СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Модель реализации внеурочной деятельности на ступени начального и основного общего образования"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Модель реализации внеурочной деятельности на ступени начального и основного общего образования в МКОУ "Жигаевская средняя общеобразовательная школа"

Просмотр содержимого документа
«"Модель реализации внеурочной деятельности на ступени начального и основного общего образования"»




















«Модель реализации внеурочной деятельности

на ступени начального и основного

общего образования»




























План-оглавление

Введение…………………………………………………………………..................3

Основная часть……………………………………………………………………….5

Заключение………………………………………………………………………….20

Библиография……………………………………………………………………….23

Приложения…………………………………………………………………………24





































Введение

«Любое будущее проектирует свое будущее через воспитание. Во все века воспитание было своеобразным механизмом, благодаря которому подрастающие поколения включались в уже существующую общность, становились носителями определенного образа жизни, вслед за старшими поколениями поддерживали и сохраняли передаваемые традиции и нормы жизни. К сожалению, современная общественная ситуация характеризуется разрушением связей между поколениями: отчуждение в семье, в школе, неоформленные общественные, культурные, а теперь уже и производственные ценности.

Сегодня правомерно рассматривать воспитание как один из важнейших факторов в преодолении духовного, а, в конечном счете, и экономического кризиса в России» (2, 7).

Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.

Признавая социализацию в качестве одной из задач российского образования, важно вовремя сориентировать ребенка в современной социокультурной среде, духовном и культурном наследии. Решение задач воспитания и социализации школьников, в контексте национального воспитательного идеала, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) нового поколения организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, а воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-ориентированный процесс.

«Воспитательная и социализирующая функции внеурочной деятельности обеспечивается организацией личностно и общественно значимых жизненных ситуаций нравственного выбора и его рефлексии; детско-взрослого диалога и социального партнерства на основе осознания личных интересов и предпочтений» (3, 15).

В рамках активно внедряемого в России ФГОС значительно усиливается воспитательная составляющая деятельности школы. В приоритетные целевые задачи воспитательной деятельности включено активное вовлечение ребят в исследовательские и творческие проекты, спортивные мероприятия, в ходе которых обучающиеся научатся изобретать, понимать и осваивать новое, в социально-психологическом плане стать более открытыми и способными адекватно выражать собственные мысли, уметь принимать ответственные решения и помогать друг другу, формулировать и реализовать свои интересы, осознавать свои собственные потенциальные возможности развития. В совокупности это и означает существенное возрастание роли внеурочной деятельности, в рамках которой открываются дополнительные возможности для самореализации и социализации обучающихся.

Впервые в государственных нормативно-правовых документах такого уровня уделяется столь значительное внимание деятельности школьников, организуемой за рамками уроков. При этом подчеркивается важность организации занятий по интересам, необходимость приведения таких занятий в соответствие не только с потребностями детей, но и фактическими возможностями их здоровья.

В образовании модель рассматривается, прежде всего, как конкретная организационная система, обеспечивающая существование и развитие всего школьного сообщества, реализующая определенные нормы педагогической деятельности, взаимоотношений между учащимися и учителями, а также и родителями.

Таким образом, внеурочная деятельность в рамках реализации ФГОС НОО, ООО – это деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, направленных на достижение планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования и основной образовательной программы. Это понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Следует выстроить такую модель организации внеурочной деятельности, которая будет формировать единое воспитательно-развивающее пространство школы, а значит, в кратчайшие сроки давать требуемые стандартом воспитательно-развивающие эффекты.

Задача выпускной работы – анализ и обобщение опыта работы МКОУ «Жигаевская средняя общеобразовательная школа» по реализации внеурочной деятельности на ступени начального и основного общего образования.


Основная часть


Внеурочная деятельность является равноправным, взаимодополняющим компонентом базового образования, она призвана помочь педагогу и обучающемуся в освоении нового вида деятельности – учебной – в других условиях, на другом материале – и вывести на те же, что и в учебной деятельности, метапредметные результаты, сформировать учебную мотивацию. Универсальные учебные действия - элемент преемственности урочной и внеурочной деятельности обеспечивают целостность содержания образования.



Урочная деятельность













Внеурочная деятельность






Внеурочная деятельность в МКОУ «Жигаевская средняя общеобразовательная школа» (в дальнейшем – школа) осуществляется на основе оптимизационной модели организации внеурочной деятельности и объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации детей.

Оптимизационная модель.

Модель внеурочной деятельности на основе оптимизации всех внутренних ресурсов школы предполагает, что в ее реализации принимают участие педагогические работники школы (учителя, заместитель директора по УВР, заместитель директора по ВР, старшая вожатая, библиотекарь).

Координирующую роль выполняет на уровне класса классный руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами:

- взаимодействует с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом школы;

- организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;

- организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся:

- организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе, через органы самоуправления;

организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся.

