СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическое пособие по формированию коммуникативных качеств речи обучающихся начальных классов

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пособие включается в себя приемы и задания, позволяющие формировать коммуникативные качества речи учеников (логичность, правильность, точность, уместность и т.д.)

Просмотр содержимого документа
«Методическое пособие по формированию коммуникативных качеств речи обучающихся начальных классов»



Государственное профессиональное образовательное

автономное учреждение Ярославской области

Ярославский педагогический колледж
__________________________________________________________________________________

150029, г. Ярославль, Телефон: (4852) 32-64-14

улица Маланова, 14













Методические рекомендации по формированию коммуникативных качеств речи детей младшего школьного возраста на уроках развития речи





Автор-составитель: Боровицкая В. А.

Руководитель: Бородкина Т. Ю.











2016







Боровицкая В. А., Бородкина Т. Ю.

Коммуникативные качества речи детей младшего школьного возраста: Методические рекомендации. – Ярославль: ГПОАУ ЯО ЯрПК, 2016. – с.


В данном пособии раскрываются понятия об основных коммуникативных качествах речи детей младшего школьного возраста, а также виды заданий, которые способствуют их формированию.

Материалы, представленные в данном издании, могут использоваться при организации уроков русского языка в начальной школе, в частности, уроков развития речи.

Данные рекомендации предназначены для учителей начальных классов, а также для студентов по специальности «Преподавание в начальных классах».











© ГПОАУ ЯО Ярославский педагогический колледж; 2016.

© Боровицкая В. А., 2016.







Предисловие

Речь — удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им.

Гегель Г. Ф.

В учебных заведениях специально не учат общению, но жизнь показывает, что самостоятельно приобрести коммуникативную культуру удается далеко не каждому человеку. Именно из-за таких разногласий возникают проблемы на межличностном, групповом и социальном уровнях. В результате образования у человека формируется целостное качество, позволяющее ему взаимодействовать с другими людьми. Это качество – коммуникативная культура человека, которая является одной из важных составляющих общей культуры человека. Формирование общей культуры, культуры общения, коммуникативной культуры продолжается в течение всей жизни и деятельности человека.

Что же такое «коммуникативные качества речи»? Наталья Александровна Ипполитова даёт следующее толкование этому понятию: «Это такие свойства речи, которые помогают организовать общение и сделать его более эффективным»1. Принято выделять 7 качеств речи: правильность, логичность, уместность, точность, доступность, выразительность, богатство.

В данном пособии раскрывается понятие о коммуникативных качествах речи в целом и каждого коммуникативного качества речи в отдельности. Также рассматриваются виды заданий, направленных на формирование коммуникативных качеств речи детей младшего школьного возраста, и приводятся примеры упражнений, которые могут быть использованы учителями начальных классов на уроках русского языка.




Виды заданий, способствующие формированию правильности речи

Правильность речи – соблюдение норм языка на уровне предложения, то есть правильность как показатель нормативности речи.

Виды заданий заданий:

  1. Работа с деформированным текстом.

  2. Составление словосочетания по предложенной модели.

  3. Составление предложения по предложенной схеме.

  4. Работа с лингвистическим словарём.

  5. Составление собственного словарика.

1. Работа с деформированным предложением, текстом

Учащиеся могут выполнять задания на нахождение лексических ошибок, грамматических, речевых и т.д. . Использование данного задания в работе учителя поможет научить учащихся выявлять ошибки и недочёты, допущенные в тексте.

Задание: Послушайте небольшой рассказ и найдите в нем ошибки.

Лосиха с лосенком побежали, за ними побежала стая волков. Лоси побежали к сторожке.

Какую ошибку вы нашли в данном тексте? Исправьте текст и запишите его в тетрадь.

или

Прочитайте предложения и найдите речевые ошибки. Как можно исправить предложения?

По дорожке бежал молодой щенок.

На поляне красуется красавец клен.

2. Конструирование словосочетаний по предложенной модели

Могут предлагаться задания на построение словосочетаний по схеме «существительное + существительное», «существительное + прилагательное», «глагол + наречие». Учащиеся научатся правильно строить словосочетания, используя слова, которые лучше всего подходят в определенной ситуации.

Задание: Построй словосочетание по схеме «существительное + существительное».

или

Составьте словосочетания, соединив слова, отвечающие на вопрос что? с другими словами по смыслу.

еда

Регулярное

продукты

Разнообразные

питание

Полезное


3. Конструирование предложений по предложенной схеме

Выполнение этого задания поможет учащимся овладеть умением сознательно конструировать предложения. Учащиеся смогут научиться строить предложения, дополняя их второстепенными членами предложения (обстоятельствами, дополнениями, определениями). Это позволит обогатить словарный запас учащихся, а при изучении отдельной темы – закрепить знания о падежных вопросах и формах слов, о частях речи.

Задание: Прочитай предложение. Дополни его словами, отвечающими на вопрос куда? и когда?

Ласточки улетают.

или

Подберите имена прилагательные к именам существительным в предложении?

Сияние солнца широко разлито над землёй.

Слова для справок: малиновое-восходящего-засыпающей; золотистое-заходящего-просыпающейся, радостное-раскалённого-разомлевшей от жары, сверкающее-весеннего-цветущей, слепящее-июльского-зеленеющей.

4. Работа с лингвистическим словарём.

