СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Многоборье в легкой атлетике»

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современное легкоатлетическое многоборье берет начало еще с античных олимпиад, где древние спортсмены соревновались в комбинации нескольких дисциплин. Правила современного десятиборья были разработаны в 1911 г., ив 1912 г. вид как отдельная дисциплина был включен в программу Олимпийских игр. Многоборья включают в себя различные виды бега, прыжков и метаний. Названия их определяются по числу входящих видов: десятиборье, семиборье, пятиборье и т.д.

 

В настоящее время мужчины соревнуются в десятиборье, а женщины - в семиборье.

Десятиборье. Проводится два дня подряд со следующей последовательностью видов:

первый день: бег 100 м, прыжок в длину, толкание ядра, прыжок в высоту, бег 400 м;

второй день: бег 110 м с барьерами, метание диска, прыжок с шестом, метание копья, бег 1500 м.

Семиборье. Проводится два дня подряд со следующей последовательностью видов:

первый день: бег 100 м с барьерами, прыжок в высоту, толкание ядра, бег 200 м;

второй день: прыжок в длину, метание копья, бег 800 м.

 

Соревнования по отдельным видам, входящим в состав многоборий, проводятся в соответствии с требованиями данных дисциплин. Исключением можно считать то, что в беговых видах многоборья в каждом забеге разрешен только один фальстарт без дисквалификации спортсмена, его совершившего. Любой спортсмен/ спортсмены, допустивший дальнейшие фальстарты, отстраняется от участия в соревновании (дисквалифицируется). Кроме того, в прыжках в длину и в каждом из видов метаний участнику предоставляется только по три попытки.

 

В соревнованиях перерывы между окончанием одного вида и началом другого, по возможности, делаются не менее 30 мин. Рекомендуется, чтобы интервал времени между финишем последнего вида в первый день и стартом первого вида во второй день был не менее 10 ч.

 

• Система многоборий

Кроме десятиборья и семиборья (варианты в многоборье), которые входят в программы крупнейших международных соревнований, в Советском Союзе разработана и применяется система различных многоборий, включающих от 3 до 10 видов легкой атлетики. Основная цель этой системы соревнований по многоборьям — разностороннее физическое развитие советской молодежи и постепенное подведение ее к наиболее трудным видам — десятиборью и семиборью. Система многоборий разработана с учетом преемственности подготовки начиная с 11 лет.

 

Наибольший выбор многоборий разработан для юношей и девушек 14—17 лет, проходящих начальную специализацию в многоборьях. Многоборья для юношей включают от 3 до 9 видов; для девушек — от 3 до 7. Юноши с 16 лет могут начинать выступать в десятиборье. Во   всех   юношеских   возрастах (11—17 лет) должны применяться облегченные снаряды для метаний, а также высота и расстановка барьеров в соответствии с правилами соревнований.

 

Некоторые многоборья разработаны специально для соревнований в помещении (семиборье, пятиборье зимнее). Взрослым многоборцам рекомендуется кроме десятиборья и семиборья (женщины) выступать несколько раз в течение года в малых многоборьях, включающих 3—7 видов у мужчин, 3—5 видов у женщин. Эти выступления позволяют провести контроль и коррекцию тренировочного процесса, разнообразить соревновательные нагрузки многоборцев, акцентировать подготовку в определенных видах (виды многоборья, где многоборец слабо выступает, технически сложные виды, бег на выносливость и т. д.). После выступлений в многоборьях, как правило, процесс восстановления непродолжительный и ход тренировочного процесса не нарушается.

 

Оценка результатов в отдельных видах многоборий производится по таблице оценки результатов, принятой ИААФ. В 1982 г. будут введены новые таблицы ИААФ для десятиборья и семиборья.

 

В международных таблицах оценка некоторых видов не предусмотрена, в связи с этим в СССР разработаны таблицы для оценки результатов в беге на 60 м, 300 м, 600 м и 60 м с барьерами. Оценка результатов в пионерском четырехборье проводится по специальной международной таблице.

 

• • Этапы подготовки многоборцев

В многолетнем процессе подготовки многоборца, продолжающемся иногда 15—18 лет, можно выделить 5 этапов, на которых решаются определенные задачи:

I этап — начальная подготовка (11—14 лет);

II этап — начальная специализация (15—18 лет);

III этап — углубленное    спортивное совершенствование (19 — 22 года);

IV этап — высшие достижения (23—28 лет);

V этап — спортивное долголетие (старше 28 лет).

