СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мир природы в лирике Тютчева

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация содержит стихотворения Тютчева о родной природе, сопровождаемые пейзажами. В конце приводится интерактивный анализ стихотворения "Эти бедные селенья..."

Просмотр содержимого документа
«Мир природы в лирике Тютчева»

Мир природы  в лирике Тютчева Дужнова Е.А.

Мир природы в лирике Тютчева

Дужнова Е.А.

Дужнова Е.А. Преобладание пейзажей – одна из примет лирики Тютчева. Картины природы воплощают глубокие, напряжённые, трагические раздумья поэта о жизни и смерти, о человеке, человечестве, мироздании. Природа в его поэзии изменчива, динамична. Динамику создают глаголы. Природа многолика, насыщена звуками, красками, запахами.

Дужнова Е.А.

  • Преобладание пейзажей – одна из примет лирики Тютчева.
  • Картины природы воплощают глубокие, напряжённые, трагические раздумья поэта о жизни и смерти, о человеке, человечестве, мироздании.
  • Природа в его поэзии изменчива, динамична. Динамику создают глаголы.
  • Природа многолика, насыщена звуками, красками, запахами.
Не то, что мните вы, природа : Лучи к ним в душу не сходили, Не слепок, не бездушный лик – Весна в груди их не цвела, В ней есть душа, в ней есть свобода, При них леса не говорили И ночь в звезда́х нема была! В ней есть любовь, в ней есть язык. Вы зрите лист и цвет на древе: И языками неземными, Волнуя реки и леса, Иль их садовник приклеи́л? Иль зреет плод в родимом чреве В ночи не совещалась с ними В беседе дружеской гроза! Игрою внешних, чуждых сил? Они не видят и не слышат, Не их вина: пойми, коль может, Органа жизнь глухонемой! Живут в сем мире, как впотьмах, Души его, ах! не встревожит  Для них и солнцы, знать, не дышат, И жизни нет в морских волнах. И голос матери самой!.. Главная идея - взаимоотношения человека и природы. Через все произведение автор проводит мысль о том, что «глухие» люди не умеют чувствовать, а, следовательно, не умеют жить. И если природа для них безлика, то для Тютчева она - «голос матери самой». 

Не то, что мните вы, природа :

Лучи к ним в душу не сходили,

Не слепок, не бездушный лик –

Весна в груди их не цвела,

В ней есть душа, в ней есть свобода,

При них леса не говорили

И ночь в звезда́х нема была!

В ней есть любовь, в ней есть язык.

Вы зрите лист и цвет на древе:

И языками неземными,

Волнуя реки и леса,

Иль их садовник приклеи́л?

Иль зреет плод в родимом чреве

В ночи не совещалась с ними

В беседе дружеской гроза!

Игрою внешних, чуждых сил?

Они не видят и не слышат,

Не их вина: пойми, коль может,

Органа жизнь глухонемой!

Живут в сем мире, как впотьмах,

Души его, ах! не встревожит

Для них и солнцы, знать, не дышат,

И жизни нет в морских волнах.

И голос матери самой!..

Главная идея - взаимоотношения человека и природы. Через все произведение автор проводит мысль о том, что «глухие» люди не умеют чувствовать, а, следовательно, не умеют жить. И если природа для них безлика, то для Тютчева она - «голос матери самой». 

Пан, божество лесов и полей, — олицетворение вечно живой, обновляющейся природы и вместе с тем её часть. «Полдень» Лениво дышит полдень мглистый, Лениво катится река, И в тверди пламенной и чистой Лениво тают облака. И всю природу, как туман, Дремота жаркая объемлет, И сам теперь великий Пан В пещере нимф покойно дремлет. Почему природа может позволить себе быть «ленивой»? Потому, что она вечна, ей во времени нет предела, и силы её не­иссякаемы. Эта мысль отражает проблематику стих-я.

Пан, божество лесов и полей, — олицетворение вечно живой, обновляющейся природы и вместе с тем её часть.

