План-конспект
внеклассного мероприятия
«Откуда приходят фразеологизмы».
Цель: повторение и закрепление материала по теме, развитие интереса к мифологии.
Оборудование: сборники мифов; репродукции картин на мифологические темы; рисунки-иллюстрации учеников; рисунки «Подвиги Геракла»; рисунки к фразеологизмам, пришедшим из греческой мифологии.
Ход мероприятия.
I. Конкурс-викторина.
Ведущим может быть учитель или старшеклассник (предпочтительнее).
Ведущий: Объявляю о начале Олимпийских интеллектуальных игр, где каждый будет прокладывать путь к победе не силой, а умом. На период Олимпийских игр воцаряется священный мир, нет места ссорам и обидам.
Одна из славных достопримечательностей Олимпийских игр - статуя Зевса 14 метров высотой (изображение статуи подготовлено заранее, размещено на доске). Зевс изображен на троне из кедрового дерева, украшенном драгоценными камнями и резьбой. Лицо, руки, грудь статуи - из слоновой кости, глаза - из драгоценных камней. Голова увенчана золотым венком, волосы на голове и борода - из чистого золота. На его правой руке стоит статуя богини Победы, в левой руке -скипетр, рядом орел.
Статуя была гордостью и славой всех греков, и того, кто не видел статуи олимпийского Зевса, считали несчастным. Пусть изображение статуи Зевса принесет нам сегодня удачу.
Ведущий: В первый день Олимпийских игр проходят состязания в беге. Будем считать, что эти состязания прошли на уроках литературы и все вы допускаетесь на второй день к пятиборью: бег, борьба, метание диска и копья, прыжки.
Итак, объявляю начало первого тура «Боги и герои мифов» (прыжки в длину).
В первом туре участвуют все игроки, получая за каждый правильный ответ фишку - лавровый листок.
Из каких источников стали известны мифы Древней Греции? (Поэмы Гомера, Гесиода.)
Как называлась пища греческих богов, давшая им вечную юность и бессмертие? (Нектар - напиток богов, амброзия - пища богов.)
Как называлась одежда, которую носили древние греки? (Туника, тога, хитон.)
Назовите музыкальные инструменты Древней Греции. (Кифара, лира.)
У статуи Зевса в правой руке богиня Победы. Назовите ее имя. (Ника.)
Назовите братьев Зевса. Как они распределили господство? (Аид- царство мертвых, Посейдон – владыка морей.)
Кому известна судьба самого Зевса? (Мойрам).
Какой из богов самый некрасивый? (Хромой бог огня Гефест.)
Какой бог соответствует Гефесту в римской мифологии? (Вулкан.)
Кому из богинь Парис вручил яблоко «Прекраснейшей»? (Афродите.)
Кто воспитал Геракла? (Кентавр Хирон.)
Кто подарил людям огонь? (Прометей.)
Кто были родители Геракла? (Зевс и смертная женщина Алкмена.)
Назовите героя, чья деятельность стала символом бесплодного труда. (Сизиф.)
15. Перечислите древнегреческих муз. (Эрато - муза любовных пе
сен, Эвтерпа - муза лирики, Каллиопа - муза эпической поэзии и
знания, Полигимния - муза торжественного гимна, Клио - муза
истории, Мельпомена - муза трагедии, Талия - муза комедии,
Терпсихора - муза танцев, Урания - муза астрономии. За каждый
из девяти правильных ответов - 1 очко.)
Подводим итоги первого тура (подсчитываем количество очков). Во второй тур выходит примерно половина участников.
Второй тур «Мифические животные» (бег)
Дикие существа, полулюди- полукони, обитатели гор и лесов. (Кентавр.)
Туловище этого чудовища спереди львиное, в середине - козье, а сзади - змеиное; у него три головы: льва, козы, змеи,- изрыгающие из пастей пламя. (Химера.)
Чудовище с лицом и грудью женщины, телом льва и крыльями птицы. Это чудовище Гера в наказание наслала на Фивы. Она сидело неподалеку от города и задавало прохожим загадку: «Кто утром ходит на четырех ногах, днем на двух, а вечером на трех?» Не умевшего ответить на этот вопрос чудовище насмерть душило в объятьях. (Сфинкс.)
Отгадайте загадку сфинкса. (Человек: ребенок, взрослый, старик.)
Чудовища с крыльями птицы, клювом орла и телом льва. Они -«собаки Зевса». (Грифоны.)
