Модифицированная программа внеурочной деятельности учащихся здоровьесберегающей направленности «Будь здоров»
Пояснительная записка
Дополнительная образовательная программа кружка «Будь здоров» по физической культуре для учащихся начальной школы, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе разработана в соответствии с целевыми установками ФГОС. В своих целях и задачах соотносится с Государственным стандартом и концепцией образования, но по своему содержательному наполнению ориентируется на медицинские показатели здоровья, которые относительно часто встречаются у современных школьников.
Целью Программы обучающихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе «А» (СМГ «А»), является оздоровление, содействие всестороннему гармоничному развитию личности.
Задачи:
укрепление здоровья, повышение физиологической активности систем организма, ослабленных болезнью, содействие оптимизации умственной и физической работоспособности в режиме учебной деятельности;
улучшение показателей физического развития;
закаливание и повышение сопротивляемости защитных сил организма;
овладение комплексами упражнений, благотворно влияющих на состояние здоровья обучающегося с учетом имеющихся у него заболеваний; обучение комплексам физических упражнений с оздоровительной и корригирующей направленностью, простейшим способам контроля за физической нагрузкой и функциональным состоянием организма на занятиях физической культурой;
освоение жизненно важных двигательных умений и навыков;
формирование навыков правильного дыхания при статических положениях и передвижениях;
постепенная адаптация организма к воздействию физических нагрузок, расширение диапазона функциональных возможностей физиологических систем организма;
обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности;
формирование волевых качеств личности и интереса к регулярным занятиям физической культурой, включая утреннюю гимнастику, физкультминутки и подвижные игры;
соблюдение правил гигиены, рационального режима труда и отдыха, полноценного и рационального питания.
Общая характеристика курса
В своих целях и задачах программа для учащихся специальной медицинской группы «А» соотносится с федеральным компонентом Государственного стандарта общего образования по физической культуре.
Программа разработана на основе современных научных данных и большого практического опыта, с учетом обязательного минимума содержания образования в области физической культуры и Минимальных требований к качеству подготовки обучающихся по предмету «Физическая культура». Она позволяет последовательно решать задачи физического воспитания обучающихся СМГ «А» на протяжении всех лет обучения в начальной школе, формируя у них целостное представление о физической культуре, ее возможностях в улучшении состояния здоровья и повышении работоспособности.
Программа характеризуется:
• направленностью на усиление оздоровительного эффекта педагогического процесса, достигаемого за счет включения в содержание программы материалов о разнообразных оздоровительных системах и комплексах упражнений, используемых в режиме учебного дня, а также в условиях активного отдыха и досуга;
• направленностью на реализацию принципа вариативности, ориентирующего учителя на выборочное включение в содержание уроков учебного материала с учетом характера и специфики заболевания школьников, особенностей их индивидуального физического развития и подготовленности, а также материально-технической оснащенности учебного процесса (спортивный зал, спортивные пришкольные площадки, стадион, бассейн);
• направленностью на реализацию принципа достаточности и сообразности, определяющего распределение учебного материала в конструкции основных компонентов двигательной деятельности (знания о деятельности, способы деятельности и результаты деятельности) и учитывающего возрастные особенности развития познавательной и предметной активности учащихся младшего школьного возраста, формирования их интересов к занятиям физическими упражнениями;
• направленностью на соблюдение дидактических правил «от простого к сложному», «от освоенного к неосвоенному» и «от известного к неизвестному», задающих параметры отбора и планирования программного материала, освоения его учащимися в единстве с формированием основ самостоятельной деятельности;
• направленностью на достижение межпредметных связей, обеспечивающих воспитание целостного мировоззрения учащихся в области физической культуры, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов.
Для повышения работоспособности и функциональных возможностей организма учащихся СМГ «А» должен быть создан режим постепенного нарастания нагрузок. С этой целью используется равномерный метод, при котором физическая нагрузка регулируется за счет изменения объема работы, а интенсивность остается относительно постоянной величиной.
Принцип постепенности физических нагрузок должен применяться и на отдельном занятии. Несоблюдение этого принципа может привести к ухудшению функционального состояния организма.
Принцип систематичности требует последовательности занятий и взаимосвязь между ними, непрерывного применения нескольких средств оздоровительной физической культуры в течение длительного времени.
На уроках с учащимися, имеющими отклонения в состоянии здоровья, для воспитания физических качеств используются методы стандартно-непрерывного и стандартно-интервального упражнения.
Метод стандартно-непрерывного упражнения представляет собой непрерывную мышечную работу, без изменения интенсивности: равномерное упражнение (дозированный бег) и стандартное поточное упражнение (многократное непрерывное выполнение элементарных гимнастических упражнений).
Метод стандартно-интервального упражнения – это повторное упражнение, когда повторяется одна и та же нагрузка. При этом между повторениями могут быть различные интервалы отдыха
Режим занятий
Занятия проводятся один раз в неделю, 33 - 34 часа в год. В 1-м классе 33 часа, 34 часа во 2-4-ых классах. Форма занятий – групповая.
Медицинскую группу для занятий физкультурой на основании заключений специалистов определяет врач-педиатр в соответствии с «Положением о врачебном контроле за лицами, занимающимися физической культурой и спортом».
Определение медицинской группы для занятий физической культурой должно проводиться с учетом доступности физических нагрузок, а также создания оптимальных условий для выздоровления учащихся или предупреждения обострения заболеваний.
Специальную медицинскую группу «А» целесообразно комплектовать из классов одной параллели. Включать в нее учащихся с отчетливыми отклонениями в состоянии здоровья, и учащихся, имеющих отклонения в состоянии нескольких функциональных систем, низкий уровень физического здоровья и физической подготовленности, т.е. учащихся III и II групп здоровья.
Чаще всего эти учащиеся имеют различные заболевания, но объединение их в одну группу возможно по той причине, что они имеют сходные нарушения в организме: примерно одинаково снижены уровень работоспособности, функциональные возможности сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем.
Результаты изучения учебного предмета
Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
-активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
- проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
- проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
-оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
- характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
-находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
- общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
- обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
- организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
- планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
- анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
- видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
- оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
- управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
- технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
- планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
- излагать факты истории развития физической культуры,
- характеризовать ее роль и значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;
-представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
- измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела), развития основных физических качеств;
- оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
-организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
-бережно обращаться с инвентарем и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
-организовывать и проводить занятия физической культурой с разной целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки;
-характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать ее напряженность во время занятий по развитию физических качеств;
-взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
-в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
- подавать строевые команды, вести подсчет при выполнении общеразвивающих упражнений;
- находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;
-выполнять акробатические и гимнастические комбинации на высоком техничном уровне, характеризовать признаки техничного исполнения;
- выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
- выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
Реализация Программы осуществляется
педагогами дошкольных образовательных учреждений;
педагогами дополнительного образования;
учителями начальных классов.
Структура и содержание учебной программы.
Учебный материал программы распределен по классам, а в пределах каждого класса по разделам: основы знаний, оздоровительная и корригирующая гимнастика, легкоатлетические упражнения, элементы спортивных игр, подвижные игры, гимнастика, лыжная подготовка, плавание.
Раздел «Основы знаний» содержит перечень теоретических тем для изучения в соответствии с основными направлениями развития познавательной деятельности обучающихся.
Раздел «Оздоровительная и корригирующая гимнастика» ориентирован на укрепление здоровья учащихся. Данный раздел включает:
упражнения для формирования правильной осанки: общие, оказывающие общее укрепляющее воздействие, и специальные, направленные на выработку мышечно-суставного чувства правильной осанки (у стены, на гимнастической стенке, в движении, в положении лежа на спине и на животе, с гимнастической палкой и др.);
упражнения для повышения функциональных возможностей органов дыхания, положительно влияющие на все функциональные системы организма (с произношением гласных и согласных звуков, звукосочетаний на выдохе; соотношение вдоха и выдоха 1:1, 1:2; грудной, брюшной, смешанный тип дыхания; правильное дыхание; дыхание при различных движениях);
упражнения для органов зрения, направленные на тренировку мышц глаза, снятие утомления глаз, общую физическую подготовку (специальные упражнения для глаз; общеразвивающие упражнения с движениями глаз; упражнения для мышц шеи, спины, брюшного пресса, туловища; упражнения с мячами);
упражнения для повышения функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы (все виды ходьбы; дозированный бег; общеразвивающие упражнения в положении лежа, сидя и стоя в спокойном темпе без задержки дыхания).
