СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методика изучения информационных технологий в базовом курсе информатики и ИКТ на примере электронных таблиц Microsoft Excel

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели и задачи работы: Изучить вопросы планирования и преподавания информационных технологий в базовом курсе информатики. рассмотреть образовательные стандарты по информатике и ИКТ; рассмотреть программы базового курса по информатике и ИКТ показать место темы из базового курса информатики при подготовке к Государственной итоговой аттестации в 9 классе и Единому государственному экзамену в 11 классе. Разработать методику преподавания и инструментарий контроля на различных этапах изучения темы «Табличные вычисления в ЭТ».

Просмотр содержимого документа
«Методика изучения информационных технологий в базовом курсе информатики и ИКТ на примере электронных таблиц Microsoft Excel»

40



министерство образования и науки рф.

гоу впо «оренбургский государственный педагогический университет»

институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования.

Выпускная квалификационная работа

на I категорию


тема:

Методика изучения информационных технологий в базовом курсе информатики и ИКТ на примере электронных таблиц Microsoft Excel

Выполнил: Ильичева Е.М., учитель информатики II квалификационной категории МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 г. Кувандыка Кувандыкского района Оренбургской области»

Руководитель: Лозенко Г.Ф., кандидат физико-математических наук, доцент кафедры ИМПИ.

Оренбург, 2010

Содержание

Содержание 2

Введение 3

Глава I. Теоретическая часть 7

1.1.Образовательный стандарт среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям. 7

1.2. Основное содержание программ базового курса по информатике. 10

Глава II. Практическая часть. 12

1.1. Функции контроля знаний и умений учащихся: 12

1.2. Текущий контроль. 16

1.3. Периодический контроль. 22

1.4. Итоговый контроль 28

Заключение 31

Список литературы 32

Приложения 34



Введение

Актуальность:

Система образования в нашей стране вступает в период перемен, которые характеризуются новым пониманием целей и ценностей образования, осознанием необходимости перехода к непрерывному образованию, новым подходам к разработке и использованию технологий обучения.

Одна из главных задач школы состоит в том, чтобы не только дать знания учащимся, но и пробудить личностный мотив, привить интерес к обучению, тягу к самосовершенствованию, "научить учащихся учиться". В современной педагогике все больше намечаются тенденции к перемещению акцента с методов, обеспечивающих процесс усвоения знаний, на технологии, позволяющие обеспечить общее развитие личности ребенка.

Цели и задачи:

  1. Изучить вопросы планирования и преподавания информационных технологий в базовом курсе информатики.

    1. рассмотреть образовательные стандарты по информатике и ИКТ;

    2. рассмотреть программы базового курса по информатике и ИКТ

    3. показать место темы из базового курса информатики при подготовке к Государственной итоговой аттестации в 9 классе и Единому государственному экзамену в 11 классе.

  2. Разработать методику преподавания и инструментарий контроля на различных этапах изучения темы «Табличные вычисления в ЭТ».



Информатика – это научная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в различных средах, а также о методах и средствах их автоматизации.

Информационные процессы – фундаментальная реальность окружающего мира и определяющий компонент современной информационной цивилизации. Информатика дает ключ к пониманию многочисленных явлений и процессов в естественно-научных областях, социологии, экономике, истории и др.

Информатика закладывает основу создания и использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) – одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. На сегодняшний день ИКТ – необходимый инструмент практически любой деятельности. Темпы качественного развития компьютерной техники и ИКТ не имеют прецедентов в истории.

Информатика, информационные и коммуникационные технологии оказывают существенное влияние на мировоззрение и стиль жизни современного человека. Общество, в котором решающую роль играют информационные процессы, свойства информации, информационные и коммуникационные технологии, – реальность настоящего времени.

Информатика имеет очень большое и все возрастающее число межпредметных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Можно сказать, что она представляет собой метадисциплину, имеющую общенаучный язык

Особого внимания заслуживают междисциплинарные связи математики и информатики. Эти дисциплины не являются конкурирующими (например, на почве компьютерного доказательства теорем или использования математических пакетов). При этом информатика не является частью математики, хотя ряд понятий может быть одновременно отнесен к компетенции обеих дисциплин. Более продуктивно рассматривать математику и информатику как дисциплины, в определенной мере дополняющие друг друга. Например, рациональные числа в математике – это ступень к действительным числам. Для информатики интерес представляют именно рациональные числа.

В информатике формируются такие виды деятельности, как моделирование объектов и процессов, сбор, хранение, преобразование и передача информации, управление объектами и процессами. Особенность информатики заключается в том, что значительная часть этой деятельности может быть осуществлена с помощью компьютерных инструментов.

Школьный курс информатики отражает все перечисленные аспекты:

  • сущность информатики как научной дисциплины, изучающей закономерности протекания информационных процессов в различных средах (системах);

  • основные области применения информатики, прежде всего информационные и коммуникационные технологии, управление и социальная сфера;

  • междисциплинарный характер информатики и информационной деятельности.

