СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Модель организованной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по сюжетной картине «Зимние заботы» Т.А. Ткаченко (логопедическое сопровождение)

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

МОДЕЛЬ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО СЮЖЕТНОЙ КАРТИНЕ «ЗИМНИЕ ЗАБОТЫ» Т.А.ТКАЧЕНКО (ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ)

Аннотация: в данной разработке представлены примерные тренировочные упражнения для составления творческого рассказа по сюжетной картине с использованием методов ТРИЗ.

 

Цели:

  • развивать все компоненты устной речи детей (лексико-грамматического строя, произносительной стороны речи, связной речи - диалогической и монологической форм);  
  • закреплять умения согласовывать существительные с другими частями речи;
  • обогащать словарный запас детей (существительными, прилагательными, глаголами, словами с переносным значением)
  • формировать осознанность в построении лексико-грамматических конструкций;
  • развивать фонематический слух, фонематические представления;
  • формировать умение выделять функции объекта, упражнять в составлении слов с суффиксами -алк, -ялк, -чк, -ищ;
  • развивать гибкость, подвижность, системность, диалектичность мышления; поисковую активность, стремление к новизне, творческое воображение посредством методов ТРИЗ; 
  • обобщать знания детей о признаках проявления разных эмоциональных состояний и причинах их изменений, учить детей вживаться в образ и составлять творческий рассказ от первого лица, упражнять в умении перевоплощаться, изменять свое настроение во времени;
  • формировать устойчивый интерес дошкольников к созданию собственного речевого продукта – творческого рассказа;
  • побуждать детей к активной мыслительной деятельности, учить понимать причинно-следственные связи, развивать гибкость аналитико-синтетических операций в мыслительной деятельности;
  • упражнять в поиске максимально разнообразных способов применений заданного предмета, учить умению смотреть на объект с новой точки зрения и видеть скрытые возможности для его использования, способствовать преодолению психологической инерции;
  • развивать свободное общение детей с взрослыми и сверстниками, воспитывать у дошкольников интерес и позитивное отношение к окружающему миру, людям, способствовать развитию стрессоустойчивости;
  • воспитывать у дошкольников стойкий интерес и положительное  отношение к  родной речи;
  • воспитывать доброе  отношение к животным, желание помогать им;

Оборудование: сюжетная картина со скрытым смыслом «Зимние заботы» Т.А. Ткаченко.

Просмотр содержимого документа
«Модель организованной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по сюжетной картине «Зимние заботы» Т.А. Ткаченко (логопедическое сопровождение)»

Нягина Ирина Борисовна


МОДЕЛЬ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО СЮЖЕТНОЙ КАРТИНЕ «ЗИМНИЕ ЗАБОТЫ» Т.А.ТКАЧЕНКО (ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ)

Аннотация: в данной разработке представлены примерные тренировочные упражнения для составления творческого рассказа по сюжетной картине с использованием методов ТРИЗ.


Цели:

  • развивать все компоненты устной речи детей (лексико-грамматического строя, произносительной стороны речи, связной речи - диалогической и монологической форм);  

  • закреплять умения согласовывать существительные с другими частями речи;

  • обогащать словарный запас детей (существительными, прилагательными, глаголами, словами с переносным значением)

  • формировать осознанность в построении лексико-грамматических конструкций;

  • развивать фонематический слух, фонематические представления;

  • формировать умение выделять функции объекта, упражнять в составлении слов с суффиксами -алк, -ялк, -чк, -ищ;

  • развивать гибкость, подвижность, системность, диалектичность мышления; поисковую активность, стремление к новизне, творческое воображение посредством методов ТРИЗ; 

  • обобщать знания детей о признаках проявления разных эмоциональных состояний и причинах их изменений, учить детей вживаться в образ и составлять творческий рассказ от первого лица, упражнять в умении перевоплощаться, изменять свое настроение во времени;

  • формировать устойчивый интерес дошкольников к созданию собственного речевого продукта – творческого рассказа;