Раздел «Легкоатлетические упражнения» содержит дозированную ходьбу и бег, прыжковые упражнения, упражнения в метании правой и левой рукой в цель и на дальность. Ходьба и дозированный бег являются наиболее оптимальными средствами для развития и совершенствования сердечно-сосудистой и дыхательной систем, повышения функциональных возможностей организма, развития выносливости. Прыжковые упражнения имеют большое значение для развития ловкости, прыгучести, координации движений, укрепляют нервную систему. Упражнения в метании развивают скоростно-силовые качества верхних конечностей, координацию движений, ловкость, оказывают положительное влияние на органы зрения. Ограничиваются упражнения на развитие скоростных качеств, общей и специальной выносливости за счет уменьшения дистанции и скорости в ходьбе и беге. Исключены прыжки с разбега в длину и в высоту так как имеют противопоказания при нарушениях осанки, заболеваниях сердечно-сосудистой системы и органов зрения.
Раздел «Гимнастика» содержит строевые упражнения; общеразвивающие упражнения; элементы акробатики и танцевальные движения; упражнения в лазанье и перелезании. Благодаря возможности довольно точного регулирования нагрузки, общего и локального воздействия на организм, гимнастические упражнения имеют корригирующее и лечебное значение. Ограничены упражнения в равновесии, висах и упорах. Исключены: лазанье по канату, опорные прыжки, стойки на голове и руках, кувырки вперед и назад, так как они противопоказаны при дефектах осанки, заболеваниях сердечно-сосудистой системы и органов зрения.
Раздел «Лыжная подготовка» предусматривает изучение техники лыжных ходов, техники подъемов и спусков со склонов, прохождение дистанции по слабопересеченной местности в спокойном темпе. Занятия лыжной подготовкой являются одним из лучших средств оздоровления, укрепления и закаливания организма учащихся. Передвижение на лыжах развивает всю мышечную систему, органы дыхания и кровообращения, усиливает обмен веществ в организме. Занятия лыжной подготовкой развивают силу, ловкость, выносливость, глазомер.
Разделы «Подвижные игры» и «Элементы спортивных игр» содержат перечень рекомендуемых подвижных игр, перечень упражнений для овладения техникой игры в волейбол и баскетбол. При правильной методике проведения игр и эстафет они с успехом используются для воздействия на различные системы организма, развивают ловкость, быстроту реакции, способность приспосабливаться к меняющимся условиям, повышают эмоциональный уровень.
Весь программный материал направлен на решение оздоровительных задач, развитие физических качеств, формирование двигательных умений и навыков, освоение учащимися теоретических знаний.
Программа предусматривает разумное увеличение двигательной активности и обеспечивает физическую подготовку, необходимую при переводе учащихся в подготовительную и основную медицинские группы для дальнейшего физического совершенствования.
1-4 КЛАССЫ
ПРИМЕРНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ
НА РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА
(СЕТКА ЧАСОВ ПРИ ОДНОМ ЗАНЯТИИ В НЕДЕЛЮ)
№ п/п | Раздел программы | Классы |
I | II | III | IV |
1. | Основы знаний | 1 | 1 | 1 | 1 |
2. 2.1 | Способы двигательной деятельности (умения, навыки, двигательные способности) | |
7 | 7 | 7 | 7 |
2.2 | | 6 | 6 | 6 | 6 |
2.3 | | 4 | 4 | 4 | 4 |
2.4 | | 5 | 6 | 6 | 6 |
2.5 | | 5 | 5 | 5 | 5 |
2.6 | | 6 | 6 | 6 | 6 |
ИТОГО | 33 | 34 | 34 | 34 |
1 КЛАСС
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | тема | Содержание |
Способы двигательной деятельности - 33 часа |
Оздоровительная и корригирующая гимнастика |
| Спортивная одежда и обувь для безопасных занятий. Строевые упражнения. | Основы знаний ТБ на занятиях гимнастикой Строевые упражнения Повороты на месте направо, налево ОРУ Комплекс оздоровительной и корригирующей гимнастики Типа зарядки Элементы акробатики Группировка. Перекаты в группировке Равновесие Стойки и ходьба по гимнастической скамейке Танцевальные движения Ходьба под музыку, танцевальный шаг на носках |
| Упражнения в равновесии. Название гимнастических снарядов. | Строевые упражнения Расчёт на «первый-второй» ОРУ С обручами Элементы акробатики Упоры. Положение «упор присев» Равновесие Ходьба по скамейке приставными шагами, с перешагиванием через мяч Танцевальные движения Ходьба под музыку, танцевальный шаг на носках |
| Упражнения в равновесии. Как и когда возникли ФК и спорт. | Основы знаний Название гимнастического инвентаря и оборудования Строевые упражнения Расчёт на «первый-второй» ОРУ Сидя и лежа на полу Элементы акробатики Перекаты на спину и обратно Равновесие Ходьба по напольному бревну Танцевальные движения Приставной шаг вперед, шаг с подскоком |
| Лазанье и перелезание. Название гимнастических элементов. | Строевые упражнения Перестроение из колонны по 1 в колонну по 2 ОРУ С гимнастическими палками Элементы акробатики Упоры. Положение «упор присев» Равновесие Ходьба по напольному бревну Танцевальные движения Приставной шаг вперед, шаг с подскоком |
| Лазанье и перелезание. Самоконтроль. | Строевые упражнения Перестроение из колонны по 1 в колонну по 2 ОРУ На гимнастических скамейках Элементы акробатики Упоры. Положение «упор присев» Висы и упоры Висы на гимнастической стенке Танцевальные движения Сочетание изученных танцевальных шагов |
| Упражнения в равновесии. Приемы самоконтроля: рост, масса тела. | Основы знаний Двигательный режим учащихся СМГ «А» Строевые упражнения Повороты на месте направо, налево ОРУ С обручами Элементы акробатики Сочетание элементов Висы и упоры Висы на гимнастической стенке Танцевальные движения Сочетание изученных танцевальных шагов |
| Висы и упоры. Приемы самоконтроля: измерение силы. | Строевые упражнения Расчёт на «первый-второй» ОРУ На гимнастических скамейках Элементы акробатики Сочетание элементов Висы и упоры Висы на гимнастической стенке Танцевальные движения Сочетание изученных танцевальных шагов |
Легкоатлетические упражнения |
| Правила безопасного поведения вне школы и на уроках ФК. Спортивная одежда и обувь. | Основы знаний ТБ при выполнении л/а упражнений Строевые упражнения Расчет на первый-второй. ОРУ Комплекс оздоровительной гимнастики со скакалками. Ходьба и бег С различными движениями рук. Прыжки и прыжковые упражнения С ноги на ногу. Метания Через высоко расположенные препятствия Подвижные игры и эстафеты «Прыгающие воробушки» |
| Комплекс утренней гимнастики и ОРУ. «Режим дня» | Строевые упражнения Расчет на первый-второй. Перестроение из 1 шеренги в 2 ОРУ Комплекс оздоровительной гимнастики с кубиками. Ходьба и бег С замедлением и ускорением движения. Прыжки и прыжковые упражнения В движении правым и левым боком Метания На дальность отскока Подвижные игры и эстафеты «Кто дальше бросит» |
| Разминочный бег и бег на скорость. Твой организм. | Основы знаний Правила приёма воздушных и солнечных ванн Строевые упражнения Перестроение из 1 шеренги в 2. Повороты направо и налево. ОРУ Комплекс оздоровительной гимнастики с флажками. Ходьба и бег С преодолеванием простейших препятствий. Прыжки и прыжковые упражнения В длину с места Метания С места на заданное расстояние Подвижные игры и эстафеты «Зайцы в огороде» |
| Равномерный бег и бег с ускорением. Твой организм. | Строевые упражнения Повороты направо и налево. ОРУ Комплекс оздоровительной гимнастики в парах. Ходьба и бег Спиной вперёд Прыжки и прыжковые упражнения С высоты на мягкость приземления Метания С места на дальность Подвижные игры и эстафеты «Пятнашки» |
