Учебный модуль
1 Название модуля: Моделирование электронных аналоговых устройств в программе Multisim.
2 Категория слушателей: Лица, имеющие высшее и (или) среднее профессиональное образование в направлении подготовки по специальности 15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)
3 Цель освоения модуля: совершенствование у слушателей компетенций и приобретение ими новых компетенций в рамках имеющейся квалификации по применению программы схемотехнического моделирования Multisim в части разработки и моделирования электронных аналоговых устройств.
4 Форма обучения: очная
5 Освоение модуля предполагает достижение следующего(щих) уровня(ей) квалификации в соответствии с профессиональным стандартом (профессиональными стандартами):
Не предусмотрен.
6 Образовательные стандарты:
Слушатель, освоивший программу, должен правильно и грамотно оценивать технические параметры электронных устройств и обладать профессиональными компетенциями, включающими в себя:
ПК 1.1. | Разрабатывать и моделировать электронные схемы устройств различного назначения |
7 Результаты обучения:
В результате освоения модуля слушатель должен приобрести знания и умения, необходимые для качественного изменения перечисленных выше профессиональных компетенций. Слушатель должен:
Знать:
1 принцип включения электронных приборов и построение электронных схем;
2 типовые узлы и устройства электронной техники
3 методы анализа принципиальных схем электронной техники с позиций возможности их реализации при сохранении основных функциональных характеристик;
4 справочный материал по выбору элементной базы;
5 проектировать электронные устройства в соответствии с требованиями технического задания;
Уметь:
1 определять и анализировать основные параметры электронных схем и устанавливать по ним работоспособность;
2 производить подбор элементов по заданным параметрам
-3 уметь сформулировать основные технико - экономические требования к изучаемым техническим объектам и знать существующие научно-технические средства их реализации;
Практический опыт:
1 работы с технологической документацией, технической литературой, научно- техническими отчетами, справочными материалами и другими информационными источниками;
-2 использования вычислительной техники для решения профессиональных задач.
8 Учебный план1
№ п/п | Наименование тем | Трудоемкость в часах: | | Промежуточная/ итоговая аттестация (зачет/ экзамен) |
Всего | аудиторные занятия, в т.ч. | Самостоятельная работа |
Всего | лекции | Практические, лабораторные, семинарские занятия, тренинги и др. |
всего | в т.ч. выездные |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
1. | Тема 1. Окно программы Multisim | 4 | 4 | 2 | 2 | | | Зачет |
2. | Тема 2. Панель контрольно-измерительных приборов | 4 | 4 | 2 | 2 | | | Зачет |
3. | Тема 3. Моделирование типовых электронных схем | 7 | 7 | 1 | 6 | | | Зачет |
4 | Промежуточная аттестация по модулю (тестирование) | 1 | | | | | | Зачет |
| Итого | 16 | | 5 | 10 | | | |
9. Содержание программы
Тема 1. Окно программы Multisim
Шкала меню: File, Edit, View, Place, Simulate, Transfer, Tools, Options, Help. Меню Simulate.
Команды: Run ; Pause ; Default Instrument Setting ; Default Simulation Setting ; Instruments
Analyses
Панель библиотек компонентов:
Источники (Sources);
Пассивные компоненты и коммутационные устройства (Basic);
Диоды (Diodes);
Транзисторы (Transistors);
Аналоговые микросхемы (Analog);
Микросхемы смешанного типа (Mixed);
Индикаторные устройства (Indicators);
Компоненты смешанного типа (Misc (Ellaneous));
Аналоговые вычислительные устройства (Controls);
Радиочастотные компоненты (RF);
Электромеханические
Тема 2. Панель контрольно-измерительных приборов (Instruments):
Цифровой мультиметр (Multimeter);
Функциональный генератор (Function Generator);
Измеритель активной мощности и коэффициента мощности (Wattmeter);
Осциллограф (Oscilloscope);
Измеритель АЧХ И ФЧХ (Bode Plotter);
Генератор слова (Word Generator);
Логический анализатор (Logic Analyzer);
Логический преобразователь (Logic Converter);
Измеритель нелинейных искажений в диапазоне частот от 20 до 200000 Гц (Distortion Analyzer);
Спектральный анализатор (Sperctrum Analyzer);
Прибор для анализа электрических цепей в обобщенном виде
Тема 3. Моделирование типовых электронных схем
Моделирование электрических схем в цепях постоянного тока. Моделирование электрических схем в цепях переменного тока. Моделирование работы транзисторных усилительных каскадов.
