Пояснительная записка
Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной спортивно-оздоровительной деятельности учащихся начального общего образования «Мир спортивных игр» по физической культуре в 2-4 классах составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения, Программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование, авторской программы В. И. Лях, А.А. Зданевич, «Физическая культура» издательство «Просвещение», Москва – 2010 г, утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.
Рабочая программа опирается на УМК: В.И. Лях, А.А. Зданевич «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» (М.: Просвещение, 2010г)
2. В.И.Лях «Физическая культура. 1-4 класс»: учеб. для общеобразовательных учреждений (М.: Просвещение 2009г).
3 В.И.Лях «Физическая культура. Рабочие программы. Предметная линия учебников 1-4 класс: Пособие для учителей (М.: Просвещение).
Целью курса внеурочной деятельности «Мир спортивных игр» является формирование у учащихся сознательного отношения к своему здоровью, к занятиям физической культурой, овладение навыками спортивных игр. Достижение гармоничного развития учащихся в целом.
Задачи:
– воспитание у учащихся высоких нравственных, волевых качеств, трудолюбия, активности;
– подготовка физически крепких, ловких, здоровых, сильных и способных преодолевать любые трудности в жизни;
– формирование жизненно важных умений и навыков
--Развитие двигательных качеств в спортивных играх- координации, ловкости ,выносливости.
-Научить играть в баскетбол.
Привить обучающимся любовь и потребность к занятиям физкультурой и спортом.
Реализация программы курса внеурочной деятельности «Мир спортивных игр» направлена на достижение планируемых результатов ООП. Приобретаемый опыт проявляется в знаниях и способах двигательной деятельности, умениях творчески их применять при решении практических задач, связанных с организацией и проведением самостоятельных занятий физической культурой.
Основной показатель реализации программы «Мир спортивных игр» - стабильность состава занимающихся, динамика прироста индивидуальных показателей выполнения программных требований по уровню подготовленности занимающихся, выраженных в количественных показателях физического развития, физической, технической, тактической, интегральной и теоретической подготовки (по истечении каждого года), результаты участия в соревнованиях.
Программа внеурочной деятельности « Мир спортивных игры» носит комплексный характер, что отражено в метапредметных связях с такими учебными дисциплинами как: история, природоведение (организм человека. Оздоровительное и закаливающее влияние естественных факторов природы (солнце, воздух и вода), физическая культура.
Программа соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта второго поколения и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности учащихся. Рассчитана программа на 68 учебных часа и предполагает равномерное распределение этих часов по неделям.
Место проведения: спортивный зал школы, спортивная площадка.
Особенности набора детей – учащиеся 3-4 классов с разным уровнем физической подготовленности, группой здоровья – основная и подготовительная (по заключению врача).
Количество учащихся – 20-25 человек.
Занятие проводится 1 раз в неделю по 2 часа
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Программа курса внеурочной деятельности направлена на достижение планируемых результатов ООП:
Личностные результаты
• формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
• формирование уважительного отношения к культуре других народов;
• развитие мотивов учебной деятельности и личностный смысл учения, принятие и освоение социальной роли обучающего;
• развитие этических чувств, доброжелательно и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
• развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
• формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
• формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты
• формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
• определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
• готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;
• овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты
• формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психического), о её позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учёбы и социализации;
* овладение умениями организовывать здоровье сберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);
• формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателями развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости).
В ходе реализация программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Мир спортивных игр» учащиеся должны знать:
- особенности воздействия двигательной активности на организм человека;
- правила оказания первой помощи;
- способы сохранения и укрепление здоровья;
- свои права и права других людей;
- влияние здоровья на успешную учебную деятельность;
- значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;
должны уметь:
- составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;
- выполнять физические упражнения для развития физических навыков;
- заботиться о своем здоровье;
- применять коммуникативные и презентационные навыки;
- оказывать первую медицинскую помощь при травмах;
- находить выход из стрессовых ситуаций;
- принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания;
- адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;
- отвечать за свои поступки;
- отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.
