СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ШКОЛЬНИКОВ

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В последнее время усилился ин­терес к российским и зарубежным моделям медиаобразования, к их  ис­тории возникновения и развития, поскольку   взгляд в прош­лое позволяет лучше понять настоящее. В России уже сложились  традиции медиаобразования, о чем свидетельствует его история развития на протяжении всего прошлого века и ХХI столетия.

Просмотр содержимого документа
«МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ШКОЛЬНИКОВ»

МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ШКОЛЬНИКОВ

Володин Сергей Евгеньевич учитель музыки МБОУ Мечетинская СОШ Зерноградского района Ростовской области.

Цель исследования выявить значимость медиаобразования на со­временном этапе развития образования, обосновать эффективность использования мультимедийных технологий как средства развития творческого потенциала учащихся в начальной и основной школе.

В соответствии с объектом, предметом и целью поставлены сле­дующие задачи исследования:

  1. Проанализировать современное состояние и тенденции развития зарубежного и российского медиаобразования.

  2. Раскрыть ключевые понятия исследования, такие как «медиаобра­зование», «мультимедийные техноло­гии», «медиатекст», «медиа­творчество».

  3. Обосновать целесообраз­ность применения мультимедийных и музыкально-ком­пьютерных технологий на уроках му­зыки, как одного из информационных средств обучения.

Методологическая основа исследования. Исследование опирается на: деятельностный и личностно-ориентированный подходы (А. Г. Асмолов, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, М. Н. Скаткин и др.); интегрированный подход (Л. Г. Савенкова, Б. П. Юсов); исследования по проблемам медиаобразования и специфики средств массовой информации (К. Бэзэлгет, Л. С. Зазнобина, С. Н. Пензин, А. В. Спичкин, Ю. Н. Усов, А. В. Федоров, А. В. Шариков и др.); основные положения педагогики искусства по развитию творческих способностей учащихся на уроках музыки (Э. Б. Абдуллин, Ю. Б. Алиев, Т. В. Надолинская, Г. П. Стулова, Л. В. Школяр).

В соответствии с гипотезой, целью и задачами исследования были выбраны методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической и специальной литературы по теме исследования: сравнительный анализ и синтез; метод наблюдения; анализ тенденций развития мультимедийных технологий в музыкальном образовании; обобщение музыкально-педагогического опыта.

Практическая значимость исследования состоит в выявлении особенностей применения мультимедийных технологий в общеобразовательной школе; использовании персонального компьютера как средства творческого развития учащихся на уроках музыки в средних классах.

Введение ХХ век вошел в историю как век так называемого «информационного взрыва», век возникновения новой информационной структуры. Сред­ства массовой коммуникации создают вокруг каждого из нас осо­бое инфор­мационное поле, под воздействием ко­торого формируются социальные, мо­ральные, художественные, интеллекту­альные ценности и инте­ресы. Современный человек на­столько привык к огромному ко­личе­ству информации, объем которой по­стоянно увеличивается, что не пред­ставляет себе жизни без медиа. Ме­диаинформация способна одновре­менно воздействовать и на слух, и на зрение, синтезируя в себе практиче­ски все накопленные человечеством способы общения.

Различные аспекты реализации медиаобразования и мультимедийных технологий представлены в многочисленных исследованиях отечественных и зарубежных ученых. В своих трудах они уделяют внимание вопросам истории развития медиаобразования (К. Бэзэлгэт Ю. Н. Усов, А. В. Федоров, А. А. Новикова, И. В. Челышева), рассматривают концепции и методы медиаобразования (Л. С. Зазнобина, С. Н. Пензина, А. В. Спичкина). Много исследований направлено на изучение методик медиаобразования, выбор методов и средств его интеграции в разные общеобразовательные дисциплины (Л. М. Баженова, Е. А. Бондаренко, А. А. Журин, М. Ф. Фомина, А. В. Шариков).

В последнее время усилился ин­терес к российским и зарубежным моделям медиаобразования, к их ис­тории возникновения и развития, поскольку взгляд в прош­лое позволяет лучше понять настоящее. В России уже сложились традиции медиаобразования, о чем свидетельствует его история развития на протяжении всего прошлого века и ХХI столетия.

В настоящее время музыкальная педагогика и образование находится на важном этапе информатизации системы образования, внедрения в педагогику искусства инновационных методов, приемов и форм работы с обучающимися. Исследованиями в области внедрения информационно-коммуникационных и мультимедийных технологий на разных ступенях музыкального образования, созданием компьютерных образовательных программ занимаются такие ученые и педагоги, как И. М. Красильников, И. В. Заболоцкая, Т. В. Надолинская, С. П. Полозов, Г. П. Сергеева, Г. Р. Тараева и другие. По мнению ученых, внедрение в музыкальную теорию и практику помогает повысить эффективность обучения музыке, однако возникает проблема грамотного сочетания методики преподавания предмета с информационно-коммуникационными и мультимедийными технологиями обучения.

Между тем в отечественной педагогике искусства всё более резким становится про­тиворечие между необходимостью включения медиаобразования, об­ладаю­щего огромным информационным и дидактическим потенциалом, в содержание музыкального образования и наличием педагогов-музыкантов, владеющих технологиями медиаобразования. Мультимедийные технологии на уроках музыки в школе используются редко, учителя музыки не владеют методикой использования современных технических средств обучения, в частности компьютера и компьютерных технологий, не определены требования к мультимедийной образовательной среде, отсутствуют методические рекомендации по использованию различных медиатекстов, используемых на уроках музыки и внеклассных мероприятиях в общеобразовательной школе.

Анализ литературных источников и практического опыта работы учителей-предметников показывает, что, несмотря на признание большинством авторов образовательных возможностей медиаобразования и наличием исследований в области методической поддержки внедрения мультимедийных технологий в школьную практику, вопросы взаимодействия мультимедийных технологий с предметом «Музыка» не рассматриваются ни в одной работе. С другой стороны, отсутствует материально-техническая и методическая база для медиаподготовки педагогов-музыкантов, поэтому в общеобразовательных школах долгое время не было оснований для широкого распространения мультимедийных технологий на уроках музыки в процессе обучения.

Следовательно, актуальность исследования обусловлена существующими противоречиями между воспитательно-образовательными возможностями медиаобразования и низким уровнем их использования на уроках музыки в общеобразовательной школе.

РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ НА ОС­НОВЕ МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫХ И МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Технические средства обучения до компьютерной эпохи прошли большой путь. По сведениям Г. О. Асвацатурова, учебное кино появилось еще в конце XIX века. Во многих городах России устраивались специальные сеансы учебных кинофильмов, которые посещали ученики всех школ.

В России в 1930-е годы активно внедрялся так называемый кинометод. В ряде регионов были созданы киностанции, снабжавшие учебными фильмами образовательные учреждения. Учебная киноиндустрия широко развернулась в послевоенные годы. Большой популярностью пользовались не только научно-популярные фильмы, но и киножурналы. К примеру, ежемесячный киножурнал «Хочу все знать» насчитывает 71 выпуск и продолжает сниматься до сих пор [1].

История компьютеризованного обучения начинается с конца 50-х годов, когда в США появились первые автоматизированные системы. Среди первых обучающих программ были и программы, имеющие непосредственное отношение к музыкальному воспитанию. Однако в России идея автоматизации обучения музыке развивалась на иной технической базе. В 1963 году П. В. Лобановым были сконструированы обучающие машины, которые способствовали открытию в институте им. Гнесиных автоматизированного класса музыкального обучения.

В 70-е годы за рубежом усиливается теоретическая разработка использования ТСО в процессе обучения, появляются новейшие средства, такие как видеомагнитофоны, карусельный кадропроектор, полиэкран, электронная доска и др. Для нашего исследования важно отметить, что в 1975 году французский композитор-авангардист, математик и архитектор Янис Ксенакис изобрёл ЭВМ, получившую широкую известность как музыкальный компьютер УПИК. Компьютер позволяет, говорит Ксенакис, «сочинять музыку посредством рисунка без специальных знаний в области музыки или информатики при помощи остроконечной металлической палочки и электромагнитного стола» [2, с. 7]. Это был и рабочий инструмент для композитора и специалиста-акустика, и учебное пособие для детей, помогающее развить у них музыкальное мышление без специальной подготовки. Этого нельзя было сделать без информатики, открывшей возможности, сопоставимые разве что с теми, что когда-то дала письменность – запечатлеть мысль посредством символов. Машина, разработанная под руководством Ксенакиса, позволяла запечатлеть и сохранить музыкальную мысль.

Именно поэтому ребенок полностью освобождается от влияния условностей того или иного музыкального языка. С помощью новой машины, отмечает Я. Ксенакис, ребенок, живущий в Индии или на острове Бали и знающий традиционную музыку своей деревни, сможет научиться музыкально мыслить по-другому. Он сможет подражать Баху, не зная музыкальной грамоты. Таким образом, на основе приобретенных навыков у него создается определенное отношение к музыке.

В сочинении «Диатон», написанное Ксенакисом в 1977 году, последовательность лазерных лучей и электронных вспышек, скоординированных с музыкой, также написанной компьютером, была составлена методом программирования в вычислительных центрах. 1600 электронных вспышек поочередно зажигались на 1/25секунды. Вручную управлять всем этим невозможно: вспышки работают слишком быстро и их слишком много. Кроме того, с помощью компьютеров и других новых технических средств, связанных с источниками света, становится возможным переносить музыкальные композиции в визуальную сферу и экспериментировать с формой и движением. Как отмечает К. Кос, эти технические средства воспроизведения музыки «произвели подлинную революцию в современной музыкальной жизни» [3, с. 391]. Отметим, что в России в этот период музыкально-компьютерные технологии не внедрялись ни в общеобразовательную школу, ни в средние и высшие учебные заведения.

В 80-е годы работа по компьютеризации музыкального образования проводилась в Киевской консерватории им. П. И Чайковского, затем в Новосибирской консерватории им. М. И. Глинки, где впервые в России открылась кафедра компьютеризации музыкального образования. В 90-е годы количество экспериментальных работ, проводимых в области компьютеризации обучения на разных уровнях музыкального образования.

На рубеже XX-XXI века компьютер вошел в жизнь российского общества и образовательной школы, и сегодня уже невозможно представить без него решение как профессиональных, так и образовательных задач. Однако педагогика электронного музыкального творчества в нашей стране начинает активно развиваться только в начале XXI века. Основоположником данного направления является И. М. Красильников. Впервые был издан пакет примерных программ «Электронные музыкальные инструменты», куда вошли программы: «Клавишный синтезатор», «Ансамбль клавишных синтезаторов», «Студия компьютерной музыки» и за прошедшие несколько лет эта деятельность не только получила повсеместное распространение в образовательным процессе детских музыкальных школ и школ искусства, но и значительно выросла по своим качественным показателям [4].

Учащиеся демонстрируют высокие достижения на многочисленных фестивалях и конкурсах творчества детей и юношества данной специализации, которые проходят сегодня во многих российских городах: Москве (5 фестивалей), Санкт-Петербурге (5 фестивалей), Мытищах Московской области (6 фестивалей), Ижевске (4 фестиваля), Южно-Сахалинске (2 фестиваля), Алатыре, Вологде, Воронеже, Иваново, Калининграде, Миассе, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Перми, Ростове-на-Дону, Североморске, Тольятти, Химках и Домодедово Московской области. Успешно прошли Международные конкурсы «Музыка и электроника» (Москва – 2006-2013 гг.), привлекшие сотни участников их России и зарубежных стран.

Столь стремительное распространение учебно-музыкальной деятельности нового вида и быстрый рост ее качества не имеет прецедентов в истории российского художественного образования. И. М. Красильников отмечает несколько причин распространения данного явления.

Во-первых, потенциал компьютерных технологий столь велик, а воздействие на развитие современной культуры столь значительно, что вопрос об их внедрении в художественное образование, что называется, витал в воздухе. Исследователь считает, что «даже отличающиеся известной консервативностью и далекие от цифровой техники учителя музыки были готовы пойти навстречу своим увлекающимся этой техникой ученикам и всерьез отнестись к перспективе освоения новой педагогической специализации» [5, с. 45]. Практика показывает, что современные учителя музыки действительно мало используют компьютер на уроках музыки, даже в том случае, если он есть в наличии в классе.

