СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Минеральное питание растений

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока, с использованием интерактивного пособия

Просмотр содержимого документа
«Минеральное питание растений»



Тема

Минеральное питание растений. Удобрения.

Цель

расширить представления учащихся о процессе питания на примере растений.

Задачи:

- обучающие: формировать у учащихся знания о почвенном питании растений как важнейшего процесса жизнедеятельности, познакомить с классификацией удобрений;

- развивающие: развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, анализировать полученную информацию, развивать навыки исследования, содействовать развитию у учащихся навыков ухода за растениями, способствовать развитию логического мышления обучающихся;

- воспитательные: продолжить формирование культуры общения с объектами живой природы, воспитывать чувство собственной ответственности, жизненное и профессиональное самоопределение школьников.

Планируемый результат


Предметные умения

УУД

В познавательной сфере: организовать деятельность учащихся по изучению процессов питания растений, разобрать классификацию и виды удобрений; давать определение понятиям.

В ценностно-ориентационной сфере:

Понимать ценность научного познания, его практической значимости, достоверности.



Личностные: Умение управлять своей познавательной деятельностью; самоконтроль и самооценка

Регулятивные:  Формировать умение ставить перед собой цели и анализировать условия достижения цели; Прогнозировать результат и оценивать уровень достижения результата; выделять и осознавать того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения

Познавательные:  Формировать умения анализировать, сравнивать, обобщать, выдвигать гипотезы, выделять главное, делать самостоятельные выводы; устанавливать взаимосвязь

Коммуникативные:  развитие коммуникативной культуры; осознание ценности совместной деятельности

Оборудование

Учебник Биология 6 класс «Линия жизни» В.В. Пасечник, презентация, видеоролики «Рост растений», «Корневое давление», опорные конспекты, маршрутный лист учащегося, интерактивное приложение «Минеральные удобрения», комнатные цветы, минеральные удобрения.

Тип урока:

Усвоение новых знаний

Вид урока:

Комбинированный

Форма работы

  1. Лабораторная работа

  2. Работа в группах

  3. Фронтальная работа

Индивидуальная работа


Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Мотивационный момент. Эмоциональный настрой учащихся

Просмотр видео фрагмента «Рост растений»

Какое настроение вызвало видео?

Какой процесс вы наблюдали на видео?

В каком случае происходит рост организмов?

Посмотрите на слайд, в чем различие этих растений?

А если учесть, что эти растения посадили в одно и то же время, при одинаковых климатических условиях.

Предположите, что им может не хватать?

Выдвижение гипотезы: рост растений зависит от сбалансированного питания


Питание — процесс получения организмом энергии и веществ через пищу. Энергия не создается и не уничтожается.

Примеры различного рода работы в организме: образование органических веществ, транспорт веществ, механическое сокращение мышц, деление клеток. Кроме энергии, во время питания организм получает вещества, необходимые для его роста и развития.

  1. Как получают растения питательные вещества?

  2. Каковы же особенности питания растений?

  3. В каких питательных веществах нуждается растение?

  4. Откуда растение берет неорганические вещества?

  5. А органические вещества?

  6. Действительно ли корни главнее листьев, т. к. осуществляют питание растений, а листья являются, чуть ли не бесполезным убором, украшением? Давайте разберёмся в этом.

  1. Формирование знаний, умений, навыков:

Вначале запишем тему урока: Минеральное питание растений. Удобрения.

Попробуйте сформулировать понятие - питание растений.


Питание растений - процесс поглощения и усвоения из окружающей среды химических элементов, необходимых для их жизни.


Какие вы знаете типы питания растений: воздушное (фотосинтез), почвенное (корневое)

Почвенное питание изучает целая наука – агрохимия. А специалистов этой науки называют агрохимиками. Я предлагаю вам пройти обучение основам агрохимии. А также пройти стажировку.

Заполнение маршрутного листа

Ответьте на вопросы:

  1. Что является органом почвенного питания? (корень)

  2. Каковы основные функции корня? (удерживает растение в почве и поглощает воду с минеральными веществами)

  3. Какая зона корня отвечает за поглощение воды с минеральными веществами? (зона всасывания)

  4. Каковы особенности ее строения? (наличие корневых волосков)

  5. Что такое корневые волоски?

  6. Что произойдет если повредить корневые волоски?