Возрастные границы этапов определены на основе анализа динамики роста результатов и изучения биографий сильнейших многоборцев мира. Возраст многоборцев, попадающих в ежегодные списки ста сильнейших многоборцев мира и СССР, колеблется в диапазоне от 17 до 33 лет. Рекордные результаты в семиборье и в десятиборье устанавливаются в возрасте 23—30 лет после 6—12 лет предварительной подготовки. Советские многоборцы — участники XXI Олимпийских игр в Монреале при среднем возрасте 26,7 года — имели тренировочный стаж 13,6 года в пятиборье и 14,3 года — в десятиборье. Все это говорит о необходимости ранней специализации. ДЮСШ окончили многие советские многоборцы: Н. Авилов, Л. Литвиненко, Р. Аун, В. Качанов, В. Буряков, А. Блиняев, В. Челноков, Е. Смирнова, Т. Ворохобко, 3. Спасовходская, О. Рукавишникова и многие другие. О пользе ранней специализации свидетельствует и опыт подготовки сильнейших зарубежных многоборцев. Так, например, среди 44 десятиборцев мира, показавших в 1976—1978 гг. результаты, превышающие 8000 очков, 26 человек выступали ранее в юношеском десятиборье. Среди 11 десятиборцев, прошедших рубеж 8200 очков, раннюю специализацию прошли 8 человек.

• • •

На этапе начальной специализации наряду с разносторонней физической подготовкой решаются задачи специальной физической подготовки, объем которой возрастает с каждым годом, продолжается развитие быстроты (бег, прыжки, метания на контролируемых скоростях), ловкости, гибкости, координации.

В тренировки включается большой объем скоростно-силовых и силовых упражнений: прыжковые упражнения, метания различных отягощений, бег с сопротивлением, бег в гору, упражнения на гимнастических снарядах, акробатика, штанга и др. Особое значение приобретает развитие аэробной выносливости, способствующей повышению работоспособности многоборцев. Для этого используются кроссы, медленный бег, спортивные игры, лыжи, плавание и т. д. Продолжается освоение и совершенствование техники всех видов.

Десятиборцам рекомендуется уделять особое внимание технике барьерного бега, выполнения прыжков с  шестом, метаний диска и копья. Средства, применяемые на данном этапе подготовки, — это прежде всего сами виды легкой атлетики, а также разнообразные специально-подготовительные и общеразвивающие упражнения.

Соревновательные нагрузки на втором этапе: старты 6—8 раз в различных многоборьях, включающих от 3 до 10 видов, в отдельных видах — 15—20 раз в год.

 

На первом и втором этапах должна быть обеспечена всесторонняя функциональная подготовка, которая является базой для дальнейшей специализированной тренировки.

На этапе углубленного спортивного совершенствования значительно возрастают объемы и интенсивность средств специальной подготовки. Объемы тренировочных нагрузок приближаются к максимальным показателям. Необходимо стремиться к высокому уровню специальной работоспособности, к оптимальному соотношению физических качеств.

При освоении больших объемов беговой, прыжковой, метательской и силовой подготовки, а также при совершенствовании техники необходимо учитывать индивидуальные особенности многоборцев.

Многоборцы должны в возрасте от 19 до 22 лет в течение года стартовать 5—6 раз в соревнованиях по десятиборью или семиборью (женщины), 2—3 раза в зимних многоборьях, до 20 раз в отдельных видах. На этом этапе необходимо стремиться выполнить нормы мастера спорта СССР. Более одаренные многоборцы в этом возрасте показывали высокие результаты и уже успешно выступали на крупнейших соревнованиях—3. Зигль, О. Курагина, Ф. Томпсон, Е. Смирнова, Г. Кратчмер, Н. Авилов, А. Невский и др.

В подготовке многоборца на данном этапе большое место занимает тактическая и морально-волевая подготовка.

Многоборцы приобретают опыт участия, в ответственных соревнованиях и умение распределять силы во время выступлений и в перерывах между видами.

Очень важно приучить многоборца выступать до конца в любом соревновании, не выбывать из борьбы даже в случае какой-либо неудачи. Необходимо воспитывать у многоборца самостоятельность в принятии решений во время соревнований, умение анализировать свои действия и исправлять допущенные ошибки.

На четвертом этапе происходит дальнейшее совершенствование мастерства многобоцев в отдельных видах многоборий и в сходных с ними по структуре специальных упражнениях. Подготовка ведется по индивидуальным многолетним планам, которые должны определять оптимальную схему тренировок для достижения высоких результатов (усиленная работа над теми видами, в которых многоборец выступает слабее, и развитие нужных физических качеств; освоение специальных связок видов, определение перспективного пути совершенствования отдельных видов в соответствии с индивидуальными особенностями многоборца.

 

На этом этапе многоборцы наиболее часто показывают высокие и рекордные результаты, добиваются победы на крупных соревнованиях, поэтому главное внимание многоборца должно быть направлено на подготовку к ответственным стартам.

