ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска»
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ
«Модель внеурочной деятельности как ресурс духовно-нравственного и патриотического воспитания»
Подготовила:
Рыбакова Лариса Владимировна –
педагог-организатор
Духовно-нравственное и патриотическое воспитание обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) представляется неразрывно связанными между собой и одинаково важными для становления личности, связанной с родными корнями, культурой своих предков, героическим прошлым Родины.
Под духовно-нравственным воспитанием понимается передача детям тех знаний, которые формируют их нравственность на основе традиционной для Отечества духовности, формирование опыта поведения и жизнедеятельности на базе духовно-нравственных ценностей.
Это процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формирования у него:
Нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, патриотизма).
Нравственного облика (терпения, милосердия).
Нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний).
Нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления послушания и доброй воли).
Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота Родины. Говоря о патриотическом воспитании необходимо определить, что такое патриотизм и кого мы можем назвать патриотом.
Представляется логичным и своевременным привить ребенку уважение к Родине и к труду, ответственность и великодушие посредством обучения и воспитания в духе любви и милосердия. В содержание любого урока или воспитательного можно включить яркие и правдивые примеры из русской культуры, примеры, способные проиллюстрировать нравственную проблему перед учащимися. Ведь личность должна на что-то опираться. На вседозволенности и беспринципности патриотизма не построишь.
Чувство патриотизма и духовность, преданность своему народу и Родине можно и нужно воспитывать и на занятиях внеурочной деятельности.
Немного напомним, что же такое внеурочная деятельность!
Под внеурочной деятельностью понимается образовательная деятельность, направленная на достижение результатов освоения АООП и осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной.
Внеурочная деятельность объединяет все, кроме учебной, виды деятельности обучающихся, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Целью внеурочной деятельности являются создание условий для достижения обучающегося необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для всестороннего развития и социализации каждого обучающегося с умственной отсталостью, создание воспитывающей среды, обеспечивающей развитие социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время.
Задачи внеурочной деятельности:
Расширение опыта поведения, деятельности и общения;
творческой самореализации обучающихся в комфортной развивающей среде, стимулирующей возникновение личностного интереса к различным аспектам жизнедеятельности;
позитивного отношения к окружающей действительности;
социального становления обучающегося в процессе общения и совместной деятельности в детском обществе, активного взаимодействия со сверстниками и педагогами;
профессионального самоопределения, необходимого для успешной реализации дальнейших планов обучающихся.
Основные направления и формы организации внеурочной деятельности: коррекционно-развивающие занятия и общеразвивающие занятия.
Общеразвивающие занятия:
Цикл занятий «Разговоры о важном» для обучающихся проводится 1 раз в неделю, понедельник 1 уроком, в целях реализации воспитательного компонента внеурочной деятельности и знакомит с жизнью страны, событиями региона, учит обучающихся строить коммуникацию, отношения в обществе, растить их здоровыми, гармонично развитыми личностями. Главная цель таких занятий - развитие ценностного отношения школьников к своей родине - России, населяющим ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре.
Спортивно-оздоровительная деятельность
цель: Формирование представлений обучающихся о здоровом образе жизни, развитие физической активности и двигательных навыков.
Форма организации: Система практических занятий.
Способствует приобщению обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к ценностям здорового образа жизни, формирование у них мотивов и потребностей в бережном отношении к собственному здоровью, создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, формирование умений использовать средства физической культуры и спорта в организации здорового образа жизни и досуговой деятельности, а также включение обучающихся в спортивно-зрелищные мероприятия (турниры, спортивные праздники).
Коммуникативная деятельность
цель: Развитие языковой и коммуникативной грамотности, культуры диалогического общения и словесного творчества; развитие способности работать в команде.
Форма организации: Система практических занятий.
Способствует расширению знаний учащихся младших классов о важности для жизни и развития человека речевого общения с другими людьми. Приобщает обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к совершенствованию читательской грамотности, формирует у школьников коммуникативную культуры диалога, правила ведения дискуссии, помогает развить текстовую деятельность, способность использования необычных форм представления информации (туристические буклеты; программы выставок; маршруты путешествий).
