СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Млечный Путь из Рязани видней

Нажмите, чтобы узнать подробности

Квест, посвященный Дню Космонавтики

Просмотр содержимого документа
«Млечный Путь из Рязани видней»

Квест, посвященный Дню космонавтики | Татьяна Устименко



МБОУ “Исадская СОШ”

Млечный Путь из Рязани видней



Ведущий: Ребята, знаете ли вы, какой день был вчера? С какими событиями он связан? (Выслушивает ответы). Итак, 12 апреля – день космонавтики. В этот день в 1961 году человек впервые полетел в космос. И это был НАШ человек – Юрий Алексеевич Гагарин. Но космическая эра человечества началась задолго до того старта на Байконуре. И наша Рязанская земля имела к этому самое непосредственное отношение.

Я предлагаю вам принять участие в сегодняшнем путешествии, в ходе которого вы убедитесь, что МЛЕЧНЫЙ ПУТЬ ИЗ РЯЗАНИ ВИДНЕЙ

Для начала нам нужно сформировать команды. Пусть каждый из вас возьмёт по одной карточке. Дальше вам нужно будет найти тех, чьи карточки вместе с вашей составят единый рисунок. Это и будет ваша команда.



Итак, корабли готовы совершить космическое путешествие? (Готовы!)

Выберите капитана экипажа и придумайте название своего корабля.



Перекличка экипажей:

1. экипаж__________________________________________     (Готовы!)

2. экипаж__________________________________________     (Готовы!)

3. экипаж__________________________________________     (Готовы!)

- Внимание, внимание, сообщение из центра управления: наше путешествие должно начаться через минуту. Даю команду! Экипажам приготовиться, командирам получить свой космический маршрут. Выдать маршрутные листы)

Внимание: на каждой станции вы будете получать баллы. Помните, вы теперь - космонавты, а, значит, у вас должна быть очень строгая дисциплина. По окончании путешествия мы подведём итоги, и узнаем, какая команда, была лучшей. Желаю всем удачи. В добрый путь!

 На старт! Стартовая готовность 5 секунд! Пять, четыре, три, два, один! Пуск! (Все хлопают в ладоши)















Звёздный



Строго говоря, оба космонавта, о которых я вам расскажу, не являются уроженцами Рязанщины. Но всё же их жизнь тесно связана с нашим краем

Геннадий Стрекалов, инструктор-космонавт-испытатель 1-го класса отряда космонавтов. Родился в 1940 году. Детство и юношеские годы провел в селе Семион, Кораблинского района, Рязанской области. В 1965 году окончил МВТУ им. Н.Э. Баумана, кандидат технических наук, принимал участие в изготовлении корпуса первого искусственного спутника Земли. В 1973 году был назначен на должность космонавта-испытателя. Пять раз летал космос. Летчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза

Александр Баландин, лётчик-космонавт, Герой Советского Союза. Родился в 1953 г. Детские и школьные годы провел в Шацком районе, Рязанской области. Окончил МВТУ им. Баумана в 1976 г., принимал участие в разработке новой космической техники. Работал инженером в подмосковном НПО «Энергия». В 1978 г. был зачислен в отряд космонавтов, прошел полный курс подготовки к полетам на кораблях различных типов. Совершил 179-суточный космический полет на корабле «Союз ТМ-9» и орбитальном комплексе «Мир». Награжден орденами и медалями.

Не правда ли, биографии у них поистине звёздные. Вот и конкурс сейчас тоже будет звёздным.

Объясните смысл крылатых выражений:



1. «Звезда первой величины» - (известный человек, прославившийся в какой-либо области знаний или деятельности).

2. «Звёздный час» - (переломный, решающий момент в жизни человека).

3. «Родиться под счастливой звездой» - (быть удачливым, счастливым, везучим).

4. «Как небо и земля» - (полная противоположность).

5. «Хватать звёзды с неба» - (отличаться выдающимися способностями, дарованиями, умом и совершать что-либо выдающееся, из ряда вон выходящее).

6. «Достать звезду с неба» - (сделать что-то особенное ради кого-то)



Количество баллов выставляется по числу верных ответов.











Испытание центрифугой

Ёркина Жанна Дмитриевна

Родилась 6 мая 1939 года в городе Сольцы Новгородской области.

После окончания в Тамбове в 1956 году средней школы, поступила в Рязанский педагогический институт (ныне Рязанский государственный университет имени С. А. Есенина), который окончила в 1961 году. С 1957 года, будучи студенткой, занималась в Рязанском аэроклубе. По распределению с сентября 1961 по февраль 1962 года работала учительницей в Рязанской области.

