, кожный зуд;
г) избыточная масса тела, одышка.
Приложение 6
Эталон ответов на тесты
Вариант 1 | Вариант 2 |
1. | Б | 1. | А |
2. | Г | 2. | А |
3. | А | 3. | В |
4. | Б | 4. | Б |
5. | А | 5. | В |
6. | Г | 6. | А |
7. | В | 7. | А |
8. | Г | 8. | А |
9. | В | 9. | Б |
10. | Б | 10. | А |
11. | А | 11. | А |
12. | В | 12. | Г |
Приложение 7
Рейтинг – таблица
ФИО студента | графологический диктант в % | Обсуждение темы занятия 5 баллов | Решения ситуационных задач 5 баллов | Тестовые задания в % | итог |
1. | | | | | |
2. | | | | | |
3. | | | | | |
4. | | | | | |
5. | | | | | |
6. | | | | | |
7. | | | | | |
8. | | | | | |
9. | | | | | |
10. | | | | | |
Критерий оценки за занятие:
100 - 90% - отлично
80% - хорошо
70% - удовлетворительно
Менее 70 % - неудовлетворительно
Приложение 8
Рейтинг – таблица
ФИО | графологический диктант в % | Обсуждение темы занятия в баллах | Решения ситуационных задач в баллах | Тестовые задания в % | итог |
1. | | | | | |
30