СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Миф - основа ранних представлений о мире.

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация "Миф - основа ранних представлений о мире" сопровождает урок № 1 раздела "Художественная культура первобытного мира" по программе и учебнику Емохоновой Л.Г. 10 класс.

Просмотр содержимого документа
«Миф - основа ранних представлений о мире.»

 Раздел 1. Художественная культура первобытного мира. Урок 1. Миф – основа ранних представлений о мире. МХК. 10 класс. Гудзишевская Н.В. МБОУ СШ №1. Г. Вилючинск

Раздел 1. Художественная культура первобытного мира.

Урок 1. Миф – основа ранних представлений о мире.

МХК. 10 класс.

Гудзишевская Н.В.

МБОУ СШ №1.

Г. Вилючинск

?  Познакомьтесь с высказываниями о мифах, предположите, какую проблему нам предстоит решить на уроке?

?

Познакомьтесь с высказываниями о мифах, предположите, какую проблему нам предстоит решить на уроке?

 Мифология – совокупность первоначальных верований народа о его происхождении, древнейшей истории, героях, богах и пр., в отличие от достоверных сведений, выдуманных впоследствии. Амброз Бирс  Миф - это вненаучное знание, позволяющее включённому в некое сообщество человеку осмыслить свою жизнь.  Сергей Лёзов  Мифология - система координат, позволяющая человеку ориентироваться в пространстве и во времени.  Владимир Микушевич

Мифология – совокупность первоначальных верований народа о его происхождении, древнейшей истории, героях, богах и пр., в отличие от достоверных сведений, выдуманных впоследствии.

Амброз Бирс

Миф - это вненаучное знание, позволяющее включённому в некое сообщество человеку осмыслить свою жизнь.

Сергей Лёзов

Мифология - система координат, позволяющая человеку ориентироваться в пространстве и во времени. Владимир Микушевич

? Цель урока:  Определить место и роль мифов в развитии представлений человека о мире Задачи: определять особенности мифологического сознания людей древности  анализировать источники, осуществлять комплексный поиск, систематизацию информации, рационально решать познавательные и проблемные задания; участвовать в эвристической беседе, дискуссии; работать в группе.

?

Цель урока:

Определить место и роль мифов в развитии представлений человека о мире

Задачи:

  • определять особенности мифологического сознания людей древности
  • анализировать источники, осуществлять комплексный поиск, систематизацию информации, рационально решать познавательные и проблемные задания; участвовать в эвристической беседе, дискуссии; работать в группе.
Д\задание: § 1 Презентация* « Скифские курганы об истории праславян».

Д\задание:

§ 1

Презентация*

« Скифские курганы об

истории праславян».

План: Космогонические мифы. Древние образы. Мировое дерево, мировая гора, дорога. Магия и обряд. Обряд плодородия. Ритуал, посвященный Осирису.

План:

  • Космогонические мифы. Древние образы.
  • Мировое дерево, мировая гора, дорога.
  • Магия и обряд. Обряд плодородия. Ритуал, посвященный Осирису.
Космогонические мифы.
  • Космогонические мифы.
 Миф ( греч.)- предание, сказание и слово, учение. История создания мира волновала людей с древних времен. Представители разных стран и народов неоднократно задумывались над тем, как появился мир, в котором они живут. Представления об этом формировались веками, перерастая из мыслей и догадок в мифы о создании мира.

Миф ( греч.)- предание, сказание и слово, учение.

История создания мира волновала людей с древних времен. Представители разных стран и народов неоднократно задумывались над тем, как появился мир, в котором они живут. Представления об этом формировались веками, перерастая из мыслей и догадок в мифы о создании мира.

Типы мифов

Космогонические – о происхождении Космоса

как единой системы

Астральные

Антропогонические

(о происхождении отдельных

(о происхождении человека)

космических объектов)

Этиологические (о происхождении природных объектов,

культурных благ (животных, растений, видов хозяйственной

деятельности).

Космогонические мифы — мифы о творении, мифы о происхождении космоса из хаоса, основной начальный сюжет большинства мифологий. Начинаются с описания хаоса (пустоты), отсутствия порядка во вселенной, взаимодействия изначальных стихий. Служат для объяснения происхождения мира и жизни на Земле. 

