СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Минеральные вещества

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: Формирование способностей усвоение и применение знаний по теме «Минеральные вещества»;Развивать эстетический вкус, внимательность; Воспитывать бережное отношение к продуктам, аккуратность, прививать навыки культуры труда.

Просмотр содержимого документа
«Минеральные вещества»

Технология

6 класс

Минеральные вещества


Цели: Формирование способностей усвоение и применение знаний по теме «Минеральные вещества»;Развивать эстетический вкус, внимательность; Воспитывать бережное отношение к продуктам, аккуратность, прививать навыки культуры труда.


Планируемые результаты:

Личностные УУД:

- обучающиеся осознают важность данной темы урока для ведения здорового образа жизни;

-осознание важности здорового образа жизни человека.

Регулятивные УУД: 

-развитие умений самостоятельно формулировать учебную проблему, цель, задачи урока, осуществлять поиск путей решения проблемы;

- планировать последовательность выполнения заданий;

-способность увидеть и исправить ошибку;

-адекватно относится к оценке.

Познавательные УУД: 

-развитие умений работать с различными источниками информации, анализировать информацию, выделять существенные признаки, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, развитие критического мышления.

Коммуникативные УУД: 

-развитие умений вести дискуссию;

-развитие умений интересно передавать информацию;

-умение слушать, вести диалог, излагать свое мнение, сотрудничать.


Тип урока:открытие новых знаний.

Оборудование: учебник, тетрадь, карточки «Минеральные вещества», презентация



1.Организационный момент

Приветствие. Проверка готовности к уроку.


2.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

-Какое значение имеет пища в жизни человека и как влияет её состав на здоровье человека? (ответы детей)

-Почему в рационе должны быть минеральные вещества? (ответы детей)

-Какими принципами в питании руководствуются в вашей семье?(ответы детей)

-Как вы думаете, какая тема урока? (ответы детей)

-Давайте мы с вами запишем тему урока, поставим цели и задачи на урок.


3.Актуализация опорных знаний.

«Мы живём не для того, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить» – Сократ.

-Как вы понимаете это высказывание? (ответы детей).


4.Первичное усвоение новых знаний

О витаминах и их значении для жизнедеятельности человеческого организма мы говорили в прошлом году. В этом году нам предстоит знакомство с минеральными веществами.

Минеральные вещества не обладают энергетической ценностью, но так же важны для организма, как витамины, белки, жиры и углеводы, и имеют большое значение для нормального физического и психического состояния человека.

В зависимости от количества минеральных веществ, необходимых для полноценного роста и развития человеческого организма, их делят на макроэлементы, микроэлементы и ультрамикроэлементы.

Макроэлементы — это вещества, обычно соли кальция и другие, входящие в состав костей, зубов, нервной ткани и других органов; участвуют в построении клеток, обмене веществ и многих важных физиологических процессах. Суточная потребность организма человека в макроэлементах составляет 2—3 г.

Потребность человека в этих минеральных веществах достигает 100 мг в сутки и выше. Одним из важнейших минеральных веществ является кальций (Са). Основное значение кальция – его участие в формировании костей скелета, где он является главным структурным элементом (содержание кальция в костях достигает 99 % от общего его количества в организме. Одним из решающих факторов, обусловливающих хорошее усвоение кальция, в особенности у детей раннего возраста, является витамин D. Лучше всего кальций всасывается из молока и молочных продуктов. Содержится также кальций и в зеленом луке, петрушке, фасоли. Значительно меньше в яйцах, мясе, рыбе, овощах, фруктах, ягодах.

Калий поддерживает работу сердечной мышцы, участвует в передаче нервных импульсов. Избыток калия проявляется нарушениями сердечного ритма, депрессией, путанице сознания, покалыванием в конечностях. Дефицит калия негативно отражается на работе почек, ЖКТ, нервной системы. Содержится в семенах подсолнечника, картофеле, бананах, абрикосах.

Натрий регулирует водно – солевой обмен: задерживает воду в организме.

Избыточное потребление вызывает повышение давления крови, повреждение кровеносных сосудов, нарушение кислотно-щелочного баланса. Признаки дефицита: мышечные спазмы, головные боли, диарея. Содержится в соли, сыре, говяжьей печени, яйце, говядине, шпинате.