Художественно-эстетическая творческая деятельность
цель: Расширение знаний обучающихся об объектах рукотворного мира, формирование умений создавать предметы своими руками с использованием природного материала, пластилина, ниток, цветной бумаги и т.п.
Форма организации: творческие мастерские, конкурсы рисунков, выставки творческих работ.
Способствует развитию у обучающихся способностей к творческой деятельности, интереса к изобразительной деятельности, желания передавать свое отношение к художественным произведениям средствами иллюстрации.
Деятельность по развитию навыков самообслуживания и независимости в быту
цель: Повышение уровня самостоятельности и независимости, формирование знаний о себе самом и о ближайшем окружении
Форма организации: Система практических занятий.
Способствует развитию у обучающихся: положительного отношения и интереса к бытовому труду, привычки к личной гигиене, чистоте и аккуратности, навыков культуры поведения, воспитания и уважения к труду взрослых, навыков самостоятельности, искоренение тенденции к иждивенчеству в посильных для себя задачах по самообслуживанию, развитие навыков и умений необходимых в повседневных ситуациях, связанных с одеждой, едой, личной гигиеной.
«Учение с увлечением!»
цель: Преодоление трудностей, возникших при изучении различных предметных областей. Развитие познавательной активности.
Форма организации: Система практических занятий, учебный курс-факультатив; учебная лаборатория.
Способствует развитию у обучающихся:
читательской грамотности (поддержка обучающихся, испытывающих затруднения в достижении планируемых результатов, связанных с овладением чтением как предметным результатом);
письменной речи (поддержка обучающихся, испытывающих затруднения в достижении планируемых результатов, связанных с правописанием);
математических представлений (поддержка обучающихся, испытывающих затруднения в достижении планируемых результатов, связанных с предметом математика) и т.п.
Содержание и виды деятельности обучающихся адаптируются с учетом их особенностей и особых образовательных потребностей.
Проектная деятельность
цель: Расширение знаний обучающихся и углубление их интереса в том или ином виде деятельности. Развитие познавательной активности.
Форма организации: Система практических занятий, факультативный курс, творческие и исследовательские проекты, экологическая лаборатория.
Способствует развитию у обучающихся: умения работать с разными источниками информации, познавательной активности и интереса к разнообразным видам деятельности, общей культуры обучающихся, углубление интереса к самостоятельной познавательной и проектной деятельности.
Информационная культура
цель: Знакомство с миром современных технических устройств и культурой их использования.
Форма организации: Система практических занятий с использованием компьютеров, смартфонов, планшетов, смарт-часов, наушников, технических устройств.
Способствует формированию представления обучающихся о разнообразных современных информационных и технических средствах и развитию навыка выполнения разных видов работ с данными устройствами. Поможет облегчить положение учащегося как потребителя информации в условиях современного «информационного взрыва», научит его рациональным приемам поиска и анализа информации, обеспечит информационную безопасность учащихся.
Реабилитационная (абилитационная) деятельность
цель: Преодоление ограничений жизнедеятельности обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР.
Форма организации: Система практических занятий с обучающимися.
Способствует формированию у обучающихся правильного и положительного отношения к бытовому труду, выработке привычки к личной гигиене, аккуратности и чистоте, обучает поведенческой культуре и воспитанию уважения к труду взрослых, прививает учащимся навыки самостоятельности,
формирует навыки самообслуживания.
Формы организации внеурочной деятельности разнообразны и их выбор определяет сам педагог: экскурсии; кружки, секции, соревнования, праздники, общественно - полезные практики, смотры-конкурсы, викторины, беседы, культпоходы в театр, фестивали, игры (сюжетно-ролевые, деловые и т. п), туристические походы и т. д.
Ценностные установки духовно-нравственного и патриотического развития обучающихся согласуются с традиционными источниками нравственности, каждый из которых раскрывается в системе нравственных ценностей (представлений):
Ценность мира – как мирового сообщества, представленного разными национальностями и как принципа жизни на Земле.
Ценность гражданственности, патриотизма – как проявление любви к Родине, народу, осознанного желания служить Отечеству.