В апреле 1962 года была призвана на военную службу и зачислена на должность слушателя-космонавта. В 1964—1969 годах обучалась на инженерном факультете Военно-воздушной академии имени Жуковского, получив квалификацию «летчик-космонавт-инженер». С октября 1969 года Жанна Дмитриевна Ёркина работала в Центре подготовки космонавтов на различных должностях и была уволена в запас по возрасту 20 июля 1989 года.

В марте 1962 года Ёркина прошла медицинское обследование и на заседании комиссии по отбору космонавток была зачислена в состав второй группы женщин-космонавтов из восьми человек. В апреле-ноябре 1962 года прошла общекосмическую подготовку и после сдачи экзаменов 1 декабря 1962 года была переведена на должность космонавта 1-го отряда. В первой половине 1963 года готовилась к полету на космическом корабле «Восток-6» по программе женского полета в составе группы вместе с Валентиной Терешковой, Ириной Соловьевой и Валентиной Пономарёвой. С мая по ноябрь 1965 года проходила подготовку в качестве командира второго экипажа (вместе с Татьяной Кузнецовой) для полета на космическом корабле «Восход» с выходом в открытый космос. Но этот полёт был отменен в связи с закрытием программы «Восход». Была отчислена из отряда космонавтов 1 октября 1969 года в связи с расформированием женской группы космонавтов.

До конца жизни Жанна Дмитриевна проработала в Звёздном городке в Центре подготовки космонавтов. Умерла от инсульта 25 мая 2015 года. Была похоронена на кладбище деревни Леониха Московской области, близ Звездного городка.

В числе её наград: медали «Двадцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов», «50 лет Вооруженных Сил СССР» и «За безупречную службу» III степени.



И мужчины и женщины в отряде космонавтов должны были постоянно тренироваться. Один из самых сложных элементов подготовки -  “Испытание на центрифуге” Необходимо каждому члену экипажа по очереди с завязанными глазами покружиться вокруг себя и точно пройти по прямой. По количеству справившихся участников определяются баллы команде.











Заправлены в планшеты космические карты

Аксенов Владимир Викторович

лётчик-космонавт,  дважды Герой Советского Союза, 36-й космонавт СССР и 79-й космонавт мира, бортинженер космического корабля «Союз-22» и транспортного корабля «Союз Т-2».

 Родился 1 февраля 1935г в с. Гиблицы Касимовского района Рязанской области). Рано лишился родителей, его воспитателями и опекунами стали бабушка и дедушка. После окончания сельской семилетней школы учился в Касимовском индустриальном техникуме, затем в Мытищинском машиностроительном техникуме (Московская область). После его окончания в 1953 г. Аксенов поступил в 107-ю Военную авиационную школу первоначального обучения летчиков в г. Кременчуг Полтавской области. Дальнейшее обучение проходил в военном училище летчиков-истребителей в г. Чугуев Харьковской области.

В 1957 г. приехал в Калининград (ныне Королев) и был принят в Особое конструкторское бюро. Под руководством С.П. Королева занимался разработкой одного из узлов первого искусственного спутника Земли. В 1963 году Аксенов окончил Всесоюзный заочный политехнический институт, получив специальность инженера-механика.

В 1964 г. перешел в летно-испытательную службу предприятия. За годы испытательской работы Владимир Викторович совершил более 250 полетов на самолете-лаборатории, выполняя задания более чем в 1200 режимах невесомости.

В 1973 г. Аксенов перешел в отряд космонавтов при КБ на должность космонавта-испытателя. За время пребывания в отряде он выполнил два полета в космос. Первый полет - 1976 г. в экипаже с В.Ф. Быковским. В этом же году Аксенову было присвоено звание Героя Советского Союза. Второй полет - 1980 г. совместно с Ю.В. Малышевым. Во время полета экипаж осуществил стыковку нового космического корабля «Союз 7Т» и переход космонавтов на орбитальную станцию «Салют 76». После проведения оценки взаимодействия нового корабля с системами станции Аксенов и Малышев возвратились на Землю, испытав новую систему спуска корабля. Аксенову во второй раз было присвоено звание Героя Советского Союза.

Затем он вернулся в конструкторское бюро, занимался созданием новых пилотируемых кораблей. В 1988 г. Аксенов стал директором Государственного научно-исследовательского Центра (института) по исследованию природных ресурсов Земли.  С 1990 по 1992 г. был генеральным директором нового НПО «Планета», которое занималось вопросами использования имеющихся и разрабатываемых спутниковых систем для исследования земной поверхности.  

Награжден двумя орденами Ленина, золотой медалью «За заслуги перед наукой и человечеством» (Чехословакия), орденом Карла Маркса (Германия), почетными медалями им. Королева, Гагарина, лауреат Золотой медали им. академика В.Ф. Уткина. Почетные звания: «Летчик-космонавт СССР», «Заслуженный мастер спорта», Почетный гражданин городов Касимова, Калуги, Зеи, Мытищинского района Московской области, с. Гиблицы, графства Джефферсон штата Кентукки США.

