СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическое пособие для студентов по УД "Основы интеллектуального труда"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

методология постановки  целей,задач, составление актуальности, гипотезы и др

Просмотр содержимого документа
«методическое пособие для студентов по УД "Основы интеллектуального труда"»

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Свердловской области

«АРТИНСКИЙ АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ ТЕХНИКУМ»







Методическое пособие для студентов ААТ

ОУД. 11 Основы интеллектуального труда (Методология)













Разработчик: Байдосова Светлана Александровна,

преподаватель, высшая кв. категория



















п. Арти, 2016

Программа эмпирического (опытного) исследования


Программа эмпирического исследования (опытного) – документ, отражающий логический обоснованную схему перехода от теоретического (концептуального (концепция основная мысль)). Осмысление изучаемой проблемы к инструментарию конкретного исследования (эмпирического).

Без программы исследование проводится не может. Любое исследование начинается с составления программы отчет.

Программа регламентирует рамки исследования (определяет границы),определяет его этапы, обосновывает методы, которые были выбраны исследователем, описывает процедуру исследования. Программа объязательно должна входить в структуру отчета по результатам исследования.

Программа исследования


Методологическая Методическая


Что? Зачем ? Как?


Программа исследования состотит из двух частей:

  1. Методологическая

  2. Методическая

  • Методологическая отвечает на вопрос: что мы изучаем?, зачем? (научный аппарат)

  • Методическая отвечает на вопрос:как мы это будем делать?


Методологическая часть программы эмпирического исследования


Логика исследования


Тема-свернутое в 1 предложение краткое изложение содержания исследования.

  • Тема выбирается с учетом следующих аспектов:

  1. С учетом практики (проблемы)

  2. С учетом научной темы исследования той организации, где работаем.

  3. Тема должна быть актуальна для настоящего времени, но при этом носить характер новизны (патриотическое воспитание, метод проектов, волонтеры)

  4. При выборе темы учитывается характер исследователя и исследовательские возможности.

  5. Тема должна быть посильной и доступной.

  6. Тема должна иметь продолжение в будующем.

  7. В теме не должно быть поторяющихся слов.

  8. Не рекомендуют использование предлогов

  • Существует 5 шаблонов формулировки темы

  1. Изменение «чего-либо» у «кого –либо» в определенных условиях. Используют для научных тем, курсовых работ, дипломных работ. Например: «Формирование готовности будущего социального педагога к профессиональной деятельности»

  2. Ключевое слово объекта Ключевое слово предмета

Явление или процесс условия, этапы (формирование готовности)

  1. Для научного исследования «условия изменения»- (более узкий) чего – то у кого-то в определенных условиях. Например: коррекция дивиантного поведения подростков в реабилитационном центре «Радуга».

  2. Ключевое слово объекта Ключевое слово предмета

Дивиантное поведение подростков методы, технологии (коррекция)

Как явление для эмпирического исследования

  1. Это как что – то. Для научных работ. Например: «театрализованная игра, как фактор развития творческих способностей детей младшего школьного возраста».

Ключевое слово объекта Ключевое слово предмета

Развитие творческих применение театрализованной

способностей детей младшего игры

школьного возраста

  1. Что – то (деятельность, процесс) в чем – то условия (условия, процесс, название учреждений)

Например: применение метода проектов в процессе преподавания химии.

  1. Констатация какого –то момента в не действии, в не изменении.

Например: «Технология работы соц. педагога с неблагополучной семьей» (научное исследование)


Ошибки при формулировании темы


  1. Грамотность формулировки

  • Т.е. не должно быть повторяющихся слов

  • Лексическая

Речевая грамотность

Синтаксическая

  1. Тема не должна быть слишком длинной (не более 10 слов)

  2. Не должны использоваться деепричастные обороты, запятые, абривиатуры, сокращения.

  3. Каждый термин имеет свое поле использования, выходить за которое нельзя.

  4. Тема не должна выходить за рамки науки.

  5. Тема должна быть простой ясной, и она должна звучать.


Этапы проведения исследования

Этапы исследования

1) Этапы исследования - это составные части исследовательской деятельности, выполняемые за определенный заданный промежуток времени и заканчивающийся качественными и количественными изменениями каких – либо сторон деятельности. Этапы исследования выполняют функцию контроля и самоконтроля и самоконтроля успешности научного поиска. (1, с.114)



После выбора темы выбирают этапы

В.Н. Безрукова выделяет этапы:

  1. Постановочный

  2. Исследовательский

  3. Самоэкспертизы

  4. Литературно-оформительский


  1. 1. Постановочный – формулирование темы.