Преимущества оптимизационной модели состоят в минимизации финансовых расходов на внеурочную деятельность, создании единого образовательного и методического пространства в образовательном учреждении, содержательном и организационном единстве всех его структурных подразделений.

Основными факторами, определяющими модель организации внеурочной деятельности, являются:

-территориальное расположение образовательного учреждения;  -уровень развития дополнительного образования в школе;
-программное обеспечение воспитательной деятельности учителей и классных руководителей;
-кадровое обеспечение воспитательного процесса;
-материально-техническое обеспечение воспитательной деятельности.

Цель организации внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС НОО, ООО: содействие в обеспечении достижения ожидаемых результатов обучающихся в соответствии с основной образовательной программой начального общего образования, образовательной программой основного общего образования школы.

Внеурочная деятельность школы направлена на достижение воспитательных результатов:

  • приобретение учащимися социального опыта;

  • формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;

  • приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.

Основные задачи:

  • выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей обучающихся к различным видам деятельности;


  • создание условий для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;


  • формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности;


  • развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;


  • создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;

  • развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;


  • расширение рамок общения с социумом.


Принципы организации внеурочной деятельности:

  • соответствие возрастным особенностям обучающихся, преемственность с технологиями учебной деятельности;


  • опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности школы;


  • опора на ценности воспитательной системы школы;


  • свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.


Нормативно правовая основа:

  1. Закон № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (2012 г.);

  2. ФГОС НОО (утв. приказом Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 г. № 373) с изменениями (утв. приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241).

  3. ФГОС ООО (утв. приказом Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897) с изм. (Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1644).

  4. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (Пр-271 от 04 февраля 2010 г.);

  5. Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях (Письмо Минобрнауки России от 13.05.2013 N ИР-352/09).

  6. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утв. приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986).

  7. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утв. приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106).

  8. СанПиН 2.4.2. 2821 –10 (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189);

  9. Устав муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Жигаевская средняя общеобразовательная школа».

  10. Основная образовательная программа муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Жигаевская средняя общеобразовательная школа».


Описание модели

Раздел вариативной части учебного плана «Внеурочная деятельность» позволяет в полной мере реализовать требования федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. За счет часов на внеурочные занятия общеобразовательное учреждение реализует программу внеурочной деятельности.

При организации внеурочной деятельности обучающихся используются собственные ресурсы (учителя начальных классов, учителя-предметники, учитель физической культуры, библиотекарь, старшая вожатая).

Коллектив школы  стремится создать такую инфраструктуру полезной занятости обучающихся во второй половине дня, которая способствовала бы обеспечению удовлетворения их личных потребностей. Дети идут на занятия по выбору в зависимости от своих интересов. Для ребенка создается особое образовательное пространство, позволяющее развивать собственные интересы, успешно проходить социализацию на новом жизненном этапе, осваивать культурные нормы и ценности.

Организация занятий по направлениям раздела «Внеурочная деятельность» является неотъемлемой частью образовательного процесса в  образовательном учреждении и предоставляет обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие.

Содержание занятий, предусмотренных в рамках внеурочной деятельности, сформировано с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и реализуется посредством различных форм организации, таких как, экскурсии, кружки, секции, олимпиады, конкурсы, соревнования, викторины, познавательные игры, поисковые исследования  и т. д.

  • Исходя из этого, в школе проведены мероприятия для создания системы внеурочной деятельности, поддерживающей процесс обучения:

  • изменение учебного плана основной школы;

  • разработка Положения о внеурочной деятельности (Приложение №1);

  • разработка Положения о рабочей программе внеурочной деятельности (Приложение №2);

  • составление перечня программ внеурочной деятельности;

  • подбор кадров для проведения внеурочных занятий;

  • разработка рабочих программ внеурочной деятельности;

  • материально-техническое оснащение внеурочной деятельности;

  • информирование родителей о системе внеурочной деятельности;

  • составление расписания внеурочной деятельности обучающихся (Приложение №3).


Материально-техническое обеспечение

Для реализации модели внеурочной деятельности в школе имеются необходимые условия, предусмотренные ФГОС НОО и ФГОС ООО. Школа располагает оборудованным спортивным залом, библиотекой, компьютерным классом с выходом в Интернет, спортивной площадкой, кабинетами по предметам.


Направления внеурочной деятельности


Спортивно - оздоровительное

Духовно-нравственное

Направления внеурочной деятельности

Социальное




Общеинтеллектуальное

Общекультурное

Данные направления являются содержательным ориентиром для выбора форм и видов деятельности обучающихся, основанием для разработки программ внеурочной деятельности. Каждое направление имеет свои целевые установки.

п/п

Направление развития личности

Целевые установки

1.