  7. Как правильно нужно пересадить растение, чтобы не повредить корневые волоски?

  8. Покажите стрелками на рисунке как другие органы растения получат поглощенные корнем воду и минеральные вещества?

  9. Но для того, чтобы поднять воду даже на небольшую высоту, нужна сила. Как же растению это удается?

Видеофрагмент «Корневое давление»

Запишите определение в маршрутный лист.

Может ли растение питаться водой? Почему?

Какие вещества поглощает корень?

Найдите в учебнике информацию о питании растений. Сформулируйте определение.


Корневое (почвенное) питаниеэто процесс получения растением при помощи корней водных растворов минеральных веществ.


Что такое минеральные вещества?


Вместе с водой в растения попадают растворимые минеральные соли, включающие такие химические элементы как фосфор, азот, калий и т. д. Они необходимы растению для построения более сложных веществ.

  1. Где растению взять эти минеральные вещества?

  2. Что такое почва?

  3. Каким главным свойством должна обладать почва?

  4. А если плодородие в почве не велико? Как помочь растению? (вносить удобрения в почву)

  5. Какие удобрения?


Заполнение маршрутного листа

Работа с учебником и схемой классификации удобрений (стр96).


Вносить удобрения необходимо строго по правилам, в определённый период года, в определённый период развития растения и в определённых дозах.


  1. Первичное закрепление знаний – практическая работа. Интерактивное пособие «Минеральное питание растений»

Итак, вы изучили теоретические основы агрохимии. А теперь я предлагаю вам пройти стажировку и применить полученные знания на практике.

Вам нужно рассчитать количество минерального удобрения и внести его в почву растения. Определить для чего растениям нужен азот, калий, фосфор.


Заполнение маршрутного листа


  1. Проверка знаний.

  • Перед вами 3 фото растений с повреждениями. Недостаток химических элементов вы сможете определить по схеме и таблице.

  • Определите, какие удобрения необходимы данным растениям для улучшения почвенного питания? Ответ обоснуйте.

  • А как вы думайте, что необходимо знать, чтобы определить необходимое удобрение?

  • Чтобы это узнать необходимо, определить каких химических элементов недостаточно в минеральном питании комнатного растения?

Итоги исследования

  1. Домашнее задание. Дальнейшую стажировку вы продолжите дома.

Пар 18, ответить на вопросы

Стр. 99 рубрика «Задания для любознательных»

Стр. 98 рубрика «Выполните задание»


На поле плохо растет пшеница. Листья маленькие, бледно зеленые. Что надо сделать, чтобы улучшить состояние растений?

  • На огороде выращивают картофель и капусту. Пришла пора вносить удобрения. Как вы думаете, одинаковые ли удобрения нужны этим культурам? Ответ обоснуйте.

  • У пшеницы хорошо развиваются стебли и листья, но плохо наливается зерно. Каких удобрений не хватает пшенице?

  • На листьях появляются бурые пятна, растение часто болеет. Какие удобрения необходимо применить?

  1. Рефлексия





Интерактивное пособие «Минеральное питание растений»

Работа в парах на ноутбуках с выходом в интернет

https://scratch.mit.edu/projects/952644598


Учащиеся должны рассчитать количество минерального удобрения (примеры в маршрутном листе). Ответы должны получиться 2:2:4 для N:K:P. Вносят полученные данные в программу и наблюдают за процессом, который происходит с растением. Делают выводы о влиянии калия, азота, фосфора на растения.


Если позволяет время, можно отвесить данное количество удобрений для полива комнатных растений в школе.


























_________________________________________________

Фамилия Имя


____________ ________________________

Класс Дата


Тема: «Минеральное питание растений. Удобрения».

Гипотеза___________________________________________________________________________


  1. Заполните пропуски в тексте.

Уникальность растений заключается в способности

образовывать ____________________________________.

Но этот процесс неосуществим без ___________________ питания.

У большинства представителей ___________________________ мира минеральное питание осуществляется с помощью _______________. Водные растения поглощают минеральные вещества всей __________________________________.


  1. Подпишите зоны корня.

Чего не хватает на одной из зон?

Дорисуйте части этой зоны корня.

Корневое давление – это ___________________

_________________________________________

_________________________________________

Покажите стрелками передвижение воды по корню.


  1. Дополни текст.

