СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Между "красными" и "белыми"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока по линиям развития: 1-я и 2-я линии развития. Картина мира в фактах и понятиях. Дать представление о роли крестьянства в гражданской войне и причинах выступлений крестьян против «красных» и «белых». 3-я линия развития. Историческое мышление. Учить выявить различия в аграрной политике «красных» и «белых» и их роли в формировании отношения крестьян к тем и другим. 4-я и 5-я линии развития. Нравственное и гражданско-патриотическое самоопределение. Создать условия для морально-этической оценки учащимися событий

 

Просмотр содержимого документа
«Между "красными" и "белыми"»

Тема: «Между «красными» и «белыми»



Цели урока по линиям развития:

1-я и 2-я линии развития. Картина мира в фактах и понятиях. Дать представление о роли крестьянства в гражданской войне и причинах выступлений крестьян против «красных» и «белых».

3-я линия развития. Историческое мышление. Учить выявить различия в аграрной политике «красных» и «белых» и их роли в формировании отношения крестьян к тем и другим.

4-я и 5-я линии развития. Нравственное и гражданско-патриотическое самоопределение. Создать условия для морально-этической оценки учащимися событий гражданской войны как трагедии русского народа.

Ход урока.

  1. Оргмомент.

  2. Проверка домашнего задания.

Несколько учащихся получают задания на карточках (см. Приложения). Остальные принимают участие в обсуждении следующих вопросов:

  1. Как и почему менялся подход большевистского руководства к принципам строительства Красной Армии?

  2. Какую роль в создании Красной Армии играли военные специалисты? Как вы можете объяснить их сотрудничество с большевиками?

  3. Охарактеризуйте политику «военного коммунизма».

  1. Изучение 6нового материала.

  1. Вступительное слово учителя.

Мы уже познакомились с двумя противоборствующими сторонами: «белыми» и «красными». Однако в гражданской войне была еще одна сила – огромная масса крестьянства, далёкая от идеалов тех и других и исповедовавшая свою правду. Стержнем этой правды была вековая мечта крестьянина о СВОЕЙ земле.

Аграрный вопрос был центральным вопросом всех трёх русских революций. Давайте вспомним, как решался этот вопрос воюющими сторонами, выясним, какие факторы влияли на их взаимоотношения с крестьянами.

Кроме того, опираясь на знания о событиях Гражданской войны, полученные на прошлых уроках, мы попытаемся дать оценку этим событиям с точки зрения общечеловеческих ценностей.

  1. Третья сила.

Отношения крестьян, как с «красными», так и с «белыми» складывались сложно. По обе стороны фронта вспыхивали очаги недовольства властью.

Вспомним, какие причины заставляли крестьян выступать против «красных» (На доске конспектируются ответы примерно в таком виде:)

  • Чрезвычайная продовольственная политика  столкновения с продотрядами.

  • Мобилизация  дезертирство.

Приведу свидетельства очевидцев:

  • У нас дезертиры разбили все до одного Советы, - крестьяне с. Чембар Пензенской губ.

  • Было у нас восстание. Очень многих побили коммунистов, - крестьяне с. Большие Березняки Симбирской губ.

Каковы же были ответные меры? Выясните это, познакомившись с рабочими листами №1(а) (1-я группа) и №2(а) (2-я группа) (См. Приложения).

(учащиеся работают с документами, после чего каждая группа представляет результаты своей работы).

Теперь посмотрим, как складывались отношения крестьян с «белыми». Последние, так же, как и их противники, проводили мобилизацию и реквизиции. Это вызывало протест крестьян.

Для выяснения ответных мер работает с частью (б) рабочих листов №1 и №2.

Особенно тяжело приходилось крестьянам в прифронтовых районах, где территории по несколько раз переходили из рук в руки. Здесь развернулось движение, девизом которого могли бы стать слова «Бей «белых», пока не покраснеют, бей «красных», пока не побелеют». Это движение получило название «зеленые». Крупнейшим соединением «зеленых» командовал Нестор Махно.

(учащийся, получивший предварительное задание, сообщает краткую биографическую справку о Н. Махно)

Как видите, Махно и его сторонники колебались между двумя противоборствующими лагерями.

Вопрос для закрепления: Что заставляло Нестора Махно менять союзников?

Колебания были характерны и для всего крестьянства. Однако, выбирая между «красными» и «белыми», они предпочли первых. Что предопределило их выбор? Для ответа на этот вопрос познакомьтесь с документами РЛ3. (См. приложения).

Т.о. массы крестьян сделали свой выбор в пользу «красных», т.к. надеялись, что их победа гарантирует народу получение земли. Поддержка крестьян сыграла немаловажную роль в победе большевиков в гражданской войне.

3. Итоги.

Но это была сомнительная победа. За годы Гражданской войны Россия только убитыми потеряла 13 млн. человек; более 2 млн. человек – громадная часть интеллектуальной элиты страны – вынуждены были покинуть ее пределы.

Вопрос: Как вы считаете, чем для России были годы Гражданской войны? Что приобрела и что потеряла Родина за это время?

Обобщая ответы ребят:

- Нашему народу потребовалось более 70 лет, чтобы понять, что эти жертвы обездолили Россию, отняли часть ее достояния. День годовщины Октябрьской революции, положившей начало расколу общества, позднее был назван днём примирения и согласия. Оценивая те далекие годы великих потрясений, наш современник А. Богатых написал такие строки:

...И не о тех,
т е п е р ь забывших род свой.

Но — /в одиночестве, как в странном сне,
вдруг ощутив знобящий знак сиротства/
во тьме ночной чредой явились мне:
и давний снег, багрённый Русской кровью,
и тени жён, познавших муку вдовью
/их долгий бабий крик до немоты/,
и скорбных кладбищ Русские кресты,
там, на чужбине — имена простые
фамилий славных, кость и кровь России
/Т в о е й России, Господи, — прости
чужбину им, умершим и убитым/.