«Полдень»

Лениво дышит полдень мглистый,

Лениво катится река,

И в тверди пламенной и чистой

Лениво тают облака.

И всю природу, как туман,

Дремота жаркая объемлет,

И сам теперь великий Пан

В пещере нимф покойно дремлет.

Почему природа может позволить себе быть «ленивой»? Потому, что она вечна, ей во времени нет предела, и силы её не­иссякаемы. Эта мысль отражает проблематику стих-я.

Тени   сизые   смесились , Цвет поблекнул, звук уснул — Жизнь, движенье разрешились В сумрак зыбкий, в дальний гул... Мотылька полет незримый Слышен в воздухе ночном... Час тоски невыразимой!.. Всё во мне, и я во всем!.. Сумрак тихий, сумрак сонный, Лейся в глубь моей души, Тихий, томный, благовонный, Все залей и утиши. Чувства — мглой самозабвенья Переполни через край!.. Дай вкусить уничтоженья, С миром дремлющим смешай! Жизнь цвет Сумрак тени сизые звук движенье поблекнул уснул мотылька полет дальний гул полет незримый мгла  тихий, темный, благовонный Перед нами момент перехода мира природы из одного состояния в другое – момент погружения мира, живого, полного звуков, цвета, движения в «сумрак тихий», в «сумрак сонный», когда блекнут краски, замирают звуки, становятся незримыми, невидимыми предметы. 

Тени   сизые   смесились ,

Цвет поблекнул, звук уснул —

Жизнь, движенье разрешились

В сумрак зыбкий, в дальний гул...

Мотылька полет незримый

Слышен в воздухе ночном...

Час тоски невыразимой!..

Всё во мне, и я во всем!..

Сумрак тихий, сумрак сонный,

Лейся в глубь моей души,

Тихий, томный, благовонный,

Все залей и утиши.

Чувства — мглой самозабвенья

Переполни через край!..

Дай вкусить уничтоженья,

С миром дремлющим смешай!

Жизнь

цвет

Сумрак

тени сизые

звук

движенье

поблекнул

уснул

мотылька полет

дальний гул

полет незримый

мгла 

тихий, темный, благовонный

Перед нами момент перехода мира природы из одного состояния в другое – момент погружения мира, живого, полного звуков, цвета, движения в «сумрак тихий», в «сумрак сонный», когда блекнут краски, замирают звуки, становятся незримыми, невидимыми предметы. 

Природа в стихах Тютчева очеловечена, одухотворена. Она внутренно близка и понятна человеку, родственна ему. Словно живое мыслящее существо, она чувствует, радуется и грустит. «Лазурь небесная смеётся», полураздетый лес грустит», «с небес глядят «чуткие звёзды». У Тютчева не просто олицетворения и метафоры: живую красоту природы он «принимал и понимал не как свою фантазию, а как истину…».
  • Природа в стихах Тютчева очеловечена, одухотворена. Она внутренно близка и понятна человеку, родственна ему.
  • Словно живое мыслящее существо, она чувствует, радуется и грустит. «Лазурь небесная смеётся», полураздетый лес грустит», «с небес глядят «чуткие звёзды».
  • У Тютчева не просто олицетворения и метафоры: живую красоту природы он «принимал и понимал не как свою фантазию, а как истину…».
«Весна» Как ни гнетет рука судьбины,  Как ни томит людей обман,  Как ни браздят чело морщины,  И сердце как ни полно ран,  Каким бы строгим испытаньям  Вы ни были подчинены —  Что устоит перед дыханьем  И первой встречею весны!  Весна… она о вас не знает,  О вас, о горе и о зле,  Бессмертьем взор ее сияет,  И ни морщины на челе.  Своим законам лишь послушна,  В условный час слетает к вам  Светла, блаженно-равнодушна,  Как подобает божествам… Еще земли печален вид , А воздух уж весною дышит, И мертвый в поле стебль колышет, И елей ветви шевелит. Еще природа не проснулась, Но сквозь редеющего сна Весну послышала она, И ей невольно улыбнулась... Душа, душа, спала и ты... Но что же вдруг тебя волнует, Твой сон ласкает и целует И золотит твои мечты?.. Блестят и тают глыбы снега, Блестит лазурь, играет кровь... Или весенняя то нега?.. Или то женская любовь?.. Более всего поэта привлекала весна , как торжество жизни над увяданием, как символ обновления мира. Мы видим и слышим звуки природы от апрельского бурного таяния снегов до тёплых, майских дней.

