МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ШКОЛЬНИКОВ
Володин Сергей Евгеньевич учитель музыки МБОУ Мечетинская СОШ Зерноградского района Ростовской области.
Цель исследования – выявить значимость медиаобразования на современном этапе развития образования, обосновать эффективность использования мультимедийных технологий как средства развития творческого потенциала учащихся в начальной и основной школе.
В соответствии с объектом, предметом и целью поставлены следующие задачи исследования:
Проанализировать современное состояние и тенденции развития зарубежного и российского медиаобразования.
Раскрыть ключевые понятия исследования, такие как «медиаобразование», «мультимедийные технологии», «медиатекст», «медиатворчество».
Обосновать целесообразность применения мультимедийных и музыкально-компьютерных технологий на уроках музыки, как одного из информационных средств обучения.
Методологическая основа исследования. Исследование опирается на: деятельностный и личностно-ориентированный подходы (А. Г. Асмолов, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, М. Н. Скаткин и др.); интегрированный подход (Л. Г. Савенкова, Б. П. Юсов); исследования по проблемам медиаобразования и специфики средств массовой информации (К. Бэзэлгет, Л. С. Зазнобина, С. Н. Пензин, А. В. Спичкин, Ю. Н. Усов, А. В. Федоров, А. В. Шариков и др.); основные положения педагогики искусства по развитию творческих способностей учащихся на уроках музыки (Э. Б. Абдуллин, Ю. Б. Алиев, Т. В. Надолинская, Г. П. Стулова, Л. В. Школяр).
В соответствии с гипотезой, целью и задачами исследования были выбраны методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической и специальной литературы по теме исследования: сравнительный анализ и синтез; метод наблюдения; анализ тенденций развития мультимедийных технологий в музыкальном образовании; обобщение музыкально-педагогического опыта.
Практическая значимость исследования состоит в выявлении особенностей применения мультимедийных технологий в общеобразовательной школе; использовании персонального компьютера как средства творческого развития учащихся на уроках музыки в средних классах.
Введение ХХ век вошел в историю как век так называемого «информационного взрыва», век возникновения новой информационной структуры. Средства массовой коммуникации создают вокруг каждого из нас особое информационное поле, под воздействием которого формируются социальные, моральные, художественные, интеллектуальные ценности и интересы. Современный человек настолько привык к огромному количеству информации, объем которой постоянно увеличивается, что не представляет себе жизни без медиа. Медиаинформация способна одновременно воздействовать и на слух, и на зрение, синтезируя в себе практически все накопленные человечеством способы общения.
Различные аспекты реализации медиаобразования и мультимедийных технологий представлены в многочисленных исследованиях отечественных и зарубежных ученых. В своих трудах они уделяют внимание вопросам истории развития медиаобразования (К. Бэзэлгэт Ю. Н. Усов, А. В. Федоров, А. А. Новикова, И. В. Челышева), рассматривают концепции и методы медиаобразования (Л. С. Зазнобина, С. Н. Пензина, А. В. Спичкина). Много исследований направлено на изучение методик медиаобразования, выбор методов и средств его интеграции в разные общеобразовательные дисциплины (Л. М. Баженова, Е. А. Бондаренко, А. А. Журин, М. Ф. Фомина, А. В. Шариков).
В последнее время усилился интерес к российским и зарубежным моделям медиаобразования, к их истории возникновения и развития, поскольку взгляд в прошлое позволяет лучше понять настоящее. В России уже сложились традиции медиаобразования, о чем свидетельствует его история развития на протяжении всего прошлого века и ХХI столетия.
В настоящее время музыкальная педагогика и образование находится на важном этапе информатизации системы образования, внедрения в педагогику искусства инновационных методов, приемов и форм работы с обучающимися. Исследованиями в области внедрения информационно-коммуникационных и мультимедийных технологий на разных ступенях музыкального образования, созданием компьютерных образовательных программ занимаются такие ученые и педагоги, как И. М. Красильников, И. В. Заболоцкая, Т. В. Надолинская, С. П. Полозов, Г. П. Сергеева, Г. Р. Тараева и другие. По мнению ученых, внедрение в музыкальную теорию и практику помогает повысить эффективность обучения музыке, однако возникает проблема грамотного сочетания методики преподавания предмета с информационно-коммуникационными и мультимедийными технологиями обучения.
Между тем в отечественной педагогике искусства всё более резким становится противоречие между необходимостью включения медиаобразования, обладающего огромным информационным и дидактическим потенциалом, в содержание музыкального образования и наличием педагогов-музыкантов, владеющих технологиями медиаобразования. Мультимедийные технологии на уроках музыки в школе используются редко, учителя музыки не владеют методикой использования современных технических средств обучения, в частности компьютера и компьютерных технологий, не определены требования к мультимедийной образовательной среде, отсутствуют методические рекомендации по использованию различных медиатекстов, используемых на уроках музыки и внеклассных мероприятиях в общеобразовательной школе.
Анализ литературных источников и практического опыта работы учителей-предметников показывает, что, несмотря на признание большинством авторов образовательных возможностей медиаобразования и наличием исследований в области методической поддержки внедрения мультимедийных технологий в школьную практику, вопросы взаимодействия мультимедийных технологий с предметом «Музыка» не рассматриваются ни в одной работе. С другой стороны, отсутствует материально-техническая и методическая база для медиаподготовки педагогов-музыкантов, поэтому в общеобразовательных школах долгое время не было оснований для широкого распространения мультимедийных технологий на уроках музыки в процессе обучения.
Следовательно, актуальность исследования обусловлена существующими противоречиями между воспитательно-образовательными возможностями медиаобразования и низким уровнем их использования на уроках музыки в общеобразовательной школе.
РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ НА ОСНОВЕ МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫХ И МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Технические средства обучения до компьютерной эпохи прошли большой путь. По сведениям Г. О. Асвацатурова, учебное кино появилось еще в конце XIX века. Во многих городах России устраивались специальные сеансы учебных кинофильмов, которые посещали ученики всех школ.