| Ходьба, бег и прыжки. | Основы знаний Техника безопасности при купании в открытых водоёмах. Строевые упражнения Повороты направо и налево. Размыкание и смыкание в колоннах и шеренгах. ОРУ Комплекс оздоровительной гимнастики. Ходьба и бег Старт из различных исходных положений Прыжки и прыжковые упражнения В движении правым и левым боком Метания С места в вертикальную цель Подвижные игры и эстафеты Линейные эстафеты. |
| Эстафеты с бегом и элементами прыжков. | Строевые упражнения Размыкание и смыкание в колоннах и шеренгах. ОРУ Комплекс оздоровительной гимнастики со скакалками. Ходьба и бег Медленный бег Прыжки и прыжковые упражнения Спиной вперёд Метания С места на дальность Подвижные игры и эстафеты Встречные эстафеты. |
Подвижные игры |
| Спортивная одежда и обувь для игр. Правила личной гигиены. | Основы знаний Техника безопасности при выполнении упражнений с мячом Строевые упражнения Выполнение команд: «На месте!», «Шагом марш!», «Класс, стой!» ОРУ Комплекс оздоровительной и корригирующей гимнастики Ходьба и бег На носках, на пятках, внешней стороне стопы Упражнения с мячом Броски и ловля мяча после отскока от пола Подвижные игры и эстафеты «Пингвины с мячом» |
| Броски мяча в цель. Ведение мяча. | Строевые упражнения Равнение в шеренге по носкам ОРУ С мячом Ходьба и бег В приседе, спиной вперёд, приставными шагами Упражнения с мячом Броски и ловля мяча с лёта Подвижные игры и эстафеты «Охотники и утки» |
| Игра на комплексное развитие способностей «Выбивала». | Основы знаний Гигиенические процедуры, выполняемые после занятий физическими упражнениями Строевые упражнения Равнение в колонне в затылок ОРУ С гимнастическими палками Ходьба и бег Бег из различных исходных положений Упражнения с мячом Передача мяча в парах Подвижные игры и эстафеты «У кого меньше мячей» |
| Игра на комплексное развитие способностей «Перестрелка». | Основы знаний Основные части тела Строевые упражнения Выполнение команд «Равняйсь», «Вольно», «Смирно» ОРУ Со скакалками Ходьба и бег Бег в спокойном темпе «змейкой» Упражнения с мячом Бросок набивного мяча сидя из-за головы Подвижные игры и эстафеты «Мяч водящему» |
| Игра на комплексное развитие способностей «Охотники и утки». | Строевые упражнения Выполнение команд: «На месте!», «Шагом марш!», «Класс, стой!» ОРУ Сидя и лёжа на полу Ходьба и бег Медленный бег Упражнения с мячом Бросок набивного мяча от груди Подвижные игры и эстафеты Линейные и встречные эстафеты |
Лыжная подготовка |
| Правила безопасного поведения вне школы и на уроках ФК. Спортивная одежда и обувь. | Основы знаний Техника безопасности на занятиях лыжной подготовкой Строевые упражнения Выполнение команд: «На лыжи становись!», «Лыжи на плечо!», «Лыжи к ноге!», «Лыжи под руку!» Выполнение команды «Влево, вправо от середины разомкнись!» Лыжная подготовка Укладка и надевание лыж. Повороты переступанием вокруг пяток лыж на месте Прохождение в медленном темпе (300-500 м) Игры и эстафеты «Смелее с горки!» |
| Бег на скорость и бег на выносливость. Температурный режим. | Строевые упражнения Выполнение команд: «На лыжи становись!», «Лыжи на плечо!», «Лыжи к ноге!», «Лыжи под руку!» Выполнение команды «Влево, вправо от середины разомкнись!» Лыжная подготовка Приставные шаги. Прыжки на месте. Прохождение в медленном темпе 300-500 м) Игры и эстафеты «Кто дальше прокатится» |
| Элементы полосы препятствий. Строевые упражнения. | Основы знаний Основные требования к одежде и обуви во время занятий лыжной подготовкой. Строевые упражнения Выполнение команд: «На лыжи становись!», «Лыжи на плечо!», «Лыжи к ноге!», «Лыжи под руку!» Построение в колонну и в шеренгу с лыжами в руках. Лыжная подготовка Передвижение ступающим и скользящим шагом без палок. Прохождение в медленном темпе (300-500 м) Игры и эстафеты «На буксире» |
| Ступающий и скользящий лыжный шаг без палок. | Строевые упражнения Выполнение команд: «На лыжи становись!», «Лыжи на плечо!», «Лыжи к ноге!», «Лыжи под руку!» Построение в колонну и в шеренгу с лыжами в руках. Лыжная подготовка Подъём на склон ступающим шагом. Прохождение в медленном темпе (300-500 м) Игры и эстафеты Эстафеты с поворотами |
| Подъемы и спуски под уклон. | Основы знаний В чём различие между болезнью и здоровым состоянием? Строевые упражнения Выполнение команд: «На лыжи становись!», «Лыжи на плечо!», «Лыжи к ноге!», «Лыжи под руку!» Переноска лыж. Лыжная подготовка Подъем на склон ступающим шагом. Прохождение в медленном темпе (300-500 м) Игры и эстафеты Линейные эстафеты |
| Прохождение дистанции на лыжах. | Строевые упражнения Выполнение команд: «На лыжи становись!», «Лыжи на плечо!», «Лыжи к ноге!», «Лыжи под руку!» Переноска лыж. Лыжная подготовка Спуски со склона в основой стойке без палок. Прохождение в медленном темпе (300-500 м) Игры и эстафеты Встречные эстафеты |
Элементы спортивных игр |
| Передвижения игроков в играх. Пища и питательные вещества. | Основы знаний Техника безопасности при выполнении упражнений с мячом Строевые упражнения Перестроение по командам для проведения игр ОРУ Комплекс оздоровительной и корригирующей гимнастики в парах Ходьба и бег Коротким и длинным шагом Упражнения с мячом Броски и ловля мяча Подвижные игры и эстафеты «Совушка» |
| Ловля и передача мяча. Ведение мяча. Органы пищеварения. | Основы знаний Основные линии спортивного зала Строевые упражнения Перестроение в круг и в несколько кругов ОРУ Комплекс оздоровительной и корригирующей гимнастики со скакалками Ходьба и бег Скрестными шагами Упражнения с мячом Передача мяча в парах Подвижные игры и эстафеты «Брось-поймай» |
| Передача, остановка и ведение футбольного мяча. | Основы знаний Физическая культура как система разнообразных форм занятий Строевые упражнения Перестроение по заранее условленным местам ОРУ Комплекс оздоровительной и корригирующей гимнастики с мячами Ходьба и бег Медленный бег Упражнения с мячом Ведение мяча на месте и в движении Подвижные игры и эстафеты «День и ночь» |
| Эстафеты с футбольными мячами. | Строевые упражнения Перестроение по заранее условленным местам ОРУ Комплекс оздоровительной и корригирующей гимнастики в парах сидя и лежа на полу Ходьба и бег Бег с изменением направления Упражнения с мячом Бросок набивного мяча из-за головы, от груди Подвижные игры и эстафеты Встречные и линейные эстафеты |
Гимнастика |
| Акробатические упражнения. Группировка. Органы чувств – кожа. | Основы знаний ТБ на занятиях гимнастикой Название гимнастических элементов Строевые упражнения Повороты на месте направо, налево ОРУ Комплекс оздоровительной и корригирующей гимнастики Типа зарядки Лазанье и перелезание По гимнастической стенке, по наклонной скамейке |
| Акробатические упражнения. Органы чувств – зрение. | Строевые упражнения Расчёт на «первый-второй» ОРУ С обручами Лазанье и перелезание По гимнастической стенке, по наклонной скамейке Равновесие Стойка и ходьба по гимнастической скамейке Игры и эстафеты «Отгадай, чей голосок» |
| Прыжки. Лазанье и перелезание. | Строевые упражнения Расчёт на «первый-второй» Строевые упражнения Перестроение из колонны по 1 в колонну по 2 ОРУ С гимнастическими палками Лазанье и перелезание Позанье по-пластунски Равновесие Ходьба по скамейке приставными шагами Игры и эстафеты «Через холодный ручей» |
| Гимнастическая полоса препятствий. Прыжки. Лазанье и перелезание. | Основы знаний Двигательный режим учащихся ОРУ Сидя и лежа на полу Лазанье и перелезание Перелезание через препятствие Висы и упоры Висы на гимнастической стенке Игры и эстафеты Эстафеты с лазанием и перелезанием |