  • побуждать детей к активной мыслительной деятельности, учить понимать причинно-следственные связи, развивать гибкость аналитико-синтетических операций в мыслительной деятельности;

  • упражнять в поиске максимально разнообразных способов применений заданного предмета, учить умению смотреть на объект с новой точки зрения и видеть скрытые возможности для его использования, способствовать преодолению психологической инерции;

  • развивать свободное общение детей с взрослыми и сверстниками, воспитывать у дошкольников интерес и позитивное отношение к окружающему миру, людям, способствовать развитию стрессоустойчивости;

  • воспитывать у дошкольников стойкий интерес и положительное  отношение к  родной речи;

  • воспитывать доброе  отношение к животным, желание помогать им;

Оборудование: сюжетная картина со скрытым смыслом «Зимние заботы» Т.А. Ткаченко.

Ход:

  1. Определение места происходящих событий, изображенных на картине.

Как вы думаете, где происходят события, изображенные на картинке?

  • в городе;

  • на окраине города;

  • в посёлке;

  • в странах севера.


  1. Определение состава картины (живые предметы).

- Кто изображен на картине?

  1. дети (какие по возрасту):

  • дети старшего дошкольного возраста;

  • или школьники младших классов.

  1. птицы:

  • ворон (а);

  • снегири;

  1. животные: 

  • собака (щенок).


  1. Установление отношений между детьми.

- Кем могут приходиться друг другу дети?

  • сестры и брат;

  • двоюродные сестры и брат;

  • племянники;

  • сводные сестры и брат.

  • Если они не родственники, то кто?

  • впервые встретившиеся (незнакомцы).

  • живущие в одном доме (соседи);

  • дети,  у которых общий круг интересов (друзья, приятели, товарищи)


  1. Беседа о собаке.

- Расскажите о собаке: у неё есть хозяин или она бездомная?

- Если есть хозяин, то почему же она одна на улице?

  • потерялась; 

  • хозяин отпустил, так как её нечем кормить;

  • убежала от нерадивых хозяев;

  • плохо служила: допустила кражу;

  • ушла в гости к другу и заблудилась;

  • испугалась: хозяин был в карнавальном костюме волка, тигра…

  • её поругали,  и она обиделась;

  • на нее замахнулись хворостинкой;

  • испугалась огня (костер, пожар);


- Если она бездомная, то почему?

  • от рождения (многодетная собачья семья, ей не повезло);

  • у хозяина забрали имущество, им негде жить;

  • хозяин заболел, находится в больнице.


- Как живется бездомной собаке?

  • у неё нет еды, нет жилища;

  • нет свежего питья (она пьет из луж, сливных ям, рек, ставков, прудов, озер…);

  • ей никто не оказывает медицинской помощи;

  • она сама себе добывает пищу;

  • её может обидеть всякий.


- Где она прячется от дождя или  мороза?

  • в заброшенных постройках; 

  • в подвалах; в открытых подъездах;

  • на открытых отопительных трубах;

  • под козырьком зданий;

  • под лодкой; под ящиками; в коробках;

  • в соломе; в стогу сена, в листве;

  • в ямах, ложбинках; на мхах;

  • в низко расположенном дупле дерева;

  • под корнями деревьев… И др.


- Что делают дети?

- Что побудило лепку домика для собаки?

  • проявление чувства жалости и сострадания к собаке;

  • оказание посильной помощи животным;

  • внешний вид собаки (дрожь, усталость, безмолвие, бессилие, незащищенность, беспомощность…);

  • эмоциональное состояние животного (грусть, тоска, неуверенность, растерянность, чувство одиночества…)


- Дети слепили  будку из снега. А из чего еще  можно смастерить будку?

  • изо льда; из глины;

  • из мокрого песка;

  • из досок; из камней, кирпичей;

  • из веток, прутиков, палок;


- От чего защитят собаку снежные стены?

  • от метели (вьюги, пурги, бурана, поземки);

  • от непогоды  (ветра, осадков);

  • от недоброжелателей (злых людей,  других собак…).

  • Что собака сказала бы детям, если бы могла говорить?