Во-вторых, за последние несколько лет появились научные и методические разработки в данной сфере, которые составили основу развития новой образовательной практики. К ним мы можем отнести монографии П. Л. Живайкина «600 звуковых и музыкальных программ», И. А. Крюковой «Клавишная электроника и технологии звука», И. М. Красильникова «Электронное музыкальное творчество в системе художественного образования», «Синтезатор и компьютер в музыкальном образовании», «Электромузыкальные инструменты».

В-третьих, стремительное увеличивается число новых специалистов и повышение их квалификации в процессе курсовой подготовки по классу ЭМИ, которые при поддержке ведущей фирмы-производителя музыкальной электроники CASIO были проведены на базе учебно-методических центров многих российских городов: Москвы, Санкт-Петербург, Брянска, Вологды, Златоуста, Егорьевска, Екатеринбурга, Иваново, Ижевска, Казани, Калининграда, Краснодара, Красноярска, Мурманска, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Норильска, Оренбурга, Ростова-на-Дону, Рязани, Самары, Саратова, Сыктывкара, Тольятти, Томска, Челябинска, Южно-Сахалинска, Ярославля и др.

В-четвертых, на развитие новой образовательной деятельности положительное воздействие оказывает образовательный журнал «Музыка и электроника» (директор Е. В. Орлова), который на протяжении шести лет осуществляет ее методическую и информационную поддержку. Журнал рассказывает своему читателю о ярких явлениях электронной музыки, освещает вопросы ее истории и теории, знакомит с новыми музыкальными инструментами и компьютерными программами, раскрывает многообразные проблемы развития музыкального образования на основе компьютерных технологий, осуществляет мониторинг всех незначимых в данной сфере событий (см. сайт http://www.muzelectron.ru/).

По мнению учителя музыки В. В. Штепа, принципиально новые возможности открытия музыкальной культуры учениками и преподавателям предоставляет телекоммуникационная технология, а именно сеть Интернет. Получение и обработка через Интернет разнообразной музыкальной информации становится новым направлением в развитии познавательного интереса учеников к музыке, а также одной из форм изучения мирового музыкального искусства. Он содержит в себе прочтение текстов, статей, художественных произведений, прослушивание радиопрограмм и музыкальных фрагментов, анализ и получение широкой информации по вопросам музыкального искусства. Автор приводит несколько примеров использования информационных ресурсов Интернет преподавателем музыки. К примеру, учитель может ознакомить детей с музыкальными инструментами разных стран. Подбирая учебные материалы, подростки знакомятся с иллюстрациями, картинками, фото, видео, которые сопровождают текст, а также прослушивают музыкальные произведения [6].

Эту мысль подтверждает другой учитель музыки Т. В. Красноперова, которая считает, что доступ к ресурсам сети Интернет даёт колоссальные возможности поиска необходимой, важной и значимой информации. Несмотря на то, что педагоги-музыканты начали освоение Интернет значительно позже других, количество полезной информации стремительно продолжает расти, и возникают трудности качественного отбора и анализа нужной продукции. Автор утверждает, что информационные ресурсы сети Интернет достаточно широко можно использовать по предмету «Музыка» – это библиографическая информация, аудио и видео фонд [4].

Следовательно, преимущества мультимедийных технологий перед предыдущими поколениями ТСО очевидны: компьютер в сочетании с другими мультимедийными устройствами является универсальным техническим средством обучения, которое можно использовать на всех этапах обучения музыке.

Отсюда можно заключить, что компьютеризация в сфере музыкального образования – это не быстро проходящее направление современной педагогики, а важнейший компонент модернизации музыкального обучения и воспитания школьников, которое помогает и педагогу, и учащимся получать любого количества и формы информации, что делает обучение музыке современным, разнообразным и увлекательным.


МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫЕ ПРОГРАММЫ

КАК СОДЕРЖАНИЕ МУЗЫ­КАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Компьютер за короткий срок своего существования образовал новый мощный пласт культуры. Из инструмента для производства только вычисли­тельных операций он довольно быстро превратился в универсальное интел­лектуальное орудие труда. Компьютерные технологии стремительно прони­кают во все новые сферы человеческой деятельности, в том числе и в музы­кальное образование.

Педагогу-музыканту в современной школе важно связывать традици­онные и автоматизированные формы обучения. Широкие возможности для педагогического творчества в обучении представляют многие компьютерные программы. В педагогических ситуациях, когда дети работают на компью­тере, он используется для пошагового усвоения детьми учебной программы, для упражнений соответствующего уровня сложности, для обеспечения об­ратной связи и для выдачи необходимой информации.

Существует мнение, что компьютер «программирует» ребёнка, но если учесть, что школьники осуществляют контроль за компьютером, то в итоге сам школьник «программирует» компьютер. При обучении компьютера, как тому «думать», дети приобщаются к исследованию, как думают они сами. Опыт подобного исследования действует возбуждающе: мышление о мыш­лении превращает ребёнка в исследователя способов познания, таким опытом обладает далеко не всякий взрослый [8].

Л. П. Робустова выявила особенности по активному внедрению музы­кальных компьютерных программ в учебный процесс, определённо отмечая, что результат их применения будет гораздо эффективнее, нежели при тради­ционных формах и методах деятельности учащихся. Практика показала, что дети легко усваивают учебный материал; работают результативно и с интере­сом, подтверждая тем самым не только целесообразность использования компьютерных программ для школьников, но и их необходимость [9].

По целям и задачам обучающие компьютерные программы делятся на иллюстрирующие, консультирующие, программы-тренажёры, программы обучающего контроля, операционные программы. Одни из них предназна­чены для закрепления знаний и умений, другие ориентированы на усвоение новых понятий. Существуют обучающие программы, которые позволяют учащимся стать непосредственными участниками открытий, композиторами или художниками. Игровые программы способствуют формированию моти­вации учения, стимулируют инициативу и творческое мышление, развивают умение совместно действовать, подчинять свои интересы общим целям.

Г. М. Коджаспирова выделяет основные аспекты, которыми надо руко­водствоваться при анализе обучающих компьютерных программ:

  • психологический (влияние данной программы на мотивацию учения, на отношение к предмету);

  • педагогический (общая направленность школьного курса, которая спо­собствует выработке у учащихся правильных представлений об окру­жающем мире);

  • методический (возможность программы лучшему усвоению учеб­ного материала, методически грамотная подача материала);

  • организационный (рациональное планирование уроков с примене­нием компьютера и новых информационных технологий) [10].