Спортивно-оздоровительное

Всесторонне гармоническое развитие личности ребенка, воспитание ценностного отношения к здоровью; формирование мотивации к сохранению и укреплению здоровья, в том числе через занятия спортом

2.

Духовно-нравственное

Воспитание нравственных чувств и этического сознания; гражданственности и патриотизма,

формирование активной жизненной позиции и правового самосознания младших школьников, формирование позитивного отношения к базовым ценностям общества

3.

Общеинтеллектуальное

Воспитание творческого и ценностного отношения к учению, труду; развитие интеллектуально-творческого потенциала

4.

Общекультурное

Развитие эмоциональной сферы ребенка, чувства прекрасного, творческих способностей, воспитание нравственных чувств, формирование основ культуры общения и поведения; коммуникативной и общекультурной компетенций. Раскрытие новых способностей обучающихся в области творчества, развитие умения видеть жизнь глазами творческого человека.

5.

Социальное

Воспитание ценностного отношения к окружающей среде, людям; формирование социально-трудовой компетенции и компетенций социального взаимодействия




Взаимосвязь направлений, видов и форм внеурочной деятельности


п/п

Направление внеурочной деятельности

Виды деятельности

Возможные формы работы с обучающимися

1.

Спортивно-оздоровительное

Спортивно-оздоровительная

Игровая

Познавательная

Проблемно-ценностное общение

Досуговое общение

Час общения, прогулки на природу, походы, выезды; спортивные соревнования, эстафеты, «уроки гигиены», «уроки здорового питания», спортивные секции и кружки; подвижные игры, игровые программы по пропаганде ЗОЖ, акции по пропаганде ЗОЖ; творческие и исследовательские проекты; КТД и т.п.

2.

Духовно-нравственное

Проблемно-ценностное общение

Социальное творчество

Игровая

Познавательная

Художественное творчество

Трудовая

Туристко-краеведческая


Час общения, экскурсии, просмотр и обсуждение кинофильмов, сюжетно-ролевые игры нравственного и патриотического содержания, творческие конкурсы, фестивали, праздники, туристско-краеведческие экспедиции, социально-значимые проекты, акции, национально-культурные праздники, встречи с интересными людьми, ветеранами ВОВ; КТД; творческие и исследовательские проекты; кружки и т.п.

3.

Обще-

интеллектуальное

Познавательная

Игровая

Проблемно-ценностное общение

Час общения, познавательные беседы, диспуты, библиотечные уроки, интеллектуальные клубы, акции познавательной направленности, интеллектуальные и творческие марафоны, олимпиады, турниры, интеллектуально-творческие проекты и научно-исследовательские; кружки, проектная деятельность и т.п.


4.

Общекультурное

Проблемно-ценностное общение

Художественное творчество

Игровая деятельность

Познавательная деятельность

Социальное творчество (социально-преобразующая добровольческая деятельность)


Час общения, беседы, экскурсии, встречи с представителями творческих профессий, знакомство с лучшими произведениями искусства, творческие программы, праздники, формирующие художественную культуру школьников, посещение конкурсов и фестивалей фольклорного и современного творчества, тематических выставок; творческие конкурсы, кружки; библиотечные уроки; творческие проекты; дополнительное образование и т.п.


5.

Социальное

Социальное творчество (социально-преобразующая добровольческая деятельность)

Трудовая

Краеведческая


Беседы, социально-значимые акции, туристско-краеведческие экспедиции, экологические акции, десанты, экологические патрули, социальные и экологические проекты; КТД и т.п.



Библиотеки микрорайона



Районный ДДТ



Партнерство



Учреждения культуры



ОУ района



Общественность

микрорайона




Учебный план внеурочной деятельности


Учебный план внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС НОО определяет направления внеурочной деятельности, формы организации, распределение часов.

Содержание занятий, предусмотренных как внеурочная деятельность, сформировано по выбору обучающихся и с согласия их родителей (законных представителей) и направлено на реализацию различных форм её организации отличных от урочной системы обучения, таких, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т. д.


На внеурочную деятельность в 1,2,3,4 классах отводится по 2 часа в каждом классе. Занятия проводятся во второй половине дня. Между последним уроком и началом внеурочных занятий перерыв составляет 45 минут.


План

внеурочной деятельности (1-4 классы)

МКОУ «Жигаевская средняя общеобразовательная школа»


Направления внеурочной деятельности

Название объединения

Количество часов в неделю

1 класс

2 класс

3 класс

4

класс

Спортивно-оздоровительное


«Юниор»

0,5

0,5

0,5

0,5

Духовно нравственное

«Жить, чтобы быть человеком»

0,5

0,5

0,5

0,5

Социальное


«Умелые руки»

0,5


0,5

0,5

Общекультурное

«Путешествие по стране этикета»

0,5

0,5



Общеинтеллектуальное

«Юный исследователь»


0,5

0,5

0,5

Всего



2

2

2

2



Учебный план внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС ООО формируется участниками образовательного процесса и определяет содержание образования, обеспечивающего реализацию интересов и потребностей обучающихся, их родителей (законных представителей), образовательного учреждения.

