СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Моделирование урока географии и применение педагогических технологий в условиях ФГОС

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа представляет собой  сочетание творческого отчета учителя ,  работающего в условиях реализации ФГОС, о  проблемах и особенностях моделирования урока с  представлением методики использования технологии развития критического мышления обучающихся и  её приёмов в ходе преподавния географии.  Материал   подготовлен для  выступления на педагогическом совете школы и заседании методобъединения района. 

Просмотр содержимого документа
«Моделирование урока географии и применение педагогических технологий в условиях ФГОС»

Моделирование урока географии и применение педагогических технологий в условиях ФГОС



Учитель географии

МАОУ «Школа №5»

г.Ростова-на-Дону

Волкова Л.В.

(слайд 1)

Мы живем в век стремительных перемен во всех областях жизни и деятельности людей. Под влиянием НТР происходит ускорение научно-технических преобразований, события в обществе быстро сменяют друг друга, огромные скорости, увеличивается поток информации, и то, что было новым сегодня, завтра неизбежно устаревает.

( слайд 2)

Все меняется, меняется и ученик, а значит должен поменяться урок и, как неизбежность, способ подачи информации на уроке. Новое время требует новых взглядов. Учить и учиться мы должны по новому. Нам, учителям, надо учить так, чтобы ученик одиннадцать лет, копивший огромный багаж знаний, сделав первые самостоятельные шаги в жизни, понял, что этот багаж не бесполезен, подобно старому чемодану без ручки, а очень ценен. 

 Основной формой обучения в основной школе сегодня по-прежнему остаётся традиционный урок. Особенность ФГОС общего образования – деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Поставленная задача требует перехода к новым системно-деятельностной образовательной подходам в образовании. Также изменяются и технологии обучения. Новый стандарт ФГОС устанавливает новые требования к результатам освоения учащимися основной школы основной образовательной программы. Как мы знаем, теперь это не только предметные результаты (ЗУНы) и общеучебные умения и действия. Помимо предметных, теперь учитель должен обеспечить и новые результаты: личностные и метапредметные (универсальные учебные действия).

     В связи с введением ФГОС системно-деятельностный подход, являясь его основой, при моделировании уроков стал ключевым для всех учителей страны. У меня, как и у большинства педагогов, работающих по ФГОСу, появилось множество вопросов:

( слайд 3,4)

-Какие основные моменты следует учитывать учителю при подготовке к современному уроку в соответствии с требованиями ФГОС?

- Как построить урок в рамках системно-деятельностного подхода, чтобы реализовать требования Стандартов второго поколения? 

-Какую пользу он может оказать учителю и ученику и что, собственно, он собой представляет?

-Как вести занятия с точки зрения системно-деятельностного подхода?

- Как выполнить нормативные требования стандартов и не потерять при этом интересы ученика?

-Как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение?

-Какие методы и средства обучения выбрать и как организовать собственную деятельность и деятельность учеников?

Урок в соответствии с требованиями ФГОС предполагает наличие определённой структуры и формирование технологической карты урока. Требование  ФГОС: формирование  УУД  учащихся. Организовать  урок  в  соответствии с этим  требованием  может  помочь  технологическая  карта  урока.( слайд 5)

Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.
Технологическая карта предназначена для проектирования учебного процесса
по темам.



Основные этапы организации учебной деятельности

Цель этапа

Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

1. Постановка учебных задач

Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи

Организовывает погружение в проблему, создает ситуацию разрыва.

Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему.

Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

2. Совместное исследование проблемы.

Поиск решения учебной задачи.

Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение.

Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения

Осознан-но строят речевые высказывания, рефлексия своих действий

Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения

3. Моделирование

Фиксация в модели существенных отношений изучаемого объекта.

Организует учебное взаимодействие учеников (группы) и следующее обсуждение составленных моделей.

Фиксируют в графические модели и буквенной форме выделенные связи и отношения.

Воспринимают ответы обучающихся

Осуществляют самоконтроль Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

4. Конструирование нового способа действия.

Построение ориентированной основы нового способа действия.

Организует учебное исследование для выделения понятия.

Проводят коллективное исследование, конструируют новый способ действия или формируют понятия.

Участвуют в обсуждении содержания материала

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Осуществляют самоконтроль

5. Переход к этапу решения частных задач.

Первичный контроль за правильностью выполнения способа действия.

Диагностическая работа (на входе), оценивает выполнение каждой операции.

Осуществляют работу по выполнению отдельных операций.

