СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Милосердие и сострадание". Урок ОРСЭ в 4 классе

Категория: ОРК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по ОРКСЭ в 4 классе "Милосердие и сострадание".  Формирует чувство милосердия, сострадания, развивает познавательный интерес, расширяет кругозор учащихся, воспитывает чувство доброты, отзывчивости, толератности.

Просмотр содержимого документа
«"Милосердие и сострадание". Урок ОРСЭ в 4 классе»

«Милосердие и сострадание», 7 февраля 2018 года

Класс-4

Цели: 1. Воспитывать у детей такие черты, как доброта, отзывчивость, сострадание и милосердие.  2. расширять кругозор учащихся, развивать познавательный интерес, познакомить детей с Притчей о Добром самарянине.  3. развивать у детей творческие способности, речь, логическое мышление.

Оборудование: Дерево Доброты, сердечки( по количеству учащихся) Мультимедийная презентация к уроку. Высказывания о милосердии, фотовыставка "Милосердие в нашей жизни", звездочки: красные, зеленые, синие, конверты. Символы "Красный крест",Фото "Мать Тереза", "Благотворительные фонды", "Александра Федоровна"

ХОД  УРОКА.

1.Организационный момент.

Сегодня, дорогие ребята, мы с вами поговорим о  милосердии. Посмотрите на экран. Как вы понимаете, что такое «милосердие»? Посмотрите, пожалуйста, на экран. Попробуем разобраться, как получилось слово «милосердие».

Итак, корень «мил»  и корень «серд» . Что значит милосердный. ( милый сердцу).

Работа со словарями. Давайте прочитаем в словарях понятие слов  1) милосердие  2) сострадание 3) милый (класс делится на пары работа в парах)

Одно из самых красивых слов на свете, на нашей планете, на Земле – это слово милосердие. Оно говорит о сердце, которое милует, любит и жалеет.

Значит, «милый» - это приятный? С какой интонацией  мы произносим это слово?

Мы с нежностью, ласково говорим: «Милый, милая…» Милый тот, кто мил нашему сердцу, кому мы радуемся при встрече, кого любим, кого всегда хотим видеть, по кому скучаем, если его нет. Кто самый милый для каждого ребёнка? Это мама.

Милая мамочка - мы говорим эти добрые слова своей маме, потому что нам всегда приятно видеть ее. Что вы чувствуете?

Нежность, сладость в сердце и желание прижаться, чтобы мама нас пожалела. Мы говорим, что мама милует нас.   В ее объятиях мы чувствуем себя защищенными, нам уютно и хорошо, потому что мы ей полностью доверяемся.

Докажите примерами, как понятие милосердие и сострадание относятся к маме.

1 группа – какие сказки о милосердии вы нашли?( Данила, Дима)

2группа – статьи о милосердии из газеты « Суть».( Нурлан, Руслан)

3 группа – стихи о добре и милосердии.( стихи о маме) (Никита, Дима)

- Ребята, назовите еще слово с корнем «мил» ( Милость) А какое значение у этого слова?  

« Милость» - это любовь, жалость, сострадание . Если мы любим человека, мы его жалеем. (Вспоминаем об отношении к пожилым людям и детям)          

- Ребята, а  слышали ли вы когда-нибудь такое выражение: « Сделай милость»? Как вы думаете, когда так говорят? Конечно, когда просят о чем-нибудь.  А вы когда-нибудь обращались друг к другу со словами « Сделай милость»? Нет? К сожалению , у нас не принято сейчас так говорить. А давайте попробуем? Проявить милосердие друг к другу и сказать каждому добрые слова передавая доброе сердечко.

Минутка здоровья. Я попрошу встать в круг и передавать сердечко однокласснику, говоря доброе слово, какой он.  

5.Если мы любим человека. Мы готовы простить ему все, любой недостаток, любой дурной поступок, любую слабость. Отсюда слово «помиловать»  – простить, отнестись с любовью и к такому человеку, которого нам и простить-то трудно.

- Дети, а мы с вами умеем прощать? Прощали ли вы кого-нибудь?

  Вывод: Итак, родственные слова - милый, милость, помиловать, милосердие. Где ещё встречаемся с милосердием? Что такое доброта. (Руслан)

Отчего, скажи скорей,

Мир становится добрей?

Оттого, что кто-то счастлив,

От простого слова «Здравствуй!»

И от смеха малышей,

И от солнечных лучей,

От подснежников в лесу,

Что я маме принесу.

От березки под окном,

Что стучится веткой в дом.