Обучающимся могут предлагаться задания, упражнения с использованием лингвистических словарей разных типов: толкового словаря, орфографического, словообразовательного, словаря синонимов и антонимов и т.д. . Такие задания помогают понять, какую информацию о слове содержит словарь того или иного типа, учат пользоваться словарём, содержанием словарной статьи.

Задание 3. Поработай со словарём. Какие изменения слов ты будешь искать в словаре, чтобы проверить орфограммы в следующих словах:

П(е/и)тухи, уч(е/и)ники, п(е/и)налы.

Запиши эти слова в алфавитном порядке.

Или

Поработай со словарём. Образуй родственные слова для следующих слов:

Зима, синий, дивный.

Каким словарём ты воспользуешься?

5. Составление собственного словарика

Данное задание тесно связано с заданием на работу с лингвистическим словарём. Отличие состоит в том, что учащиеся самостоятельно составляют словарик, которым могут пользоваться на протяжении всего обучения в начальной школе. Это позволит и обогатить их речь, сделать ее правильной, а также научит учащихся работать самостоятельно. Очень важно привить интерес к слову, к его значению, структуре, отношениям с другими словами, происхождению и т.п.

Задание: Прочитай письмо. Выпиши в свой словарик незнакомые тебе слова, обозначающие музыкальные занятия. Найди в толковом словаре, что означают эти слова, и перенеси значение в свой словарик.

Здравствуй, Анечка!

Я так по тебе соскучилась! Спасибо за письмо. Я его читала и перечитывала. Ты пишешь очень интересно. Я тоже расскажу тебе, чем я занимаюсь.

Сейчас уже я во втором классе музыкальной школы. Выучила арпеджио, только иногда ошибаюсь на бемолях. На уроке сольфеджио меня хвалили, потому что я правильно определяю тональность. Я выучила фугу. Буду играть ее на концерте.

Мне купили новое платье. В нём я буду выступать.

До свидания. Пиши. Настя.


Виды заданий, способствующих формированию логичности речи

Логичность речи - качество речи, которое должно быть ей присуще обязательно, а если логичность соблюдена во всем, то она становится одним из важнейших достоинств речи.

Виды заданий:

  1. Выделение частей в тексте.

  2. Составление плана готового текста.

  3. Работа с деформированным текстом.

  4. Работа с деформированным планом текста.

  5. Устный пересказ текста по плану.

  6. Письменный пересказ текста (изложение).

1. Выделение частей в тексте

Данное задание предполагает работу с готовым текстом. Учащимся предлагается в тексте выделить смысловые части, при этом они могут пользоваться готовым планом. План помогает определить количество абзацев в тексте. Подобное задание позволит научить учащихся выделять разные части в тексте по смыслу.

Задание: Выдели в тексте абзацы, пользуясь планом. Сколько частей в тексте получилось?

Бабушка решила испечь блины. Но в доме закончилось молоко. Я пошёл в магазин. Когда я принёс молоко, то выяснилось, что наш чёрный кот Васька съел всю сметану. Я опять пошёл в магазин. По дороге домой я увидел белого кота. Кот отряхнулся и стал чёрным. Оказывается, Васька просыпал муку и стал белым. Теперь не осталось и муки. Блины в этот день бабушка не испекла.

План текста:

  1. В доме закончилось молоко.

  2. В доме не оказалось сметаны.

  3. Оказывается, не осталось муки.

  4. Блинов в этот день не было.

или

Прочитай текст и выдели в нем смысловые части, пользуясь готовым планом текста.

И у меня, и у некоторых моих одноклассников много орфографических ошибок. Я решил разобраться, что это за ошибки и откуда они берутся. Я проанализировал наши письменные работы и установил, что большая часть ошибок приходится на буквы гласных. Но в одной книге я прочитал, что многие народы древности писали без букв гласных. И я подумал, что, если мы на письме будем опускать гласные, мы сократим ошибки и потратим высвободившееся от изучения правил правописания время на что-нибудь более интересное. Но возникает вопрос: а можно ли понять текст, если слова писать без букв гласных? Я попробовал переписать несколько текстов, опуская гласные, а потом прочитать их снова. Полученные мной результаты говорят: понять можно чуть более половины текста, так как, если убрать буквы гласных, многие слова будут писаться одинаково, кроме того, сложно расшифровать слова, в которых гласных больше, чем согласных. Поэтому вот вывод, который я сделал: в русском языке на письме не обойтись без букв гласных, а значит, придётся учить их правописание.

План текста:

  1. Какие орфографические ошибки мы допускаем?

  2. Ошибки приходятся на буквы гласных.

  3. Значение гласных в текстах.

  4. Нужно учить правописание гласных.

2. Составление плана готового текста

Этот вид задания подразумевает под собой следующее: обучающимся предлагается текст с выделенными абзацами, и к нему необходимо составить план. Если при использовании первого примера заданий учащиеся учатся различать смысловые части текста, то при использовании примера второго – учатся выделять основную информацию каждой части и подбирать к ней заголовок.

Задание: Прочитай текст. О чем забыла Зина, когда писала письмо своей подруге?

Люда, здравствуй!

Я получила твое письмо. Твое письмо интересное. Наши мальчики обыграли в футбол третий «Б». Ты не написала про учебу. Я учусь хорошо. Я прочитала книгу Н. Носова «Витя Малеев в школе и дома». Это очень интересная и смешная книга. Мы поздравили мальчишек. Мой любимый предмет – русский язык. Но наши мальчики только играют в футбол и забывают делать домашнюю работу. А как ваши ребята? Мы им помогаем. Ты приедешь ко мне на день рождения? До свидания. Твоя подруга Зина.

