«Многоатомные спирты».
Цели урока:
1) рассмотреть строение и свойства многоатомных спиртов, максимально используя имеющиеся знания о составе, строении и свойствах одноатомных спиртов;
2) показать взаимосвязь многоатомных и одноатомных спиртов;
3) сформировать понятие об особых свойствах многоатомных спиртов через организацию исследовательской деятельности на уроке;
4) показать применение многоатомных спиртов.
Форма проведения урока: Традиционный урок с использованием ИКТ и исследовательской деятельности.
Просмотр содержимого документа
«"Многоатомные спирты"»
«Многоатомные спирты»
(10 класс)
Разработала учитель химии Кутищева С.И.
Цели урока:
1) рассмотреть строение и свойства многоатомных спиртов, максимально используя имеющиеся знания о составе, строении и свойствах одноатомных спиртов;
2) показать взаимосвязь многоатомных и одноатомных спиртов;
3) сформировать понятие об особых свойствах многоатомных спиртов через организацию исследовательской деятельности на уроке;
4) показать применение многоатомных спиртов.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация «Многоатомные спирты».
Форма проведения урока: Традиционный урок с использованием ИКТ и исследовательской деятельности.
Ход урока.
1. Вступительное слово учителя:
Сегодня на уроке мы сравним строение и свойства многоатомных и одноатомных спиртов. Урок будет не совсем обычный. Мы посмотрим с вами несколько видеофрагментов, выполним маленькую исследовательскую работу. Но прежде повторим, что вы знаете об одноатомных спиртах.
2. Фронтальный опрос класса:
Дайте определение спиртам. Что такое функциональная группа?
Как классифицируют спирты по числу функциональных групп, по характеру углеводородного скелета, по характеру атома углерода, с которым связана гидроксогруппа?
Имеют ли спирты запах, цвет? Какое у них агрегатное состояние?
Почему первые представители спиртов – жидкости, а соответствующие им углеводороды – газы?
Какие виды изомерии характерны для спиртов?
Перечислите типы реакций, которые характерны для одноатомных спиртов.
Как можно получить спирты?
3. Введение в тему.
СН2ОН-СН2ОН
СН2ОН-СНОН-СН2ОН
Молекулы, которых содержат две гидроксильные группы это - двухатомные спирты. Молекулы, которые содержат три гидроксогруппы – триолы. Известные спирты и большей атомности, например, сорбит содержит шесть гидроксогрупп. По программе мы изучаем двух- и трехатомные спирты.
Задание: Составьте формулы следующих спиртов, исходя из названия:
2 метил-бутандиол-1,3 и 2,2-диметилпентантриол-1,3,5
4. Исследовательская работа
Изучить физические свойства глицерина
Какие физические свойства можно исследовать: (цвет, запах, агрегатное состояние, растворимость в воде.)
К одному мл воды в пробирке прилейте равный объем глицерина и смесь взболтайте. Затем добавьте еще столько же глицерина. Что можно сказать о растворимости его в воде? Опишите свойства, которые вы наблюдаете.
Подумайте, в чем причина различия физических свойств одноатомных и многоатомных спиртов?
Вывод: число гидроксогрупп в спирте оказывает влияние на их физические свойства (за счет водородных связей).
5. Просмотр видео (химические свойства)
Записать уравнение взаимодействия глицерина с натрием
Написать уравнение реакции взаимодействия глицерина с хлороводородом (по аналогии с одноатомными спиртами)
СН2ОН – СНОН – СН2ОН + 3НСI = СН2СI – СНСI – СН2СI + 3Н2О
Как вы думаете, могут ли многоатомные спирты образовывать эфиры? Запишите уравнение взаимодействия с азотной кислотой
СН2ОН – СНОН – СН2ОН + 3НNO3 = СН2NO2 – СНNO2 – СН2NO2 + 3Н2О
Вывод: Как вещества, содержащие гидроксогруппы, многоатомные спирты имеют сходные свойства с одноатомными спиртами. Обладают более выраженными кислотными свойствами, чем одноатомные спирты.
Вызывает ли появление новых химических свойств увеличение числа гидроксогрупп в молекулах многоатомных спиртов? Смотрим видео.
Это качественная реакция на многоатомные спирты
Что обусловливает качественные изменения при переходе от одноатомных спиртов к многоатомным?
Вывод: Особенностью многоатомных спиртов является большая подвижность атомов водорода в гидроксогруппе и легкая окисляемость радикала.
Причина: влияние этих групп друг на друга и на углеводородный радикал.
6. Посмотрите на видео лекцию о химических свойствах и получении.
Выполните следующие задания:
1. Записать специфические свойства многоатомных спиртов (со щелочами и гидроксидом меди(II)).
2. Рассмотреть реакции окисления многоатомных спиртов и записать только продукты полного окисления.
3. Записать схемы получения этиленгликоля и глицерина.
7. Рефлексия
На основании изученного материала сделайте общий вывод о строении и свойствах многоатомных спиртов:
Особенность строения многоатомных спиртов в …
Физические свойства многоатомных спиртов: цвет, запах, агрегатное состояние, растворимость в воде, плотность...
Химические свойства многоатомных спиртов…
Действие многоатомных спиртов на организм человека...
Практическое применение многоатомных спиртов...
8. Домашнее задание:
Стр. 63-73 учебника, упражнения 1-3, стр.74.
Я пью его в мельчайших дозах,
На сахар капаю раствор,
А он способен бросить в воздух
Любую из ближайших гор.
О каком веществе идет речь?
Подготовить сообщение о свойствах и применении нитроглицерина