Технология
6 класс
Минеральные вещества
Цели: Формирование способностей усвоение и применение знаний по теме «Минеральные вещества»;Развивать эстетический вкус, внимательность; Воспитывать бережное отношение к продуктам, аккуратность, прививать навыки культуры труда.
Планируемые результаты:
Личностные УУД:
- обучающиеся осознают важность данной темы урока для ведения здорового образа жизни;
-осознание важности здорового образа жизни человека.
Регулятивные УУД:
-развитие умений самостоятельно формулировать учебную проблему, цель, задачи урока, осуществлять поиск путей решения проблемы;
- планировать последовательность выполнения заданий;
-способность увидеть и исправить ошибку;
-адекватно относится к оценке.
Познавательные УУД:
-развитие умений работать с различными источниками информации, анализировать информацию, выделять существенные признаки, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, развитие критического мышления.
Коммуникативные УУД:
-развитие умений вести дискуссию;
-развитие умений интересно передавать информацию;
-умение слушать, вести диалог, излагать свое мнение, сотрудничать.
Тип урока:открытие новых знаний.
Оборудование: учебник, тетрадь, карточки «Минеральные вещества», презентация
1.Организационный момент
Приветствие. Проверка готовности к уроку.
2.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
-Какое значение имеет пища в жизни человека и как влияет её состав на здоровье человека? (ответы детей)
-Почему в рационе должны быть минеральные вещества? (ответы детей)
-Какими принципами в питании руководствуются в вашей семье?(ответы детей)
-Как вы думаете, какая тема урока? (ответы детей)
-Давайте мы с вами запишем тему урока, поставим цели и задачи на урок.
3.Актуализация опорных знаний.
«Мы живём не для того, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить» – Сократ.
-Как вы понимаете это высказывание? (ответы детей).
4.Первичное усвоение новых знаний
О витаминах и их значении для жизнедеятельности человеческого организма мы говорили в прошлом году. В этом году нам предстоит знакомство с минеральными веществами.
Минеральные вещества не обладают энергетической ценностью, но так же важны для организма, как витамины, белки, жиры и углеводы, и имеют большое значение для нормального физического и психического состояния человека.
В зависимости от количества минеральных веществ, необходимых для полноценного роста и развития человеческого организма, их делят на макроэлементы, микроэлементы и ультрамикроэлементы.
Макроэлементы — это вещества, обычно соли кальция и другие, входящие в состав костей, зубов, нервной ткани и других органов; участвуют в построении клеток, обмене веществ и многих важных физиологических процессах. Суточная потребность организма человека в макроэлементах составляет 2—3 г.
Потребность человека в этих минеральных веществах достигает 100 мг в сутки и выше. Одним из важнейших минеральных веществ является кальций (Са). Основное значение кальция – его участие в формировании костей скелета, где он является главным структурным элементом (содержание кальция в костях достигает 99 % от общего его количества в организме. Одним из решающих факторов, обусловливающих хорошее усвоение кальция, в особенности у детей раннего возраста, является витамин D. Лучше всего кальций всасывается из молока и молочных продуктов. Содержится также кальций и в зеленом луке, петрушке, фасоли. Значительно меньше в яйцах, мясе, рыбе, овощах, фруктах, ягодах.
Калий поддерживает работу сердечной мышцы, участвует в передаче нервных импульсов. Избыток калия проявляется нарушениями сердечного ритма, депрессией, путанице сознания, покалыванием в конечностях. Дефицит калия негативно отражается на работе почек, ЖКТ, нервной системы. Содержится в семенах подсолнечника, картофеле, бананах, абрикосах.
Натрий регулирует водно – солевой обмен: задерживает воду в организме.
Избыточное потребление вызывает повышение давления крови, повреждение кровеносных сосудов, нарушение кислотно-щелочного баланса. Признаки дефицита: мышечные спазмы, головные боли, диарея. Содержится в соли, сыре, говяжьей печени, яйце, говядине, шпинате.
Фосфор важен для формирования костей и зубов. Влияет на активность гормона роста. Дефицит приводит к болям в костях, тревожности, нервозности, бессоннице, затрудненному дыханию, онемению кожи. Содержится в овсяных печеньях, сыре, индейке.
