Презентация по МХК/искусство "Искусство исламских стран" - редактированный вариант, адаптирован по содержанию и времени на базовую верси; презентация предназначена для учителей и учащихся 10 класса (УМК Г.И. Даниловой) базовый уровень. Является синтезом нескольких источников, что позволяет как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета "МХК/искусство" раскрыть рассматриваемую тему. Отображает не только содержательную, научную, но эмоциональную стороны рассматриваемых вопросов, легко преломляется в опорный конспект. Вариант презентации позволяет, как учителю так учащимся работать в разных режимах.
Просмотр содержимого документа
«Искусство исламских стран. Урок-презентация по МХК/искусству, 10 класс, базовый уровень.»
МХК, 10 класс
Урок № 24
Искусство
исламских стран
Д.З.: Гл.23, творческая мастерская зад.1,4 стр.261. повторить раздел 4 «Художественная культура средневекового Востока»
© ред. А.И. Колмаков
ЦЕЛИ УРОКА
- познакомить с искусством исламских стран;
- расширять кругозор, навыки анализа художественных произведений;
- воспитывать национальное самосознание и самоидентификацию, уважение к культуре других народов планеты, к интернациональному культурному наследию.
ПОНЯТИЯ, ИДЕИ
- ислам;
- мусульмане; медресе;
- арабеска;
- мавританский стиль;
- рубаи;
- орнамент;
- эскиз;
- минарет; мавзолеи;
- мечеть; караван-сараи;
- пророк Мухаммед;
- Омар Хайям.
Универсальные учебные действия
- воспринимать и оценивать шедевры архитектуры ислама в единстве формы и содержания; объяснять роль основной символики в решении художественного образа архитектурного сооружения; создавать модель архитектурного памятника ислама с учётом его символики в одной из художественных техник; проводить сравнительный анализ произведений исламской архитектуры; описывать выдающиеся памятники архитектуры и изобразительного искусства ислама; выявлять существенные признаки мавританского стиля архитектуры; создавать собственную декоративную композицию в стиле восточного орнамента; создавать антологию восточной лирики (эскиз обложки и иллюстраций восточной книжной миниатюры); сочинять рубаи в стиле Омара Хайяма
- воспринимать и оценивать шедевры архитектуры ислама в единстве формы и содержания;
- объяснять роль основной символики в решении художественного образа архитектурного сооружения;
- создавать модель архитектурного памятника ислама с учётом его символики в одной из художественных техник;
- проводить сравнительный анализ произведений исламской архитектуры;
- описывать выдающиеся памятники архитектуры и изобразительного искусства ислама;
- выявлять существенные признаки мавританского стиля архитектуры;
- создавать собственную декоративную композицию в стиле восточного орнамента;
- создавать антологию восточной лирики (эскиз обложки и иллюстраций восточной книжной миниатюры);
- сочинять рубаи в стиле Омара Хайяма
ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
- Шедевры архитектуры.
- Особенности изобразительного искусства.
- Литература и музыка.
Задание на урок. Какое значение для Мировой цивилизации и культуры имеет искусство исламских стран.
подвопросы
- Шедевры архитектуры. Типичные архитектурные сооружения исламских стран и их художественное своеобразие (на примере шедевров мирового зодчества).
- Особенности изобразительного искусства . Основные виды изобразительного искусства, их назначение, символический смысл и художественное своеобразие. Арабеска. Каллиграфия.
- Литература и музыка . Любовная лирика народов Востока и ее мировое значение (на примере творчества отдельных мастеров художественного слова). Своеобразие музыкальной культуры ислама
Арабский халифат
Страны:
- Сирия
- Персия
- Ирак
- Афганистан
- Азербайджан
- Турция
- государства Средней Азии
- Северной Америки
- Южная Испания и др.
Ислам – мировая религия
- «Ислам» - «покорность», «подчинение» - абсолютная вера в одного Бога – Аллаха, ниспославшего людям своего пророка Мухаммеда
- Мусульмане – люди, исповедующие ислам
- Коран – главная священная книга ислама (состоит из 114 глав-сур)
хадж
Чёрный камень (араб. الحجر الأسود — аль-хаджар аль-асвад)
— мусульманская святыня, камень прощения, согласно легенде, посланный Адаму и Еве Богом, вмонтирован в восточный угол Каабы на высоте 1,5 м и заключён в серебряную оправу. Видимая поверхность камня имеет площадь примерно 16,5×20 см. Согласно преданию, Чёрный камень был белым, но постепенно он почернел, пропитавшись человеческими грехами. Существуют различные гипотезы происхождения Чёрного камня. По одной из версий, это метеорит.
« Чернила учёного столь же достойны уважения, как кровь мученика»
Омар Хайям
Шедевры исламской архитектуры
- Зодчество Арабского Востока – уникальное явление в истории мировой культуры
- Своеобразие в строгой системе математических расчётов
- Разработка ранее неизвестных типов зданий: мечети, минареты, медресе, мавзолеи, роскошные дворцы и караван-сараи, крытые рынки
Мечеть
- Место для совершения земных поклонов
- Квадратный двор или зал, окруженный гале - реями на столбах или колоннах, перекрытия на стрельчатых или подковообразных арках
- Алтарная ниша ( михраб ) обращена в сторону Мекки
- Главный фасад оформлен айваном – арочный портал больших масштабов
Арки
Айван
Минареты
- «маяк» - стройные башни, с верхних площадок которых священник (муэдзин) пять раз в день созывает верующих на молитву
- Каждая мечеть может иметь несколько минаретов, но не более восьми
намаз
Медресе
- Семинарии (другой тип мечети)
- Отличается тем, что галереи двора делятся на мелкие помещения, в которых живут семинаристы (худжры)
Особенности изобразительного искусства ислама
- Каллиграфия
- Орнамент
- Книжная миниатюра
Куфическое письмо
- Арабеска – ранняя форма орнаментального искусства, сложный линейно-геометрический узор, построенный на математически точном сочетании многоугольников и многолучевых звезд
- Основные цвета – красный, синий, желтый, зеленый
Литература Арабского Востока
- Любовная лирика народов Востока не имеет аналогов в мировой литературе
- Рудаки – основоположник персидской литературы
- Абулькасим Фирдоуси (таджикский поэт) поэма «Шахнаме»
- Низами (азербайджанский поэт)
- Омар Хайям (таджикский поэт, философ, математик) Рубаи
- Алишер Навои (узбекский поэт)
Алишер Навои
Рудаки
Музыка и танец
Мотивы мусульманской культуры
Дворец Альгамбра Южная Испания
Контрольные вопросы
Творческая мастерская
рефлексия
Оцените свою работу на уроке, закончите предложения:
- Сегодня я узнал…
- Было интересно…
- Было трудно…
- Я научился…
- Я смог…
- Меня удивило…
- Мне захотелось…
Литература:
- Программы для общеобразовательных учреждений. Данилова Г. И. Мировая художественная культура. – М.: Дрофа, 2011
- Искусство/ МХК. 10 кл . Базовый уровень : учебник / Г.И. Данилова. — 2-е изд., стериотип. - М.: Дрофа, 2014.
- Алдатова Фатима Герасимовна, РСО- Алания, с. Хумалаг