СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мнемотехнический прием запоминания учебного материала.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мнемотехника - один из приемов запоминания и развития памяти, который можно успешно использовать на уроках.

Просмотр содержимого документа
«Мнемотехнический прием запоминания учебного материала.»

Мнемотехника как один из эффективных вспомогательных приёмов обучения

Понятие «мнемоники» и область её применения

Главный инструмент нашего разума — это память. Память — это связь прошлого с настоящим и будущим, процесс сохранения прошлого опыта, дающий возможность его повторного использования. Для того, чтобы память не подводила нас в самые важные мгновения жизни, нужно постоянно тренировать ее. Методов для развития и эффективного использования памяти существует множество. Остановимся на самом интересном из них — мнемотехнике.

Послушайте притчу.

Давным-давно в Греции на острове Хеосс случилось землетрясение, засыпавшее дом богача и гостей, пировавших с хозяином в его большом доме. Когда людей раскопали, по их останкам было трудно определить, кто где лежит. Единственный оставшийся в живых человек, учитель риторики и поэт Симонид, незадолго до трагедии вышедший из дома, легко вспомнил, кто где сидел и кто что делал. Так родственники опознали тела своих близких, а Симонид стал основоположником нового метода запоминания - топологической мнемоники, согласно которой для запоминания большого количества материала достаточно расположить его в знакомом пространстве (например, собственной квартире) и по мере надобности доставать (находить) его.

Учение Симонида состояло из двух важных понятий — ассоциация и фон.

Ассоциация — мысленная связь между двумя предметами,

фон — это то, что вы хорошо знаете до мельчайших подробностей. Тогда для того, чтобы запомнить множество каких-то фактов, их нужно соединить (ассоциировать) с тем, что вам хорошо знакомо.


Симонидовский метод широко использовал Цицерон, который проговаривал свою речь, шагая из комнаты в комнату. Выступая перед публикой, он проходил мысленно тот же путь, собирая "разбросанные" по пути факты и изречения. Этот приём и лёг в основу трактовки понятия: «Мнемоника» (греч.Mnemonika - искусство запоминания).

Мнемотехника - совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.

Приведем несколько широко известных мнемонических фраз или слов. Конечно, всем с детства хорошо известна фраза, задающая порядок цветов спектра: "Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан". Или аналогичная ей "Как Однажды Жак Звонарь Городской Сломал Фонарь". Начальные буквы слов в этих предложениях дают названия цветов радуги: красный, оранжевый, желтый, зелёный, синий, фиолетовый.

Фраза "Морской Волк Замучил Молодого Юнгу, Совершенно Утомив Несчастного Подростка" вам проще будет запомнить порядок планет: "Меркурий-Венера-Земля-Марс-Юпитер-Сатурн-Уран-Нептун-Плутон"....

Издревле люди понимали, что мнемотехника облегчает запоминание, усвоение информации.

Ярким примером использования на Руси мнемотехники является сла­вянская азбука. Название всех букв кириллицы были придуманы с мнемонической целью:

А (аз) Б (буки) В (веди) - я буквы знаю;

Г (глагол) Д (добро) Е (есть) - письменность есть добро;

Р (рцы) С (слово) Т (твердо) - произноси слово твёрдо.













Самое грандиозное поле деятельности для применения мнемоники — это школа.



Кроме обучения чтения, письму, счету современный школьник получает огромное количество информации по другим областям человеческих знаний: истории, географии, химии, биологии. Запомнить всё традиционным способом вряд ли по силам даже взрослому человеку, уже умеющему анализировать и размышлять. Ребенка же нужно готовить к взрослой жизни заранее. И чем раньше, тем лучше. И мнемотехника наряду с другими традиционными методами обучения может быть весьма полезна.



Мнемотехника - это возможность заставить слабых учеников не про­сто прослушать, но и понять объяснение, возможность зажечь в их глазах огонек интереса, расширить границы восприятия.

М.Б.Успенский пишет:«В русском языке немало речеупотреблений, которые не поддаются обобщению, по которым не составишь алгоритма, которые находятся как бы «вне правил». К ним относятся написание не­проверяемых гласных и согласных, различные исключения из правил, а также вариативность словоформ, употребляемых в одном категориальном значении ( нет носков, но чулок; узбеков, таджиков, но туркмен, грузин, татар)»



Для неалгоритмизуемых единиц языка может быть одна рекоменда­ция: «Это надо запомнить». И вот тут на помощь словеснику приходит мнемоника.

Так, слово «корабль» этимологически родственно словам «корка», «корыто», «короб», «коричневый», у них единый исторический корень - кор - (от значения кора у дерева). Незначительная, казалось бы, ассоциация - фраза «коричневый корабль-короб, он сделан из коры» объединяет единицы одного семантического поля, создает внутренние искусственные связи, тем самым заставляет работать эмоционально-образную память ребенка.





Какие ещё существуют приёмы запоминания?


Один из таких приемов - пиктограммы, мнемосхемы. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Многие младшие школьники испытывают затруднение при пересказе текстов и заучивании стихов и вот здесь нам помогут приемы мнемотехники. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Важно, чтобы эту мнемосхему придумал и нарисовал сам ребенок, тогда и эффект будет больше. Потом ему достаточно взглянуть на свою пиктограмму, чтобы восстановить в памяти текст.


Следующий приём- мнемотаблицы – схемы, в которых заложена определённая информация. Использование мнемотаблиц позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить её в соответствии с поставленными задачами. Овладение приёмами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:


- развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;


- перекодирование информации, т.е. преобразование абстрактных символов в образы;


- развитие связной устной речи.