В ходе реализация программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Мир спортивных игр» учащиеся смогут получить знания:
- значение спортивных игр в развитии физических способностей и совершенствовании функциональных возможностей организма занимающихся;
- правила безопасного поведения во время занятий спортивными играми;
- названия разучиваемых технических приёмов игр и основы правильной техники;
- наиболее типичные ошибки при выполнении технических приёмов и тактических действий;
- упражнения для развития физических способностей (скоростных, скоростно-силовых, координационных, выносливости, гибкости);
- контрольные упражнения (двигательные тесты) для оценки физической и технической подготовленности и требования к технике и правилам их выполнения;
- основное содержание правил соревнований по спортивным играм;
- жесты судьи спортивных игр;
- игровые упражнения, подвижные игры и эстафеты с элементами спортивных игр;
могут научиться:
- соблюдать меры безопасности и правила профилактики травматизма на занятиях спортивными играми;
- выполнять технические приёмы и тактические действия;
- контролировать своё самочувствие (функциональное состояние организма) на занятиях спортивными играми;
- играть в спортивные игры с соблюдением основных правил;
- демонстрировать жесты судьи спортивных игр;
- проводить судейство спортивных игр.
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
Вид деятельности | Содержание курса | Формы организации |
Знания о физической культуре (в процессе занятий) |
Характеризовать Олимпийские игры как яркое культурное событие древнего мира. Рассказывать о видах спорта, входящих в программу соревнований Олимпийских игр древности | Физическая культура и спорт. Возникновение и история физической культуры. Достижения российских спортсменов. | Теоретический минимум раскрывается в процессе занятий. На занятиях сообщаются основные сведения по истории развития различных видов спорта, даются основы техники, тактики, правил игры |
Характеризовать понятие «физическое развитие», приводить примеры изменения его показателей, сравнивать показатели физического развития родителей со своими показателями. | Гигиена, предупреждение травм. Личная гигиена. Двигательный режим школьников-подростков. Оздоровительное и закаливающее влияние естественных факторов природы (солнце, воздух и вода) и физических упражнений. |
Изучают правила спортивных игр ,применяют их на практике. | Правила соревнований, места занятий, оборудование, инвентарь. Правила соревнований по гимнастике, легкой атлетике, спортивным играм. |
Физическое совершенствование (68 часов) |
Изучают историю футбола и запоминают имена выдающихся отечественных футболистов. Овладевают основными приёмами игры в футбол Описывают технику изучаемых игровых приёмов и действий, осваивают их самостоятельно, выявляя и устраняя типичные ошибки. Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения техники игровых приёмов и действий, соблюдают правила безопасности | Футбол 14часов Техника передвижения. Удары по мячу головой, ногой Остановка мяча. Ведение мяча. Обманные движения. Отбор мяча. Вбрасывание мяча из-за боковой линии. Техника игры вратаря. Тактика игры в футбол. Тактика нападения. Индивидуальные действия без мяча, с мячом. Тактика защиты. Индивидуальные действия. Групповые действия. Тактика вратаря. | Комплексы упражнений ( с описанием техники их выполнения), игры, соревнования |