Фосфор важен для формирования костей и зубов. Влияет на активность гормона роста. Дефицит приводит к болям в костях, тревожности, нервозности, бессоннице, затрудненному дыханию, онемению кожи. Содержится в овсяных печеньях, сыре, индейке.

Магний поддерживает работу нервной системы, мышечных сокращений. Избыток вызывает сонливость. Дефицит ведет к мышечным судорогам, повышению АД, утомляемости, раздражительности, тревожности, депрессии, потливости. Содержится в семенах тыквы, миндале, чечевице, шпинате.

Микроэлементы — это вещества, обычно соли железа, магния, фтора, иода, кобальта и другие, необходимые для усвоения витаминов и нормальной работы многих органов  человека. Потребность организма человека в микроэлементах — десятые доли миллиграмма в сутки. Нехватка каких-либо микроэлементов может нарушить баланс между другими минеральными веществами, повлиять на усвоение витаминов, и наоборот, недостаток витаминов приведёт к сбою в усвоении микроэлементов.

И самое главное, организм человека не может вырабатывать для своих нужд минеральные вещества, поэтому получать их он должен с пищей, причём в определённых соотношениях. Например, оптимально соотношение кальция и фосфора (усваивается практически полностью) в таких продуктах, как молоко, сыр, овощи, а вот в макаронах, крупах, хлебе это соотношение крайне неблагоприятно (неполное усвоение кальция и фосфора). Не менее важно соблюдать и последовательность приёма как различных продуктов питания, так и минерально-витаминного комплекса, чтобы одни компоненты пищи не мешали усвоению других.

К микроэлементам принято относить компоненты, которых организму требуется меньше 100 мг/сутки. Нужны клеткам и тканям организма Fe, Mn, Cu, I, Zn, Co, Mo и еще около 10 элементов. В организме содержатся малые количества ионов микроэлементов, но они выполняют важные биологические функции.

Железо участвует в синтезе гемоглобина. При недостатке развивается железодефицитная анемия. Пища, богатая железом (мясо, яичные желтки, шпинат, овсянка), не всегда помогает в случае анемии. Такова физиология человека, особенности пищеварения в кишечнике. Решение проблемы – употребление аптечных препаратов железа.Йод необходим для производства гормона щитовидной железы, здоровья кожи, для волос и ногтей. При избытке или недостатке йода страдают многие органы, нарушаются метаболические процессы. Содержится в морских водорослях, рыбе, моллюсках, молочных продуктах. В регионах, где в природных водах мало I, продают в супермаркетах йодированную соль. Другой метод восполнения дефицита – прием йодсодержащих пищевых добавок.

Бор предотвращает вымывание кальция из костей, улучшает память. При дефиците развиваются болезни суставов, снижается сопротивляемость бактериальным и грибковым инфекциям. Бора много в сухофруктах, бобовых, яблоках и помидорах.

Фтор участвует в построении костной и зубной ткани. При недостатке фтора развивается в первую очередь остеопороз, а также не заставят себя долго ждать кариес и обильная потеря волос. Содержится в морепродуктах.

Медь компонент ферментных систем. Участвует в метаболизме железа Медь содержится в рыбе, свекле, ракообразных, яичных желтках.

Недостаток или избыток в питании каких-нибудь минеральных веществ вызывает нарушение обмена белков, жиров, углеводов, что приводит к развитию ряда заболеваний. К причинам нарушения обмена минеральных веществ, даже при их достаточном количестве в пище, относятся:

-Однообразный рацион и другие погрешности в питании.

-Загрязнение или слишком тщательное очищение питьевой воды.

-Недостаток содержания минеральных веществ в воде и земной коре в различных регионах Земли.

-Употребление алкоголя и лекарственных средств.

-Потеря минеральных компонентов при кровотечениях.


Применение методов кулинарной обработки пищевых продуктов, обуславливающих потери минеральных веществ (например, размораживание в горячей воде – мяса, рыбы; удаление отвара овощей и фруктов).

«Мал золотник, да дорог»

Содержание минеральных веществ в большинстве продуктов составляет лишь 1% от массы съедобной части.

Энергетической ценности они не представляют (в отличие от жиров, углеводов и белков). Однако без макро и микроэлементов невозможна жизнь человека.

