Урок 79-80
Обществознание 11, профильный уровень
Мораль и нравственность
Д.З: § 30, ?? (с.325), задания (с.325-326),
источник (с.326-327)
© А.И. Колмаков
- Дать представление о духовном мире личности;
- Развивать умения осуществлять поиск информации, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные проблемы и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, работать с документами;
- Формировать уважительное отношение к духовному миру каждого человека.
Универсальные учебные действия
- Знать понятия: мораль, нравственность, нравственная культура
- Развивать умение нравственной оценки социального поведения людей.
- нравственная культура;
- мораль;
- нравственность;
- этика;
- добро и зло;
- долг;
- совесть;
- честь и достоинство личности;
- моральный идеал;
- этические категории;
- моральное сопротивление
Изучение нового материала
- Нравственные ориентиры личности.
- Нравственная культура
Вспомните. Какое место занимает мораль в системе социальных норм и ценностей? Чем отличается моральное регулирование от правового? Можно ли считать личностью человека с низким уровнем нравственной культуры?
Этика
- специализированная философская наука, которая исследует целостное теоретическое рассмотрение нравственной жизни общества в системе её разнообразных проявлений.
В Древней Индии, Древнем Китае философское измерение раскрывало общественно значимый смысл нравственных и безнравственных Поступков человека.
Этика исследовала структуры и механизмы подготовки и принятия нравственных решений конкретными личностями, раскрыла влияние на уровень, характер и направленность этих решений самосознания личности. Основной предмет этики МОРАЛЬ .
Два мира есть у человека -
Один, который нас творил.
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил.
Н.Заболоцкий.
Появление надписи – автоматически после первого щелчка мыши (с задержкой для чтения строк).
«Лишь две вещи на свете способны тревожить наше воображение: звёздное небо над нами и нравственный закон внутри нас». И. Кант
Что хотели выразить в своих мыслях поэт ХХ века и философ Х VIII- нач.Х I Х в.?
Притча:
Создавая род человеческий, боги позаботились о нём с щедростью поистине божественной: дали разум, речь, огонь, способности к мастерству и искусству . Каждый был наделен каким-либо талантом. Появились строители, кузнецы, лекари и т. д. Человек стал добывать пищу, делать красивые вещи, строить жилища. Но научить людей жить в обществе боги не сумели . И когда люди собирались вместе для какого-нибудь большого дела - строить дорогу, канал, между ними вспыхивали ожесточенные споры, а нередко дело кончалось всеобщим развалом. Слишком эгоистичны, слишком нетерпимы и жестоки были люди, все решали только грубой силой... И над родом человеческим нависла угроза самоистребления.
Тогда отец богов Зевс , чувствуя свою особую ответственность, повелел ввести в жизнь людей стыд и правду.
Восхищены были боги мудростью отца. Только один вопрос они задали ему: как распределить стыд и правду среди людей? Ведь таланты боги даруют избирательно: одному пошлют способности строителя, другому – музыканта, третьему – лекаря и т. д.
А как поступить со стыдом и правдой?
Зевс ответил, что стыд и правду должны иметь все люди . Иначе не будет на Земле ни городов, ни государств, ни самих людей . . .
Какие вечные универсальные ценности и зачем даровал человеку Бог?
МОРАЛЬ
Сформировалась вместе с возникновением человеческого общества
Связана со всеми сферами общественной жизни
Форма общественного сознания
Явление культурно-историческое, классовое
Предмет изучения этики
МОРАЛЬ
оценочный
аспект
Познавательный
аспект
регулятивный
аспект
Свобода человека, его способность выбирать между добром и злом называется моральным выбором.
Мораль — это совокупность одобренных общественным мнением норм, определяющих отношения людей в социуме, их обязанности друг перед другом и перед обществом.
