Многофункциональное игровое пособие «Чудо-полянка»
Возрастная категория: 4-7 лет
Разработала: учитель-логопед А.В. Соколова
Актуальность пособия:
Актуальность данного игрового пособия заключается в том, что, при работе с детьми, имеющими нарушения речи, трудно заинтересовать и удержать их внимание, пробудить интерес к содержанию занятия и процессу обучения в целом. Использование пособия облегчает усвоение учебного материала детьми и повышает эффективность коррекционной логопедической работы. Многофункциональность пособия выражается в разнообразии дидактического материала, которое можно использовать в соответствии с поставленными задачами занятия. Благодаря использованию игр с липучками и процесс обучения проходит в доступной и привлекательной среде для детей дошкольного возраста с нарушениями речи. Пособие можно по необходимости пополнять другими играми и деталями. Оно яркое, красочное, запоминающееся, безопасное и мотивирует детей на обучение.
Цель: при помощи наглядных средств повысить эффективность логопедического воздействия, сформировать интерес к занятиям, создать положительную мотивацию у детей с речевыми нарушениями.
Задачи:
- расширение и обогащение словарного запаса по лексическим темам;
- развитие и совершенствование грамматического строя речи;
- автоматизация звуков в речи;
- развитие зрительного гнозиса;
- учить устанавливать логические связи между предметами;
- развитие навыков связной речи;
- развитие пространственных представлений,
-развитие психических процессов (внимания, восприятия, памяти, логического мышления);
- развитие мелкой моторики.
Описание пособия:
Пособие представлено в виде дерева (объемное из фанеры) и наборного материала (часть из которого изготовлена педагогом и детьми из фетра и воздушного пластилина) Лёгкая, привлекательная для ребенка основа наборного материала, безопасный способ крепления («липучки») позволяют быстро перемещать его и закреплять в местах на дереве и фетре.
Дидактические игры с пособием:
Игра «Весенняя полянка», «Зимняя полянка», «Осенняя полянка», «Летняя полянка»
Цель: Обобщение представлений о сезонных изменениях в природе и типичных сезонных явлениях в природе, расширение словаря антонимов
1 вариант (знакомство) Ход игры: логопед говорит начало предложения о признаках какого-либо времени года, а ребенок заканчивает его, показывает на «Чудо-полянке» соответствующий времени года признак.
«Весенняя полянка»:
Закончилась долгая, холодная… (зима).
Наступила тёплая, долгожданная… (весна).
Всё ярче светит весеннее… (солнышко).
Появляются первые… (проталины).
Бегут звонкие…(ручьи).
С крыш домов капают… (сосульки).
На деревьях набухают… (почки).
С тёплых краёв прилетают… (птицы).
Для скворцов на деревьях повесили… (скворечники).
Мы очень любим первые весенние… (цветы).
Повсюду жужжат различные….. (насекомые)
«Осенняя полянка :
Закончилось жаркое солнечное ….(лето)
Наступила дождливая, хмурая… (осень)
Всё чаще прячется за тучи… (солнышко).
Льют холодные….. (дожди) и появляются большие ……(лужи)
С деревьев опадает …. (листва)
В лесу можно найти съедобные и не съедобные…. (грибов)
Дикие животные готовятся к зимней…. (спячке)
Улетаю в теплые края….. (перелетные птицы)
«Летняя полянка»:
Вот и наступило жаркое ….. (лето)
В небе нет хмурых… (тучь)
И сияет ласковое …. (солнце)
Повсюду разноцветные ….. (цветы)
А над ними порхаю пестрые …..(бабочки)
Уже можно идти собирать в лесу душистые …(ягоды)
И вкусные лесные….. (грибы)
«Зимняя полянка»:
Совсем не видно из-за облаков …(солнце)
С неба падают ….(снежинки)
Кругом намело высокие …..(сугробы)
Крепко спит в берлоге…. (медведь)
А на белом снегу еле виден …. (заяц)
Все деревья укрыты …. (снегом)
Реки покрылись ….. (льдом)
Из леса прилетели красногрудые… (снегири)
Для них на дерево повесили…..(кормушки)
2 вариант (закрепление) Ход игры: Логопед загадывает загадку о времени года или читает стих, ребенок отгадывает (называет) о чем идет речь и собирает соответствующую «полянку» называя признаки данного времени года
Ранняя весна
Поздняя весна
Поздняя весна
Лето
Осень
Зима
3 вариант Игра: «Времена года смешались» Ход игры: Логопед перепутывает на «чудо - полянке» признаки всех времен года, ребенок должен исправить все ошибки.
4 вариант «Скажи наоборот» Ход игры: Логопед говорит ребенку начало фразы, а ребенок заканчивает, подбирая антоним:
Весной птицы прилетают, а осенью ….(улетают)
Весной цветы распускаются, а осенью….(вянут)
Весной природа расцветает, а осенью….(увядает)
Весной дожди теплые, а осенью ….(холодные)
Весной день длиннее, а осенью…(короче)
Весной дни ясные, а осенью. .. (хмурые)
Зимой холодно, а летом… (жарко)
Зимой солнце висит низко, а летом …(высоко)
Зимой природа замирает, а летом …(оживает)
Зимой деревья стоя голые, а летом (в листве)
Зимой идет снег, а летом ….(дождь)
Игра «С каких деревьев и сколько листиков».
Цель: Формировать, а в дальнейшем закреплять умение определять с какого дерева лист и учить согласовывать существительные с числительными.
1 вариант Ход игры: Логопед предлагает ребенку рассортировать на «чудо - полянке» осенние листья по названиям, а затем крепить их на дерево, считая «Один кленовый лист, два кленовых листа и т.д. В завершении ребенок называет, какие деревья получились (клен, дуб, рябина, береза)