От прохлады ручейка,

От цветного мотылька,

И от радуги над речкой,

И от дров, трещащих в печке,

Оттого, что рядом друг,

И от бабушкиных рук.

От снежинок на ресницах,

И от сказки, что нам снится.

И от запаха сирени,

И от соловьиной трели.

Мир загадочный, огромный,

Посмотри, какой он добрый.

Так давай и я и ты

Ему добавим доброты.

Не стой в стороне равнодушно,  

Когда, у кого то беда. Рвануться на выручку нужно

В любую минуту, всегда

И если кому-то, кому-то поможет

Твоя доброта, улыбка твоя,

Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,

Что годы живешь ты не зря.

7. Работа с учебником.  - Откройте, пожалуйста, учебник на стр.40.  Давайте прочитаем притчу о добром Самарянине и попытаемся понять. Что же такое доброта и милосердие в понимании христиан. Работа с текстом.

- Какой вопрос был задан Христу? -Что ответил Христос? - Кто шёл по такой же дороге, что и несчастный человек? - Что сделал каждый из них? - Кто оказался ближним пострадавшему человеку? Этой притчей Господь показал , что свою милость мы должны оказывать любому человеку, который нуждается в нашей помощи. У этой притчи есть и другое значение. Самаряне были людьми, которых иудеи считали язычниками и презирали. Однако, помощь попавшему  в беду иудею оказал именно самарянин, проявивший сочувствие и милосердие.

8. Милосердие в нашей повседневной жизни. Ученик читает стих

Скажите, сколько в сердце доброты?    (Дима)

Откуда же оно ее черпает?

И как среди бегущей суеты,

Оно так много и легко прощает?

И почему тревожится всегда,

Когда кому-то очень-очень больно?

Всегда есть наготове доброта.

Ее так много, что для всех довольно.

Я поняла, что доброта, как кровь:

Чем больше отдаешь, тем больше будет.

У доброты подруга есть – любовь.

Дарите доброты побольше, люди!

А сейчас давайте поиграем. "Это я, это я, это я все мои друзья...".       

Учитель называет ситуацию, а ученики должны ответить: "Это я, это я, это все мои друзья!". Кто в автобусе очень тесном, уступил старушке место? Кто уроки прогулял и лентяем побывал? Кто дорогу переходит, старичка с собой переводит? А кто уроки не учил и две двойки получил? Чтоб в ступе воду не толочь, кто готов всегда помочь? Сумки донести он помогает, в стариках души не чает? Кто пожилых любовью окружает и вниманьем не обделяет? Драки затевает, плохие слова употребляет....

10.   Проверим как вы поняли, что такое милосердие.

 Перед вами Дерево Добра. (Сделанное из веточек Дерево Добра)

Подумайте, какие добрые дела нас ждут с вами впереди, что нам предстоит еще сделать.

Напишите, пожалуйста, на листочках-сердечках, какое доброе дело вы смогли бы сделать уже в ближайшее время! (Дети пишут и прикрепляют)

Молодцы, посмотрите, сколько добрых дел вы написали. Мы с вами справимся, и все их обязательно выполним. А затем проверим, всё ли мы смогли сделать. Сегодня мы говорили о милосердии. Я прошу Вас задуматься, как вы относитесь, друг к другу, любите ли вы своих ближних, не огорчаете ли их, не обижаете?

Давайте повторим, кто же такой добрый милосердный человек. Добрый человек – это тот, кто:

любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь;

любит природу, охраняет ее и бережет ее;

вежлив в общении, уважителен к взрослым и младшим;

любит птиц, помогает им выжить в зимнюю стужу;

все делает, ради других людей, а не ради себя;

относится ко всему живому по-доброму, не причиняя зла.

 Добрый человек замечает в других, прежде  всего хорошее, злой – дурное.

В жизни по-разному можно жить-

Можно в беде, а можно - в радости,

Вовремя есть ,вовремя пить,

Вовремя делать гадости.

А можно так:

На рассвете встать,

И, помышляя о чуде,

Рукой обнаженною солнце достать

И подарить его людям.    

Вы только в начале своего жизненного пути.   Пусть это будет путь милосердия, сострадания, любви и добра, счастья и мира!

Д/з  Напишите не большой рассказ или свою историю о милосердии.

МИЛОСЕРДИЕ – это…

1. Вычеркните утверждения, которые нельзя отнести к милосердию.