Информатика еще не оформилась как дедуктивная теория, тем не менее, в процессе преподавания этой дисциплины сложились вполне определенная система понятий и логика их развития: от информационных процессов как феномена реальности к информационным моделям как инструменту познания этого феномена с переходом на области применения полученных знаний.

Принципиально важную роль в информатике играет понятие информационной модели, которая одновременно является инструментом познания, средством планирования практической деятельности, в частности с применением компьютера, и механизмом реализации межпредметных связей информатики.

Понятийный аппарат информатики целесообразно разделить на три концентра:

  • понятия, связанные с описанием информационного процесса;

  • понятия, раскрывающие суть информационного моделирования;

  • понятия, характеризующие применение информатики в различных областях, прежде всего технологиях, управлении, социально-экономической сфере.

Основные цели изучения информатики в школе:

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, при дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Достижение указанных целей в полном объеме возможно в том случае, если в рамках образовательного процесса и самостоятельной работы учащимся обеспечен доступ к средствам информационных и коммуникационных технологий.

Глава I. Теоретическая часть.

1.1.Образовательный стандарт среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям.

Изучение информатики и информационных технологий в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов как необходимые условия жизни и эволюции, значение информационных основ управления в биологических, социальных и технических системах;

  • овладение умениями строить, анализировать и преобразовывать информационные и коммуникационные технологии; анализировать информационные процессы, протекающие в системах различной природы, в том числе при изучении других школьных дисциплин;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов и средств информатики в других учебных предметах;

  • воспитание необходимых норм поведения и деятельности в соответствии с требованиями и возможностями информационной цивилизации;

  • приобретение опыта построения компьютерных моделей, коллективной реализации информационных проектов.

К обязательному минимуму содержания основных образовательных программ относятся следующие базовые понятия информатики и информационных технологий:

  • Информация и информационные процессы.

  • Информационные модели и системы.

  • Основы социальной информатики.

  • Компьютер как средство автоматизации информационных процессов.

  • Средства и технологии создания и преобразования информационных технологий.

  • Средства и технологии обмена информации с помощью компьютерных сетей (сетевые технологии).

В свете этого можно выделить следующие требования к уровню подготовки выпускников.

Учащиеся должны знать:

  • виды и свойства информационных моделей;

  • позитивные и негативные аспекты современной информационной цивилизации;

  • основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств;

  • назначение и функции операционных систем и системы управления файлами.

Уметь:

  • выделять и анализировать информационные процессы в биологических, социальных и технических системах;

  • проводить исследования с помощью информационных моделей;

  • оценивать адекватность модели моделируемому объекту и целям моделирования;

  • определять цели и оценивать последствия применения социальных информационных технологий;

  • оперировать различными видами операционных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотнести полученные результаты с реальностью;

  • оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов.

Использовать приобретенные компетенции в практической деятельности и повседневной жизни:

  • применять информационный подход для изучения окружающего мира;

  • знать основные закономерности поиска, передачи, хранения и защиты информации для ориентирования в окружающем информационном пространстве, для работы с наиболее распространенными в быту автоматизированными системами и для эффективной организации индивидуальных информационных ресурсов;

  • использовать метод информационного моделирования для построения и оценки реальных информационных процессов с целью получения новой информации;

  • знать основные информационные ресурсы общества, законодательства в информационной сфере для реализации информационных прав личности и обеспечения собственной информационной безопасности:

  • применять технологии обработки текста с целью создания, редактирования, оформления, сохранения текстовых документов;

  • использовать программы презентационной графики для разработки сопровождения к докладу, выступлению;

  • использовать программы (или программные модули) деловой графики для наглядного представления числовых показателей и динамики их изменения;

  • применять технологию решения расчетных и оптимизационных задач, построения графиков функций с использованием электронных таблиц;

  • использовать системы управления базами данных для просмотра, создания, наполнения. Редактирования, сохранения базы данных, получения необходимой информации по запросу пользователя;

  • применять технологию работы с информационными ресурсами Интернета для решения учебных и практических задач.


1.2. Основное содержание программ базового курса по информатике.

Место темы «» базового курса информатики и ИКТ при подготовке к Государственной итоговой аттестации в 9 классе и Единому государственному экзамену в 11 классе.

Систематическое освоение курса информатики и информационных и коммуникационных технологий начинается с 7 – 8 классов. Главная цель основного курса – научить школьников осмысленно использовать компьютер в учебной и практической деятельности.

Вместе с тем, в задачу основного курса входит сбалансированное изучение всех направлений непрерывного курса информатики и информационных технологий: информационных процессов, информационного моделирования, информационных основ управления. Содержание этих направлений раскрывается в логике деятельности информационных технологий решения задачи. Это предполагает, что школьник научится:

  • формализовывать поставленную задачу, выделив в ней начальный информационный и итоговый информационный объекты и информационный процесс, соединяющий эти объекты;

  • организовывать деятельность по управлению информационным процессом, преобразующим исходный объект в итоговый информационный объект. Это может быть сделано путем создания и исполнения собственного алгоритма либо путем использования готового программного обеспечения. При этом программное обеспечение должно быть адекватно поставленной задаче.

