СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Модель психолого-педагогического сопровождения детей с РАС в условиях общеобразовательной школы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Модель психолого-педагогического сопровождения детей с РАС в условиях общеобразовательной школы»



Модель психолого-педагогического сопровождения детей с РАС в условиях школы


Показатели

Содержание коррекционной работы.

Методы и способы коррекции

Оценка результатов

Организация работы

Дезадаптивное поведение

(виды: агрессия, самоагрессия, стереотипии, ритуалы, деструктивное поведение, вспышки гнева, импульсивное поведение, общественно неприемлемое поведение)


1.описание поведения, которое планируется корректировать.

2. коррекционный этап.

3. оценка динамики и достигнутые результаты.


  • предотвращение дезадаптивного поведения;

  • обучение новому поведению (альтернативному);

  • подкрепление адаптивного поведения;

  • уменьшение подкрепления дезаадптивного поведения;

  • обеспечение безопасности (по мере необходимости).

Уменньшение или исчезновение дезадаптивного поведения.

Параметры оценки поведения:

  • окончательный продукт;

  • количество;

  • продолжительность;

  • частота (частичный интервал, моментальный взгляд).



Если у ребёнка ярко выражено дезадативное поведение, то работу необходимо начинать с проведения занятий и уроков в индивидуальной форме.

По мере того, как поведение будет меняться на адаптивное, возможно постепенное включение ребёнка к классу.


Не сформирован стереотип учебного поведения

Формирование навыков:

- социального взаимодействия с взрослым и ровесниками;


Метод обучения в естественной среде

1. умение имитировать действия взрослого;

2.умение следовать простым указаниям другого человека, выполнять просьбы;

2. умение работать с разными педагогами.

Коррекционная работа проводится в урочной и во внеурочной деятельности.

Если стереотип учебного поведения не сформирован, то на первых этапах работа проводится индивидуально, затем перенос навыков в мини - группу, а затем в класс.

-работы в классе (в группе);

Метод обучения в естественной среде

1. выполнение заданий за столом в течение определённого промежутка времени;

2. умение следить за учителем;

3. умение выполнять фронтальные инструкции;

4. умение ждать;

5. умение поднимать руку, чтобы привлечь у себе внимание, ответить на вопрос;

Умение выполнять действия по очереди;

6. умение работать в парах или небольших группах;

- следование правилам;

Использование визуальных подсказок и социальных историй; отработка цепочек рутинных повседневных действий; подкрепления.

Соблюдение или не соблюдение школьных правил.

Несформированность коммуникативных навыков

Формирование базовых коммуникативных функций







Метод обучения в естественной среде

Сформированы навыки и ребёнок использует их по назначению:

1. навыки выражения просьбы, требования;

2.навыки комментирования;

3. навыки сообщения информации;

4. навыки запроса информации.














Коррекционная работа осуществляется в ходе совместной деятельности: предметной, игровой, учебной и т.д.

Занятия проводятся в двух формах:

- в группах со схожими нарушениями;

-в классе.

Формирование социоэмоциональных навыков

1.навыки адекватного выражения эмоций (мимика, жесты, интонация);

2. навыки сообщения о своих чувствах и чувствах других людей (вербально);

Формирование диалоговых навыков


Учёт личных интересов и потребностей ребёнка, использование подсказок, подкрепление коммуникативных высказываний, использование повседневных ситуаций и т.д.

1.умение инициировать диалог, обращаясь к человеку по имени;

2.умение инициировать диалог, используя стандартные фразы;

3. умение завершить диалог с использованием стандартных фраз;

4. умение поддержать разговор при помощи ответных реакций;

5. умение вести разговор, задавая вопросы.

Отсутствие навыков социального взаимодействия со сверстниками

1.у ребёнка формируется умение индивидуально;

2. объединение детей в подгруппы для выполнения фронтальной инструкции.




Условия:

- использование структурированных занятий, игр и упражнений с понятными для всех детей правилами;

- дополнительная визуализация (расписание занятий, урока, иллюстрации правил поведения);

- использование интересных видов деятельности (для повышения эмоциональной вовлеченности);

Методы и приёмы

  1. Игровые.

  2. Моделирование;

  3. Социальные истории;

  4. Жетонная система подкреплений.

1.спокойное поведение рядом с другими;

2. навык обращать внимание на них;

3. подражать поведению сверстников;

4. следовать общим правилам;

5.адекватно реагировать на приветствия и другие действия;

6. включаться в совместную деятельность с другими, делиться предметами, помогать им.

Отсутствие способности к «считыванию внутренних представлений», причин поведения других людей


Диагностический этап:

восприятие основных эмоций, понимание причин эмоций, сформированность «модели психического».

Коррекционный этап:

  1. Понимание эмоций и их причин.

  2. Понимание механизмов получения информации.

Методы и приёмы

  1. Игровые.

  2. Моделирование;

  3. Социальные истории;

  4. Жетонная система подкреплений.

Способность делать вывод о ментальных состояниях других людей (их желаниях, мыслях, намерениях, убеждениях) и способность использовать эту информацию, чтобы интерпретировать то, что они говорят, понимать смысл их поведения и предугадывать, то что они будут делать впоследствии.

Коррекционная работа проводится в индивидуальной и групповой форме в зависимости от целей занятий.

Развитие социально-бытовой ориентировки

Развитие социально-бытовой ориентировки включает следующие блоки:

- навыки ухода за собой;

-навыки опрятности и ухода за одеждой и обувью;

- навыки подготовки принадлежностей к уроку или занятию;

- формирование навыков поведения в общественных местах;

-навыки приготовления пищи;

- навыки ухода за домом;

- навыки пользования транспортом, поведения в общественном месте;

- навыки использования средств связи;

- навыки поведения в поликлинике.


Методы и приёмы:

- визуальное расписание;

-социальные истории;

-видеомоделирование;

-генерализация (создаётся вариативная среда, максимально приближенная к естественным условиям).

Ребёнок самостоятельно владеет навыками самообслуживания.

Коррекционная работа реализуется в рамках урочной и внеурочной деятельности:

  1. основы социальной жизни;

  2. труд;

  3. дополнительного образование (кружки, секции);

  4. внеурочная деятельность (посещение столовой, туалета, переодевание на ритмику, физкультуру, на прогулку).

  5. Консультирование и обучение родителей, оформление стендов.













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!