В России в 1930-е годы активно внедрялся так называемый кинометод. В ряде регионов были созданы киностанции, снабжавшие учебными фильмами образовательные учреждения. Учебная киноиндустрия широко развернулась в послевоенные годы. Большой популярностью пользовались не только научно-популярные фильмы, но и киножурналы. К примеру, ежемесячный киножурнал «Хочу все знать» насчитывает 71 выпуск и продолжает сниматься до сих пор [1].
История компьютеризованного обучения начинается с конца 50-х годов, когда в США появились первые автоматизированные системы. Среди первых обучающих программ были и программы, имеющие непосредственное отношение к музыкальному воспитанию. Однако в России идея автоматизации обучения музыке развивалась на иной технической базе. В 1963 году П. В. Лобановым были сконструированы обучающие машины, которые способствовали открытию в институте им. Гнесиных автоматизированного класса музыкального обучения.
В 70-е годы за рубежом усиливается теоретическая разработка использования ТСО в процессе обучения, появляются новейшие средства, такие как видеомагнитофоны, карусельный кадропроектор, полиэкран, электронная доска и др. Для нашего исследования важно отметить, что в 1975 году французский композитор-авангардист, математик и архитектор Янис Ксенакис изобрёл ЭВМ, получившую широкую известность как музыкальный компьютер УПИК. Компьютер позволяет, говорит Ксенакис, «сочинять музыку посредством рисунка без специальных знаний в области музыки или информатики при помощи остроконечной металлической палочки и электромагнитного стола» [2, с. 7]. Это был и рабочий инструмент для композитора и специалиста-акустика, и учебное пособие для детей, помогающее развить у них музыкальное мышление без специальной подготовки. Этого нельзя было сделать без информатики, открывшей возможности, сопоставимые разве что с теми, что когда-то дала письменность – запечатлеть мысль посредством символов. Машина, разработанная под руководством Ксенакиса, позволяла запечатлеть и сохранить музыкальную мысль.
Именно поэтому ребенок полностью освобождается от влияния условностей того или иного музыкального языка. С помощью новой машины, отмечает Я. Ксенакис, ребенок, живущий в Индии или на острове Бали и знающий традиционную музыку своей деревни, сможет научиться музыкально мыслить по-другому. Он сможет подражать Баху, не зная музыкальной грамоты. Таким образом, на основе приобретенных навыков у него создается определенное отношение к музыке.
В сочинении «Диатон», написанное Ксенакисом в 1977 году, последовательность лазерных лучей и электронных вспышек, скоординированных с музыкой, также написанной компьютером, была составлена методом программирования в вычислительных центрах. 1600 электронных вспышек поочередно зажигались на 1/25секунды. Вручную управлять всем этим невозможно: вспышки работают слишком быстро и их слишком много. Кроме того, с помощью компьютеров и других новых технических средств, связанных с источниками света, становится возможным переносить музыкальные композиции в визуальную сферу и экспериментировать с формой и движением. Как отмечает К. Кос, эти технические средства воспроизведения музыки «произвели подлинную революцию в современной музыкальной жизни» [3, с. 391]. Отметим, что в России в этот период музыкально-компьютерные технологии не внедрялись ни в общеобразовательную школу, ни в средние и высшие учебные заведения.
В 80-е годы работа по компьютеризации музыкального образования проводилась в Киевской консерватории им. П. И Чайковского, затем в Новосибирской консерватории им. М. И. Глинки, где впервые в России открылась кафедра компьютеризации музыкального образования. В 90-е годы количество экспериментальных работ, проводимых в области компьютеризации обучения на разных уровнях музыкального образования.
На рубеже XX-XXI века компьютер вошел в жизнь российского общества и образовательной школы, и сегодня уже невозможно представить без него решение как профессиональных, так и образовательных задач. Однако педагогика электронного музыкального творчества в нашей стране начинает активно развиваться только в начале XXI века. Основоположником данного направления является И. М. Красильников. Впервые был издан пакет примерных программ «Электронные музыкальные инструменты», куда вошли программы: «Клавишный синтезатор», «Ансамбль клавишных синтезаторов», «Студия компьютерной музыки» и за прошедшие несколько лет эта деятельность не только получила повсеместное распространение в образовательным процессе детских музыкальных школ и школ искусства, но и значительно выросла по своим качественным показателям [4].
Учащиеся демонстрируют высокие достижения на многочисленных фестивалях и конкурсах творчества детей и юношества данной специализации, которые проходят сегодня во многих российских городах: Москве (5 фестивалей), Санкт-Петербурге (5 фестивалей), Мытищах Московской области (6 фестивалей), Ижевске (4 фестиваля), Южно-Сахалинске (2 фестиваля), Алатыре, Вологде, Воронеже, Иваново, Калининграде, Миассе, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Перми, Ростове-на-Дону, Североморске, Тольятти, Химках и Домодедово Московской области. Успешно прошли Международные конкурсы «Музыка и электроника» (Москва – 2006-2013 гг.), привлекшие сотни участников их России и зарубежных стран.
Столь стремительное распространение учебно-музыкальной деятельности нового вида и быстрый рост ее качества не имеет прецедентов в истории российского художественного образования. И. М. Красильников отмечает несколько причин распространения данного явления.
Во-первых, потенциал компьютерных технологий столь велик, а воздействие на развитие современной культуры столь значительно, что вопрос об их внедрении в художественное образование, что называется, витал в воздухе. Исследователь считает, что «даже отличающиеся известной консервативностью и далекие от цифровой техники учителя музыки были готовы пойти навстречу своим увлекающимся этой техникой ученикам и всерьез отнестись к перспективе освоения новой педагогической специализации» [5, с. 45]. Практика показывает, что современные учителя музыки действительно мало используют компьютер на уроках музыки, даже в том случае, если он есть в наличии в классе.
Во-вторых, за последние несколько лет появились научные и методические разработки в данной сфере, которые составили основу развития новой образовательной практики. К ним мы можем отнести монографии П. Л. Живайкина «600 звуковых и музыкальных программ», И. А. Крюковой «Клавишная электроника и технологии звука», И. М. Красильникова «Электронное музыкальное творчество в системе художественного образования», «Синтезатор и компьютер в музыкальном образовании», «Электромузыкальные инструменты».