1.2.Контент –анализ темы (работа с терминами)

Выделяют ключевые слова темы. Составляют словарь терминов из разных источников.


термин

определение

источник











1.3.Работа с литературой: подбор и чтение по диагонали литературы.

Название источника и его выходные данные

Основная тема работы

Рассмотренные вопросы

Система понятий

Новые выводы

Примечание









1.4.Обзор эмпирического материала (может, осуществляется параллельно с 3 этапом).

1.5.Составление программы исследования (план исследования или проспекта)

  1. Исследовательский анализ (тестирование, анкетирование/обработка).

  2. Самоэкспертиза: проверить себя на достоверность данных, которые мы получили по методам математической статистики (анализ, индукция, дедукция)

  3. Литературно-оформительский:

4.1.Стиль научный;

4.2.Терминология;

4.3.Грамотность речи;

4.4.Оформляется в соответствии с требованиями.


Структура программы эмпирического исследования


Программа состоит из 2х частей в соответствии с логикой.

Актуальность


Противоречие


Проблема


Объект


Предмет


Цель


Гипотеза


Задачи


Актуальность

Актуальность


1) Актуальность - есть форма доказательств соответствия выбранной темы возникшим общественным потребностям и состоянию научного обеспечения ее предстоящего исследования.(1, с. 74)

2) Актуальность – свойство информации сохранять или приобретать большую значимость и злободневность в настоящее время и в определенных условиях (2, с. 12)

Актуальность- это свойство информации, которую студент собирается изложить в своем исследовании, быть значимой и востребованной другими людьми в каких-либо сферах деятельности в настоящее время. (3, с.110)

4)Актуальность исследования – значит объяснить, почему данную проблему нужно в настоящее время изучать. следует различать практическую и научную актуальность. начинать исследование следует только при наличии и той и другой актуальности. (4, с.53)

5)Актуальность - доказательство необходимости исследования той или иной объекта. Актуальность - обязательное требование к любой научной работе.


Актуальность -доказательство нужности, необходимости исследования данной темы в настоящее время (патент работе). Актуальность показывает место данной проблемы в теории и практике.

Структура актуальности:

1.1.практическая (жизненная) т.е. характеристика состояния данной проблемы в обществе.

1.2.нужность для какой то группы людей, личности.

2.1.теоретическая актуальность говорит о степени разработанности данной темы в литературе (кто, что и когда изучал)

3.1сопостовление 1 и 2 частей, краткий вывод.

Ошибки при написании актуальности:

1.в первой части актуальности используются глобальные, маштабные факты не имеющие прямого отношения к проблеме.

2.отсутствие и недостаточный анализ части 2 актуальности.


Противоречие

Противоречие


1) Противоречие – это исследовательская операция, состоящая в выявлении нарушений связей между элементами какого-либо педагогического явления, обеспечивающих в своем единстве его развитие. (1, с. 80)

2)Противоречие – это несоответствие, возникающее и усугубляющееся в процессе педагогической практики между устаревшими педагогическими представлениями, концепциями, взглядами, системами и новыми, усложняющимися требованиями жизни к подрастающей личности. Последние могут быть удовлетворены лишь новым содержанием, формами, методами воспитания и обучения.(6, с. 124)

3) Противоречие – это положение, при котором одно высказывание исключает другое высказывание (суждение, мнение), не совместимое с ним; наличие (в рассуждении, теории) двух высказываний, из которых одно – отрицание другого. (7, с. 228)

4)Противоречие это несоответствие между теорией и практикой. Выявляет нарушение связей между компонентами явления.


  • Противоречие - есть несоответствие между теорией и практикой.

  • Противоречие выявляет нарушение связей между компонентами явления обеспечивая при своем разрешении развитие названного явления.

Пример: Противоречие научное

противоречие: между двумя составляющимися с одной стороны с повышением числа детей с дивиантным поведением, с другой стороны нет единой системы по коррекции дивиантного поведения. Противоречие эмпирическое: с одной стороны возникает потребность в коррекции дивиантного поведения подростков, а с другой стороны отсутствует информация о причинах дивиантного поведения, что делает коррекцию невозможной.