| Тестирование физических способностей. Закаливание. | Строевые упражнения Расчёт на «первый-второй» ОРУ На гимнастических скамейках Лазанье и перелезание Проползание под препятствием Висы и упоры Висы на гимнастической стенке Игры и эстафеты Преодоление полосы из 2-3 препятствий |
2 КЛАСС
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | тема | Содержание |
Способы двигательной деятельности - 34 часа |
Оздоровительная и корригирующая гимнастика |
| Спортивная одежда и обувь для безопасных занятий. Строевые упражнения. | Основы знаний ТБ на занятиях гимнастикой Строевые упражнения Выполнение команд: «На месте шагом марш!», «Класс, стой!» ОРУ Комплекс оздоровительной и корригирующей гимнастики Типа зарядки Элементы акробатики Перекаты в группировке Равновесие Ходьба по гимнастической скамейке, напольному бревну Танцевальные движения Ходьба под музыку, шаг с подскоком |
| Упражнения в равновесии. Гимнастические снаряды. | Строевые упражнения Размыкание и смыкание приставными шагами ОРУ Со скакалками Элементы акробатики Перекаты в группировке в сторону Равновесие Ходьба по гимнастической скамейке, напольному бревну Танцевальные движения Ходьба под музыку, шаг с подскоком |
| Упражнения в равновесии. Гимнастический инвентарь. | Основы знаний Название гимнастических элементов Строевые упражнения Размыкание и смыкание приставными шагами ОРУ Сидя и лежа на полу Элементы акробатики Перекаты на спину и обратно Равновесие Ходьба по напольному бревну с поворотом на носках Танцевальные движения Приставной шаг вперед, в сторону, назад |
| Упражнения в равновесии. Приемы самоконтроля: рост, масса тела. | Строевые упражнения Перестроение из колонны по 1 в колонну по 2 ОРУ С гимнастическими палками Элементы акробатики Перекаты на спину и обратно Равновесие Ходьба по напольному бревну с поворотом на носках Танцевальные движения Приставной шаг вперед, в сторону, назад |
| Висы и упоры. Приемы самоконтроля: измерение силы кисти, рук. | Строевые упражнения Перестроение из колонны по 1 в колонну по 2 ОРУ На гимнастических скамейках Элементы акробатики Перекаты в группировке Висы и упоры Вис присев, стоя, лежа Танцевальные движения Шаг польки |
| Висы и упоры. Приемы самоконтроля: ЧСС | Основы знаний Связь физических упражнений, с физическим развитием и физической подготовленностью человека Строевые упражнения Ходьба в ногу ОРУ С обручами Элементы акробатики Сочетание элементов Висы и упоры Вис присев, стоя, лежа Танцевальные движения Шаг польки |
| Акробатические упражнения. Группировка. Органы чувств – зрение, слух, кожа | Строевые упражнения Ходьба в ногу ОРУ На гимнастических скамейках Элементы акробатики Сочетание элементов Висы и упоры Упоры присев, стоя, лежа Танцевальные движения Сочетание изученных танцевальных шагов |
Легкоатлетические упражнения |
| Твой организм. Самоконтроль. | Основы знаний ТБ при выполнении л/а упражнений Строевые упражнения Расчет по порядку ОРУ Комплекс оздоровительной и корригирующей гимнастики Типы зарядки Ходьба и бег Ходьба в приседе Прыжки и прыжковые упражнения На 1 и 2 ногах с различными движениями руками Метания Через высоко расположенные препятствия Подвижные игры и эстафеты «День и ночь» |
| Ходьба, бег и прыжки. Твой организм – осанка. | Строевые упражнения Расчет по порядку ОРУ С флажками Ходьба и бег С изменением длины шагов Прыжки и прыжковые упражнения На 1 и 2 ногах с различными движениями руками Метания На дальность отскока Подвижные игры и эстафеты «Два мороза» |
| Равномерный бег и бег с ускорением. | Основы знаний Дыхание при ходьбе и беге Строевые упражнения Расчет по порядку ОРУ Со скакалками Ходьба и бег С высоким подниманием бедра, с захлестом голени Прыжки и прыжковые упражнения С места Метания С места в вертикальную и горизонтальную цель Подвижные игры и эстафеты «Смена сторон» |
| Ходьба, бег и прыжки. Твой организм – осанка. | Строевые упражнения Повороты на месте по разделениям ОРУ С малыми мячами Ходьба и бег Низкий старт с небольшим ускорением Прыжки и прыжковые упражнения С места Метания На заданное расстояние Подвижные игры и эстафеты «Метко в цель» |
| Прыжки. Твой организм – мышцы. | Основы знаний Физические упражнения, их отличия от естественных двигательных действий Строевые упражнения Повороты на месте по разделениям ОРУ В парах Ходьба и бег С преодолением препятствий Прыжки и прыжковые упражнения С поворотами на 900 и 1800 Метания С места на дальность Подвижные игры и эстафеты «Третий лишний» |
| Строевые упражнения. Твой организм – скелет | Строевые упражнения Повороты на месте по разделениям ОРУ В движении Ходьба и бег Медленный бег Прыжки и прыжковые упражнения Многоскоки с ноги на ногу Метания С места на дальность Подвижные игры и эстафеты «Пятнашки» |
Подвижные игры |
| Спортивная одежда и обувь для игр. Основные формы движений. | Основы знаний Техника безопасности при выполнении упражнений с мячом Строевые упражнения Выполнение команд: «На месте!», «Шагом марш!», «Класс, стой!» ОРУ Комплекс оздоровительной и корригирующей гимнастики Типа зарядки Ходьба и бег С замедлением и ускорением движением Упражнения с мячом Броски и ловля мяча Передачи мяча снизу, от груди Подвижные игры и эстафеты «Запрещенное движение» |
| Ловля и передача мяча. Правила личной гигиены. | Строевые упражнения Расчет на «первый-второй» ОРУ Сидя и лежа на полу Упражнения с мячом Ловля и передача мяча в движении Остановка по звуковому сигналу груди Подвижные игры и эстафеты «Мяч соседу» |
| Ведение мяча. Органы чувств – зрение, слух, кожа, нос. | Основы знаний Что влияет на наше здоровье? Строевые упражнения С мячами ОРУ С мячами Ходьба и бег Бег из различных исходных положений Упражнения с мячом Стойка игрока, передвижение игрока в стойке Ведение мяча на месте и в движении Подвижные игры и эстафеты «Мяч водящему» |
| Игра на комплексное развитие способностей «Охотники и утки». | Основы знаний Как сохранить свое здоровье? Строевые упражнения Расчеты: «по три», «по четыре» ОРУ С гимнастическими палками Ходьба и бег Спиной вперед, правым и левым боком Упражнения с мячом Бросок набивного мяча сидя из-за головы Бросок набивного мяча стоя от груди Подвижные игры и эстафеты «Гонка мячей» |
| Игра на комплексное развитие способностей «Выбивала». | Строевые упражнения С мячами ОРУ С мячами Ходьба и бег Бег из различных исходных положений Упражнения с мячом Стойка игрока, передвижение игрока в стойке Ведение мяча на месте и в движении Подвижные игры и эстафеты «Мяч водящему» |
| Игра на комплексное развитие способностей «Перестрелка». | Строевые упражнения Выполнение команд: «На месте!», «Шагом марш!», «Класс, стой!» ОРУ Комплекс оздоровительной и корригирующей гимнастики Типа зарядки Ходьба и бег С замедлением и ускорением движением Упражнения с мячом Броски и ловля мяча Передачи мяча снизу, от груди Подвижные игры и эстафеты «Запрещенное движение» |
Лыжная подготовка |
| Правила безопасного поведения вне школы и на уроках ФК. Спортивная одежда и обувь. | Основы знаний Техника безопасности на занятиях лыжной подготовкой Строевые упражнения Выполнение команд: «На лыжи становись!», «Лыжи на плечо!», «Лыжи к ноге!», «Лыжи под руку!» Выполнение команды «Влево, вправо от середины разомкнись!» Лыжная подготовка Повороты переступанием вокруг пяток лыж на месте Прохождение в медленном темпе до 500 м Игры и эстафеты «Смелее с горки!» |