Что нужно сделать, чтобы не допускать таких ошибок?

Составь план этого письма.

или

Прочитай текст. О чем в нем говорится?

Бо́льшая часть Антарктиды лишена растительного покрова и животного мира. Это зона антарктической пустыни. Только в прибрежных районах материка и на островах растут мхи, лишайники и низшие водоросли. Летом на повышенных местах поверхность земли, обдуваемая ветрами, успевает немного прогреться и освободиться от снега. Такие участки называют оазисами. Оазисы в Антарктиде – это сухие и холодные каменистые пустыни.

Воды Антарктики богаты планктоном, состоящим из мелких растительных животных организмов. Планктон является источником питания для китов, тюленей, рыб, птиц. Жизнь всех животных Антарктики связана с океаном. Здесь водится несколько видов китообразных, среди них самые крупные животные нашей планеты – синие киты, а также кашалоты, касатки. Широко распространены ластоногие.

Из птиц типичные обитатели Антарктики – пингвины. Они не летают, но прекрасно плавают, питаются рыбой, моллюсками и рачками. В Антарктике водится 17 видов пингвинов, самый распространенный из них – небольшой пингвин Адели. Особенно красив императорский пингвин массой до 50 кг и высотой более метра. Своё потомство эти пингвины выводят в суровую зиму. Они не делают гнёзд, а яйца держат в лапах, прижимая к пуху тёплого живота. В летние месяцы на берегах Антарктиды гнездятся буревестники, чайки-поморники, бакланы.

Антарктиду называют «холодильником» Земли. Её влияние на климат нашей планеты велико. Богатства материка и окружающих его океанов ещё мало изучены. Поэтому учёные разных стран проводят там исследовательские работы.

Составь план рассказа «Животный мир Антарктиды».

3. Работа с деформированным текстом

Данное задание предполагает установление правильной последовательности предложений в тексте так, чтобы была выдержана его логика. Учащиеся при выполнении таких заданий научатся логично выстраивать свои высказывания не только в устной, но и в письменной форме.

Задание: Запиши предложения в таком порядке, чтобы получился связный текст.

Вот почему под осиной столько сосновых шишек очутилось!

Отошел я в сторону и сел на пенек. Гляжу, к дереву птица летит и в клюве сосновую шишку держит. Сразу узнал я дятла.

Вдруг вижу: на снегу набросана целая куча сосновых шишек. Все вылущенные, растрепанные: хорошо над ними кто-то потрудился.

Шел я однажды зимой по лесу.

Посмотрел вверх на дерево. Да ведь это не сосна, а осина! На осине сосновые шишки не растут. Значит, кто-то натаскал их сюда.

или

Составь предложения из слов, предложенных ниже. Полученные предложения свяжи в один текст.

Февраль на исходе

метель, После, началась, весенних, теплых, дней

Снег, навалил, занёс, домов, крыши, сугробы

копошится, серых, и, стога, Только, у, стая, птиц, сена

заставили, Холод, их, жилью, поближе, и, прилететь, к, голод

птицы, в, сена, стоге, Устроились

февраль, Ведь, на, исходе

тепло, Скоро, будет, опять

4. Работа с деформированным планом текста

Такой прием тоже позволит учащимся научиться выделять части текста и их основную мысль. Учащимся предлагаются задания следующего характера: дается готовый текст и составленный план текста. В тексте нарушена последовательность абзацев (смысловых частей). Ученикам необходимо вернуть каждую часть текста на свое место.

Задание: Прочитай текст. Восстанови последовательность плана текста.

И у меня, и у некоторых моих одноклассников много орфографических ошибок. Я решил разобраться, что это за ошибки и откуда они берутся. Я проанализировал наши письменные работы и установил, что большая часть ошибок приходится на буквы гласных. Но в одной книге я прочитал, что многие народы древности писали без букв гласных. И я подумал, что, если мы на письме будем опускать гласные, мы сократим ошибки и потратим высвободившееся от изучения правил правописания время на что-нибудь более интересное. Но возникает вопрос: а можно ли понять текст, если слова писать без букв гласных? Я попробовал переписать несколько текстов, опуская гласные, а потом прочитать их снова. Полученные мной результаты говорят: понять можно чуть более половины текста, так как, если убрать буквы гласных, многие слова будут писаться одинаково, кроме того, сложно расшифровать слова, в которых гласных больше, чем согласных. Поэтому вот вывод, который я сделал: в русском языке на письме не обойтись без букв гласных, а значит, придётся учить их правописание.

План текста:

  1. Какие орфографические ошибки мы допускаем?

  2. Значение гласных в текстах.

  3. Ошибки приходятся на буквы гласных.

  4. Нужно учить правописание гласных.

или

Прочитай текст и предложенный план. Каждая ли часть текста озаглавлена верно? Найди тот пункт плана, который предложен неверно. Запиши свой вариант.

Знает кошка, чьё мясо съела

Девочка без матери зашла в погребицу и выпила молоко. Когда мать пришла, девочка потупилась и не глядит на мать. И сказала:

- Матушка, что-то кошка лазила в погребицу, я её выгнала. Не поела б она молоко.

Мать сказала:

- Знает кошка, чьё мясо съела.

