СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Моя разработка урока по Изобразительному искусству в 4 классе на тему "Мудрость старости"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке урока в 4 классе по ИЗО на тему "Мудрость старости "не только обучение детей рисованию по теме , а затронуты моменты воспитания уважительного отношения к старшему поколению. Тема сопереживания, сострадания,заботы и уважения к старшему поколению,связь поколений и времен.

Просмотр содержимого документа
«Моя разработка урока по Изобразительному искусству в 4 классе на тему "Мудрость старости"»

Тема урока: «Мудрость старости»

4 КЛАСС

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: создание условий для знакомства обучающихся с образом пожилых людей в искусстве и выполнения этюда портрета.

Задачи урока

Образовательные

  1. Обобщить знания детей по теме «Искусство объединяет народы» посредством фронтального опроса;

  2. Познакомить обучающихся с новым понятием «Мудрость» посредством обсуждения картин, пословиц;

  3. Изобразить портрет пожилого человека, используя приём графики.

Развивающие:

  1. Развивать воображение, творчество и композиционное мышление посредством изображения портрета;

  2. Развивать и углублять знания о технике выполнения портрета посредством изображения портрета;

  3. Развивать способность к эстетической оценке произведений искусств посредством взаимооценки.

Воспитательные:

  1. Создать условия для воспитания чувства уважения и заботы к пожилым людям;

  2. Содействовать развитию интереса к изучению изобразительного искусства посредством выполнения практической работы.

Оборудование: Учебник «Изобразительное искусство» 4 класс Б.М. Неменский (УМК «Школа России»), учебная презентация, наглядный материал, восковые мелки, лист А4.

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): расширяют свои представления о жанре «портрет», получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усвоят понятия «жанр портрета», «колорит», «композиция»; познакомятся с творчеством выдающихся художников-портретистов.

Метапредметные (компоненты культурно - компетентностного опыта/приобретенная компетентность): понимают учебную
задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.

Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте и мудрости пожилого человека в произведениях живописи

Методы и формы обучения

Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная.

Основные понятия и термины

Изобразительное искусство, живопись, жанр, портрет, образ, цвет, тон, композиция; мудрость.

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: репродукции картин-портретов Рембрандта, автопортретов Леонардо да Винчи, Эль Греко.

Работы учащихся 4 классов.

Музыкальный ряд: песни – И. Саруханов «Дорогие мои старики», Ю. Антонов «Родные места».

Оборудование

Доска, компьютер, проектор. Материалы и инструменты: гуашь, альбом, палитра, кисти, стаканчик-непроливайка, салфетка.



Организационная структура урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Формы
организации со

взаимодействия

Универсальные
учебные действия

I. Организационный

Момент. Вступление.

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся

Приветствие, проверка готовности

Получив целевую установку, слушают учителя

Фронтальная работа


2. Повторение ранее изученного (актуализация знаний)

Вводим в канву урока

Проверяет готовность обучающихся

к уроку. Вступительное слово.

- Ребята, давайте вспомним, над какой темой вы работали на прошлом уроке? (Выставка рисунков прошлого урока «Все народы воспевают материнство»)

- Что значит эта тема?

- Какой вывод вы сделали на прошлом уроке, рассматривая вот такие картины о матери?

-


, отзывчиво и эмоционально выражают свое отношение к старикам. Отвечают на вопросы



Мы будем говорить о старости и мудрости.

Учащиеся составляют план урока.

Умение пользоваться полученной информацией, умение рассказывать по плану

Личностные: понимают значение знаний для чело-

века и принимают его; имеют желание учиться, проявляют эмоционально-ценностное отношение к пожилым людям

3.Мотивационная деятельность Постановка задач

Мотивационная беседа










Почему материнство – это единая ценность?

В глубоком омуте веков
На дне предание хранится,
Что мудрость смерти не боится,
Что мудрость – сила стариков,
Что старцу древнему она
За праведность и труд великий
По воле Вечного владыки
Всегда в награду отдана.

- Ребята, перед вами пословицы и поговорки. Прочтите и объясните их смысл.

  • Чем старее, тем правее.

  • Ребёнку дорог пряник, а старику покой.

  • Старость опытом богата.

Обобщаю - Красота человека определяется не только внешними чертами, сколько его духовным богатством, мудростью. Пословицы говорят о мудрости старости.

- Ребята, как вы думаете, какова тема нашего урока?

-Тема урока «Все народы воспевают мудрость старости»

- Может кто-то попробует составить план урока?


- Мы поговорим о мудрости и старости, посетим виртуальную картинную галерею и попробуем нарисовать портрет бабушки или дедушки.

– В праздничном календаре России есть одна красная дата, когда чествуют всех бабушек и дедушек нашей страны.

Как вы думаете, что это за день?

– Правильно, это День пожилого человека.

- А когда он отмечается? (1 октября)

– А почему чествуют пожилых людей?

– Правильно, наши бабушки и дедушки
всю свою жизнь отдали труду, воспитанию детей и теперь своей теплотой, лаской учат вас, своих внучат, быть добрыми людьми, за это мы должны быть им благодарны.

– Какими качествами обладает человек
в старости? А еще?

Самостоятельно формулировать тему, принимать и усваивать учебную задачу

Фронтальная работа

: поиск и извлечение

информации

Р: принятие цели и

П.: умение наблюдать, делать выводы, умение внимательно следить за материалом.


