Урок № 6
МХК-10
Эгейское искусство
Д.З.: Гл.6,подг. сообщения по темам стр.72 / «Архитектурный облик древней Эллады» (по гл.7) –1гр - архаика, 2гр - классика, 3гр - эллинизм/
Ред.: А.И. Колмаков
ЦЕЛИ УРОКА
- дать представление об эгейском искусстве;
- развивать навыки художественного анализа;
- воспитывать уважение и интерес к искусству античности.
ПОНЯТИЯ, ИДЕИ
- крито-микенская культура;
- эгейское искусство;
- фрески;
- а ntiquus – древний;
- античность;
Универсальные учебные действия
- высказывать собственное мнение о художественных достоинствах произведений эгейского искусства; знакомиться со смежными с искусствознанием научными сферами (археология, этнография, фольклористика); осуществлять поиск информации в различных источниках (словари, справочники, энциклопедии, книги по истории искусств, монографии, Интернет и др.); проводить сравнительный анализ фресковых композиций Кносского дворца и произведений древнеегипетского искусства;
- высказывать собственное мнение о художественных достоинствах произведений эгейского искусства;
- знакомиться со смежными с искусствознанием научными сферами (археология, этнография, фольклористика);
- осуществлять поиск информации в различных источниках (словари, справочники, энциклопедии, книги по истории искусств, монографии, Интернет и др.);
- проводить сравнительный анализ фресковых композиций Кносского дворца и произведений древнеегипетского искусства;
- разрабатывать маршрут экскурсии «В лабиринтах Кносского дворца»
Проверка знаний
ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
- Шедевры архитектуры .
- Фрески Кносского дворца .
- Вазопись стиля Камарес .
Задание на урок. Какое значение для Мировой цивилизации и культуры имеют сохранившиеся шедевры эгейской культуры?
подвопросы
- Шедевры архитектуры . Кносский дворец— выдающийся памятник мирового зодчества. Львиные ворота в Микенах.
- Фрески Кносского дворца . Излюбленные сюжеты, красочность палитры, динамика композиций, тонкий художественный вкус.
- Вазопись стиля Камарес . Техническое совершенство, необычность и разнообразие форм, оригинальность орнамента и живописного рисунка
АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРА
Анти́чность (восходит к лат. antiquitas — древность) — в общем смысле это слово означает
« греко-римская древность », иначе говоря, цивилизация Древней Греции и Древнего Рима во всём многообразии её исторических форм.
- Эгейская (крито-микенская культура) – III-II тыс. до н. э.
- Культура Древней Греции – XI-I вв до н.э.
- гомеровский период – XI-VII вв до н.э.
- архаический период – VII-VI вв до н.э.
- классический период – V-IV вв до н.э.
- эллинистический период – IV- I вв до н. э.
3. Культура этрусков - VIII-VI вв до н.э.
4. Культура Древнего Рима - V в. до н.э.- V в. н.э.
- период республики V – I вв. до н.э.
- период империи I в. до н.э. – V в. н.э.
- Эгейская (крито-микенская) культура
III-II тыс. до н. э.
На острове Крит и полуострове Пелопоннес находились важные центры эгейской культуры.
Культура античного мира не возникла внезапно, ей предшествовала богатейшая и оригинальная культура, созданная на островах и побережье Эгейского моря.
Главным центром его был остров Крит ,
а затем — г. Микены
на полуострове Пелопоннес.
Эта цивилизация стала известна сравнительно недавно благодаря раскопкам.
В 1899 году английский археолог Артур Эванс начал проводить на острове Крит археологические раскопки.
Археолог обнаружил развалины дворца с многочисленными постройками.
Ученые нашли на острове развалины многочисленных построек, которые назвали “дворцами”.
Дворцы строились на месте первых поселений критян и постепенно становились центрами критских городов.
Количество городов на Крите быстро увеличивалось.
В преданиях остров называли
“ Критом стоградным”.
Археологи нашли на острове длинные глиняные таблички с надписями. Критяне вели записи, необходимые им в их обширном хозяйстве. Немалое количество надписей можно увидеть на печатях, сосудах и некоторых других предметах.
ЭГЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА
КРИТСКАЯ МИКЕНСКАЯ
(минойская) (ахейская)
Остров Крит Материковая Греция Малая Азия
Города Кносс, Фест города Микены, Тиринф город Троя
Крит воспевался древними поэтами – Гомером в «Одиссеи»
и Вергилием в «Энеиде».
Крит, великого Зевса остров, лежит среди моря.
Горы идейские там, колыбель это нашего рода.
Сто городов населяют великих богатые царства.
Вергилий. «Энеида». Песнь 3.
С островом Крит связано много греческих мифов.
Крит упоминается как родина олимпийского бога Зевса.
На о. Крит Зевс, в образе золотого быка, привёз похищенную у финикийского царя дочь – Европу.
Серов «Похищение Европы»
- Здесь совершил свой подвиг Геракл, укротив бешеного быка, опустошавшего остров, родились легенды об искуснике Дедале, Тесее и Ариадне, царе Миносе и Минотавре.
