СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мир запахов, аромотерапия

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ученые доказали, что запахи могут излечивать и предупреждать болезни, а самое главное, повышать работоспособность человека и восстанавливать его силы

Просмотр содержимого документа
«Мир запахов, аромотерапия»

Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного

образования Республики Крым «Малая академия наук «Искатель»





Отделение: Биология

Секция: Здоровье человека

.



МИР ЗАПАХОВ



Работу выполнил:

Бочкарев Никита,

ученик 10а класса Муниципального

бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя

общеобразовательная школа №2» городского округа Судак



Научный руководитель:

Крылова Надежда Васильевна,

Учитель биологии «Муниципального

бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя

общеобразовательная школа №2» городского округа Судак











г. Судак – 2021

СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………..3

РАЗДЕЛ 1. Теоретическая часть работы

1.1 Классификация запахов ………………..4-5

1.2 Ароматы в парфюмерии ………………....6

1.3 Фиксация запахов …………………………………….6

1.4Запахи и организм человека ………………………….6

1.5 Ароматерапия …………………………………………...7-8

1.6 Лечебные свойства некоторых ароматов ……………8

РАЗДЕЛ 2. МАТЕРИАЛ И МЕТОДИКИ ……………………..9

3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ …………10-12

4. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ И ВЫВОДЫ ..…13-14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………......15

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………..….16

ПРИЛОЖЕНИЕ …………………………………………..17

ВВЕДЕНИЕ

















ВВЕДЕНИЕ


Мир запахов разнообразен. С ними мы сталкиваемся ежедневно. Но задумываемся ли мы о том, как они могут на нас повлиять, какое они имеют значение, и почему одни запахи расслабляют, а другие раздражают.

Согласитесь, что запах - это ощущение, которое возникает при попадании частиц пахучего вещества на обонятельные рецепторы.

Одни запахи вызывают у человека отвращение и считаются неприятными. Другие запахи вызывают положительные эмоции, например, парфюмерные. Их относят к приятным запахам.

Учёные доказали, что запахи могут излечивать и предупреждать болезни, а самое главное, повышать работоспособность человека, восстанавливая его силы.

Актуальность темы состоит в том, что современный человек сегодня, как никогда раньше подвержен влиянию быта, устает от шума улиц, задыхается от выхлопных газов, да и просто выматывается в своем плотном рабочем графике. Когда он приходит домой, то буквально валится с ног, с желанием поскорее отдохнуть и ничего не делать. Восстановить его силы и поднять дух можно при помощи простых ароматов.

Цель исследовательской работы:

Изучить влияние запахов на психофизическое состояние человека.

Задачи исследования:

1.  Изучить литературу по выбранной теме

2.  Исследовать влияние ароматов освежающей и гармонизирующей смесей на психофизическое состояние учащихся школы.

3.  Разработать вопросы анкеты и провести опрос среди участников эксперимента.

4.  Проанализировать результаты, сформулировать выводы и разработать рекомендации.



РАЗДЕЛ 1 Теоретическая часть работы

    1. Классификация запахов.


Запах – это ощущение, которое возникает при попадании частиц пахучего вещества на обонятельные рецепторы.

Классификация запахов:

I. По качественности ощущения шведский ботаник К. Линней выделил семь основных видов запахов:

- ароматические (красная гвоздика);

- бальзамические (лилия);

- амброзиальные (мускус);

- луковые (чеснок);

- псиные (валериана);

- отталкивающие (некоторые насекомые);

- тошнотворные (падаль).

II. Приятные запахи делятся на семейства, которые в свою очередь подразделяются на женские и мужские. (Таблица 1.1)

Таблица 1.1.

Классификация ароматов


Название семейства

Пол

Примеры ароматов

1

Шипровые

женские и мужские

шалфей, лаванда, дубовый мох, смола

2

Цитрусовые

женские и мужские

лимон, мандарин, грейпфрут, бергамот

3

Цветочные

женские

фиалка, гвоздика, роза, лилия, нарцисс

4

Цветочно-восточные

женские

жасмин, мандарин, мускуса, янтарь, абрикоса

5

Фужерные или Папоротниковые

женские и мужские

дубовый мох, лаванда, герань

6

Фруктовые

женские

яблоко, абрикос, мандарин, бергамот, ананас.