В старшей школе изучение курса информатики и ИКТ становится профильным, дифференцированным для разных образовательных учреждений и для разных классов одного образовательного учреждения. Вместе с тем, именно в старшей школе необходимо сформировать систему представлений, знаний и умений, которые являются итогом всего обучения информатики и ИКТ в общеобразовательной школе. Эта система должна быть заведомо инвариантной по отношению ко всем возможным профилям обучения.

Итогом изучения информатики и ИКТ в средней школе является успешный выход на ГИА и ЕГЭ, причем подготовка к экзаменам должна строится на постоянном, непрерывном изучении материала и контроле усвоения, как теоретического материала, так и практических умений по теме «Табличные вычисления в среде Microsoft Excel».

Глава II. Практическая часть.

1.1. Функции контроля знаний и умений учащихся:

  • управление процессом усвоения, его коррекции;

  • воспитание познавательной мотивации и педагогической стимуляции учащихся к деятельности;

  • обучение и развитие.

Для осуществления правильного, целенаправленного управления процессом обучения необходима обратная связь. Проверка знаний дает учителю информацию о ходе познавательной деятельности учащихся, о том, как идет усвоение, какие следует внести коррективы. Эту связь часто называют внешней обратной связью. При контроле получает информацию и сам ученик. Такую связь называют внутренней.

Контроль знаний - это проверка знаний данного ученика, предусматривающая их оценку только по результатам его личной учебной деятельности. Максимально учитываются индивидуальные особенности учащихся. Контроль должен быть объективным, требовательным, без заметных искажений истинной картины знаний ученика. Даже при доброжелательном к ним отношении многие ученики волнуются и отвечают хуже, чем знают, что трудно учесть при выставлении оценки.

При планировании необходимо учитывать, что контроль должен быть систематическим, регулярным на протяжении всего времени обучения школьника в учебном году. Он должен быть всесторонним, охватывать все разделы программы.

Систематический учет знаний и умений школьников позволяет своевременно обнаружить пробелы в воспитании, осознании и осмыслении, обобщении и систематизации знаний, применении их на практике.

На основании этого необходимо изменять систему закрепления и контроля, используемую на уроках.

Можно выделить следующие виды контроля:

  • текущий,

  • периодический,

  • итоговый,

  • самоконтроль.

Назначение текущего (формирующего) контроля - проверка усвоения и оценка результатов каждого урока, постоянное изучение учителем работы всего класса и отдельных учеников. По результатам этого контроля учитель выясняет, готовы ли учащиеся к усвоению последующего учебного материала. Отличительной особенностью текущего контроля является его проведение на всех этапах изучения темы или раздела: ознакомления с учебным материалом, формирования и развития знаний и умений, их закрепления и углубления. Необходимо применять разнообразные формы и средства проверки в их рациональном сочетании: фронтальные и индивидуальные, устные и письменные, рассчитанные на весь урок или его часть.

Периодический (тематический) контроль проверяет степень усвоения материала за длительный период (четверть, полугодие) или материала по изученному разделу отдельным учащимся и классом в целом, когда знания в основном сформированы, систематизированы. Данный вид проверки проводится обычно в сочетании с текущей проверкой.

В содержание контроля должны войти основные вопросы темы, которые отбираются в соответствии с требованиями к результатам обучения и зафиксированы в программе. Тематический контроль может проводиться как в форме письменной контрольной работы, так и в форме зачетных занятий по пройденной теме. При проведении тематического контроля часть заданий должна соответствовать деятельности по образцу, а часть – деятельности в новых ситуациях, что предоставит каждому ученику возможность полностью проявить себя и показать уровень своей подготовки по теме.

Итоговый контроль производится накануне перевода в следующий класс или ступень обучения. Его задача – зафиксировать минимум подготовки, который обеспечивает дальнейшее обучение. Знания по итогам изучения темы могут быть оценены положительно, если учащиеся овладели всеми основными элементами программного материала.

В данном случае итоговый контроль проводится в форме ГИА (Государственной итоговой аттестации), для успешного прохождения которой необходимо в процессе обучения готовить учащихся …

В вариантах ГИА и ЕГЭ помещено множество заданий по теме «Табличные вычисления в электронных таблицах.

Электронные таблицы – средство информационных технологий, позволяющее решать целый комплекс задач:

1) Прежде всего, выполнение вычислений. Издавна многие расчеты выполняются в табличной форме, особенно в области делопроизводства: многочисленные расчетные ведомости, табуляграммы, сметы расходов и т. п. Кроме того, решение численными методами целого ряда математических задач удобно выполнять в табличной форме. Электронные таблицы представляют собой удобный инструмент для автоматизации таких вычислений. Решения многих вычислительных задач на компьютере, которые раньше можно было осущест­вить только путем программирования, стало возможно реализовать в электронных таблицах.