| Бег на скорость и равномерный бег Температурный режим. | Строевые упражнения Выполнение команд: «На лыжи становись!», «Лыжи на плечо!», «Лыжи к ноге!», «Лыжи под руку!» Выполнение команды «Влево, вправо от середины разомкнись!» Лыжная подготовка Приставные шаги на лыжах вправо и влево Прохождение в медленном темпе до 500 м Игры и эстафеты «Кто дальше прокатится» |
| Бег с изменением направления. Значение занятий лыжами для закаливания. | Основы знаний Особенности дыхания, требования к температурному режиму во время занятий лыжной подготовкой Строевые упражнения Выполнение команд: «На лыжи становись!», «Лыжи на плечо!», «Лыжи к ноге!», «Лыжи под руку!» Перестроение из шеренги в колонны. Лыжная подготовка Передвижение ступающим и скользящим шагом без палок и с палками Прохождение в медленном темпе до 500 м Игры и эстафеты «На буксире» |
| Переноска и надевание лыж. Органы дыхания. | Строевые упражнения Выполнение команд: «На лыжи становись!», «Лыжи на плечо!», «Лыжи к ноге!», «Лыжи под руку!» Перестроение из шеренги в колонны. Лыжная подготовка Передвижение попеременным двухшажным ходом Прохождение в медленном темпе до 500 м Игры и эстафеты «Смелее с горки!» |
| Ступающий и скользящий лыжный шаг без палок. | Основы знаний Отношение к закаливающим факторам Строевые упражнения Выполнение команд: «На лыжи становись!», «Лыжи на плечо!», «Лыжи к ноге!», «Лыжи под руку!» Перестроение из колонны по одному в колонну по два. Лыжная подготовка Подъем на склон ступающим шагом, «лесенкой» Прохождение в медленном темпе до 500 м Игры и эстафеты Линейные эстафеты с этапом до 30 м |
| Подъемы и спуски под уклон. | Строевые упражнения Выполнение команд: «На лыжи становись!», «Лыжи на плечо!», «Лыжи к ноге!», «Лыжи под руку!» Перестроение из колонны по одному в колонну по два. Лыжная подготовка Спуски со склона в основой стойке Прохождение в медленном темпе до 500 м Игры и эстафеты Встречные эстафеты с этапом до 30 м |
Элементы спортивных игр |
| Передвижения игроков в играх. Пища и питательные вещества. | Основы знаний Техника безопасности при выполнении упражнений с мячом Строевые упражнения Выполнение команд: «Шире шаг!», «Короче шаг!», «Чаще шаг!», «Реже!» ОРУ Комплекс оздоровительной и корригирующей гимнастики Типа зарядки Ходьба и бег С изменением направления Упражнения с мячом Ловля и передача мяча в парах Подвижные игры и эстафеты «Совушка» |
| Ловля и передача мяча. Ведение мяча. Органы пищеварения. | Основы знаний Влияние физических упражнений на осанку Строевые упражнения Перестроение в круг и в несколько кругов из колонны по одному ОРУ С большими (рез.) мячами Ходьба и бег Скрестными шагами Упражнения с мячом Передача мяча отскоком от пола Подвижные игры и эстафеты «Послушный мяч» |
| Передача, остановка и ведение футбольного мяча. | Основы знаний Слух и зрение, их значение для человека Строевые упражнения Перестроение из 1 круга в 2 ОРУ С набивными мячами 1 кг Ходьба и бег Медленный бег Упражнения с мячом Бросок мяча в щит Бросок набивного мяча сидя из-за головы Подвижные игры и эстафеты «Охотники и утки» |
| Эстафеты с футбольными мячами. | Строевые упражнения Перестроение из 1 круга в 2 ОРУ Сидя и лежа на полу Ходьба и бег Спиной вперед, правым и левым боком Упражнения с мячом Ловля и передача мяча в движении Ведение мяча на месте и в движении Подвижные игры и эстафеты Встречные и линейные эстафеты |
Гимнастика |
| Упражнения в равновесии. Приемы самоконтроля: рост, масса тела. | Основы знаний ТБ на занятиях гимнастикой Название гимнастических элементов Строевые упражнения Выполнение команд: «На месте шагом марш!», «Класс, стой!» ОРУ Комплекс оздоровительной и корригирующей гимнастики Типа зарядки |
| Лазанье и перелезание. Роль и значение ФК для здоровья. | Строевые упражнения Выполнение команд: «На месте шагом марш!», «Класс, стой!» ОРУ С обручами Лазанье и перелезание По гимнастической стенке, по наклонной скамейке Равновесие Ходьба по гимнастической скамейке, напольному бревну Игры и эстафеты «Что изменилось?» |
| Лазанье и перелезание. Твой организм - мышцы. | Строевые упражнения Размыкание и смыкание приставными шагами Строевые упражнения Перестроение из колонны по 1 в колонну по 2 ОРУ С гимнастическими палками Лазанье и перелезание По гимнастической стенке, по наклонной скамейке Равновесие Ходьба по напольному бревну с поворотом на носках Игры и эстафеты «Через холодный ручей» |
| Лазанье и перелезание. Самоконтроль. | Основы знаний Связь физических упражнений, с физическим развитием и физической подготовленностью человека ОРУ Сидя и лежа на полу Лазанье и перелезание Перелезание через препятствие Висы и упоры Вис присев, стоя, лежа Упоры присев, стоя, лежа Игры и эстафеты Эстафеты Гимнастическая полоса препятствий |
| Гимнастическая полоса препятствий. Прыжки. Лазанье и перелезание. | Строевые упражнения Ходьба в ногу ОРУ На гимнастических скамейках Лазанье и перелезание Проползание под препятствием Висы и упоры Вис присев, стоя, лежа Упоры присев, стоя, лежа Игры и эстафеты Эстафеты Гимнастическая полоса препятствий |
3 КЛАСС
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | тема | Содержание |
Способы двигательной деятельности - 34 часа |
Оздоровительная и корригирующая гимнастика |
| Спортивная одежда и обувь для безопасных занятий. Строевые упражнения. | Основы знаний ТБ на занятиях гимнастикой Строевые упражнения Повороты на месте по команде ОРУ Комплекс оздоровительной и корригирующей гимнастики. Типы зарядки Элементы акробатики Перекаты в группировке Равновесие Ходьба по гимнастической скамейке, напольному бревну Танцевальные движения Шаг галопа в парах |
| Упражнения в равновесии. Гимнастические снаряды. | Строевые упражнения Повороты на месте по команде ОРУ Сидя и лёжа на полу Элементы акробатики Перекаты в группировке в сторону Равновесие Ходьба по гимнастической скамейке, напольному бревну Танцевальные движения Шаг польки |
| Упражнения в равновесии. Гимнастический инвентарь. | Основы знаний Признаки правильной осанки Строевые упражнения Движение по диагонали ОРУ Сидя и лежа на полу Элементы акробатики Сочетание элементов Равновесие Ходьба по напольному бревну с поворотом на носках Танцевальные движения Шаг галопа в парах |
| Упражнения в равновесии. Приемы самоконтроля: рост, масса тела. | Строевые упражнения Движение по диагонали ОРУ С гимнастическими палками Элементы акробатики Сочетание элементов Равновесие Ходьба по напольному бревну с поворотом на носках Танцевальные движения Шаг галопа в парах |
| Висы и упоры. Приемы самоконтроля: измерение силы кисти, рук. | Строевые упражнения Поворот кругом по разделениям ОРУ На гимнастических скамейках Элементы акробатики Перекаты в группировке Висы и упоры Вис присев, стоя, лежа Танцевальные движения Шаг польки |
| Висы и упоры. Приемы самоконтроля: ЧСС | Основы знаний Физические упражнения Строевые упражнения Поворот кругом по разделениям ОРУ С обручами Элементы акробатики Сочетание элементов Висы и упоры Вис присев, стоя, лежа Танцевальные движения Шаг польки |
| Акробатические упражнения. Группировка. Органы чувств – зрение, слух, кожа | Строевые упражнения Ходьба в ногу ОРУ На гимнастических скамейках Элементы акробатики Сочетание элементов Висы и упоры Упоры присев, стоя, лежа Танцевальные движения Сочетание изученных танцевальных шагов |
Легкоатлетические упражнения |
| Строевые упражнения. Что такое физическая культура. | Основы знаний ТБ при выполнении л/а упражнений Строевые упражнения Повороты налево, направо, кругом ОРУ Комплекс оздоровительной и корригирующей гимнастики Типы зарядки Ходьба и бег С изменением направления и скорости передвижения Прыжки и прыжковые упражнения Многоскоки с ноги на ногу Метания Через высоко расположенные препятствия Подвижные игры и эстафеты «Охотники иутки» |