Учатся формулировать собственное мнение и позицию

Осуществляют самоконтроль

6. Применение общего способа действия для решения частных задач.

Коррекция отработки способа.

Организует коррекционную работу, практическую работу, самостоятельную коррекционную работу.

Применяют новый способ. Отработка операций, в которых допущены ошибки.

Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия

Самопроверка. Отрабатывают способ в целом. Осуществляют пошаговый контроль по результату

7. Контроль на этапе окончания учебной темы.

Контроль

Диагностическая работа (на выходе):

- организация дифференцированной коррекционной работы,

- контрольно-оценивающая деятельность.

Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат.

Рефлексия своих действий

Осуществляют пошаговый контроль по результату



Итак, в ходе работы над построением урока по ФГОС я выделяю такие основные моменты моделирования урока как :

1. Психологический настрой  «Все в твоих руках» или ситуация успеха.

Форма подачи учебного материала, создание ситуации успешности, доброжелательная атмосфера на уроке, современные методы работы делают урок интересным и воспитывают творчески думающего ученика.

В наших же руках возможность создать на своем уроке такую атмосферу, в которой каждый ребенок будет чувствовать себя личностью. Мы можем, хотя бы на время, сделать учеников успешными в этой жизни.

2. Целеполагание. Начать урок с вопросов

- Как вы думаете, каким образом мы сможем это сделать?

Попробуйте сформулировать тему урока…. Следовательно, тема урока….

Попробуйте сформулировать цель ….. Какие задачи нам необходимо решить, чтобы достичь этой цели?

3. Вхождение в тему. Например применение метода «Ассоциации»

4. Работа в группах. Системно-деятельностный подход. 

Выступление групп. Обсуждение результатов работ групп.

5.  Итог и вывод. - Какую проблему мы сегодня решали

6. Рефлексия.

Пройдя обучение на курсах повышения квалификации по проблемам внедрения ФГОС, изучив самостоятельно множество статей и научных работ по этой теме, проработав 1,5 года в 5-х и 6-х классах по новой программе, модель урока по ФГОСу я вижу такой ( слайд 6)


Позиция учителя - к классу не с ответом, а с вопросом;

Позиция ученика - познание мира;

Учебная задача – задача, решая которую ребенок достигает целей учения и учителя.
Учебная деятельность – управляемый учебный процесс.
Учебное действие – действие по созданию образа. Образ – слово, рисунок, схема, план.

Оценочное действие – я умею! У меня получится!

Географии принадлежит одно из ведущих мест в обучении мышлению и формировании познавательной активности. Ставя перед собой задачу добиться формирования и у обучающихся познавательного интереса и активизации мышления, я понимаю, что существует два взаимосвязанных пути ее решения (слайд 7 ) через содержание учебного материала и через организацию учебной деятельности учащихся.

Первый путь связан с новизной изучаемого материала, рассмотрением известных сведений в новом аспекте, а второй путь - это проблемность в обучении, выдвижение научных гипотез, их проверка в ходе занятий; выполнение практических работ исследовательского и творческого типа, занимательных опытов; разбор учащимися географических парадоксов и гипотез; проведение взаимного опроса; составление задач и рецензирование отдельных параграфов учебника или ответов одноклассников; организация географических марафонов и путешествий, уроков- конференции, семинаров и диспутов.

Второй путь в свете ФГОС, на мой взгляд, является приоритетным.

В связи с этим, актуальной становится проблема поиска новых технологий обучения, которые помогут учителю организовывать учебную деятельность так, чтобы обучающиеся являлись субъектами собственной деятельности: осознавали и сами могли вычленить проблему, сами могли поставить цель изучения того или иного вопроса, сами формулировали задачи, решали их, применяли полученные знания на практике.

(слайд 8 ) После ознакомления в ИПК и ПРО с содержанием курса «Современные педагогические технологии на уроках географии в условиях ФГОС» среди педагогических технологий, внедряемых в учебно-воспитательный процесс в соответствии с требованиями ФГОС, таких как технология перспективно-опережающего обучения; технология блочно-модульного обучения, технология проблемного обучения, информационные технологии, игровые технологии, методы проектов, рейтинговые технологии, я обратила внимание на технологию развития критического мышления.

(слайд 9 ) На одном из педсоветов мы уже вспоминали мудрую китайскую пословицу: «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Вовлеки меня, и я научусь». Она, как нельзя лучше, отражает суть этой технологии.