Для создания оптимальных условий реализации индивидуальных потребностей учащихся разработаны курсы с небольшим учебным объемом, предусмотрена возможность выбора курсов учащимися (в том числе возможность свободного перехода с одного курса на другой в течение года при желании ученика).









План

внеурочной деятельности (5-6 классы)

МКОУ «Жигаевская средняя общеобразовательная школа»



Внеурочная деятельность


6 класс

5 класс

Всего часов


140

70

Спортивно-оздоровительное


35

35

Секция «Настольный теннис»


35

35

Духовно-нравственное направление


35


Клуб «Юный патриот»


35


Социальное направление


35


Экологический кружок «Живая природа»


35


Общекультурное направление


35

35

Хореографический кружок «Грация»


17,5


Кружок «Занимательный английский»


17,5

35




Планируемые результаты

Воспитание уважительного отношения к родному дому, к школе, селу; воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни; формирование  чувства гражданственности и патриотизма, правовой культуры, осознанного отношения к профессиональному самоопределению; развитие социальной культуры учащихся через систему ученического самоуправления и реализация, в конечном счете, основной цели – достижение учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование в них принимаемой обществом системы ценностей.


Классификация результатов внеурочной деятельности школьников


Воспитательные результаты внеурочной деятельности распределяются по

трем уровням.



Уровни результатов внеурочной деятельности

приобретение школьником социальных знаний первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни



Первый уровень

результатов









Для достижения данного уровня результатов особое значе­ние имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура)





Второй уровень

результатов








Для достижения данного уровня результатов особое значе­ние имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т. е. в защищенной, дружественной среде.

получение школьником опыта самостоятельного социального действия



Третий уровень

результатов










Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социаль­ными субъектами за пределами школы, в открытой общест­венной среде.

Достижение трёх уровней результатов внеурочной дея­тельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации детей. У учеников могут быть сформированы коммуникативная, этическая, социальная, гражданская компетентности и социокультурная идентич­ность в её страновом, этническом и других ас­пектах.


Диагностика эффективности внеурочной деятельности

Цель диагностики – выяснить, являются ли и в какой степени воспитывающими те виды внеурочной деятельности, которыми занят школьник.

Диагностика эффективности внеурочной деятельности школьников:

  • личность самого воспитанника;

  • детский коллектив;

  • профессиональная позиция педагога;

  • методы и методики мониторинга изучения детского коллектива.

Основные результаты реализации программы внеурочной деятельности обучающихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, предусматривающих сформированность познавательного, коммуникативного, нравственного, эстетического потенциала личности.


Анкеты

Листы наблюдений





Тесты

Контрольные вопросы






Показатели деятельности педагогов по реализации модели

внеурочной деятельности

  • Проектная деятельность обучающихся.

  • Участие обучающихся в выставках, конкурсах, проектах, соревнованиях и т.п. вне школы (Приложение №4).

  • Количество обучающихся, задействованных в общешкольных и внешкольных мероприятиях.

  • Посещаемость занятий, курсов.

  • Количество обучающихся, с которыми произошел случай травматизма во время образовательного процесса.

  • Участие родителей в мероприятиях.

  • Наличие благодарностей, грамот (Приложение №5).

  • Ведение аналитической деятельности своей внеурочной работы с обучающимися (отслеживание результатов, коррекция своей деятельности).

  • Удовлетворенность обучающихся и их родителей внеурочной деятельностью.

  • Презентация опыта на различных уровнях.















Заключение

Многообразие форм внеурочной деятельности порождает богатство условий для разнообразных видов деятельности, позволяя включать в работу весь комплекс психических процессов ученика. Система внеурочной учебной деятельности рассматривается как неотъемлемый компонент образовательного процесса и школы, позволяющих не только расширить диапазон базового образования, но и получить специальные научные и профессиональные знания, навыки, умения, придать процессу образования творческий характер, обуславливая его целостность и многомерность в русле концепции непрерывного образования. «Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России» (4, 14).

В школе созданы условия для внеурочной деятельности обучающихся, система работы школы по данному направлению призвана предоставить возможность:

- свободного выбора детьми программ, объединений, которые близки им по природе, отвечают их внутренним потребностям;

- помогают удовлетворить образовательные запросы, почувствовать себя успешным, реализовать и развить свои таланты, способности.

- стать активным в решении жизненных и социальных проблем, уметь нести ответственность за свой выбор;

- быть активным гражданином своей страны, способным любить и беречь природу, занимающим активную жизненную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле, понимающим и принимающим экологическую культуру.