...Не мне ли знать,
ч т о д н ё м, д л я н а с с о к р ы т ы м,
нас всех Владыка призовёт, и примет,
и души наши благодатью летней
в последней правде и в любви последней
соединит; и враг врага обнимет,
и цвет знамён в один сольётся цвет? —
Но плачу я, и горше плача нет,
когда ночами сны мне снятся злые, —
как навсегда уходят корабли,
как сохнут слёзы ясных глаз России,
рассеянные по лицу земли...


  1. Д/з Эссе «Уроки Гражданской войны».









Приложения

Карточка № 1

Найдите допущенные в тексте ошибки и напишите соответствующие действительности утверждения.

  1. 16 июля 1918 года, несмотря на решительный протест В.И. Ленина, революционный трибунал приговорил Николая II к расстрелу.

  2. Приговор был приведен в исполнение в г. Тобольске, где с августа 1917 г. Николай II и его семья находились в ссылке.

  3. Вместе с Николаем II были расстреляны его жена, дети и брат царя Михаил.

  4. Царская семья была погребена в Тобольске сразу после казни.



Карточка № 2



А) Напишите полное название:

РККА –

РВС –

Комбед –

Наркомвоенмор –



Б) Дайте определение следующим понятиям:

«Военный коммунизм» –

Комиссар –

Продразвёрстка –

Террор –



Рабочий лист №1



А) …Провести массовый террор против богатых казаков, истребив их поголовно; провести беспощадный массовый террор по отношению ко всем казакам, принимавшим какое-либо прямое или косвенное участие в борьбе с Советской властью.

(Из циркулярного письма ЦК РКП(б) – январь 1919 г.)



Б) … «I. В каждой деревне района восстания подробно обыскивать. Захваченных с оружием в руках, как врагов, расстреливать на месте.

II.Арестовывать по показанию местных жителей всех агитаторов,
членов совдепов, помогавших восстанию, дезертиров, пособников и
укрывателей и предавать военно-полевому суду.

III.Ненадежный и порочный элемент высылать в Березовский и
Нерченский край, передавая их милиции.

IV.Местных властей, не оказавших должного сопротивления бандитам, исполнявших их распоряжения и не принявших мер к ликвидации красных своими средствами, предавать военно-полевому суду,
наказание увеличивать до смертной казни включительно.

 V.Восставшие вновь деревни ликвидировать с удвоенной строгостью, вплоть до уничтожения всей деревни.



(Генерал Майковский. Приказ № 564 от 30 сентября 1919 г. «О расправе над восставшими против колчаковцев деревнями»)

Вопрос: Отличались ли методы «красных» и «белых» в борьбе с восставшими против них крестьянами? Чем, по вашему мнению, можно объяснить проявляемую жестокость?



Рабочий лист №2



А) … «По приближении отряда большевиков надевали все рубашки и даже женские кофты на себя, дабы предотвратить боль на теле, но красноармейцы так наловчились, что сразу две рубашки внизывались в тело мужика-труженика. Отмачивали потом в бане или просто в пруду, некоторые по несколько недель не ложились на спину. Взяли у нас все дочиста, у баб всю одежду и холсты, у мужиков - пиджаки, часы и обувь, а про хлеб нечего и говорить...»

(из письма крестьянина в 1918г.)


Б) «Все плохо, а хуже нет казацкой плети. Она никого не щадит — ни старого, ни малого. Казаки не дали нам никакого продовольствия, а отнимали одежду, мало того, что грабили, но приходилось самому отнести без одной копейки [оплаты], если не отнесешь, то к полевому суду. Много расстреляно мирных жителей, не только мужчин, но и женщин, а также ребятишек, Отрезали ноги, руки, выкалывали глаза» , 

(Самарская губерния, Новоузенский уезд, 20 июля 1919 г.).


Вопрос: Сравните методы «красных» и «белых», используемые ими для подавления сопротивления крестьян.



Рабочий лист №3


А) … Земельные захваты должны быть прекращены. Для полного же удовлетворения всех слоёв населения в их земельных запросах в различных частях обширного государства, где местами существуют самые разнообразные формы землевладения и землепользования, требуется, считаясь со всеми местными земельно-бытовыми особенностями различных народностей, населяющих страну, выработать земельный закон, отвечающий интересам их трудовых элементов. Санкцию этому закону даст Всероссийское Учредительное или Национальное собрание.

(Из декларации министерства земледелия правительства А.В. Колчака)


Б) Уже давно мы собирались предпринять дополнительные меры экономической помощи трудовому населению освобожденных районов. От имени Реввоенсовета армии и разослали военкомам письмо, рекомендовавшее оказывать крестьянству широкую помощь. Письмо, в частности, предлагало создать в частях бюро коммунистического труда, которое бы организовывало субботники и воскресники. «Коммунистический труд, — указывалось в письме, — должен иметь целью содействие крестьянскому хозяйству. Подводная повинность затрудняет сбор урожая. Крайне важно, чтобы нашим даровым трудом хотя бы частично возместить крестьянству его потери... Трудовое население Галиции и Польши, которое мало знает о нас, должно видеть, что мы не только воюем, но и трудимся, строим, созидаем»

(Будённый С. М. пройденный путь. – М.: Воениздат, 1965)


  1. Проанализируйте аграрную программу Колчака глазами русского крестьянина того времени. Как вы думаете, какие положения программы могли привлечь крестьян? Какие должны были их насторожить?

  2. Чем вы можете объяснить позицию Будённого?

  3. Сравните аграрную политику большевиков с обещаниями колчаковского правительства. Какие выводы можно сделать из этого сравнения?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!