Показатели | Содержание коррекционной работы. | Методы и способы коррекции | Оценка результатов | Организация работы |
Дезадаптивное поведение (виды: агрессия, самоагрессия, стереотипии, ритуалы, деструктивное поведение, вспышки гнева, импульсивное поведение, общественно неприемлемое поведение) | 1.описание поведения, которое планируется корректировать. 2. коррекционный этап. 3. оценка динамики и достигнутые результаты. | предотвращение дезадаптивного поведения; обучение новому поведению (альтернативному); подкрепление адаптивного поведения; уменьшение подкрепления дезаадптивного поведения; обеспечение безопасности (по мере необходимости). | Уменньшение или исчезновение дезадаптивного поведения. Параметры оценки поведения: окончательный продукт; количество; продолжительность; частота (частичный интервал, моментальный взгляд). | Если у ребёнка ярко выражено дезадативное поведение, то работу необходимо начинать с проведения занятий и уроков в индивидуальной форме. По мере того, как поведение будет меняться на адаптивное, возможно постепенное включение ребёнка к классу. |
Не сформирован стереотип учебного поведения | Формирование навыков: - социального взаимодействия с взрослым и ровесниками; | Метод обучения в естественной среде | 1. умение имитировать действия взрослого; 2.умение следовать простым указаниям другого человека, выполнять просьбы; 2. умение работать с разными педагогами. | Коррекционная работа проводится в урочной и во внеурочной деятельности. Если стереотип учебного поведения не сформирован, то на первых этапах работа проводится индивидуально, затем перенос навыков в мини - группу, а затем в класс. |
-работы в классе (в группе); | Метод обучения в естественной среде | 1. выполнение заданий за столом в течение определённого промежутка времени; 2. умение следить за учителем; 3. умение выполнять фронтальные инструкции; 4. умение ждать; 5. умение поднимать руку, чтобы привлечь у себе внимание, ответить на вопрос; Умение выполнять действия по очереди; 6. умение работать в парах или небольших группах; |
- следование правилам; | Использование визуальных подсказок и социальных историй; отработка цепочек рутинных повседневных действий; подкрепления. | Соблюдение или не соблюдение школьных правил. |
Несформированность коммуникативных навыков | Формирование базовых коммуникативных функций | Метод обучения в естественной среде | Сформированы навыки и ребёнок использует их по назначению: 1. навыки выражения просьбы, требования; 2.навыки комментирования; 3. навыки сообщения информации; 4. навыки запроса информации. | Коррекционная работа осуществляется в ходе совместной деятельности: предметной, игровой, учебной и т.д. Занятия проводятся в двух формах: - в группах со схожими нарушениями; -в классе. |
Формирование социоэмоциональных навыков | 1.навыки адекватного выражения эмоций (мимика, жесты, интонация); 2. навыки сообщения о своих чувствах и чувствах других людей (вербально); |
Формирование диалоговых навыков | Учёт личных интересов и потребностей ребёнка, использование подсказок, подкрепление коммуникативных высказываний, использование повседневных ситуаций и т.д. | 1.умение инициировать диалог, обращаясь к человеку по имени; 2.умение инициировать диалог, используя стандартные фразы; 3. умение завершить диалог с использованием стандартных фраз; 4. умение поддержать разговор при помощи ответных реакций; 5. умение вести разговор, задавая вопросы. |
Отсутствие навыков социального взаимодействия со сверстниками | 1.у ребёнка формируется умение индивидуально; 2. объединение детей в подгруппы для выполнения фронтальной инструкции. | Условия: - использование структурированных занятий, игр и упражнений с понятными для всех детей правилами; - дополнительная визуализация (расписание занятий, урока, иллюстрации правил поведения); - использование интересных видов деятельности (для повышения эмоциональной вовлеченности); Методы и приёмы Игровые. Моделирование; Социальные истории; Жетонная система подкреплений. | 1.спокойное поведение рядом с другими; 2. навык обращать внимание на них; 3. подражать поведению сверстников; 4. следовать общим правилам; 5.адекватно реагировать на приветствия и другие действия; 6. включаться в совместную деятельность с другими, делиться предметами, помогать им. |
Отсутствие способности к «считыванию внутренних представлений», причин поведения других людей | Диагностический этап: восприятие основных эмоций, понимание причин эмоций, сформированность «модели психического». Коррекционный этап: Понимание эмоций и их причин. Понимание механизмов получения информации. | Методы и приёмы Игровые. Моделирование; Социальные истории; Жетонная система подкреплений. | Способность делать вывод о ментальных состояниях других людей (их желаниях, мыслях, намерениях, убеждениях) и способность использовать эту информацию, чтобы интерпретировать то, что они говорят, понимать смысл их поведения и предугадывать, то что они будут делать впоследствии. | Коррекционная работа проводится в индивидуальной и групповой форме в зависимости от целей занятий. |
Развитие социально-бытовой ориентировки | Развитие социально-бытовой ориентировки включает следующие блоки: - навыки ухода за собой; -навыки опрятности и ухода за одеждой и обувью; - навыки подготовки принадлежностей к уроку или занятию; - формирование навыков поведения в общественных местах; -навыки приготовления пищи; - навыки ухода за домом; - навыки пользования транспортом, поведения в общественном месте; - навыки использования средств связи; - навыки поведения в поликлинике. | Методы и приёмы: - визуальное расписание; -социальные истории; -видеомоделирование; -генерализация (создаётся вариативная среда, максимально приближенная к естественным условиям). | Ребёнок самостоятельно владеет навыками самообслуживания. | Коррекционная работа реализуется в рамках урочной и внеурочной деятельности: основы социальной жизни; труд; дополнительного образование (кружки, секции); внеурочная деятельность (посещение столовой, туалета, переодевание на ритмику, физкультуру, на прогулку). Консультирование и обучение родителей, оформление стендов. |