 

На этапе спортивного долголетия рост тренировочных нагрузок ограничивается, повышение тренированности достигается дальнейшей рационализацией тренировочного процесса и всей спортивной деятельности. В тренировке большая часть времени отводится совершенствованию техники отдельных видов, тактике выступления многоборца, подготовка проводится с учетом индивидуальных особенностей многоборца и приобретенного опыта. На этом этапе многоборцы нередко добиваются выдающихся результатов, например мировые рекорды Б. Тумея, Н. Ткаченко, победы на олимпийских играх Б. Тумея, М. Питере, Н. Ткаченко и др.

 

• Особенности подготовки многоборцев

Современная система подготовки многоборцев включает опыт подготовки многоборцев в различных видах спорта, в отдельных видах легкой атлетики и в самих многоборьях. Первые многоборцы вообще не вели специальной подготовки, тренировались в нескольких видах и только перед соревнованиями пробовали свои силы в остальных видах.

В двадцатые годы появились рекомендации о проведении тренировок в соревновательной последовательности видов. Основные же разработки современной системы подготовки многоборцев были сделаны в СССР в послевоенные годы Г. В. Коробковым, В. В. Волковым, Д. И. Оббариусом, Ф. О. Куду, А. А. Коваленко, Л. Я. Бородиной, Л. С. Вакуровой и др.

 

На совершенствование системы подготовки многоборцев большое влияние оказывают достижения в отдельных видах легкой атлетики и периодически меняющиеся таблицы оценки результатов.

Каждая новая таблица создает свои методические предпосылки для изменения тренировочного процесса.

•Современная система подготовки многоборцев

Современная система подготовки многоборцев — это многолетний непрерывный тренировочный процесс, направленный на комплексное развитие физических качеств, на совершенствование технической, морально-волевой и тактической подготовки.

Многоборье — технически сложный вид легкой атлетики, это единое упражнение.

Поэтому и тренировка многоборца не просто сумма подготовки в отдельных видах, а методически взаимосвязанный педагогический процесс, нацеленный на подготовку в многоборье в целом. Подготовка многоборцев, разработанная с учетом общих принципов и закономерностей спортивной тренировки, имеет следующие особенности:

1.  Взаимное влияние видов многоборий друг на друга. На начальных этапах подготовки обычно наблюдается параллельный рост всех физических качеств (явление положительного переноса), но на определенном уровне, соответствующем первому разряду, в отдельных видах физические качества могут отрицательно влиять друг на друга, например сила и выносливость (В. М. Зациорский). Аналогично наблюдается положительный перенос двигательных навыков в исполнении различных элементов техники отдельных видов, например в метании диска и толкании ядра, в прыжках в длину и с шестом, в прыжках в высоту и в барьерном беге и т, д.

2.            Развитие физических качеств до оптимального уровня. Явление отрицательного влияния некоторых качеств друг на друга на определенном уровне не позволяет добиваться их максимального развития, поэтому в подготовке многоборца следует стремиться к гармоничному развитию физических качеств.

 

3.            Единство физической и технической подготовки. Повышение уровня физических качеств должно реализовываться в совершенствовании элементов техники отдельных видов, с одной стороны. С другой, стороны, работа над техникой соответствующим образом развивает физические качества. Технической подготовке необходимо уделять повышенное внимание, так как часто уровень развития физических качеств у многоборцев значительно опережает уровень результатов в отдельных видах.

4.            Необходимость воспитания специальной работоспособности многоборца, которая способствует росту результатов в многоборьях, достижению высокой надежности в выполнении всех видов в любых условиях. Соревнования многоборцев обычно продолжаются 10—12 часов в сутки, на результаты многоборцев влияют нарастающее утомление, а также другие факторы, поэтому для успешного выступления во всех видах многоборцам необходим высокий уровень работоспособности.

5.            Зависимость эффективности тренировочного процесса от количества тренировок в каждом виде многоборий. Отставание в некоторых видах, которое нередко наблюдается даже у многоборцев высокого класса, обычно связано с малым количеством тренировок в этих видах, поэтому в течение годичного цикла надо планировать не менее 80—90 тренировок по каждому виду. Занятие многоборца обычно носит комплексный характер, в него необходимо включать тренировочные средства 2—5 видов.

6.            Построение тренировочного процесса с учетом индивидуальных особенностей многоборца. Анализ достижений сильнейших многоборцев мира и СССР показывает, что высокие результаты у разных многоборцев складываются из разнообразных сочетаний результатов видов. Каждый многоборец идет к высоким результатам своим индивидуальным путем.