Подать милостыню;  прощать от сердца обиды;  накормить голодного;  дать из-за боязни показаться другим жадным; предупредить об опасности;  подарить то, что самому  негоже;  утешить печального, плачущего;  не мстить за зло; напоить жаждущего;  дать в обмен на что-то;  одеть бедного;  сделать доброе ради похвалы или благодарности; помочь немощному  по хозяйству;  отдать игрушку брата; поделиться последним куском хлеба; творить добро не на показ;  посетить больного;  дать добрый совет.

2. Приведите примеры своих милосердных дел.

_________________________________________________

_________________________________________________

_________________________________________________

_________________________________________________

_________________________________________________

_________________________________________________

Урок. "Милосердие и сострадание"

I. Доброе утро, ребята! Я рада приветствовать вас на нашем уроке. Давайте посмотрим друг другу в глаза добрым взглядом, поздороваемся, улыбнемся и пожелаем здоровья!. Сегодня речь пойдет о том, что волнует всех живущих на нашей планете.

II. Актуализация знаний. Сообщение темы

1) Организационный момент. Песня «Вера» стихи Н. Добронравова, музыка А. Пахмутовой.

Пока мы боль чужую чувствуем,

Пока живет в нас сострадание,

Пока мечтаем мы и буйствуем,

Есть в нашей жизни оправдание. А. Дементьев.

Ребята, какие чувства проснулись в вашей душе? (Сострадание, сочувствие, сопереживание, жалость). Что захотелось сделать? - Со-чувствие, со-стадание, со-переживание. Вслушайтесь в эти слова, раскрывающие внутренний мир человека. Что их объединяет? (Приставка со-)

Приставка со- означает своего рода причастность к чему-либо, присоединение, общее участие. Слово «сострадание» близко по значению одному из самых красивых слов на земле. Это слово милосердие. Оно говорит о сердце, которое милует, любит и жалеет.

Любовь бывает разной. Она бывает радостной. При встрече с любимым лицо озаряется улыбкой и счастьем, при встрече с мамой, родными и близкими людьми.

Но бывает любовь с заплаканным лицом. Такой она бывает при встрече с чужой бедой, с чужим горем. Точнее сказать, любовь предсказывает тебе: чужой беды не бывает! Совсем недавно этот человек был тебе даже незнаком. Но ты узнал о его горе – и не смог остаться равнодушным к нему, проникся и протянул руку помощи.

Ребята, как вы думаете, о чем пойдет разговор на нашем занятии?

Тема нашего урока «Милосердие и сострадание». А кто из Вас знает, что оно означает? Давайте поработаем в парах

2) Работа в парах над понятием «Милосердие, сострадание, взаимопомощь»

Что такое милосердие? К кому мы проявляем милосердие? Можно ли научиться милосердию и быть милосердным? Как стать милосердным?

3) Работа с определением (работа в группах со словарем)

Работая в парах с толковыми словарями, вы должны выяснить лексическое значение слова «милосердие».

«Милосердие – сострадательная любовь, сердечное участие в жизни немощных и нуждающихся (больных, раненых, престарелых и др.);

деятельное проявление милосердия – различного рода помощь, благотворительность и т.п.» (БЭС).

«Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или просить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия». (Толковый словарь Ожегова С.И.)

«Милосердие – сердолюбие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, милостливость, мягкосердечность». (Толковый словарь Даля В.И.)

«Милосердие – одна из дарованных свыше добродетелей во всех мировых религиях, способствующая преодолению греховности и открывающая путь к личному спасению». (Энциклопедия социологии)

Каждая пара знакомит с названием и автором словаря и говорит значение слов

А какого человека можно назвать милосердным? Милосердный человек – это человек, у которого доброе, отзывчивое на чужую беду и горе сердце.

Дети, а к кому, по-вашему мнению, мы должны относиться с милосердием? (К пожилым людям, к младшим, к больным, к животным, к природе)А с состраданием? ( к бездомным, голодным, нуждающимся)

III. А теперь давайте узнаем, как разные религии учат милосердию.

1) Христианство. а) Работа с притчей. Отрывок «Притча о Страшном суде» Господь Царь Славы сядет на престоле и соберутся пред Ним все народы земные. Мёртвые воскреснут и предстанут пред Судом Божиим. И отделит Господь добрых от злых, как пастух отделяет овец от козлов: добрых поставит Он по правую сторону, а злых — по левую.
Праведники, стоящие по правую сторону, услышат голос Царя: «Придите благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира. Ибо Я был голоден, и вы дали Мне есть; Я жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне».
Тогда праведники спросят Его: «Господи! Когда мы видели Тебя и помогли Тебе?» И Судия ответит им: «Когда в вашей жизни вы делали это одному из людей, меньших братьев Моих, то делали это Мне».
И праведники пойдут в жизнь вечную, а стоящие слева, то есть не делавшие добрых дел ближним, пойдут в муку вечную.
Эти слова Спасителя призывают нас любить Бога и ближнего. Но любить надо не на словах, а подтверждать свою любовь делом и всей жизнью. Только такая любовь поможет нам стать одесную Царя Славы и войти в Царствие Небесное.