Модель внеурочной деятельности школы педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой — обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект. Внеурочная деятельность должна быть интересна учащимся, только тогда она может принести ощутимые положительные плоды. И потому важнейшая задача педагогического коллектива - сделать внеурочную деятельность полезной и привлекательной для каждого ученика.

Выводы и предложения по совершенствованию уровня кадрового обеспечения внеурочной деятельности школьников

Следует отметить, что во внеурочную деятельность вовлечено 100% обучающихся 1-6 классов, что полностью соответствует требованиям ФГОС. Благодаря интеграции урочной и внеурочной деятельности, обучающиеся школы становились постоянными призерами и победителями районных и областных олимпиад, конференций, спортивных соревнований, творческих конкурсов и фестивалей.

Но, вместе с тем, хотелось бы внести несколько предложений по совершенствованию уровня кадрового обеспечения внеурочной деятельности школьников:

- подготовка педагогических кадров к работе с учащимися по внеурочной деятельности (прохождение педагогами курсов повышения квалификации);

- повышение методического уровня всех участников воспитательного процесса (семинары с психологами, социальными и медицинскими работниками, специалистами внешкольных учреждений);

- обеспечение более комфортных условий для работы педагогов.











































Библиография

    1. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор. – М.: Просвещение, 2012.

    2. Дергунов В.А. Формирование гражданской идентичности во внеурочной деятельности в рамках внедрения ФГОС. Сборник методических материалов. – Казань, 2016.

    3. Дзятковская Е.Н. Программы внеурочной деятельности. Экологическая культура и здоровый образ жизни. – М.: Просвещение, 2012.

    4. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.



Приложения

Приложение №1



ПОЛОЖЕНИЕ

об организации внеурочной деятельности

МКОУ "Жигаевская средняя общеобразовательная школа",

реализующего ФГОС НОО, ФГОС ООО


1. Общие положения

1.1. Положение составлено на основе Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом МО и науки РФ от 06.10. 2009г., санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях САНПИН 2.4.2821-10.

1.2. Внеурочная деятельность обучающихся (далее – внеурочная деятельность) – специально организованная деятельность обучающихся, представляющая собой неотъемлемую часть образовательного процесса в МКОУ «Жигаевская средняя общеобразовательная школа» (далее – Школа), отличная от урочной системы обучения.

1.3. Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при определении объемов финансирования, направляемых на реализацию основной образовательной программы.

1.4. Формы организации образовательного процесса, чередование урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение. Ответственность за результаты внеурочной деятельности несет школа.

2. Цель и задачи

2.1. Целью внеурочной деятельности является содействие в обеспечении достижения ожидаемых результатов обучающихся в соответствии с основной образовательной программой начального общего образования, образовательной программы основного общего образования Школы.

2.2. Внеурочная деятельность направлена на удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся, путем предоставления выбора широкого спектра занятий, направленных на развитие детей.

2.3. Часы по внеурочной деятельности могут быть использованы на ведение учебных курсов, расширяющих содержание учебных предметов, обеспечивающих различные интересы обучающихся.

3.Направления, формы и виды организации внеурочной деятельности

3.1. Направления и виды внеурочной деятельности определяются Школой в соответствии с основной образовательной программой начального общего образования, основного общего образования Школы. Охват всех направлений и видов не является обязательным. Подбор направлений, форм и видов деятельности должен обеспечить достижение планируемых результатов обучающихся в соответствии с основной образовательной программой начального общего образования, основного общего образования Школы.

3.2.Внеурочная деятельность может быть организована:

по направлениям: духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, проектная деятельность и т.д.;

по видам: игровая, познавательная, досугово - развлекательная деятельность (досуговое общение), проблемно-ценностное общение; художественное творчество, социальное творчество (социальная преобразующая добровольческая деятельность); техническое творчество, трудовая (производственная) деятельность, спортивно-оздоровительная деятельность; туристско-краеведческая деятельность;

в формах: экскурсии, кружки, секции, олимпиады, конкурсы, соревнования, проекты, викторины, познавательная практика, поисковые исследования через организацию деятельности обучающегося во взаимодействии со сверстниками, педагогами, родителями.

3.3. Группы формируются на основе заявлений родителей (законных представителей) обучающихся.

4. Программы внеурочной деятельности

4.1. Образовательные программы внеурочной деятельности разрабатываются и утверждаются педагогическим советом Школы. Возможно использование утвержденных авторских программ.

4.2. Образовательные программы внеурочной деятельности могут быть различных типов:

- комплексные;

- тематические;

- ориентированные на достижение результатов;

- по конкретным видам внеурочной деятельности;

- индивидуальные.

4.3. Образовательная программа внеурочной деятельности включает:

- пояснительную записку;

- учебно – тематическое планирование (по годам обучения);

- показатели эффективности достижения планируемых результатов деятельности;

- планируемые результаты деятельности;

- список литературы.