Является кандидатом технических наук, профессором, действительным членом Международной академии наук информации, информационных процессов и технологий им. Винера, Международной академии духовного единства народов мира, Всероссийской академии космонавтики им. К.Э. Циолковского, Российской академии проблем безопасности, обороны и правопорядка, Государственной национальной русской академии.

Решением исполкома Рязанского городского Совета народных депутатов в 1976 году Аксенову присвоено звание «Почетный гражданин города Рязани».





Ведущий: Прежде чем отправляться в межзвёздные путешествия, необходимо научиться прокладывать космические трассы. Вам предстоит из отдельных элементов составить космическую карту одного из отдалённых уголков Вселенной.























Космические цифры

Ведущий: на этой станции вам предстоит познакомиться с биографией родоначальника космических исследований. ( Читает биографию Циолковского)

Биография К. Э. Циолковского

Константин Эдуардович Циолковский родился в 1857 году в селе Ижевское Рязанской губернии, в семье польского дворянина, служившего по ведомству государственных имуществ. В 1860 году семья Циолковских переехала в Рязань. В возрасте 9 лет Константин Циолковский заболел скарлатиной. В результате осложнения после болезни он частично потерял слух. Это событие оказало огромное влияние на его дальнейшую жизнь.

 В 1868 году семья Циолковских переезжает в Вятку. В 12 лет Константин поступает в гимназию, но учеба ему не дается, в том числе и из-за плохого слуха. Ко всему этому в 1870 году умирает мать Циолковского, что еще больше замыкает мальчика в самом себе. И спустя 3 года после поступления его отчисляют из гимназии за неуспеваемость и плохое поведение. Он начинает заниматься образованием самостоятельно. Единственными друзьями мальчика становятся книги. В это же время Константин Циолковский приобщается к техническому и научному творчеству.

И вот уже через два года в 1873 году для отца становятся очевидными способности сына, и он решает послать мальчика в Москву для продолжения образования. В Москве в течение 3 лет он самостоятельно и с успехом изучает химию, физику, астрономию, высшую математику, аналитическую геометрию.

В 1878 году семья Циолковских возвращается в Рязань.

В 1879 году Константин Циолковский построил первую в мире центробежную машину (предшественницу современных центрифуг) и провел на ней опыты с разными животными. Вес рыжего таракана был увеличен в 300 раз, а вес цыпленка - в 10, без малейшего для них вреда.

В 1891 году в трудах Общества любителей естествознания публикуется статья Циолковского "Давление жидкости на равномерно движущуюся в ней плоскость".

 В 1892 году семья Циолковских переезжает в Калугу в связи с переназначением Константина Эдуардовича по службе.

В это время Циолковский начинает писать статьи и просто мысли и рассказы. Публикуется его фантастическая повесть "На Луне". В 1894 году в журнале "Наука и жизнь" публикуется работа "Аэроплан или птицеподобная (авиационная) летательная машина".

10 мая 1897 года Циолковский вывел формулу, установившую зависимость между скоростью ракеты в любой момент, скоростью истечения газов из сопла, массой ракеты и массой взрывных веществ. Закончив математические записи, Циолковский машинально поставил дату: 10 мая 1897 года. Разумеется, он ни на секунду не подозревал, сколько радости доставит впоследствии историкам находка пожелтевших и измятых листков. Ведь написав дату вычислений, Циолковский, сам того не ведая, закрепил свое первенство в вопросах научного освоения космоса.

В 1911 году "Вестник воздухоплавания" публикует вторую часть труда "Исследование мировых пространств реактивными приборами". В ней Циолковский вычисляет работу по преодолению силы земного тяготения, скорость и время полета. Эта работа считается самым ценным трудом Циолковского и закрепляет его первенство в исследовании вопросов космической техники.

 Умер ученый 19 сентября 1935 года на 78 году жизни.



А теперь задание: Вам предстоит произвести расчеты, имеющие вполне практическое космическое значение: Вот 2 задачи, которые вы должны решить. За каждый правильный ответ вы получите по 2 звезды.

Задача1

Астероид диаметром 1 км может дать 50 млн тонн кобальта, который необходим для производственных нужд землян. Сколько тонн кобальта может дать астероид радиусом 250м?

(50 000 000:2 = 25 000 000 или 50 000 000: 1000 = 50 000тонн/м; 250 * 2 =500м; 500 * 50 000 = 25 000 000тонн)

Задача 2

Вес предмета на Земле в 100кг на Марсе составил бы всего 38 кг. Сколько весил бы марсианский пилотируемый комплекс при приземлении на Марс, если его стартовая масса составляет 1634 тонн?