Типологию и особенности практического применения обучающих про­грамм приводит С. П. Полозов в своей диссерта­ции, раскрывая специфику среды обучения с помощью компьютерных про­грамм. Он предлагает пирамидальную структуру классификации программ, состоящую из трёх уровней.

На первом уровне программы классифицируются в наиболее общем плане. В соответствии с тем, используется ли компьютер в обучающей или учебной деятельности, программы можно разделить на два основных класса: обучающие и учебные программы.

На втором уровне каждый класс делится на несколько типов. Крите­рием выделения здесь является соответствие той или иной форме учебной работы. Обучающие программы включают в себя презентативные, трена­жёрные и тестовые, учебные программы – справочные, креативные и ис­следовательские.

На третьем уровне каждый из перечисленных типов делится на не­сколько видов. Критерием выделения здесь является характер возникающей среды обучения. Презентативные программы включают в себя инструктив­ные, гипертекстовые, сюжетные, моделирующие и демонстрационные; тре­нажёрные программы – линейные, прогрессирующие и игровые; тестовые программы – адаптивные, блиц-опрос, контрольные, музыкальный диктант и викторину; справочные программы – постатейные, гипертекстовые и ре­феративные; креативные программы – музыкальный редактор и компью­терный синтезатор; исследовательские программы – статистические и моделирующие.

Презентативная программа предназначена для изложения учебного материала. Показателями эффективности работы с ней являются надёжность информационного потока компьютер – ученик и способность компенсации возможных информационных потерь.

Тренажёрная программа предназначена для формирования практиче­ских навыков. Так как прочность усвоения практических навыков находится в прямой зависимости от количества повторений формирующего его дейст­вия, последнее и является показателем эффективности работы с тренажёрной программой. Обучающая стратегия линейного тренажёра – это постоянное повторение программного блока без какого-либо изменения темпа и харак­тера деятельности ученика. Обучающая стратегия прогрессирующего трена­жёра – это постепенное усложнение деятельности ученика. Обучающая стра­тегия игрового тренажёра – это облечение учебной задачи в игровую ситуа­цию. Учебная задача здесь присутствует лишь косвенно, поэтому приобрете­ние навыков получает непроизвольный характер.

Тестовая программа предназначена для контроля за результатами учебной деятельности ученика. Например, программа блиц-опрос, по мне­нию С. П. Полозова, предназначена для проведения опроса по принципу «ко­роткий вопрос – короткий ответ», а программа музыкальный диктант предна­значена для проведения широко распространённой в традиционном обучении формы учебной работы – музыкального диктанта. Программа викторина предназначена для проведения проверки знания реального звучания музы­кальных произведений.

Справочная программа предназначена для поиска и получения необхо­димой учебной информации. Процесс развития информационно-поисковых систем можно охарактеризовать как интеллектуализация работы компьютера и усложнение структуры мыслительной деятельности человека.

Креативная программа, которая была нами рассмотрена в первом раз­деле, предназначена для выполнения различных творческих учебных зада­ний.

Исследовательские программы предназначены для проведения науч­ных исследований. Процесс исследования музыкальной деятельности слож­ный, многоэтапный, требующий детального анализа.

Применительно к компьютеру следует отметить, что появление техно­логий значительно опередило разработку условий и системы их использова­ния в обучении музыке. Например, рассматривая блок специальных музы­кальных дисциплин стандартов высшего образования, следует отметить бо­лее перспективные учебные предметы, где применение информационных технологий способно поднять подготовку специалистов на более высокий уровень.

Применение компьютерных технологий в учебном процессе позволяет увеличить его интенсивность, за счёт более быстрого поиска и простого вос­приятия самой разнообразной информации. Применение современных ком­пьютерных технологий позволяют существенно сжимать объёмы информа­ционных носителей. Специфика современных цифровых носителей заключа­ется не только в их практичности, но и в их долговечности, которая позво­ляет хранить записанную информацию без утери её качества.

Широкие возможности для педагогического творчества в обучении указанных дисциплин представляют многие компьютерные программы-эн­циклопедии. Так, например, энциклопедия «Musical Instruments» содержит сведения о двухстах музыкальных инструментах разных стран и народов. Учащийся может слышать, как звучат инструменты, как они устроены, из чего изготовлены, получить сведения об истории их создания. Здесь можно получить сведения о великих мастерах, прослушать звучание любого инст­румента экспозиции, просмотреть видеозаписи. Данные об инструментах и музыкальных ансамблям классифицированы по трем основным принципам: по алфавиту, по принад­лежности инструментов определенной группе, по различным ансамблям, по географическому расположению мест изготовления [11].

Применительно к компьютеру следует отметить, что появление техно­логий значительно опередило разработку условий и системы их использова­ния в обучении музыке. Cовременное программное обеспечение делает компьютеры уни­версальным средством для создания, передачи, и обработки различного ма­териала. Музыка является неотъемлемой частью нашей жизни, а также одной из важнейших составляющих эстетического воспитания детей и взрослых. Она развивает образное и абстрактное мышление, чувство ритма, помогает в учёбе и работе, незаменима при проведении досуга. Использование компью­тера на уроке музыки в общеобразовательной школе делает урок музыки не похожим на обычный урок. Использование музыкальных программ делает компьютер «маленьким классным оркестром». Учителю музыки, который имеет возможность применять компьютер, необходимо уметь обращаться с разными музыкальными программами.

Программы для редактирования аудио информации (Cool Edit, Sound Forges) – программы, которые могут собирать фрагменты различных музы­кальных произведений в одно целое, с точностью до долей секунд, увеличи­вать темп произведения, не изменяя высоты звучания, накладывать различные спецэффекты. С помощью программы Cool Edit можно записать аудио файл с компакт-кассеты, лазерного диска или другого источника звука, уменьшить или увеличить уровень звука, убрать посторонние шумы в воспроизведении, наложить на звучание различные эффекты (реверберацию, вибратто, ревер­сивное звучание и т.д.).

Программы для набора нот («Mozart», «Sibelius») – программы, с по­мощью которых учитель может не только набирать многоголосную парти­туру, но и произвести расстановку нюансов, динамики, штрихов, педали (для фортепиано).