Изучают историю волейбола и запоминают имена выдающихся отечественных волейболистов — олимпийских чемпионов. Овладевают основными приёмами игры в волейбол Описывают технику изучаемых игровых приёмов и действий, осваивают их самостоятельно, выявляя и устраняя типичные ошибки. Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения техники игровых приёмов и действий, соблюдают правила безопасности | Волейбол 14 часов Техника нападения. Действия без мяча. Перемещения и стойки. Действия с мячом. Передача мяча двумя руками. Передача на точность. Подача мяча: нижняя прямая, нижняя боковая, Прием мяча: сверху двумя руками, снизу двумя руками. Техника защиты. Блокирование. Взаимодействие игроков передней линии при приеме Контрольные игры и соревнования. | Комплексы упражнений ( с описанием техники их выполнения), игры, соревнования |
Изучают историю бадминтона и запоминают имена выдающихся отечественных спортсменов. Овладевают основными приёмами игры в бадминтон Описывают технику изучаемых игровых приёмов и действий, осваивают их самостоятельно, выявляя и устраняя типичные ошибки. Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения техники игровых приёмов и действий, соблюдают правила безопасности | Бадминтон 14 часов Основы техники и тактики игры. Правильная хватка ракетки, способы игры Техника перемещений Тренировка упражнений с воланом и ракеткой. Подача открытой и закрытой стороной ракетки Далёкий удар с замаха сверху. Плоская подача. Короткие удары Общая физическая подготовка | Комплексы упражнений ( с описанием техники их выполнения), игры, соревнования |
Изучают историю гандбола и запоминают имена выдающихся отечественных гандболистов. Овладевают основными приёмами игры в гандбол Описывают технику изучаемых игровых приёмов и действий, осваивают их самостоятельно, выявляя и устраняя типичные ошибки. Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения техники игровых приёмов и действий, соблюдают правила безопасности | Гандбол 12 часов Основные правила игры. Спортивная одежда и обувь. Техника игры в нападении Техника игры в защите. Стойки и перемещения, остановки. Ловля и передача мяча двумя руками на месте . Ловля и передача мяча двумя руками в движении. Ведение мяча и бросок Блокирование броска. Отбор и выбивание мяча. Игра вратаря. Учебная игра. | Комплексы упражнений ( с описанием техники их выполнения), игры, соревнования |
Изучают историю баскетбола и запоминают имена выдающихся отечественных спортсменов — олимпийских чемпионов. Овладевают основными приёмами игры в баскетбол Описывают технику изучаемых игровых приёмов и действий, осваивают их самостоятельно, выявляя и устраняя типичные ошибки. Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения техники игровых приёмов и действий, соблюдают правила безопасности | Баскетбол 14 часов Основы техники и тактики. Техника передвижения Повороты в движении. Сочетание способов передвижений. Техника владения мячом. Ловля мяча двумя руками с низкого отскока. Ловля мяча одной рукой на уровне груди. Броски мяча двумя руками с места. Штрафной бросок. Бросок с трех очковой линии. Ведение мяча с изменением высоты отскока. Ведение мяча с изменением скорости. Обманные движения. Обводка соперника с изменением высоты отскока. Групповые действия. Учебная игра | Комплексы упражнений ( с описанием техники их выполнения), игры, соревнования |
| | |
Тематическое планирование
№ занятия | Название темы | Кол-во часов |
на проведение мероприятий | на подготовку мероприятий учащимися |
| Футбол | 14 | |
1 | Техника передвижения. | 1 | |
2 | Удары по мячу головой, ногой | 1 | |
3 | Остановка мяча. Ведение мяча. | 1 | |
4 | Обманные движения. | 1 | |
5 | Отбор мяча. Вбрасывание мяча из-за боковой линии.. | 1 | |
6 | Техника игры вратаря | 1 | |
7 | Тактика игры в футбол. Тактика нападения. | 1 | |
8 | Индивидуальные действия без мяча, с мячом. | 1 | |
9 | Тактика защиты. | 1 | |
10 | Индивидуальные действия вратаря. | 1 | |
11 | Групповые действия. | 1 | |
12 | Тактика игры вратаря | 1 | |
13 | Учебная игра 5на5 | 1 | |
14 | Учебная игра 7на7 | 1 | |
| Волейбол | 14 | |