План текста:

  1. Девочка выпила все молоко.

  2. Девочка сказала матери, что молоко скисло.

  3. Мать догадалась, что девочка обманывает.

5. Устный пересказ текста по плану

Работа с таким приёмом позволит развивать устную речь учащихся, научит строить свои высказывания логично, последовательно. Учащимся могут предлагаться задания и на полный пересказ текста по готовому плану, и на пересказ какой-либо части текста. Перед пересказом текста учащимися можно провести беседу по его содержанию, чтобы ученики свободнее ориентировались в тексте.

Задание: Прочитай рассказ. Ответь на вопросы: о ком этот текст? Что говорится о герое текста? Что герой текста делает?

Петушок с семьёй

Ходит по двору петушок: на голове красный гребешок, под носом красная бородка. Нос у Пети долотом, хвост у Пети колесом, на хвосте узоры, на ногах шпоры. Лапами Петя кучу разгребает, курочек с цыплятами созывает:

- Курочки-хохлатушки! Хлопотуньи-хозяюшки! Пёстренькие-рябенькие, чёрненькие-беленькие! Собирайтесь с цыплятками, с малыми ребятками: я вам зёрнышко припас.

Курочки с цыплятами собрались, раскудахтались; зёрнышком не поделились, передрались. Петя-петушок беспорядков не любил – сейчас семью померил: ту за хохол, того за вихор, сам зёрнышко съел, на плетень взлетел, крыльями замахал, во всё горло заорал: «Ку-ка-ре-ку!»

План текста для устного пересказа:

  1. Какой у петуха клюв, хвост, гребешок?

  2. Как ходит петушок по двору, делится зёрнышками?

  3. Как петушок наводит порядок?

или

Прочитай текст. Выбери только тот отрывок, который содержит в себе рассказ о поступке мальчиков. Подготовь устный пересказ об этом поступке.

Друзья животных.

В этот год не уродились шишки и орехи. Белкам надо переселяться в другие леса.

В октябре Серёжа и Витя ловили с лодки рыбу в лесной речке. Забросил Витя удочку и застыл в изумлении.

По реке плыли белки. Зверьки пытались переплыть реку. Но сильное течение уносило их берега. Белки стали тонуть.

Мальчики решили помочь животным. Сачками и руками они ловили белок. Пассажиры смирно сидели в лодке.

Лодка наполнилась. Витя причалил к берегу. Белки живо помчались в лес.

Ребята помогли животным спастись от голода. Ведь белки шли искать другие леса, где в этом году уродилось много орехов, шишек и желудей.

6. Письменный пересказ текста (изложение)

Изложение – такая работа, при которой учащиеся письменной пересказывают услышанный или прочитанный текст. Изложения могут быть подробными, выборочными, сжатыми и творческими. Учащиеся читают текст (или слушают чтение учителя), затем с помощью учителя составляют план текста, выбирают опорные слова. Такая работа тоже позволит формировать связную речь учащихся, а также развивать психические процессы учащихся (память, внимание).

Задание: Прочитай текст. Составь план текста и выбери опорные слова. В этих словах выдели орфограммы.

Случай на реке

Вечером мы возвращались с работы и услышали сильный плеск на реке. Из воды показалось утиное крыло. Утка отчаянно плескалась в воде. Она запуталась в сети.

Мы очень устали и не могли ей помочь. Пришли домой, поужинали. На улице моросил дождь. Мы с другом сидели молча. В глазах всё время мелькало утиное крыло. В ушах звучал тревожный крик птицы. Мы быстро оделись и вышли.

По воде ещё расходились слабые круги, но птица затихла. Она устала. Поднялся ветер. Похолодало. Я разделся, подплыл к утке и осторожно распутал её. Птица дрожала, издавала испуганные звуки. Мы отошли. Она тяжело замахала крыльями и полетела в камыши.

или

Запасливый зверёк

Ясным осенним днём я шёл по лесной тропе.

Вдруг на поляне показался бурундук. Я замер. Щёки у зверька раздуты тугими пузырями. Он сдавил их лапками, и изо рта посыпались кедровые орешки.

Этот зверёк выносит свои запасы на просушку. Уже греются на солнце ягоды черники и малины. Рядками лежат орехи и сухие грибы.

Я вышел из укрытия. Зверёк заметался. Я поспешил уйти.


Виды заданий, способствующие формированию точности речи

Точность речи – необходимое условие адекватного и полного понимания речи, а, значит, и эффективности речевого общения в целом.

Виды заданий:

  1. Работа с лингвистическим словарём.

  2. Работа с деформированным текстом.

  3. Подбор синонимов.

  4. Стилистический эксперимент.

1. Работа с лингвистическим словарём

Этот вид заданий мы рассматривали ранее. Работа со словарями разных типов может позволить сформировать не только такое коммуникативное качество речи, как правильность, но и ее точность. Учащимся могут быть предложены задания следующего плана:

Задание: Прочитай предложения. Чем они отличаются?

  1. В нашей школе много учителей, которые работают в начальных классах.

  2. В нашей школе много преподавателей, которые работают в начальных классах.

Посмотри в словаре значения слов «учитель» и «преподаватель». Что в них общего, а в чем различия? В каком предложении слово употреблено точно?

или

Прочитай словосочетания. Подумай, при использовании каких слов ты можешь допустить ошибку? Что означают слова «студёный», «студенистый», «болотный», «болотистый»? В каком словосочетании слово употреблено точно?

