СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическое пособие для учителя по теме "Музыка моего народа".("Музыка Адыгского народа")

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическое пособие для учителя "Музыка моего народа", может быть использованно на уроках музыки в начальной школе. Посвящено музыке Адыгского народа. Музыка хранит в себе огромный воспитательный потенциал. Восприятие музыки помогает воспитать в учащихся сопереживание, отзывчивость, любовь к Родине, любовь к малой Родине. 

Просмотр содержимого документа
«Методическое пособие для учителя по теме "Музыка моего народа".("Музыка Адыгского народа")»

Музыка моего народа.


Республика Адыгея – восхитительно красивый, цветущий уголок Кавказа. Край степных просторов, лесов, гор, бурных и стремительных рек, заснеженных вершин, альпийских лугов. Красота природы, мягкость климата, гостеприимство народа выделяют Адыгею в число жемчужин России.

Республика Адыгея была образована 27 июля 1922 г. в составе Краснодарского края как Адыгейская автономная область. В июле 1991 г. получила статус республики.

 Символы государства имеют собственную историю. В своем развитии они прошли долгий путь, в них был заложен глубокий смысл, их создателями двигали прекрасные и добрые идеи. Много разных стран и республик существуют в мире. Каждая из них имеет свои государственные символы – герб, флаг и гимн. Есть они и у Республики Адыгея.



 Флаг Адыгеи


 


Флаг Республики Адыгея был утвержден 24 марта 1994 года. Он представляет собой полотнище зеленого цвета, на котором изображены 12 золотых звезд и три золотых перекрещивающиеся стрелы, направленные наконечниками вверх. 12 звезд означают 12 черкесских племен, а три стрелы — три древнейших адыгских княжеских рода.

Флаг возник в 1830-е годы во время Кавказской войны, как символ независимой Черкесии.








Герб Адыгеи

 



 

Герб Республики Адыгея был принят 24 марта 1994 года. Он представляет собой круг, сверху обрамленный лентой с надписью «Республика Адыгея» на русском и адыгейском языках. В середине ленты — большая звезда. Снизу, с боковых сторон — листья дуба и клена (справа), золотистые колосья пшеницы и початки кукурузы (слева). Круг замыкается аббревиатурой РФ (Российская Федерация), над которой изображен национальный стол — анэ с хлебом и солью. В центре герба главный герой нартского эпоса Саусрыкъо на коне. В руке всадника — пылающий факел, который богатырь похитил у богов для людей. Лучи восходящего солнца по небосводу двенадцатью звездочками. Изображения гор и пашни характеризуют географические особенности республик

Государственным гимном Республики Адыгея является музыкально - поэтическое произведение на стихи И. Машбаша, музыку У. Тхабисимова.

Государственный гимн

Республики Адыгея


Слова - И.Машбаша 
Музыка - У.Тхабисимова
Поэтический перевод - Ю.Крючкова

Славься, живи, Адыгея, 
Милая сердцу страна. 
Наши народы согрела 
Добрым согласьем она.

Припев: 
Солнечный край, 
Республика - наш общий дом. 
Крылья взметай, 
Республика, крепни трудом, 
Светлая наша мечта.

Предками выбрано было 
Дивное место для нас, 
Мужество, мудрость и силу 
Дал нам от дедов Кавказ.

Припев.

Гордо с душою свободной, 
Вместе с Россией иди, 
Солнце твое над тобою, 
Бури невзгод позади.

Припев.

Небо родное и нивы, 
Будут навеки в сердцах, 
Будут для нас, пока живы, 
В нашей судьбе и делах.

Адыгэ рэспубликэм и къэралыгъо гимн 
Гущыlэхэр - Мэщбэшlэ Исхьакъ
Орэдышъор - Тхьабысым Умар

Тихэгъэгу кlасэу тигупсэр
Адыгэ чlыгушъ, терэl.
Зы бын-унагъоу лъэпкъыбэр
Щызэгурыlоу щэрэl.