| Равномерный бег. Ходьба. Как и когда возникли ф/к и спорт. | Строевые упражнения Повороты налево, направо, кругом ОРУ С флажками Ходьба и бег С изменением длины шагов Прыжки и прыжковые упражнения В длину с места Метания На дальность отскока Подвижные игры и эстафеты «Наседка и ястребы» |
| Равномерный бег и бег с ускорением. Сердце и кровеносные сосуды. ЧСС. | Основы знаний Физическая нагрузка и её влияние на повышение ЧСС Строевые упражнения Перестроение из колонны по 1 в колонну по 2,по 3, по 4 в движении с поворотом ОРУ Со скакалками Ходьба и бег С высоким подниманием бедра, с захлестом голени Прыжки и прыжковые упражнения Двойной и тройной прыжок с места Метания С места в вертикальную и горизонтальную цель Подвижные игры и эстафеты «Пустое место» |
| Прыжки и прыжковые упражнения. Твой организм. | Строевые упражнения Перестроение из колонны по 1 в колонну по 2,по 3, по 4 в движении с поворотом ОРУ С малыми мячами Ходьба и бег Высокий и низкий старт Прыжки и прыжковые упражнения В парах Метания На заданное расстояние Подвижные игры и эстафеты «Конники спортсмены» |
| Эстафеты и эстафетный бег. Мозг. Эмоции. | Основы знаний Активный отдых во внеурочное время и его значение для здоровья и работоспособности Строевые упражнения Размыкание по расчету 9–6–3 на месте ОРУ В парах Ходьба и бег С преодолением препятствий Прыжки и прыжковые упражнения С поворотами на 900 и 1800 Метания С места на дальность Подвижные игры и эстафеты Линейные эстафеты |
| Метание мяча в цель. Центральная нервная система. | Строевые упражнения Размыкание по расчету 9–6–3 на месте ОРУ В движении Ходьба и бег Медленный бег Прыжки и прыжковые упражнения Многоскоки с ноги на ногу Метания С места на дальность Подвижные игры и эстафеты Встречные эстафеты |
Подвижные игры |
| Правила безопасного поведения вне школы и на уроках ФК. Строевые и танцевальные упражнения. | Основы знаний Техника безопасности при выполнении упражнений с мячом Строевые упражнения Размыание и смыкание в колонне ОРУ Комплекс оздоровительной и корригирующей гимнастики. Типы зарядки Ходьба и бег С изменением направления Упражнения с мячом Остановка прыжком Подвижные игры и эстафеты «Передал - садись» |
| Метание малых мячей в цель. Вода и питьевой режим. | Строевые упражнения Расчет на «первый-второй» ОРУ Сидя и лежа на полу Ходьба и бег Спиной вперёд, правым и левым боком Упражнения с мячом Ловля и передача мяча в парах Подвижные игры и эстафеты «Подвижная цель» |
| Ловля и передача мяча на месте и в движении. Ведение мяча. Органы чувств. | Основы знаний Содержание комплекса зарядки Строевые упражнения Равнение в шеренге направо и налево ОРУ С большими мячами Ходьба и бег Скрестными шагами Упражнения с мячом Ведение мяча на месте и в движении Подвижные игры и эстафеты Встречные и линейные эстафеты |
| Ведение мяча. Самоконтроль. Тестирование. | Основы знаний Как сохранить свое здоровье? Строевые упражнения Повороты направо, налево, кругом ОРУ С гимнастическими палками Ходьба и бег С вращением вокруг своей оси Упражнения с мячом Ведение мяча «змейкой» Подвижные игры и эстафеты «Гонка мячей» |
| Метание малых мячей в цель. Игры с прыжками со скакалкой. Личная гигиена. | Строевые упражнения Перестроение из колонны по 1 в колонны по 2, по 3, по 4. ОРУ С набивными мячами до 1 кг Ходьба и бег Бег из различных исходных положений Упражнения с мячом Броски в корзину с близкого расстояния Подвижные игры и эстафеты «Третий лишний» |
| Игры на комплексное развитие способностей «Перестрелка». | Строевые упражнения Рапорт ОРУ Со скакалкой Ходьба и бег Медленный бег Упражнения с мячом Броски набивного мяча из-за головы, стоя от груди Подвижные игры и эстафеты «Перестрелка» |
Лыжная подготовка |
| Правила безопасного поведения вне школы и на уроках ФК. Спортивная одежда и обувь. | Основы знаний Техника безопасности на занятиях лыжной подготовкой Строевые упражнения Выполнение команды «Влево, вправо от середины разомкнись!» Лыжная подготовка Повороты переступанием вокруг пяток лыж на месте Передвижение ступающим шагом Прохождение в медленном темпе до 1 км Игры и эстафеты «За мной!» |
| Бег на скорость и равномерный бег Температурный режим. | Строевые упражнения Выполнение команд: «На лыжи становись!», «Лыжи на плечо!», «Лыжи к ноге!», «Лыжи под руку!» Выполнение команды «Влево, вправо от середины разомкнись!» Лыжная подготовка Приставные шаги на лыжах вправо и влево. Повороты переступанием вокруг носков лыж на месте Прохождение в медленном темпе до 1 км Игры и эстафеты «Подними предмет» |
| Бег с изменением направления. Значение занятий лыжами для закаливания. | Основы знаний Значения занятий лыжной подготовкой для укрепления здоровья и закаливания организма Строевые упражнения Выполнение команд: «На лыжи становись!», «Лыжи на плечо!», «Лыжи к ноге!», «Лыжи под руку!» Перестроение из шеренги в колонны. Лыжная подготовка Передвижение ступающим и скользящим шагом без палок и с палками Повороты переступанием в движении Прохождение в медленном темпе до 1 км Игры и эстафеты «На буксире» |
| Ступающий и скользящий лыжный шаг. Попеременный двухшажный ход без палок. | Строевые упражнения Выполнение команд: «На лыжи становись!», «Лыжи на плечо!», «Лыжи к ноге!», «Лыжи под руку!» Перестроение из шеренги в колонны. Лыжная подготовка Передвижение попеременным двухшажным ходом, скользящим шагом, ступающим шагом Прохождение в медленном темпе до 1 км Игры и эстафеты «Смелее с горки!» |
| Подъемы и спуски с пологих склонов. Повороты переступанием в движении. Торможение «плугом». | Основы знаний Что такое индивидуальные потребности в физических упражнениях Строевые упражнения Выполнение команд: «На лыжи становись!», «Лыжи на плечо!», «Лыжи к ноге!», «Лыжи под руку!» Перестроение из колонны по одному в колонну по два. Лыжная подготовка Подъем на склон «лесенкой», наискось Торможение плугом Прохождение в медленном темпе до 1 км Игры и эстафеты Встречные эстафеты с этапом до 40 м |
| Подъемы и спуски в высокой и низкой стойке с пологих склонов. Повороты переступанием. | Строевые упражнения Выполнение команд: «На лыжи становись!», «Лыжи на плечо!», «Лыжи к ноге!», «Лыжи под руку!» Перестроение из колонны по одному в колонну по два. Лыжная подготовка Передвижение попеременным двухшажным ходом, скользящим шагом, ступающим шагом Спуски со склона в основой стойке, в высокой стойке Прохождение в медленном темпе до 1 км Игры и эстафеты Встречные эстафеты с этапом до 40 м |
Элементы спортивных игр |
| Передвижения игроков в играх. Пища и питательные вещества. | Основы знаний Техника безопасности при выполнении упражнений с мячом Строевые упражнения Движение по диагонали ОРУ Сидя и лёжа на полу Ходьба и бег С различными положениями и движениями рук Упражнения с мячом Ловля и передача мяча в парах Подвижные игры и эстафеты «Светофор» |
| Ведение мяча. Передача, остановка и ведение футбольного мяча. Тренировка ума и характера: ф/упражнения и игры. Органы пищеварения. | Основы знаний Влияние физических упражнений на осанку Строевые упражнения Расчеты : «по три», «по четыре» ОРУ С большими (рез.) мячами Ходьба и бег Скрестными шагами Упражнения с мячом Ведение мяча на месте и в движении Подвижные игры и эстафеты «Прыжки по полоскам» |
