СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мифы и фразеологизмы

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: повторение и закрепление материала по теме «Мифы Древней Греции», развитие интереса к мифологии.

Оборудование: сборники мифов; репродукции картин на ми­фологические темы; рисунки-иллюстрации учеников; рисунки «Подвиги Геракла»; рисунки к фразеологизмам, пришедшим из греческой мифоло­гии.

Просмотр содержимого документа
«Мифы и фразеологизмы»









План-конспект

внеклассного мероприятия

«Откуда приходят фразеологизмы».































Цель: повторение и закрепление материала по теме, развитие интереса к мифологии.

Оборудование: сборники мифов; репродукции картин на ми­фологические темы; рисунки-иллюстрации учеников; рисунки «Подвиги Геракла»; рисунки к фразеологизмам, пришедшим из греческой мифоло­гии.

Ход мероприятия.

I. Конкурс-викторина.

Ведущим может быть учитель или старшеклассник (предпочтитель­нее).

Ведущий: Объявляю о начале Олимпийских интеллектуальных игр, где каждый будет прокладывать путь к победе не силой, а умом. На период Олимпийских игр воцаряется священный мир, нет места ссорам и обидам.

Одна из славных достопримечательностей Олимпийских игр - статуя Зевса 14 метров высотой (изображение статуи подготовлено заранее, размещено на доске). Зевс изображен на троне из кедрового дерева, украшенном драгоценными камнями и резьбой. Лицо, руки, грудь статуи - из слоновой кости, глаза - из драгоценных камней. Голова увенчана золотым венком, волосы на голове и борода - из чистого золота. На его правой руке стоит статуя богини Победы, в левой руке -скипетр, рядом орел.

Статуя была гордостью и славой всех греков, и того, кто не видел ста­туи олимпийского Зевса, считали несчастным. Пусть изображение статуи Зевса принесет нам сегодня удачу.

Ведущий: В первый день Олимпийских игр проходят состязания в бе­ге. Будем считать, что эти состязания прошли на уроках литературы и все вы допускаетесь на второй день к пятиборью: бег, борьба, метание диска и копья, прыжки.


Итак, объявляю начало первого тура «Боги и герои мифов» (прыж­ки в длину).

В первом туре участвуют все игроки, получая за каждый правильный ответ фишку - лавровый листок.

  1. Из каких источников стали известны мифы Древней Греции? (Поэмы Гомера, Гесиода.)

  2. Как называлась пища греческих богов, давшая им вечную юность и бессмертие? (Нектар - напиток богов, амброзия - пища богов.)

  3. Как называлась одежда, которую носили древние греки? (Туника, тога, хитон.)

  4. Назовите музыкальные инструменты Древней Греции. (Кифара, лира.)

  5. У статуи Зевса в правой руке богиня Победы. Назовите ее имя. (Ника.)

  6. Назовите братьев Зевса. Как они распределили господство? (Аид- царство мертвых, Посейдон – владыка морей.)

  7. Кому известна судьба самого Зевса? (Мойрам).

  8. Какой из богов самый некрасивый? (Хромой бог огня Гефест.)

  9. Какой бог соответствует Гефесту в римской мифологии? (Вулкан.)

  10. Кому из богинь Парис вручил яблоко «Прекраснейшей»? (Афродите.)

  1. Кто воспитал Геракла? (Кентавр Хирон.)

  2. Кто подарил людям огонь? (Прометей.)

  3. Кто были родители Геракла? (Зевс и смертная женщина Алкмена.)

  4. Назовите героя, чья деятельность стала символом бесплодного труда. (Сизиф.)

15. Перечислите древнегреческих муз. (Эрато - муза любовных пе­
сен, Эвтерпа - муза лирики, Каллиопа - муза эпической поэзии и
знания, Полигимния - муза торжественного гимна, Клио - муза
истории, Мельпомена - муза трагедии, Талия - муза комедии,
Терпсихора - муза танцев, Урания - муза астрономии. За каждый
из девяти правильных ответов - 1 очко.)

Подводим итоги первого тура (подсчитываем количество очков). Во второй тур выходит примерно половина участников.


Второй тур «Мифические животные» (бег)

  1. Дикие существа, полулюди- полукони, обитатели гор и лесов. (Кентавр.)

  2. Туловище этого чудовища спереди львиное, в середине - козье, а сзади - змеиное; у него три головы: льва, козы, змеи,- изрыгающие из пастей пламя. (Химера.)

  3. Чудовище с лицом и грудью женщины, телом льва и крыльями птицы. Это чудовище Гера в наказание наслала на Фивы. Она си­дело неподалеку от города и задавало прохожим загадку: «Кто утром ходит на четырех ногах, днем на двух, а вечером на трех?» Не умевшего ответить на этот вопрос чудовище насмерть душило в объятьях. (Сфинкс.)