● • Планирование подготовки многоборцев

Годичный цикл подготовки многоборцев обычно предусматривает «однопиковую» схему развития спортивной формы и включает подготовительный, соревновательный и переходный периоды. В связи с участием в зимних соревнованиях по упрощенным нестандартным многоборьям в подготовке многоборцев возможна «двухпиковая» схема развития спортивней формы. Но тренер и многоборец должны творчески управлять тренировочным процессом, учитывая, что зимние старты не являются самоцелью, а служат прежде всего для контроля и коррекции подготовки многоборцев. Поэтому многие многоборцы не проводят специальной подготовки к зимним соревнованиям, выступая в них по ходу подготовки.

Структура подготовительного и соревновательного периодов включает этапы и недельные микроциклы. Подготовительный период, продолжительность которого в разные годы колеблется от 32 до 34 недель, начинается в первой половине октября через 2—3 недели после окончания соревновательного периода и заканчивается во второй половине мая. Наиболее распространенная структура планирования подготовительного периода предусматривает 9 этапов продолжительностью 3—5 недель, в том числе 6 этапов в осенне-зимней части и 3 этапа в весенней части периода. Продолжительность этапа определяется характером планируемой тренировочной нагрузки. При наиболее жестких тренировочных режимах рекомендуются трехнедельные этапы, при средних объемах и интенсивности — четырехнедельные. Внутри этапов планируется ступенчатая динамика тренировочных нагрузок с повышением объемов и интенсивности от первой до предпоследней недели. Последняя неделя этапа наиболее легкая, разгрузочная.

 

 

Просмотр содержимого документа
««Многоборье в легкой атлетике»»

Государственное автономное образовательное учреждение Калининградской области профессиональная образовательная организация  «Колледж сервиса и туризма»    Презентация по дисциплине физическая культура  Тема: «Многоборье в легкой атлетике»   Выполнила : Резниченко Наталья Валерьевна Студенка : 3 курса Группа ГС :15-16 Специальность : Гостиничный сервис Преподаватель : Вторушина К.А. Калининград 2018

Государственное автономное образовательное учреждение Калининградской области профессиональная образовательная организация «Колледж сервиса и туризма» Презентация по дисциплине физическая культура Тема: «Многоборье в легкой атлетике»

Выполнила : Резниченко Наталья Валерьевна

Студенка : 3 курса

Группа ГС :15-16

Специальность : Гостиничный сервис

Преподаватель : Вторушина К.А.

Калининград 2018

Содержание История развития многоборья стр.3 Система многоборий стр.4 Этапы подготовки многоборцев стр.7 Особенности подготовка многоборцев стр.13 Современная система подготовки многоборцев стр.14 Планирование подготовки многоборцев стр.16

Содержание

  • История развития многоборья стр.3
  • Система многоборий стр.4
  • Этапы подготовки многоборцев стр.7
  • Особенности подготовка многоборцев стр.13
  • Современная система подготовки многоборцев стр.14
  • Планирование подготовки многоборцев стр.16

Современное  легкоатлетическое многоборье  берет начало еще с античных олимпиад, где древние спортсмены соревновались в комбинации нескольких дисциплин. Правила современного десятиборья были разработаны в 1911 г., ив 1912 г. вид как отдельная дисциплина был включен в программу Олимпийских игр. Многоборья включают в себя различные виды бега, прыжков и метаний. Названия их определяются по числу входящих видов: десятиборье, семиборье, пятиборье и т.д.

В настоящее время мужчины соревнуются в десятиборье, а женщины - в семиборье.

Десятиборье . Проводится два дня подряд со следующей последовательностью видов:

первый день: бег 100 м, прыжок в длину, толкание ядра, прыжок в высоту, бег 400 м;

второй день: бег 110 м с барьерами, метание диска, прыжок с шестом, метание копья, бег 1500 м.

Семиборье . Проводится два дня подряд со следующей последовательностью видов:

первый день: бег 100 м с барьерами, прыжок в высоту, толкание ядра, бег 200 м;

второй день: прыжок в длину, метание копья, бег 800 м.

Соревнования по отдельным видам, входящим в состав многоборий, проводятся в соответствии с требованиями данных дисциплин.  Исключением можно считать то, что в беговых видах многоборья в каждом забеге разрешен только один фальстарт без дисквалификации спортсмена, его совершившего . Любой спортсмен/ спортсмены, допустивший дальнейшие фальстарты, отстраняется от участия в соревновании (дисквалифицируется). Кроме того, в прыжках в длину и в каждом из видов метаний участнику предоставляется только по три попытки.

В соревнованиях перерывы между окончанием одного вида и началом другого, по возможности, делаются не менее 30 мин. Рекомендуется, чтобы интервал времени между финишем последнего вида в первый день и стартом первого вида во второй день был не менее 10 ч.