Жъыу:

Шlум факlу, лъыкlуат,
Республикэу тиунэ дах.
Егъэхъу, зыlат,
Республикэу тигугъэ лъаг -
Уилъэпкъи хъишъэр фэlуат.

Дунаим ичlыпlэ шlагъор
Нахьыжъмэ тэ къытфыхах,
Ахэмэ алlыгъэ-шlагъэ
Лlэшlэгъумэ къызэlэпах.

Жъыу.

Хьазабмэ уахэмытыжьэу
Уитыгъэ нэфи пшъхьащыт.
Россием зыкlэ ущыщэу
Ащ гукlи ущышъхьафит.

Жъыу.

Тэ тыщыlэфэ - егъашlэм -
Тичlыгоу тыгур щыlэщт;
Тиуашъуи, тыгъи бэгъашlэ
Тфэхъоу тикlасэу тиlэщт.

Жъыу.

 


Адыгейский национальный костюм.

Музыкальные инструменты адыгов.

Древний адыгский народ выработал самобытные му­зыкальные инструменты. Манера и техника игры на них совершенствовались веками. Инструменты, о которых помнят в народе, или те, что бытуют по сей день, немногочисленны. Среди них шычепщын, камыль, пхачич и пщынэ.

ШЫЧЕПЩЫН



Шычепщын (адыг. шык1эпщын) – смычковый инструмент типа скрипки (шык1эпщын – от слов «шы» - конь и «к1э» - хвост, указывающие на использование волос конского хвоста для струн и смычка, «пщынэ» - музыкальный инструмент) – смычковый хордофон семейства лютневых инструментов. Шычепшын имеет две струны, настроенные в квинту.

Камыль

Камыль – открытая продольная флейта (камыль – буквально «камыш»). Видимо, в своё время камыль изготавливали только из камыша.

У адыгов существует очень известная легенда о происхождении камыля. Нарт Ащамез проводил всю свою жизнь в седле. Как-то устав, он решил отдохнуть, прилечь под старым развесистым деревом и заснул крепким богатырским сном. Ашамез не услышал и не почувствовал, как подул сильный ветер, полил дождь, с треском обломилась и упала ветка, прикрыв его листьями. Но Ашамез услышал другие звуки – нежные, певучие. Он долго лежал, прислушиваясь, пока не понял, что это поёт сломанная ветка. Теперь он не только вслушивался, но и внимательно осматривал дерево, и увидел, что древесные черви выели сердцевину ветки, а в коре просверлили множество дырочек, в которые залетел ветер, и звучала музыка. Ащамез отрезал часть ветки, дунул в отверстие, и по лесу разлилась удивительной красоты мелодия. Так по преданию появился камыль.











Пхачич.





Пхъэк1ыч (пхачич) – ударный инструмент типа трещотки. Пхъэк1ыч происходит от слов: «пхъэ» - «дерево» и «к1ыч» - звукоподрожательное слово, близкое звукам при ударе по дереву.

Пхъэк1ыч представляет собой от 3-х до 9 деревянных пластин, прикрепленных кожаным ремешком к рукоятке. Среди славянского населения Северо –Западного Кавказа пхачич более известен под названием «адыгские трещетки».

Сохранилась легенда о происхождении пхачича. По преданию этот инструмент придумал нарт Ащамез. Он обточил несколько маленьких дощечек из чинары, сложил их вместе и связал их края с одной стороны. Нартский герой считал, что играть на камыле значительно легче и красивее под звуки пхачича.





Пщынэ.







Пщынэ (пшине) – гармоника – инструмент с проскакивающим язычком (пщынэ в обобщенном понятии означает «музыкальный инструмент»). Относится к клавишно-пневматическим инструментам, в которых при растяжении или сжатии меха извлекаются звуки за счёт вибрации язычка под напором воздушной струи. Он появился у адыгов недавно, как у народов Северного Кавказа, во II половине XIX века в силу расширения торгово-экономических отношений в России. Сильное и резкое звучание гармоники адыгов за короткое время пришло в музыкальный быт адыгейского народа, став собственно национальным. Гармошка стала символом нации, а исполнительство на ней – показателем духовного здоровья народа.