В-третьих, стремительное увеличивается число новых специалистов и повышение их квалификации в процессе курсовой подготовки по классу ЭМИ, которые при поддержке ведущей фирмы-производителя музыкальной электроники CASIO были проведены на базе учебно-методических центров многих российских городов: Москвы, Санкт-Петербург, Брянска, Вологды, Златоуста, Егорьевска, Екатеринбурга, Иваново, Ижевска, Казани, Калининграда, Краснодара, Красноярска, Мурманска, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Норильска, Оренбурга, Ростова-на-Дону, Рязани, Самары, Саратова, Сыктывкара, Тольятти, Томска, Челябинска, Южно-Сахалинска, Ярославля и др.
В-четвертых, на развитие новой образовательной деятельности положительное воздействие оказывает образовательный журнал «Музыка и электроника» (директор Е. В. Орлова), который на протяжении шести лет осуществляет ее методическую и информационную поддержку. Журнал рассказывает своему читателю о ярких явлениях электронной музыки, освещает вопросы ее истории и теории, знакомит с новыми музыкальными инструментами и компьютерными программами, раскрывает многообразные проблемы развития музыкального образования на основе компьютерных технологий, осуществляет мониторинг всех незначимых в данной сфере событий (см. сайт http://www.muzelectron.ru/).
По мнению учителя музыки В. В. Штепа, принципиально новые возможности открытия музыкальной культуры учениками и преподавателям предоставляет телекоммуникационная технология, а именно сеть Интернет. Получение и обработка через Интернет разнообразной музыкальной информации становится новым направлением в развитии познавательного интереса учеников к музыке, а также одной из форм изучения мирового музыкального искусства. Он содержит в себе прочтение текстов, статей, художественных произведений, прослушивание радиопрограмм и музыкальных фрагментов, анализ и получение широкой информации по вопросам музыкального искусства. Автор приводит несколько примеров использования информационных ресурсов Интернет преподавателем музыки. К примеру, учитель может ознакомить детей с музыкальными инструментами разных стран. Подбирая учебные материалы, подростки знакомятся с иллюстрациями, картинками, фото, видео, которые сопровождают текст, а также прослушивают музыкальные произведения [6].
Эту мысль подтверждает другой учитель музыки Т. В. Красноперова, которая считает, что доступ к ресурсам сети Интернет даёт колоссальные возможности поиска необходимой, важной и значимой информации. Несмотря на то, что педагоги-музыканты начали освоение Интернет значительно позже других, количество полезной информации стремительно продолжает расти, и возникают трудности качественного отбора и анализа нужной продукции. Автор утверждает, что информационные ресурсы сети Интернет достаточно широко можно использовать по предмету «Музыка» – это библиографическая информация, аудио и видео фонд [4].
Следовательно, преимущества мультимедийных технологий перед предыдущими поколениями ТСО очевидны: компьютер в сочетании с другими мультимедийными устройствами является универсальным техническим средством обучения, которое можно использовать на всех этапах обучения музыке.
Отсюда можно заключить, что компьютеризация в сфере музыкального образования – это не быстро проходящее направление современной педагогики, а важнейший компонент модернизации музыкального обучения и воспитания школьников, которое помогает и педагогу, и учащимся получать любого количества и формы информации, что делает обучение музыке современным, разнообразным и увлекательным.
МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫЕ ПРОГРАММЫ
КАК СОДЕРЖАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
Компьютер за короткий срок своего существования образовал новый мощный пласт культуры. Из инструмента для производства только вычислительных операций он довольно быстро превратился в универсальное интеллектуальное орудие труда. Компьютерные технологии стремительно проникают во все новые сферы человеческой деятельности, в том числе и в музыкальное образование.
Педагогу-музыканту в современной школе важно связывать традиционные и автоматизированные формы обучения. Широкие возможности для педагогического творчества в обучении представляют многие компьютерные программы. В педагогических ситуациях, когда дети работают на компьютере, он используется для пошагового усвоения детьми учебной программы, для упражнений соответствующего уровня сложности, для обеспечения обратной связи и для выдачи необходимой информации.
Существует мнение, что компьютер «программирует» ребёнка, но если учесть, что школьники осуществляют контроль за компьютером, то в итоге сам школьник «программирует» компьютер. При обучении компьютера, как тому «думать», дети приобщаются к исследованию, как думают они сами. Опыт подобного исследования действует возбуждающе: мышление о мышлении превращает ребёнка в исследователя способов познания, таким опытом обладает далеко не всякий взрослый [8].
Л. П. Робустова выявила особенности по активному внедрению музыкальных компьютерных программ в учебный процесс, определённо отмечая, что результат их применения будет гораздо эффективнее, нежели при традиционных формах и методах деятельности учащихся. Практика показала, что дети легко усваивают учебный материал; работают результативно и с интересом, подтверждая тем самым не только целесообразность использования компьютерных программ для школьников, но и их необходимость [9].
По целям и задачам обучающие компьютерные программы делятся на иллюстрирующие, консультирующие, программы-тренажёры, программы обучающего контроля, операционные программы. Одни из них предназначены для закрепления знаний и умений, другие ориентированы на усвоение новых понятий. Существуют обучающие программы, которые позволяют учащимся стать непосредственными участниками открытий, композиторами или художниками. Игровые программы способствуют формированию мотивации учения, стимулируют инициативу и творческое мышление, развивают умение совместно действовать, подчинять свои интересы общим целям.
Г. М. Коджаспирова выделяет основные аспекты, которыми надо руководствоваться при анализе обучающих компьютерных программ:
психологический (влияние данной программы на мотивацию учения, на отношение к предмету);
педагогический (общая направленность школьного курса, которая способствует выработке у учащихся правильных представлений об окружающем мире);
методический (возможность программы лучшему усвоению учебного материала, методически грамотная подача материала);
организационный (рациональное планирование уроков с применением компьютера и новых информационных технологий) [10].
Типологию и особенности практического применения обучающих программ приводит С. П. Полозов в своей диссертации, раскрывая специфику среды обучения с помощью компьютерных программ. Он предлагает пирамидальную структуру классификации программ, состоящую из трёх уровней.