«Весна»

Как ни гнетет рука судьбины, Как ни томит людей обман, Как ни браздят чело морщины, И сердце как ни полно ран, Каким бы строгим испытаньям Вы ни были подчинены — Что устоит перед дыханьем И первой встречею весны! Весна… она о вас не знает, О вас, о горе и о зле, Бессмертьем взор ее сияет, И ни морщины на челе. Своим законам лишь послушна, В условный час слетает к вам Светла, блаженно-равнодушна, Как подобает божествам…

Еще земли печален вид ,

А воздух уж весною дышит,

И мертвый в поле стебль колышет,

И елей ветви шевелит.

Еще природа не проснулась,

Но сквозь редеющего сна

Весну послышала она,

И ей невольно улыбнулась...

Душа, душа, спала и ты...

Но что же вдруг тебя волнует,

Твой сон ласкает и целует

И золотит твои мечты?..

Блестят и тают глыбы снега,

Блестит лазурь, играет кровь...

Или весенняя то нега?..

Или то женская любовь?..

Более всего поэта привлекала весна , как торжество жизни над увяданием, как символ обновления мира.

Мы видим и слышим звуки природы от апрельского бурного таяния снегов до тёплых, майских дней.

Поражает диапазон художественного видения поэта – от тонкого волоса паутины, что «блестит на праздной борозде», до океана вселенной, объемлющего «шар земной». Неожиданны, непредсказуемы эпитеты и метафоры, передающие столкновение и свободную игру природных сил. Особенно привлекают Тютчева переходные, промежуточные моменты жизни природы. Он изображает осенний день, напоминающий о недавнем лете (« Есть в осени первоначальной…»), или же осенний вечер – предвестие зимы («Осенний вечер», 1830 г.). Он рисует первое пробуждение природы, перелом от зимы к весне («Ещё зимы печален вид /А воздух уж весною дышит…», 1836 г.).
  • Поражает диапазон художественного видения поэта – от тонкого волоса паутины, что «блестит на праздной борозде», до океана вселенной, объемлющего «шар земной».
  • Неожиданны, непредсказуемы эпитеты и метафоры, передающие столкновение и свободную игру природных сил.
  • Особенно привлекают Тютчева переходные, промежуточные моменты жизни природы. Он изображает осенний день, напоминающий о недавнем лете (« Есть в осени первоначальной…»), или же осенний вечер – предвестие зимы («Осенний вечер», 1830 г.). Он рисует первое пробуждение природы, перелом от зимы к весне («Ещё зимы печален вид /А воздух уж весною дышит…», 1836 г.).
 Летний вечер Уж солнца раскаленный шар С главы своей земля скатила, И мирный вечера пожар Волна морская поглотила. Уж звезды светлые взошли И тяготеющий над нами Небесный свод приподняли Своими влажными главами. Река воздушная полней Течет меж небом и землею, Грудь дышит легче и вольней, Освобожденная от зною. И сладкий трепет, как струя, По жилам пробежал природы, Как бы горячих ног ея Коснулись ключевые воды. Как весел грохот летних бурь , Когда, взметая прах летучий, Гроза, нахлынувшая тучей, Смутит небесную лазурь И опрометчиво-безумно Вдруг на дубраву набежит, И вся дубрава задрожит Широколиственно и шумно!.. Как под незримою пятой, Лесные гнутся исполины; Тревожно ропщут их вершины, Как совещаясь меж собой, — И сквозь внезапную тревогу Немолчно слышен птичий свист, И кой-где первый желтый лист, Крутясь, слетает на дорогу… Тютчевское лето часто грозовое. Место действия – земля и небо, они же – главные персонажи, гроза – это их сложные и противоречивые отношения.