4.4. Чередование учебной и внеурочной деятельности по сменам в пределах годового учебного графика определяет администрация Школы.

4.5. Внеурочная деятельность может быть организована на базе учреждений дополнительного образования детей (учреждений культуры и спорта), с которыми Школа заключает договор сотрудничества.

4.6. Занятия внеурочной деятельности могут проводиться учителями начальных классов Школы, учителями-предметниками Школы, педагогами учреждения дополнительного образования (по договору).

4.7. Обучающиеся, их родители (законные представители) участвуют в выборе направлений и форм внеурочной деятельности для обучающегося.

4.8. Обучающиеся при организации дополнительной внеурочной деятельности находятся под наблюдением учителя, либо педагога дополнительного образования.

4.9. Учет занятости обучающихся внеурочной деятельностью осуществляется учителем, педагогом дополнительного образования в Журнале учета. Журнал учета должен содержать следующую информацию: дата проведения занятия, класс, ФИО обучающихся, содержание и форма проведения занятия, ФИО учителя (педагога). Содержание занятий в Журнале учета должно соответствовать содержанию программы внеурочной деятельности.

5. Учет внеурочных достижений обучающихся

5.1. Основной формой учета внеурочных достижений обучающихся является портфель достижений.

5.2. Основными целями составления портфель достижений являются:

- развитие самостоятельности и объективности в оценке деятельности обучающихся, повышение их конкурентоспособности;

- мотивация обучающихся в достижении индивидуальных учебных результатов через активное участие во внеурочной деятельности по овладению знаниями, умениями, навыками;

- переход на более объективную, справедливую и прозрачную форму оценивания достижений обучающихся.

5.3. Основными задачами составления портфеля достижений являются:

- систематизация результатов различных видов внеурочной деятельности обучающихся, включая научную, творческую, спортивную и другую деятельность;

- создание условий для индивидуализации оценки деятельности каждого обучающегося

5.4.Портфель достижений учащегося имеет титульный лист и состоит из следующих разделов:

Титульный лист. (Приложение №1)

Первый раздел : Русский язык (Изложения, сочинения, контрольные работы, проекты, предметные конкурсы, предметные олимпиады).

Второй раздел: Математика (Математические диктанты, сообщения на математические темы, презентации, проекты, предметные конкурсы, предметные олимпиады).

Третий раздел: Окружающий мир (Проекты, интервью, презентации, проекты, предметные конкурсы, предметные олимпиады).

Четвертый раздел: Литературное чтение (Иллюстрации к произведениям, сочинения, контрольные работы, проекты, предметные конкурсы, предметные олимпиады).

Пятый раздел: Технология (Фотоизображения продуктов исполнительской деятельности, проекты, результаты конкурсов).

Шестой раздел: Изобразительное искусство (Творческие работы)

Седьмой раздел: Физкультура (Спортивные достижения, комплексы физических упражнений).

Восьмой раздел: Иностранный язык (Иллюстрированные «авторские» работы, предметные конкурсы, предметные олимпиады).

Девятый раздел: Музыка (Иллюстрации к музыкальным произведениям, предметные конкурсы, предметные олимпиады).

Десятый раздел: Внеурочная деятельность: (Достижения в рамках внеурочной деятельности, достижения в объединениях дополнительного образования).

Одиннадцатый раздел: Диагностика (Диагностики, итоговые комплексные работы).
































































Приложение №2















ПОЛОЖЕНИЕ

о рабочей программе внеурочной деятельности

МКОУ «Жигаевская средняя общеобразовательная школа»


1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным государственным образовательным стандартом, утвержденным приказом Министерства образования и науки от 06 октября 2009 г № 373, Уставом образовательного учреждения и регламентирует порядок разработки и реализации рабочих программ по внеурочной деятельности.

2. Программы организации внеурочной деятельности могут быть разработаны образовательными учреждениями самостоятельно или на основе

переработки ими примерных программ.

3. Разрабатываемые программы должны быть рассчитаны на школьников определённой возрастной группы.

4. В определении содержания программ школа руководствуется педагогической целесообразностью и ориентируется на запросы и потребности учащихся и их родителей.

5. Рабочая программа (далее – Программа) – нормативный документ, определяющий объем, порядок, содержание изучения и преподавания курса,

основывающийся на примерную или авторскую программу внеурочной деятельности.

6. Цель рабочей программы – создание условий для развития личности и создание основ творческого потенциала учащихся по определенному курсу

внеурочной деятельности.

Задачи программы:

1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.

2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:

 умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;

 способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;

 формирование социально адекватных способов поведения.

3. Формирование способности к организации деятельности и управлению

ею:

 воспитание целеустремленности и настойчивости;

 формирование навыков организации рабочего пространства и

рационального использования рабочего времени;

 формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;

 формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.