(слайд 10 ) Критическое мышление – это способность анализировать информацию, ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые решения. ( слайд 11) Одно из основных положений педагогической науки и практики: интерес активно развивается, если удовлетворяется естественное стремление ученика «открывать» новое и вырабатывать собственные суждения.     Главным принципом этих уроков является удивление. Чем раньше удивишь, заинтригуешь, поманишь тайной, тем более устойчивым оказывается интерес к предмету.

В структуре урока технологии критического мышления выделяется три стадии:

(слайд 12 )

1. стадия вызова - краткое обобщение имеющихся знаний ;

2. стадия осмысления - вдумчивая работа с новыми понятиями;

3. стадия рефлексии - интеграция новых и имеющихся знаний.

Ученики предпочитают выполнять такие задания, в которых они могут проявить себя, показать свои знания и умения. Поэтому я стараюсь разнообразить приемы, методы и средства обучения. А технология развития критического мышления предлагает множество вариантов приёмов и методов.

Функции стадии вызова (слайд 13 )

  • Мотивационная (пробуждение интереса и побуждение к работе)

  • Информационная (актуализация (вызов «на поверхность») уже имеющихся знаний)

  • Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями)

Приёмы технологии на стадии вызова: (слайд 14 )

Ассоциация
Мозговой штурм
Верю не верю
Кластер предположений (на стадии рефлексии вносим изменения)
Игра-упражнение «Веер»
Прием «Поясните цитату»
Прием «Как вы объясните народную мудрость»
Прием «Вы согласны с этим высказыванием?»
Прием «Как бы вы прокомментировали эпиграф»
Постановка проблемы на примере сопоставления фактов
Прием «Верите ли вы, что…»
Прием «З-Х-У» («знаю - хочу узнать - узнал»)
Прием «Что это…» (своеобразный «черный ящик»)

Разберём подробнее некоторые из приёмов.

Приём «Что я знаю» (слайд 15 )

1) Озвучивание темы; 2) В течение 3 минут записывать на листке ответы на вопрос: Что я знаю по теме урока или мне кажется, что я знаю? 3) Обсуждение с партнёром или с группой своих знаний; 4) Все идеи записываются учителем на доске или листе ватмана; 5) Обсуждаются все разногласия, возникшие в ходе обсуждения.

«Знаю, хочу узнать, что узнал» (слайд 16)

Что я знаю о воздухе?

Что я хотел бы узнать о воздухе?

Что я узнал нового о воздухе?

Приём «Верю – не верю» (слайд 17 - 18)

1) На доске написаны верные и не правильные утверждения по новой теме; 2) Учащиеся ставят знак «+» там, где они считают утверждение правильным, и знак «-» там, где, по их мнению, оно неверно.

Например: 1. Океаническая земная кора толще материковой.

2. К топливным полезным ископаемым относятся: уголь, нефть, природный газ, горючие сланцы.

3. Неровности земной поверхности называются формами рельефа – горы и равнины.

4. Силы выветривания называют внутренними силами

5. Вулканы – конусообразные горы, сложенные из изверженных горных пород.

Прием « Ассоциация» (слайд 19 )

2. Функции стадии осмысления (слайд 20 )

2.1. Информационная (получение новой информации)

2.2. Систематизационная (классификация, ранжирование информации)

Следующими, мы рассмотрим

Приёмы технологии на стадии осмысления: (слайд 21 )

Прием «Лови ошибку»

Прием «Бортовой журнал» (заполнение таблицы, состоящей из двух столбцов: известная информация, новая информация)

Прием «Сводная таблица»

Прием «Тонкие и толстые вопросы»

Прием «Зиг-заг»

Прием «Мое мнение»

Прием «Мозговой штурм» ?

Прием «Что? Где? Когда?» (заполнение таблицы из трех столбцов: что?, где?, когда )

Прием «Мудрые совы»

Приём «Лови ошибку». (слайд 22 ) Задание: найти ошибки в тексте и исправить их. Горы Анды расположены в восточной части Северной Америки. Это очень старые и разрушенные горы, так как они образовались ещё во время байкальской и герцинской складчатости. Горы имеют сглаженные вершины, поросли лесом. Здесь уже давно прекратился процесс горообразования, отсутствуют вулканы и землетрясения. Самая высокая вершина – гора Тубкаль (8848 м) На западе горы выходят к Атлантическому океану, а на востоке граничат с Великими равнинами. Средние высоты в Андах не превышают 1500 м.







