СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Моделирование учебно - речевых ситуаций в процессе обучения говорению на уроке английского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Моделирование учебно - речевых ситуаций в процессе обучения говорению на уроке английского языка

Просмотр содержимого документа
«Моделирование учебно - речевых ситуаций в процессе обучения говорению на уроке английского языка»

В соответствии с концепцией модернизации российского образования вопросы комму-никативного обучения английскому языку приобретают особое значение, так как ком-муникативная компетенция ориентирована на достижение практического результата в овладении английским языком, на образование, воспитание и развитие личности школьника.

Стандарт основного общего образования по иностранному языку ставит задачи на достижение качественно новых целей в изучении иностранного языка, а именно: развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих – речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной.

В образовании Европейского сообщества придается особое значение следующим ключевым компетенциям:

  • социальная компетентность (способность взять на себя ответственность, совместно вырабатывать решение и участвовать в его реализации, толерантность к разным этнокультурам и религиям, проявление сопряженности личных интересов с потреб-ностями предприятия и общества);

  • коммуникативная компетенция (владение технологиями устного и письменного общения на разных языках, в т. ч. и компьютерного программирования);

  • социально-информационная компетенция (владение информационными техноло-гиями и критическое отношение к социальной информации, распространяемой СМИ);

  • когнитивная (персональная) компетенция (готовность к постоянному повышению образовательного уровня, потребность в актуализации и реализации своего личностного потенциала, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, способность к саморазвитию);

  • межкультурные компетенции;

  • компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности

  • специальная компетенция (подготовленность к самостоятельному выполнению профессиональных действий, оценке результатов своего труда).

Формирование ключевых компетенций определяется реализацией воспитывающей функ-ции обучения иностранному языку в школе, проектированием и созданием воспитатель-ных ситуаций.

Моделирование реальных речевых ситуаций общения на уроках – это технология, способствующая формированию ключевых компетенций при изучении иностранного языка. Она может применяться на различных этапах обучения английскому языку и способствует развитию навыков устной и письменной речи, расширяет словарный запас и лингвистический кругозор учащихся.




Ситуация – это универсальная форма функционирования процесса общения, существую-щая как интегрированная система социально-статусных, ролевых, деятельностных и нрав-ственных взаимоотношений субъектов общения, отраженная в их сознании и возникаю-щая на основе взаимодействия ситуативных позиций общающихся. По мнению Пассова Е. И. именно такое понимание ситуации дает возможность моделировать их в учебном про-цессе и создавать условия, адекватные реальным.

Пассов Е. И. выделяет несколько типов ситуаций:

  • Ситуации социально-статусных взаимоотношений. (Урок-телемост, обсуждение прав и обязанностей граждан других стран, беседа с иностранцами о традициях, обычаях, быте страны изучаемого языка)

  • Ситуации ролевых взаимоотношений. (проигрывание неформальных ролей в ситуации речевого общения поможет лучше узнать взаимоотношения детей, повлиять на личностные качества учащихся, на их мотивацию к изучению языка)

  • Ситуации отношений совместной деятельности. (Обмен опытом, групповая работа)

  • Ситуации нравственных отношений.

Реальные ситуации – это ситуации, максимально приближенные к жизни. А для того, чтобы максимально приблизить учебные речевые ситуации к условиям реального общения, необходима заинтересованность говорящих в содержании разговора и необходимости вести этот разговор на иностранном языке.

Основные параметры моделирования реальных речевых ситуаций общения:

  • мотивированность

  • целенаправленность

  • информативность процесса общения,

  • новизна

  • ситуативность

  • характер взаимодействий общающихся

  • система речевых средств.



Условия создания реальных речевых ситуаций общения:

  • Постановка коммуникативных задач, которые связаны с личностью и жизнью обучающегося, затрагивают его эмоциональную и интеллектуальную сферы;

  • Использование разнообразных стимулов, учитывающих особенности школьников разного возраста, уровень их знаний, навыков и умений;

  • Стимулирование учащихся на выражение своего отношения к прослушанному, увиденному, прочитанному.


Моделирование реальных речевых ситуаций общения на уроках английкого языка ставят обучащихся в условия, сходные с естественными, будят воображение, заставляют оформлять свои мысли и чувства иноязычными средствами, позволяют активизировать разговорные формулы, повседневно-бытовую лексику и грамматические структуры, не фиксируя на них свое внимание.



Моделирование реальных ситуаций общения можно представить в следующих упражнениях:

  1. представленная тема к указанной ситуации с учётом коммуникативной задачи (задаётся в виде тактики речевого поведения, ключевых образцов);

  2. серия картинок, с использованием ключевых слов (картинки изображают последовательность действий);

  3. ситуативные картинки с простой (усложненной) неразвернутой ситуацией;

  4. моделирование ситуаций на основе видеофильмов и презентаций;

  5. на основе сообщаемой информации;

  6. использование имеющихся данных о ситуации, например, начало и окончание диалога;

  7. на основе ключевых слов;

  8. на основе визуального стимула и ключевых слов;

  9. тексты с неразвернутой ситуацией;

  10. к монологическому высказыванию путём оживления и расширения последнего;

  11. моделирование ситуаций применительно к новым условиям в рамках данной темы;

  12. типичные ситуации общения по теме;

  13. составление микро-диалогов на разные темы;

  14. составление разнообразных диалогов и микро-диалогов к общению в условиях полилога (дискуссии, пресс-конференции, телемоста); 

  15. к серии предлагаемых обстоятельств.

В заключение хотелось бы отметить, что моделирование реальных речевых ситуаций общения на уроках английского языка:

  • способствует формированию ключевых компетенций;

  • помогает решать учителю коммуникативные задачи, которые относятся к целевому аспекту обучения и тесно связаны с содержанием обучения;

  • уменьшает утомляемость учащихся;

  • повышает качество обучения;

  • обеспечивает развивающий, проблемный характер обучения;


  • стимулирует речемыслительную активность школьников, развитие их любознательности, целеустремленности, трудолюбия;

  • приобщает к культурным ценностям другого народа.



Все перечисленные способы моделирования реальных речевых ситуаций общения на уроках иностранного языка могут быть включены в различные этапы урока в зависимости от типа урока, сложности материала, подготовленности класса и творчества учителя.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!