7

Зеленые

женские

розмарин, лаванда, сосна, можжевельник и гиацинт

8

Ориентальные или Восточные

женские и мужские

янтарь, ваниль, дерево, смолы

9

Морские, Озоновые, Океанические

женские и мужские

брызги волн, воздуха в горах, природные стихии

10

Пряные

женские и мужские

имбирь, корица, гвоздика, лаванда

11

Амбровые или Лавандовые

мужские

лавандовые масла, лавандовые растения

12

Кожаные

мужские

можжевельник, экстракт березовой коры в виде смолы

13

Древесные

мужские и женские

сандаловое дерево, розовый куст, кедр



Ароматы в парфюмерии.


Душистые вещества, то есть органические соединения, которые обладают приятным запахом, имеют широкое применение в парфюмерии.

В России зарождение парфюмерии относится к середине 19 века.

В настоящее время, парфюмерия – это совокупность изделий, которая применяется для приятной ароматизации чего-либо. Обычно парфюмерные изделия представляют собой жидкие растворы пахучих веществ. Входящие в парфюмерные изделия ароматические вещества, могут быть как натуральными, так и искусственного происхождения. К наиболее популярным видам парфюмерии относятся духи, одеколон, туалетная вода, дезодоранты, освежитель воздуха. Различаются они концентрацией ароматических веществ: духи – 15-20% и более; туалетные духи – 10-20%; туалетная вода – 4-10%.

1.3 Фиксация запахов.

Для того чтобы сохранить запах используют различные фиксаторы. То есть те вещества, которые замедляют испарения легколетучих компонентов и поэтому способны увеличивать продолжительность сохранения запаха.

Примеры фиксаторов в парфюмерии:

1.Перуанский бальзам – смола, которую набирают из насечки, сделанной на коре вечнозеленого бальзамового дерева из семейства мироксилон.

2.Стиракс – смола, которую получают из деревьев семейства гамелидовых.

3.Амбра – воскообразное вещество, которое образуется в кишечнике кашалота и регулярно выбрасывается им. Живущее стаями животное освобождается от амбры спонтанно, и драгоценное вещество собирают на поверхности моря или побережье Индийского океана или австралийских морей. Амбра обладает приятным мускусным запахом.

Стойкость аромата также зависит от особенностей кожи конкретного человека. На различных участках кожи, у разных людей аромат сохраняется по-разному и поэтому может держаться неодинаковое количество времени.

1.4 Запахи и организм человека.

Чуть только аромат проскользнул в воздухе, человек начинает вспоминать о счастливых, волнующих и прекрасных мгновениях жизни… или совершенно наоборот, он представляет что-то ужасное, вследствие чего ему очень хочется уйти от запаха…

Давно известно, что обонятельный импульс доходит до мозга намного быстрее, чем болевой и что в человеческом мозге отделы, которые обеспечивают восприятие запахов, тесно связаны с зонами, ответственными за возникновение эмоций. Это говорит о том, что при восприятии запаха могут зарождаться как положительные, так и отрицательные эмоции, воспоминания и определенные ассоциации.

Таким же образом, приятные запахи (розовая вода, ванилин) способствуют улучшению самочувствия человека, а неприятные могут оказывать угнетающее влияние, вызывать различные отрицательные реакции вплоть до тошноты, рвоты и обморока (от сероводорода, бензина). Они способны изменять температуру кожи, вызывать отвращение к пище или отказ от нее, обострять чувствительность нервной системы, вести к подавленности и раздражительности.

Уже советскими физиологами было установлено, что запахи могут вызывать разнообразные реакции в функции внешнего дыхания, изменять его ритм, действовать на возбудимость мышц и нервную систему и на амплитуду пульсации мозга.

И, поэтому, ароматы имеют лечебные свойства и являются основой ароматерапии.

1.5 Ароматерапия.

Ароматерапия – использование летучих веществ, в том числе эфирных масел, для физического и психологического оздоровления, а также для лечения.

Все методы ароматерапии очень быстро вводят ароматы в систему кровообращения человека, которая разносит целебные молекулы по всему организму. Ароматерапия нормализует психическое состояние человека, улучшает циркуляцию крови, уравновешивает процессы, протекающие в организме, и тем самым повышает его сопротивляемость вредным внешним воздействиям.