Ключевые слова противоречия: с одной стороны ____________ с другой стороны ____________.


Ошибки при формулировке противоречия:

  • Противоречие не связанно с актуальностью

  • Противоречие не должно быть упрощенным. Его компоненты не должны быть далеко друг от друга.

  • Противоречие не должно быть сформулировано сложно и путано, оно должно содержать в себе пути для дальнейшего разрешения.

  • Противоречие должно быть посильным (оно должно разрешаться с использованием имеющих средств).

  • В своем разрешении противоречие должно соответствовать позитивному преобразованию теории или практики.

Проблема

Проблема

1) Проблема - есть неизвестная часть противоречия, располагающая условием для своего раскрытия посредством исследования. В науке проблема формулируется в виде: проблемной ситуации; проблемного вопроса; проблемной задачи. (1, с.85)

2) Проблема – это составная часть научного аппарата исследования, разрабатываемая на основе актуальности темы и выявленного противоречия. (3, с. 148)

3) Проблема- это вопрос, который возникает в процессе изучения педагогических процессов и явлений, и на который надо ответить.(6, с. 123)

4) Проблема – это сложная теоретическая или практическая задача, способы решения которой неизвестны или известны не полностью. Различают проблемы неразвитые (предпроблемы) и развитые. Неразвитые проблемы характеризуются следующими чертами:

1) они возникли на базе определенной теории, концеп ции;

2) это трудные, нестандартные задачи;

3) их решение направлено на устранение возникшего

в познании противоречия;

4) пути решения проблемы не известны.

Развитые проблемы имеют более или менее конкретные указания на пути их решения. (8,с. 41)

5)Проблема – недостающая часть противоречия, требующая решения.

  1. Проблема - недостающая часть противоречия, требующая решения.

  2. Формулируется в виде вопроса, на который в конце исследований в выводах необходимо дать ответ.


Научное

Эмпирическое (практическое)

проблема

Что собой представляет система деятельности по коррекции дивиантного поведения у подростков

Каковы причины дивиантного поведения у подростков

объект

Процесс, на которое направлено исследование

Явление, на которое направлено исследование

предмет

Часть объекта, подлежащая детальному изучению и /или изменению (коррекции), конкретизации.

Система деятельности социального педагога по коррекции дивиантного поведения подростков в реабилитационном центре

Социальные причины дивиантного поведения в реабилитационном центре


Объект

Объект

1)Научное пространство, в рамках которого ведется данное исследование. Объект – это важнейшая научная категория, теория или тема, куда входит предмет, имея тем самым разнообразные связи с другими составляющими. (1, с. 99)

2)Педагогическое пространство, область, в рамках которой находится (содержится) то, что будет изучаться. Объектом исследования педагогической науки является сфера обучения и воспитания людей, а предметом – закономерности процессов, происходящих в этой сфере. В рамках объекта исследования можно говорить о различных предметах исследования. (6, с. 98)

3) В педагогике и психологии – это некий процесс, некоторое явление, которое существует независимо от субъекта познания и на которое обращено внимание исследователя, например, на процесс развития субъектов воспитывающих отношений, на процесс становления новой образовательной системы, на эффективность определенной технологии. (5, с. 55)

4) Объект-эта та совокупность связей, отношений и свойств, которая существует объективно в теории и практике и служит источником необходимой для исследователя информации.

Объект - это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. с. 180)

5) Объект – это явление или процесс, на которое направлено исследование.

Объект исследования, значит выяснить, что именно рассматривается в исследовании


Предмет

Предмет

1)Это часть объекта исследования, которая подлежит особенно тщательному изучению и преобразованию. Отношения объекта и предмета исследования в педагогике ныне принято определять как отношения целого и части. (1, с. 99)

2)Предмет - конкретная часть объекта исследования, или процесс, в нем происходящий, или аспект проблемы, который и исследуется. (6, с. 117)

3) В предмете исследования фиксируется то свойство или отношение в объекте, которое в данном случае подлежит глубокому специальному изучению. В одном и том же объекте могут быть выделены различные предметы исследования. Предмет исследования – это своего рода ракурс, точка обозрения, позволяющая видеть специально выделенные отдельные стороны, связи изучаемого. Иначе говоря, это определенный аспект изучения объекта. (5, с. 55)

4)Предмет- та сторона объекта, на изучение которой направлены конкретные исследования в данной области научных знаний. (7, с. 219)

5) Предмет – это пути, условия, факторы совершенствования обучения и воспитания в рамках решения проблемы, обозначенной в объектной области

Предмет исследования – т. е обозначить , как рассматривается объект, какие отношение в нем, свойства, аспекты, функции оно раскрывает.