Студёная вода – студенистая вода.

Болотная местность – болотистая местность.

2. Работа с деформированным текстом

Данное задание нам тоже уже встречался, но в зависимости от формируемого коммуникативного качества речи, оно имеет свою специфику. Для формирования точности речи через работу с деформированным текстом могут быть предложены задания:

Задание: Прочитай текст. Как можно по-другому озаглавить текст? Выдели части текста.

Найди в первом абзаце номера предложений, которые содержат в себе неточно употребленное слово. Подчеркни эти слова. Исправь ошибки и спиши текст.

Рябчик-невидимка

(1)Я сидел в шалаше на берегу лесного озера. (2)Озеро плотно обступил лес. (3)К воде нависали ветви берёз. (4)Голубое небо прокололи остроконечные ели. (5)У прибрежных корней чернели спелые гроздья смородины. (6)Вот по опавшим листам прошелестели лёгкие шажки.

(7)Я выглянул из шалаша и увидел рябчика. (8)Он клевал красневшую вокруг бруснику.

(9)Вдруг над лесом мелькнула тень ястреба. (10)Рябчик встрепенулся и исчез. (11)Хищник молнией промчался между кустами и улетел. (12)Где же рябчик? (13)А рябчик съёжился, прижался к земле и слился с общим фоном. (14)Ястреб опять появился. (15)Он сел на верхушку сухой ели. (16)У озера воцарилась тишина. (17)Ястреб не выдержал мёртвой тишины и улетел.

(18)Сразу всё ожило. (19)Замелькала над водой трясогузка. (20)Запищали и вспорхнули синицы. (21)Поспешно скрылся в кустах рябчик.

или

Спиши текст, выбери из скобок слово или словосочетание, наиболее подходящее для данного контекста.

Объясни свой выбор.

Безымя(н,нн)ый мастер.

Под старыми фресками вы не найдете подписи мастера. Считалось, что (сохранить, сберечь) в сердце люди должны его (произведения, творения), а не имя. Чтобы роспись храма стала близка и дорога созерцающему её человеку, мастеру необходимо было (вжиться в сюжет, понять сюжет) будущей фрески, искусно подобрать краски.

3. Подбор синонимов

Работа над синонимами расширяет, уточняет словарь учащихся с общим недоразвитием речи, способствует точному выражению мысли, предупреждает повторы одного и того же слова.

Задание: Прочитай текст. Какое слово встречается часто в тексте? Замени это слово синонимом так, чтобы не потерялся смысл текста.

Нет более робкого животного, чем заяц. Даже при слабом шуме он пугается и бежит. Только поздно вечером или ночью робкий зайчишка выходит из своего убежища, а с рассветом прячется в каком-нибудь укромном уголке. Много у робкого зайчика врагов. За ним охотятся и голодный волк, и хищный ястреб, и охотник.

или

Прочитай предложения. Замени иноязычные слова русскими синонимами так, чтобы смысл предложения сохранился. Если затрудняешься в подборе синонимов, можешь посмотреть в словаре.

  1. Когда после антракта занавес над сценой был поднят, все присутствующие ахнули.

  2. ...Неужели в данном случае Марк Твен, сочиняя об остывающем обеде, уже знал о финале? Или финал внезапно родился из этого остывающего обеда?

  3. В этом театре с триумфом были поставлены «Чайка» и «На дне».

4. Стилистический эксперимент

Данный вид заданий предполагает работу с текстом, в котором пропущены некоторые слова (например, прилагательные, глаголы и т.д.). Учащиеся заполняют пропуски, а затем сравнивают собственный текст с текстом автора.

Задание: Прочитай письмо. Что в нём необычного? Вставь на места пропусков слова, которые подходят по смыслу.

Здравствуй, Дима!

Наступила (какая?) ___________________ осень. Птицы улетают (куда?) _____________. Солнце светит (как?) _______________. Моросит (какой?) ________________ дождь. (Какие?) ___________________ листья падают (откуда?) _____________. Трава пожелтела. Листва шуршит (где?) _________________. Вода (где?)______________ потемнела.

Твой друг (кто?) __________.

Слова для справок: долгожданная, на юг, мелкий, тускло, в реке, под ногами, жёлтые, с деревьев.

или

Дед Мороз написал письмо, но забыл использовать в нём имена прилагательные. Вставь на места пропусков имена прилагательные так, чтобы сохранился смысл письма.

Здравствуйте, мои ____________________ друзья. В этот _______________ денек я и моя ________________ внучка Снегурочка шлём вам _________________ привет и поздравления с Новым годом. Прошлый год был для вас ________________ и _______________, а следующий обязательно будет _________________ и _______________. Желаю вам ____________ здоровья и ______________ счастья. _______________ подарки вручу вам при встрече. Ваш _______________ Дед Мороз.


Виды заданий, способствующие формированию выразительности и богатства речи

Выразительность речи – соответствие выражения своего отношения к предмету и/или форме речи коммуникативной ситуации.

Богатство речи - показатель степени разнообразия использованных речевых и языковых средств.

Виды заданий:

  1. Работа с текстом-образцом.

  2. Лингвистический эксперимент.

  3. Подбор эпитетов, сравнений.

  4. Сочинение загадок.

  5. Подбор синонимов и антонимов.

  6. Работа со словарём.

