СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мир деятельности (русский язык)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной деятельности на закрепление материала освоения основной программы

Просмотр содержимого документа
«Мир деятельности (русский язык)»

И .о. начальника управления по социальной работе администрации Чамзинского муниципального района _________________ _________________ /С.В.Гордяйкина/


М униципальное Бюджетное общеобразовательное учреждение

«Комсомольская средняя общеобразовательная школа №1»

Чамзинского муниципального района

Республики Мордовия




Учитель начальных классов

Аникина Татьяна Ивановна



Рабочая программа по русскому языку 4 класс «Мир деятельности» составлена учителем начальных классов Аникиной Т.И.


Одарённые дети – это дети, обладающие врождёнными высокими интеллектуальными, физическими, художественными, творческими, коммуникативными способностями.

Детская одаренность – это важнейшая мировая, комплексная, психолого-педагогическая и социально-общественная проблема во всех развитых странах

Выдающиеся умственные проявления ребенка могут оказаться лишь чем-то временным. В ходе возрастного развития – вместе с укреплением и обогащением свойств интеллекта, подъемом их на новый уровень – происходит и ограничение, а то и утрата некоторых детских возможностей.

Тем не менее, необходимо диагностировать и выявлять одаренных детей не только потому, что они являются творческим и умственным потенциалом своей страны, но и для того, чтобы устранить дискомфорт, который может возникнуть в общении с обыкновенными детьми. Младший школьный возраст – период впитывания, накопления знаний, период успешного выполнения этой важной жизненной функции, которой благоприятствуют характерные способности детей этого возраста, доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. У младших школьников каждая из отмеченных способностей выступает, главным образом, своей положительной стороной, и это неповторимое своеобразие данного возраста.

Однако ранние признаки способностей не могут оставлять равнодушными родителей, педагогов – ведь они могут указывать на предпосылки подлинного таланта.

Чтобы лучше понимать таких детей, нужно, прежде всего, знать и учитывать возрастные особенности детской психики. Стремительный подъем умственных сил по мере взросления можно наблюдать у всех детей. У младших школьников, за немногие годы, поначалу с помощью и под руководством старших, – формируются сложнейшие свойства ума, бесчисленные навыки, многообразнейшие чувства... Обогащение психики идет в таком темпе, который будет уже недоступен в зрелые годы.

В детстве многие дети талантливы. В творчестве маленького ребенка есть нечто художественно ценное, роднящее его с подлинным искусством.

Важно вовремя понять ребенка, понять его детский мир фантазий и сказочных превращений. Входя в этот мир, соприкасаясь с ним, не разрушить его необдуманным словом или поступком. Свое отношение, переживание, оценку ребенок может выразить через цвет. И это хорошо просматривается в творческих работах детей.

Необходимо проявить внимание к работам (поделкам, рисункам) детей. Сохранять самые удачные из них. Сравнивая работы ребенка, его интересы, можно получить возможность проследить развитие творческого самовыражения ребенка за определенный отрезок времени, проследить динамику его интересов. Творчество ребенка может затихать, угасать в случае смены интересов, увлечений ребенка или из-за отсутствия интереса со стороны родителей, или из-за насмешек и критических замечаний взрослых.



Программа работы с одаренными детьми по русскому создана на основе:

  1. Федерального компонента государственного стандарта начального образования.

  2. Закона РФ «Об образовании».

  3. Закона РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

  4. Подпрограммы "Одаренные дети" федеральной целевой программы "Дети России".


В основу разработки данной программы положена основа рабочей концепция одаренности, разработанной по заказу Министерства образования Российской Федерации Институтом психологии РАН, факультетом психологии МГУ, Психологическим институтом РАО. В составе авторов концепции: Д.Б. Богоявленская, доктор психологических наук, профессор; В.Д. Шадриков, доктор психологических наук, действительный член РАО; Холодная М.А., доктор психологических наук, профессор.

Программа позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть «волшебство знакомых слов»; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к русскому языку должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания и совершенствовать свою речь.

Программа для учащихся 3-х классов ставит следующие задачи:

развитие интереса к русскому языку как учебному предмету;

расширение и углубление программного материала;

воспитание любви к великому русскому языку;

пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка и над своей речью;

совершенствование общего языкового развития младших школьников.

Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

занимательность;

научность;

сознательность и активность;

наглядность;

доступность;

связь теории с практикой;

индивидуальный подход к учащимся.

Занятия 1 раз в неделю. За год 34 занятия. Продолжительность каждого занятия 40 минут.


Цель работы с одарёнными детьми:

  • создать условия для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями.

  • развитие интеллектуально-творческого потенциала учащихся младшего школьного возраста.


Задачи:

  • изучение природы детской одаренности;

  • выявление и отбор как собственно одаренных и талантливых детей, так и способных, создание условий для развития творческого потенциала личности таких школьников;

  • разработка научно-методического обеспечения диагностики, обучения и развития одаренных детей;

  • создание базы данных в рамках Программы;

  • внедрение в учебный процесс интерактивных технологий;

  • развитие сферы дополнительного образования, удовлетворяющего потребности, интересы детей.

  • развитие целостной картины мира;

  • развитие творческого критического и абстрактно-логического мышления, способности к решению проблем;

  • развитие способности к самостоятельному обучению и исследовательской работе, обучение исследовательским навыкам и умениям;

  • развитие способностей к самопознанию и самопониманию, формирование положительной "Я – концепции".


Принципы работы с одарёнными детьми:

  • индивидуализация обучения (наличие индивидуального плана обучения учащихся).

  • принцип опережающего обучения.

  • принцип комфортности в любой деятельности.

  • принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей

  • учащихся.

  • возрастание роли внеурочной деятельности.

  • принцип развивающего обучения.

  • внедрение новых педагогических технологий в образовательный процесс.

  • усложнения содержания учебной деятельности;

  • паритета заданий дивергентного и конвергентного типа;

  • доминирование развивающих возможностей над информационной насыщенностью;

  • ориентация на потребности ребёнка;

  • максимальное расширение круга интересов;

  • доминирование собственной исследовательской практики над репродуктивным усвоением знаний;

  • сочетание индивидуальной учебной и исследовательской учебной деятельности с её полноценными формами;

  • ориентация на соревновательность, актуализация лидерских возможностей учащихся.  



Формы выявления одаренных детей:


  • наблюдение;

  • общение с родителями;

  • работа психолога: тестирование, анкетирование, беседа;

  • олимпиады, конкурсы, соревнования, научно-практические конференции.


Модель одаренного ребенка:

  • личность, здоровая физически, духовно - нравственно и социально;

  • личность, способная самостоятельно находить выход из проблемной ситуации, осуществить поисковую деятельность, проводить исследова­ния, рефлексию деятельности, владеющими средствами и способами исследовательского труда;

  • личность, способная осуществить самостоятельную дея­тельность;

  • личность, обладающая разносторонним интеллектом, компенсаторны­ми способностями, высоким уровнем культуры;

  • личность, руководствующаяся в своей жизнедеятельности общечелове­ческими ценностями и нормами, воспринимающая и другого человека как личность, имеющую право на свободу выбора, самовыражения;

  • личность, готовая к осознанному выбору и освоению профессиональ­ных образовательных программ отдельных областей знаний с учетом склонностей, сложившихся интересов и индивидуальных возможно­стей.


В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности. 
Вот почему методы и формы работы учителя должны способствовать решению обозначенной задачи.

Для этой категории детей предпочтительны методы работы:

-исследовательский;
-частично-поисковый;
-проблемный;
-проективный;

Формы работы:
- классно-урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые задания, творческие задания;
- консультирование по возникшей проблеме;
- дискуссия;
- игры.

-предметные олимпиады;
-интеллектуальные марафоны;
-различные конкурсы и викторины;
-словесные игры и забавы;
-проекты по различной тематике;
-ролевые игры;
-индивидуальные творческие задания.

Эти методы и формы дают возможность одарённым учащимся выбрать подходящие формы и виды творческой деятельности. Выявление одаренных детей проводится уже в начальной школе на основе наблюдений, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления и общения с родителями. Учитель уделяет внимание особенностям развития ребенка в познавательной сфере. 


Обучение одаренных детей.

Возникает много сложностей в обучении одарённых детей. Образуются определенные пробелы в знаниях, умениях и навыках, не обеспечивается должная систематичность в их усвоении.