Цель

Цель

  1. Цель - мысленное предвидение его результата. Как операция поиска она состоит в проектировании, детальной разработке и оттачивании формулировки. Эта операция называется целеполаганием, целеформированием. (1, с. 89)

2) Цель - это обоснованное представление об общих конечных или промежуточных результатах поиска. Исследовательская цель в психолого-педагогическом исследовании – это результат целеобразующей деятельности, проектирующей, в свою очередь, целенаправленную преобразующую деятельность субъектов образования – педагогов и воспитанников. (5, с. 59)

3) Цель выявление причинно-следственных связей и закономерностей в педагогических явлениях и разработка на их основе теорий и методик (6, с. 163)

4) Цель - это основная единица научного аппарата исследования, напрямую взаимосвязанная с остальными его компонентами, и включающая в себя целевое действие, целевой предмет и целевой объект. (8,с.45)

5) Цель - ожидаемый результат исследования


  • Цель – предполагаемый результат.

  • Цель состоит из трех компонентов из целевого действия, целевого предмета, и целевого объекта.

  • Цель отвечает на вопрос что делать? что сделать?


целевого действия

целевого предмета

целевого объекта

Разработать

Изучить

Охарактеризовать

Выявить

Определить

Проанализировать

Уточнить

Систематизировать

Экспериментально подтвердить

Обеспечить

Раскрыть

Описать

Технология

Метод

Методы

Система

Средства

Пути

Содержание

Критерии

Причины

Факторы

Условия

Закономерности

Модели

Процесс

Коррекция

Профилактика

Адаптация

Социализация

Профориентация

Готовность к чему либо

Система воспитания


Научное исследование

Эмпирическое исследование

Проанализировать

Охарактеризовать

Описать систему деятельности социального педагога по коррекции дивиантного поведения подростков в условиях реабилитационного центра

Выявить

Определить причины дивиантного поведения подростка


  • Цель должна быть связана с проблемой и не должна выходить за рамки объекта и предмета.

Ошибки при формулировке цели:

  • Завышение цели;

  • Цель формируется далеко от противоречия и проблемы;

  • Цель должна быть проверяема и контролируема и диагностируема (по выводам);

  • В цели не должно быть видны задачи.

  • Цель не должна быть двойной;

  • Цель должна быть одна;







Гипотеза

Гипотеза

1)Гипотеза исследования - это такая исследовательская операция, посредством которой можно предсказать пути и способы достижения цели. С точки зрения технологии гипотеза есть метод проектирования способов разрешения выявленного противоречия через решение проблемы в направлении достижения цели на основе исследования выделенного предмета в рамках определенного объекта исследования (1, с. 103)

2) ) Гипотеза - предположение, при котором на основе ряда факторов делается вывод о существовании объекта, связи или причины явления, причем этот вывод нельзя считать доказательным. Гипотеза представляет собой знание не достоверное, а вероятное; такое высказывание истинность или ложность, которого не установлена. (4, с. 54)

3)Гипотеза - основание, предположение, выдвигаемое с целью объяснения причин, свойств и существования явлений действительности. Формулировка гипотезы в педагогических исследованиях, как правило, направлена на определение условий протекания тех или иных педагогических процессов и явлений. (6, с. 29)

4) Гипотеза - научно обоснованное предположение, нуждающееся в дальнейшей экспериментальной и теоретической проверке. (7, с. 53)

Гипотеза есть требующее проверки и доказывания предположение о причине, которая вызывает определенное следствие, о структуре исследуемых объектов и характере внутренних и внешних связей структурных элементов. (8,с. 41)

5) Гипотеза - предположение конечного результата деятельности при соблюдении определенных условий


  1. Гипотеза предположений о путях и способах достижения цели.

  2. Гипотеза личное представление автора о способах разрешения противоречия и путях достижения цели.

Может быть от общего к частному и от частного к общем.