Канова, Тезей и
поверженный
Минотавр, 1782
Остров Крит
2. ШЕДЕВРЫ ЭГЕЙСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ
легендарный лабиринт
Дворец – это комплекс построек, сгруппированных вокруг большого внутреннего двора на острове Крит
Мастер Дедал (из мифологии) создал для царя Минос а дворец и лабиринт для Минотавр а
Расположенный на террасном плато он является одним из прославленных архитектурных шедевров Эгейской культуры .
Он не имел четкой планировки и напоминал запутанный лабиринт .
В центре прямоугольный двор (12х120м) с пристройками разных времен.
Тронный зал
Архитектура дворца представлена лестницами, коридорами, поворачивающимися под углом 90 градусов.
Главным украшением дворца были деревянные колонны, окрашенные в тёплые красные , а иногда и чёрные тона. Их стволы сужающиеся к низу и напоминают конусы.
Трон царя Миноса (подленник), фрески реставрированны.
МИКЕНСКИЕ ДВОРЦЫ
Микенские города, больше напоминающие крепости, строились в уединенных местах, в горах. Обнесенные мощными стенами, они представляют собой настоящие твердыни. Таковы Микены и Тиринф на полуострове Пелопоннес, сложенные из огромных глыб природного камня. Такая кладка называется «циклопической».
Микенские дворцы по своей структуре значительно отличаются от критских — их формы просты и строги. Дворцовое здание представляет собой мегарон — вытянутое в длину сооружение, ориентированное по сторонам света, не имеющее внутреннего двора. Здание состоит из трех основных помещений, нанизанных на основную ось.
Жители ахейцы строили свои поселения и дворцы на холмах, тщательно продумывая безопасность на случай осады
Огромные стены до 10 метров в ширину окружали город. Огромные каменные глыбы и сейчас кажутся возведенными великанами – циклоп ами.
Городские ворота
. В XIV в. до н. э. вход в город был оформлен так называемыми «Львиными воротами»
Они служили центральным входом в крепость Микен и были сложены из 3 огромных каменных глыб (длина верхнего камня – 5 м, толщина – 1м).
Над пролётом расположена треугольная плита (20т) с рельефным изображением колонны – священный символ правителей Микен, а по бокам – фигуры царственных львов, как бы охраняющих Древо жизни.
ФРЕСКА – живопись по сырой штукатурке
3. ШЕДЕВРЫ ЭГЕЙСКОЙ ЖИВОПИСИ
Используют пять красок – чёрная, белая,
голубая, жёлтая и красная
Фрески Кносского дворца
Образы критян на фресках соответствуют их представлениям о мире. Фигуры на изображениях всегда хрупкие, с осиными талиями (идеал красоты), словно готовые переломиться.
Участники священного шествия в Коридоре Процессий идут, гордо запрокинув головы и отклонив торс назад.
Мужские фигуры покрашены в оттенки коричневого, женские – в белый.
Рыбак, приносящий
жертву богам.
Парижанка
Дельфины
Игра с быком
4. ВАЗЫ СТИЛЯ «КАМАРЕС»
Критские вазописцы достигли редких высот мастерства.
Они изготовляли сосуды, различные по форме и размерам, от маленьких чашечек с тонкими, почти прозрачными стенками до громадных глиняных яйцевидных пифосов, достигавших двух метров в высоту.
В пифос ах хранили зерно, воду, вино. У минойских ваз нет широких тяжелых поддонов, они тяготеют к объемным, сферическим формам.
Для большей устойчивости их иногда закапывали в землю, полностью или частично.
Вазы раскрашивали двумя цветами – жёлтая охра и гранат .
Композиция: геометризованные формы, образы живой природы. Часто на вазах изображали моллюсков, коралловые рифы и осьминогов, оплетающих щупальцами весь сосуд. Особой любовью у критских художников пользовались цветы — лилии, тюльпаны, крокусы. Цветы изображались как в вазонах, так и растущими на клумбах. Замечательны композиции, представляющие цветы, склонившие свои головки под порывами сильного ветра. Самые красивые вазы минойской эпохи найдены в пещере Камарес близ Фесты, откуда и произошло их название — вазы « камарес ».
Вазы в стиле Камарес
«Они пленительны и нежны,
Они изысканно-небрежны,
То гармонично соразмерны,
То соблазнительно неверны,
Всегда закончены и цельны,
Неизмеримо нераздельны,
И завершённость линий их
Звучит, как полноценный стих…
… Как исхищренны их узоры
Ласкающие сладко взоры:
В запутанности линий гнутых,
То разомкнутых, то согнутых,
Как много жизни претворённой,-
Пресыщенной и утомлённой
Холодным строем красоты,
В исканьях новой остроты!»
В. Брюсов
Критская культура погибла в конце 15в. до н.э.
С конца 12 века до н.э. на смену местным жителям приходят дорийцы, они начали обживать эти земли вспоминая о героическом прошлом Микен.
В 8в. до н.э. воспоминания воплотились в эпос Гомера.
Контрольные вопросы
Контрольные вопросы
- Вы можете использовать шаблон презентации: Шумарина Вера Алексеевна,учитель ГКС(К)ОУ С(К)ОШ №11 VIII вида. г. Балашов. Сайт: http :// pedsovet.su /