______________ - это верхний слой земли, обладающий особым свойством - ________________, способностью обеспечивать растения _________________________________ и ______________, создавать условия для их ________________________________. Минеральные вещества в почву не возвращаются, в результате она ________________________. Чтобы восполнить состав почвы её __________________. ________________ вносят в разные _____________.

  1. Заполни таблицу «Удобрения».

Удобрения

Характеристика

Примеры

Минеральные



Органические




  1. Х имик - лаборант готовил минеральные удобрения для подкормки комнатных растений.

На 2 литра воды необходимо добавить:

Азот ( -  ) : ( - ) =

Калий 1 : 2  +  ∙ 2  =

Фосфор 1 :  – 5 ∙ =


  1. Выполнив интерактивное задание, заполните схему.



  1. Определите, какие удобрения необходимы данным растениям для улучшения почвенного питания?



_____________________ _______________________ ____________________



  1. В ыбери верные утверждения.



  1. Сбор урожая человеком способствует истощению почвы.

  2. Температура поглощаемой из почвы воды влияет на

интенсивность этого процесса.

  1. Долгое перегнивание навоза позволяет увеличивать период между внесением удобрения в почву.

  2. Внешний вид растений не может указывать на недостаток тех или иных веществ в почву.

  3. Перед внесением удобрений в почву не нужно

проводить никаких подготовительных мероприятий.

  1. Переизбыток удобрений оказывает благоприятное воздействие на растении.







Домашнее задание

  1. Пар. 18, ответить на вопросы.

  2. Стр. 99 рубрика «Задания для любознательных»

  3. Стр. 98 рубрика «Выполните задание»




Рефлексия.


всё понятно

не всё понятно

есть много вопросов

необходимо повторить и уточнить

ничего не запомнил





















_________________________________________________

Фамилия Имя


____________ ________________________

Класс Дата


Тема: «Минеральное питание растений. Удобрения».

Гипотеза______________________________________________________________________


  1. З аполните пропуски в тексте.

Уникальность растений заключается в способности

образовывать ____________________________________.

Но этот процесс неосуществим без ___________________ питания.

У большинства представителей ___________________________ мира минеральное питание осуществляется с помощью _______________. Водные растения поглощают минеральные вещества всей __________________________________.


  1. Подпишите зоны корня.

Чего не хватает на одной из зон?

Дорисуйте части этой зоны корня.

Корневое давление – это ___________________

_________________________________________

_________________________________________

Покажите стрелками передвижение воды по корню.

  1. Дополни текст.

______________ - это верхний слой земли, обладающий особым свойством - ________________, способностью обеспечивать растения _________________________________ и ______________, создавать условия для их ________________________________. Минеральные вещества в почву не возвращаются, в результате она ________________________. Чтобы восполнить состав почвы её __________________. ________________ вносят в разные _____________.


  1. Заполни таблицу «Удобрения».

Удобрения

Характеристика

Примеры

Минеральные



Органические




  1. Х имик - лаборант готовил минеральные удобрения для подкормки комнатных растений.

На 2 литра воды необходимо добавить:

Азот ( -  ) : ( - ) =

Калий 1 : 2 +  ∙ 2  =

Фосфор 1 :  – 5 ∙ =


  1. Выполнив интерактивное задание, заполните схему.



  1. Определите, какие удобрения необходимы данным растениям для улучшения почвенного питания?


_____________________ _______________________ ____________________



  1. В ыбери верные утверждения.



  1. Сбор урожая человеком способствует истощению почвы.

  2. Температура поглощаемой из почвы воды влияет на

интенсивность этого процесса.

  1. Долгое перегнивание навоза позволяет увеличивать период между внесением удобрения в почву.

  2. Внешний вид растений не может указывать на недостаток тех или иных веществ в почву.

  3. Перед внесением удобрений в почву не нужно

проводить никаких подготовительных мероприятий.

  1. Переизбыток удобрений оказывает благоприятное воздействие на растении.








Домашнее задание

Пар. 18, ответить на вопросы.

Стр. 99 рубрика «Задания для любознательных»

Стр. 98 рубрика «Выполните задание»



Рефлексия.


всё понятно

не всё понятно

есть много вопросов

необходимо повторить и уточнить

ничего не запомнил




























Скачать

© 2024, 85 1

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!