  Система многоборий   Кроме десятиборья и семиборья (варианты в многоборье), которые входят в программы крупнейших международных соревнований, в Советском Союзе разработана и применяется система различных многоборий, включающих от 3 до 10 видов легкой атлетики. Основная цель этой системы соревнований по многоборьям — разностороннее физическое развитие советской молодежи и постепенное подведение ее к наиболее трудным видам — десятиборью и семиборью. Система многоборий разработана с учетом преемственности подготовки начиная с 11 лет. Наибольший выбор многоборий разработан для юношей и девушек 14—17 лет, проходящих начальную специализацию в многоборьях. Многоборья для юношей включают от 3 до 9 видов; для девушек — от 3 до 7. Юноши с 16 лет могут начинать выступать в десятиборье. Во   всех   юношеских   возрастах (11—17 лет) должны применяться облегченные снаряды для метаний, а также высота и расстановка барьеров в соответствии с правилами соревнований.

Система многоборий

Кроме десятиборья и семиборья (варианты в многоборье), которые входят в программы крупнейших международных соревнований, в Советском Союзе разработана и применяется система различных многоборий, включающих от 3 до 10 видов легкой атлетики. Основная цель этой системы соревнований по многоборьям — разностороннее физическое развитие советской молодежи и постепенное подведение ее к наиболее трудным видам — десятиборью и семиборью. Система многоборий разработана с учетом преемственности подготовки начиная с 11 лет.

Наибольший выбор многоборий разработан для юношей и девушек 14—17 лет, проходящих начальную специализацию в многоборьях. Многоборья для юношей включают от 3 до 9 видов; для девушек — от 3 до 7. Юноши с 16 лет могут начинать выступать в десятиборье. Во   всех   юношеских   возрастах (11—17 лет) должны применяться облегченные снаряды для метаний, а также высота и расстановка барьеров в соответствии с правилами соревнований.

Некоторые многоборья разработаны специально для соревнований в помещении (семиборье, пятиборье зимнее). Взрослым многоборцам рекомендуется кроме десятиборья и семиборья (женщины) выступать несколько раз в течение года в малых многоборьях, включающих 3—7 видов у мужчин, 3—5 видов у женщин. Эти выступления позволяют провести контроль и коррекцию тренировочного процесса, разнообразить соревновательные нагрузки многоборцев, акцентировать подготовку в определенных видах (виды многоборья, где многоборец слабо выступает, технически сложные виды, бег на выносливость и т. д.). После выступлений в многоборьях, как правило, процесс восстановления непродолжительный и ход тренировочного процесса не нарушается.

Оценка результатов в отдельных видах многоборий производится по таблице оценки результатов, принятой ИААФ. В 1982 г. будут введены новые таблицы ИААФ для десятиборья и семиборья.

В международных таблицах оценка некоторых видов не предусмотрена, в связи с этим в СССР разработаны таблицы для оценки результатов в беге на 60 м, 300 м, 600 м и 60 м с барьерами. Оценка результатов в пионерском четырехборье проводится по специальной международной таблице.

Этапы подготовки многоборцев

В многолетнем процессе подготовки многоборца, продолжающемся иногда 15—18 лет, можно выделить 5 этапов, на которых решаются определенные задачи:

I этап — начальная подготовка (11—14 лет);

II этап — начальная специализация (15—18 лет);

III этап — углубленное    спортивное совершенствование (19 — 22 года);

IV этап — высшие достижения (23—28 лет);

V этап — спортивное долголетие (старше 28 лет).

Возрастные границы этапов определены на основе анализа динамики роста результатов и изучения биографий сильнейших многоборцев мира. Возраст многоборцев, попадающих в ежегодные списки ста сильнейших многоборцев мира и СССР, колеблется в диапазоне от 17 до 33 лет. Рекордные результаты в семиборье и в десятиборье устанавливаются в возрасте 23—30 лет после 6—12 лет предварительной подготовки. Советские многоборцы — участники XXI Олимпийских игр в Монреале при среднем возрасте 26,7 года — имели тренировочный стаж 13,6 года в пятиборье и 14,3 года — в десятиборье. Все это говорит о необходимости ранней специализации. ДЮСШ окончили многие советские многоборцы: Н. Авилов, Л. Литвиненко, Р. Аун, В. Качанов, В. Буряков, А. Блиняев, В. Челноков, Е. Смирнова, Т. Ворохобко, 3. Спасовходская, О. Рукавишникова и многие другие. О пользе ранней специализации свидетельствует и опыт подготовки сильнейших зарубежных многоборцев. Так, например, среди 44 десятиборцев мира, показавших в 1976—1978 гг. результаты, превышающие 8000 очков, 26 человек выступали ранее в юношеском десятиборье. Среди 11 десятиборцев, прошедших рубеж 8200 очков, раннюю специализацию прошли 8 человек.