Волшебная птица родом из Эфиопии. Похожа на орла в огненном оперении, живет 500 лет; когда приходит срок, вьет себе гнездо на вершине пальмы, устилает его благовонными травами и там умирает (по одной из версий, сжигает сама себя). Из праха ее возрождается новая птица. (Феникс.)
Полудева-полузмея. Обитала в подземной пещере, вдали от богов и людей. (Ехидна.)
Полуженщины-полуптицы с божественными голосами. Они живут на скалистом острове и завлекают своими пленительными голосами проплывающих мимо мореходов, а заманив, убивают и пожирают их. (Сирены.)
Страж Аида, трехголовый пес со змеиным хвостом. (Кербер или Цербер.)
В третий тур выходит 8-10 человек.
Третий тур
«Фразеологические обороты» (метание диска)
Каждый правильный ответ будет равен 10 метрам полета диска. Задание: узнать фразеологизмы по рисункам (рисунки заранее подготовлены; на небольших листах бумаги демонстрируются соревнующимся).
Рог изобилия; яблоко раздора; панический страх; ахиллесова пята; сизифов труд; бочка данаид; кануть в Лету; ящик Пандоры; троянский конь; прокрустово ложе.
При прочих равных условиях побеждает тот, кто сможет рассказать о происхождении фразеологизмов. В четвертый тур выходит 4 человека.
Четвертый тур
«12 подвигов Геракла» (метание конья)
Ведущий: В нашем состязании целью метания будут подвиги Геракла. Задача - восстановить последовательность подвигов Геракла. Всем участникам конкурса раздаются небольшие карточки с рисунками «Подвиги Геракла».
1. Немейский лев. 2. Лернейская гидра. 3. Стимфалийские птицы. 4. Керинейская лань. 5. Эриманфский вепрь. 6. Авгиевы конюшни. 7. Критский бык. 8. Кони Диомеда. 9. Пояс Ипполиты. 10. Коровы Гериона. 11. Кербер (Цербер). 12. Яблоки Гесперид.
Дополнительные вопросы:
Сколько голов было у гидры? (9)
Кто помог одолеть гидру? (Иолай - племянник Геракла.)
Как удалось Гераклу одолеть стимфалийских птиц? (С помощью трещоток.)
Кому принадлежала керинейская лань? (Артемиде.)
Куда спрятался Эврисфей, увидев Геракла с эриманфским вепрем? (В большой бронзовый сосуд.)
Кто из богов подарил быка царю Крита? (Посейдон.)
Чем кормил Диомед коней? (Человеческим мясом.)
Каково значение пояса Ипполиты? (Знак власти; приносил удачу.)
Сколько яблок должен был принести Геракл из сада Гесперид? (3).
В пятый тур выходит два человека.
Пятый тур
«Греко-римские боги» (борьба)
Ведущий: Борьба - последний вид пятиборья. Он выявит победителя нашей Олимпиады. Задача - правильно соотнести имена греческих и римских богов. Победит тот, у кого соответствий будет больше. Место у доски разделено ширмой, на доске - наборное полотно и карточки с именами богов. Пока финалисты выполняют задание, ведущий задает вопросы оставшимся игрокам, выявляя победителя среди них:
В какое животное мог превращаться Зевс? (В быка.)
Какое животное приносили в жертву Гере? (Корову.)
Какая богиня носит прозвище Пенорожденная? (Афродита.)
Как звали скульптора, которому Афродита помогла оживить статую? (Пигмалион.)
Как называли греки ветра (по сторонам света)? (Борей - северный, Эвр - восточный. Нот - южный, Зефир - западный).
Как звали богиню радуги? (Ирида.)
Победитель награждается.
Проверяется задание у финалистов:
Зевс - Юпитер (царь богов и людей, бог грома и молнии.)
Гера - Юнона (хранительница семьи.)
Афродита - Венера (богиня любви.)
Эрот - Купидон (бог любви.)
Арес - Марс (бог войны.)
Артемида - Диана (богиня-охотница.)
Афина - Минерва (богиня мудрости и справедливой войны.)
Гефест - Вулкан (бог огня и кузнечного дела.)
Посейдон - Нептун (бог моря.)
Ведущий: честная борьба определила сильнейшего. Увенчаем его лавровым венком, и да сопутствует богиня счастья, случая и удачи Фортуна (она же греческая Тихе) всем участникам нашей Олимпиады!