  • Приходится иметь дело с различиями в физическом и нравственном развитии одаренного ребенка и его одноклассников. Прежде всего необходимо, чтобы во всех классах, где есть такие дети, учителя как минимум прошли соответствующую курсовую подготовку

  • Создание для детей с повышенными способностями особых классов в структуре массовой общеобразовательной школе. Сейчас этот путь внедряется во многих школах. Одной из его положительных черт можно назвать то, что проблема обучения и воспитания одаренных детей не рассматривается изолированно от судьбы детей с менее развитыми способностями. Да и сама структура обучения и воспитания детей разных уровней развития должна быть не только дифференцированной, но и единой.

  • Необходимо обеспечить благоприятную психологическую атмосферу в классном коллективе, поощрять ребёнка за оригинальные идеи. Не стоит сдерживать инициативу детей и не делать за них то, что они могут сделать самостоятельно.  

  • Следует придерживаться индивидуального подхода к одарённым детям

  • Внедрение ролевых игр является эффективным средством развития детей.

  • Обучить детей границам допустимого поведения. Разумные границы поведения дают детям чувство защищённости, снижают напряжённость и предотвращают агрессивность.

  • Научить детей прослеживать межпредметные связи.

Программа предназначена для работы с учащимися 3 классов. При составлении программы в качестве методической основы использованы модели обучения одаренных детей раннего возраста, разработанные американскими психологами Р. Гилфордом «Структура интеллекта», Дж. Рензулли «Три вида обогащения содержания образования», Б. Блума «Таксономия цели», а также теоретические положения программы «Одарённый ребёнок в массовой школе» профессора МГПУ А.И. Савенкова, рекомендации «Рабочей концепции одарённости» программы «Дети России».


Русский язык

 

Содержательный уровень состоит из двух частей:

 

  • Секреты русского языка.

  • Когнитивная сфера.

 

«Секреты русского языка» состоит из трёх разделов: «Лексика и фразеология», «Состав слова и словообразование», «Речевое творчество». Практическая часть каждой темы представленных разделов осуществляется через решение лингвистических задач из сборника «Подумай и ответь», составленного Л.А. Шкатовой. Данные задачи способствуют развитию интереса к лингвистике, учат анализировать занимательные языковые факты, помогают понять строй языка.

Раздел «Лексика и фразеология» необходим для изучения в связи с тем, что при выполнении олимпиадных работ задания, связанные с лексикой и фразеологией, вызывают у учащихся значительные затруднения. Кроме того, темы данного раздела вызывают особый интерес у учащихся и сознательное желание дополнительно познакомиться с этими разделами науки о языке. Занимаясь лексикой и фразеологией, учащиеся повышают культуру речи, развивают умение пользоваться справочной литературой, обогащают словарный и фразеологический запас. В ходе изучения у учащихся формируется интерес к работе как исследователей языка и закладывается профессиональный интерес к занятиям лингвистикой – наукой огромной социальной значимости. Лексические и фразеологические умения формируются с помощью специальных упражнений, среди которых следующие:


  • Нахождение изучаемого лексического явления среди слов в словосочетании, предложении, тексте. Чтобы выполнить это упражнение, учащиеся должны знать отличительные признаки каждого из лексических явлений.

  • Подбор примеров, иллюстрирующих изучаемое лексическое явление. Слова для этого упражнения учащиеся подбирают либо из печатных источников (учебников, словарей, газет), либо по памяти.

  • Определение роли изучаемого лексического явления в тексте.

  • Группировка изучаемых лексических явлений.

  • Нахождение и исправление лексических ошибок.

  • Составление таблиц.

  • Нахождение слов в словаре.

  • Составление словарной статьи знакомого слова.

  • Составление кроссвордов.


В разделе «Состав слова и словообразование» используется занимательный дидактический материал, способствующий развитию лингвистического мышления, внимания к слову, юмора и воображения.

Раздел «Речевое творчество» реализуется через курс «Мир фантазий», разработанный С. Гин. Основой курса являются приемы нахождения новых идей, в том числе развития воображения на базе ТРИЗ (теории решения изобретательских задач). Предлагаемый материал позволяет достаточно быстро и легко научить детей алгоритмам создания собственных творческих продуктов: сочинению загадок, игр, сказок и др.


Лексика и фразеология.

Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова. Омонимы, омографы, омоформы, омофоны. Словари омонимов. Синонимы. Возникновение синонимов. Разновидности синонимов. Словари синонимов. Антонимы. Разновидности антонимов. Словари антонимов. Исконно русские слова в русском языке. Иноязычные слова в русском языке. Диалектные слова. Устаревшие слова. Заимствованные слова. Неологизмы. Фразеология как раздел русского языка. Фразеологизм как единица русского языка. Фразеологические словари. Многозначность и омонимия фразеологизмов. Синонимия и антонимия фразеологизмов.

 

Занимательное словообразование.

Как устроены слова. Детское словотворчество. Секреты дедушки Корня. Слова-родственники. Кто командует корнями? Корень и «главное» правило или «Не лезьте за словом в карман!». «Пересаженные» корни. Приставки-труженицы. Суффиксы-работяги. Сложение бывает не только в арифметике. Почему мы так говорим?

 

Речевое творчество. Мир фантазии.

Понятие о фантазировании. Понятие о психологической инерции. Развитие ассоциативности. Критерии новизны. Ассоциативные загадки. Метафоры. Значение ассоциативности. Развитие ассоциативности: обобщение. Приём «Морфологический анализ». Конструктор игры. Придумывание сказок. Признаки объектов. Действия объектов. Метод фокальных объектов. Приём фантазирования Дж. Родари. «Круги на воде».

 

Учебно- тематическое планирование по русскому языку

(4 класс, 1 час в неделю, 34 ч в год)


1

Тема занятия

Общее количество часов

Теория

Практика

1

Грамматика

2

2

2

2

Ударение

1

1

1

3

Лексика

10

2

8

4

Фразеология

3

1

2

5

Состав слова

6

1

5

6

Словообразование.


2

1

1

7

Речевое творчество, мир фантазий

5

1

4

8

Фантазирование и прогнозирование.


4

1

3

9

Кроссворды

1

1

1

Итого

34

11

27

Ожидаемые результаты


  1. Создание банка данных, включающих в себе сведения о детях с различными типами одаренности.


  1. Разработка и реализация специализированных, индивидуальных и дифференцированных программ поддержки и развития одаренных детей, создание системы взаимодействия с дошкольными учреждениями, начальной и средней школой, учреждениями дополнительного образования, родителями учащихся.

  2. Использование системы диагностики для выявления и отслеживания различных типов одаренности.


  1. Разработка системы подготовки педагогов для целенаправленной работы с детьми, склонными к творческой, интеллектуальной, художественно-эстетической и исследовательской деятельности.


  1. Обобщение и систематизация материалов педагогической практики.


  1. Занятия должны помочь учащимся:

  • углубить основные базовые знания по русскому языку;

  • формировать творческое мышление;

  • помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;

  • способствовать успешному выступлению на олимпиадах, играх, конкурсах



Критерии оценки выполнения программы


Оценка результативности осуществляется по системе критериальных признаков, сущность которых сводится к следующему: эффективность программы определяется продуктивностью и качественным ростом каждого одаренного ребенка. То есть, успешность выполнения цели определяется тем, насколько программа повышает для одаренного ребенка шансы вырасти в одаренного взрослого, для которого характерно, во-первых, сформированное понятийное мышление, во-вторых, устойчиво высокая творческая продуктивность, в-третьих, стабильная лидерская позиция. Ни одна из этих трех позиций не может быть сформирована без позитивной «Я-концепции».












Критерии

Показатели

Методика изучения

Самоактуализированность личности

  1. Умение и стремление учащихся к познанию и проявлению своих возможностей.

  2. Креативность личности ребенка, наличие высоких достижений в одном или нескольких видах деятельности.

  3. Наличие адекватной положительной самооценки, уверенности в своих силах и возможностях.

  4. Способность к рефлексии.

  5. Мотивационная сфера: учебная мотивация, мотивация интеллектуально-познавательного плана, мотивация общения и поведения.

  6. Уровень коммуникативной культуры

    • Тест оценки потребности в достижении, метод экспертной оценки.

    • Краткий тест творческого мышления П.Торренса (фигурная форма), папка достижений учащихся.

    • Опросник субъектного отношения одаренного ребенка к деятельности, самому себе и окружающим.

    • Метод незаконченного предложения.

    • Тест «Исследование школьной мотивации».

Удовлетворенность учащихся, педагогов и родителей жизнедеятельностью одаренных детей в школе

  1. Удовлетворенность педагогов содержанием, организацией и условиями деятельности в рамках программы, взаимоотношениями в школьном сообществе.

