СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Моя Якутия. Достопримечательности Якутского народа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Расширение представлений о многонациональности России, систематизировать знания о Республике Саха (Якутия).

Просмотр содержимого документа
«Моя Якутия. Достопримечательности Якутского народа»

Тема: «Моя Якутия».

Цель:

  • формирование у детей патриотических чувств;

  • расширение представлений о многонациональности России, систематизировать знания о Республике Саха (Якутия).

Задачи:

Образовательные:

  • формировать целостность картины мира, расширение кругозора:

  • формировать простейшие географические представления о территориальных размерах нашей страны и её многонациональности.

  • расширять и уточнять знания детей об историческом и этнографическом своеобразии Республики Саха (Якутия): государственная символика, коренные народы Якутии, народное творчество, одежда, национальные блюда, традиции и обычаи, растительный и животный мир.

  • обогащать и активизировать словарь детей по теме «Якутия – Республика Саха»;

  • формировать у детей умение слушать и понимать;

Развивающие:

  • развивать у детей познавательный интерес, любознательность, активность, память;

Воспитательные:

  • воспитывать желание жить в дружбе и согласии с людьми разных национальностей;

Оборудование и материалы: презентация, государственная символика Якутии (герб, флаг), компьютер, музыкальный центр, народные якутские предметы быта, фотографии национальных костюмов, якутские сувениры.


Ход занятия


  1. Мозговой штурм.

Русский: - Здравствуйте.

Чеченский:- Марша дог1илла .

Кумыкский:- Хошгельди гиз.Салам.

Аварский:- Варч1ами.

Грузинский: - Гамарджоба.

Эстонский: Тере паеваст.

Словенский:  -Добро ютро.

Украинский:-Добрий ранок.

Казахский:- Салем.

Узбекский:- Ассалому алейкум.

Армянский: -Барев дзез.

Якутский:- Доробо


А теперь мы послушаем песню

Играет песня Якутяночка (LONE & Варвара Визбор)





Учитель: Ребята, какой регион нашей страны самый большой?(Дальневосточный). А где в Дальневосточном округе находится самая большая республика и как она называется?(В Северо-восточной части Сибири находится самая большая республика – Саха (Якутия).

Правильно, молодцы! Какая необъятная и многонациональная наша страна – Россия. Она тянется с востока на запад и севера на юг. Сегодня мы с вами собрались, чтобы еще больше узнать о республике Саха, о людях, которые в ней живут. Каким цветом она закрашена на нашей карте? (Зелёным). Как вы думаете, что означают изображения на нашем гербе? (Ответы детей) Всадник на гербе Республики Саха (Якутия) символизирует объединение людей, народов, живущих в республике. Под знаменем подразумевается единение племени и его могущество, власть и начало государственности. Ромбовидный орнамент, украшающий обрамление, присущ всем северным народам и одновременно напоминает кристаллики ограненного алмаза, также своеобразного символа Республики Саха (Якутия). Кроме того, семь ромбических кристаллов символизируют семь народов, населяющих край: якутов, русских, эвенков, эвенов, чукчей, долганов, юкагиров. Синий цвет символизирует верность, искренность и надёжность, белый цвет — чистоту. В каждом регионе есть народы, которые называют коренными народами Якутии. 

 Якутск - один из старейших городов нашей республики. Это – культурный центр. В Якутске есть музей вечной мерзлоты, театры, памятники, гостиницы.


Читают отрывок стихотворения Сергей Шестаков — Моя Якутия

Своей судьбе я очень благодарен
За то, что довелось родиться мне
В Якутии, таёжной этой дали,
Где глухари токуют по весне.

Где камни – самоцветные агаты,
Как звёздочки, упавшие с небес,
Усыпали речные перекаты,
Расцвечивая радугою лес.

Их у меня в коллекции немало,
Красуются в прихожей на стене.
Когда в тайгу я еду, просит мама:
«Ты привези агат, сыночек, мне».

Учитель : А какие полезные ископаемые добывают в Якутии?

Дети:Золото, алмазы, уголь, нефть.

Учитель: Молодцы, правильно.

Вы уже знаете, что зима в Якутии бывает долгой, холодной и суровой, а лето коротким. После долгой зимы, наконец, наступает долгожданное лето, и якуты отмечают праздник – «Ысыах».Перед праздником люди наряжаются в национальную одежду, расшитую цветными нитями (показывает детей одетых в национальные костюмы). 