Народные песни.

На протяжении многих столетий оттачивалась музыкальная культура древнего народа адыгов. Эта драгоценность мировой сокровищницы сияет всеми красками и пленяет, каждого, кто когда-либо слышал дивное звучание адыгской мелодии. В её стройных рядах нот хранятся рассказы о славных подвигах, мыслях и чаяниях адыгов былых времён.

В адыгском песенном фольклоре создавались портреты легендарных воинов и героев, воспевались их удачи и победы, утверждался образ благородного и сильного человека как примера для молодого поколения. Будучи народом честолюбивым, адыги более всего восхваляли в своих песнях славу и успех. Сочиняли и хранили черкесские песни — хьатияк1о (джегуако). Они запечатлевали в песнях различные события.

Исполнительская традиция адыгов, как и само существование народа, насчитывает тысячелетия. Традиционное пение было монотонным, сдержанным, исполнялось негромко, вполголоса. Особенностью исполнения было то, что главный исполнитель пропевал текст песни, а другие исполнители создавали звуковой ореол, сопровождение ему в тон. Эта манера исполнения называется жъыу. Мелодия исполнялась адыгской скрипкой — шичепщин, а ритм задавался специальным инструментом пхачич — деревянными трещотками.

Адыги, сумели сохранить свою культурную самобытность. Поэтому адыгская музыка жизненно необходима каждому адыгу и в наше, современное время.

Жанры адыгской народной песни – трудовые, обрядовые, нартские, историко-героические, песни-плачи, шуточно-сатирические и лирические.

Трудовые песни.

Трудовые песни являются самыми древними в песенной культуре адыгов. Это вызвано тем, что труд, как форма деятельности, появился на самых ранних этапах развития человеческого общества.

Трудовые песни практически отразили все виды деятельности людей с древнейших времен: земледелие, скотоводство, кузнечное ремесло и другие виды труда со всеми их отраслевыми делениями.

Все трудовые песни можно подразделить на три жанровых цикла: земледельческий, скотоводческий, и производственно-бытовой.


Обрядовые песни.

В многогранной жизни адыгского народа каждое более или менее значительное событие обставлялось обрядом, сопровождающимся соответствующими песнями.

Обряды совершались в строго определенной последовательности с четко регламентированными ритуалами и атрибутами, в которых обрядовые песни исполнялись в конкретно отведенный момент.

Жанровую область обрядовых песен можно разделить на три жанровых цикла: культовые, производственно-магические, и семейно-бытовые песни.

Цикл культовых песен состоит из жанровых семейств: культовых песен в честь бога грома - Шибле, богини вызова дождя - Ханцегуаще и бога лесов -покровителя охотников - Мезитха.

В производственно-магический цикл входят жанровые семьи: песни-заговоры оспы и лечения ран, песни-заговоры животных и другие.

К семейно-бытовому циклу относятся жанровые семьи: колыбельные песни, детские песни – потешки, песни побуждающие детей ходить, свадебные песни, песни укачивания одряхлевших стариков, похоронные причитания и плачи.


Нартские песни.

Древний эпос «Нарты» - героические сказания о нартах- богатырях (смысловое значение слова «нарт» до сих пор не установлено). Нартский эпос относится к наиболее древнему героико-мифологическому типу народного творчества. В нем значительную роль играет мифология, магия, фантазия, которые составляют художественную основу мышления людей того времени. Герои эпоса: Саусырыко, Патарез, Ашамез, Шабатыныко. Все нартские песни обычно исполнялись мужчинами.

Историко-героические песни.