Общие задачи, решаемые на всех этапах подготовки многоборцев: развитие физических качеств, повышение специальной работоспособности, обучение и совершенствование техники отдельных видов, а также морально-волевой, тактической и теоретической подготовки; укрепление здоровья, функциональное развитие различных систем организма, укрепление опорно-двигательного аппарата, обучение умению расслабляться и пользоваться средствами восстановления. Развивая физические качества, необходимо учитывать физиологические особенности растущего организма. Тренировочный процесс должен способствовать естественному развитию организма, а не мешать ему. Основными задачами на этапе начальной подготовки являются: обеспечение разносторонней физической подготовленности, воспитание быстроты, общей выносливости, гибкости, ловкости, координации, обучение основам техники отдельных видов.

Общие задачи, решаемые на всех этапах подготовки многоборцев: развитие физических качеств, повышение специальной работоспособности, обучение и совершенствование техники отдельных видов, а также морально-волевой, тактической и теоретической подготовки; укрепление здоровья, функциональное развитие различных систем организма, укрепление опорно-двигательного аппарата, обучение умению расслабляться и пользоваться средствами восстановления. Развивая физические качества, необходимо учитывать физиологические особенности растущего организма. Тренировочный процесс должен способствовать естественному развитию организма, а не мешать ему.

Основными задачами на этапе начальной подготовки являются: обеспечение разносторонней физической подготовленности, воспитание быстроты, общей выносливости, гибкости, ловкости, координации, обучение основам техники отдельных видов.

Основные средства, применяемые на этом этапе: разнообразные игры, эстафеты, большое количество общеразвивающих упражнений, виды легкой атлетики (знакомство и овладение основами техники), гимнастика, плавание, лыжи и другие виды спорта. Юные многоборцы должны участвовать в течение года 6—8 раз в соревнованиях по пионерскому многоборью, несколько раз в произвольных многоборьях, 10—12 раз в соревнованиях по отдельным видам. Многолетняя практика подтверждает целесообразность включения в тренировочный процесс сразу всех видов, входящих в многоборье. Такое построение учебного процесса повышает эмоциональность занятий, позволяет лучше усвоить основы техники многочисленных видов и исподволь готовить юного многоборца к самому многоборью. Естественно, освоение основ техники в возрасте 11—14 лет должно происходить с учетом возрастных особенностей в развитии их физических качеств (облегченные снаряды, низкие барьеры и т. п.).

Основные средства, применяемые на этом этапе: разнообразные игры, эстафеты, большое количество общеразвивающих упражнений, виды легкой атлетики (знакомство и овладение основами техники), гимнастика, плавание, лыжи и другие виды спорта. Юные многоборцы должны участвовать в течение года 6—8 раз в соревнованиях по пионерскому многоборью, несколько раз в произвольных многоборьях, 10—12 раз в соревнованиях по отдельным видам.

Многолетняя практика подтверждает целесообразность включения в тренировочный процесс сразу всех видов, входящих в многоборье. Такое построение учебного процесса повышает эмоциональность занятий, позволяет лучше усвоить основы техники многочисленных видов и исподволь готовить юного многоборца к самому многоборью.

Естественно, освоение основ техники в возрасте 11—14 лет должно происходить с учетом возрастных особенностей в развитии их физических качеств (облегченные снаряды, низкие барьеры и т. п.).

На этапе начальной специализации наряду с разносторонней физической подготовкой решаются задачи специальной физической подготовки, объем которой возрастает с каждым годом, продолжается развитие быстроты (бег, прыжки, метания на контролируемых скоростях), ловкости, гибкости, координации.

В тренировки включается большой объем скоростно-силовых и силовых упражнений: прыжковые упражнения, метания различных отягощений, бег с сопротивлением, бег в гору, упражнения на гимнастических снарядах, акробатика, штанга и др. Особое значение приобретает развитие аэробной выносливости, способствующей повышению работоспособности многоборцев. Для этого используются кроссы, медленный бег, спортивные игры, лыжи, плавание и т. д. Продолжается освоение и совершенствование техники всех видов.

Десятиборцам рекомендуется уделять особое внимание технике барьерного бега, выполнения прыжков с шестом, метаний диска и копья. Средства, применяемые на данном этапе подготовки, — это прежде всего сами виды легкой атлетики, а также разнообразные специально-подготовительные и общеразвивающие упражнения.

Соревновательные нагрузки на втором этапе: старты 6—8 раз в различных многоборьях, включающих от 3 до 10 видов, в отдельных видах — 15—20 раз в год.