Отдельно нужно отметить программы для создания и воспроизведения караоке-файлов. Школьники могут исполнять песни под фонограмму, а на мониторе компьютера находится бегущая строка со словами песни. Это всё можно создать самим школьникам с помощью программы «Kar Maker» и про­игрывателя караоке-файлов «Karaoke-Galaxi». «Kar Maker» это программа, в ко­торой можно синхронно совместить слова и музыку любой песни, предвари­тельно записав её в Bend-in-a-box или Cakewalk в виде миди файла. Исполь­зование этой программы, сделает урок и интересным, и познавательным, т. к. школьники сами создают караоке-файлы.

Одним из важнейших этапов создания музыкального произведения яв­ляется аранжировка. С помощью музыкальных редакторов музыкант выбирает тональность, записывает мелодию, ак­компанемент, ритмическое сопровождение, подбирает для каждой партии соответствующий midi-инструмент, редактирует темп, уровни громкости звучания инструментов.

Музыкальные программы (редакторы) облегчают и упрощают выпол­нение музыкантом большинства операций, связанных с рутинной работой, оставляя больше времени для творчества. Поэтому персональный компьютер приобретает всё большую популярность не в среде «профес­сионалов», а в среде «пользователей», поэтому стремительно растёт количе­ство и разнообразие программного обеспечения. Композитор, аранжировщик, дирижёр, музыкант для усиления эффекта, производи­мого музыкой на слушателя, мог сочинить прекрасную мелодию, подобрать красивую гармонию, привлечь для исполнения произведения большой ор­кестр, творчески распорядится тембрами инструментов, имеющихся в его со­ставе, добиться слаженности ансамбля и выразительности исполнения пар­тии каждым инструментом.

С использованием компьютера и специальных музыкальных программ-редакторов один человек может стать композитором, аранжировщиком, ди­рижёром, звукооператором, и даже целым оркестром, обладая дополнитель­ными техническими возможностями. Тембр он может выбрать не из двух-трёх десятков тембров, присущих реальным музыкальным инструментам, а из сотен синтезированных искусственным путём, имитирующих звучание, как реальных инструментов, так и совершенно фантастических. Каждый из этих тембров он может модифицировать по своему усмотрению, а если и этого окажется недостаточно, то в состоянии синтезировать инструмент с уникальным тембром. Все виртуальные источники звука можно произволь­ным образом разместить в акустическом пространстве, добиваясь наивысшей выразительности и наилучшей различимости звучания партии каждого инст­румента. Каждый источник звука и каждое отдельное звуковое колебание можно отредактировать, обработать набором разнообразных эффектов [12].

Следовательно, итогом работы с музыкально-компьютерными программами может стать не просто музыка, а звуковое пространство, новый музыкальный мир. Сред­ствами любого музыкального редактора можно гармонизовать мелодию, ор­кестровать композицию, подобрать и синтезировать тембры инструмен­тов, что поможет значительно повысить уровень школьного музыкального образования.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА

Внедрение мультимедийных технологий в образовательный процесс школы требует от педагога-музыканта умения не только обращаться со специальными компьютерными программами, но и овладеть пользовательскими навыками, умением работать с интерактивной доской, создавать мультимедийные презентации к урокам музыки и внеклассным занятиям.

По мнению Г. П. Сергеевой, в процессе использования мультимедийных технологий в музыкальном образовании и воспитании школьников формируется медиакомпетентность учителя музыки – способность и умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию при помощи коммуникативных информационных технологий. Как показывает практический опыт, уровень владения школьниками персональным компьютером с многообразием программ и редакторов значительным образом превышает уровень владения ими учителя [13].

В настоящее время техническое оснащение урока музыки в школе значительно обновляется. Кроме музыкальных центров, CD- и DVD-дисков, видеоприставок, с помощью которых можно показать на уроке фрагмент художественного или документального фильма, обучающих программ, в кабинетах музыки стали появляться мультимедийные проекторы и интерактивные доски. Эти технические приспособления помогают учителю музыки в проведении урока, внеурочного мероприятия, праздника, а затем воспроизвести в определенном порядке большой объем разнообразной информации: звуковой, визуальной (зрительной), текстовой.

На современном уроке музыки все большее значение приобретают мультимедйные технологии. Под мультимедйными технологиями понимаются не только технологии использования компьютера и сети Интернет, а также компьютерные обучающие программы, электронные и цифровые образовательные ресурсы, энциклопедии, мультимедийные презентации.

Мультимедийные средства обучения нового поколения объединяют в себе все преимущества современных компьютерных технологий и выводят процесс обучения на качественно новый уровень. Одним из прогрессивных технических средств обучения является интерактивная доска. Интерактивные доски не только совмещают в себе преимущества большого экрана для проектора и маркерной доски, но и позволяют сохранять все пометки и изменения, сделанные во время обсуждения и даже управлять компьютерными приложениями, не отходя от доски и не прерывая выступления.

По мнению И. С. Коноваловой, интерактивные доски не только совмещают в себе преимущества большого экрана для проектора и маркерной доски, но и позволяют сохранять все пометки и изменения, сделанные во время обсуждения и даже управлять компьютерными приложениями, не отходя от доски и не прерывая выступления. Интерактивная доска подходит для всех стилей обучения. Свои тактильные способности ученики могут реализовать, прикасаясь к доске и делая на ней записи маркером. Те, кто больше любят слушать, могут сосредоточиться на общей дискуссии. А те, кто лучше воспринимают наглядный материал – следить за тем, что учитель пишет и показывает на доске. В сфере образования они дают возможность преподавателю работать с электронной картой, схемой, рисунком, картиной. Возможность передачи данных по сети Internet делает электронную интерактивную доску великолепным инструментом для дистанционного обучения [14].

Восприятие информации протекает у каждого человека индивидуально и сочетает в себе стандартные типы: визуальное, слуховое и тактильное. В классической системе преподавания при подаче материала преимущественно сочетались только два из них – визуальное и слуховое и только с внедрением в образовательный процесс такого мультимедийного интерактивного средства как интерактивная доска позволило не только значительно облегчить труд учителя, но и расширить возможности восприятия учебного материала. В процессе работы с интерактивной доской ученик имеет возможность соприкоснуться с материалом, изображенным на ней, с материалом, который до этих пор был недоступен для тактильного взаимодействия.