Задание: Найдите ошибки (слайд 23 )



 

Горы

 

 

Равнины

 

Низкие

Средние

Высокие

Низменности

Возвышенности

Плоскогорья

Уральские

Скандинавские

Кордильеры

Амазонская

 

Восточно-

Африканское

Среднесибирское

Анды

хр.Верхоянский

Сахара

Саяны

Восточно-

Европейская

Западно-Сибирская

Выполните работу над ошибками

Приём «Толстые и тонкие вопросы» (слайд 24 )

Толстые Тонкие

-дайте объяснение, почему Кто?…

-почему вы думаете, что… Что?… (Что такое литосфера?)

-почему вы считаете, что.. Когда…?

-в чем разница… Может…

Предположите, что будет, если… Согласны ли вы…

(Земля перестанет вращаться вокруг Солнца)

Приём «Половинки слов» (слайд 25 )

Задание: Соедините половинки слов между собой (Баобаб, Жираф, Эвкалипт, Секвоя,и др.)
Приём «Концептуальная таблица». (слайд 26 ) Линии сравнения: Северная Америка - Южная Америка

1. Чему равна площадь материка? 2. С каким материком связан материк? 3. Какие океаны омывают материк?

Приём «Контур – символ» ((слайд 27 -28 )

Этот прием формирует ге

графические смысловые опоры. Это прекрасный проверочный и отличный обучающий материал. Такие задания позволяют установить географическую зоркость, наблюдательность ученика, учат мыслить, стимулируют познание, вырабатывают навыки поиска географической информации. При выполнении заданий можно пользоваться любыми источниками информации.

Пример. Впишите в пустые поля под каждым контуром название соответствующего географического объекта; под каждым рисунком – поясняющую надпись; что (или кто) на изображении.

Приём «Стороны горизонта» или «Почини цепочку». (слайд 29 )

Этот приём помогает формировать пространственное представление, помогает лучше запомнить карту.

Задание: Распределите географические объекты в порядке с востока от линии перемены дат на запад:

а) город Чарапунджи; б) Аденский залив; в) залив Шелихова; г) вулкан Камерун; д) мыс Кабу-Бранку; е) остров Шри- Ланка; ж) пустыня Гоби; з) остров Вознесения; и) Мальдивские острова; к) остров Ванкувер; л) Панамский канал

Ответ: В, Ж, А, И, Б, Г, З, Д, Л, К

Приём «Найди лишнее» (слайд 30 )

Найти лишний географический объект и дать объяснение выбору.

1) Енисей, Дунай, Нил, Байкал, Амазонка, Колорадо, Волга (Байкал - озеро); 2) Лабрадор, Флорида, Таймыр, Мадагаскар, Камчатка (Мадагаскар – остров); 3) Исландия, Куба, Мадагаскар, Тасмания, Сомали (Сомали – полуостров); 4) Альпы, Кавказ, Гималаи, Кордильеры, Тянь-Шань (Кордильеры – горы в Северной Америке) ; 5) Баренцево, Карское, Восточно-Сибирское, Чукотское, Карибское (Карибское – море Атлантического океана) ; 6) Россия, США, Китай, Индия, Франция (США – страна в Северной Америке); 7) Золото, медь, эвкалипт, бокситы, серебро (Эвкалипт – дерево)

Приём «Лестница». (слайд 31 )

Данный приём проверяет способность ученика ранжировать географические объекты. 1. Расставьте океаны Земли в порядке возрастания их площади: а) Северный Ледовитый б) Тихий в) Индийский г) Южный д) Атлантический (ГАВДБ)

2. Расположите города в порядке уменьшения годового количества осадков: а) Триполи (Ливия 440 мм) б)Калькутта (Индия 1680 мм) в)Лондон (Англия 610 мм) г)Владивосток (Россия 830 мм) (БГВА)

(Можно усложнить задачу и попросить обучающихся назвать страны, к которым эти города относятся)

3. Выберите из списка названия горных систем, относящихся к эпохе альпийской складчатости. Ответ запишите в виде последовательности букв в алфавитном порядке: а) Скандинавские б) Гималаи в) Аппалачи г) Кавказ д) Альпы е) Уральские (БГД)

Приём «Раздели слова на группы» (слайд 32 )

Задание даётся в виде списка, необходимо разделить на группы, количество групп не указывается, их может быть несколько. Причём, чем больше групп выделяется, тем ценнее ответ.