Магний поддерживает работу нервной системы, мышечных сокращений. Избыток вызывает сонливость. Дефицит ведет к мышечным судорогам, повышению АД, утомляемости, раздражительности, тревожности, депрессии, потливости. Содержится в семенах тыквы, миндале, чечевице, шпинате.
Микроэлементы — это вещества, обычно соли железа, магния, фтора, иода, кобальта и другие, необходимые для усвоения витаминов и нормальной работы многих органов человека. Потребность организма человека в микроэлементах — десятые доли миллиграмма в сутки. Нехватка каких-либо микроэлементов может нарушить баланс между другими минеральными веществами, повлиять на усвоение витаминов, и наоборот, недостаток витаминов приведёт к сбою в усвоении микроэлементов.
И самое главное, организм человека не может вырабатывать для своих нужд минеральные вещества, поэтому получать их он должен с пищей, причём в определённых соотношениях. Например, оптимально соотношение кальция и фосфора (усваивается практически полностью) в таких продуктах, как молоко, сыр, овощи, а вот в макаронах, крупах, хлебе это соотношение крайне неблагоприятно (неполное усвоение кальция и фосфора). Не менее важно соблюдать и последовательность приёма как различных продуктов питания, так и минерально-витаминного комплекса, чтобы одни компоненты пищи не мешали усвоению других.
К микроэлементам принято относить компоненты, которых организму требуется меньше 100 мг/сутки. Нужны клеткам и тканям организма Fe, Mn, Cu, I, Zn, Co, Mo и еще около 10 элементов. В организме содержатся малые количества ионов микроэлементов, но они выполняют важные биологические функции.
Железо участвует в синтезе гемоглобина. При недостатке развивается железодефицитная анемия. Пища, богатая железом (мясо, яичные желтки, шпинат, овсянка), не всегда помогает в случае анемии. Такова физиология человека, особенности пищеварения в кишечнике. Решение проблемы – употребление аптечных препаратов железа.Йод необходим для производства гормона щитовидной железы, здоровья кожи, для волос и ногтей. При избытке или недостатке йода страдают многие органы, нарушаются метаболические процессы. Содержится в морских водорослях, рыбе, моллюсках, молочных продуктах. В регионах, где в природных водах мало I, продают в супермаркетах йодированную соль. Другой метод восполнения дефицита – прием йодсодержащих пищевых добавок.
Бор предотвращает вымывание кальция из костей, улучшает память. При дефиците развиваются болезни суставов, снижается сопротивляемость бактериальным и грибковым инфекциям. Бора много в сухофруктах, бобовых, яблоках и помидорах.
Фтор участвует в построении костной и зубной ткани. При недостатке фтора развивается в первую очередь остеопороз, а также не заставят себя долго ждать кариес и обильная потеря волос. Содержится в морепродуктах.
Медь компонент ферментных систем. Участвует в метаболизме железа Медь содержится в рыбе, свекле, ракообразных, яичных желтках.
Недостаток или избыток в питании каких-нибудь минеральных веществ вызывает нарушение обмена белков, жиров, углеводов, что приводит к развитию ряда заболеваний. К причинам нарушения обмена минеральных веществ, даже при их достаточном количестве в пище, относятся:
-Однообразный рацион и другие погрешности в питании.
-Загрязнение или слишком тщательное очищение питьевой воды.
-Недостаток содержания минеральных веществ в воде и земной коре в различных регионах Земли.
-Употребление алкоголя и лекарственных средств.
-Потеря минеральных компонентов при кровотечениях.
Применение методов кулинарной обработки пищевых продуктов, обуславливающих потери минеральных веществ (например, размораживание в горячей воде – мяса, рыбы; удаление отвара овощей и фруктов).
«Мал золотник, да дорог»
Содержание минеральных веществ в большинстве продуктов составляет лишь 1% от массы съедобной части.
Энергетической ценности они не представляют (в отличие от жиров, углеводов и белков). Однако без макро и микроэлементов невозможна жизнь человека.
Помните
Потребность организма в микроэлементах очень мала. Их избыток может вызвать тяжёлое отравление. В случае пищевого отравления необходимо немедленно обратиться к врачу.