  1. Математическое моделирование. Использование математических формул в ЭТ позволяет представить взаимосвязь между различными параметрами некоторой реальной системы. Основное свойство ЭТ — мгновенный пересчет формул при изменении значений входящих в них операндов. Благодаря этому свойству, таблица представляет собой удобный инструмент для организации численного эксперимента: подбор параметров, прогноз поведения моделируемой системы, анализ зависимостей, планирование. Дополнительные удобства для моделирования дает возможность графического представления данных.

Использование электронной таблицы в качестве базы данных. Конечно, по сравнению с СУБД электронные таблицы имеют меньшие возможности в этой области. Однако некоторые операции манипулирования данными, свойственные реляционным СУБД, в них реализованы. Это поиск информации по заданным условиям и сортировка информации.

Поурочный тематический план

Тема занятия


Часы

Урок 1. Двоичная система счисления.

1

Урок 2. Представление чисел в памяти компьютера.

1

Урок 3. Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура ЭТ. Типы данных. Правила форматирования ячеек и данных. Работа с готовой электронной таблицей.

1

Урок 4. Понятие диапазона. Встроенные функции. Относительная адресация. Сортировка таблицы.

1

Урок 5. Использование встроенных математических и статистических функций. Сортировка таблиц.

1

Урок 6.Деловая графика. Логические операции и условная функция. Абсолютная адресация. Функция времени.

1

Урок 7.Построение графиков и диаграмм. Использование логических операций и условной функции. Использование абсолютной адресации.

1

Урок 8. Математическое моделирование с использованием ЭТ. Имитационные модели.

1

Урок 9. Численный эксперимент с данной информационной моделью в среде электронных таблиц. Создание имитационной модели.

1

Урок 10. Контрольное тестирование и практическая работа

1

Итого:

10


В календарно-тематическом планировании на эту тему в 9 классе отведено 10 часов.

В связи с этим необходимо построить систему контроля таким образом, чтобы охватить все аспекты данной темы наиболее полно.

Для достижения поставленной цели я использую материалы, рекомендуемые методическим пособием по информатике, задачник № 2 9 класс И.Г.Семакин, Интернет-ресурсы с порталов Клякса1, Методическая копилка 2и др.

1.2. Текущий контроль.

В качестве текущего контроля использую задания, предложенные в методическом пособии к учебнику И.Г.Семакина и др.

Например, на уроке по теме «Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура ЭТ. Типы данных. Правила форматирования ячеек и данных. Работа с готовой электронной таблицей» выполняется следующая практическая работа:

Практическое задание № 143 (3 балла)

Перед началом занятия необходимо создать файл «Абитуриент» со следующим содержимым:

  1. Открыть файл «Абитуриент».

  2. Установить ширину ячеек таким образом, чтобы вся информация целиком отображалась на экране.

  3. добавить после строки, содержащей сведения о Боброве Игоре, строку с оценками Волкова Сергея (3, 4, 5). Скопировать из предыдущей строки формулы в ячейки Е4 и F4/

  4. Очистить содержимое столбца В (кроме заголовков).

  5. Ввести новые оценки для всех абитуриентов и проследить за изменением среднего балла и общей суммы баллов.

  6. Удалить из таблицы строки, в которых содержатся сведения об абитуриентах, имеющих «двойки»

Такая практическая работа показывает, насколько усвоен новый материал учеником, и дает возможность сразу объяснить непонятые вопросы.

Если учащийся справляется с этой работой без особых трудностей, я добавляю еще одну небольшую работу с готовой таблицей в виде задач.

Задачи.4

№1

Дан фрагмент электронной таблицы в режиме отображения формул:


А

В

1

6

3

2

=А1+В1

=А1/В1


  1. Что будет выведено в ячейки А2 и В2 в режиме отображения значений?

  2. Как будут меняться числа в А2 и В2, если последовательно заносить в А1 число 2, в В1 число 4?

  3. Какое число нужно занести в В1, чтобы в В2 появилось сообщение об ошибке?


№2

Дан фрагмент ЭТ в режиме отображения формул:


А

В

1

144

12

2

=А1/В1/В1

=А1/В1^2


  1. Что будет выведено в ячейки А2 и В2 в режиме отображения значений?

  2. Как измениться значение в ячейке А2 после занесения в нее формулы: =А1/(В1*В1)?

  3. Какое значение нужно занести в ячейку В1, чтобы в ячейках А2 и В2 появилось сообщение об ошибке?

Задачи такого типа использую для закрепления изученного материала.

По окончании урока даю дифференцированное домашнее задание, не только по принципу «сильный – слабый», но и по наличию компьютера дома.

Например:

Домашнее задание №155

(В домашних работах авторы методического пособия предлагают определенное количество баллов за каждый вопрос. Здесь учащиеся могут предварительно просчитать сколько баллов они получат за выполнение работы).

(0,5+0,5+1+1+1=4 балла)

  1. В чем основное отличие электронных таблиц от базы данных?

  2. Какие из перечисленных адресов ячеек электронных таблиц не существует и почему? DA15, D10, AB3000, R5, AH102, KA200, B17000.