Т. В. Надолинская выделяет несколько преимуществ внедрения интерактивных средств обучения и, в частности, интерактивной доски:

  1. Применение интерактивных ресурсов значительно облегчает труд учителя. Компьютерных наглядных материалов и обучающих ресурсов по любой теме можно найти много и использовать их многократно.

  2. Учитель получает возможность полностью управлять любой компьютерной демонстрацией – выводить на экран доски картинки, карты, схемы, создавать и перемещать объекты, запускать видео и интерактивные анимации, выделять важные моменты цветными пометками, работать с любыми компьютерными программами.

  3. Благодаря наглядности и интерактивности, класс вовлекается в активную работу, обостряется художественное восприятие, повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание музыкального и художественного материала.

  4. Всю проведенную в ходе урока работу, со всеми сделанными на доске записями и пометками, можно сохранить в компьютере для последующего просмотра и анализа, в том числе и виде видеозаписи.

  5. Работая с интерактивной доской, учитель всегда находится в центре внимания, обращен к ученикам лицом и поддерживает постоянный контакт с классом.

Интерактивная доска – сенсорный экран, на котором с помощью маркера можно вызывать различные функции пользовательского интерфейса. Электронные интерактивные доски позволяют сочетать все преимущества классической презентации с возможностями высоких технологий. Мультимедийный проектор, подключенный к интерактивной доске, позволяет работать в мультимедийной среде, сочетая классический тип презентации с демонстрацией информации из Интернета, видеомагнитофона, компьютера, DVD-дисков, флэш-памяти или с видеокамеры.

Отличительной особенностью многих интерактивных досок является наличие пульта дистанционного управления. Благодаря включению всех функций управления доской в пульт, учитель музыки может не только объяснять материал, стоя у доски, но и свободно передвигаться по всему классу, помогая при необходимости индивидуально кому-то из учащихся, не теряя при этом возможности управления интерактивной доской.

Для интерактивной доски в настоящее время разработан ряд методических комплексов. Охарактеризуем один из них.

Г. П. Сергеева разработала учебно-методический комплекс «Мир музыки» для детей 5–10 лет. Он состоит из четырех разделов: 1) «Изучаем», 2) «Читаем», 3) «Поем», 4) «Слушаем». Освоение содержания четырех разделов направлено на изучение закономерностей музыкального искусства (образ, жанры, язык, стиль) в их совокупности с другими видами искусства – литературы, живописи, сценических искусств (оперы, балета), фотографии, анимации. Тексты диктора, звучащая музыка, репродукции картин, скульптур, памятников архитектуры, художественные фотографии, стихи и загадки, игровые задания помогают учащимся усвоить содержание этих разделов.

Обучающие компьютерные программы также рекомендуется использовать педагогу-музыканту как для расширения своих профессиональных компетенций в области использования мультимедийных технологий, так и для подготовки и проведения уроков музыки и внеурочных мероприятий. Среди них можно отметить серию обучающих программ «Компьютер для гуманитариев» (разработчик Д. М. Баренбойм, 2005 – 2006): «Multimedia: Компьютерная графика для гуманитариев», «Multimedia: Звук для гуманитариев», «Multimedia: Видео для гуманитариев». Педагог-музыкант сможет освоить основы работы с мультимедийными программами, ориентируясь на неформальный подход к изложению теории, подробные пошаговые инструкции и наглядные примеры.

Особый интерес для учителя музыки представляет собой электронный путеводитель по разным стилям, жанрам и формам музыкального искусства под названием «Sonata. Не только классика: музыкальная коллекция», выпущенная в 2004 году. В данной коллекции отражена тысячелетняя история развития музыкальных жанров, предоставлены материалы для работы на уроках музыки, литературы, истории, мировой художественной культуры и самообразования, а также интерактивная среда для развивающей и проектной деятельности учащихся и дистанционного обучения. Благодаря этому диску изучение музыкального искусства превращается в увлекательную интерактивную игру.

Диск содержит информацию более чем о 100 композиторах, свыше 300 фрагментов музыкальных произведений с аннотациями, картинную галерею (более 200 иллюстраций по истории музыки, литературы, науки), а также терминологический словарь, викторины, рекомендации по оснащению кабинета искусства, школьного театрального зала, музыкальной гостиной,
поисковую систему и комментарии к ней.

Научно-справочное издание «Музыкальная энциклопедия» из серии «Классика энциклопедий», выпущенное издательством «Большая российская энциклопедия» в 2006 году, содержит около 7000 статей по музыкальной эстетике, теории музыки, акустике, исполнению, стилям, школам, жанрам и формам. В ней подробно освещены музыкальные инструменты и певческие голоса, музыкальные театры и исполнительские коллективы, история музыки различных стран и народов, а также содержится информация о композиторах, музыковедах, исполнителях, педагогах, музыкальных деятелях, мастерах-изготовителях музыкальных инструментов.

В энциклопедии «Музыкальные инструменты» (2002) собрана редчайшая коллекция музыкальных инструментов разных стран и народов мира, включая археологические находки, знакомит с многовековой историей возникновения и развития инструментов, особенностями их устройства и звучания. Диск содержит подробную информацию о каждом инструменте (их свыше девятисот), более тысячи фрагментов и примеров звучания музыкальных инструментов и ансамблей.

Большую помощь педагогу-музыканту в изучении жанров популярной музыки с учащимися оказывает мультимедийное издание «Энциклопедия популярной музыки Кирилла и Мефодия – 2008». Оно содержит более 3400 энциклопедических статей в тематических разделах «Джаз», «Рок», «Поп-музыка» более 130 статей о стилях и направлениях, более 4500 иллюстраций, более 170 видеофрагментов, около 1100 звуковых фрагментов, каталог альбомов отечественных и зарубежных исполнителей, словарь терминов популярной музыки.

В разделе «Приложения» можно найти иллюстрированные хронологические ленты (Timeline),посвященные истории популярной музыки; каталоги фан-клубов, радиостанций, таблицу всех лауреатов премии «Грэмми», начиная с 1958 г., интерактивные справочные таблицы, содержащие сведения о победителях детского и взрослого конкурсов «Евровидение», туры по миру музыки, игру-викторину для любителей и знатоков популярной музыки. Ценным для педагога-музыканта в данном издании является наличие «Редактора звуковых файлов», простого в использовании и предназначенного для записи звука, оцифровки аналоговых записей и редактирования файлов в формате MP3 и WAV.