Помните


Потребность организма в микроэлементах очень мала. Их избыток может вызвать тяжёлое отравление. В случае пищевого отравления необходимо немедленно обратиться к врачу.

Ультрамикроэлементы(торий, золото, серебро, ртуть, свинец, рубидий и др.) в организме человека содержатся в очень малом количестве.

Роль минеральных веществ в жизнедеятельности человеческого организма, потребность в этих веществах и продукты питания, в которых они содержатся, представлены в таблице 7.1.

Минеральные вещества


Минеральные вещества

Влияние на организм человека

Продукты, содержащие минеральные вещества

Макроэлементы

Кальций

Образование костной и зубной ткани, составная часть крови

Молоко, творог, сыры, овощи, фрукты, яичный желток

Фосфор

Образование костной ткани, функции нервной и мозговой ткани, мышц и печени

Мясо, молочные продукты, рыба, яйца, сыр, фасоль

Натрий

Регулирование водно-солевого обмена: задерживает воду в организме, участвует в образовании желудочного сока

Поваренная соль

Калий

Регулирование водного обмена: выводит жидкость из организма, поддерживает работу сердечной мышцы и почек

Абрикосы, курага, шиповник, бананы, чёрная смородина, грецкие орехи, фасоль, горох

Хлор

Нормализация водного обмена

Яйца, молоко, сыр

Магний

Формирование костной и нервной ткани

Овощи, горох, фасоль, крупы, макароны, хлеб грубого помола

Микроэлементы

Железо

Образование красных кровяных телец (гемоглобина), укрепление иммунной защиты организма

Печень, почки, икра чёрная и красная, яблоки, мясо, орехи, яйца, сушёные фрукты, овощи зелёного цвета (зелёный лук, капуста брокколи)

Йод

Выработка гормонов щитовидной железой,которая регулирует клеточный обмен веществ, уровень холестерина и жироподобных веществ в крови, влияет на обмен витамина С, количество красных кровяных телец в крови

Морская капуста, морская рыба, рыбий жир, овощи

Фтор

Построение костной и зубной ткани

Морепродукты

Хром

Превращение сахара в энергию, стабилизация содержания сахара в крови

Орехи, морепродукты, мясо, сыр, овощи, продукты из муки грубого помола

Марганец

Влияние на обмен и усвоение жиров, белков и углеводов, стимулирование процессов роста (образование белков)

Крупы, бобовые, орехи, овощи, фрукты, печень

Медь

Участие в образовании крови, обмене веществ

Говяжья печень, говядина, рыба, фасоль, горох, овсяная и гречневая крупы

Цинк

Входит в состав гормона инсулина, принимает участие в углеводном обмене, в процессах дыхания и размножения. Дефицит в рационе приводит к задержке роста молодого организма

Печень, говядина, яйца, бобовые, лесной орех


Физкультминутка.


5.Первичная проверка понимания

Самостоятельная работа.

Задание 1

Прочитайте текст и ответьте на вопрос. Почему европейские страны запрещают продажу газированной сладкой воды и фастфуда?

Сейчас производители быстрой еды (фастфуда) подвергаются критике. Им советуют изменить рецептуру продуктов, сократив содержание компонентов с сомнительной пользой. И многие подчиняются. В Англии даже идёт разговор о полном запрете рекламы быстрой еды. Некоторые европейские страны уже запретили продажу газированной сладкой воды и фастфуда рядом со школами.

Задание 2

Подготовьте сообщение об истории появления зерновых культур. Свой рассказ можете сопроводить компьютерной презентацией.

Задание 3

Подготовьте 5—6 пословиц о крупах и каше.

6.Первичное закрепление

Опрос

Почему с пищей в организм должны ежедневно поступать минеральные вещества?

Объясните, какие процессы в организме человека поддерживаются благодаря участию в них минеральных веществ.

На какие группы принято делить минеральные вещества?

Почему в детском, юношеском и пожилом возрасте очень важно употреблять в пищу продукты, богатые кальцием? Что это за продукты?

К каким нарушениям здоровья может привести недостаток йода в организме человека?

Оценивание


7.Информация о д/з, инструктаж по его выполнению

Составить кроссворд «Минеральные вещества»


8.Рефлексия (подведение итогов)

Продолжи фразу…

Я научилась…

Мне понравилось…

Мне не понравилось..

У меня получилось….

У меня не получилось….


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!