Не лги
Не укради
Не убий
…
Смысл жизни
Свобода
Счастье …
Доброжелательность
Справедливость
Мудрость
…
Нормы
поведения
Моральные
качества
Высшие
моральные
ценности
Моральные
требования и
представления
Нравственные
принципы
Морально-
психологические
механизмы
Долг
Совесть
Коллективизм / индивидуализм
Эгоизм / альтруизм
РОЛЬ МОРАЛИ
Один вариант
Регулирует
поведение
человека во
всех сферах
общественной
жизни
Обеспечивает
единство и
согласованность
взаимодействия
людей при
различных
обстоятельствах
Является
жизненным
ориентиром для
человека,
стремящегося к
самосовершен-ствованию
Формирует
нравственный
облик
личности,
нравственное
сознание
Моральные нормы и требования стимулируют развитие моральных взглядов, убеждений, чувств, которые в совокупности образуют нравственное сознание.
Управляющая поступками человека
Регулятивная
Утверждение человеческого в человеке
Другой вариант
Ценностно-
ориентационная
Координационная
Функции
морали
Единство и согласованность действий людей
Мотивационная
Конститутивная
Формирование нравственного облика личности
Безнравственность недопустима
Функции морали
- оценочная - рассмотрение поступков в координатах добра и зла (как хороших, плохих, нравственных или безнравственных);
- регулятивная — установление норм, принципов, правил поведения;
- контролирующая - контроль над выполнением норм на основе общественного осуждения и/или совести самого человека;
- интегрирующая - поддержание единства человечества и целостности духовного мира человека;
- воспитательная — формирование добродетелей и способностей правильного и обоснованного морального выбора.
Приведите примеры реального проявления каждой функции морали!
Позитивное закрепление моральных норм в индивидуальном сознании
моральные убеждения
как принятые
личностью моральные принципы
Примени к проявлениям своего поведения!
Нравственность
Мораль
принципы реального практического поведения людей,
специфическая сфера культуры , в которой концентрируются и обобщаются высокие идеалы и строгие нормы поведения , регулирующие поведение и сознание человека в различных областях общественной жизни
степень усвоения личностью моральных ценностей общества и практическое следование им в повседневной жизни
Мир сущего
Мир должного
Нравственность — степень усвоения личностью моральных ценностей общества и практическое следование им в повседневной жизни, т. е. выражение человеческого в человеке. Нравственность — это уровень реального морального поведения людей.
Мораль - совокупность одобренных общественным мнением норм,
определяющих
отношения людей
в социуме, их
обязанности друг
перед другом и перед
обществом
Этические категории — это фундаментальные понятия морали, отражающие события жизни с точки зрения самых общих моральных оценок.
Категории морали
Этические (моральные) категории — это фундаментальные понятия морали, отражающие события жизни с точки зрения самых общих моральных оценок.
долг
достоинство
совесть
счастье
честь
моральный идеал
Моральный выбор
Долг
- совокупность обязанностей человека перед обществом на уровне общественного мнения (сознания) ,
- на уровне индивидуального сознания — понимание личностью этих обязанностей и принятие их ею.
- требование долга является моральной основой социальной дисциплины.
Совесть
- способность личности к эмоциональной оценке совершенных и совершаемых ею поступков, соотносимых с идеей должного. Совесть — это «сторожевой пункт» общества в индивидуальном сознании.
- манипуляция личностью возможна лишь при условии отключения совести .
Честь и достоинство
- Категории чести и достоинства личности отражают признание ценности личности на основе наличия у неё некоторых обязательных черт: благородства, готовности к самоотверженности, определенной сдержанности и соблюдения в отношениях с другими людьми правил, принятых той или иной референтной группой.
Счастье
- Категория счастья фиксирует переживания человека, удовлетворенного своей деятельностью, своим положением и открывающимися перспективами.
Моральный идеал
- представление о совершенной системе моральных норм, ценностей, воплощаемых в деятельности и поведении личности
Нравственная культура личности:
- степень восприятия индивидом нравственного сознания и культуры общества;
- реализация человеком в своём поведении нравственных принципов, ценностей, норм.
Факторы, определяющие уровень нравственной культуры:
Учитель организует обсуждение, только после его завершения на слайд выводятся пункты плана.
- Общая культура
- Социальные интересы
- Цели жизни и деятельности
- Степень нравственных переживаний, сопереживания
- Богатство и разнообразие жизненных связей и интересов личности
- …
Этапы формирования нравственной культуры личности
Определите, на кокой стадии находитесь Вы!