15 | Техника нападения. Действия без мяча. | 1 | |
16 | Перемещения и стойки. | 1 | |
17 | Действия с мячом. Передача мяча двумя руками. Передача на точность. | 1 | |
18 | Передача на точность. Встречная передача. | 1 | |
19 | Подача мяча: нижняя прямая, нижняя боковая, | 1 | |
20 | подача сверху | 1 | |
21 | Прием мяча: сверху двумя руками, снизу двумя руками. | 1 | |
22 | Техника защиты. Блокирование. | 1 | |
23 | Групповые действия игроков. | 1 | |
24 | Взаимодействие игроков передней линии при приеме от подачи | 1 | |
25 | Командные действия. Прием подач. | 1 | |
26 | Расположение игроков при приеме | 1 | |
27 | Контрольные игры и соревнования. | 1 | |
28 | Контрольные игры и соревнования. | 1 | |
| Бадминтон. | 14 | |
29 | Основы техники и тактики игры. | 1 | |
30 | Правильная хватка ракетки, способы игры | 1 | |
31 | Техника перемещений. | 1 | |
32 | Тренировка упражнений с воланом и ракеткой. | 1 | |
33 | Изучение подач. | 1 | |
34 | Подача открытой и закрытой стороной ракетки | 1 | |
35 | Тренировка ударов справа и слева. | 1 | |
36 | Далёкий удар с замаха сверху. | 1 | |
37 | Сочетание ударов. | 1 | |
38 | Плоская подача. Короткие удары | 1 | |
39 | Свободная игра. Игра на счет. | 1 | |
40 | Соревнования. | 1 | |
41 | Общая физическая подготовка | 1 | |
42 | Контрольные упражнения | 1 | |
| Гандбол | 12 | |
43 | Ручной мяч. Основные правила игры. | 1 | |
44 | Спортивная одежда и обувь. Техника игры в нападении | 1 | |
45 | Техника игры в защите. | 1 | |
46 | Стойки и перемещения, остановки. | 1 | |
47 | Ловля и передача мяча двумя руками на месте . | 1 | |
48 | Ловля и передача мяча двумя руками в движении. | 1 | |
49 | Ведение мяча и бросок. | 1 | |
50 | Блокирование броска. | 1 | |
51 | Отбор мяча. | 1 | |
52 | Отбор и выбивание мяча. | 1 | |
53 | Игра вратаря. Учебная игра. | 1 | |
54 | Учебная игра. | 1 | |
| Баскетбол. | 14 | |
55 | Основы техники и тактики. Техника передвижения. | 1 | |
56 | Повороты в движении. Сочетание способов передвижений. | 1 | |
57 | Техника нападения. | 1 | |
58 | Техника владения мячом. Ловля мяча двумя руками с низкого отскока. | 1 | |
59 | Ловля мяча одной рукой на уровне груди. | 1 | |
60 | Броски мяча двумя руками с места. | 1 | |
61 | Штрафной бросок | 1 | |
62 | Бросок с трех очковой линии. | 1 | |
63 | Ведение мяча с изменением высоты отскока. | 1 | |
64 | Ведение мяча с изменением скорости. | 1 | |
65 | Обманные движения. | 1 | |
66 | Обводка соперника с изменением высоты отскока. | 1 | |
67 | Взаимодействие игроков с заслонами. | 1 | |
68 | Групповые действия. Учебная игра | 1 | |
ИТОГО: | 68 | |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса внеурочной деятельности
УМК:
1.В.И.Лях, А.А.Зданевич «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов»(М.: Просвещение, 2010г)
2.В.И.Лях «Физическая культура. 1-4 класс»: учеб. для общеобразовательных учреждений.(М.: Просвещение 2009г)
3 В.И. Лях «Физическая культура. Рабочие программы. Предметная линия учебников 1-4 класс: Пособие для учителей (М.: Просвещение 2012г.)
4. «Примерные программы по учебным предметам. Физическая культура 5-9 классы. – М. : Просвещение . 2010.(Стандарты второго поколения)
5. М. Я. Виленский «Физическая культура. 5-7 кл.»: учебник для общеобразовательных учреждений (М :Просвещение,2009).
6. В.И. Лях «Физическая культура. Рабочие программы. Предметная линия учебников М.Я. Виленского, В.И. Ляха 5 – 9 классы :пособие для учителей – М : Просвещение 2012
Оборудование и спортивный инвентарь:
стадион для занятий легкой атлетикой, футбольное поле, площадка для игры в баскетбол, волейбол; спортивный зал
инвентарь: мячи волейбольные, баскетбольные, футбольные, бадминтон, теннисные шарики и ракетки, скакалки, теннисные мячи, гимнастические маты, скамейки секундомер.