Летний вечер

Уж солнца раскаленный шар

С главы своей земля скатила,

И мирный вечера пожар

Волна морская поглотила.

Уж звезды светлые взошли

И тяготеющий над нами

Небесный свод приподняли

Своими влажными главами.

Река воздушная полней

Течет меж небом и землею,

Грудь дышит легче и вольней,

Освобожденная от зною.

И сладкий трепет, как струя,

По жилам пробежал природы,

Как бы горячих ног ея

Коснулись ключевые воды.

Как весел грохот летних бурь ,

Когда, взметая прах летучий,

Гроза, нахлынувшая тучей,

Смутит небесную лазурь

И опрометчиво-безумно

Вдруг на дубраву набежит,

И вся дубрава задрожит

Широколиственно и шумно!..

Как под незримою пятой,

Лесные гнутся исполины;

Тревожно ропщут их вершины,

Как совещаясь меж собой, —

И сквозь внезапную тревогу

Немолчно слышен птичий свист,

И кой-где первый желтый лист,

Крутясь, слетает на дорогу…

Тютчевское лето часто грозовое. Место действия – земля и небо, они же – главные персонажи, гроза – это их сложные и противоречивые отношения.

Поэт убеждён, что «мировая душа» находит своё выражение как в природе, так и во внутренней жизни человека. Возвышенный мир природы, родственный душе человека, выступает у Тютчева как антипод человеческой деятельности. Человек для Тютчева - «грёза природы», «ничтожная пыль», «мыслящий тростник», «злак земной». С удивительной лёгкостью исчезает он с лица земли, точно льдина растворяясь в мировом океане. Человек в поэзии Тютчева и слаб, и величествен одновременно.
  • Поэт убеждён, что «мировая душа» находит своё выражение как в природе, так и во внутренней жизни человека.
  • Возвышенный мир природы, родственный душе человека, выступает у Тютчева как антипод человеческой деятельности.
  • Человек для Тютчева - «грёза природы», «ничтожная пыль», «мыслящий тростник», «злак земной». С удивительной лёгкостью исчезает он с лица земли, точно льдина растворяясь в мировом океане.
  • Человек в поэзии Тютчева и слаб, и величествен одновременно.
 «Осенний вечер» Есть в светлости осенних вечеров  Умильная, таинственная прелесть:  Зловещий блеск и пестрота дерёв  Багряных листьев томный, лёгкий шелест,  Туманная и тихая лазурь  Над грустно-сиротеющей землёю,  И, как предчувствие сходящих бурь,  Порывистый, холодный ветр порою,  Ущерб, изнеможенье – и над всем  Та кроткая улыбка увяданья,  Что в существе разумном мы зовём  Божественной стыдливостью страданья. Осень символизирует увядание жизни. Длинные фразы стихотворений помогают передать спокойствие, несуетливость в природе.

«Осенний вечер»

Есть в светлости осенних вечеров Умильная, таинственная прелесть: Зловещий блеск и пестрота дерёв Багряных листьев томный, лёгкий шелест, Туманная и тихая лазурь Над грустно-сиротеющей землёю, И, как предчувствие сходящих бурь, Порывистый, холодный ветр порою, Ущерб, изнеможенье – и над всем Та кроткая улыбка увяданья, Что в существе разумном мы зовём Божественной стыдливостью страданья.

Осень символизирует увядание жизни. Длинные фразы стихотворений помогают передать спокойствие, несуетливость в природе.

Особенности лексики стихотворений Тютчева о природе: составные эпитеты ( «пасмурно-багровый», «родственно-легко», «громокипящий», «молниевидный», «мглисто-лилейно», тяготение к ораторским, дидактическим, полемическим интонациям, в его пристрастии к витийственно-пророческому пафосу ( «Не то, что мните вы природа…»; «Смотри, как на родном просторе», 1851 г.)