Историко-героические песни рассказывают о исторических событиях. Они правдиво воспроизводят события далеких времен, точно характеризуют исторические детали. Песня рассказывала о героях-любимцах народа, о боевых походах, о нападениях на их мирные селения. О притеснениях сильных мира сего, о борьбе за национальную независимость. Эти песни играли роль своеобразной музыкальной газеты: ведь джегуако, будучи всегда свидетелями тех событий, о которых они слагали песни, непрестанно путешествуя, разносили известия повсюду.

Песни – плачи.

К историко - героическим песням очень близко примыкают песни-плачи (гъыбзэ). Их объединяют и содержательная сторона, и отдельные средства музыкальной выразительности. Для историко–героических песен и песен-плачей связующим звеном служит их историчность. Они создавались на основе конкретных событий, их герои – реальные личности.





Шуточно-сатирические песни.

Шуточно –сатирические песни своими корнями уходят в далекое прошлое. Шутка и сатира кроются в самом характере адыгского народа. Острословы были нередкостью в каждом адыгском ауле. Шуточно- сатирические песни наделены несколькими функциональными значениями. Прежде всего им присуща смеховая функция. Смех в самых разных своих конкретных качествах выражается не только через текст, но и через музыкальные средства. Кроме смеховой функции шуточно-сатирические песни несли в себе и воспитательную функцию.

Лирические песни.

Лирические песни являются сравнительно молодыми в ряду других жанров адыгского песнетворчества. Это связанно с причинами духовного характера. Исповедальность не была характера для народа, воспитанного в боевом воинственно - героическом духе. Лирические песни разнообразны по своему содержанию. Можно выделить три цикла лирических песен: 1-любовные, 2-бытовые, 3-о природе. Историческая действительность, объективное положение адыгов выдвинули на первый план эпическую и историческую линии. Лирические песни, которые создавались в более раннее время, имели свой круг исполнителей и слушателей. Основная же масса лирических песен «расцвела» в 19 веке, особенно в советское время. Их формирование шло под воздействием нового слухового опыта их создателей.



Танцы.

Танцы адыгов отражают характер народа, обычаи и традиции. Танцы в жизни адыгов всегда занимали особое место, были самым массовым видом народного искусства, без них не обходилось ни одно общественное, семейное торжество. Они как и песни, являются любимым развлечением народа. Издавна выработался определенный порядок проведения массовых торжеств с танцами, где каждый участник знает своё место и свои обязанности. Музыканты обычно располагаются на самом почетном месте: около дома, дерева. Слева от музыкантов находятся юноши, справа - девушки. Напротив музыкантов рассаживаются старики и почётные гости. Они выполняют несколько важных обязанностей: следят за порядком, к концу торжества выбирают самую красивую и достойную девушку, а также лучшего юношу – танцора.Для танцев образуется большой круг. Среди девушек назначается главная – пшаше-паще, а главный среди юношей называется чале-паще.

На всех общественных и семейных торжествах выбирается джегуако (джэгуак1о) – самый остроумный и находчивый распорядитель, в обязанности которого входит введение в круг участников танцев, их представление присутствующим и развлечение публики.

Адыгские народные танцы можно разделить на следующие основные виды: зафак (зэфак1у), исламей (ислъамый), зыгатлят (зыгъэлъат), удж.

Зафак (зэфак1у) – буквально « идти друг к другу на встречу». Это парный танец, исполняемый парнем и девушкой. Танец зафак имеет несколько разновидностей: зыгъэгус, хьэк1уак1, къэшолъащ. Это танцы – шутки, на основе ипровизации изображающие жанровые сценки, в которых каждый танцующий старается вложить как можно больше юмора.

Одним из самых красивых лирических танцев адыгов является «Исламей». О его возникновении существует немало легенд. Его называют танцем первой любви, танцем счастья, поэты слагают о нем стихи, художники рисуют, а композиторы используют мелодию танца в своих сочинениях. Исламей – танец-импровизация, и красота его зависит от мастерства танцоров и умения импровизировать. Для танца «Исламей» существует одна единственная мелодия.