Для уроков музыки можно использовать интерактивные игровые программы из серии «Познакомьте ребенка с классической музыкой», которые связанны с освоением содержания классических произведений: «Играем с музыкой Вивальди. Алиса и «Времена года», «Играем с музыкой Моцарта. «Волшебная флейта», «Играем с музыкой П. И. Чайковского, «Щелкунчик» 2003-2005). Эти программы включают в себя интерактивные музыкальные игры, загадки, викторины, сказочные приключения в мире музыки, музыкальную энциклопедию, краткие биографии композиторов, историю создания музыкальных шедевров.

К методическим материалам, используемых на уроках музыки, следует отнести художественные, видовые, документальные, мультипликационные фильмы на DVD, фрагменты которых можно демонстрировать в процессе изучения той или иной учебной темы. Как показывает практика, педагоги-музыканты до сих пор редко используют видеофрагменты из опер, балетов, мюзиклов, рок-опер, фильмов о жизни композиторов и исполнителей в связи с отсутствием информации о наличии таковых.

Методическое пособие Л. В. Золиной разработано для уроков музыки в 1-8 классах с применением информационных технологий. В нем предложены различные формы проведения уроков музыки в школе, направленные на расширение кругозора у детей, формирование музыкального вкуса. Уроки музыки с использованием информационных технологий позволяют учащимся приобщиться к миру искусства, погружают в атмосферу творчества. Большое значение имеет дополнение пособия мультимедийным приложением (CD-диск), в котором собран иллюстративный материал к урокам [15 ].

Познавательный интерес для учащихся, а также для учителей музыки, изобразительного искусства, МХК, литературы, истории, географии, физики, химии, обществознания представляет сериал документальных фильмов “Encyclopedia channel” об исторических событиях и всемирно известных личностях: художниках, писателях, композиторах, ученых, путешественниках, философах, архитекторах, правителях. Каждый фильм длится 7 минут и содержит сведения о жизни и творчестве того или иного деятеля. Знакомя учащихся с биографиями композиторов, учитель музыки может использовать документальные фильмы о Бахе, Генделе, Россини, Моцарте, Бетховене, Глинке, Шумане, Римском-Корсакове и других. Кроме этой мультимедийной энциклопедии на уроках музыки мы можем порекомендовать использовать на уроках музыки фрагменты художественных и музыкальных фильмов.

В преподавании уроков искусства в школе педагоги-музыканты все чаще стали использовать достижения Интернет - технологий. К ним относятся электронные образовательные ресурсы (ЭОР) и цифровые образовательные ресурсы (ЦОР). Их различие в настоящее время не носит принципиальный характер. ЭОР – это средства программного, информационного и технического обеспечения процесса обучения. Авторы нацпроекта «Образование» ЭОР называют учебные материалы, для воспроизведения которых применяются электронные устройства.

В том случае, если электронные образовательные ресурсы воспроизводятся на компьютере, поэтому их именуют цифровыми образовательными ресурсами, подразумевая, что компьютер использует цифровые способы воспроизведения. ЦОР – это представленные в цифровой форме фото, видео, объекты виртуальной реальности, звукозаписи, аудиокниги, текст, необходимые для процесса обучения.

В Письме Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки России «О Перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений» № 03-417 от 1 апреля 2005 г. указаны цифровые образовательные ресурсы для использования их на уроках музыки.

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов по предмету «Музыка», как и по другим школьным предметам, расположена на сайте http://www.school-collection.edu.ru/. Коллекция имеет справочную базу с рекомендациями по работе с коллекцией, и включает несколько разделов с звуковыми файлами: «Русская классическая музыка», «Зарубежная классическая музыка», текстовые разделы: «Тематические подборки ЦОР по предметам», «Педагогическая мастерская», «Мастер-класс», «Методические материалы». Кроме Единой коллекции ЦОР дидактические материалы к урокам музыки можно найти по другим веб-сайтам .

В настоящее время авторы учебников по предмету «Музыка», «Искусство» обязательно включают цифровые компоненты. В содержание учебников вводятся звуковые и зрительные файлы, игровые элементы, задания для текущего и итогового контроля. Подчеркнем, что в сети Интернет такой цифровой образовательный ресурс со звуковыми файлами представлен в учебной программе «Музыкальное искусство» для 1–4 классов, разработанной под научный руководством доктора педагогических наук, академика РАО Л. В. Школяр. Кроме этого созданные фонохрестоматии музыкального материала к программе «Музыка» для 1–7 классов (руководитель проекта Г. П. Сергеева), «Музыка» для 1–8 классов (руководитель проекта В.В. Алеев), «Музыка»» для начальной школы (руководитель Г.С. Ригина) изданы в разных форматах: аудиокассеты, CD-аудио, МР3.

Коллекция цифровых образовательных ресурсов может размещаться в сети Интернет, а также на CD, или создаваться в сетевом варианте (в том числе на базе образовательного учреждения), что позволит осуществлять обмен ЦОР с целью распространения передового педагогического опыта учителей в области информационно-коммуникационных и мультимедийных технологий.

По мнению Г. П. Сергеевой, необходимо актуализировать содержание музыкального обучения на новом для учащихся уровне:

  • видеоряд: фрагменты из опер, балетов, мюзиклов, музыкальных кинофильмов, концертов классической и популярной музыки, фрагменты художественных и документальных фильмов о жизни и творчестве композиторов

  • анимация: фрагменты мультипликации, связанные с учебной темой

  • синтез0ированный зрительный ряд: портреты композиторов, исполнителей и исполнительских коллективов; тематические рисунки, нотная графика, репродукции произведений изобразительного искусства;

  • дикторский текст, комментирующий различные явления музыкальной культуры, поясняющий способы деятельности учащихся, направленные на усвоение понятий программы того или иного класса;

  • звуковые фонограммы музыкальных произведений, песен («плюсовки» и «минусовки»);

  • литературный ряд: отрывки стихотворений, прозы, созвучные музыке; тексты, раскрывающие содержание музыкальных и художественных образов; словарь ключевых понятий и терминов, соответствующих данной учебной теме; словарь (вербальная характеристика музыкального произведения, его индивидуальная оценка учащимся);

  • творческие (интерактивные) задания для учащихся: вопросы, диагностические тесты, проблемные ситуации, выполняющие функцию контроля за успешностью развития музыкальной культуры школьников .