  • Благодарю. Спасибо.

  • Желаю вам всего хорошего!

  • Желаю, чтобы вы не были одиноки.

  • Желаю, чтобы у вас была защита, поддержка.

  • Я вас люблю и буду вам служить.

  • Да хранит вас Бог! Доброго вам здоровья!

  • По делам вашим пусть вам воздастся.

  • Пусть у тебя будет друг предан, как собака.

  • Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

    1. Словарная работа

  1. Д/игра «Кто больше?»

  • Назовите предметы на картине, названия которых начинаются на звуки с, с′ (снег, снеговик, снегири, снежинки, собака)

  • Какие из этих слов являются родственными? (снег, снеговик, снегири, снежинки);

  • Придумайте детям имена на звуки с, с′ (Соня, Света, Снежанна, Сара; Сергей, Семён, Слава, Савелий, Святослав)


  1. Подбор слов о снеге.

- Придумайте слова о снеге, какой  он по цвету? – Белый. Что еще бывает белым? (Метод прямой аналогии)

  • овощи: патиссоны, картофель и редька  внутри, фасоль;

  • фрукты: яблоко (белый налив)

  • грибы: белый гриб, шампиньон;

  • деревья: белая акация, ствол у березы;  

  • цветы: ландыши, хризантемы, розы, ромашки, цветы черемухи, жасмин, астры, калы, лилии, подснежники, тысячелистник;

  • продукты: молоко, кефир, ряженка, сливки, простокваша, сметана, творог, мороженое, шоколад, рафинад, зефир, крахмал, рис, манка, вермишель, макароны, соус, мука,  заварной крем, сода, соль, сахар, белок у яйца, застывший жир, майонез;

  • явления природы: облака, пороша, море, пар, туман, поземка, иней, снег, снеговик, пена, гребень волны;

  • животные: заяц-беляк, соболь, песец, овца, кот, лайка, кролик, альбинос, конь, коза, белый медведь; 

  • птицы: полярная сова, лебедь, чайка, гусь, курица, петух, голубь, попугай, белая куропатка;

  • части тела: зубы, клыки, бивни, кости, седина, волосы (белокурый, белобрысый), грива, белок у глаз;


  • другие объекты: карандаш, фломастер, мел, эмаль, лак,  пластилин, бумага, ватман, фон, клавиши у рояля, шашки, зубная паста, яичная скорлупа, бусинка, жемчуг, фарфор,  парус,  бок у сороки, раса, ракушка, рамы, подоконник, двери, стиральный порошок, хлорка, клей ПВА, крем для рук, тени для век, таблетки, кирпич, камни, хлопок, вата, медицинский халат, бинт, марля,  униформа повара, свадебное платье, фата, постельное бельё, гардины, гипюр, шерсть, нитки, мел, золото (платина);


  • в переносном значении: белые ночи – северное сияние, Санкт-Петербург; белые мухи – снег; белая ворона – о человеке,  резко отличающегося от других; белое мясо – мясо птиц; белый свет – мир, земля; белое золото – платина; белый человек – европеец.


- Какой снег на ощупь?Холодный.  Что еще бывает холодным?

  • лед, холодильная камера, воздух на вершине гор, ночной воздух, река, мороженое, холодец, желе, сосульки, ветер, вьюга, метель, утро, погода, климат, отношения, закуска, кафельный пол, северный полюс, время года, зима, осень, край, Сибирь, роса, родник,  подземелье, подвал, криокамера;


  • в переносном значении: холодный прием (строгий и недоброжелательный); сердце (равнодушный, бесчувственный человек); взгляд (лишённый доброты и милосердия); оружие (нож, сабля); война (враждебно-агрессивные напряженные отношения между странами); расчет (обман ради получения выгоды); холодные тона (синий, голубой, серый, фиолетовый); ни холодно, ни жарко (не касается, не затрагивает)…


- Снег липкий. Что еще бывает липким?