Приемы мнемотехники для запоминания



1. Выучить падежи русского языка (именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный)

Фраза: Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пелёнку.


2. Слова с ы после ц

Цыган на цыпочках цыкнул цыплёнку: «Цыц».


3. Употребление слов «одеть» и «надеть»

Надеваю на себя одежду, одеваю девочку Надежду.


4.Запоминание словарных слов

Лучше скушать вИнЕгрет, чем автобусный бИлЕт.







Мнемотехника способствует успешному запоминанию при соблюдении определенных условий:



  • Ученику легче запоминается то, что интересно;

  • Яркость восприятия: лучше запоминается все яркое, необычное, то, что вызывает определенные эмоции;

  • Образность запечатления: запоминание, опирающееся на образы, гораздо лучше механического запоминания.



«Усиление» идёт за счёт образного представления материала, путём выстраивания сюжетной линии запоминания, сочинения своебразных рассказов, сказок, стихов, небылиц, шуток. Эффективными способами «усиления» орфограммы являются:



1) написание в слове запоминаемой буквы по аналогии самого предмета;

2) составление ребусов;

3) заучивание обобщённым способом путём составление рассказов;







































 

























 







 












































 





   



















В работе над словами из словаря можно использовать стихи, например:



  1. Заучивание алфавита


АБВГДЕЁ – постираем всё бельё.

ЖЗИЙКЛМ – апельсинку быстро съем.

НОПРСТУ – погуляем по мосту.

ФХЦЧШЩ – ох, какая чаща!

ЪЫЬ – не запомнятся никак.

ЭЮЯ – вот и всё, друзья!



Трудные учить слова

Помогает нам игра.



Петуха назвали “Петя”-

Петь он любит на рассвете.

А медведь, наоборот.

Петь не любит, любит мед.



Лиса-лисица, посмотри,

Очень любит букву… (и).



-Какой звук «издает» при движении трамвай?

Трам - трам – трам.



Интересны звуковые ассоциации для запоминания правописания изучаемого слова – “Запомни, шутя!”

ВОРобей – ВОР украл ВОРобья.

РЕБята - РЕБята отгадывают РЕБус.

УЧЕник – УЧЕние для уЧЕника муЧЕние.



СОрока- СОрок СОрок воровали горох.

СОбака- КОсть для СОбаки сОска.



Один из приёмов- обращение к этимологии слова.

БЕРЁЗА. Название своё дерево получило по цвету коры. У древних славян существовало слово БЕР, означающее “светлый”, “ясный”, “блестящий”, “белый”. Именно от БЕР и образовалась сначала БЕРЗА, а потом БЕРЁЗА.

ВОКЗАЛ. Лет триста назад в Лондоне (Англия) некая предприимчивая дама по имени Джейн Во превратила свою усадьбу в место общественных гуляний и, построив там павильон, назвала его “Вокс - Холл”, т.е. “Зал госпожи Во”.

ПЛАТЬЕ. ПЛАТОК. Что общего между этими словами и почему они стоят у нас рядом?

Дело в том, что в основе этих двух слов лежит древнерусское слово ПЛАТЪ, что означает “кусок материи”.



СОЛДАТ. Это связано с итальянским “сольдо”. СОЛЬДО-это название монеты и “жалованье”. Человек, получающий “сольдо”, т.е. жалованье, назывался сольдато.



Для совершенствования памяти, без чего невозможно развитие орфографических навыков школьников предлагается диктант-игра “Кто больше запомнит”. Необходимое количество слов, группируется попарно на основе ассоциативной связи- один из приёмов мнемотехники.

Например:

корова-молоко; работа-лопата;

завод-рабочий; ворона-воробей;

ученик-тетрадь; одежда-пальто;

класс-учитель; мороз - коньки и т.п.

Каждую цепочку, состоящую из двух слов, произносят один раз, о чём предварительно предупреждают учащихся; делают паузу, во время которой дети записывают то, что запомнили; читают новую цепочку из двух слов и опять делают паузу. Необычная диктовка происходит до тех пор, пока не осуществится запись всех запланированных для диктанта слов, после чего учащиеся подсчитывают написанное ими количество слов и проверяют правильность их написания.

Постепенно порядок записи усложняется.

Первый путь усложнения - увеличение количества слов в цепочке с сохранением ассоциативной связи.

Например, по три слова в каждой цепочке:

колхоз- деревня- молоко;

медведь- заяц- лисица;

город- завод- машина;

петух- собака- корова;

пенал- карандаш- тетрадь и т.д.



Второй путь- увеличение количества слов, между которыми ассоциативная связь слабо ощутима или совсем не просматривается.

Например:

дежурный- Москва- лопата;

ветер- народ- фамилия;

суббота- язык- ягода и т.д.



Существует приём звуковых ассоциаций или рифмы. С их помощью слова, в которых так часто нарушаются орфоэпические нормы, запоминаются легко:

у Иры - крапИва

у ВЕры - вЕрба

Ия - санитарИя

у Фёклы - свЁкла

Где Ель, там щавЕль

остЫнь - нет простЫнь

нет тУт правой тУфли,

нет тУт левой тУфли,

нет тУт тУфель вообще



Прием обучения запоминанию слов с помощью мнемотехник активизирует познавательную деятельность, обеспечивая ребятам успех в учебе, дарит радость от общения с буквой, словом. Буква становится ребенку другом, из-за нее не будет разочарований, неудач, слез.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!