В настоящее время формируется научная ароматерапия, как профессиональная медицина.

1.6 Лечебные свойства ароматов.

Апельсин - бессонница, невроз, нарушение пищеварения.

Бергамот - угревая сыпь, ангина, высокая температура, депрессия;

Гвоздика - зубная боль, боли в желудке и кишечнике, плохозаживающие раны;

Герань - гастрит, диабет, нервное перенапряжение, целлюлит;

Кипарис - потливость, целлюлит, нервное перенапряжение;

Кориандр - ревматизм, невралгия, депрессивные состояния

Лаванда - варикозное расширение вен, укусы насекомых, ожоги, грипп, простуда, страхи, стресс;

Лимон - астма, ангина, бородавки, аллергия, мигрень, анемия;

Мандарин - бессонница, переутомление, депрессивные состояния, растяжения;

Можжевельник - гипертония, ожирение, угревая сыпь, бессонница, стресс;

Мята - грипп, ревматизм, простудные заболевания,, зубная, головная боль;

Пихта - простудные заболевания, ангина, стресс, воспаление дёсен;

Роза натуральная - варикоз, герпес, угри, невроз, стресс;

Розмарин - лишний вес, стресс, переутомление, перхоть, выпадение волос;

Сосна - мышечные боли, простуда, пневмония, стресс, перхоть;

Шалфей - желудочные колики, простуда, потливость, угри, воспаление десен, невроз;

Эвкалипт - мигрень, ревматизм, герпес, ангина, ожоги, укусы насекомых, переутомление.

























РАЗДЕЛ 2. Практическая часть работы

2.1. Влияние ароматов на психофизическое состояние человека


С целью выяснения влияния ароматов на психофизическое состояние человека был проведён эксперимент – ароматизация воздуха в классном кабинете с последующим опросом учащихся. В эксперименте приняли участие учащиеся 10-11классов, всего 78 человек.

Методика проведения эксперимента:

Для ароматизации мы использовали две смеси: гармонизирующую и освежающую. Гармонизирующая смесь состоит из эфирных масел герани, апельсина, можжевельника и лаванды. Освежающая смесь из масел лимона, лаванды, кипариса и полыни.

В целях насыщения воздуха соответствующими ароматами

необходимые эфирные масла наливали в чашку для выпаривания, которая была закреплена в штативе и нагревалась спиртовкой.

Перед ароматизацией, помещение кабинета проветривалось в течение 10. Ароматизация кабинета проводилась также в течение 10 минут. Эксперимент проводили в течении четырёх дней.

2.2. Опрос по анкете «Влияние ароматов на психофизическое состояние человека»

После проведения эксперимента проводили опрос по анкете «Влияние ароматов на психофизическое состояние человека», вопросы которой разработали сами, исходя из поставленной нами цели работы.

Вопросы анкеты «Влияние ароматов на психофизическое состояние человека»:

1. Ощутили ли вы необычный запах в кабинете?

2. Какой это запах?

3. Нравится ли вам этот запах?

4. Как влияет на вас запах?

5. С чем у вас ассоциируется аромат?

6. Какое у вас было настроение до того как зашли в класс?

7. Были ли у вас какие-нибудь расстройства?

8. Изменилось ли ваше состояние и как?

9. Хотели бы вы всегда ощущать данный запах в рабочей обстановке?

После опроса получили следующие результаты.


2.3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Таблица 2.1

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ


Вопрос

Вариант ответа

Освежающая смесь

Гармонизирующая смесь

1

Ощутили ли вы необычный запах в кабинете?

ответ ДА

78человек (100%)

78 человек (100%)


2

Какой это запах?

приятный

неприятный

41 человек (53%)

37человек (47%)

39человек (51%)

36 человек (49%)

прохладный

теплый

40 человек (54%)

34 человека (46%)

38 человек (51%)

36 человек (49%)



сладкий

кислый

34 человека (46%)

40 человек (54%)

44 человека (60%)

30 человек (40%)



сухой

влажный

34 человека (46%)

40 человека (54%)

44 человека (60%)

30 человек (40%)



цветочный

свежий

34 человека (46%)

40 человек (54%)

59 человек (80%)

15 человек (20%)



3

Нравится ли вам этот запах?