На первом и втором этапах должна быть обеспечена всесторонняя функциональная подготовка, которая является базой для дальнейшей специализированной тренировки .

На этапе углубленного спортивного совершенствования значительно возрастают объемы и интенсивность средств специальной подготовки. Объемы тренировочных нагрузок приближаются к максимальным показателям. Необходимо стремиться к высокому уровню специальной работоспособности, к оптимальному соотношению физических качеств.

При освоении больших объемов беговой, прыжковой, метательской и силовой подготовки, а также при совершенствовании техники необходимо учитывать индивидуальные особенности многоборцев.

Многоборцы должны в возрасте от 19 до 22 лет в течение года стартовать 5—6 раз в соревнованиях по десятиборью или семиборью (женщины), 2—3 раза в зимних многоборьях, до 20 раз в отдельных видах. На этом этапе необходимо стремиться выполнить нормы мастера спорта СССР. Более одаренные многоборцы в этом возрасте показывали высокие результаты и уже успешно выступали на крупнейших соревнованиях—3. Зигль, О. Курагина, Ф. Томпсон, Е. Смирнова, Г. Кратчмер, Н. Авилов, А. Невский и др.

В подготовке многоборца на данном этапе большое место занимает тактическая и морально-волевая подготовка.

Многоборцы приобретают опыт участия, в ответственных соревнованиях и умение распределять силы во время выступлений и в перерывах между видами.

Очень важно приучить многоборца выступать до конца в любом соревновании, не выбывать из борьбы даже в случае какой-либо неудачи. Необходимо воспитывать у многоборца самостоятельность в принятии решений во время соревнований, умение анализировать свои действия и исправлять допущенные ошибки.

На четвертом этапе происходит дальнейшее совершенствование мастерства многобоцев в отдельных видах многоборий и в сходных с ними по структуре специальных упражнениях. Подготовка ведется по индивидуальным многолетним планам, которые должны определять оптимальную схему тренировок для достижения высоких результатов (усиленная работа над теми видами, в которых многоборец выступает слабее, и развитие нужных физических качеств; освоение специальных связок видов, определение перспективного пути совершенствования отдельных видов в соответствии с индивидуальными особенностями многоборца.

На этом этапе многоборцы наиболее часто показывают высокие и рекордные результаты, добиваются победы на крупных соревнованиях, поэтому главное внимание многоборца должно быть направлено на подготовку к ответственным стартам.

На этапе спортивного долголетия рост тренировочных нагрузок ограничивается, повышение тренированности достигается дальнейшей рационализацией тренировочного процесса и всей спортивной деятельности. В тренировке большая часть времени отводится совершенствованию техники отдельных видов, тактике выступления многоборца, подготовка проводится с учетом индивидуальных особенностей многоборца и приобретенного опыта. На этом этапе многоборцы нередко добиваются выдающихся результатов, например мировые рекорды Б. Тумея, Н. Ткаченко, победы на олимпийских играх Б. Тумея, М. Питере, Н. Ткаченко и др.

 Особенности подготовки многоборцев   Современная система подготовки многоборцев включает опыт подготовки многоборцев в различных видах спорта, в отдельных видах легкой атлетики и в самих многоборьях. Первые многоборцы вообще не вели специальной подготовки, тренировались в нескольких видах и только перед соревнованиями пробовали свои силы в остальных видах. В двадцатые годы появились рекомендации о проведении тренировок в соревновательной последовательности видов. Основные же разработки современной системы подготовки многоборцев были сделаны в СССР в послевоенные годы Г. В. Коробковым, В. В. Волковым, Д. И. Оббариусом, Ф. О. Куду, А. А. Коваленко, Л. Я. Бородиной, Л. С. Вакуровой и др. На совершенствование системы подготовки многоборцев большое влияние оказывают достижения в отдельных видах легкой атлетики и периодически меняющиеся таблицы оценки результатов. Каждая новая таблица создает свои методические предпосылки для изменения тренировочного процесса.

Особенности подготовки многоборцев

Современная система подготовки многоборцев включает опыт подготовки многоборцев в различных видах спорта, в отдельных видах легкой атлетики и в самих многоборьях. Первые многоборцы вообще не вели специальной подготовки, тренировались в нескольких видах и только перед соревнованиями пробовали свои силы в остальных видах.

В двадцатые годы появились рекомендации о проведении тренировок в соревновательной последовательности видов. Основные же разработки современной системы подготовки многоборцев были сделаны в СССР в послевоенные годы Г. В. Коробковым, В. В. Волковым, Д. И. Оббариусом, Ф. О. Куду, А. А. Коваленко, Л. Я. Бородиной, Л. С. Вакуровой и др.