  2. Комфортность, защищенность личности одаренного школьника, его отношение к основным сторонам жизнедеятельности в школе.

  3. Удовлетворенность родителей результатами обучения, воспитания и развития своего ребенка.

    • Изучение удовлетворенности педагогов и родителей жизнедеятельностью в школе.

    • Изучение удовлетворенности учащихся жизнью в школе.

    • Тест школьной тревожности Филипса.

Конкурентоспособ -ность одаренных учащихся

  1. Эффективность и качество подготовки одаренных учащихся.

  2. Участие учащихся, педагогов в конкурсах, олимпиадах и т.д.

  3. Социальный опыт. Содержание и характер дальнейшей деятельности одаренных детей.

    • Методики статистического анализа данных, их динамика.



Список используемой литературы при разработке данной программы:


  1. Ундзенкова А. В., Сагирова О. В. Русский с увлечением. Учимся играя.

  2. Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.

  3. Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996 г.

  4. Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва “Просвещение”, 1991 г.

  5. Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н. Донецк. ПКФ “БАО”, 1997 г.

  6. Журналы: “Начальная школа”, “Веселые картинки”, “Мурзилка”.

  7. Канакина В. П. Работа над трудными словами в начальных классах. Москва “Просвещение”, 1991 г.

  8. Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство “Сам Вен”, 1997 г.

  9. Превращения слов. Учебное пособие. Сост. Полякова А. В. Москва “Просвещение”, 1991 г

  10. Рик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г.

  11. Рик Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г.

  12. Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! М.: РИО “Самовар”, 1995 г.

  13. Тоцкий П. С. Орфография без правил. Начальная школа. Москва “Просвещение”, 1991 г.

  14. Сборник загадок. Сост. М. Т. Карпенко. М., 1988 г.

  15. Успенский Л. В. Слово о словах. К, Рад. школа, 1986 г.

  16. Ушаков Н. Н. Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах. Москва “Просвещение”, 1988 г.

  17. Шмаков С. А. Игры – шутки, игры – минутки. Москва “Новая школа”, 1993 г

  18. Лободина Н.В.Олимпиадные задания. Русский язык. Волгоград: «Учитель», 2011.

  19. Пупышева О.Н. Задания школьных олимпиад. Москва, «ВАКО», 2011

  20. Лейтес Н.С. Психология одаренных детей. М., 1996 г.

  21. Фельдштейн Д.И. Психология становления личности. – М.: Международная

  22. педагогическая академия, 1994 г.

  23. Агаркова Н. Г., Бугрименко Е. А., Жедек П. С., Цукерман Г. А. Чтение и письмо по системе Д. Б. Эльконина. М.: Просвещение, 1993 г


Рекомендуемая литература для учащихся и родителей:


  1. Сборник загадок. Сост. М. Т. Карпенко. М., 1988 г.

  2. Мартынов С. “Хочу, чтобы мой ребенок был вундеркиндом”. Журнал “Дошкольное воспитание”. № 8. 1994 г., с. 77–80.

  3. Одаренный ребенок: особенности обучения. Под ред. Н.В. Шумаковой. – М.:

  4. Просвещение, 2006 г.

  5. Степанов С.С. «Психологический словарь для родителей», М., 1996 г.

  6. Терасье Ж.К. «Сверходаренные дети», М., 1999 г.

  7. Клименко В. В. «Психологические тесты таланта. Харьков 1996 г.

Календарно - тематическое планирование

4-й класс (34ч)


Тема

Содержание

Дата проведения

план

факт

прим.

1

Дружим с грамматикой. (Безударные гласные, проверяемые ударением).

(Непроверяемые безударные гласные).

Подбор родственников. Анаграммы. Игра

«Собери слова». Изографы. Работа с тренажером: универсальное мультимедийное пособие «Русский язык» 3 класс.

6.09



2

Сокровища родного языка.

Беседа о богатстве русского языка. Игра “Знаешь ли ты пословицы?” Чтение текстов. Объяснение значений слов, устойчивых сочетаний; подбор слов, близких по значению.

13.09



3

Волшебник “Ударение”.

Игра «Угадай слова» Работа с тренажером: универсальное мультимедийное пособие «Русский язык» 3 класс.

20.09



4

Нахождение изучаемого лексического явления среди слов в словосочетании, предложении, тексте.