ответ СРЕДНЕ

35 человека (49%)

26 человек (33 %)

ответ ДА

21 человека (27%)

29 человек (37%)



ответ НЕТ

22 человек (22%)

23 человек (30%)



4

Как влияет на вас этот запах?

раздражает

20 человек (26%)

18 человек (23%)

ничего не происходит

17 человек (22%)

19 человек (24%)



успокаивает

15 человек (19%)

19 человек (24%)



повышает настроение

15 человек (19%)

15 человек (19%)



приводит в тонус

11 человек (16%)

7 человек (10%)










Вопрос

Вариант ответа

Освежающая смесь

Гармонизирующая смесь

5

С чем ассоциируется данный аромат?

разнообразные

оранжевый цвет и цитрус-30%; стоматологический кабинет и медикаменты-25%; голубой цвет-15%; лаванда-29%; духи «Красная Москва»-1%;

ни с чем-10%

цветочки-25%; лаванда-20%; летняя погода-7%; хвойный лес-3%; бергамот-15%; герань-10%; можжевельник-10%;

ни с чем-20%

6

Какое было настроение до того, как вы зашли в класс?

хорошее

41 человек 52,5%)

44 человека (56%)

плохое

14 человек (18%)

13 человека (17%)



отличное

15 человек 19%)

12 человека (15%)



не обратил внимания

8 человек (10,5%)

человек (11,5%)



7

Были ли у вас какие-нибудь расстройства?

все отлично

35 человек (49%)

34 человек (43,5%)

сонливость

16 человек (20,5%)

18 человек (23%)



переутомление

8 человек (10%)

12 человек (15%)



отсутствие концентрации внимания

12 человек (15%)

6 человека (8%)



стресс

7 человек (5,5%)

8 человек (10,5%)



8

Изменилось ли ваше состояние?

ответ НЕТ

52 человек (78%)

47 человек (60%)

ответ ДА

26 человек (22%)

31 человека (40%)



9

Как изменилось ваше состояние?

улучшилось настроение

72%

60%

понизилось настроение

18%

8%



увеличилась концентрация внимания

4%

20%



стало веселее

6%

12%



10

Хотели бы ощущать данный запах в рабочей обстановке?

НЕТ

33 человека (42%)

30 человек (38%)

ДА, иногда

25 человек (32%)

27 человек (35%)



ДА, постоянно

10 человек (13%)

13 человек (17%)



все равно

10 человек (13%)

человек (10%)







АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ И ВЫВОДЫ

Вопрос №1 Ощутили ли вы необычный запах в кабинете?

Все опрашиваемые ответили «ДА» в обоих случаях ароматизации. Из этого следует, что все участники эксперимента обладают нормальным обонянием.

Вопрос №2 Какой это запах?

Были получены различные варианты ответов. При этом восприятие: приятный – неприятный, прохладный – теплый практически одинаково и для гармонизирующей и освежающей смесей. А вот, сладкий – кислый, сухой – влажный, и цветочный – свежий восприятие смесей разное.

Таким образом, мы наблюдаем, что восприятие запахов очень индивидуально.

Вопрос №3 Нравится ли вам этот запах?

В случае с освежающей смесью, ответили «ДА» - 31%; с гармонизирующей немного больше - 39% «НЕТ» ответили в первом случае - 26%), во втором тоже больше – 34% .

Остальным ученикам ароматы понравились средне.

Таким образом, из полученных результатов видно, что аромат эфирных масел, понравился 1/3 присутствующих. В то же время, можно отметить, что гармонизирующая смесь оказывает в большей степени влияние на человека.

Вопрос №4 Как влияет на вас этот запах?

При ответах на данный вопрос большой разницы не наблюдалось. Влияние каждой смеси на учащихся было приблизительно одинаково.

27% опрошенных запах раздражает. 20% - успокаивает. Повышает настроение также у 20%. И, у 10% запах приводит состояние в тонус. 23% не отметили влияния на них запаха.

В целом хочется отметить, что положительно запахи подействовали на половину опрошенных, и только для 1/4 учеников запахи были не приемлемы.

Вопрос №5 С чем ассоциируется данный аромат?

Были получены самые разнообразные варианты ответов.

Например, аромат освежающей смеси ассоциируется с оранжевым цветом и цитрусом; голубым цветом и лавандой. А некоторым он напоминает стоматологический кабинет и медикаменты.