Трудности в осуществлении нравственного идеала (причины):
- Низкая общая культура людей;
- Различные социальные группы, имеют неодинаковые фундаментальные интересы и цели своей жизни и поведения;
- Эгоистические групповые и индивидуалистические идеалы и цели заставляют отступить на задний план или вообще исчезнуть общесоциумные задачи и интересы;
- Паралич эмпатии;
- Социальная мимикрия.
Духовно-нравственные заповеди академика Дмитрия Сергеевича Лихачёва:
- люби людей – и ближних, и дальних;
- твори добро, не видя в том заслуги;
- люби мир в себе, а не себя в мире.
- будь искренним: вводя в заблуждение других, обманываешься сам;
- учись читать с интересом, с удовольствием и не торопясь;
- чтение – путь к житейской мудрости, не гнушайся им!
- будь верующим – вера обогащает душу и укрепляет дух;
- будь совестлив: вся мораль в совести;
- чти прошлое, твори настоящее, верь в будущее!
В. С. Высоцкий.
«Баллада о времени»
Время эти понятия не стёрло.
Нужно только поднять верхний пласт.
И дымящейся кровью у горла
Чувства вечные хлынут из нас.
Ныне присно, во веки веков, старина,
И цена есть цена, и вина есть вина,
И всегда хорошо, если честь спасена,
Если духом надёжно прикрыта спина.
Чистоту, простоту мы у древних берём,
Саги, сказки из прошлого тащим
Потому, что добро остаётся добром
В прошлом, будущем и настоящем.
Появление строк – автоматически после первого щелчка мыши (с задержкой для чтения строк).
Контрольные вопросы
- В чём состоит отличие принципов морали от моральных норм?
- Как вы понимаете смысл моральных принципов личности?
- Чем мораль отличается от нравственности?
- Какие вопросы решает этика?
- Каковы причины изменения содержания нравственных категорий в общественном развитии?
- Что такое нравственная культура личности? Чем она отличается от общей культуры?
рефлексия
- Что узнали?
- Каким способом?
- Чему научились?
- Какие испытывали трудности?
- Интересно ли было на уроке?
Источники
1. Обществознание: 11 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений: профил. уровень. / [Л. Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, А.Т. Кинкулькин и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова [и др.]; Росс. акад. наук, Росс. акад. образования, изд-во «Просвещение» .— 8-е изд. - М.: Просвещение, 2014. – 432 с. – (Академический школьный учебник) ISBN 978-5-09-032479-3
2. Обществознание. Практикум. 11 класс: пособие для общеобразоват. учреждений: профильный уровень / Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Н.И. Городецкая и др./: под ред. Л.Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2008
3. Краюшкина С.В. Тесты по обществознанию: 11 класс: к учебнику «Обществознание. 11 класс» под ред. Л.Н. Боголюбова и др. / С.В. Краюшкина. – М.: Издательство «Экзамен», 2012
4. Авторская программа «Обществознание», 10 – 11 классы (Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова, Л. Ф. Иванова), Издательство «Просвещение», 2011
5. Сорокина Е.Н. Поурочные планы по обществознанию. Профильный уровень. 11 класс (к учебнику под ред. Л.Н. Боголюбова). – М.: ВАКО,2013
6. Зинина С.А., учитель истории и обществознания МОУ СОШ №43, г.Волгоград, http://prezentacii.com/obschestvoznanie/6077-moral-i-nravstvennost.html ;
7. Тимофеева Т.А., учитель истории и обществознания «МБОУ № 16», http://infourok.ru/user/timofeeva-tatyana-aleksandrovna/progress
8. Павлова А.В., учитель истории и обществознания, МОУ СОШ № 12, г. Вышний Волочок http://metodichka.ucoz.ru/load/istorija_i_obshhestvoznanie/prezentacii/prezentacija_k_uroku_obshhestvoznanija_quot_moral_i_nravstvennost_quot_dlja_11_klasa_profil/7-1-0-136
,