  3. В ячейки ЭТ введены следующие формулы:

А1=8; А2=А1*10; А3=А2-А1;

В1=А2/4; В2=(В1-А1)/6.

Запишите значения, которые будут видны в ячейках в режиме отображения значений.

  1. Запишите арифметическое выражение в виде формулы для ЭТ (вместо х и у используйте адреса ячеек):

.

  1. Записать в традиционной математической форме следующие формулы из электронных таблиц:

а) C2+A5/3;

б) (C2+A5)/3;

в) C2/(A5+3);

г) A1*A5/D12*D3

д) A1*A5/D12/D3

Для тех, кто имеет дома компьютер задача №3 может быть выполнена на компьютере, что дает за решение этой задачи 2 балла. (Результат на носителе).

Можно привести множество других примеров практических работ и задач, используемых для организации текущего контроля.

Практическая работа №15 (6 баллов)6

Во время каникул ребята отправились путешествовать на разных видах транспорта. Коля проплыл 50 км на пароходе, проехал 40 км на поезде и пролетел 100 км на самолете. Вася проплыл на пароходе 100 км, проехал на поезде 20 км и пролетел на самолете 60 км. Толя пролетел на самолете 200 км, проехал поездом 10 км и проплыл на пароходе 25 км. Маша проехала на поезде 30 км, пролетела на самолете 100 км и проплыла на пароходе 60 км.

  1. Построить на основе вышеперечисленных данных электронную таблицу.

  2. Добавить к таблице столбец, в котором будет отображаться общее количество километров, которое преодолел каждый из ребят (для занесения формул использовать копирование ячеек).

  3. Вычислить общее количество километров, которое ребята проехали на поезде, пролетели на самолете и проплыли на пароходе (на каждом виде транспорте отдельно).

  4. Вычислить суммарное количество преодоленных километров всеми детьми вместе.

  5. Определить среднее количество километров, которое дети проплыли на пароходе.

  6. Отсортировать таблицу по убыванию общего количества километров, которое преодолел каждый из ребят.

  7. Внести в таблицу следующие изменения: Коля проехал на поезде 150 км, а Вася пролетел на самолете 200 км, и определить, какие изменения произойдут в данных.

  8. Вывести таблицу в режим отображения формул.

  9. Сохранить таблицу в файле TRAVEL.

Данная работа позволяет отследить умение учащихся создавать, редактировать электронную таблицу, работать с формулами.

Использование логических функций.

Практическое задание №16 (7 баллов)

  1. Разработать таблицу, содержащую следующие сведения о восьми абитуриентах университета: фамилия, оценка за экзамен по математике, оценка за экзамен по физике, сумма баллов за два экзамена. Проходной балл для поступления равен 8 и может изменяться.

  2. Добавить в таблицу столбец, в котором будет выводиться «ИСТИНА», если абитуриент не имеет «троек», и «ЛОЖЬ» в противном случае (использовать логическое умножение).

  3. Добавить в таблицу столбец, в котором будет выводиться «ИСТИНА», если абитуриент имеет хотя бы одну «пятерку», и «ЛОЖЬ» в противном случае (использовать логическое сложение).

  4. Добавить в таблицу столбец, в котором будет выводиться «зачислен», если сумма баллов меньше проходного балла (использовать условную функцию).

  5. Отсортировать таблицу по возрастанию суммы баллов, полученной абитуриентами.

  6. Построить гистограмму, отображающую сумму баллов каждого абитуриента.

  7. Изменить проходной балл на 9 и проследить, какие изменения произойдут в таблице и гистограмме.

Задачи к уроку «Принципы относительной и абсолютной адресации».7

№1

Немецкий физик Г. Фаренгейт в 1724 году предложил температурную шкалу, названную его именем. Температура по шкале Фаренгейта связана с температурой по школе Цельсия соотношением: . Составить таблицу, переводящую температуру воздуха, измеренную по шкале Цельсия, в температуру по шкале Фаренгейта.

№2

Построить таблицу расчета размера платы за электроэнергию в течение 12 месяцев по значениям показаний счетчика в конце каждого месяца, стоимости одного киловатт-часа энергии. Числовые данные выбрать самостоятельно.

№3

Известны средняя скорость движения катера (46 км/ч), скорость течения реки (4 км/ч) и расстояние между двумя пунктами (250 км), которое должен преодолеть катер в двух направлениях – туда и обратно. Построить таблицу, отражающую зависимость расстояния до цели (на прямом пути и на обратном) от времени движения катера с интервалом в полчаса.

№4

На складе компьютерной техники хранятся компьютеры по цене 100 монет, принтеры по цене 55 монет, сканеры по цене 78 монет. Мальвина, Буратино, Пьеро и леса Алиса имеют магазины по продаже компьютерной техники. Мальвина продала 10 сканеров и 5 компьютеров. Буратино – 11 принтеров, 3 компьютера и 2 сканера. Пьеро – 7 компьютеров и 4 принтера. Лиса Алиса – 8 компьютеров, 1 сканер и 6 принтеров.

