СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Модель урока Интегрированный урок литературы и биологии в 6 классе «Формула жизни» по сказке – были М. М. Пришвина «Кладовая солнца»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема данного урока выбрана  с учетом программы  по литературе и биологии в 6 классах. За основу урока взята сказка-быль М. Пришвина «Кладовая солнца», в которой  тесным образом переплелись судьбы людей и окружающая их природа.

Просмотр содержимого документа
«Модель урока Интегрированный урок литературы и биологии в 6 классе «Формула жизни» по сказке – были М. М. Пришвина «Кладовая солнца»»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №7

Нижегородского района города Нижнего Новгорода





Модель урока

Интегрированный урок литературы и биологии в 6 классе

«Формула жизни»

по сказке – были М. М. Пришвина «Кладовая солнца»







Авторы: учитель высшей категории, руководитель районного методического объединения учителей литературы Нижегородского района города Нижнего Новгорода, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №7 Воротникова О.Г.,

учитель высшей категории, руководитель районного методического объединения учителей биологии Нижегородского района г. Нижнего Новгорода, учитель биологии МОУ СОШ №7 Себельдина Н.Н.

Анализ педагогической ситуации


Класс, в котором проводился данный урок,- один из лучших среди 6 классов. В классе 29 человек, 15 мальчиков, 14 девочек. У ребят устойчивая мотивация к учению. Примерно 60% учащихся учатся на "хорошо" и "отлично". Есть явные лидеры, которые характеризуются ответственным отношением к учебе. Уроки в этом классе проходят при активном участие детей. Ребята с интересом принимают творческие виды деятельности, активно реагируют на новые формы работы.


Анализ темы


Тема данного урока выбрана с учетом программы по литературе и биологии в 6 классах. За основу урока взята сказка-быль М. Пришвина «Кладовая солнца», в которой тесным образом переплелись судьбы людей и окружающая их природа.


Выбор цели и задач урока


Целью данного урока является формирование у учащихся средствами литературы способности понимать себя и окружающий мир.

Обучающие задачи: научить анализировать прозаическое произведение; формировать умения собирать и систематизировать материал по теме, научить использовать литературное произведение для иллюстрации биологического явления.

Воспитательные задачи: воспитывать интерес к внимательному прочтению произведения, эстетического вкуса средствами слова, любви к природе.

Развивающие задачи: развивать умения воспринимать явления природы в произведениях искусства, способствовать художественно-эстетическому развитию школьников, развивать свободное творческое общение, заинтересованное обсуждение, организацию диалога.


Обоснование выбора системы обучения и формы занятия


В ходе урока используются элементы игровой технологии. В качестве учебного занятия используется интегрированный урок в виде презентации. Каждый этап урока проиллюстрирован слайдом презентации, что позволяет визуализировать изучаемый материал, показать красоту природы, ее необычные формы. Данная форма урока предполагает активное участие каждого ребенка в ходе работы.



Планируемый результат

Предметные умения

- расширение объема знаний по литературе и биологии,

- нахождение в тексте незнакомых слов и определение их значений,

- давать устный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования,

- получение опыта метапредметной деятельности.

Личностные УУД:

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

- оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей);

- формировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению;

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции;

- высказывать свое предположение на основе учебного материала;

- осуществлять самоконтроль;

- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в учебнике, художественном тексте, тетради;

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;

- проводить анализ учебного материала.

Коммуникативные УУД:

- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

- развивать мыслительные способности учащихся при выполнении творческих заданий.



Ход урока


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Приемы и методы, используемые учителем

Вызов

(5 минут)

1-2 слайды

Учитель называет тему урока «Формула жизни», зачитывает эпиграф.

Актуализация знаний по содержанию повести М.Пришвина «Кладовая солнца» происходит в виде разгадывания кроссворда.

3 слайд

1в. Кем был отец Митраши и какое его ремесло освоил сын?

2 в. Как звали отца детей?

3 г. Инструмент бондаря

3 в. Какой зверь «видит» Настю во время сбора ягод?

4 в. Куда сгребла Настя угли, собираясь в лес?

5 г. Отец Митраши считал, что он «в лесу добрее матери». О чем речь?

6 г. Как называется лес, в который отправляются дети?

7 в. За какими витаминами пошли дети?

8 г. «Лет двести тому назад… (с.45). С каким первым героем из мира природы мы встречаемся здесь?

9 г. С чего начинаются несчастья детей?

10 г. Как звали собаку Антипыча?

11 г. Куда попал Митрапша?

12 г. Как называется спасительная трава на болоте?

13 г. Травка и лисичка охотятся на зверя. Как называется преследование дичи?

14 г. Кто был объектом охоты?

15 г. Кто напомнил Насте о времени и о брате?

16 в. Жанр произведения?





Делают запись в тетрадь

Ответ на вопросы кроссворда



- бондарь


- Павел

- ладило

- лось


- загнетка


- компас


- бор


- клюква

- ветер



- ссора

- Затравка

- елань

- белоус


- гон


- русак

- змея


- сказка-быль

Диалог в виде вопросов и ответов

Осмысление содержания


4 слайд

Учитель предлагает подобрать ассоциации к слову «Солнце»






5 слайд

Ассоциации к слову «Кладовая»





6 слайд

По ассоциациям необходимо определить значение словосочетания «Кладовая солнца» и найти основную мысль произведения


7 слайд

Найти описание «Солнце над елями»

8 слайд

Каково значение леса? Повадки животных?

Найти в тексте эти описания. Зачем они даны?

Закончить мысль: «Рассвет – это победа…»

9 слайд

«Красная ягода». Зачитать описание в тексте

10 слайд

«Сросшиеся деревья». Найти описание этих деревьев и определить роль этого описания

11 слайд

«Трава белоус». Найти описание и пояснить роль этой травы в повествовании

12 слайд

П рирода



Мешает Равнодушна Помогает




Запись в тетрадях: тепло, свет, жизнь, любовь, лето, нежность, заря, природа, мама, пляж, веселье, время, вечность ...


Ценность, золото, погреб, секрет,

кормилица, хранилище, сундук, память, жизнь человека

Отрывок «Наследство человеку от солнца…»













Отрывок на с.46


Отрывки с.45-46



Солнца


Описание с. 58


Описание с. 45



Описание с.54


Учащиеся анализируют описания природы и делают выводы















Комментированное чтение
















Делают выводы

Рефлек-

сия

13 слайд

Формула жизни




Что необходимо Жизнь Без чего невозможно


Учащиеся предлагают каждый свою формулу жизни



Написание эссе


Литература


1. Кроссворд к уроку http://lit.1september.ru/2001/29/3.htm

2. Учебник "Литература" под редакцией В.Я.Коровиной, М, "Просвещение", 2008.

6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!