| Передача, остановка и ведение футбольного мяча. Тренировка ума и характера: физкультминутки | Основы знаний Значение утренней гимнастики Строевые упражнения Перестроение в 2 и в 3 шеренги ОРУ С гимнастическими палками Ходьба и бег Медленный бег Упражнения с мячом Бросок набивного мяча сидя из-за головы , стоя от груди Подвижные игры и эстафеты «Удочка» |
| Эстафеты с футбольными мячами. | Строевые упражнения Перестроение из колонны по 1 в колонну по 2 ОРУ Со скакалками Ходьба и бег Спиной вперед, правым и левым боком Упражнения с мячом Ловля и передача мяча в движении Ведение мяча на месте и в движении Подвижные игры и эстафеты «Заяц без логова» |
Гимнастика |
| Упражнения в равновесии. Приемы самоконтроля: рост, масса тела. | Основы знаний ТБ на занятиях гимнастикой Название гимнастических элементов Строевые упражнения Повороты на месте по команде ОРУ Комплекс оздоровительной и корригирующей гимнастики Типа зарядки Лазанье и перелезание Перелезание через препятствие Висы и упоры Вис присев, стоя, лежа Упоры присев на 1 ноге, стоя. лёжа Игры и эстафеты «Река и ров» |
| Лазанье и перелезание. Роль и значение ФК для здоровья. | Строевые упражнения Движение по диагонали ОРУ С обручами Лазанье и перелезание По гимнастической стенке, по наклонной скамейке Равновесие Ходьба по гимнастической скамейке, напольному бревну Игры и эстафеты «Что изменилось?» |
| Лазанье и перелезание. Твой организм - мышцы. | Строевые упражнения Поворот кругом по разделениям Строевые упражнения Перестроение из 1 шеренги в 2 и в 3 ОРУ С гимнастическими палками Лазанье и перелезание По гимнастической стенке, по наклонной скамейке Равновесие Ходьба по напольному бревну с поворотом на носках Игры и эстафеты «Точный поворот» |
| Лазанье и перелезание. Самоконтроль. | Основы знаний Разновидности физических упражнений ОРУ Сидя и лежа на полу Лазанье и перелезание Перелезание через препятствие Равновесие Приседание и переход в упор присев Висы и упоры Вис присев, стоя, лежа Упоры присев на 1 ноге, стоя. лёжа Игры и эстафеты «Не оступись» |
| Гимнастическая полоса препятствий. Прыжки. Лазанье и перелезание. | Строевые упражнения Поворот кругом по разделениям ОРУ На гимнастических скамейках Лазанье и перелезание Проползание под препятствием Висы и упоры Вис присев, стоя, лежа Упоры присев, стоя, лежа Игры и эстафеты Эстафеты Гимнастическая полоса препятствий |
4 КЛАСС
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | тема | Содержание |
Способы двигательной деятельности - 34 часа |
Оздоровительная и корригирующая гимнастика |
| Гимнастические элементы. Лазанье и перелезание. | Основы знаний ТБ на занятиях гимнастикой Строевые упражнения Повороты на месте по команде ОРУ Комплекс оздоровительной и корригирующей гимнастики. Типы зарядки Элементы акробатики Перекаты в группировке Равновесие Ходьба по гимнастической скамейке, напольному бревну Танцевальные движения Шаг галопа в парах |
| Лазанье и перелезание. Влияние, роль и значение ФК для развития, здоровья, учебы. | Строевые упражнения Повороты на месте по команде ОРУ Сидя и лёжа на полу Элементы акробатики Перекаты в группировке в сторону Равновесие Ходьба по гимнастической скамейке, напольному бревну Танцевальные движения Шаг польки |
| Лазанье и перелезание. Твой организм - мышцы. | Основы знаний Признаки правильной осанки Строевые упражнения Движение по диагонали ОРУ Сидя и лежа на полу Элементы акробатики Сочетание элементов Равновесие Ходьба по напольному бревну с поворотом на носках Танцевальные движения Шаг галопа в парах |
| Лазанье и перелезание. Самоконтроль. Физическое состояние. | Строевые упражнения Движение по диагонали ОРУ С гимнастическими палками Элементы акробатики Сочетание элементов Равновесие Ходьба по напольному бревну с поворотом на носках Танцевальные движения Шаг галопа в парах |
| Упражнения в равновесии. Рост, масса тела, окружность грудной клетки, плеча. | Строевые упражнения Поворот кругом по разделениям ОРУ На гимнастических скамейках Элементы акробатики Перекаты в группировке Висы и упоры Вис присев, стоя, лежа Танцевальные движения Шаг польки |
| Упражнения в равновесии. Элементы полосы препятствий. | Основы знаний Физические упражнения Строевые упражнения Поворот кругом по разделениям ОРУ С обручами Элементы акробатики Сочетание элементов Висы и упоры Вис присев, стоя, лежа Танцевальные движения Шаг польки |
| Висы и упоры. Приемы самоконтроля: измерение силы кисти, рук. | Строевые упражнения Ходьба в ногу ОРУ На гимнастических скамейках Элементы акробатики Сочетание элементов Висы и упоры Упоры присев, стоя, лежа Танцевальные движения Сочетание изученных танцевальных шагов |
Легкоатлетические упражнения |
| Прыжки и прыжковые упражнения. Твой организм. Строение тела. | Основы знаний ТБ при выполнении л/а упражнений Строевые упражнения Повороты налево, направо, кругом ОРУ Комплекс оздоровительной и корригирующей гимнастики Типы зарядки Ходьба и бег С изменением направления и скорости передвижения Прыжки и прыжковые упражнения Многоскоки с ноги на ногу Метания Через высоко расположенные препятствия Подвижные игры и эстафеты «Охотники иутки» |
| Разбег в прыжках в длину. Твой организм. Напряжение и расслабление мышц. | Строевые упражнения Повороты налево, направо, кругом ОРУ С флажками Ходьба и бег С изменением длины шагов Прыжки и прыжковые упражнения В длину с места Метания На дальность отскока Подвижные игры и эстафеты «Наседка и ястребы» |
| Метание теннисного мяча в цель. Центральная нервная система. Эмоции. | Основы знаний Физическая нагрузка и её влияние на повышение ЧСС Строевые упражнения Перестроение из колонны по 1 в колонну по 2,по 3, по 4 в движении с поворотом ОРУ Со скакалками Ходьба и бег С высоким подниманием бедра, с захлестом голени Прыжки и прыжковые упражнения Двойной и тройной прыжок с места Метания С места в вертикальную и горизонтальную цель Подвижные игры и эстафеты «Пустое место» |
| Прыжки и прыжковые упражнения. Твой организм. Строение тела. | Строевые упражнения Перестроение из колонны по 1 в колонну по 2,по 3, по 4 в движении с поворотом ОРУ С малыми мячами Ходьба и бег Высокий и низкий старт Прыжки и прыжковые упражнения В парах Метания На заданное расстояние Подвижные игры и эстафеты «Конники спортсмены» |
| Разбег в прыжках в длину. Твой организм. Напряжение и расслабление мышц. | Основы знаний Активный отдых во внеурочное время и его значение для здоровья и работоспособности Строевые упражнения Размыкание по расчету 9–6–3 на месте ОРУ В парах Ходьба и бег С преодолением препятствий Прыжки и прыжковые упражнения С поворотами на 900 и 1800 Метания С места на дальность Подвижные игры и эстафеты Линейные эстафеты |
| Эстафеты с элементами прыжков. Правила проведения эстафет. | Строевые упражнения Размыкание по расчету 9–6–3 на месте ОРУ В движении Ходьба и бег Медленный бег Прыжки и прыжковые упражнения Многоскоки с ноги на ногу Метания С места на дальность Подвижные игры и эстафеты Встречные эстафеты |
Подвижные игры |
| Ловля, передача, ведение мяча. Современные Олимпийские игры. | Основы знаний Техника безопасности при выполнении упражнений с мячом Строевые упражнения Размыание и смыкание в колонне ОРУ Комплекс оздоровительной и корригирующей гимнастики. Типы зарядки Ходьба и бег С изменением направления Упражнения с мячом Остановка прыжком Подвижные игры и эстафеты «Передал - садись» |
| Игры и эстафеты с элементами метания. Роль физической культуры. | Строевые упражнения Расчет на «первый-второй» ОРУ Сидя и лежа на полу Ходьба и бег Спиной вперёд, правым и левым боком Упражнения с мячом Ловля и передача мяча в парах Подвижные игры и эстафеты «Подвижная цель» |