  1. Если сделали

  1. _______________

  2. _______________

  3. _______________ то получили что то _________.

  1. Мы получим что то ___________, если сделаем

  1. ____________

  2. ____________

  3. ____________;


Ключевые слова:

Возможно,

Вероятно,

Скорее всего,

Предположительно ______________.


Гипотеза основывается на проблему


Научное исследование

Эмпирическое исследование

Вероятно, что система деятельности соц. педагога по коррекции дивиантного поведения подростков в реабилитационном центре представляет собой

  1. Диагностические

  2. Психо – коррекционные

  3. Здоровьесберегающие …..

Вероятно, что к социально психологическим причинам относятся:

- неблагополучная микросреда

-негативное влияние общества

-психологические особенности личности подростка




Задачи

Задача

1) Задача - это составная часть цели исследования, подцели. Для определения задач проводится декомпозиция цели, из нее выделяются те действия, которые надо совершить, чтобы ее достичь. Каждая задача не может повторять цель и быть шире ее. В идеале сумма задач, их решение приводит исследователя к достижению намеченной цели. (3, с. 133)

2)Цель преобразования конкретной ситуации или, иными словами, ситуация, требующая своего преобразования для достижения определенной цели. Задача всегда содержит известное (обозначение условий ситуации) и неизвестное, искомое, требуемое, рассчитанное на совершение определенных действий, приложение усилий для продвижения к цели, для разрешения поставленной проблемы. (5, с. 59)

3) Задачи- конкретизированные или более частные цели педагогического исследования. (6, с. 41)

4) Задача -представляет собой звено, шаг, этап достижения цели

  • Задачи-ступеньки направленные на достижение цели. Что будем делать для достижения цели.

  • Выделяют 5 групп задач:

  1. Изучение теории вопроса, сущности объекта исследования

Ключевые слова:

Изучить,

Обобщить,

Проанализировать,

Раскрыть,

Обосновать,

Выявить,

Описать,

Провести;

  1. Задачи направленные на изучение состояния практики и проявления предмета исследования.

Ключевые слова:

Охарактеризовать,

Ознакомить,

Вскрыть,

Установить,

Выделить,

Оценить,

Проследить,

Описать опыт,

Определить роль;

  1. Связано с созданием новых идей, методов, систем, концепций.

Задачи связанные с преобразованием предмета исследований;

Ключевые слова:

Определить содержание деятельности,

Разработать систему или модель,

Смоделировать,

Усовершенствовать,

Классифицировать,

Обобщить,

Подготовить,

Создать,

Произвести,

Сформулировать,

Систематизировать информацию.

  1. Задачи, связанные с экспериментом. Этот класс задач нужен для проверки гипотезы.

Ключевые слова:

Экспериментально проверить,

Выполнить экспериментальную проверку;

  1. Связан с разработкой методических рекомендаций, материалов, задач, инструкций, указаний.

Ключевые слова:

Разработать программу,

Составить рекомендации,

Создать программу,

Выработать,

Наметить,

Определить пути развития.

Задачи

Научное исследование

Эмпирическое (практическое)

Охарактеризовать возрастные особенности подростка.

Охарактеризовать возрастные особенности подростка.

Изучить сущность дивиантного поведения и его причины.

Изучить сущность дивиантного поведения и его причины

Раскрыть содержание и методы работы соц. педагога по коррекции дивиантного поведения в реабилитационном центре.

Исследовать особенности микросреды

Эмпирическим (опытно – экспериментальным) путем выявить причины дивиантного поведения в реабилитационном центре.

Выявить аспекты или стороны негативного влияния общества на поведение подростка

Описать опыт соц. педагогов по коррекции дивиантного поведения в реабилитационном центре.

Составить рекомендации для соц. педагогов по воздействию на эти причины.

Создать систему деятельности соц. педагога по коррекции дивиантного поведения в реабилитационном центре.



Методическая часть программы эмпирического исследования


  1. Определение терминов

  2. Определение генеральной и выборочной совокупности

  • Генеральная совокупность – все люди , которые имеют отношение к теме.

  • Выборочная совокупность – те люди, которые изучаются (конкретного возраста посещающие то или иное учреждение).

  1. Обоснование выбора методов исследования


критерии (что замеряем?)

Методы (чем замеряем?)

Критерии параметры по которым можно охарактеризовать явление , признак.