Беседа о притчи. О чем идет речь в «Притче о Страшном суде»? Как вы поняли смысл притчи? Кто такие праведники? Кого будут судить? Чему учил Иисус Христос?

(На последнем всеобщем Страшном суде все люди (даже христиане) будут судиться Богом только по их делам милосердия, или по отсутствию у них добрых дел).

Иисус Христос учил своих приверженцев тому, что они должны отдавать людям всё, что имеют.

Иисус учил своих последователей, что всякий добрый или, наоборот, дурной поступок, который мы совершаем в отношении другого человека, обращён к Богу.

б) Работа с учебником стр. 72 в) Милостыня. Одно из дел милосердия – милостыня. Бедняк, которому ты помог, получил лишь десятую часть добра, остальное ты принес самому себе. Христос говорил: «Всякому просящему у тебя дай».

Милостыня – встреча двух рук: одна выражает просьбу «Христа ради», другая подает «во имя Христова».   Христианская церковь уже много веков помогает больным, бездомным, малоимущим, детям инвалидам, тем, кто попал в беду, находится в тюрьмах.  .

г) Обобщение «Милосердие в христианстве». Как проявляется милосердие в христианстве?

2) Ислам. Ислам уделяет большое внимание вопросам милосердия. Чему учат религии резных народов? Религии разных народов учат милосердию, состраданию ко всему живому, к тем, кто попал в беду, к бездомным, больным, к немощным. к нуждающимся. Главное, чтобы эта помощь шла от души, от чистого сердца!

В России сегодня около 700 тыс. детей сирот, более 2 миллионов детей и подростков абсолютно неграмотные. Многие люди живут в бедности, даже в нищете, не имеют работы и еды, хорошей и добротной одежды. И очень много жестоких людей.

Мир всегда был жестоким, но и сейчас есть люди, которые не ожесточились, не озлобились. В России в 1896 году было 3555 благотворительных фондов. А сегодня сколько? Мы узнаем из рассказа Нурлана о благотворительных фондах в России.

Сейчас Данила, Никита и Руслан расскажут нам о людях, несущих добро в нашу жизнь, посвятивших себя служению другим людям.

Движение сестер милосердия. Императрица Александра Федоровна. - Данила,

Мать Тереза- Никита, Красный крест- Руслан.

Вывод: Надо любить мир, все живое каждой своей клеточкой, каждым вздохом, каждой секундой, каждым дыханием. Привносить свой вклад в милосердные дела. Ребята, а можно ли в себе воспитать это чувство под названием "милосердие"? Что для этого нужно делать?

В каких делах мы можем проявить милосердие и сострадание? ( Мы ходим к ветеранам труда, труженикам тыла, старожилам и оказываем им посильную помощь)

А сейчас мы с Вами на "Дереве добра" напишем свои пожелания. Ребята берут сердечки и пишут свои пожелания, напутствия, потом подходят к дереву и прикрепляют их. Из ваших маленьких сердечек у нас получилось большое доброе сердце, пусть это станет символом милосердия, добра и сострадания.

А потом через некоторое время мы проверим, сбылись они или нет

IV. Рефлексия . Вам понравился наш урок? Если понравился, то опустите в конвертик красную звездочку, если не очень - зеленую и если совсем не понравился-синюю.

Над чем он заставил Вас задуматься ? Что означают понятия «милосердие», «сострадание»? Что бы Вы хотели в себе изменить, какие чувства воспитать?



V. Итог урока. Синквейн. к слову Милосердие

отзывчивый, человеколюбивый

заботиться, помогать, прощать

Доброта должна спасти мир

любовь

По капле, по кирпичику – медленно строится мир доброты и милосердия. Он хрупкий и его надо защищать. Мы можем его сделать большим, добрым, чутким, отзывчивым, добродушным, добросердечным! Будьте милосердны, проявляйте сочувствие и сострадание к нуждающимся людям и животным! Спешите делать добро!

VI. Домашнее задание. Подготовьте сообщение о благотворительном фонде России. Есть ли такие в нашем городе Балаково?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!