| Метание малых мячей в цель на месте и в движении. Вода и питьевой режим. | Основы знаний Содержание комплекса зарядки Строевые упражнения Равнение в шеренге направо и налево ОРУ С большими мячами Ходьба и бег Скрестными шагами Упражнения с мячом Ведение мяча на месте и в движении Подвижные игры и эстафеты Встречные и линейные эстафеты |
| Различные способы передвижения в играх. Танцевальные шаги. | Основы знаний Как сохранить свое здоровье? Строевые упражнения Повороты направо, налево, кругом ОРУ С гимнастическими палками Ходьба и бег С вращением вокруг своей оси Упражнения с мячом Ведение мяча «змейкой» Подвижные игры и эстафеты «Гонка мячей» |
| Метание малых мячей в цель. Правила личной гигиены. | Строевые упражнения Перестроение из колонны по 1 в колонны по 2, по 3, по 4. ОРУ С набивными мячами до 1 кг Ходьба и бег Бег из различных исходных положений Упражнения с мячом Броски в корзину с близкого расстояния Подвижные игры и эстафеты «Третий лишний» |
| Передвижения игроков в играх. Пища и питательные вещества. | Строевые упражнения Рапорт ОРУ Со скакалкой Ходьба и бег Медленный бег Упражнения с мячом Броски набивного мяча из-за головы, стоя от груди Подвижные игры и эстафеты «Перестрелка» |
Лыжная подготовка |
| Правила безопасного поведения вне школы и на уроках ФК. Спортивная одежда и обувь. | Основы знаний Техника безопасности на занятиях лыжной подготовкой Строевые упражнения Выполнение команды «Влево, вправо от середины разомкнись!» Лыжная подготовка Повороты переступанием вокруг пяток лыж на месте Передвижение ступающим шагом Прохождение в медленном темпе до 1 км Игры и эстафеты «За мной!» |
| Бег на скорость и равномерный бег Температурный режим. | Строевые упражнения Выполнение команд: «На лыжи становись!», «Лыжи на плечо!», «Лыжи к ноге!», «Лыжи под руку!» Выполнение команды «Влево, вправо от середины разомкнись!» Лыжная подготовка Приставные шаги на лыжах вправо и влево. Повороты переступанием вокруг носков лыж на месте Прохождение в медленном темпе до 1 км Игры и эстафеты «Подними предмет» |
| Бег с изменением направления. Значение занятий лыжами для закаливания. | Основы знаний Значения занятий лыжной подготовкой для укрепления здоровья и закаливания организма Строевые упражнения Выполнение команд: «На лыжи становись!», «Лыжи на плечо!», «Лыжи к ноге!», «Лыжи под руку!» Перестроение из шеренги в колонны. Лыжная подготовка Передвижение ступающим и скользящим шагом без палок и с палками Повороты переступанием в движении Прохождение в медленном темпе до 1 км Игры и эстафеты «На буксире» |
| Ступающий и скользящий лыжный шаг. Попеременный двухшажный ход без палок. | Строевые упражнения Выполнение команд: «На лыжи становись!», «Лыжи на плечо!», «Лыжи к ноге!», «Лыжи под руку!» Перестроение из шеренги в колонны. Лыжная подготовка Передвижение попеременным двухшажным ходом, скользящим шагом, ступающим шагом Прохождение в медленном темпе до 1 км Игры и эстафеты «Смелее с горки!» |
| Подъемы и спуски под уклон. | Основы знаний Что такое индивидуальные потребности в физических упражнениях Строевые упражнения Выполнение команд: «На лыжи становись!», «Лыжи на плечо!», «Лыжи к ноге!», «Лыжи под руку!» Перестроение из колонны по одному в колонну по два. Лыжная подготовка Подъем на склон «лесенкой», наискось Торможение плугом Прохождение в медленном темпе до 1 км Игры и эстафеты Встречные эстафеты с этапом до 40 м |
| Подъемы и спуски в высокой и низкой стойке с пологих склонов. Повороты переступанием. | Строевые упражнения Выполнение команд: «На лыжи становись!», «Лыжи на плечо!», «Лыжи к ноге!», «Лыжи под руку!» Перестроение из колонны по одному в колонну по два. Лыжная подготовка Передвижение попеременным двухшажным ходом, скользящим шагом, ступающим шагом Спуски со склона в основой стойке, в высокой стойке Прохождение в медленном темпе до 1 км Игры и эстафеты Встречные эстафеты с этапом до 40 м |
Элементы спортивных игр |
| Эстафеты с футбольными мячами. Основные правила в футболе. | Основы знаний Техника безопасности при выполнении упражнений с мячом Строевые упражнения Движение по диагонали ОРУ Сидя и лёжа на полу Ходьба и бег С различными положениями и движениями рук Упражнения с мячом Ловля и передача мяча в парах Подвижные игры и эстафеты «Светофор» |
| Ловля и передача мяча у сетки и через сетку. Строевые упражнения. Здоровый образ жизни. | Основы знаний Влияние физических упражнений на осанку Строевые упражнения Расчеты : «по три», «по четыре» ОРУ С большими (рез.) мячами Ходьба и бег Скрестными шагами Упражнения с мячом Ведение мяча на месте и в движении Подвижные игры и эстафеты «Прыжки по полоскам» |
| Ловля и передача мяча у сетки и через сетку. Строевые упражнения. Первая помощь при травмах. | Основы знаний Значение утренней гимнастики Строевые упражнения Перестроение в 2 и в 3 шеренги ОРУ С гимнастическими палками Ходьба и бег Медленный бег Упражнения с мячом Бросок набивного мяча сидя из-за головы , стоя от груди Подвижные игры и эстафеты «Удочка» |
| Двусторонняя учебная игра «Пионербол» | Строевые упражнения Перестроение из колонны по 1 в колонну по 2 ОРУ Со скакалками Ходьба и бег Спиной вперед, правым и левым боком Упражнения с мячом Ловля и передача мяча в движении Ведение мяча на месте и в движении Подвижные игры и эстафеты «Заяц без логова» |
Гимнастика |
| Акробатические упражнения. Группировка. Охрана органов чувств – зрение, слух, кожа. | Основы знаний ТБ на занятиях гимнастикой Название гимнастических элементов Строевые упражнения Повороты на месте по команде ОРУ Комплекс оздоровительной и корригирующей гимнастики Типа зарядки Лазанье и перелезание Перелезание через препятствие Висы и упоры Вис присев, стоя, лежа Упоры присев на 1 ноге, стоя. лёжа Игры и эстафеты «Река и ров» |
| Акробатические упражнения. Мост. Органы зрения – глаза. | Строевые упражнения Движение по диагонали ОРУ С обручами Лазанье и перелезание По гимнастической стенке, по наклонной скамейке Равновесие Ходьба по гимнастической скамейке, напольному бревну Игры и эстафеты «Что изменилось?» |
| Комбинации из освоенных акробатических упражнений. | Строевые упражнения Поворот кругом по разделениям Строевые упражнения Перестроение из 1 шеренги в 2 и в 3 ОРУ С гимнастическими палками Лазанье и перелезание По гимнастической стенке, по наклонной скамейке Равновесие Ходьба по напольному бревну с поворотом на носках Игры и эстафеты «Точный поворот» |
| Прыжки и многоразовые прыжки. Опорные прыжки. Органы чувств – слух. | Основы знаний Разновидности физических упражнений ОРУ Сидя и лежа на полу Лазанье и перелезание Перелезание через препятствие Равновесие Приседание и переход в упор присев Висы и упоры Вис присев, стоя, лежа Упоры присев на 1 ноге, стоя. лёжа Игры и эстафеты «Не оступись» |
| Тестирование физических способностей. Подтягивание в висе. Наклон вперед. Прыжок в длину. | Строевые упражнения Поворот кругом по разделениям ОРУ На гимнастических скамейках Лазанье и перелезание Проползание под препятствием Висы и упоры Вис присев, стоя, лежа Упоры присев, стоя, лежа Игры и эстафеты Эстафеты Гимнастическая полоса препятствий |
Методическая литература
Клюева М. Н., Коррегирующая гимнастика для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Мачинский В.И. , Гимнастика, исправляющая осанку.
Попова В.В., Физическая культура в начальной школе.
Оборудование, спортинвентарь
1.Скакалки
Гимнастические палки
3. Гимнастические скамейки
Мячи
Маты