Ультрамикроэлементы(торий, золото, серебро, ртуть, свинец, рубидий и др.) в организме человека содержатся в очень малом количестве.
Роль минеральных веществ в жизнедеятельности человеческого организма, потребность в этих веществах и продукты питания, в которых они содержатся, представлены в таблице 7.1.
Минеральные вещества
Минеральные вещества | Влияние на организм человека | Продукты, содержащие минеральные вещества |
Макроэлементы |
Кальций | Образование костной и зубной ткани, составная часть крови | Молоко, творог, сыры, овощи, фрукты, яичный желток |
Фосфор | Образование костной ткани, функции нервной и мозговой ткани, мышц и печени | Мясо, молочные продукты, рыба, яйца, сыр, фасоль |
Натрий | Регулирование водно-солевого обмена: задерживает воду в организме, участвует в образовании желудочного сока | Поваренная соль |
Калий | Регулирование водного обмена: выводит жидкость из организма, поддерживает работу сердечной мышцы и почек | Абрикосы, курага, шиповник, бананы, чёрная смородина, грецкие орехи, фасоль, горох |
Хлор | Нормализация водного обмена | Яйца, молоко, сыр |
Магний | Формирование костной и нервной ткани | Овощи, горох, фасоль, крупы, макароны, хлеб грубого помола |
Микроэлементы |
Железо | Образование красных кровяных телец (гемоглобина), укрепление иммунной защиты организма | Печень, почки, икра чёрная и красная, яблоки, мясо, орехи, яйца, сушёные фрукты, овощи зелёного цвета (зелёный лук, капуста брокколи) |
Йод | Выработка гормонов щитовидной железой,которая регулирует клеточный обмен веществ, уровень холестерина и жироподобных веществ в крови, влияет на обмен витамина С, количество красных кровяных телец в крови | Морская капуста, морская рыба, рыбий жир, овощи |
Фтор | Построение костной и зубной ткани | Морепродукты |
Хром | Превращение сахара в энергию, стабилизация содержания сахара в крови | Орехи, морепродукты, мясо, сыр, овощи, продукты из муки грубого помола |
Марганец | Влияние на обмен и усвоение жиров, белков и углеводов, стимулирование процессов роста (образование белков) | Крупы, бобовые, орехи, овощи, фрукты, печень |
Медь | Участие в образовании крови, обмене веществ | Говяжья печень, говядина, рыба, фасоль, горох, овсяная и гречневая крупы |
Цинк | Входит в состав гормона инсулина, принимает участие в углеводном обмене, в процессах дыхания и размножения. Дефицит в рационе приводит к задержке роста молодого организма | Печень, говядина, яйца, бобовые, лесной орех |
Физкультминутка.
5.Первичная проверка понимания
Самостоятельная работа.
Задание 1
Прочитайте текст и ответьте на вопрос. Почему европейские страны запрещают продажу газированной сладкой воды и фастфуда?
Сейчас производители быстрой еды (фастфуда) подвергаются критике. Им советуют изменить рецептуру продуктов, сократив содержание компонентов с сомнительной пользой. И многие подчиняются. В Англии даже идёт разговор о полном запрете рекламы быстрой еды. Некоторые европейские страны уже запретили продажу газированной сладкой воды и фастфуда рядом со школами.
Задание 2
Подготовьте сообщение об истории появления зерновых культур. Свой рассказ можете сопроводить компьютерной презентацией.
Задание 3
Подготовьте 5—6 пословиц о крупах и каше.
6.Первичное закрепление
Опрос
Почему с пищей в организм должны ежедневно поступать минеральные вещества?
Объясните, какие процессы в организме человека поддерживаются благодаря участию в них минеральных веществ.
На какие группы принято делить минеральные вещества?
Почему в детском, юношеском и пожилом возрасте очень важно употреблять в пищу продукты, богатые кальцием? Что это за продукты?
К каким нарушениям здоровья может привести недостаток йода в организме человека?
Оценивание
7.Информация о д/з, инструктаж по его выполнению
Составить кроссворд «Минеральные вещества»
8.Рефлексия (подведение итогов)
Продолжи фразу…
Я научилась…
Мне понравилось…
Мне не понравилось..
У меня получилось….
У меня не получилось….