4. Формирование умения решать творческие задачи

Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).

Функции рабочей программы:

 нормативная, то есть является документом, обязательным для выполнения в полном объеме;

 целеполагания, то есть определяет ценности и цели, ради достижения которых она введена в ту или иную образовательную область;

 определения содержания образования, то есть фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению учащихся (требования к минимуму содержания), а также степень их трудности;

 процессуальная, то есть определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения;

 оценочная, то есть выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки уровня обученности учащихся.

2.Технология разработки рабочей программы

2.1. Рабочая программа составляется учителем, педагогом дополнительного образования по определенному курсу на учебный год либо на 4 года.

3.Структура рабочей программы по внеурочной деятельности

3.1. Структура Программы является формой представления курса как целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации учебно-методического материала, и включает в себя следующие элементы:

o Титульный лист.

o Пояснительная записка

o Учебно-тематический план или Структура курса.

o Содержание курса;

o Ресурсное обеспечение реализации Программы

o Ожидаемые результаты.

o Рекомендуемая литература

3.2. Титульный лист - структурный элемент программы (Приложение 1), который должен содержать следующую информацию:

 название ОУ;

 название программы;

направление развития личности школьника (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное и т.д.);

 класс;

 составитель и его квалификационная категория;

 учебный год;

3.3. Пояснительная записка

В Пояснительной записке раскрываются цели образовательной деятельности, обосновывается отбор содержания и последовательность изложения материала, дается характеристика формам работы с детьми и условиям реализации программы.

Пояснительная записка содержит:

1. Обоснование необходимости разработки и внедрения программы в образовательный процесс:

 актуальность;

 практическая значимость;

 связь с уже существующими по данному направлению программами;

 вид (модифицированная, экспериментальная, авторская программа);

 новизна (для претендующих на авторство).

2. Цель и задачи программы.

Цель — предполагаемый результат образовательного процесса, к которому

надо стремиться. При характеристике цели следует избегать общих, абстрактных формулировок типа «всестороннее развитие личности», «создание возможностей для творческого развития детей», «удовлетворение

образовательных потребностей и т.д. Такие формулировки не отражают специфики конкретной программы и могут быть применены к любой программе.

Цель должна быть связана с названием программы, отражать ее основную

направленность. Конкретизация цели осуществляется через определение задач, показывающих, что нужно сделать, чтобы достичь цели.

Задачи могут быть:

 обучающие - развитие познавательного интереса к чему-либо, включение

в познавательную деятельность, приобретение определенных знаний, умений, развитие мотивации к определенному виду деятельности и т.д.;

 воспитательные - формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни и т.д.;

 развивающие - развитие личностных свойств: самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности и т.д.; формирование потребности в самопознании, саморазвитии.

Формулирование задач также не должно быть абстрактным, они должны быть соотнесены с прогнозируемыми результатами.

3. Отличительные особенности программы:

 базовые теоретические идеи; ключевые понятия;

 этапы реализации, их обоснование и взаимосвязь.

В программе указывается количество часов аудиторных занятий и внеаудиторных активных (подвижных) занятий. При этом количество часов аудиторных занятий не должно превышать 50% от общего количества занятий.

4. Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа:

- возраст детей и их психологические особенности;

- особенности набора детей (свободный, по конкурсу и др.);

- число учащихся по годам обучения (обосновать);

- режим занятий: общее число часов в год; число часов и занятий в неделю; периодичность занятий.

- прогнозируемые результаты и способы их проверки:

5. Уровень результатов работы по программе:

Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.

6. Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей (могут быть представлены на выставках, соревнованиях, конкурсах, учебно- исследовательские конференциях и т.д.).

3.4.Учебно-тематический план или Структура курса

Учебно-тематический план составляется в виде таблицы, которая отражает

название и последовательность изложения учебных тем, количество учебных

часов (всего, на теоретические занятия и на практические занятия). Последовательность тем целесообразно построить так, чтобы они независимо

от направления деятельности учащихся отражали логику предлагаемого образовательного маршрута.

Структура курса должна содержать:

 перечень основных разделов программы с указанием отпущенных на их

реализацию часов;

 перечень универсальных действий, которые развивает прохождение

данного раздела программы;

4. Содержание Программы.

Содержание Программы – это краткое описание разделов и тем внутри разделов. Содержание тем раскрывается в том порядке, в котором они представлены в учебно-тематическом плане.

Описание темы включает:

• название;

• основные узловые моменты;

• формы организации образовательного процесса (теоретические, практические).

Изложение ведется в именительном падеже. Обычно первая тема — введение в программу.

5. Ресурсное обеспечение реализации Программы должно содержать:

 Кадровое (педагоги, администрация, врачи, психологи и т.д.);

 Материально-техническое;

 Финансовое;

 Информационно-методическое (пособия, методическая литература и т.п., интернет).