  4. Отгадайте загадку сфинкса. (Человек: ребенок, взрослый, старик.)

  1. Чудовища с крыльями птицы, клювом орла и телом льва. Они -«собаки Зевса». (Грифоны.)

  2. Волшебная птица родом из Эфиопии. Похожа на орла в огненном оперении, живет 500 лет; когда приходит срок, вьет себе гнездо на вершине пальмы, устилает его благовонными травами и там умирает (по одной из версий, сжигает сама себя). Из праха ее возрождается новая птица. (Феникс.)

  3. Полудева-полузмея. Обитала в подземной пещере, вдали от богов и людей. (Ехидна.)

  4. Полуженщины-полуптицы с божественными голосами. Они жи­вут на скалистом острове и завлекают своими пленительными голосами проплывающих мимо мореходов, а заманив, убивают и пожирают их. (Сирены.)

  5. Страж Аида, трехголовый пес со змеиным хвостом. (Кербер или Цербер.)

В третий тур выходит 8-10 человек.


Третий тур

«Фразеологические обороты» (метание диска)

Каждый правильный ответ будет равен 10 метрам полета диска. Зада­ние: узнать фразеологизмы по рисункам (рисунки заранее подготовлены; на небольших листах бумаги демонстрируются соревнующимся).

Рог изобилия; яблоко раздора; панический страх; ахиллесова пята; си­зифов труд; бочка данаид; кануть в Лету; ящик Пандоры; троянский конь; прокрустово ложе.

При прочих равных условиях побеждает тот, кто сможет рассказать о происхождении фразеологизмов. В четвертый тур выходит 4 человека.


Четвертый тур

«12 подвигов Геракла» (метание конья)

Ведущий: В нашем состязании целью метания будут подвиги Геракла. Задача - восстановить последовательность подвигов Геракла. Всем участ­никам конкурса раздаются небольшие карточки с рисунками «Подвиги Ге­ракла».

1. Немейский лев. 2. Лернейская гидра. 3. Стимфалийские птицы. 4. Керинейская лань. 5. Эриманфский вепрь. 6. Авгиевы конюшни. 7. Крит­ский бык. 8. Кони Диомеда. 9. Пояс Ипполиты. 10. Коровы Гериона. 11. Кербер (Цербер). 12. Яблоки Гесперид.

Дополнительные вопросы:

  1. Сколько голов было у гидры? (9)

  2. Кто помог одолеть гидру? (Иолай - племянник Геракла.)

  1. Как удалось Гераклу одолеть стимфалийских птиц? (С помощью трещоток.)

  1. Кому принадлежала керинейская лань? (Артемиде.)

  1. Куда спрятался Эврисфей, увидев Геракла с эриманфским ве­прем? (В большой бронзовый сосуд.)

  1. Кто из богов подарил быка царю Крита? (Посейдон.)

  2. Чем кормил Диомед коней? (Человеческим мясом.)

  1. Каково значение пояса Ипполиты? (Знак власти; приносил уда­чу.)

  2. Сколько яблок должен был принести Геракл из сада Гесперид? (3).

В пятый тур выходит два человека.


Пятый тур

«Греко-римские боги» (борьба)

Ведущий: Борьба - последний вид пятиборья. Он выявит победителя нашей Олимпиады. Задача - правильно соотнести имена греческих и рим­ских богов. Победит тот, у кого соответствий будет больше. Место у доски разделено ширмой, на доске - наборное полотно и карточки с именами бо­гов. Пока финалисты выполняют задание, ведущий задает вопросы остав­шимся игрокам, выявляя победителя среди них:

  1. В какое животное мог превращаться Зевс? (В быка.)

  2. Какое животное приносили в жертву Гере? (Корову.)

  3. Какая богиня носит прозвище Пенорожденная? (Афродита.)

  4. Как звали скульптора, которому Афродита помогла оживить ста­тую? (Пигмалион.)

  5. Как называли греки ветра (по сторонам света)? (Борей - север­ный, Эвр - восточный. Нот - южный, Зефир - западный).

  6. Как звали богиню радуги? (Ирида.)

Победитель награждается.


Проверяется задание у финалистов:

  1. Зевс - Юпитер (царь богов и людей, бог грома и молнии.)

  2. Гера - Юнона (хранительница семьи.)

  3. Афродита - Венера (богиня любви.)

  4. Эрот - Купидон (бог любви.)

  5. Арес - Марс (бог войны.)

  6. Артемида - Диана (богиня-охотница.)

  7. Афина - Минерва (богиня мудрости и справедливой войны.)

  8. Гефест - Вулкан (бог огня и кузнечного дела.)

  9. Посейдон - Нептун (бог моря.)


Ведущий: честная борьба определила сильнейшего. Увенчаем его лавровым венком, и да сопутствует богиня счастья, случая и удачи Форту­на (она же греческая Тихе) всем участникам нашей Олимпиады!



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!