Критерии состоят из показателей.

Чтобы определить , что писать в этой колонке смотрим гипотезу, задачи.


1.Особенности микросреды.

Взаимоотношения с друзьями, в семье.

Социальное положение

Отношения с соседями

Наблюдение, беседа,

социометрия,

анализ документов.

Наблюдение ,беседа

2.Негативное влияние общества.

Влияние макросреды на поведение подростка




Методы исследования

Методы

1) Методы исследования - это упорядоченная совокупность операций (действий), с помощью которых ученый в соответствии с поставленной целью изучает источники исследования, добывая новое научное знание. Методы подразделяются на два огромных и вполне самостоятельных класса: класс методов получения и сбора научно значимой информации и класс методов обработки этой информации. (1, с. 124)

2)Это те мыслительные операции и практические действия, которые позволяют получить новое научное знание о предмете исследования. (3, с. 143)

3) Путь исследования или познания – совокупность относительно однородных приемов, операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи. (6, с. 79)

4) Приемы, процедуры и операции эмпирического и познания и изучения явлений действительности. Методы исследования подразделяются на теоретические и эмпирические.

Методы исследования теоретические – анализ, синтез, абстрагирование, конкретизация, моделирование.

Методы исследования эмпирические (общие) – обследование, изучение и обобщение опыта, опытная работа, эксперимент.

Методы исследования эмпирические (частные) – наблюдение, устный опрос (беседа, интервью), письменный опрос (анкетирование, тестирование). (7, с. 153)

5)Индивидуальные и фронтальные приемы работы исследователя, направленные на выявление или подтверждение определенных положительных или негативных фактов


Тактика исследования — это серия операций, уточняющих и конкретизирующих поисково-исследовательскую деятельность.

Ее можно определить как систему локальных практических действий, направленных на достижение поставленной цели исследования. В качестве таковых определяются:

  • объект исследования;

  • предмет исследования;

  • гипотеза исследования;

  • задачи исследования;

  • методы исследования;

  • методология исследования;

  • этапы исследования.

Объект исследования — это научное или практическое пространство, в рамках которого ведется исследование.

Объект исследования определяет условия, в которых и будет осуществляться работа по достижению намеченной цели.

Предмет исследования — та часть объекта исследования, которая подлежит специальному изучению и, возможно, преобразованию.

Это «слабое звено», обнаруживаемое уже в противоречии, затем становящееся проблемой и, наконец, включенное в цель. Вот почему предмет исследования очень часто формулируется почти идентично цели.

Только при четком представлении о предмете исследования возможно разработать гипотезу исследования.

Гипотеза — это предположение о путях достижения пели по преобразованию предмета исследования, по созданию условий для его развития и совершенствования.

Задачи исследования, будучи фрагментами цели — подцелями, ставятся только после разработки гипотезы.

Задачи это частицы поиска и они и выделяются в соответствии с логикой поиска.

При определении задач надо помнить, что ни одна из них не может повторять цель или быть шире ее. Цель достигается через решение задач, а потому каждая из таковых должна в своем решении продвигать исследование к намеченной цели, в сумме же своей задачи должны ей соответствовать.

Методология исследования — это та научная база, на которой оно строится. В качестве таковой могут использоваться учения (например, теория познания, учение о синергетике развития), научные подходы (деятельностный, личностно-ориентированный и др.), принципы (гуманизации, природо-сообразности, культуросообразности). Методология исследования определяет его характер, концептуальность. В методологию составной частью входит определение теоретической базы исследования. Теоретическая база — это те учения, разработки, теории конкретных авторов, которые связаны с предметом исследования и объясняют именно его и только его. Нередко теоретическую базу (теоретическую основу) исследования выделяют отдельно, вслед за методологией.

Методы исследования определяются поставленными задачами. Для разрешения каждой из них требуются особые методы.

Если речь идет о теории вопроса, нужны теоретические методы, например критический, системный и другие виды анализа, обобщение, моделирование и т. д. Если же дело касается практики, то необходимы эмпирические: методы наблюдения, изучения продуктов деятельности и документации, эксперимент, различные виды опросов и т. д.

Особо выделяются методы обработки полученных данных — конкретных фактов или статистических показателей. В таком случае говорят о методах качественного и количественного, т. е. статистического, анализа. Первые — методы понятийного описания, вторые — математического описания изучаемых явлений.