(1т – 1000кг; 1634000:38=43000кг = 43 тонны)





















Полёт Бурана

УТКИН ВЛАДИМИР ФЕДОРОВИЧ

Владимир Федорович Уткин – крупный ученый, генеральный конструктор ракет, ракет-носителей и космических аппаратов, дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственной премий, действительный член Академий наук России и Украины, Международной академии астронавтики, президент Академии космонавтики им. К.Э. Циолковского, доктор технических наук, автор свыше 200 научных трудов, награжден шестью орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени, двумя орденами Красной Звезды, Отечественной войны I и II степени, «За заслуги перед Отечеством» I и II степени, 14 медалями. Участник Великой Отечественной войны (1941–1945), депутат Верховного Совета (1972–1991).

Родился 17 октября 1923 года в поселке Пустобор Рязанской области. Вскоре семья переехала в поселок Лашма неподалеку от старинного города Касимова, где и прошли его детские и юношеские годы. В 1941 году с отличием закончил среднюю школу №2 в Касимове и уже в августе был призван в ряды Красной Армии. С 1942 года и до конца войны воевал на различных фронтах, награжден боевыми орденами и медалями.

В 1946 году поступил в Ленинградский военно-механический институт, после окончания которого в 1952 году был направлен в конструкторское бюро «Южное» в Днепропетровске. С 1986 года стал генеральным директором и генеральным конструктором НПО «Южное».

За это время разработаны и сданы на вооружение четыре стратегических ракетных комплекса, создано несколько ракет-носителей. В числе последних разработок – высокоэффективная, экологически чистая ракета-носитель «Зенит»; твердотопливная ракета СС-24; не имеющая аналогов высокоэффективная стратегическая ракета СС-18 («Воевода» или «Satan» по классификации НАТО). Разработки В.Ф. Уткина обеспечили паритет отечественных ракетно-ядерных сил в противостоянии ядерному оружию США.

В области космических исследований были реализованы различные спутники оборонного и научного назначения. Всего на орбиты было выведено более трехсот аппаратов семейства «Космос» разработки КБ «Южное», составляющих значительную часть от общего числа спутников этой серии.

В.Ф. Уткин принимал самое деятельное участие в работах по использованию оборонных научно-технических разработок в интересах науки и народного хозяйства: создание ракеты-носителя «Циклон» на базе боевой машины СС-9, спутника «Космос-1500», использованного для вывода каравана судов из льдов Восточно-Сибирского моря и ставшего родоначальником известной серии спутников «Океан», предназначенных для повышение безопасности и эффективности мореплавания.

С 1990 года В.Ф. Уткин – директор Центрального научно-исследовательского института машиностроения (ЦНИИмаш) Российского авиационно-космического агентства (Росавиакосмос). При непосредственном участии Владимира Федоровича разработана Федеральная космическая программа России.

Владимир Федорович возглавлял координационный научно-технический совет Росавиакосмоса и РАН по исследованиям и экспериментам на пилотируемой станции «Мир» и российском сегменте МКС, был активным участником работ в области международного сотрудничества по исследованию и освоению космического пространства.

Скончался 15 февраля 2000 года. Похоронен на Троекуровском кладбище в Москве. В Рязани установлен его бюст, а в Касимове у школы, носящей его имя, сооружен мемориал В.Ф. Уткина. Имя В. Ф. Уткина наосит и Рязанский радиотехнический университет.



А теперь вам предстоит сконструировать испытать собственный летательный аппарат

Ваша задача: каждому участнику сделать самолётик и запустить его от линии до линии. По количеству самолётов за финишной линией начисляется колколичество балов команде.













































Маршрутный лист экипажа



__________________________________________________________________________________________

Название станции

Количество баллов

Подпись инструктора

Космические цифры

(2кл)



Полёт Бурана

(история)



Космические карты

(Математика1)



Испытание на центрифуге

(шахматный коридор)



Звёздный

(Математика 2)







Итого баллов

























Маршрутный лист экипажа





Название станции

Количество баллов

Подпись инструктора

Звёздный

(Математика 2)



Испытание на центрифуге

(шахматный коридор)



Полёт Бурана

(история)



Космические карты

(Математика1)



Космические цифры

(2кл)






Итого баллов























Маршрутный лист экипажа





Название станции

Количество баллов

Подпись инструктора

Космические карты

(Математика1)



Звёздный

(Математика 2)



Испытание на центрифуге

(шахматный коридор)



Космические цифры

(2кл)



Полёт Бурана

(история)






Итого баллов












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!