Частным случаем космогонических мифов являются мифы антропогонические, или мифы о сотворении человека, мифических первопредков народа, первой человеческой пары и т. п. Космогонические и антропогонические мифы часто взаимосвязаны, часто одни и те же боги ответствены как за создание мира, так и за создание человека. Другой вариант взаимосвязи — это антропоморфизация мира, когда вселенная возникает из тела первочеловека. 

Отдельным видом антропогонических мифов являются тотемические мифы, повествующие о происхождении людей, чаще всего конкретного племени от того или иного животного.

О культурных героях

Эсхатологические – о конце мира и его элементов

Астральные (о происхождении отдельных космических объектов) Солярные Селенарные (о Солнце)  (лунарные) Астральные мифы, в свою очередь подразделялись на мифы солярные (о Солнце) и селенарные (лунарные)

Астральные

(о происхождении отдельных космических

объектов)

Солярные

Селенарные

(о Солнце)

(лунарные)

Астральные мифы, в свою очередь подразделялись на мифы солярные (о Солнце) и селенарные (лунарные)

Миф и его функции. Базис всех древних первообразов Основа ранних представлений о мире Базис художественной культуры Миф – предание, сказание   Функции:  обеспечение социального и мирового порядка  поддержание традиций и непрерывности культурного развития  описание и объяснение явлений природной и социальной среды

Миф и его функции.

Базис всех древних первообразов

Основа ранних представлений о мире

Базис художественной культуры

Миф – предание, сказание

Функции:

  • обеспечение социального и мирового порядка
  • поддержание традиций и непрерывности культурного развития
  • описание и объяснение явлений природной и социальной среды
Космогоническое мифы позволили человеку организовать мир вокруг себя небесный мир (сверхъестественный, божественный) средний (срединный) мир человека Космогоническое мифы позволили человеку организовать мир вокруг себя. Человек  пытается    выделить  себя  и  свой  мир  из  множества  других  миров.  Он  пытается  наладить  отношения  между  своим  миром  и  другими  мирами.  Таким  образом,  выстраивается  модель  миров.  В  простейшем  случае  их  три.  Область  выше  человеческого  мира  (сверхчеловеческую  область,  божественную)  называют  Верхним  миром,  а  область  ниже – Нижним  миром  (как  правило,  это  мир  мертвых  предков).  Сам  же  человеческий  мир  мыслится  как  Срединный.  Даже  в  названиях  уже  видна  попытка  выстроить  все  мироздание  относительно  самого  себя.  Человек  перестает  быть  одной  из  сил  мира,  и  становится  главной  силой  мира,  центральной.  Правда  пока  еще  его Срединный  мир  очень  невелик  рядом  с  бесконечными  Верхним  и  Нижним. нижний подземный мир (мир мертвых предков)

Космогоническое мифы позволили человеку организовать мир вокруг себя

небесный мир

(сверхъестественный,

божественный)

средний (срединный) мир

человека

Космогоническое мифы позволили человеку организовать мир вокруг себя. Человек  пытается    выделить  себя  и  свой  мир  из  множества  других  миров.  Он  пытается  наладить  отношения  между  своим  миром  и  другими  мирами.  Таким  образом,  выстраивается  модель  миров.  В  простейшем  случае  их  три.  Область  выше  человеческого  мира  (сверхчеловеческую  область,  божественную)  называют  Верхним  миром,  а  область  ниже – Нижним  миром  (как  правило,  это  мир  мертвых  предков).  Сам  же  человеческий  мир  мыслится  как  Срединный.  Даже  в  названиях  уже  видна  попытка  выстроить  все  мироздание  относительно  самого  себя.  Человек  перестает  быть  одной  из  сил  мира,  и  становится  главной  силой  мира,  центральной.  Правда  пока  еще  его Срединный  мир  очень  невелик  рядом  с  бесконечными  Верхним  и  Нижним.

нижний

подземный мир

(мир мертвых предков)

2. Древние образы: мировое дерево, мировая гора, дорога.

2. Древние образы:

мировое дерево,

мировая гора, дорога.