Самый быстрый и темпераментный танец адыгов – зыгатлят. В переводе на русский язык слово «зыгъэлъат» означает «подпрыгивай». Юноша совершает виртуозные движения ногами. Движения девушки совсем другие – она плавно перемещается по кругу, сохраняя грациозность, пластичность и мягкость.

Одним из самых древних танцев считается удж, который с большим удовольствием танцуют и сейчас на многих торжествах. В переводе на русский язык слово «удж» означает «топтаться». Сначала он возник как магический обрядовый танец «удж-хъурай» (удж-круговой) в то время, когда адыги были язычниками и поклонялись многим богам. «Удж» очень популярный массовый танец, он может называться «танцем согласия». Ведь в том, что юноша и девушка держаться за руки, выражено их полное согласие в мыслях и чувствах. «Удж» состоит из регулярно повторяющихся движений рук и ног. Юноша может танцевать с одной или двумя девушками сразу. Танцующие могут двигаться по кругу или парами друг за другом. Парный удж называется «удж-туруту».



Композиторы Адыгеи.

 Последние четыре десятилетия ушедшего столетия в музыкальной культуре Адыгеи связаны со становлением композиторского профессионализма. Об этом свидетельствует значительное число ярких произведений, освоение различных академических жанров, качественный уровень претворения национального материала. Показателем определенной зрелости композиторского творчества является более чем 15-летний стаж существования Союза композиторов Адыгеи, который проявляет себя в отчетных концертах пленумов, нотных изданиях. В творчестве композиторов Адыгеи отразились те процессы, которые были характерны для становления национальных композиторских школ в других национальных автономиях Северного Кавказа, в республиках бывшего союзного государства.

Становление композиторского профессионализма в Адыгее в этот период связано с появлением плеяды композиторов коренной национальности, получивших профессиональную подготовку в средних и высших учебных заведениях культуры и искусства. В нее вошли В. Анзароков, Ч. Анзароков, М. Бесиджев, Д. Натхо, А.Нехай, Г. Самогова, Р. Сиюхов, К. Туко, Ю. Чирг, Г. Чич.


УМАР ТХАБИСИМОВ (1919-1998)

– певец, композитор, гармонист –патриарх адыгской музыки, стоявший у истоков композиторского профессионализма. Творчество У. Тхабисимова одинаково принадлежит традиционной и профессиональной музыкальным культурам. Их взаимодействие обусловило переход от традиционного искусства к композиторскому творчеству. У.Тхабисимов прошел длинный путь – от народного исполнителя- инструменталиста до первого в Адыгее Члена Союза композиторов СССР. На основе синтеза элементов адыгского музыкального фольклора и советской массовой песни У.Тхабисимов создал новый тип национального песенного искусства. Его наследие представляют приблизительно 600 образцов песенного жанра, многие из которых обрели общеэтническую ценность, популярны среди российских и зарубежных адыгов.

АСЛАН НЕХАЙ (1943 г.р.)

В историю отечественной музыкальной культуры имя Аслана Нехая вписано как имя талантливого музыканта, ставшего первым дипломированным композитором Адыгеи, автора первой адыгейской оперы, первого Председателя Союза композиторов Адыгеи, бессменного художественного руководителя Государственного ансамбля песни и танца «Исламей». Автор первой Национальной оперы «Раскаты далекого грома», ряда крупных симфонических и вокальных произведений. Пройдя сложный период становления профессионального музыканта, Аслан Нехай достиг значительных успехов на поприще музыкальной деятельности, создал десятки широкопопулярных сочинений, был отмечен многочисленными правительственными наградами.


ГИССА ЧИЧ (1937 г.р.) Гисса Карович Чич – композитор, хормейстер, педагог, ученый- фольклорист, публицист, внесший большой вклад в развитие профессиональной музыкальной культуры Адыгеи. Долгие годы работы с учебными хоровыми коллективами обусловили преобладание в его творчестве жанров хоровой академической музыки. Многие из хоровых сочинений композитора стали классикой национального музыкального искусства.