Этапы исследования определяют последовательность выполнения всего исследования. Ими могут быть:

  • изучение теоретического материала (задача разработать теоретическое обоснование темы исследования, создать её научное обеспечение);

  • изучение практики (задача – изучение, обобщение опыта решения стоящих перед исследователем проблем, т.е сбор эмпирического материала);

  • проведение эксперимента (задача – подготовка эксперимента или любого другого вида преобразования предмета исследования;

  • проведение самого исследования (написание самой работы)

  • обобщение теории и практики, получение общих выводов, разработке методических рекомендаций.

Выбор этапов дело произвольное.

Описание этапов обязательно сопровождается указанием календарного времени их выполнения. Они согласуются с контрольными точками исследовательской деятельности.

Разработка тактики исследования, как видим, касается его процедурной стороны. Формируя эту часть научного аппарата, мы моделируем все исследование, направляя его на достижение уже поставленной цели. Определив объект, предмет, гипотезу, задачи, методы и этапы исследования, можно при­ступить к нему самому, выполняя его поэтапно и с помощью определенных методов.

Проектирование стратегии исследования

Стратегия исследования — это поиск и определение основного пути и предполагаемого результата всего исследования, будь то реферат, курсовая или дипломная работа.

К исследовательским операциям стратегического характера относятся:

  • определение актуальности темы;

  • выявление противоречия;

  • определение проблемы;

  • формулировка конечной цели исследования.

Актуальность темы исследования определяется и описывается на основании:

  • соответствия ее государственному и региональному заказу, т. е. тем идеям и положениям, которые заложены в законах, положениях, указах, постановлениях и рекомендациях, разрабатываемых органами государственной власти, в том числе и региональной;

  • степени ее разработанности в науке, прежде всего — отечественной, в том числе и учеными своего вуза;

  • состояния практического воплощения и практической потребности в разрешении вопросов, определяющих тему.

Противоречие исследования выявляется при анализе актуальности темы.

Определение противоречия — это исследовательская операция, состоящая в выявлении нарушенных связей между элементами какой-либо педагогической системы или процесса, обеспечивающими в своем единстве их развитие.

Проблема исследования представляет собой попытку осмыслить «слабое звено» — одну из сторон противоречия.

В формулировке любой проблемы требуются вопросительные слова «какой», «какая», «какова», «сколько», «что», «почему» и др.

Цель исследования — это продолжение поставленной проблемы, поиск ответа на вопрос, который задан в обозначенной проблеме.

Цель как предвидение результата исследования всегда формулируется в позитивной форме повествовательного предложения, обычно с помощью глагольных форм — «разработать», «выявить», «усовершенствовать», «обосновать», «определить» и др.

Без выдержанной технологии нельзя создать никакой тактике исследования.


Исследовательские работы оформляются на стандартных листах формата А-4, объем не более 40 страниц без учета приложений, формат Word 97, шрифт 14, межстрочный интервал 1,5. При оформлении исследовательской работы следует руководствоваться требованиями к текстовым документам, требованиями к оформлению отчета о научно-исследовательской работе




Список используемой литературы


  1. Безрукова, В. С. Настольная книга педагога-исследователя /В. С. Безрукова. – Екатеринбург.: Изд-во Дома учителя, 2001. – 236 с.

  2. Безрукова, В. С. Словарь нового педагогического мышления /В. С. Безрукова. – Екатеринбург, 1992. – 96 с.

  3. Безрукова, В. С. Как написать реферат, курсовую, диплом /В. С. Безрукова. – СПб.: Питер, 2004. – 176 с.

  4. Бережнова, Е. В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: учеб. /Е. В. Бережнова, В. В. Краевский. – 4-е из., стер.. – М.: Академия, 2008. – 128 с.

  5. Загвязинский, В. И. Методология и методы психолого-педагогичсекого исследования: учеб. пособие В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. – М.: Академия, 2001. – 208 с.

  6. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь /Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. – М.: Академия, 2000. – 176 с.

7) Словарь по социальной педагогике: учеб. пособие /Авт.-сост. Л. В. Мардахаев. – М.: Академия, 2002. – 368 с.

8) Сабитов Р.А Основы научных исследований: Учеб. пособие / Сабитов Р.А.Челяб. гос. ун-т. Челябинск, 2002. 138 с.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!