СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методы обучения

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Метод (от греч. methodos — путь к цели) — способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности, определенным образом упорядоченную деятельность.

 О. С. Гребенюк выделяет в качестве основных подходов к определению этого понятия следующие: 1) способ деятельности учителя и учащихся; 2) совокупность приемов работы; 3) путь, по которому учитель ведет учащихся от незнания к знанию; 4) система действий учителя и учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Методы обучения»

Методы обучения

Метод (от греч. methodos — путь к цели) — способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности, определенным образом упорядоченную деятельность.

 О. С. Гребенюк выделяет в качестве основных подходов к определению этого понятия следующие: 1) способ деятельности учителя и учащихся; 2) совокупность приемов работы; 3) путь, по которому учитель ведет учащихся от незнания к знанию; 4) система действий учителя и учащихся.

Главная мысль, основная идея, заключенная в методе как педагогическом термине, — это указание к педагогически целесообразному действию, пред-писание, как действовать.
О методе в педагогике долгое время судили по внешним признакам, по тому, каким способом работает учитель (рассказывает — метод «рассказа», беседует — «беседы» и т. д.). При таком понимании методы не определяют поведение педагога, не помогают ему ориентироваться в деятельности. В современном понимании педагогический метод определяется как способ взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитуемых, направленный на решение педагогической цели.
В педагогическом методе выделяются три его сущностных признака:
1) Понятие метода обучения отражает дидактические цели и задачи учебной деятельности, при решении которых в процессе обучения применяются соответствующие способы учебной работы учителя и познавательной деятельности учащихся.
2) Методы применяются осознанно, под контролем сознания, а нередко и по соглашению между учителем и учащимся. Они подбираются с учетом их эффективности в конкретной ситуации обучения.
3) При этом способы обучающей деятельности учителя (преподавание) и способы учебной деятельности учащихся (учение) тесно связаны между собой и находятся во взаимодействии.
В этом отношении для обозначения одностороннего действия (воздействия) в педагогике существует термин «прием» как отдельное действие, движение; способ в осуществлении цели. По отношению к методу, таким образом, прием имеет более частный, локальный характер, является составной частью или отдельной стороной метода. Отдельные приемы могут входить в состав различных методов. В этом значении возможно употребление терминов «приемы стимулирования» и «организаторские приемы» и подобных им. Для обобщенного обозначения приемов и методов чаще всего используется термин «способ» как действие или система действий, применяемые в деятельности.
М. И. Махмутов выделяет в методе две стороны: внешнюю и внутреннюю: внешняя сторона метода отражает то, каким способом действует педагог, внутренняя — то, какими правилами он руководствуется.

Дидактический метод представляет собой единство принципов (как внутреннего правила, вытекаю-щего из объективной закономерности) и формы (как внешнего выражения спо-соба организации взаимодействия). Таким образом, в понятии «метод» должно быть отражено единство внутреннего и внешнего, содержания и формы, связь теории и практики.

Метод обучения — это система регулятивных принципов и правил организации педагогически целесообразного взаимодействия учителя и учащихся, применяемая для достижения целей обучения.
Метод содержит в себе правила действия и сами способы действия, систему принципов и внешнюю организационную форму их реализации.
Поскольку существует множество методов обучения, одной из острых проблем современной дидактики является проблема их классификации. В настоящее время нет единой точки зрения по этому вопросу. В связи с тем, что разные авторы в основу подразделения методов обучения на группы и подгруппы кладут разные признаки, существует ряд классификаций:
• по субъекту деятельности — методы учителя, учащегося, их совместной работы;
• по источнику «передачи знаний» — словесные, наглядные, практические методы (Е. Я. Голант, И. Т. Огородников, С. И. Перовский);
• по характеру взаимодействия учителя и учащихся — объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, проблемного изложения, частично-поисковые (эвристические), исследовательские методы (И. Я. Лернер и М. Н. Скаткин);
• по основным компонентам деятельности — методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, методы стимулирования и мотивации учения, методы контроля и самоконтроля в обучении (Ю. К. Бабанский);
• по сочетанию внешнего и внутреннего в деятельности учителя и учащегося — монологический, показательный, диалогический, эвристический, исследовательский, алгоритмический и программированный методы проблемно-развивающего обучения (М. И. Махмутов);
• по дидактическим целям и соответствующим им видам деятельности учащихся — коммуникативные, познавательные, преобразовательные, систематизирующие, контрольные методы (В. А. Онищук);
• по характеру познавательной деятельности учащихся — дедуктивные, индуктивные;
• по степени продуктивности образования — когнитивные, креативные, оргдеятельностные методы обучения (А. В. Хуторской).
Каждая из классификаций акцентирует внимание учителя на различных аспектах в отборе, применении или результативности методов обучения. 

Выбор методов обучения зависит от следующих обстоятельств:
• общие цели обучения, воспитания и развития учащихся;
• особенности изучаемого предмета и методики его преподавания;
• цель, задачи и содержание материала конкретного урока;
• время, отведенное на изучение того или иного материала;
• возрастные особенности и уровень подготовленности учащихся;
• оснащенность учебного кабинета и образовательного учреждения средствами обучения;
• возможности и особенности стиля преподавания учителя, уровень его теоретической и практической подготовленности, методического мастерства, личные качества.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!