Урок разработан: Роговицкой И.В. (учитель математики ОГАОУ БИЮЛИ) и Тополевой Н.И.(учитель информатики и ИКТ ОГАОУ БИЮЛИ)
Интегрированный урок алгебра-информатика
Тема урока: Методы решения систем уравнений с использованием возможностей табличного процессора Microsoft Office Excel.
Цели: рассмотреть известные способы и методы решения систем уравнений;
Обобщить знания по теме «электронные таблицы», cформировать умение решать системы уравнений, используя возможности электронных таблиц;
Развивать логическое мышление, творческие способности учащихся;
Воспитывать информационную культуру.
Ход урока.
Оргмомент.
Добрый день.
- Тема нашего урока: Методы решения систем уравнений с использованием возможностей табличного процессора MS Exсel.
Постановка цели по математике.
-Повторить известные методы решения систем уравнений с использованием возможностей табличного процессора MS Excel.
Постановка цели по информатике.
По информатике наша цель: повторить тему: «Графическое отображение данных в виде диаграмм и графиков».
-У вас на партах находится технологический лист урока, с ним вы и будете сегодня работать.
-Возьмите ручки и впишите свою фамилию, имя, класс и дату урока.
Актуализация опорных знаний.
1 блок (стр. 1). ПЯТИМИНУТКА с последующей взаимопроверкой - включает 3 задания по информатике и 2 задания по математике в каждом из вариантов.
Цель: выявить вашу готовность к восприятию материала урока.
Время выполнения — 5 минут- время пошло( работает таймер).
Вариант-1
1. Дан фрагмент электронной таблицы, в которой символ $ используется для обозначения абсолютной адресации:
Формулу, записанную в ячейку A1, скопировали в буфер обмена и вставили в ячейку B2, при этом относительные ссылки изменились. Запишите формулу, которая появится в ячейке B2.
Ответ:________________
2. Дана математическое выражение: . Преобразуйте данное выражение для расчетов в электронных таблицах.
Ответ:________________
3. Что находится на пересечении столбца и строки?
Ответ:________________
4.Значения _______________ при которых система обращается ______________________ , называются_____________________
5. График какой из перечисленных функций изображен на рисунке.
Вариант-2
1. Дан фрагмент электронной таблицы, в которой символ $ используется для обозначения абсолютной адресации:
Формулу, записанную в ячейку A2, скопировали в буфер обмена и вставили в ячейку B1, при этом относительные ссылки изменились. Запишите формулу, которая появится в ячейке B1.
Ответ:________________
2. Дана математическое выражение: . Преобразуйте данное выражение для расчетов в электронных таблицах.
Ответ:________________
3. Как называется группа выделенных ячеек?
Ответ:________________
4. Решить систему уравнений, значит найти ____________________ или
доказать, что ______________________ .
5. График какой из перечисленных функции изображен на рисунке?
Взаимопроверка работы
(сверяются с ответами на слайде и выставляют оценку.)
2 блок (стр. 2) ПОДГОТОВКА К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ.
(задания на экране)
Повторение по математике.
Повторение материала по информатике.
-Для успешного выполнения самостоятельной работы на компьютере нужно знать:
1. Алгоритм построения графиков функции.
2. Уметь записывать формулы с использованием абсолютной и относительной адресации.
3. Преобразовывать математические формулы для использования в ЭТ.
Алгоритм построения графиков.
Построить таблицу.
Внести в нее исходные данные и выполнить вычисления по формулам.
Выделить область построения диаграммы.
Построить график. (Для того, чтобы оси координат пересекались в точке (0;0) тип диаграммы выбрать - Точечная.)
Запись формул с использованием абсолютной
и относительно адресации.
Слайд. Пример 1,2.
Формулы 1 и 2, записанные в ячейки В2 и В3, скопировали в ячейки С1 и С4, соответственно. При этом относительные ссылки изменились. Запишите формулы, которые появятся в ячейках С1 и С4.
Правила преобразования математических формул для использования в ЭТ.
Слайд. Пример 3,4
При переводе математической формулы в форму удобную для обработки компьютером была допущена ошибка. Найдите эту ошибку.
а2х+вх+с= =СТЕПЕНЬ(а)х+вх+с
=а/d*xy — корень(с)
Все необходимое мы повторили, а теперь я хочу сказать несколько слов
о самостоятельной работе за компьютером.
(инструкция по работе)
Займите компьютеры, в соответствии с номером ПК, указанным на технологическом листе.
На рабочем столе найдите ярлык___________________________________________
Откройте документ 1.xls в папке с вашей фамилией.
В документе 4 задания, каждое на отдельном листе электронной таблицы. Внимательно читайте задание, прорешивайте, если необходимо его на технологическом листе и ПЕРЕНОСИТЕ ОТВЕТ В ВЫДЕЛЕННЫЕ ЯЧЕЙКИ (на компьютере).
После окончания самостоятельной работы нажмите кнопку СОХРАНИТЬ.
Проверить правильность решения заданий можно на последнем листе электронного документа (вставить свои ответы в выделенные ячейки, соответствующие № задания).
ОЦЕНИТЕ СВОЮ УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ УРОКОМ, выведя на экран один из «смайликов», находящихся в Вашей папке урока.
Возьмите с собой карточки с домашней работой.
НЕ ЗАБУДЬТЕ СДАТЬ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ЛИСТ УРОКА УЧИТЕЛЮ.
УСПЕХОВ В РАБОТЕ!
3 блок. Самостоятельная работа.
- По графику определить решение системы уравнений.
- Построить график системы уравнений с помощью таблицы и записать ее решение.
- Решить систему уравнений способом сложения и ответ записать (задание выполняется в технологической карте учащегося).
- Решить систему уравнений способом подстановки и ответ записать (задание выполняется в технологической карте учащегося)
4.Рефлексия.
После проверки задания учителем – на экране компьютера выставлены смайлики, соответствующие эффективности работы ученика («на 5», «на 4», на «3»).
5. Домашнее задание (на индивидуальных карточках).
6.Подведение итога урока, выставление отметок.