Что касается гармонизирующей смеси, то опрошенные представляли ароматы лаванды, герани, бергамота, можжевельника или просто ароматы цветов, а некоторые представляли летнюю погодку или хвойный лес.

Такие различные варианты ответов, подтверждают факт, что запахи у каждого человека ассоциируются по-разному, т. е. восприятие запахов у каждого человека индивидуально.

Вопрос №6 Какое было настроение до того как зашли в класс?

В основном участники эксперимента были в хорошем настроении - 57% и даже 13% - в отличном. Плохое настроение было у 18% человек. Остальные ученики не обратили на это внимания.

Вопрос №7 Были ли у вас какие-нибудь расстройства?

У половины опрошенных все было отлично.

22% отметили сонливое состояние, 13% - переутомление, стрессовое состояние - 10% и 8% - отсутствие концентрации внимания.

Следует иметь в виду, что эксперимент проводился после 3 урока, и 50% школьников уже имели различные расстройства.

Вопрос №8 Изменилось ли ваше состояние и как?

1/3 учеников ответили «ДА».

Среди них у 73% опрошенных после аромата освежающей смеси повысилось настроение, 7% отметили увеличение концентрации внимания, стало веселее у 2%, и только у 18% настроение ухудшилось.

После ароматизации гармонизирующей смеси, улучшение настроения наблюдалось у 60%, увеличение концентрации внимания у 20% учеников, веселее стали 12%, и понизилось настроение всего у 8% респондентов.

Обобщая эти результаты, видно, что преобладает повышение настроения и концентрации внимания. Это является немаловажным положительным фактором и подтверждает тот факт, что запахи способны изменять психофизическое состояния людей.

Вопрос №9 Хотели бы ощущать данный запах в рабочей обстановке?

В среднем, из всех участников эксперимента почти половина имели желание ощущать ароматы на уроках, из них 35% - иногда и 14%- постоянно. Не изъявили желания 42% опрошенных и для 9% было все равно.

























ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Запах – это одно из самых удивительных ощущений, которым обладает человек. Запах способен воздействовать на людей: повышать настроение и ухудшать его, возбуждать и успокаивать, расслаблять и напрягать...

Данная работа позволила исследовать, как именно повлияли ароматы освежающей и гармонизирующей смесей на психофизическое состояние учеников. С чем ассоциировался запах? И, осталось ли желание ощущать предложенный аромат в рабочей обстановке.

Изменение запаха в кабинете ощутили все участники эксперимента. Причём на вопрос «С чем ассоциируется этот запах?», были получены самые разнообразные варианты ответов, начиная от запахов цветов и духов до медикаментов и стоматологического кабинета. Такое разнообразие подтверждает индивидуальность каждого человека и его восприятий.

Половина участников перед экспериментом отмечали у себя различные расстройства: сонливое состояние, переутомление, отсутствие концентрации внимания и даже стресс.

После ароматерапии 1/3 опрошенных ответили, что их внутреннее состояние изменилось, причём в основном в лучшую сторону. Ухудшилось состояние только у 4 учащихся в случае с освежающей смесью и у 2 с гармонизирующей.

Отмечено также, что после процесса ароматизации, половина участвующих были довольны запахом и имели желание ощущать его аромат во время учебной деятельности.

Таким образом, можно сделать обобщающий вывод:

Каждый человек индивидуален в восприятии запаха и обязательно найдется тот аромат, который улучшит его психическое и физическое состояние.



НАШИ РЕКОМЕНДАЦИИ


Ø  Советуем каждому человеку прислушаться к самому себе, почувствовать какой аромат подходит ему и использовать его как помощника улучшить свое состояние.

Ø  Администрации школы можно рекомендовать использовать ароматерапию в школе для восстановления сил от школьной суеты.

























СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1.  Байков после уроков. – М.: Просвещение, 1976

2.  Косметическая химия. – М.: МИРТ, 1990

3.  Войцеховская. А. Л., Вольфензон сегодня. – М.: Мир, 1988

4.  Парфюмер. – Спб.: Издательский Дом «Азбука-классика», 2006

5.  Каспаров производства парфюмерии и косметики. – М.: «Евразийский регион», 1988

6.  Для кого пахнут цветы? - Тула: Арктоус, 1997

7.  Ресурсы Internet



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!