1. Работа с текстом-образцом

Для работы с текстом-образцом используются задания на нахождение эпитетов, метафор, сравнений. Учащимся предлагается текст, который насыщен художественными определениями, сравнениями, и они должны выбрать только те, которые соответствуют заданию. Использование такого задания позволит учащимся научиться подбирать художественные определения в соответствии с коммуникативной ситуацией. Речь учащихся станет выразительной, богатой.

Задание: Прочитай текст. Выпиши все эпитеты, которые тебе встретились. Объясни их значение.

Я проснулся серым утром. Комната была залита жёлтым светом, как будто от керосиновой лампы.

… Странный свет – неяркий и неподвижный был непохож на солнечный. Это светили осенние листья. За ветреную и долгую ночь сад сбросил сухую листву, она лежала шумными грудами на чёрной земле и распространяла тусклое сияние. От этого сияния лица людей казались загорелыми, а страницы книг на столе как будто покрылись слоем старого воска.

Так началась осень.

(по К. Паустовскому)

или

Прочитай стихотворение С. Есенина. Чем необычно это стихотворение?

Закружилась листва золотая

В розоватой воде на пруду,

Словно бабочек лёгкая стая

С замираньем летит на звезду.

И в душе, и в долине прохлада,

Синий сумрак – как стадо овец.

За калиткою смолкшего сада

Прозвенит и замрёт бубенец.

Вспомни, что такое сравнение? Найди в данном стихотворении сравнения и выпиши их к себе в тетрадь.

2. Лингвистический эксперимент

Для данного вида заданий характерны следующие формулировки: создать «цветную» сказку, сказку, в которой каждое слово будет начинаться на одну и ту же букву, составить текст на основе пословицы, составить текст из фразеологизмов. Работа с таким приёмом так же позволит обогатить речь учащихся как устную, так и письменную.

Задание: Напиши сочинение по пословице «За одном зайцем погонишься – ни одного не поймаешь».

Однажды, когда я еще училась в третьем классе, мама попросила меня помыть посуду, а сама пошла в магазин.

В это время по телевизору показывали интересную сказку, которую я читала и очень хотела посмотреть. «Что же делать? – думала я, - мыть посуду или смотреть долгожданный фильм». Я включила телевизор, решив, что я буду делать все одновременно, ведь есть во время показа фильма и рекламы, в это время можно побежать на кухню…

В итоге посуду я не помыла, фильм посмотрела, но не всё поняла. Взявшись за несколько дел, не добьёшься результата ни в одном.

Не зря пословица гласит: за двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь!

или

Сочини сказку или рассказ, в которой каждое слово будет начинаться на одну и ту же букву.

Например: Сегодня снова снег. Скользко. Собрались сходить, слепить снеговика. Сыпало славно. Скатали снежные составляющие. Собрали. Снеговик стоял скучный. Слетелись синички, смотрят сверху. Стрекочут с сосны сороки. Скоро собрались сорванцы с салазками. Сотню снежков слепили.

Снег, слёзы, снежки, счастье... Солнце спряталось. Синева спустилась. Скоро спать.

Сны сегодня сорванцам снятся сладкие. Снеговик спит с синичками.

3. Подбор эпитетов, сравнений

Задания на придумывание учащимся сравнений, эпитетов помогают почувствовать и понять, как эти средства превращают языковой материал из непоэтического в поэтический. В дальнейшем это помогает глубже осознавать эти средства художественной выразительности в литературном произведении. Учащимся может быть предложен текст или стихотворение, в котором пропущены художественные определения, сравнения, метафоры.

Задание: Прочитай стихотворение А. Фета. Чего в нём не хватает?

… картина,

Как ты мне родна:

… равнина,

… луна.

Свет небес …,

И … снег,

И саней …

… бег.

Подбери вместо пропусков эпитеты так, чтобы соблюдалась рифма. Если затрудняешься, можешь прочитать авторский вариант стихотворения.

Чудная картина,

Как ты мне родна:

Белая равнина,

Полная луна,

Свет небес высоких,

И блестящий снег,

И саней далеких

Одинокий бег.

или

Подбери сравнение к слову «снег».

Например: снег лежит, как одеяло, снег как будто накрыл землю белой скатертью, снег на солнце сверкал, как разноцветные звездочки, снег под ногами хрустит, как будто кто-то сухарики грызет.

4. Сочинение загадок

Использование на уроках примеров такого вида заданий позволит развивать воображение учащихся, а также их речь и чувство рифмы. Жанр загадки отличается тем, что требует отгадать описываемый предмет. Поэтому загадка имеет большое значение в формировании интеллекта. Но при использовании данного задания имеется в виду, что учащиеся должны сами сочинить загадку, опираясь на образец.

Задание: Прочитай загадки и отгадай их. Что объединяет отгадки?

1) Что за скрип, что за хруст?

Это что еще за куст?

Как же быть без хруста,

Если я – … (капуста).


2) Показался желтый бок,

Только я не колобок,

Не из мягкого я теста,

Покати – не тронусь с места.

Приросла к земле я крепко. Назови меня. Я – … (репка).

Сочини загадку про любой овощ, но перед этим сравни овощ с различными предметами.

или

Сочини свою загадку и нарисуй отгадку.

5. Подбор синонимов, антонимов

Чаще всего у учащихся возникают проблемы составления точных и выразительных высказываний при написании сочинения, сравнении заданных объектов. Бедность словарного запаса ребенка вызывает у него затруднение. Правильный выбор синонимов помогает сделать речь учащегося точнее, выразительнее. При использовании данного задания учащиеся научатся различать в речи близкие по смыслу слова, Заменять в тексте то или другое слово соответствующим синонимом.