Построить электронную таблицу, из которой было видно: сколько всего было продано каждого вида техники и на какую сумму; на какую сумму продано техники каждым владельцем магазина; сколько единиц техники было продано каждым владельцем магазина.

Задачи на использование условной функции.

№1

Торговый склад производит уценку хранящейся продукции. Если продукция хранится на складе дольше 10 месяцев, то она уценивается в 2 раза, а если срок хранения превысил 6 месяцев, но не достиг 10 месяцев, то – 1,5 раза. Получить ведомость уценки товара, которая должна включать следующую информацию: наименование товара, срок хранения, цена товара до уценки, цена товара после уценки.

№2

Билет на пригородном поезде стоит 5 монет, если расстояние до станции не больше 20 км; 13 монет, если расстояние больше 20 км, но не превышает 75 км; 20 монет, если расстояние больше 75 км. Составить таблицу, содержащую следующие сведения: пункт назначения, расстояние, стоимость билета. Выяснить сколько станций находится в радиусе 50 км от города.

Эти виды работы помогают проконтролировать приобретенные учащимися компетенции.

1.3. Периодический контроль.

В качестве периодического контроля использую такие методы проверки знаний и умений как тестирование, зачеты, практические работы.

Тестирование провожу в традиционной форме (бумажный вариант): каждый ученик получает свой вариант теста и работает в тетради для контрольных работ; в форме электронной проверки: создается тест в тестирующей программе (MyTest) или в электронных таблицах, где отметка ставится автоматически. Также использую на уроках on-line тестирование.

Последний способ особенно удобен, так как у учащихся не возникает сомнений в правильности отметки – нет предвзятого отношения к учителю и одноклассникам.

В интерактивном режиме вывожу учащихся на варианты ЕГЭ и ГИА по данной теме.

В электронном приложении приведен пример теста по теме «Табличные вычисления на ПК в среде Microsoft Excel», созданного в Excel.

По окончании изучения темы необходимо проверить не только знания учащихся, но их умения работать с определенным программным обеспечением, в частности – электронными таблицами.

Для этого использую практические задания более развернутого типа.

Очень хорошие возможности предоставляет Богомолова. Ею разработаны практические работы различной сложности и объема. Эти работы можно использовать как на обычном уроке, так и на уроке тематического контроля.

Пример практической работы №1

Лист 1. Назначение таблицы


Лист 2. Входные данные


Лист 3. Выполнение работы





Лист 4. Выходные данные

Лист 5. Справочная информация

В работе предоставлена вся необходимая информация для успешного ее выполнения:

  • назначение таблицы;

  • входные данные;

  • выходные данные;

  • справочная информация.

Все это помогает ученику выполнить правильно свою задачу.

Для проверки созданы аналогичные таблицы, где все данные уже введены. Это облегчает проверку практической работы и правильность оценивания.

Примеры практических работ.8

Практическая работа 8.

Тема: Организация расчетов в табличном процессоре MS EXCEL.

Задание 8.1. Создать таблицу финансовой сводки за неделю, произвести расчеты, построить диаграмму изменения финансового результата, произвести фильтрацию данных.

Исходные данные представлены в файле SVODKA.

Задание 8.2. Заполнить таблицу, произвести расчеты выделить минимальную и максимальную суммы покупки; по результатам расчета построить круговую диаграмму суммы продаж.

Практическая работа 9

Тема: Создание электронной книги. Относительная и абсолютная адресации.

Задание 9.1. Создать таблицы ведомость начисления заработной платы за месяц, произвести расчеты, форматирование, сортировку данных.

Исходные данные:

Все тесты, практические работы перед началом урока помещаются в сетевые папки, созданные на каждом компьютере. После выполнения работ я проверяю работы, используя локальную сеть.


1.4. Итоговый контроль

Итоговый контроль предусматривает проверку компетенций учащихся при переходе на другую ступень обучения или окончания школы.

В первом случае использую методику творческих работ: создание творческих проектов по какой-либо теме, небольшие зачетные тесты.

Например итоговое тестирование по окончанию обучения темы «Табличные вычисления в ЭТ» (см. Приложение)

В выпускных классах (9, 11) итоговый контроль проводится по материалам итоговой аттестации.

Пример демонстрационного варианта итоговой аттестации – 2010.9

А 7 Дан фрагмент электронной таблицы:



A

B

C

D

1


1

2


2

=C1/2

=(A2+B1)/2

=C1-B1

=2*B2

После выполнения вычислений была построена диаграмма по значениям диапазона ячеек A2:D2. Укажите получившуюся диаграмму.


В 13 Некоторое число в двоичной системе счисления записывается как 100110.

Определите это число и запишите его в ответе в десятичной системе счисления.

Ответ: ________________________

В 14 Дан фрагмент электронной таблицы:


А

В

С

1

3

1

=A2–B2

2

=2+A1

=(A2+B1)/2

=C1*3

Определите значение, записанное в ячейке C2.