Ценность природы - осознание себя частью природного мира. Бережное отношение к природе как к среде обитания и выживания человека, как источника красоты и гармонии.
Ценность семьи как общности родных и близких людей, в которой сохраняются культурные традиции народа, осуществляется взаимопомощь и поддержка.
Ценность добра и толерантности – как проявление высшей человеческой способности – любви, сострадания и милосердия.
Ценность нравственности и этического сознания.
Ценность духовности и православных традиций – как стремление к освоению духовных основ российской культуры, представлений о вере, благочестии, ценности религиозного мировоззрения.
Ценность труда и творчества — как стремление к созидательной деятельности, нацеленной на создание условий для реализации остальных ценностей.
Ценность свободы выбора – как возможность совершать суждения и поступки в рамках норм, правил, законов общества.
Ценность здоровья и здорового образа жизни.
Все направления духовно-нравственного развития важны и дополняют друг друга. Каждое из направлений основано на определенной системе базовых национальных ценностей и должно обеспечивать усвоение их обучающимися на доступном для них уровне.
Каковы же ожидаемые результаты по духовно-нравственному и патриотическому развитию?
В результате работы должно обеспечиваться достижение обучающимися:
Воспитательных результатов - духовно-нравственных приобретений, которые получил обучающийся вследствие участия в той или иной деятельности.
эффекта - последствия результата, того, к чему привело достижение результата (развитие обучающегося как личности, формирование его социальной компетентности, чувства патриотизма и т. д.)
Воспитательные результаты распределяются по трем уровням:
Первый уровень результатов – приобретение обучающимися социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного результата особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями, как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов – получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, Центра, т.е. в защищенной, дружественной среде, в которой он получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергать).
Третий уровень результатов – получение обучающимися начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование социально приемлемых моделей поведения. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие с представителями различных социальных субъектов за пределами ОУ, в открытой общественной среде.
Во внеурочной работе создаются особенно благоприятные условия для включения учащихся в систему реальных нравственных отношений взаимопомощи, ответственности, принципиальной требовательности и т.д.
Индивидуальные склонности, способность к творчеству обучающихся - в более полной мере развиваются именно в этой деятельности.
Отметим направления, по которым ведется работа с обучающимися нашего Центра:
Нравственно-эстетическое воспитание.
Нравственно-правовое воспитание.
Патриотическое воспитание.
Приобщение к культуре русского народа.
Приобщение к православной культуре.
Эстетическое воспитание.
Экологическое воспитание.
Трудовое воспитание и основы профессии.
Пропаганда спорта и здорового образа жизни.
Рассматривая внеурочную деятельность как основу формирования гражданской позиции и социальной активности, следует уяснить, что возможны следующие пути создания педагогом воспитывающей среды во внеурочной деятельности:
придание педагогической интерпретации природным и социальным факторам с помощью различных педагогических приемов: разъяснение непонятных явлений и фактов, этические и эстетические оценки, организация наблюдения детьми предметов и явлений и т.д.;
конструирование педагогом специальных воспитывающих ситуаций в природной и социальной среде.
Духовно – нравственное развитие обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) лежит в основе их «врастания в человеческую культуру», подлинную социализацию и интеграцию в общество, призвано способствовать преодолению изоляции проблемного детства. Формирование и коррекция духовно-нравственного и патриотического мировоззрения обучающихся через внеурочную деятельность требует от педагогов, не только учить, но и воспитывать обучающихся.
Никакие воспитательные программы не будут эффективны, если педагог не являет собой всегда главный для обучающихся пример нравственного и гражданского личностного поведения.
Для обучающихся с умственной отсталостью слова учителя, поступки, ценности и оценки имеют особенное нравственное значение, школьники испытывают большое доверие к учителю.
Именно педагог не только словами, но и всем своим поведением, своей личностью формирует устойчивые представления обучающегося о справедливости, человечности, нравственности, об отношениях между людьми. Характер отношений между педагогом и детьми во многом определяет качество духовно-нравственного и патриотического развития обучающихся.