На самой красивой широкой поляне, ставят праздничный священный «Сэргэ» (коновязь) и украшают разными, цветными лоскутками ткани, это называется «Салама».  Готовят национальные блюда в якутской национальной посуде ( «Чорон»-

деревянная посуда для кумыса. «Кытыйа» - деревянная чаша.«ЫаБыйа» - берестяное ведро.)Показывают детям названные предметы обихода.

 Праздник отмечается песнями и танцами. На этом празднике поют якутский хороводный танец «осуохай». Играют на якутском национальном инструменте – хомус. Это – не самозвучащий инструмент. Без того, чтобы человек буквально не вдохнул в него жизнь, он не зазвучит. Таинство его состоит в том, что он представляет единое целое со всем дыхательно-голосовым аппаратом человека. Хомусы изготавливаются из дерева, кости и железа. Существуют разновидности хомусов с одним, двумя, тремя и четырьмя язычками. Послушайте как он звучит (вариация на якутскую тему на хомусе). Ребята вам понравилось звучание хомуса и горловое пение? (Ответы детей).

 Национальные блюда якутов: «Кёрчех». У якутов очень много вкусных блюд: "Саламат" (кушанье из муки и сливочного масла), оладьи, лепешки, конская колбаса, напиток "Кумыс", его делают из молока кобылы(лошади). Это очень полезный напиток для здоровья. В старину его пили якутские богатыри, а потом проводили состязания – мерились силой. Ребята, а вы сильные? (Ответы детей). А вот мы сейчас это и проверим. (Проводится якутская национальная игра.)


Игра с перетягиванием

Играющие дети садятся на пол гуськом, держа друг друга за талию. Переднего выбирают самого крепкого и сильного (торут — корень). Торут берется за что-нибудь неподвижно укрепленное. Остальные стараются общими силами оторвать его. Эта игра похожа на русскую «Репку».

Правила игры:

- победителем считается крепыш, который не поддался, или группа, которая оторвала его;

- количество участников определяется заранее;

- игру надо начинать по сигналу.


После игры дети садятся на стульчики.

Учитель:А ещё славится наша республика мастерами. Ребята, давайте вспомним, что умеют делать якутские мастера?

Дети: чеканить, вышивать нитками, бисером, шить красивые изделия из меха, замши.

Делать различные поделки-сувениры из дерева, глины, меха. Шить красивую одежду, обувь. Обрабатывать алмазы, золото. Резать по кости.

Учитель: Правильно, молодцы!

Учитель: Сейчас проведём викторину и покажем друг другу, как мы любим и хорошо знаем Якутию.

Викторина: «Что мы узнали о Якутии?»

1. Покажите на карте и назовите самый крупный регион России, который часто называют «Алмазным краем».

Республика Саха (Якутия).

2. Назовите, какие коренные малочисленные народы севера живут в Якутии.

Якуты, эвены, чукчи, долганы, юкагиры, эвенки.

3. Назовите традиционные национальные инструменты Якутии.

Хомус, бубен.

4. Назовите зимнее красочное, яркое явление северной природы.

Северное сияние.

5. Назовите животное, которое по праву можно назвать - хозяином арктической пустыни.

Белый медведь.

6. Как называется переносное жилище оленеводов.

Чум или яранга.

7.Как называются узкие, лёгкие, длинные сани, предназначенные для езды на упряжках из собак или северных оленей. Нарты.

8.Кто управляет собачьей (оленьей) упряжкой. Каюр.

9.Назовите самую ценную, удивительно сладкую ягоду Севера, про которую на севере говорят: «Её запасать, болезней не знать». Морошка.

10. Назовите, какие растения произрастают в тундре.

Голубика, брусника, вороника, княженика, карликовая берёза, ягель.

11. Назовите, каких животных тундры вы знаете.

Северный олень, песец, лемминги, полярная сова, белая куропатка.

12. Назовите животных тайги.

Росомаха, марал, рысь, заяц-беляк, медведь, соболь, бурундук, лось.

13.Назовите животных арктических пустынь.

Овцебык, белый медведь, морж, тюлень, котики.

14. Какие национальные блюда Якутии вы знаете?

Кумыс, строганина, конина, оленина, якутские лепёшки.

Учитель: Ребятавы отлично справились с заданием.


Учитель: Ребята, вот и закончилось наше путешествие по республике Саха (Якутия).


Заключительная часть.

Понравилось ли вам сегодняшнее занятие?

Что нового вы узнали сегодня?














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!