Упражнения над антонимами требуют от ученика умения сравнивать, сопоставлять, противопоставлять и тем самым содействуют развитию мыслительных способностей детей.

Задания: Подбери к имени существительному синоним.

Cильная метель –

плохая погода –

полная тишина –

большое несчастье –

сильный дождь –

буря на море –

или

Из данных слов найди и выпиши парами те, которые имеют противоположный смысл.

Встречать, работать, ненастье, потушить, школа, мягкий, правда, вёдро, можно, ложь, отдыхать, урок, зажечь, жара, провожать, жесткий, нельзя, холод, трактор.

Какие слова "лишние"? Почему? Выпиши их отдельно.

6. Работа с лингвистическим словарём

Работа со словарём также включает в себя несколько видов словарей: толковый, словарь антонимов и синонимов, словарь фразеологизмов, словарь эпитетов и т.д. . Может быть предложено задание найти в словаре значение данного эпитета или фразеологизма, объяснить его.

Задание: Представь, что ты пишешь письмо. Запиши в тетрадь часть письма, в которой ты употребишь одно или несколько фразеологизмов. Объясни одноклассникам, о чём твоё письмо и почему именно в этой части своего письма ты употребляешь фразеологизмы?

или

Прочитай текст. Найди в тексте эпитеты и выпиши их. Определи по словарю, что означают данные художественные определения.

Хмурый осенний день

Сегодня холодный, пасмурный день. Стоит ненастная погода. Сеет мелкий осенний дождик. Дует резкий ветер. Небо мутное, низкое. Под ногами грязь. Скучная, унылая пора!


Виды заданий, способствующие формированию доступности речи

Доступность речи – построение речи, при котором уровень сложности речи и в терминологическом, и в содержательном, и в структурном отношении соответствует уровню понимания адресата.

Виды заданий:

  1. Создание текстов в соответствии с заданной речевой ситуацией.

  2. Редактирование текстов.

  3. Работа с лингвистическим словарём.

1. Создание текстов в соответствии с заданной речевой ситуацией

Компонентами речевой ситуации являются собеседники и характер отношений между ними, условия общения, предмет речи и цель общения. Учащиеся пробуют составить текст, учитывая особенности предложенной речевой ситуации, употребляя слова и сочетания слов, доступные и понятные собеседнику.

Задание: Прочитай предложенные финалы писем. Порассуждай, о чём можно было в них рассказать? Придумай начало письма к любому варианту. Помни, что твой рассказ должен быть понятен твоему собеседнику.

  1. Вот такая история произошла со мной. Шишка на лбу зажила, а яблоки я по-прежнему люблю. Следующим летом покажу тебе это дерево.

  2. Когда концерт закончился, все стали аплодировать. Я хлопал громче всех, потому что играла моя сестра. А тебе нравится бывать на концерте? Напиши мне.

  3. Стёпа тоже скучает. Ему нравилось играть с тобой. Он ходит по квартире, мурлычет и ищет тебя. Мы ждём, когда ты снова приедешь. Пиши почаще.

или

Напиши письмо своему другу (подруге). Расскажи в нём о том, в какую секцию ты ходишь, чем ты любишь заниматься в свободное от учёбы время. Если ты употребляешь в письме слова, которые будут непонятны твоему собеседнику, то помни, что ты должен объяснить значения этих слов.

2. Редактирование текстов

Учащимся предлагается такой текст, в котором нарушены требования к доступности речи. Корректировка таких текстов позволит учащимся обнаружить ошибки словоупотребления, а также исправить их.

Задание: Настя занимается в музыкальной школе, она играет на фортепиано. Её подруга Аня музыкой не занимается. Как ты думаешь, о чём забыла Настя, когда писала письмо Ане?

Здравствуй, Анечка!

Я так по тебе соскучилась! Спасибо за письмо. Я его читала и перечитывала. Ты пишешь очень интересно. Я тоже расскажу тебе, чем я занимаюсь.

Сейчас я уже во втором классе музыкальной школы. Выучила арпеджио, только иногда ошибаюсь на бемолях. На уроке сольфеджио меня хвалили, потому что я правильно определяю тональность. Я выучила фугу. Буду играть её на концерте.

Мне купили новое платье. В нём я буду выступать.

До свидания. Пиши. Настя.

или

Ты услышал на уроке такое объяснение:

Пауки — отряд членистоногих, второй по числу известных представителей в классе паукообразных: около 42 тысяч современных и около 1,1 тысячи ископаемых видов. Отряд распространён повсеместно. Пауки — облигатные хищники, питаются прежде всего насекомыми или другими мелкими животными. Известно лишь одно исключение — паук-скакун Bagheera kiplingi, питающийся зелёными частями акаций. Наука, изучающая пауков, называется арахнологией.

Всё ли тебе понятно в таком объяснении? Что забыл учесть рассказчик?

3. Работа с лингвистическим словарём

Учащиеся могут не только работать со словарями разных типов, но и сами составлять словарик, выполняя задания и упражнения, предложенные выше. Так, например, при редактировании письма, в котором сообщаются музыкальные термины, учащиеся могут узнать значение этих слов в толковом словаре, а в свой собственный словарик записать либо все, либо некоторые из них. Такую работу можно проделать и с каждым текстом, в котором встречаются незнакомые, недоступные младшему школьному возрасту слова.


