Фестиваль исследовательских проектов школьников
«Учение с увлечением» для 5 – 11 классов
В 2022-2023 учебном году
Мониторинг уровня загрязнения снежного покрова автотранспортом как индикатор состояния атмосферного воздуха г. Бердска Секция экология
Работу выполнили:
Железняк Мария Александровна, ученица 8 класса, МАОУ «Лицей №6»;
Беляев Александр Игоревич, ученик 8 класса, МАОУ «Лицей №6»
Руководители:
Кудрявцева Наталья Васильевна, учитель биологии
Алиев Тимур Илхамович, ст. лаборант ИЦиГ СО РАН
БЕРДСК – 2023
Актуальность: в связи с ростом доходов населения, практически каждая семья может позволить себе иметь не по одному автомобилю, а как минимум два. Поэтому антропогенная нагрузка на окружающую среду очень сильно возрастает. Если мимо проходит автотрасса нагрузка увеличивается в несколько раз. Как следствие ухудшение состояния здоровья городского населения.
- Гипотеза: действительно ли снежный покров является показателем загрязненности окружающей среды в местах с наибольшей автомобильной нагрузкой.
- Альтернативная гипотеза: снежный покров не является показателем загрязненности окружающей среды в местах с наибольшей автомобильной нагрузкой.
- Цель: определить антропогенную нагрузку в городе Бердске, вблизи дорог с помощью снега, собрав его с разных точек, по результатам проведённой работы выявить наиболее загрязненные участки.
Задачи:
- Изучить литературные источники о свойствах, качествах, преимуществах и недостатков способа определения антропогенной нагрузки по снежному покрову.
- Произвести отбор проб снега в различных районах города Бердска.
- Определить физические характеристики снега.
- Провести физические и химические анализы проб талой снежной воды.
- Осуществить эксперимент по проращиванию образцов биоиндикаторов в различных пробах талой снежной воды .
Предмет: физико-химический состав снежного покрова г. Бердска вблизи автомобильных дорог
Объект: снежный покров г. Бердска
Возраст обучающихся: 13-14 лет, 8 класс
Перечень материалов и оборудования:
работа проводилась в 2023 г. на базе МАОУ «Лицей №6». Полевые данные были собраны в десяти точках рядом с автомобильными дорогами.
В исследовании использовалось оборудование кабинета биологии и школьного Кванториума.
Автотранспорт- источник химического загрязнения
Сейчас в мире данного вида транспорта насчитывается более полумиллиарда
В России каждый десятый житель имеет автомобиль, а в крупных городах автомобиль есть у каждого пятого
Снег
- Снег - это атмосферные твердые осадки, которые выпадают из облаков в виде снежинок - снежных кристаллов (льда)
Биоиндикация
Пшеница мягкая (Triticum aestivum L)
Лук репчатый (Alium cepa)
Отбор проб снега производится один раз в год в период максимального накопления влагозапаса в снеге
В Сибири отбор проб обычно производится в конце февраля – начале марта, до периода интенсивного снеготаяния
Площадки сбора проб
Площадка №1 (Внутренний двор Лицея, территория внутри школы)
Площадка №2 (Парковка Лицея, частое скопление машин в утреннее, обеденное и вечернее время)
Площадка №3 (Остановка «ДК Родина», большой поток автотранспорта)
Площадка №4 (м-н «Юго-Западный», потоки транспорта отсутствуют)
Площадка №5 (Трасса у ТЦ «Колорлон», постоянный поток транспорта разного вида)
Площадка №6 (Остановка м-н «Северный», находится у Бердского шоссе)
Площадка №7 (Радиозавод, администрация)
Площадка №8 (Купца Горохова, место сбора около детского сада, где также частое скопление машин)
Площадка №9 (ул. Первомайская 133, местность у дома, рядом ведётся стройка жилого массива, транспорт присутствует, но в небольших количествах)
Площадка №10 (Лес, недалеко от БЭМЗ, совсем небольшое количество автотранспорта)
Методика определения физических свойств талого снега
При определении физических свойств талого снега рассматривают:
- запах
- окрашивание
- мутность
- цветность
Сводная таблица некоторых характеристик снега
Проба
Цветность
№ 1
№ 2
Интенсивность запаха
Менее 10
№ 3
10
Характер запаха
Отчетливый
Землистый
Отчетливый
pH талой воды
20
№ 4
Слабо-кислая (6)
Нефтепродуктов
Очень сильный
№ 5
Менее 10
20
Слабо-кислая (6)
Слабый
Нефтепродуктов
№ 6
20
№ 7
Слабо-кислая (6)
Очень сильный
Естественный
Нефтепродуктов
Слабо-кислая (6)
Очень сильный
№ 8
Менее 10
№ 9
Менее 10
Слабо-кислая (6)
Заметный
Нефтепродуктов
Слабый
Слабо-кислая (6)
Менее 10
Землистый
№ 10
Слабо кислая (6)
Естественный
Заметный
Менее 10
Неотчетливый
Слабо-кислая (6)
Слабый
Слабо-кислая (6)
Землистый
Слабо-кислая (6)
№ 1 (Внутренний двор Лицея). №2 (Парковка Лицея). №3 (Остановка «ДК Родина»). №4 (м-н «Юго-Западный»). №5 (Трасса у ТЦ «Колорлон»). №6 (Остановка м-н «Северный»). №7 (Радиозавод, администрация). №8 (Купца Горохова - детский сад). №9 (ул. Первомайская 133). №10 (Лес, недалеко от БЭМЗ).