Определение технических параметров электронных схем аналоговых устройств.
10 Календарный учебный график
Наименование разделов (дисциплин,практик, стажировок, иных видов учебнойдеятельности) | Объем нагрузки, Ч | Учебные дни |
1 | 2 | 3 | 4 |
Тема 1. Окно программы Multisim | 4 | 4 | | | |
Тема 2. Панель контрольно-измерительных приборов | 4 | | 4 | | |
Тема 3. Моделирование типовых электронных схем | 4 | | | 4 | |
Тема 3. Моделирование типовых электронных схем | 3 | | | | 3 |
Промежуточная аттестация | 1 | | | | 1 |
Итого | 16 | | | | |
11 Организационно-педагогические условия
11.1 Материально-технические условия реализации программы
Вид ресурса | Характеристика ресурса и количество |
Слайд-презентации | Интерактивная доска |
ПК с установленной программой Multisim | |
11.2 Кадровые ресурсы
Вид ресурса | Характеристика ресурса6 и количество |
Руководитель проекта/куратор | Преподаватель высшей категории |
Разработчик контента | Преподаватель высшей категории |
Лектор | Преподаватель высшей категории |
Модератор | Компьютерный техник |
Тьютор | Методист |
11.3 Учебно-методическое обеспечение программы7
Реализация программы осуществляется в лаборатории операционных систем и сред, автоматизированных информационных систем, проектирования цифровых устройств.
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
перечень практических занятий;
слайд – презентации к дисциплине;
интерактивная доска;
ПК с установленной программой схемотехнического моделирования Multisim
11.4 Информационное обеспечение программы
Основная литература
1 Шестеркин А.Н. Система моделирования и исследования радиоэлектронных устройств Multisim 10/A
2 Москатов Е.А., Источники питания, СПб, Корона-Век, 2011, 208с
Дополнительная литература
3 Введение в Multisim. 3-х часовой курс (электронный ресурс), режим доступа (http://ni.com/russia)
12 Оценка качества освоения модуля
Текущая аттестация по курсу осуществляется в форме зачета
12.1 Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по модулю
Наименование разделов учебного плана | Технология и/или метод(ы) проведения оценочного мероприятия | Шкала оценки (баллы, «зачтено» / «не зачтено» | Размещение оценочных материалов9 |
Тема 1. Окно программы Multisim | Тестирование Практическое задание | Баллы «зачтено» / «не зачтено» | ПК1(ЗН2, ЗН4, УМ2, ПО2) |
Тема 2. Панель контрольно-измерительных приборов | Тестирование Практическое задание | Баллы «зачтено» / «не зачтено» | ПК1(ЗН1, ЗН2, ЗН4, УМ2, ПО2) |
Тема 3. Моделирование типовых электронных схем | Изготовление продукта | «зачтено» / «не зачтено» | ПК1(ЗН3,ЗН5,УМ1, УМ3,ПО1, ПО2) |
Промежуточная аттестация10 (зачет) | Практическое задание | «зачтено» / «не зачтено» | ПК1 |
12.2 Примеры оценочных материалов для разделов учебного модуля (не предусмотрено)
12.3 Критерии и шкала оценки для промежуточной аттестации по модулю
Слушатель считается успешно прошедшим промежуточную аттестацию по модулю при оценивании всех разделов «зачтено».
Оценивание:
Собрана электрическая схема устройства в программе Multisim, проведено моделирование работы схемы, измерены основные электрические параметры собранного устройства с помощью электронных приборов, реализованных программой Multisim –«удовлетворительно» («зачтено»).
Не собрана электрическая схема устройства в программе Multisim, или не проведено моделирование работы схемы, или не измерены основные электрические параметры собранного устройства с помощью электронных приборов, реализованных программой Multisim – «неудовлетворительно» («не зачтено»).