Пример: Анды, Нил, Эквадор, Финляндия, Атакама, Котопахи, Великобритания, Гекла, Эльбрус, Кавказ, Дунай, Бразилия, Боливия, Кордильеры, Амазонка, Сенегал, Нигер, Игуасу, Гекла, Миссисипи, Енисей, Гималаи, Народная, Монблан, Обь, Румыния, Эребус, Италия, Чад, Сомали, Конго, Вьетнам, Флорида, Рейн, Телецкое, Байкал, Ключевская Сопка, Альпы, Израиль, Сахара, Гоби, Намиб, Виктория, Париж, и т.д. (Проверка)

Приём «Фишбоун». (слайд 33 )

Схема «Фишбоун» в переводе означает «рыбья кость». В «голове» этого скелета обозначена проблема, которая рассматривается в тексте.

3. Функции стадии рефлексии. (слайд 34 )

3.1.Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации)

3.2. Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля)

3.3. Информационная (приобретение новых знаний)

3.4. Оценочная (выработка собственной позиции)

Приёмы технологии на стадии рефлексии: (слайд 35 )

Написание эссе

Рефлексивный экран вопросов

Самооценка

Сформулируйте 3 вопроса по сегодняшней теме

Можете ли вы добавить что-то новое к своим прежним мнениям (приём «Моё мнение»)

Что нового вы узнали на уроке

Приём «Кластер» (слайд 36-37-38 )

1. Выписывается ключевое слово;

2. Записываются слова и предложения по теме;

3. Происходит разделение материала на отдельные блоки;

4. Устанавливаются и выражаются графически логические связи между блоками.

Используется как средство для подведения итогов, как стимул для возникновения новых ассоциаций и графических изображений новых знаний. Для примера – Кластер «Ветер», Кластер «Виды горных пород и минералов» (учителя у доски или с места заполняют пропущенные слова в логических блоках)

Приём «Перепутанные логические цепочки» (слайд 39- 40)

1) На доске или карточках написаны термины (последовательность), некоторые из них с ошибками; 2) Группам предлагается исправить ошибки или восстановить порядок записи. Цель приёма: Определение степени понимания учащимися логики изучаемых природных явлений через установление причинно-следственных связей.

Приём «Синквейн». (слайд 41)

Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. Для чего используется:

Обогащает словарный запас. Подготавливает к краткому пересказу. Учит формулировать идею (ключевую фразу). Позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом. Получается у всех.

Правила написания: (слайд 42 )Первая строчка – название темы в одном слове (существительное) Вторая строчка: описание темы в двух словах (прилагательные или причастия) Третья строчка – описание действия в трёх словах (глаголы или деепричастия) Четвёртая строчка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме и Синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

(слайд 43 )

Приём «Самооценка». (слайд 44 - 45 ) -Какова цель задания? (задачи) -Удалось получить результат? (решение, ответ) -Правильно или с ошибкой? -Самостоятельно или с чьей-то помощью? -Какую оценку и отметку ты себе поставишь? (по таблице учителя дают оценку себе и уроку)

Приём «Домашнее задание - Идеальное задание» (слайд 46 )

Учащимся предлагается выполнить дома работу по своему усмотрению, выбрать любую форму и способ выполнения. Даётся перечень заданий, выбрать можно любое; Предлагается выполнить задание определённого уровня сложности на выбор учащегося. В результате учащимися заранее оцениваются собственные возможности, а затем проверяется уровень самооценки.

Вывод: (слайд 47 ) Технология критического мышления учит: - Работать самостоятельно - Задавать вопросы - Выслушивать чужое мнение - Иметь своё мнение и защищать его - Критически относится к мнению оппонентов - Анализировать и классифицировать - Развивать творческие и исследовательские навыки - Осуществлять рефлексию своей деятельности

Предлагаемые мной задания доступные, интересные, жизненно значимыми по содержанию и вместе с тем интеллектуальные И очень важный фактор в реализации деятельностного подхода - использование новых технических средств обучения. Широкие функциональные возможности электронных карт и электронных технологий позволяют мне активизировать познавательную деятельность учащихся на уроке, применять разные формы и методические приемы работы с географической картой, формируя важнейшие картографические умения.  А чтобы вызвать познавательный интерес, его надо стимулировать. Я стимулирую ребят на деятельность «геобонусами», это «бонусы», которые можно заработать на уроках географии и, накопив их, обменять на отметку по географии. У ребенка появляется возможность «копить» свою активность на уроках.

При моделировании уроков в условиях реализации ФГОС я стремлюсь к формированию системно-деятельностного подхода, основанного на применении технологии развития критического мышления. Это своего рода философия, которая помогает мне и моим ученикам быть активными, дает возможность творить, искать, в содружестве с учениками стремиться стать и быть мастерами своего дела.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!