Методика определения химических свойств талого снега
- Определение кислотности
- Обнаружение органических веществ
- Определение наличия ионов Pb 2+
- Определение наличия ионов Cu 2+
- Определение наличия ионов Cl -
- Определение наличия ионов SO 4 2-
Результаты химического анализа проб талого снега
№ 1 (Внутренний двор Лицея)
№ 2 (Парковка Лицея)
№ 3 (Остановка «ДК Родина»)
№ 4 (м-н «Юго-Западный»)
№ 5 (Трасса у ТЦ «Колорлон»)
№ 6 (Остановка м-н «Северный»)
№ 7 (Радиозавод, администрация)
№ 8 (Купца Горохова- детский сад)
№ 9 (ул. Первомайская 133)
№ 10 (Лес, недалеко от БЭМЗ)
№ пробы
Органические вещества
Ионы
№ 1
№ 2
Лилово-розовое окрашивание
Pb 2+
-
Цвет слабый, выпал осадок
Cu 2+
№ 3
Cl -
-
-
Цвет слабый, выпал осадок
№ 4
SO 4 2-
-
-
Лилово-розовое окрашивание
№ 5
-
10-50 мг/л
-
№ 6
-
-
Цвет слабый, выпал осадок
-
Цвет слабый, выпал осадок
-
10-50 мг/л
-
№ 7
№ 8
-
1-10 мг/л
-
Лилово-розовое окрашивание
-
№ 9
-
Лилово-розовое окрашивание
-
50-100 мг/л
-
-
-
-
Лилово-розовое окрашивание
10-50 мг/л
№ 10
-
-
-
-
Лилово-розовое окрашивание
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
Биоиндикатор лук
Биоиндикатор пшеница
Всхожесть семян, %
№ пробы
Всхожесть, %
1
87
2
89
3
4
92
91
5
27
6
7
89
8
94
83
9
90
10
11
86
84
Средняя всхожесть
82,90909
№ 1 (Внутренний двор Лицея).
№ 2 (Парковка Лицея).
№ 3 (Остановка «ДК Родина»).
№ 4 (м-н «Юго-Западный»).
№ 5 (Трасса у ТЦ «Колорлон»).
№ 6 (Остановка м-н «Северный»).
№ 7 (Радиозавод, администрация).
№ 8 (Купца Горохова- детский сад).
№ 9 (ул. Первомайская 133).
№ 10 (Лес, недалеко от БЭМЗ).
№ 1 (Внутренний двор Лицея).
№ 2 (Парковка Лицея).
№ 3 (Остановка «ДК Родина»).
№ 4 (м-н «Юго-Западный»).
№ 5 (Трасса у ТЦ «Колорлон»).
№ 6 (Остановка м-н «Северный»).
№ 7 (Радиозавод, администрация).
№ 8 (Купца Горохова- детский сад).
№ 9 (ул. Первомайская 133).
№ 10 (Лес, недалеко от БЭМЗ).
Выводы:
- Наиболее загрязненным участком оказалась федеральная трасса.
- Снег, собранный на федеральной трассе и в промышленной зоне, оказывает сильное негативное влияние на рост и развитие овощных и сельскохозяйственных культур.
- Снег, собранный вблизи дорог внутри города, оказывал незначительное воздействие на рост и развитие растений.
- Снежный покров не является основным показателем загрязненности окружающей среды в местах с наибольшей автомобильной нагрузкой, поэтому было принято решение о продолжении исследования. В качестве объектов будут выбраны выхлопные выбросы вредных веществ в воздух автотранспортом.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Алексашина И.Ю. Как сохранить нашу планету? 7-9 классы : учеб. Пособие для общеобразоват. организаций – М. : Просвещение, 2019. – 94 с.
- Бокова А.В. О чём молчит снег (исследование загрязнения снежного покрова путём биотестирования) / А. В. Бокова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 9.1 (113.1). — С. 11-12. — URL: https://moluch.ru/archive/113/28975/
- Лебедева М.И., Исаева Б.И., Якунина И.В. Практикум по аналитической химии / Под общей ред. М.И. Лебедевой. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2002 80 с.
- Муравьев А.Г. Руководство по определению показателей качества воды полевыми методами. – СПб.: «Крисмас+», 2009
- Руководство по контролю загрязнения атмосферы РД 52.04.186-89
- Словарь экологических терминов: методическое пособие / Сост.: З.Г Сайфуллина, А.М. Мингажева. – Уфа: ГБУ ДО РДЭБЦ, 2017г. - 134 с.
- Снег. Под редакцией Д.М. Грея и Д.Х. Мэйла. Ленинград: Гидрометеоиздат, 1986.- 751с.
- Экологическая безопасность. Школьный экологический мониторинг. Практикум. 10-11 классы : учеб пособие для общеобразоват. организаций / И.В. Хомутова – М. : Просвещение, 2021. – 192 с.
- Экологический мониторинг: Учебно-методическое пособие. / Под ред. Т.Я. Ашихминой. М.: Академический Проект, 2006. —416 с.
- Экология России: учебник для студ. учреждений высш. пед. проф. образования / под ред. А.В. Смурова и В.В. Снакина. — 2-е изд., стер. — М. : Издательский центр «Академия», 2012. — 352 с.