ГОЩНАГ САМОГОВА (1928-1995)

Гошнаг Аюбовна Самогова родилась в 1928 году в ауле Псейтук. Её великолепный талант и вокальные данные по достоинству были отмечены в 1953 году во время отбора в Ленинградскую консерваторию, тогда в числе нескольких талантливых молодых людей Гошнаг Самогова стала студенткой престижного учебного заведения.

Второй профессией Самоговой стала композиция. Музыка, сочинённая Гошнаг Самоговой сразу приобретала славу и всеобщую любовь, так что со временем даже стала восприниматься как народная мелодия. Достаточно вспомнить знаменитую песню Гошнаг Самоговой «У адыгов обычай такой», на слова Киримизе Жанэ.

Кроме собственных сочинений Гошнаг Аюбовна собрала и расшифровала много народных песен. При её жизни было издано несколько сборников песен Самоговой, расшифровок народных мелодий, научные труды о песенном творчестве адыгов.







РАМАЗАН СИЮХОВ (1938-2003)

Рамазан Хангериевич Сиюхов родился в ауле Блечепсин Кошехабльского района.

Сиюхов автор множества песен, хоров, лирических баллад, танцевальных произведений популярных в народе: «Песня матери», «Как тебя называть», «Песня об отце», «Как тебя не любить», «Край мой любимый», «Абхазия моя», «Черкеска», «Нальмэс», « Лирический зафак», «Удж» и многие другие.

Всего Рамазаном Сиюховым написано свыше 200 песен.

 

 

КАПЛАН ТУКО

Родился в 1936 году в городе Краснодаре.

В 1996 году Туко единогласно был избран председателем Союза композиторов Республики Адыгея, затем переизбран в 1998 году на втором пленуме Союза композиторов Адыгеи и на этом посту Каплан Сагидович работает по сию пору. За время его работы Союз композиторов Адыгеи пополнился тремя композиторами и двумя музыковедами. Каплан беспокоится о том, что перетрется связующая разные поколения композиторов нить, поэтому его усилия направлены на взращивание нового поколения профессиональных композиторов и музыковедов нашей маленькой, но богатой на таланты республики.





Современная музыкальная культура Адыгеи.



Богата и разнообразна культура многонациональной Республики Адыгея. Огромное внимание уделяется деятельности творческих коллективов. В самые сложные времена здесь находили возможность поддержать своих артистов, художников, писателей, многих других представителей творческого цеха и материально, и организационно.

Артистам из Адыгеи рукоплещут не только на лучших подмостках и сценах России, но и в ближнем и дальнем зарубежье – США, Италии, Турции, Греции, Иордании и т.д. Культура Адыгеи представлена замечательными коллективами. Среди них – Симфонический оркестр Государственной филармонии РА, Государственный оркестр русских народных инструментов Республики Адыгея «Русская удаль», Эстрадный ансамбль «Оштен». В небольшой республике немало театров- Русский театр, Национальный театр Республики Адыгея, Камерный музыкальный театр им. А.А.Ханаху, кукольный театр «Золотой кувшин».

Многие национальные эстрадные исполнители Адыгеи (Вячеслав Евтых, Анжелика Начесова, Сима Куйсокова, Магамед Дзыбов, Айдамир Эльдаров, Аслан Тлебзу, Римма Тлецери, Руслан Барчо и другие), эстрадный ансамбль «Оштен» (Рустам Хут, Сусана Даутова, Эдуард Керашев) ярко представляют культуру своего народа, приобщая молодежь к народному искусству.

В государственной филармонии РА оборудована современная звукозаписывающая студия (руководитель А.Тлебзу), созданы все условия для записи фонограмм, компьютерной обработки звука, музыкального редактирования.



8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!