скотч, смола, пластырь, глина, грязь, клей ПВА, клейстер,  мед, тесто, повидло, сироп, патока, мармелад, сок, варенье, желатин, липучка, репей, цвет липы, листья тополя, почки деревьев,  муха, пластилин, слизь, клещ, тля, слизняк, медуза, глина, цементный раствор…


  1. Игра «Дразнилка»

- Что умеет делать собака? (Лаять, гавкать, рычать, кусать, сторожить, бежать, догонять, охотиться, есть, пить, расти, охранять, пугать, дрожать).

- Придумайте «дразнилки», исходя из этих слов-действий («лаялка», «гавкалка», «рычалка»,  «кусалка», «сторожилище» …)


  1. Работа с пословицами, поговорками, фразеологизмами.

- Объясните, как вы понимаете выражения:

  • Как собака на сене. (И сама не ест, и другим не дает).

  • Как кошка с собакой живут. (Ссорятся)

  • Собаку съесть. (Быть знатоком в каком-либо деле, иметь большой навык, опыт в чем-либо).

  • Вот где собака зарыта. (Вот в чем суть дела, вот в чем причина чего-либо).

  • Собачий нюх. (Обостренное чувство у кого-то на что-то).

  • Собачий холод. (Очень сильный холод).


  1. Игра «Наоборот»

Добрый – злой

Трудолюбивый – ленивый

Вежливый – грубый

Трусливый – храбрый

Щедрый – скупой

Выход – вход.

Грустный – весёлый

Радостный – печальный

Сытый – голодный

Вредный – полезный

Строить – разрушать

Холодный - тёплый



  1. Метод «Прямая синектика».

- Человек посмотрел на собаку и придумал…

  • предметы одежды: шубу, носочки, галстук,  бабочку (на шею), перчатки, шапку-ушанку…

  • текстиль: ткань, искусственный мех, мягкие игрушки…

  • должности: сторожа, охранника, пастуха, шпиона, разведчика, сыщиков, следователей, водолазов (ньюфаундленд), спасателей (сенбернар), ныряльщиков, борцов…

  • аппаратура: звонок, сирену, сигнализацию, аппарат ночного видения, кинокамеру, бинокль, наушники, датчики, прослушивающую аппаратуру, камеру наблюдения, миноискатель, батискаф, навигатор…

  • транспорт: лайки на севере.

  • комбинирование цветовой гаммы, парики…

  • художественную литературу: сказки, поговорки, детективы «Собака Баскервилей», фильмы «Мухтар, ко мне!», «Четыре танкиста и собака», «Трое в лодке,  не считая собаки!»…

  • научную литературу: научно-популярные журналы, книги о собаках.


  1. Упражнение «Как это можно использовать?»  (Метод Робинзона)

После кораблекрушения на корабле осталась только шкура собаки, как ее можно использовать? – как плед, одеяло, ковер, подстилку, упаковку, материал для шубы, шапки, унт, муфты, воротника, манжеток, костюм для маскарада, материал для коллажа, пугало, чучело животного для устрашения, макет, скатерть на пикнике, плащ на корриде, средство защиты, средство нападения, бартер, способ зарабатывания денег.


  1. Упражнение «Эмпатия» (Метод личной аналогии)

- Представьте, что вы превратились в собаку на этой картине. Опишите её состояние, настроение, характер от её имени. (Дети составляют связный творческий рассказ от имени собаки)

Например, «Я – собака, у меня нет дома, нет хозяина и это очень печально. Я хорошая, не привередливая, мне много не надо. Только бы меня любили. Сейчас зима, на улице очень холодно и голодно.  Я очень замерзла. Когда я  увидела ребят, у меня даже не было сил им обрадоваться, поприветствовать их  хвостиком. А они оказались такими добрыми и отзывчивыми, заботливыми и чуткими, и это меня растрогало. Мне бы очень хотелось, чтобы кто-то из них стал моим хозяином. Я бы служила ему верно: защищала, приносила бы тапочки к его кровати, лизала его щечки, охраняла его сон и всем рассказывала, какое счастье быть нужным, защищенным, любимым. Берегите и любите своих близких!»  






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!