Чтобы выполнить это упражнение, учащиеся должны знать отличительные признаки каждого из лексических явлений.


27.09



5-6

Подбор примеров, иллюстрирующих изучаемое лексическое явление

Слова для этого упражнения учащиеся подбирают либо из печатных источников (учебников, словарей, газет), либо по памяти.


4.10

11.10



7

Определение роли изучаемого лексического явления в тексте.

Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова

18.10



8

Группировка изучаемых лексических явлений.

Нахождение и исправление лексических ошибок.

Прямое и переносное значение слова.

Составление таблиц.

Нахождение слов в словаре


25.10



9

Омонимы, омографы, омоформы, омофоны.

Словари омонимов.

8.11



10

Синонимы. Возникновение синонимов. Разновидности синонимов.

Словари синонимов

15.11



11

Антонимы. Разновидности антонимов.

Словари антонимов.

Пословицы-перевертыши. Спрятанные слова.

22.11



12-13

Исконно русские слова в русском языке. Иноязычные слова в русском языке. Диалектные слова. Устаревшие слова. Заимствованные слова. Неологизмы.

Составление словарной статьи знакомого слова.


29.11

6.12



14

Фразеологизмы

Замени одним словом. Допиши пословицу.

13.12



15

Фразеология как раздел русского языка. Фразеологизм как единица русского языка. Фразеологические словари. 

.Замени одним словом. Допиши пословицу. Викторины, кроссворды, игры, ребусы, загадки.

20.12



16

Многозначность и омонимия фразеологизмов. Синонимия и антонимия фразеологизмов.

Соедини пары. Восстанови поговорки.

Работа с тренажером: универсальное мультимедийное пособие «Русский язык» 3 класс.

27.12



17-18

Как устроены слова. Детское словотворчество. Секреты дедушки Корня. Корень и «главное» правило или «Не лезьте за словом в карман!».

Кроссворды, игры, ребусы, загадки.

Работа с тренажером: универсальное мультимедийное пособие «Русский язык» 3 класс.

10.01

17.01



19

Слова-родственники. Кто командует корнями?

Игра «Угадай слова» Игры «Вставь слова», «Хитрые слова»

24.01



20

«Пересаженные» корни. Приставки-труженицы. 

Как корень слова учил окончания уму – разуму. Шарады.


31.01



21

Слова – родственники. (Об однокорен-ных словах).

Викторины, кроссворды, игры, ребусы, загадки.

7.02



22

Суффиксы-работяги. Сложение бывает не только в арифметике. Почему мы так говорим?

Группировка слов, подбор слов на определенные правила (с использованием словарей). Игра “Лишнее слово”.


14.02



23

Хитрые вопросы по словообразованию.

Занимательный дидактический материал, способствующий развитию лингвистического мышления, внимания к слову, юмора и воображения

21.02



24-25

Сочинение и придумывание загадок, игр, сказок и др.


Нахождение новых идей, в том числе развития воображения на базе ТРИЗ (теории решения изобретательских задач). Предлагаемый материал позволяет достаточно быстро и легко научить детей алгоритмам создания собственных творческих продуктов.

28.02

7.03



26-27

Понятие о фантазировании. Понятие о психологической инерции. Развитие ассоциативности. Критерии новизны.

Игра «Четвертый лишний». Выбор правильных суждений.

14.03

21.03



28

Ассоциативные загадки. Метафоры. Значение ассоциативности. Развитие ассоциативности: обобщение.

Группировка слов, подбор слов на определенные правила (с использованием словарей). Игра «Лишнее слово».

4.04



29-30

Приём «Морфологический анализ». Конструктор игры. Признаки объектов. Действия объектов. Метод фокальных объектов. Приём фантазирования

Дж. Родари. «Круги на воде».

Дж. Родари. «Бином фантазии». «Произвольная приставка» Приём «Что потом?» Приём «Творческая ошибка».

11.04

18.04



31

Фантазирование и прогнозирование Приём «оживления». Приём «увеличения, уменьшения».

Сказки про животных.


25.04



32

Приём «ускорение-замедление». Приём «наоборот». Приём «связки антонимов».

Метод Робинзона.

16.05



33-34

Составление кроссвордов.


Викторины, кроссворды, и Работа с тренажером: универсальное мультимедийное пособие «Русский язык» 3 класс. Игра «Найди лишние игры, ребусы, загадки.

23.05

30.05













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!