На первом уровне программы классифицируются в наиболее общем плане. В соответствии с тем, используется ли компьютер в обучающей или учебной деятельности, программы можно разделить на два основных класса: обучающие и учебные программы.
На втором уровне каждый класс делится на несколько типов. Критерием выделения здесь является соответствие той или иной форме учебной работы. Обучающие программы включают в себя презентативные, тренажёрные и тестовые, учебные программы – справочные, креативные и исследовательские.
На третьем уровне каждый из перечисленных типов делится на несколько видов. Критерием выделения здесь является характер возникающей среды обучения. Презентативные программы включают в себя инструктивные, гипертекстовые, сюжетные, моделирующие и демонстрационные; тренажёрные программы – линейные, прогрессирующие и игровые; тестовые программы – адаптивные, блиц-опрос, контрольные, музыкальный диктант и викторину; справочные программы – постатейные, гипертекстовые и реферативные; креативные программы – музыкальный редактор и компьютерный синтезатор; исследовательские программы – статистические и моделирующие.
Презентативная программа предназначена для изложения учебного материала. Показателями эффективности работы с ней являются надёжность информационного потока компьютер – ученик и способность компенсации возможных информационных потерь.
Тренажёрная программа предназначена для формирования практических навыков. Так как прочность усвоения практических навыков находится в прямой зависимости от количества повторений формирующего его действия, последнее и является показателем эффективности работы с тренажёрной программой. Обучающая стратегия линейного тренажёра – это постоянное повторение программного блока без какого-либо изменения темпа и характера деятельности ученика. Обучающая стратегия прогрессирующего тренажёра – это постепенное усложнение деятельности ученика. Обучающая стратегия игрового тренажёра – это облечение учебной задачи в игровую ситуацию. Учебная задача здесь присутствует лишь косвенно, поэтому приобретение навыков получает непроизвольный характер.
Тестовая программа предназначена для контроля за результатами учебной деятельности ученика. Например, программа блиц-опрос, по мнению С. П. Полозова, предназначена для проведения опроса по принципу «короткий вопрос – короткий ответ», а программа музыкальный диктант предназначена для проведения широко распространённой в традиционном обучении формы учебной работы – музыкального диктанта. Программа викторина предназначена для проведения проверки знания реального звучания музыкальных произведений.
Справочная программа предназначена для поиска и получения необходимой учебной информации. Процесс развития информационно-поисковых систем можно охарактеризовать как интеллектуализация работы компьютера и усложнение структуры мыслительной деятельности человека.
Креативная программа, которая была нами рассмотрена в первом разделе, предназначена для выполнения различных творческих учебных заданий.
Исследовательские программы предназначены для проведения научных исследований. Процесс исследования музыкальной деятельности сложный, многоэтапный, требующий детального анализа.
Применительно к компьютеру следует отметить, что появление технологий значительно опередило разработку условий и системы их использования в обучении музыке. Например, рассматривая блок специальных музыкальных дисциплин стандартов высшего образования, следует отметить более перспективные учебные предметы, где применение информационных технологий способно поднять подготовку специалистов на более высокий уровень.
Применение компьютерных технологий в учебном процессе позволяет увеличить его интенсивность, за счёт более быстрого поиска и простого восприятия самой разнообразной информации. Применение современных компьютерных технологий позволяют существенно сжимать объёмы информационных носителей. Специфика современных цифровых носителей заключается не только в их практичности, но и в их долговечности, которая позволяет хранить записанную информацию без утери её качества.
Широкие возможности для педагогического творчества в обучении указанных дисциплин представляют многие компьютерные программы-энциклопедии. Так, например, энциклопедия «Musical Instruments» содержит сведения о двухстах музыкальных инструментах разных стран и народов. Учащийся может слышать, как звучат инструменты, как они устроены, из чего изготовлены, получить сведения об истории их создания. Здесь можно получить сведения о великих мастерах, прослушать звучание любого инструмента экспозиции, просмотреть видеозаписи. Данные об инструментах и музыкальных ансамблям классифицированы по трем основным принципам: по алфавиту, по принадлежности инструментов определенной группе, по различным ансамблям, по географическому расположению мест изготовления [11].
Применительно к компьютеру следует отметить, что появление технологий значительно опередило разработку условий и системы их использования в обучении музыке. Cовременное программное обеспечение делает компьютеры универсальным средством для создания, передачи, и обработки различного материала. Музыка является неотъемлемой частью нашей жизни, а также одной из важнейших составляющих эстетического воспитания детей и взрослых. Она развивает образное и абстрактное мышление, чувство ритма, помогает в учёбе и работе, незаменима при проведении досуга. Использование компьютера на уроке музыки в общеобразовательной школе делает урок музыки не похожим на обычный урок. Использование музыкальных программ делает компьютер «маленьким классным оркестром». Учителю музыки, который имеет возможность применять компьютер, необходимо уметь обращаться с разными музыкальными программами.
Программы для редактирования аудио информации (Cool Edit, Sound Forges) – программы, которые могут собирать фрагменты различных музыкальных произведений в одно целое, с точностью до долей секунд, увеличивать темп произведения, не изменяя высоты звучания, накладывать различные спецэффекты. С помощью программы Cool Edit можно записать аудио файл с компакт-кассеты, лазерного диска или другого источника звука, уменьшить или увеличить уровень звука, убрать посторонние шумы в воспроизведении, наложить на звучание различные эффекты (реверберацию, вибратто, реверсивное звучание и т.д.).
Программы для набора нот («Mozart», «Sibelius») – программы, с помощью которых учитель может не только набирать многоголосную партитуру, но и произвести расстановку нюансов, динамики, штрихов, педали (для фортепиано).
Отдельно нужно отметить программы для создания и воспроизведения караоке-файлов. Школьники могут исполнять песни под фонограмму, а на мониторе компьютера находится бегущая строка со словами песни. Это всё можно создать самим школьникам с помощью программы «Kar Maker» и проигрывателя караоке-файлов «Karaoke-Galaxi». «Kar Maker» – это программа, в которой можно синхронно совместить слова и музыку любой песни, предварительно записав её в Bend-in-a-box или Cakewalk в виде миди файла. Использование этой программы, сделает урок и интересным, и познавательным, т. к. школьники сами создают караоке-файлы.