Сотворение мира (отделение небе от земли) Универсальные мифологические модели мира Вертикальная модель Горизонтальная модель Космогоническое  отделение  неба  от  земли  повлекло  за  собой  возникновение  универсальных  мифологических  моделей  мира – вертикальную  и  горизонтальную   

Сотворение мира (отделение небе от земли)

Универсальные мифологические модели мира

Вертикальная модель

Горизонтальная модель

Космогоническое  отделение  неба  от  земли  повлекло  за  собой  возникновение  универсальных  мифологических  моделей  мира – вертикальную  и  горизонтальную   

2.1. Вертикальная модель верхний  мир Мировое дерево средний (срединный) мир Одним из символов  вертикальной  модели  стало  мировое  древо,  соединяющее  небо,  землю  и  подземный   Мировая гора  нижний мир

2.1. Вертикальная модель

верхний мир

Мировое дерево

средний (срединный)

мир

Одним из символов  вертикальной  модели  стало  мировое  древо,  соединяющее  небо,  землю  и  подземный  

Мировая гора

нижний мир

Мировое дерево  священное дерево – мировая ось, связующая землю с небесными сферой и преисподней

Мировое дерево

  • священное дерево – мировая ось, связующая землю с небесными сферой и преисподней

 на трех уровнях размещался весь животный мир:  верхний уровень – орел  средний уровень – олени, поедающие листья  нижний уровень – змеи, грызущие корни.  
  • на трех уровнях размещался весь животный мир:
  • верхний уровень – орел
  • средний уровень – олени, поедающие листья
  • нижний уровень – змеи, грызущие корни.

 

 в кроне сидят птицы – души умерших, корни могут превращаться в реки подземного царства  на листьях записаны судьбы людей, каждый опавший лист – это умерший человек   Так представлен мир у древних скандинавов (древо Иггдрасиль)
  • в кроне сидят птицы – души умерших, корни могут превращаться в реки подземного царства
  • на листьях записаны судьбы людей, каждый опавший лист – это умерший человек

  Так представлен мир у древних скандинавов

(древо Иггдрасиль)

 мировая гора – эквивалент мирового дерева  мировая гора не только соединяла землю с небом, но и поддерживала его  корни горы уходят в Нижний мир, вершина подпирает Верхний мир, либо оказывается в нем, тогда вершина становится местом обитания богов.   Гора Кайлас
  • мировая гора – эквивалент мирового дерева
  • мировая гора не только соединяла землю с небом, но и поддерживала его
  • корни горы уходят в Нижний мир, вершина подпирает Верхний мир, либо оказывается в нем, тогда вершина становится местом обитания богов.

  Гора Кайлас

 Символы вертикальной модели Мировое древо и его эквивалент Мировая гора являются древнейшим архетипом, первообразом.

Символы вертикальной модели Мировое древо и его эквивалент Мировая гора являются древнейшим архетипом, первообразом.

  Первообраз -это первоначальный, исходный образ, прототип, оригинал.   Первообраз, созданный Божественным Разумом, породил в мире целые мириады различных типов, в каждом из которых он нашел себе отражение.

Первообраз -это первоначальный, исходный образ, прототип, оригинал.

Первообраз, созданный Божественным Разумом, породил в мире целые мириады различных типов, в каждом из которых он нашел себе отражение.

  Архетип - (от др.-греч. ἀρχή — архэ, начало, принцип и τύπος — тип, отпечаток, форма, образец) - первоначальная модель, впервые сформированный исконный тип

Архетип - (от др.-греч. ἀρχή — архэ, начало, принцип и τύπος — тип, отпечаток, форма, образец) - первоначальная модель, впервые сформированный исконный тип

?  Архетип Мировое дерево/гора нашел много воплощений в архитектуре.  Предположите, в каких сооружениях воплощен этот архетип?

?

Архетип Мировое дерево/гора нашел много воплощений в архитектуре.

Предположите, в каких сооружениях воплощен этот архетип?

Пирамиды  Древнего  Египта 

Пирамиды  Древнего  Египта 

Реконструкция зиккурата в Уре 

Реконструкция зиккурата в Уре 

Индуистский храм  Буддистская ступа

Индуистский храм 

Буддистская ступа

Акрополь  греческого  города,  на  вершине   которого  находится  святилище

Акрополь  греческого  города,  на  вершине  

которого  находится  святилище

Образ  древа/горы  отражен  в  таких   сооружениях,  как   обелиск,  колонна. 