Особенности лексики стихотворений Тютчева о природе:

  • составные эпитеты ( «пасмурно-багровый», «родственно-легко», «громокипящий», «молниевидный», «мглисто-лилейно»,
  • тяготение к ораторским, дидактическим, полемическим интонациям, в его пристрастии к витийственно-пророческому пафосу ( «Не то, что мните вы природа…»; «Смотри, как на родном просторе», 1851 г.)
Чародейкою Зимою  Околдован, лес стоит —  И под снежной бахромою,  Неподвижною, немою,  Чудной жизнью он блестит… Зима – глубочайшее обнажение души русской природы, то её “посмертное” состояние, которое наиболее всесторонне и проникновенно запечатлелось в нашей поэзии. В любви к зиме проявляется особый склад национального характера: мечтательность, задумчивость, отрешённость, как бы пребывание за гранью становящейся природы, в её вечном, “потустороннем” покое. 

Чародейкою Зимою Околдован, лес стоит — И под снежной бахромою, Неподвижною, немою, Чудной жизнью он блестит…

Зима – глубочайшее обнажение души русской природы, то её “посмертное” состояние, которое наиболее всесторонне и проникновенно запечатлелось в нашей поэзии. В любви к зиме проявляется особый склад национального характера: мечтательность, задумчивость, отрешённость, как бы пребывание за гранью становящейся природы, в её вечном, “потустороннем” покое. 

Дужнова Е.А. Анализ стихотворения Эти бедные селенья ,  Эта скудная природа -  Край родной долготерпенья,  Край ты русского народа!  Не поймет и не заметит  Гордый взор иноплеменный,  Что сквозит и тайно светит  В наготе твоей смиренной.  Удрученный ношей крестной,  Всю тебя, земля родная,  В рабском виде царь небесный  Исходил, благословляя. 13 августа 1855 года

Дужнова Е.А.

Анализ стихотворения

Эти бедные селенья ,

Эта скудная природа -

Край родной долготерпенья,

Край ты русского народа!

Не поймет и не заметит

Гордый взор иноплеменный,

Что сквозит и тайно светит

В наготе твоей смиренной.

Удрученный ношей крестной,

Всю тебя, земля родная,

В рабском виде царь небесный

Исходил, благословляя.

13 августа 1855 года

Дужнова Е.А. Какова тема стихотворения? Размышления о судьбе русского народа. Каким вы представляете лирического героя? Лирический герой - единомышленник автора. Он и слаб, потому что переживает унижения, нищету народа. Но он и величествен одновременно. Он верит в преобразования России, в её лучшее завтра. Эти бедные селенья ,  Эта скудная природа -  Край родной долготерпенья,  Край ты русского народа!  Не поймет и не заметит  Гордый взор иноплеменный,  Что сквозит и тайно светит  В наготе твоей смиренной.  Удрученный ношей крестной,  Всю тебя, земля родная,  В рабском виде царь небесный  Исходил, благословляя. Анафора: «Эти бедные», «Эта скудная» («эти», «эта»); «Край». Инверсия: «В наготе твоей смиренной», «царь небесный», «Исходил, благословляя». Найдите антитезу в стихотворении. Какие явления, понятия противопоставлены? Родное - инородное; гордость – смирение.

Дужнова Е.А.

Какова тема стихотворения?

Размышления о судьбе русского народа.

Каким вы представляете лирического героя?

Лирический герой - единомышленник автора. Он и слаб, потому что переживает унижения, нищету народа. Но он и величествен одновременно. Он верит в преобразования России, в её лучшее завтра.

Эти бедные селенья ,

Эта скудная природа -

Край родной долготерпенья,

Край ты русского народа!

Не поймет и не заметит

Гордый взор иноплеменный,

Что сквозит и тайно светит

В наготе твоей смиренной.

Удрученный ношей крестной,

Всю тебя, земля родная,

В рабском виде царь небесный

Исходил, благословляя.