Виды заданий, способствующие формированию уместности речи

Уместность речи – такое коммуникативное качество, которое более других качеств речи ориентировано на ситуацию общения в целом и, соответственно, более других свидетельствует о коммуникативной компетентности адресанта.

Виды заданий:

  1. Работа с деформированным текстом.

  2. Создание собственных текстов.

1. Редактирование текста

При работе с данным заданием может быть предложен текст, в котором тоже будут нарушены требования к уместности речи. Учащиеся выявят ошибки, допущенные рассказчиком, исправят их.

Задание: Прочитай письмо ученицы своей учительнице. Как ты думаешь, можно ли так обращаться к старшим? Исправь письмо и запиши правильный вариант к себе в тетрадь.

Привет, Вера Михайловна!

Я так много по вам скучаю, аж жуть! Классно было учиться на ваших уроках, здорово!

Они мне написали, и я прыгала до потолка. У меня всё хорошо. Я учусь хорошо. Хорошо, что вы меня учили два года.

Пока. Обнимаю крепко - ваша Натуся.

или

Прочитай предложения. Подчеркни в каждом предложении неуместно употреблённое слово или сочетание слов.

  1. В оригинале этот рассказ очень хорош.

  2. Автор данного текста хотел нам передать свою любовь к животным, к прелестям природы.

  3. Каждый ребёнок знает, что вместо одного срубленного дерева нужно посадить два, но не каждый взрослый следует этой морали.

или

В произведении Валерия Медведева «Фосфорический мальчик» герои ведут такой диалог:

… В класс уже стекались все, кого победил и еще не победил Сорокин.

- Правильно, капитан! – кричал пятый «А». – Дай этому Сорокину гамбитом по организму!

- Сорокин! Не трусь! – кричал пятый «В». – За одного гамбитого двух негамбитых дают!...

Какие слова тебе непонятны? Как ты думаешь, уместно ли они употреблены в данном диалоге?

2. Создание собственных текстов

Мысль говорящего и пишущего может быть по-разному сформирована и сформулирована при помощи одних и тех же языковых средств, т.е. словаря и грамматики данного языка. Диалогическая речь, являясь основной формой организации разговорной речи, протекает в конкретной ситуации, эмоциональна, сопровождается паралингвистическими средствами общения. Характерной особенностью речевой деятельности в форме диалога является чрезвычайная частотность изменения программы высказывания по ходу ее внешнего оформления. Для диалога характерны незаконченные предложения, простые и сложные бессоюзные предложения; своеобразный порядок слов; наличие модальных слов и конструкций. Поэтому использование данного задания позволит научить учащихся не только создавать полное, обстоятельное высказывание, но и краткое, лаконичное.

Задание: Представь, что ты звонишь своему другу, выясняя, по какой программе показывают интересный фильм. Как лучше закончить разговор? Какие «вежливые» слова должны прозвучать в этом разговоре?

- Привет, Маша. Ты сейчас не занята?

- …

или

Представь, что ты звонишь своему однокласснику, чтобы узнать домашнее задание. К телефону подходит папа твоего одноклассника. Как в таком случае нужно начать разговор? Разыграй диалог с одноклассниками.


Основное внимание в процессе обучения русскому языку мы уделяем формированию правильности, логичности, точности речи. Работая на основе одного и того же текста, учитель имеет возможность формировать не одно коммуникативное качество речи, а несколько (в комплексе). Работая с текстом, можно предложить задания и на составление плана (логичность речи), и на выделение орфограмм и устранение речевых ошибок (правильность), и на замену какого-либо слова синонимами (выразительность, богатство речи).













Список рекомендуемой литературы

  1. Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи: учеб. пособи Л. А. Введенская, М. Н. Черкасова. – Ростов н/Д., 2014.

  2. Ипполитова, Н. А. Русский язык и культура речи в вопросах и ответах: учеб. пособие/под ред. Н. А. Ипполитовой. – М., 2006. – 344 с.

  3. Ладыженская, Т. А. Детская риторика в рассказах и рисунках. Книга для чтения/ Т. А. Ладыженская, Р. И. Никольская и др. – М., - 2011.

  4. Львов, М. Р. Методика преподавания русского языка: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ М. Р. Львов, Г. В. Горецкий, О. В. Сосновская. – изд. 3-е, стер. – М., 2007.

  5. Мали, Л. Д. Речевое развитие младших школьников/ Л. Д. Мали, О. С. Арямова, С. А. Климова. – Пенза, - 2003.

  6. Савичева, О. А. Зачем допускать ошибки?/ О. А. Савичева//Аргументы и факты. – 2015. - №48.

  7. Самсонов, Н. Б. Русский язык и культура речи: учеб. пособие/ Н. Б. Самсонов. – М., 2010.

  8. Формановская, Н. И. Культура общения и речевой этикет/ Н. И. Формановская. – изд. 2-е, перераб. – М., - 2005.

  9. Юдаева, М. В. Смешные рассказы о школе/ М. В. Юдаева. – книжное литературно-художественное издание для детей мл. шк. и ср. шк. возраста. – М., - 2015.





1 Ипполитова, Н. А. Русский язык и культура речи в вопросах и ответах [Текст]: учеб. пособие/ под ред. Н. А. Ипполитовой. – М., 2006. – 344 с.

87



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!