6. Ожидаемые результаты:

 характеристика основных результатов, на которые ориентирована программа (три уровня: 1- приобретение социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни; 2 – формирование позитивного отношения к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом; 3 – приобретение опыта самостоятельного социального действия);

 выход за пределы аудитории (организация мест демонстрации успешности учащихся, участие в планируемых школой делах и мероприятиях, выход за пределы ОУ, выход в Интернет);

 портфолио достижений школьника.

7. Рекомендуемая литература.

Приводятся два списка литературы:

 литература, используемая педагогом для разработки программы и организации образовательного процесса;

 литература, рекомендуемая для детей и родителей.

8. Оформление рабочей программы по внеурочной деятельности

1.Титульный лист считается первым, но не нумеруется, также как и листы

приложения.

2.Календарно-тематическое планирование представляется в виде таблицы.

3.Список литературы строится в алфавитном порядке, с указанием города и

названия издательства, года выпуска, количества страниц документа (книги),

если он полностью изучен. Допускается оформление списка литературы по

основным разделам изучаемого курса.

9. Экспертиза и утверждение рабочей программы по внеурочной деятельности.

1. Рабочая программа по внеурочной деятельности утверждается приказом

директора образовательного учреждения ежегодно в начале учебного года (до 31 августа текущего года).

2. Утверждение Программы предполагает следующие процедуры:

 Обсуждение и рассмотрение Программы на заседании методического объединения классных руководителей на соответствие учебному плану, федеральному государственному образовательному стандарту.

 МО классных руководителей дает рекомендации для утверждения Программы.

 Согласовывается с заместителем директора по воспитательной работе.

Допускается проведение экспертизы Программы с привлечением внешних экспертов.

3. При несоответствии Программы установленным данным Положением требованиям, руководитель образовательного учреждения накладывает резолюцию о необходимости доработки с указанием конкретного срока исполнения. Все изменения, дополнения, вносимые педагогом в Программу в течение учебного года, должны быть согласованы с заместителем директора по воспитательной работе.







































Приложение №3



Расписание внеурочной деятельности

в МКОУ «Жигаевская средняя общеобразовательная школа»






УРОКА

1 класс

2 класс

3-4 класс

5 класс

6 класс

ПОНЕДНЛЬНИК

5


«Жить, чтобы быть челове-ком»/ «Юный исследователь»




6

«Жить, чтобы быть человеком»/ «Умелые руки»





7





Хореографический кружок «Грация»/ Кружок «Занимательный английский»


ВТОРНИК

5



«Юниор»/ «Жить, чтобы быть человеком»



6






7





Клуб «Юный патриот»


СРЕДА


6




Секция «Настольный теннис»

Секция «Настольный теннис»

7







ЧЕТВЕРГ

6



«Умелые руки»/ «Юный исследователь»



7




Кружок «Занимательный английский»

Экологический кружок «Живая природа»


ПЯТНИЦА

6

«Юниор»/ «Путешествие по стране этикета»

«Путешествие по стране этикета»/ «Юниор»




7












































Приложение №4


Воспитанница хореографического кружка «Грация» Насирова Лилия на репетиции к участию в районном празднике «Салют, Победа!»




Воспитанница хореографического кружка «Грация» Власова Юлия (партнер Шмунь А.) на районном «Фестивале художественного творчества «Я вхожу в мир искусства».




Работа воспитанницы литературно-творческого кружка «Вдохновение» Волобуевой Виталины в областном конкурсе «Рождественская открытка»

Сверкает снег, как искорки костра,

На ветках инея хрусталики мерцают,

В морозный зимний день, седьмого января,

Сама природа людям сердце открывает.

Оглянешься вокруг – так радостно глазам!

Звон колокольный над селом плывет напевно,

Напоминает нам, что сотни лет назад

Звезда Христа взошла над Вифлеемом.

Священная звезда льет свет издалека,

Указывая путь к любви, блаженству, вере.

И пусть продлится это на века,

А жизнь Христа пусть служит нам примером!

Счастливый день – святое Рождество!

Ему все радуются: взрослые и дети,

Как сказке, где повсюду волшебство,

Загадки, чудеса – все лучшее на свете!

Сегодня от души хочу поздравить всех

С Великим праздником, что жизни дал начало.

Пусть будут в жизни лишь удача и успех,

А в сердце только б музыка звучала!

Желаю, чтобы в окна нам струился Божий свет,

А слезы, горе, боль умчались, как лавина!

Я верю: Рождество избавит мир от бед.

На этом ставлю точку. Виталина.











































В этом сборнике опубликована работа воспитанницы литературно-творческого кружка «Вдохновение» Рыжковой Ирины.





Приложение №5







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!