Просмотр содержимого документа
«Модель урока Интегрированный урок литературы и биологии в 6 классе «Формула жизни» по сказке – были М. М. Пришвина «Кладовая солнца»»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №7
Нижегородского района города Нижнего Новгорода
Модель урока
Интегрированный урок литературы и биологии в 6 классе
«Формула жизни»
по сказке – были М. М. Пришвина «Кладовая солнца»
Авторы: учитель высшей категории, руководитель районного методического объединения учителей литературы Нижегородского района города Нижнего Новгорода, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №7 Воротникова О.Г.,
учитель высшей категории, руководитель районного методического объединения учителей биологии Нижегородского района г. Нижнего Новгорода, учитель биологии МОУ СОШ №7 Себельдина Н.Н.
Анализ педагогической ситуации
Класс, в котором проводился данный урок,- один из лучших среди 6 классов. В классе 29 человек, 15 мальчиков, 14 девочек. У ребят устойчивая мотивация к учению. Примерно 60% учащихся учатся на "хорошо" и "отлично". Есть явные лидеры, которые характеризуются ответственным отношением к учебе. Уроки в этом классе проходят при активном участие детей. Ребята с интересом принимают творческие виды деятельности, активно реагируют на новые формы работы.
Анализ темы
Тема данного урока выбрана с учетом программы по литературе и биологии в 6 классах. За основу урока взята сказка-быль М. Пришвина «Кладовая солнца», в которой тесным образом переплелись судьбы людей и окружающая их природа.
Выбор цели и задач урока
Целью данного урока является формирование у учащихся средствами литературы способности понимать себя и окружающий мир.
Обучающие задачи: научить анализировать прозаическое произведение; формировать умения собирать и систематизировать материал по теме, научить использовать литературное произведение для иллюстрации биологического явления.
Воспитательные задачи: воспитывать интерес к внимательному прочтению произведения, эстетического вкуса средствами слова, любви к природе.
Развивающие задачи: развивать умения воспринимать явления природы в произведениях искусства, способствовать художественно-эстетическому развитию школьников, развивать свободное творческое общение, заинтересованное обсуждение, организацию диалога.
Обоснование выбора системы обучения и формы занятия
В ходе урока используются элементы игровой технологии. В качестве учебного занятия используется интегрированный урок в виде презентации. Каждый этап урока проиллюстрирован слайдом презентации, что позволяет визуализировать изучаемый материал, показать красоту природы, ее необычные формы. Данная форма урока предполагает активное участие каждого ребенка в ходе работы.
Планируемый результат |
Предметные умения - расширение объема знаний по литературе и биологии, - нахождение в тексте незнакомых слов и определение их значений, - давать устный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования, - получение опыта метапредметной деятельности. | Личностные УУД: - устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; - оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей); - формировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению; - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Регулятивные УУД: - определять и формулировать цель деятельности на уроке; - проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции; - высказывать свое предположение на основе учебного материала; - осуществлять самоконтроль; - совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке. Познавательные УУД: - ориентироваться в учебнике, художественном тексте, тетради; - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт; - проводить анализ учебного материала. Коммуникативные УУД: - перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; – извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); - развивать мыслительные способности учащихся при выполнении творческих заданий. |
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Приемы и методы, используемые учителем |
Вызов (5 минут) | 1-2 слайды Учитель называет тему урока «Формула жизни», зачитывает эпиграф. Актуализация знаний по содержанию повести М.Пришвина «Кладовая солнца» происходит в виде разгадывания кроссворда. 3 слайд 1в. Кем был отец Митраши и какое его ремесло освоил сын? 2 в. Как звали отца детей? 3 г. Инструмент бондаря 3 в. Какой зверь «видит» Настю во время сбора ягод? 4 в. Куда сгребла Настя угли, собираясь в лес? 5 г. Отец Митраши считал, что он «в лесу добрее матери». О чем речь? 6 г. Как называется лес, в который отправляются дети? 7 в. За какими витаминами пошли дети? 8 г. «Лет двести тому назад… (с.45). С каким первым героем из мира природы мы встречаемся здесь? 9 г. С чего начинаются несчастья детей? 10 г. Как звали собаку Антипыча? 11 г. Куда попал Митрапша? 12 г. Как называется спасительная трава на болоте? 13 г. Травка и лисичка охотятся на зверя. Как называется преследование дичи? 14 г. Кто был объектом охоты? 15 г. Кто напомнил Насте о времени и о брате? 16 в. Жанр произведения? | Делают запись в тетрадь Ответ на вопросы кроссворда - бондарь - Павел - ладило - лось - загнетка - компас - бор - клюква - ветер - ссора - Затравка - елань - белоус - гон - русак - змея - сказка-быль | Диалог в виде вопросов и ответов |
Осмысление содержания | 4 слайд Учитель предлагает подобрать ассоциации к слову «Солнце» 5 слайд Ассоциации к слову «Кладовая» 6 слайд По ассоциациям необходимо определить значение словосочетания «Кладовая солнца» и найти основную мысль произведения 7 слайд Найти описание «Солнце над елями» 8 слайд Каково значение леса? Повадки животных? Найти в тексте эти описания. Зачем они даны? Закончить мысль: «Рассвет – это победа…» 9 слайд «Красная ягода». Зачитать описание в тексте 10 слайд «Сросшиеся деревья». Найти описание этих деревьев и определить роль этого описания 11 слайд «Трава белоус». Найти описание и пояснить роль этой травы в повествовании 12 слайд П рирода Мешает Равнодушна Помогает | Запись в тетрадях: тепло, свет, жизнь, любовь, лето, нежность, заря, природа, мама, пляж, веселье, время, вечность ... Ценность, золото, погреб, секрет, кормилица, хранилище, сундук, память, жизнь человека… Отрывок «Наследство человеку от солнца…» Отрывок на с.46 Отрывки с.45-46 Солнца Описание с. 58 Описание с. 45 Описание с.54 Учащиеся анализируют описания природы и делают выводы | Комментированное чтение Делают выводы |
Рефлек- сия | 13 слайд Формула жизни Что необходимо Жизнь Без чего невозможно | Учащиеся предлагают каждый свою формулу жизни | Написание эссе |
Литература
1. Кроссворд к уроку http://lit.1september.ru/2001/29/3.htm
2. Учебник "Литература" под редакцией В.Я.Коровиной, М, "Просвещение", 2008.
6