На совершенствование системы подготовки многоборцев большое влияние оказывают достижения в отдельных видах легкой атлетики и периодически меняющиеся таблицы оценки результатов.

Каждая новая таблица создает свои методические предпосылки для изменения тренировочного процесса.

Современная система подготовки многоборцев

Современная система подготовки многоборцев — это многолетний непрерывный тренировочный процесс, направленный на комплексное развитие физических качеств, на совершенствование технической, морально-волевой и тактической подготовки.

Многоборье — технически сложный вид легкой атлетики, это единое упражнение.

Поэтому и тренировка многоборца не просто сумма подготовки в отдельных видах, а методически взаимосвязанный педагогический процесс, нацеленный на подготовку в многоборье в целом. Подготовка многоборцев, разработанная с учетом общих принципов и закономерностей спортивной тренировки, имеет следующие особенности:

  •   Взаимное влияние видов многоборий друг на друга. На начальных этапах подготовки обычно наблюдается параллельный рост всех физических качеств (явление положительного переноса), но на определенном уровне, соответствующем первому разряду, в отдельных видах физические качества могут отрицательно влиять друг на друга, например сила и выносливость (В. М. Зациорский). Аналогично наблюдается положительный перенос двигательных навыков в исполнении различных элементов техники отдельных видов, например в метании диска и толкании ядра, в прыжках в длину и с шестом, в прыжках в высоту и в барьерном беге и т, д.

2.            Развитие физических качеств до оптимального уровня. Явление отрицательного влияния некоторых качеств друг на друга на определенном уровне не позволяет добиваться их максимального развития, поэтому в подготовке многоборца следует стремиться к гармоничному развитию физических качеств.

3.            Единство физической и технической подготовки. Повышение уровня физических качеств должно реализовываться в совершенствовании элементов техники отдельных видов, с одной стороны. С другой, стороны, работа над техникой соответствующим образом развивает физические качества. Технической подготовке необходимо уделять повышенное внимание, так как часто уровень развития физических качеств у многоборцев значительно опережает уровень результатов в отдельных видах.

4.            Необходимость воспитания специальной работоспособности многоборца, которая способствует росту результатов в многоборьях, достижению высокой надежности в выполнении всех видов в любых условиях. Соревнования многоборцев обычно продолжаются 10—12 часов в сутки, на результаты многоборцев влияют нарастающее утомление, а также другие факторы, поэтому для успешного выступления во всех видах многоборцам необходим высокий уровень работоспособности.

5.            Зависимость эффективности тренировочного процесса от количества тренировок в каждом виде многоборий. Отставание в некоторых видах, которое нередко наблюдается даже у многоборцев высокого класса, обычно связано с малым количеством тренировок в этих видах, поэтому в течение годичного цикла надо планировать не менее 80—90 тренировок по каждому виду. Занятие многоборца обычно носит комплексный характер, в него необходимо включать тренировочные средства 2—5 видов.

6.            Построение тренировочного процесса с учетом индивидуальных особенностей многоборца. Анализ достижений сильнейших многоборцев мира и СССР показывает, что высокие результаты у разных многоборцев складываются из разнообразных сочетаний результатов видов. Каждый многоборец идет к высоким результатам своим индивидуальным путем.

Планирование подготовки многоборцев

Годичный цикл подготовки многоборцев обычно предусматривает «однопиковую» схему развития спортивной формы и включает подготовительный, соревновательный и переходный периоды. В связи с участием в зимних соревнованиях по упрощенным нестандартным многоборьям в подготовке многоборцев возможна «двухпиковая» схема развития спортивней формы. Но тренер и многоборец должны творчески управлять тренировочным процессом, учитывая, что зимние старты не являются самоцелью, а служат прежде всего для контроля и коррекции подготовки многоборцев. Поэтому многие многоборцы не проводят специальной подготовки к зимним соревнованиям, выступая в них по ходу подготовки.

Структура подготовительного и соревновательного периодов включает этапы и недельные микроциклы. Подготовительный период, продолжительность которого в разные годы колеблется от 32 до 34 недель, начинается в первой половине октября через 2—3 недели после окончания соревновательного периода и заканчивается во второй половине мая. Наиболее распространенная структура планирования подготовительного периода предусматривает 9 этапов продолжительностью 3—5 недель, в том числе 6 этапов в осенне-зимней части и 3 этапа в весенней части периода. Продолжительность этапа определяется характером планируемой тренировочной нагрузки. При наиболее жестких тренировочных режимах рекомендуются трехнедельные этапы, при средних объемах и интенсивности — четырехнедельные. Внутри этапов планируется ступенчатая динамика тренировочных нагрузок с повышением объемов и интенсивности от первой до предпоследней недели. Последняя неделя этапа наиболее легкая, разгрузочная.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!