Образ  древа/горы 

отражен  в  таких  

сооружениях,  как  

обелиск,  колонна. 

Триумфальная   арка  Крест 

Триумфальная

  арка 

Крест 

  Мировая  гора - не только место связи неба с землей, но и своеобразная лестница, по которой можно преодолеть границы между мирами.   вавилонские  храмы – зиккураты – строились как гора, состоящая из ступеней   каждая  ступень  раскраши-валась  в  особый  цвет,    сим-волизировала  определенный  небесный  уровень.   Сами  названия  вавилонских  храмов  ясно  указыва-ют  на  их  уподобление  мировой  горе:  «Гора  дома»,   «Дом  горы  всех  земель»,  «Гора  бурь»,  «Связь  неба  с  землей»,  «Дом  основания  неба  и  земли»  и  т.д.  
  •   Мировая  гора - не только место связи неба с землей, но и своеобразная лестница, по которой можно преодолеть границы между мирами.
  •   вавилонские  храмы – зиккураты – строились как гора, состоящая из ступеней
  •   каждая  ступень  раскраши-валась  в  особый  цвет,    сим-волизировала  определенный  небесный  уровень.

  Сами  названия  вавилонских  храмов  ясно  указыва-ют  на  их  уподобление  мировой  горе:  «Гора  дома»,  

«Дом  горы  всех  земель»,  «Гора  бурь»,  «Связь  неба  с  землей»,  «Дом  основания  неба  и  земли»  и  т.д.  

Некоторые пирамиды Древнего Египта и храмы индейцев Месамерики также выглядят как «лестницы в небо».    

Некоторые пирамиды Древнего Египта и храмы индейцев Месамерики также выглядят как «лестницы в небо».

   

 Древний  человек  верил,  что  существует не толь-ко  видимый  мир,  но  и  невидимый,  где  обитают  предки и  духи. Добрый духи живут на небе. Существует подземный мир. Эти миры пересекаются. Место пересечения – священно.   Вавилонская башня. Худ.П.Брейгель старший.

Древний  человек  верил,  что  существует не толь-ко  видимый  мир,  но  и  невидимый,  где  обитают  предки и  духи. Добрый духи живут на небе. Существует подземный мир. Эти миры пересекаются. Место пересечения – священно.  

Вавилонская башня. Худ.П.Брейгель старший.

2.2. Горизонтальная модель.  Выстраивание  космоса  по  го-ризонтали  предполагало  нали-чие  «центра  мира» – централь-ной  точки  в  эфире,  где  произо-шел  акт  творения,  и  от  нее  распределение  пространства  по  че-ырем  сторонам  света  и  в  четы-рех направлениях.  Горизонтальная модель нашла свое воплощение во многих сооружениях, отражающих вертикальную модель.

2.2. Горизонтальная модель.

Выстраивание  космоса  по  го-ризонтали  предполагало  нали-чие  «центра  мира» – централь-ной  точки  в  эфире,  где  произо-шел  акт  творения,  и  от  нее  распределение  пространства  по  че-ырем  сторонам  света  и  в  четы-рех направлениях.

Горизонтальная модель нашла свое воплощение во многих сооружениях, отражающих вертикальную модель.

В каких сооружениях в большей степени отражается горизонтальная модель мира? Учитель предлагает ученикам ответить на вопрос и переместить те объекты, в которых в большей степени представлена горизонтальная модель мира в верхнюю часть слайда (в рамку). Анимация в данном слайде действует на основе триггеров! Ученик или учитель, работающие у интерактивной доски или с презентацией на экране компьютерного монитора могут выбирать любой объект из представленных, порядок выбора объектов не важен. Выбрав объект, ученик сообщает, что его нужно переместить в верхнюю часть слайда. Щелкнув мышкой по объекту, он видит, перемещается объект наверх или нет. Если перемещается, он ответил правильно, если изображение бледнеет – ответ неверный. В идеале, этот слайд лучше всего сделать в специальном формате для интерактивной доски, чтобы ученик сам перемещал объекты.