Анафора:

«Эти бедные», «Эта скудная» («эти», «эта»); «Край».

Инверсия:

«В наготе твоей смиренной», «царь небесный», «Исходил, благословляя».

Найдите антитезу в стихотворении.

Какие явления, понятия противопоставлены?

Родное - инородное; гордость – смирение.

Дужнова Е.А. Размер стихотворения.  Четырёхстопный хорей. Край род//-нóй дол//-го-тер//-пéнья,  Край ты//рýс-ско//-го на//-рó-да… Эти бедные селенья ,  Эта скудная природа -  Край родной долготерпенья,  Край ты русского народа!  Не поймет и не заметит  Гордый взор иноплеменный,  Что сквозит и тайно светит  В наготе твоей смиренной.  Удрученный ношей крестной,  Всю тебя, земля родная,  В рабском виде царь небесный  Исходил, благословляя. Рифмовка. Перекрёстная. «селенья – долготерпенья» ( 1-3 строки), «природа – народа» (2-4 строки). В каком значении употреблены в стихотворении слова

Дужнова Е.А.

Размер стихотворения.

Четырёхстопный хорей.

Край род//-нóй дол//-го-тер//-пéнья, Край ты//рýс-ско//-го на//-рó-да…

Эти бедные селенья ,

Эта скудная природа -

Край родной долготерпенья,

Край ты русского народа!

Не поймет и не заметит

Гордый взор иноплеменный,

Что сквозит и тайно светит

В наготе твоей смиренной.

Удрученный ношей крестной,

Всю тебя, земля родная,

В рабском виде царь небесный

Исходил, благословляя.

Рифмовка.

Перекрёстная.

«селенья – долготерпенья» ( 1-3 строки),

«природа – народа» (2-4 строки).

В каком значении употреблены в стихотворении слова "бедные", "смиренной"?

Поэт утверждает, что бедность России и её “смиренная нагота” таят в себе богатство и великодушие русского человека.

Дужнова Е.А. Метафоры: «гордый взор иноплеменный», «в наготе твоей смиренно», «удручённый ношей крестной», «в рабском виде». Эти бедные селенья ,  Эта скудная природа -  Край родной долготерпенья,  Край ты русского народа!  Не поймет и не заметит  Гордый взор иноплеменный,  Что сквозит и тайно светит  В наготе твоей смиренной.  Удрученный ношей крестной,  Всю тебя, земля родная,  В рабском виде царь небесный  Исходил, благословляя. Аллитерация: звуки «дн», «л», «кр», «с», «рт». Эти звуки помогают созданию образов стихотворения и выражению настроения лирического героя, грустного и одновременно торжественного, помогают прочувствовать веру в лучшее завтра русского народа. Для чего в финале стихотворения появляется образ Христа? Поэт хочет показать, что Россия - страна, хранимая Богом, благословленная им. И в стихотворении появляется религиозная символика. Бог становится свидетелем долготерпения народа, его страдания.

Дужнова Е.А.

Метафоры:

«гордый взор иноплеменный»,

«в наготе твоей смиренно»,

«удручённый ношей крестной»,

«в рабском виде».

Эти бедные селенья ,

Эта скудная природа -

Край родной долготерпенья,

Край ты русского народа!

Не поймет и не заметит

Гордый взор иноплеменный,

Что сквозит и тайно светит

В наготе твоей смиренной.

Удрученный ношей крестной,

Всю тебя, земля родная,

В рабском виде царь небесный

Исходил, благословляя.

Аллитерация:

звуки «дн», «л», «кр», «с», «рт». Эти звуки помогают созданию образов стихотворения и выражению настроения лирического героя, грустного и одновременно торжественного, помогают прочувствовать веру в лучшее завтра русского народа.

Для чего в финале стихотворения появляется образ Христа?

Поэт хочет показать, что Россия - страна, хранимая Богом, благословленная им. И в стихотворении появляется религиозная символика. Бог становится свидетелем долготерпения народа, его страдания.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!