Одним из важнейших этапов создания музыкального произведения является аранжировка. С помощью музыкальных редакторов музыкант выбирает тональность, записывает мелодию, аккомпанемент, ритмическое сопровождение, подбирает для каждой партии соответствующий midi-инструмент, редактирует темп, уровни громкости звучания инструментов.
Музыкальные программы (редакторы) облегчают и упрощают выполнение музыкантом большинства операций, связанных с рутинной работой, оставляя больше времени для творчества. Поэтому персональный компьютер приобретает всё большую популярность не в среде «профессионалов», а в среде «пользователей», поэтому стремительно растёт количество и разнообразие программного обеспечения. Композитор, аранжировщик, дирижёр, музыкант для усиления эффекта, производимого музыкой на слушателя, мог сочинить прекрасную мелодию, подобрать красивую гармонию, привлечь для исполнения произведения большой оркестр, творчески распорядится тембрами инструментов, имеющихся в его составе, добиться слаженности ансамбля и выразительности исполнения партии каждым инструментом.
С использованием компьютера и специальных музыкальных программ-редакторов один человек может стать композитором, аранжировщиком, дирижёром, звукооператором, и даже целым оркестром, обладая дополнительными техническими возможностями. Тембр он может выбрать не из двух-трёх десятков тембров, присущих реальным музыкальным инструментам, а из сотен синтезированных искусственным путём, имитирующих звучание, как реальных инструментов, так и совершенно фантастических. Каждый из этих тембров он может модифицировать по своему усмотрению, а если и этого окажется недостаточно, то в состоянии синтезировать инструмент с уникальным тембром. Все виртуальные источники звука можно произвольным образом разместить в акустическом пространстве, добиваясь наивысшей выразительности и наилучшей различимости звучания партии каждого инструмента. Каждый источник звука и каждое отдельное звуковое колебание можно отредактировать, обработать набором разнообразных эффектов [12].
Следовательно, итогом работы с музыкально-компьютерными программами может стать не просто музыка, а звуковое пространство, новый музыкальный мир. Средствами любого музыкального редактора можно гармонизовать мелодию, оркестровать композицию, подобрать и синтезировать тембры инструментов, что поможет значительно повысить уровень школьного музыкального образования.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА
Внедрение мультимедийных технологий в образовательный процесс школы требует от педагога-музыканта умения не только обращаться со специальными компьютерными программами, но и овладеть пользовательскими навыками, умением работать с интерактивной доской, создавать мультимедийные презентации к урокам музыки и внеклассным занятиям.
По мнению Г. П. Сергеевой, в процессе использования мультимедийных технологий в музыкальном образовании и воспитании школьников формируется медиакомпетентность учителя музыки – способность и умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию при помощи коммуникативных информационных технологий. Как показывает практический опыт, уровень владения школьниками персональным компьютером с многообразием программ и редакторов значительным образом превышает уровень владения ими учителя [13].
В настоящее время техническое оснащение урока музыки в школе значительно обновляется. Кроме музыкальных центров, CD- и DVD-дисков, видеоприставок, с помощью которых можно показать на уроке фрагмент художественного или документального фильма, обучающих программ, в кабинетах музыки стали появляться мультимедийные проекторы и интерактивные доски. Эти технические приспособления помогают учителю музыки в проведении урока, внеурочного мероприятия, праздника, а затем воспроизвести в определенном порядке большой объем разнообразной информации: звуковой, визуальной (зрительной), текстовой.
На современном уроке музыки все большее значение приобретают мультимедйные технологии. Под мультимедйными технологиями понимаются не только технологии использования компьютера и сети Интернет, а также компьютерные обучающие программы, электронные и цифровые образовательные ресурсы, энциклопедии, мультимедийные презентации.
Мультимедийные средства обучения нового поколения объединяют в себе все преимущества современных компьютерных технологий и выводят процесс обучения на качественно новый уровень. Одним из прогрессивных технических средств обучения является интерактивная доска. Интерактивные доски не только совмещают в себе преимущества большого экрана для проектора и маркерной доски, но и позволяют сохранять все пометки и изменения, сделанные во время обсуждения и даже управлять компьютерными приложениями, не отходя от доски и не прерывая выступления.
По мнению И. С. Коноваловой, интерактивные доски не только совмещают в себе преимущества большого экрана для проектора и маркерной доски, но и позволяют сохранять все пометки и изменения, сделанные во время обсуждения и даже управлять компьютерными приложениями, не отходя от доски и не прерывая выступления. Интерактивная доска подходит для всех стилей обучения. Свои тактильные способности ученики могут реализовать, прикасаясь к доске и делая на ней записи маркером. Те, кто больше любят слушать, могут сосредоточиться на общей дискуссии. А те, кто лучше воспринимают наглядный материал – следить за тем, что учитель пишет и показывает на доске. В сфере образования они дают возможность преподавателю работать с электронной картой, схемой, рисунком, картиной. Возможность передачи данных по сети Internet делает электронную интерактивную доску великолепным инструментом для дистанционного обучения [14].
Восприятие информации протекает у каждого человека индивидуально и сочетает в себе стандартные типы: визуальное, слуховое и тактильное. В классической системе преподавания при подаче материала преимущественно сочетались только два из них – визуальное и слуховое и только с внедрением в образовательный процесс такого мультимедийного интерактивного средства как интерактивная доска позволило не только значительно облегчить труд учителя, но и расширить возможности восприятия учебного материала. В процессе работы с интерактивной доской ученик имеет возможность соприкоснуться с материалом, изображенным на ней, с материалом, который до этих пор был недоступен для тактильного взаимодействия.
Т. В. Надолинская выделяет несколько преимуществ внедрения интерактивных средств обучения и, в частности, интерактивной доски:
Применение интерактивных ресурсов значительно облегчает труд учителя. Компьютерных наглядных материалов и обучающих ресурсов по любой теме можно найти много и использовать их многократно.