На уроках музыки или внеклассных музыкальных занятиях учителя музыки используют мультимедийные презентации, выполненные в редакторе Microsoft Offis Power Point.

Собственный опыт работы на уроках в начальной и основной школе показал, что мультимедйные технологии позволяют:

  • повысить качество и эффективность подготовки школьников с помощью ЭОР и ЦОР;

  • стимулировать интерес к обучению музыкой;

  • снизить время подготовки к урокам музыки и внеклассным занятиям;

  • овладеть компьютером как средством поучения новых знаний;

  • внедрить мультимедийные технологии как средство повышения медиакомпетентности, что позволяет качественно изменить профессиональную культуру учителя;

  • в условиях мультимедийной образовательной среды изменить условия развития детского музыкального и электронного творчества, создавать комфортную учебную среду и ситуацию успеха ля каждого школьника.

Отметим часто встречающиеся недостатки мультимедийных презентаций:

1) презентации отличаются чрезмерным объемом зрительного материала, что существенным образом отвлекает учащихся от собственно музыкальных произведений, которые раскрывают тему урока, раздела;

2) в них есть большое количество текстов, выполненных мелким шрифтом, что создает трудности при их чтении (заголовки, подписи под иллюстрациями, даты жизни композиторов, стихи, проза);

3) в презентации редко включаются музыкальные фрагменты, музыкальные произведения не используются в контрольно-диагностических целях;

4) презентации не имеют «титульного листа», слайда с указанием темы урока или раздела программы, внеурочного мероприятия, а также заключительного слайда, в котором указывается автор, подготовивший данную презентацию, учебное учреждение, год, а также материалы, которые использовались при ее подготовке: учебно-методические пособия, книги, сайты из сети Интернет и др.

Кроме урока музыки мультимедийные презентации эффективно используются в процесс защиты ученических исследовательских проектов. Школьники могут их готовить индивидуально, группой или совместно с учителем. Итогом разработки презентаций могут быть конкурсы презентаций, которые можно представить на уроке, научно-исследовательской конференции или конкурсе.

Выводы: На основе анализа истоков и современных тенденций развития медиаобразования в теории и практике выявлены основные подходы (интегрированный, факультативный, специальный), сущность ключевых понятий медиаобразования, специфика мультимедийных технологий и условия их использования в процессе музыкального образования школьников. Установлено, что педагоги разных предметных областей эффективно развивают свои творческие идеи, методические подходы, ведут экспериментальную работу в общеобразовательных и музыкальных школах, в учреждениях дополнительного образования и досуговых центрах, используя технологии мультимедиа.

Мультимедийные технологии определяются как современная компьютерная информационная технология, позволяющая объединить в компьютере текст, звук, видеоизображение, графическое изображение и анимацию.  Внедрение мультимедийных образовательных средств остается актуальной задачей общей и музыкальной педагогики и практики, являются одним из наиболее перспективных направлений информатики.

С появлением мультимедийных технологий методика обучения музыке в школе получило возможность развиваться на принципиально новой основе. Мультимедийные технологии прочно вошли в систему общего и дополнительного музыкального образования школьников, предоставив учителям музыки возможность использования мультимедиа не только в качестве средства обучения, но и в качестве объекта изучения.

Использование мультимедийных технологий (интерактивной доски, презентаций, электронных и цифровых образовательных ресурсов и др.) на уроке музыки не может заменить все существующие методы музыкального воспитания, но может активно вовлекать в творчество большее количество школьников. В настоящий момент, когда музыке, как школьному предмету, уделяется недостаточно внимания, использование мультимедийных технологий может стать переходным моментом в разработке новой методики музыкального образования школьников, в которой активно вводятся творческие интерактивные задания и художественные проекты.

Мультимедийные технологии на современном этапе становятся важнейшим компонентом информатизации музыкального образования, раскрывают большие возможности для использования на уроках музыки и во внеурочной деятельности мультимедийных энциклопедий, электронных пособий и книг, музыкально-компьютерных программ, что помогает расширить музыкальный кругозор учащихся, способствует интеллектуальному, эмоциональному и творческому развитию каждого обущающегося.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Асвацатуров Г. О., Кочегарова Л. В. Эффективный урок в мультимедийной образовательной среде: практическое пособие. М.: Сентябрь, 2012.

  2. Красильников И. М. Хроники музыкальной электроники. М.: ИХО РАО, 2010

  3. Коджаспирова Г. М., Петров К. В. Технические средства обучения и методика их использования. М.: Академия, 2001.

  4. Краснопёрова Т. В. Медиаобразование как средство активизации по­знавательного интереса учащихся [электронный ресурс]. Режим доступа // http:// www.eidos.ru/journal/

  5. Красильников И. М. Хроники музыкальной электроники. М.: ИХО РАО, 2010.

  6. Штепа В. В. Интернет и музыкальное образование школьников //Искусство и образование. 2000. № 1. С. 45-50.

  7. Краснопёрова Т. В. Медиаобразование как средство активизации по­знавательного интереса учащихся [электронный ресурс]. Режим доступа // http:// www.eidos.ru/journal/

  8. Афанасьева В. Г. Человек, компьютер, творчество // Современная пе­дагогика. 1991. № 5. С. 20-24.

  9. Российская педагогическая энциклопедия. М.: Большая российская энциклопедия, 1993-1999.

  10. Коджаспирова Г. М., Петров К. В. Технические средства обучения и методика их использования. М.: Академия, 2001.

  11. Мэтьюз М., Пирс Дж. Компьютер в роли музыкального инструмента // В мире науки. 1987. № 4. С. 72-80.

  12. Петелин Р., Петелин Ю. Аранжировка музыки на персональном компьютере. СПб.: БХВ-Петербург, 2013.

  13. Сергеева Г. П. Актуальные проблемы преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях. – М.: ГОУ Педагогическая академия, 2010.

  14. Коновалова И. С. Приемы разработки дидактического обеспечения урока средствами интерактивной доски: учебно-методическое пособие. Ростов н/Д.: Изд-во ГБОУ ДПО РО РИПК и ППРО, 2012.

  15. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением /авт-сост. Л. В. Золина. М.: Издательство «Глобус», 2009.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!