В каких сооружениях в большей степени отражается горизонтальная модель мира?

Учитель предлагает ученикам ответить на вопрос и переместить те объекты, в которых в большей степени представлена горизонтальная модель мира в верхнюю часть слайда (в рамку).

Анимация в данном слайде действует на основе триггеров!

Ученик или учитель, работающие у интерактивной доски или с презентацией на экране компьютерного монитора могут выбирать любой объект из представленных, порядок выбора объектов не важен. Выбрав объект, ученик сообщает, что его нужно переместить в верхнюю часть слайда. Щелкнув мышкой по объекту, он видит, перемещается объект наверх или нет. Если перемещается, он ответил правильно, если изображение бледнеет – ответ неверный.

В идеале, этот слайд лучше всего сделать в специальном формате для интерактивной доски, чтобы ученик сам перемещал объекты.

Вывод:  выстраивание  космоса  в  древних  храмах  и  построй-ках  шло  и  по  вертикали,  и  по  горизонтали, но по-разному   Храм Кандарья-Махадева Храм Гефеста

Вывод:

  • выстраивание  космоса  в  древних  храмах  и  построй-ках  шло  и  по  вертикали,  и  по  горизонтали, но по-разному  

Храм Кандарья-Махадева

Храм Гефеста

Горизонтальная модель выстраивает мир вокруг по четырем сторонам Вертикальная модель выстраивает мир снизу вверх (или сверху вниз) верхний небесный мир средний мир человека нижний подземный мир выстраивание космоса в древних храмах и постройках шло и по вертикали , и по горизонтали . движение вверх и вниз – мир развивающийся мир статичный упорядоченный мир статичный упорядоченный, символ статической целостности  число 4 движение сверху вниз или снизу вверх – движение, развитие, символ динамического процесса  число 3

Горизонтальная модель выстраивает мир вокруг по четырем сторонам

Вертикальная модель выстраивает мир снизу вверх (или сверху вниз)

верхний

небесный мир

средний мир

человека

нижний

подземный мир

выстраивание космоса в древних храмах и постройках шло и по вертикали , и по горизонтали .

движение вверх и вниз – мир развивающийся мир статичный упорядоченный

мир статичный упорядоченный, символ статической целостности число 4

движение сверху вниз или снизу вверх – движение, развитие, символ динамического процесса число 3

Домашнее задание: §1 стр.14-17 1абз, самостоятельно познакомьтесь с архетипическим образом Дорога    Написать синквейн «Космогонические мифы» Строчка № 1 – название синквейна - содержит одно слово (как правило, местоимение либо существительное). Оно должно обозначать предмет (или вещь), о котором и будет рассказано. Строчка № 2 – пара слов (как правило, причастий либо прилагательных). Они должны описывать качества или приметы предмета, положенного в название синквейна. Строчка № 3 – содержит три деепричастия или глагола. Они рассказывают о типичных действиях предмета. Строчка № 4 – какое-либо словосочетание. Оно должно включать в себя личное мнение создателя синквейна о вещи или предмете, положенном в название данного стихотворения. Строчка № 5 – слово, с помощью которого следует подвести итог либо расширить содержание темы. Как правило, это существительное, посредством которого ученик высказывает свои ассоциации и чувства.

Домашнее задание:

§1 стр.14-17 1абз, самостоятельно познакомьтесь с архетипическим образом Дорога

Написать синквейн «Космогонические мифы»

Строчка № 1 – название синквейна - содержит одно слово (как правило, местоимение либо существительное). Оно должно обозначать предмет (или вещь), о котором и будет рассказано.

Строчка № 2 – пара слов (как правило, причастий либо прилагательных). Они должны описывать качества или приметы предмета, положенного в название синквейна.

Строчка № 3 – содержит три деепричастия или глагола. Они рассказывают о типичных действиях предмета.

Строчка № 4 – какое-либо словосочетание. Оно должно включать в себя личное мнение создателя синквейна о вещи или предмете, положенном в название данного стихотворения.

Строчка № 5 – слово, с помощью которого следует подвести итог либо расширить содержание темы. Как правило, это существительное, посредством которого ученик высказывает свои ассоциации и чувства.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!