Учитель получает возможность полностью управлять любой компьютерной демонстрацией – выводить на экран доски картинки, карты, схемы, создавать и перемещать объекты, запускать видео и интерактивные анимации, выделять важные моменты цветными пометками, работать с любыми компьютерными программами.
Благодаря наглядности и интерактивности, класс вовлекается в активную работу, обостряется художественное восприятие, повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание музыкального и художественного материала.
Всю проведенную в ходе урока работу, со всеми сделанными на доске записями и пометками, можно сохранить в компьютере для последующего просмотра и анализа, в том числе и виде видеозаписи.
Работая с интерактивной доской, учитель всегда находится в центре внимания, обращен к ученикам лицом и поддерживает постоянный контакт с классом.
Интерактивная доска – сенсорный экран, на котором с помощью маркера можно вызывать различные функции пользовательского интерфейса. Электронные интерактивные доски позволяют сочетать все преимущества классической презентации с возможностями высоких технологий. Мультимедийный проектор, подключенный к интерактивной доске, позволяет работать в мультимедийной среде, сочетая классический тип презентации с демонстрацией информации из Интернета, видеомагнитофона, компьютера, DVD-дисков, флэш-памяти или с видеокамеры.
Отличительной особенностью многих интерактивных досок является наличие пульта дистанционного управления. Благодаря включению всех функций управления доской в пульт, учитель музыки может не только объяснять материал, стоя у доски, но и свободно передвигаться по всему классу, помогая при необходимости индивидуально кому-то из учащихся, не теряя при этом возможности управления интерактивной доской.
Для интерактивной доски в настоящее время разработан ряд методических комплексов. Охарактеризуем один из них.
Г. П. Сергеева разработала учебно-методический комплекс «Мир музыки» для детей 5–10 лет. Он состоит из четырех разделов: 1) «Изучаем», 2) «Читаем», 3) «Поем», 4) «Слушаем». Освоение содержания четырех разделов направлено на изучение закономерностей музыкального искусства (образ, жанры, язык, стиль) в их совокупности с другими видами искусства – литературы, живописи, сценических искусств (оперы, балета), фотографии, анимации. Тексты диктора, звучащая музыка, репродукции картин, скульптур, памятников архитектуры, художественные фотографии, стихи и загадки, игровые задания помогают учащимся усвоить содержание этих разделов.
Обучающие компьютерные программы также рекомендуется использовать педагогу-музыканту как для расширения своих профессиональных компетенций в области использования мультимедийных технологий, так и для подготовки и проведения уроков музыки и внеурочных мероприятий. Среди них можно отметить серию обучающих программ «Компьютер для гуманитариев» (разработчик Д. М. Баренбойм, 2005 – 2006): «Multimedia: Компьютерная графика для гуманитариев», «Multimedia: Звук для гуманитариев», «Multimedia: Видео для гуманитариев». Педагог-музыкант сможет освоить основы работы с мультимедийными программами, ориентируясь на неформальный подход к изложению теории, подробные пошаговые инструкции и наглядные примеры.
Особый интерес для учителя музыки представляет собой электронный путеводитель по разным стилям, жанрам и формам музыкального искусства под названием «Sonata. Не только классика: музыкальная коллекция», выпущенная в 2004 году. В данной коллекции отражена тысячелетняя история развития музыкальных жанров, предоставлены материалы для работы на уроках музыки, литературы, истории, мировой художественной культуры и самообразования, а также интерактивная среда для развивающей и проектной деятельности учащихся и дистанционного обучения. Благодаря этому диску изучение музыкального искусства превращается в увлекательную интерактивную игру.
Диск содержит информацию более чем о 100 композиторах, свыше 300 фрагментов музыкальных произведений с аннотациями, картинную галерею (более 200 иллюстраций по истории музыки, литературы, науки), а также терминологический словарь, викторины, рекомендации по оснащению кабинета искусства, школьного театрального зала, музыкальной гостиной,
поисковую систему и комментарии к ней.
Научно-справочное издание «Музыкальная энциклопедия» из серии «Классика энциклопедий», выпущенное издательством «Большая российская энциклопедия» в 2006 году, содержит около 7000 статей по музыкальной эстетике, теории музыки, акустике, исполнению, стилям, школам, жанрам и формам. В ней подробно освещены музыкальные инструменты и певческие голоса, музыкальные театры и исполнительские коллективы, история музыки различных стран и народов, а также содержится информация о композиторах, музыковедах, исполнителях, педагогах, музыкальных деятелях, мастерах-изготовителях музыкальных инструментов.
В энциклопедии «Музыкальные инструменты» (2002) собрана редчайшая коллекция музыкальных инструментов разных стран и народов мира, включая археологические находки, знакомит с многовековой историей возникновения и развития инструментов, особенностями их устройства и звучания. Диск содержит подробную информацию о каждом инструменте (их свыше девятисот), более тысячи фрагментов и примеров звучания музыкальных инструментов и ансамблей.
Большую помощь педагогу-музыканту в изучении жанров популярной музыки с учащимися оказывает мультимедийное издание «Энциклопедия популярной музыки Кирилла и Мефодия – 2008». Оно содержит более 3400 энциклопедических статей в тематических разделах «Джаз», «Рок», «Поп-музыка» более 130 статей о стилях и направлениях, более 4500 иллюстраций, более 170 видеофрагментов, около 1100 звуковых фрагментов, каталог альбомов отечественных и зарубежных исполнителей, словарь терминов популярной музыки.
В разделе «Приложения» можно найти иллюстрированные хронологические ленты (Timeline),посвященные истории популярной музыки; каталоги фан-клубов, радиостанций, таблицу всех лауреатов премии «Грэмми», начиная с 1958 г., интерактивные справочные таблицы, содержащие сведения о победителях детского и взрослого конкурсов «Евровидение», туры по миру музыки, игру-викторину для любителей и знатоков популярной музыки. Ценным для педагога-музыканта в данном издании является наличие «Редактора звуковых файлов», простого в использовании и предназначенного для записи звука, оцифровки аналоговых записей и редактирования файлов в формате MP3 и WAV.
