Конспект урока по литературному чтению на родном языке (русском) 4 класс
Тема: К.Г.Паустовский «Дремучий медведь»
Цель: знакомство с творчеством Паустовского, анализ литературного произведения с точки зрения построения композиции, развитие речи, учимся чувствовать и понимать язык художественного произведения, воспитываем бережное, уважительное отношение к природе.
Тип урока: педагогическая мастерская
Оборудование: иллюстрация дерева, листья, презентация
Ход урока
I Орг. момент .
II Создание эмоционально настроя, включение чувств ученика, личного отношения к предмету обсуждения.
1.Закройте глаза. Над нами голубое безграничное небо, а под ногами земля. Земля, которая вдыхает все ароматы полной грудью. Вдруг, что-то легкое коснулось щеки. Прикосновение такое нежное и ласковое! Что это? Это луч. Луч солнышка. Вы щуритесь от удовольствия, потому, что не только ощущаете прикосновение солнечного лучика, но и отчетливо слышите его озорной смех, в котором звучит пение птиц, ручья, шепот деревьев, сверкающих снежинок. Откройте свои глаза.
Постановка проблемы : как нужно строить отношения с природной? Какими качествами должен обладать человек .Сегодня мы вырастим дерево жизни. (слайд)
2. Возьмите листочки и напишите на листочках качества человека, которые вы считаете главными для того, чтобы любить природу.
III. О писателе - Константине Георгиевиче Паустовском
короткие выступления учащихся ( 4 человека)
Портрет писателя (слайд) и его высказывание:
«Нет хуже, когда у человека душа сухая. Вянет от таких жизнь , как трава от осенней росы».
- объясните, как вы понимаете такое высказывание писателя?
3. Выставка книг писателя, его дом, беседка (слайды)
IV. Работа по построению нужных элементов.
Словарная работа (слайд) крутояр, осокорь, шпенёк.
Построение композиции художественного произведения.
- вспомним, что такое композиция? Из каких частей состоит? (слайд)
3. Экспозиция – коллективная работа.
4. Завязка «Дружеские отношения» работа в группе
5. Развитие « Встреча с медведем» работа в группе.
6. Кульминация « Помощь» работа в группе.
7. Развязка – коллективная работа.
V. Работа в группах.
1. экспозиция (слайды) Петя –маленький, бабка Анисья, телята и река Высокая.
- почему Петя жил с бабкой Анисьей, где были его родители? (ответы детей)
- как бабка звала Петю? (дичок), почему?
- какие были телята?
- река Высокая, какая она была?
2. завязка – работает группа «Редакторы», выборочное чтение.
Читают отрывки из текста, которые доказывают, как Петя установил дружеские отношения с природой. Составление словесного портрета Пети – маленького. (слайд)
развитие - работает группа «Актеры»
- любила природа медведя? докажите отрывком из текста ( читают текст)
- прочитать слова медведя, как роль в театре (злость, сомнение, недоумение)
- вывод: какой же был медведь? (слайды), составление его словесного портрета.
4. кульминация – работает группа «Редакторы», выборочное чтение.
Читают отрывки из текста и доказывают, как природа помогла Пете –маленькому. (слайды)
5. что такое олицетворение? (ответы детей), использовал ли автор этот прием в свое рассказе?
6. развязка – «спасибо вам!» (слайд)
7. пословицы о дружбе
- что сказала бабка Анисья? как вы понимаете эту пословицу?
- а какая пословица подходит ещё, подумайте? (Один за всех и все за одного.)
VI. Разрыв – внутреннее осознание неполноты своего прежнего знания.
Наши сердца раскрываются с детства, как листва деревьев. Так, давайте украсим наше дерево листочками, на которых вы написали качества человека, любящего природу, украсим дерево и узнаем, как же надо понимать природу и строить с ней отношения?(украшают)
- Какое дерево получилось?
- Наше дерево очень яркое, солнечное, веселое, радостное.
- Значит, и человек должен быть светлым, теплым.
VII. Итог урока
- понравился ли вам урок? Что для себя вы усвоили?
Домашнее задание Написать сочинение о том, кто из вашей семьи учит вас понимать и любить природу?