В ответе укажите одно число — искомое значение.

Ответ: ________________________


С 22 Результаты сдачи выпускных экзаменов по алгебре, русскому языку, физике и информатике учащимися 9 класса некоторого города были занесены в электронную таблицу. На рисунке приведены первые строки получившейся таблицы:



A

B

C

D

E

F


1

Фамилия

Имя

Алгебра

Русский

Физика

Информатика

2

Абапольников

Роман

4

3

5

3

3

Абрамов

Кирилл

2

3

3

4

4

Авдонин

Николай

4

3

4

3


В столбце A электронной таблицы записана фамилия учащегося, в столбце B — имя учащегося, в столбцах C, D, E и F — оценки учащегося по алгебре, русскому языку, физике и информатике. Оценки могут принимать значения от 2 до 5. Всего в электронную таблицу были занесены результаты 1000 учащихся.

Выполните задание

Откройте файл с данной электронной таблицей (расположение файла вам сообщат организаторы экзамена). На основании данных, содержащихся в этой таблице, ответьте на два вопроса:

1. Какое количество учащихся получило только четверки или пятерки на всех экзаменах? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку B1002 таблицы.

2. Для группы учащихся, которые получили только четверки или пятерки на всех экзаменах, посчитайте средний балл, полученный ими на экзамене по алгебре. Ответ на этот вопрос запишите в ячейку B1003 таблицы.

Полученную таблицу необходимо сохранить под именем указанным организаторами экзамена.


Заключение

В процессе моей работы в школе возникла проблема незаинтересованности учащихся к выполнению той или иной работы на уроках информатики и ИКТ.

Изучив различную методико-педагогическую литературу, я сделала вывод, что для решения проблемы необходимо построить систему обучения и контроля таким образом, чтобы показать учащимся, что предмет «Информатика и ИКТ» не просто набор сухих знаний, умений и навыков, а предмет, который находит свое применение в жизни.

В данной работе я рассматриваю организацию различных видов контроля по теме «Табличные вычисления в среде MS EXCEL». В материалах ЕГЭ и ГИА вопросы по этой теме представлены в 1 и 2 частях. Они предполагают наличие теоретических знаний и практических навыков при работе с ЭТ.

Для успешной подготовки учащихся к итоговой аттестации я подбираю задания следующих типов:

  • жизненные ситуации;

  • межпредметные связи;

  • профессиональная деятельность. (см. Приложения)

В процессе такой работы у школьников проявляется интерес к предмету, они начинают моделировать различные ситуации, и в результате на итоговую аттестацию выходят достаточно подготовленными.

Результатом моей работы стало успешное прохождение допуска к единому экзамену.

Список литературы

  1. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика. Базовый курс: Учебник для 8 класса. – М.: Лаборатория базовых знаний, 2008 – 2009.

  2. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика. Базовый курс: Учебник для 9 класса. – М.: Лаборатория базовых знаний, 2008 – 2009.

  3. Информатика. Задачник-практикум в 2 т. / Под ред. И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера: том 2. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. – 278с.

  4. Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе: Методическое пособие / Н.Д.Угринович. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. – 182 с.

  5. Образовательный стандарт основного общего образования по информатике и ИКТ / Программы для общеобразовательных учреждений. Информатика. 2 – 11 класс. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.

  6. Ефимова О.В. Excel. Рабочая тетрадь / О.В.Ефимова // Еженедельное приложение к газете «Первое сентября» Информатика. – 1999. – № 32. – 48с.

  7. Бешенков С.А. Непрерывный курс информатики / С.А.Бешенков, Е.А.Ракитина, Н.В.Матвеева, Л.В.Милохина. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. – 143с.

  8. Семакин И.Г. Преподавание базового курса информатики в средней школе: Методическое пособие / И.Г.Семакин, Т.Ю.Шеина. – 3-е изд., испр. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. – 416с.

  9. Михеева Е.В. Практикум по информационным технологиям в профессиональной деятельности: Учеб. пособие для сред. проф. образования / Е.В.Михеева. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 256с.

  10. Информатика: ЕГЭ-2010: Самые новые задания / авт.-сост. О.В.Ярцева, Е.Н.Цикина. – М.: АСТ: Астрель. – 2010 – 126с.

  11. Нечаев В.М. Microsoft Excel. Электронные таблицы и базы данных в задачах. / Нечаев В.М. – М.: Интеллект-Центр. 2001. – 96с.

Приложения

Приложение 1.

Домашнее задание № 16

(1+1+1+1=4 балла)

  1. Сколько ячеек ЭТ включают в себя следующие диапазоны:

а) А2:В10; б) С13:Е20; в) Z100:AB109?

  1. Дана таблица:


А

В

С

1

5

10

18

2

=А1+6



3

=В1*А1



Какие формулы будут записаны в ячейки А4, В2, В3, В4, С2, если в ячейки В2 и В3 скопировано содержимое ячейки А2, а в ячейки А4, В4, С2 – содержимое ячейки А3?