Для уроков музыки можно использовать интерактивные игровые программы из серии «Познакомьте ребенка с классической музыкой», которые связанны с освоением содержания классических произведений: «Играем с музыкой Вивальди. Алиса и «Времена года», «Играем с музыкой Моцарта. «Волшебная флейта», «Играем с музыкой П. И. Чайковского, «Щелкунчик» 2003-2005). Эти программы включают в себя интерактивные музыкальные игры, загадки, викторины, сказочные приключения в мире музыки, музыкальную энциклопедию, краткие биографии композиторов, историю создания музыкальных шедевров.
К методическим материалам, используемых на уроках музыки, следует отнести художественные, видовые, документальные, мультипликационные фильмы на DVD, фрагменты которых можно демонстрировать в процессе изучения той или иной учебной темы. Как показывает практика, педагоги-музыканты до сих пор редко используют видеофрагменты из опер, балетов, мюзиклов, рок-опер, фильмов о жизни композиторов и исполнителей в связи с отсутствием информации о наличии таковых.
Методическое пособие Л. В. Золиной разработано для уроков музыки в 1-8 классах с применением информационных технологий. В нем предложены различные формы проведения уроков музыки в школе, направленные на расширение кругозора у детей, формирование музыкального вкуса. Уроки музыки с использованием информационных технологий позволяют учащимся приобщиться к миру искусства, погружают в атмосферу творчества. Большое значение имеет дополнение пособия мультимедийным приложением (CD-диск), в котором собран иллюстративный материал к урокам [15 ].
Познавательный интерес для учащихся, а также для учителей музыки, изобразительного искусства, МХК, литературы, истории, географии, физики, химии, обществознания представляет сериал документальных фильмов “Encyclopedia channel” об исторических событиях и всемирно известных личностях: художниках, писателях, композиторах, ученых, путешественниках, философах, архитекторах, правителях. Каждый фильм длится 7 минут и содержит сведения о жизни и творчестве того или иного деятеля. Знакомя учащихся с биографиями композиторов, учитель музыки может использовать документальные фильмы о Бахе, Генделе, Россини, Моцарте, Бетховене, Глинке, Шумане, Римском-Корсакове и других. Кроме этой мультимедийной энциклопедии на уроках музыки мы можем порекомендовать использовать на уроках музыки фрагменты художественных и музыкальных фильмов.
В преподавании уроков искусства в школе педагоги-музыканты все чаще стали использовать достижения Интернет - технологий. К ним относятся электронные образовательные ресурсы (ЭОР) и цифровые образовательные ресурсы (ЦОР). Их различие в настоящее время не носит принципиальный характер. ЭОР – это средства программного, информационного и технического обеспечения процесса обучения. Авторы нацпроекта «Образование» ЭОР называют учебные материалы, для воспроизведения которых применяются электронные устройства.
В том случае, если электронные образовательные ресурсы воспроизводятся на компьютере, поэтому их именуют цифровыми образовательными ресурсами, подразумевая, что компьютер использует цифровые способы воспроизведения. ЦОР – это представленные в цифровой форме фото, видео, объекты виртуальной реальности, звукозаписи, аудиокниги, текст, необходимые для процесса обучения.
В Письме Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки России «О Перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений» № 03-417 от 1 апреля 2005 г. указаны цифровые образовательные ресурсы для использования их на уроках музыки.
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов по предмету «Музыка», как и по другим школьным предметам, расположена на сайте http://www.school-collection.edu.ru/. Коллекция имеет справочную базу с рекомендациями по работе с коллекцией, и включает несколько разделов с звуковыми файлами: «Русская классическая музыка», «Зарубежная классическая музыка», текстовые разделы: «Тематические подборки ЦОР по предметам», «Педагогическая мастерская», «Мастер-класс», «Методические материалы». Кроме Единой коллекции ЦОР дидактические материалы к урокам музыки можно найти по другим веб-сайтам .
В настоящее время авторы учебников по предмету «Музыка», «Искусство» обязательно включают цифровые компоненты. В содержание учебников вводятся звуковые и зрительные файлы, игровые элементы, задания для текущего и итогового контроля. Подчеркнем, что в сети Интернет такой цифровой образовательный ресурс со звуковыми файлами представлен в учебной программе «Музыкальное искусство» для 1–4 классов, разработанной под научный руководством доктора педагогических наук, академика РАО Л. В. Школяр. Кроме этого созданные фонохрестоматии музыкального материала к программе «Музыка» для 1–7 классов (руководитель проекта Г. П. Сергеева), «Музыка» для 1–8 классов (руководитель проекта В.В. Алеев), «Музыка»» для начальной школы (руководитель Г.С. Ригина) изданы в разных форматах: аудиокассеты, CD-аудио, МР3.
Коллекция цифровых образовательных ресурсов может размещаться в сети Интернет, а также на CD, или создаваться в сетевом варианте (в том числе на базе образовательного учреждения), что позволит осуществлять обмен ЦОР с целью распространения передового педагогического опыта учителей в области информационно-коммуникационных и мультимедийных технологий.
По мнению Г. П. Сергеевой, необходимо актуализировать содержание музыкального обучения на новом для учащихся уровне:
видеоряд: фрагменты из опер, балетов, мюзиклов, музыкальных кинофильмов, концертов классической и популярной музыки, фрагменты художественных и документальных фильмов о жизни и творчестве композиторов
анимация: фрагменты мультипликации, связанные с учебной темой
синтез0ированный зрительный ряд: портреты композиторов, исполнителей и исполнительских коллективов; тематические рисунки, нотная графика, репродукции произведений изобразительного искусства;
дикторский текст, комментирующий различные явления музыкальной культуры, поясняющий способы деятельности учащихся, направленные на усвоение понятий программы того или иного класса;
звуковые фонограммы музыкальных произведений, песен («плюсовки» и «минусовки»);
литературный ряд: отрывки стихотворений, прозы, созвучные музыке; тексты, раскрывающие содержание музыкальных и художественных образов; словарь ключевых понятий и терминов, соответствующих данной учебной теме; словарь (вербальная характеристика музыкального произведения, его индивидуальная оценка учащимся);
творческие (интерактивные) задания для учащихся: вопросы, диагностические тесты, проблемные ситуации, выполняющие функцию контроля за успешностью развития музыкальной культуры школьников .