4. Первичное сообщение новых знаний




















Словесно-иллюстративный рассказ с элементами беседы по теме «Мудрость старости».











Работа с учебником и просмотр презентации «Мудрость старости».


- Ребята, а Вы знаете значение слова «мудрость»? Я предлагаю Вам поработать с толковыми словарями и найти значение слов «мудрость» и «мудрый».

В старости человек менее энергично реагирует на события, не бросается в них с головой, а обдумывает их, отсюда и неспешность мудреца.


А теперь я приглашаю вас в картинную галерею. Откройте учебники на стр. 144. Давайте рассмотрим произведения художников, изобразивших портреты пожилых людей, на то, как изображаются возрастные особенности лица.

С возрастом в лице человека проступает красота иная – красота прожитых лет, пережитых радостей, тревог и свершённых дел. Приходит высокая красота понимания других людей, мудрость души.

Чем отличается лицо молодого человека и пожилого

Помните, что возраст человека в первую очередь выдает лицо. Со временем у человека мышцы лица немного опускаются вниз, а кожа благодаря повторениям какой-либо мимики обретает очерченные линии (морщины

  • Какая осанка (фигура) у пожилых людей?

Пожилые люди имеют не ту осанку, что люди среднего возраста или молодежь. Сгорбленная, словно под тяжестью, спина, чуть опущенные вниз плечи. Также обратите внимание на ноги - у пожилого человека они не абсолютно прямые, а слегка согнутые в коленях. При желании нарисуйте трость или палочку для ходьбы

Слушают, отвечают на вопросы учителя, обсуждают, сравнивают.



Фронтальная работа

Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, способность к эстетической оценке произведений искусства.

Познавательные: имеют способность к художественному познанию мира, умеют произвольно и осознанно строить речевое
высказывание в устной форме о произведениях искусства; осуществляют поиск существенной ин-

формации о связи поколений, мудрости доброты,
уважении к старости.


5.Первичная проверка понимания

Опрос

Как вы можете охарактеризовать Мудрость и старость

Каких художников вы запомнили. Дайте название их работам

Слушают, отвечают на вопросы учителя, обсуждают, сравниваю

Фронтальная работа

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание; активно слушать одноклассников и учителя

6. Первичное закрепление

Изображение портрета бабушки или дедушки.

Выявление особой красоты пожилого человека художественными средствами.

Музыкальный фон.

Объясняет последовательность выполнения работы.

1. Вспомните образ своих бабушки или дедушки, их характерную позу, наклон головы.

2. Определите, как будет размещаться
изображение на листе бумаги, каким будет портрет (поясной или плечевой -объяснить).

3. Едва заметными карандашными линиями намечайте наклон, общий размер головы, линии плеч.

4. Отметьте местоположение частей лица тонкими линиями и прорисуйте их.

5. Уточните форму деталей лица (глаза, брови).

6. Обратите внимание на возрастные особенности лица (морщинки вокруг глаз, носа, рта; дряблость кожи).

7. Нарисуйте волосы, прическу.

- Ребята, сегодня на уроке мы с Вами только начнём работать над портретами ваших бабушек и дедушек, а на следующем уроке мы закончим. Поэтому не торопитесь, работайте аккуратно и не забывайте следить за своей осанкой: спина прямая, голову не опускаем.

Составляют план работы над рисунком вместе с учителем.

Рисуют карандашом, красками (гуашь), под музыку

Индивидуальная работа












Познавательные: умеют применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности.

Регулятивные: составляют план и последовательность действий.

Коммуникативные: задают вопросы для уточнения последовательности работы и техники исполнения рисунка

7.Контроль и коррекция ошибок


Индивидуальная помощь учащимся.

Самостоятельно  выполнять задание.



8. Итоги урока

Обобщающая беседа

– Ребята, о чём мы сегодня разговаривали?

- В начале урока мы с вами поставили цели, как вы считаете, мы достигли их?

– На этом уроке мы с вами лишь начали писать портреты ваших бабушек и дедушек, а на следующем уроке мы закончим выполнять это задание.

- Ребята, у Вас есть бабушки и дедушки? Вы помогаете им? Почему?

– Молодость и старость – словно два взаимосообщающихся сосуда. Внуки – эликсир молодости для стариков.

Житейский опыт старости и энергия молодости – золотая истина жизни. Молодость и мудрая старость идут по жизни рука об руку. Значит, не рвется нить бытия. Значит, жизнь идет, у каждого – своя и такая общая!

БЕРЕГИТЕ СТАРЫХ ЛЮДЕЙ

Для весенних веселых ветвей
Корни более, чем родня…
Берегите старых людей
От обид, холодов, огня.
За спиной у них – гул атак,
Годы тяжких трудов и битв…
Но у старости – ломок шаг
И неровен дыханья ритм.
Но у старости – силы не те.
Дней непрожитых мал запас…
Берегите старых людей,
Без которых не было б вас!

Л. Татьяничева

ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК.

- На этом наш урок закончен. Всем спасибо за работу.

Отвечают на вопросы.








Слушают
учителя

Фронтальная работа

Личностные: понимают значение знаний для человека, воспринимают произведения искусства; связывают свои наблюдения за пожилыми людьми с оценкой увиденного в произ-ведениях искусства.

Регулятивные: оценивают свою работу




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!