  1. После копирования ячейки A2 в ячейки B2 и A3 в них были занесены формулы =B1+C1 и =A2+B2 соответственно. Что было записано в ячейке A2?

  2. Запишите приведенные ниже выражения с помощью функции суммирования:

а) A5+A6+A7+B5+B6+B7;

б) C4+C5+D4+D5+E4+E5+F4+F5.

Домашнее задание №17

(1,5+1+0,5+1+1=4 балла)

  1. Изобразите диаграммы двух различных типов для следующей таблицы (в тетради или на компьютере):

Дата

Доллар

Марка

1.02.98

5,9

3,35

1.03.98

6,07

3,53

1.04.98

6,15

3,68


  1. Дана диаграмма, построенная по столбцам для некоторой ЭТ «Покупки». Как будет выглядеть диаграмма такого же типа, построенная по строкам?

  1. После копирования ячейки А2 в ячейки В2 и А3 в них были занесены формулы =$A1+C1 и =$A2+B2 соответственно. Что было записано в ячейке A2?

  2. В ячейках ЭТ хранятся следующие формулы:

A1=10; B1=ЕСЛИ(А2*А11000;5;10);

A2=20; B2=5;

A3=A2/A1; B3=СУММ(A1:B2).

Какой результат будут иметь следующие логические выражения (ИСТИНА или ЛОЖЬ):

а) ИЛИ(А1

б) НЕ(А3=2);

в) ИЛИ(И(НЕ(А32;А1=10;И(В2

Опишите весь ход решения по действиям.

Приложение 2.

Задания для самостоятельной работы.

  1. Городская семья из нескольких человек проживает в трехкомнатной квартире. Требуется представить в виде таблицы распределение всей площади квартиры по ее отдельным составляющим (комнаты, кухня, коридор, подсобные помещения), а также общую и жилую площадь, суммарно и в пересчете на одного жильца.

Указания к исполнению.

    • Считать все помещения в квартире имеющим прямоугольную форму.

    • Длину и ширину каждого помещения выражать в метрах, а площадь – в кв. метрах.

    • Точность для длины и ширины – два знака после запятой, для площади один знак.

Дополнительно: выполнить это задание по своим данным (своя семья)

  1. В таблице Менделеева химические элементы расположены в порядке возрастания их атомного веса. Растет естественно и количество составляющих ядро протонов и нейтронов, которые по массе практически равны между собой и называются обобщенно - нуклоны. Разумным было бы предполагать, что во сколько раз становится больше нуклонов, во столько раз и масса атома увеличивается (вклад электронов в общую массу ничтожен).

Предлагается проверить, не растет ли какой-то из этих параметров быстрее, масса или число нуклонов. Надо построить таблицу для первых 30 элементов, в которой вычисляется удельная атомная масса, т.е. масса, приходящаяся на один нуклон. Будет ли она одинакова для всех атомов, как это представляется очевидным?

Полученные результаты представить в виде графиков для массы, числа нуклонов и удельной массы. Если вдруг окажется, что у последней величины все же наблюдаются изменения, то определить наибольшее, наименьшее ее значения с указанием соответствующих элементов.

Указания к исполнению.

  • Список элементов сделать горизонтальным, а графику и статистику расположить снизу от него (ориентация страницы – альбомная).

  • Для атомных весов взять округленные целочисленные значения из учебника химии, а удельную массу и средние величины рассчитывать с точностью до одного знака после запятой.

Дополнительно.

  • Построить графики отдельно для числа протонов и числа нейтронов.

  • Подсчитать попутно количество металлов и неметаллов среди всего массива.

  • На других рабочих листах продолжить таблицу для следующих 70 элементов.

  1. В состав Солнечной системы входят девять планет отличающиеся друг от друга и размерами и массой. Свести эти данные в таблицу, рассчитать средние плотности вещества для каждой планеты и сделать вывод относительно распределения полученных значений.

Указания к исполнению.

  • Планеты расположить в порядке удаления их от Солнца.

  • Радиусы планет и их массы выражать в земных единицах, взяв исходные данные из школьного учебника астрономии.

  • Плотность вычислять в граммах на куб. сантиметр.



Дополнительно.

  • Определить суммарную массу всех планет и сравнить ее с массой Солнца.

  • Рассчитать значение средней плотности Солнца.


1 www.klyaksa.net: Информационно-образовательный портал для учителя информатики и ИКТ. Информатика и информационно-коммуникационные технологии в школе.


2 www.metod-kopilka.ru: Методическая копилка учителя информатики

3 Семакин И.Г., Шеина Т.Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе.

4 Информатика. Задачник – практикум в 2-х томах.

5 Семакин И.Г. Преподавание базового курса информатики в средней школе

6 Семакин И.Г. Преподавание базового курса информатики в средней школе

7 Семакин И.Г. Преподавание базового курса информатики в средней школе

8 Михеева Е.В. Практикум по информационным технологиям в профессиональной деятельности

9 Информатика: ЕГЭ-2010: Самые новые задания


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!