На уроках музыки или внеклассных музыкальных занятиях учителя музыки используют мультимедийные презентации, выполненные в редакторе Microsoft Offis Power Point.
Собственный опыт работы на уроках в начальной и основной школе показал, что мультимедйные технологии позволяют:
повысить качество и эффективность подготовки школьников с помощью ЭОР и ЦОР;
стимулировать интерес к обучению музыкой;
снизить время подготовки к урокам музыки и внеклассным занятиям;
овладеть компьютером как средством поучения новых знаний;
внедрить мультимедийные технологии как средство повышения медиакомпетентности, что позволяет качественно изменить профессиональную культуру учителя;
в условиях мультимедийной образовательной среды изменить условия развития детского музыкального и электронного творчества, создавать комфортную учебную среду и ситуацию успеха ля каждого школьника.
Отметим часто встречающиеся недостатки мультимедийных презентаций:
1) презентации отличаются чрезмерным объемом зрительного материала, что существенным образом отвлекает учащихся от собственно музыкальных произведений, которые раскрывают тему урока, раздела;
2) в них есть большое количество текстов, выполненных мелким шрифтом, что создает трудности при их чтении (заголовки, подписи под иллюстрациями, даты жизни композиторов, стихи, проза);
3) в презентации редко включаются музыкальные фрагменты, музыкальные произведения не используются в контрольно-диагностических целях;
4) презентации не имеют «титульного листа», слайда с указанием темы урока или раздела программы, внеурочного мероприятия, а также заключительного слайда, в котором указывается автор, подготовивший данную презентацию, учебное учреждение, год, а также материалы, которые использовались при ее подготовке: учебно-методические пособия, книги, сайты из сети Интернет и др.
Кроме урока музыки мультимедийные презентации эффективно используются в процесс защиты ученических исследовательских проектов. Школьники могут их готовить индивидуально, группой или совместно с учителем. Итогом разработки презентаций могут быть конкурсы презентаций, которые можно представить на уроке, научно-исследовательской конференции или конкурсе.
Выводы: На основе анализа истоков и современных тенденций развития медиаобразования в теории и практике выявлены основные подходы (интегрированный, факультативный, специальный), сущность ключевых понятий медиаобразования, специфика мультимедийных технологий и условия их использования в процессе музыкального образования школьников. Установлено, что педагоги разных предметных областей эффективно развивают свои творческие идеи, методические подходы, ведут экспериментальную работу в общеобразовательных и музыкальных школах, в учреждениях дополнительного образования и досуговых центрах, используя технологии мультимедиа.
Мультимедийные технологии определяются как современная компьютерная информационная технология, позволяющая объединить в компьютере текст, звук, видеоизображение, графическое изображение и анимацию. Внедрение мультимедийных образовательных средств остается актуальной задачей общей и музыкальной педагогики и практики, являются одним из наиболее перспективных направлений информатики.
С появлением мультимедийных технологий методика обучения музыке в школе получило возможность развиваться на принципиально новой основе. Мультимедийные технологии прочно вошли в систему общего и дополнительного музыкального образования школьников, предоставив учителям музыки возможность использования мультимедиа не только в качестве средства обучения, но и в качестве объекта изучения.
Использование мультимедийных технологий (интерактивной доски, презентаций, электронных и цифровых образовательных ресурсов и др.) на уроке музыки не может заменить все существующие методы музыкального воспитания, но может активно вовлекать в творчество большее количество школьников. В настоящий момент, когда музыке, как школьному предмету, уделяется недостаточно внимания, использование мультимедийных технологий может стать переходным моментом в разработке новой методики музыкального образования школьников, в которой активно вводятся творческие интерактивные задания и художественные проекты.
Мультимедийные технологии на современном этапе становятся важнейшим компонентом информатизации музыкального образования, раскрывают большие возможности для использования на уроках музыки и во внеурочной деятельности мультимедийных энциклопедий, электронных пособий и книг, музыкально-компьютерных программ, что помогает расширить музыкальный кругозор учащихся, способствует интеллектуальному, эмоциональному и творческому развитию каждого обущающегося.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Асвацатуров Г. О., Кочегарова Л. В. Эффективный урок в мультимедийной образовательной среде: практическое пособие. М.: Сентябрь, 2012.
Красильников И. М. Хроники музыкальной электроники. М.: ИХО РАО, 2010
Коджаспирова Г. М., Петров К. В. Технические средства обучения и методика их использования. М.: Академия, 2001.
Краснопёрова Т. В. Медиаобразование как средство активизации познавательного интереса учащихся [электронный ресурс]. Режим доступа // http:// www.eidos.ru/journal/
Красильников И. М. Хроники музыкальной электроники. М.: ИХО РАО, 2010.
Штепа В. В. Интернет и музыкальное образование школьников //Искусство и образование. 2000. № 1. С. 45-50.
Краснопёрова Т. В. Медиаобразование как средство активизации познавательного интереса учащихся [электронный ресурс]. Режим доступа // http:// www.eidos.ru/journal/
Афанасьева В. Г. Человек, компьютер, творчество // Современная педагогика. 1991. № 5. С. 20-24.
Российская педагогическая энциклопедия. М.: Большая российская энциклопедия, 1993-1999.
Коджаспирова Г. М., Петров К. В. Технические средства обучения и методика их использования. М.: Академия, 2001.
Мэтьюз М., Пирс Дж. Компьютер в роли музыкального инструмента // В мире науки. 1987. № 4. С. 72-80.
Петелин Р., Петелин Ю. Аранжировка музыки на персональном компьютере. СПб.: БХВ-Петербург, 2013.
Сергеева Г. П. Актуальные проблемы преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях. – М.: ГОУ Педагогическая академия, 2010.
Коновалова И. С. Приемы разработки дидактического обеспечения урока средствами интерактивной доски: учебно-методическое пособие. Ростов н/Д.: Изд-во ГБОУ ДПО РО РИПК и ППРО, 2012.
Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением /авт-сост. Л. В. Золина. М.: Издательство «Глобус», 2009.