СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Морфология как раздел науки о языке. Система частей речи в русском языке" 7 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Морфология как раздел науки о языке. Система частей речи в русском языке" 7 класс»

Морфология как раздел науки о языке. Система частей речи в русском языке

Морфология

как раздел науки о языке.

Система частей речи

в русском языке

ТЕСТ-ЭКСПРЕСС Выполнит е задания и запишите ответы столбиком:  1. Поставьте ударение в слове мизерный.  2. Образуйте повелительное наклонение глагола проститься.  3. Определите склонение существительного всадник.  4. Обоих (обеих) сестер.  5.Определите количество звуков в слове вьется. Проверьте правильность выполнения задания:  1. Миз Е рный  2. Простись (проститесь)  3. 2 склонение  4. Обеих сестер  5. 5 звуков

ТЕСТ-ЭКСПРЕСС

Выполнит е задания и запишите ответы столбиком: 1. Поставьте ударение в слове мизерный. 2. Образуйте повелительное наклонение глагола проститься. 3. Определите склонение существительного всадник. 4. Обоих (обеих) сестер. 5.Определите количество звуков в слове вьется.

Проверьте правильность выполнения задания: 1. Миз Е рный 2. Простись (проститесь) 3. 2 склонение 4. Обеих сестер 5. 5 звуков

ОБЪЯСНИТЕ НАПИСАНИЕ СЛОВ (Микро)тема, целос(?)ность текста, пр..извольное и (не)пр..извольное зап..минание, пр..влекать вн..мание, (не)обычность, (целе)направленный, т..зисы, пр..возмогать. Микротема – сложное слово , целос Т ность текста (краткое прилагательное «целостен») , пр О извольное и неп р О извольное (автоматически) зап О минание ( п О мнить ), пр И влекать (в значении приближения\присоединения) вн И мание (словарное слово) , нео бычность (особенность, странность), цел ен аправленный (сложное слово) , т Е зисы, пр Е возмогать (= пере = пере силить).

ОБЪЯСНИТЕ НАПИСАНИЕ СЛОВ

(Микро)тема, целос(?)ность текста, пр..извольное и (не)пр..извольное зап..минание, пр..влекать вн..мание, (не)обычность, (целе)направленный, т..зисы, пр..возмогать.

Микротема – сложное слово , целос Т ность текста (краткое прилагательное «целостен») , пр О извольное и неп р О извольное (автоматически) зап О минание ( п О мнить ), пр И влекать (в значении приближения\присоединения) вн И мание (словарное слово) , нео бычность (особенность, странность), цел ен аправленный (сложное слово) , т Е зисы, пр Е возмогать

(= пере = пере силить).

- чередование Е/И; нет а прод Е рёшься / - безударная гласная - лес л Е сные - чередование О/А; правописания корней -раст-, -ращ-, -рос- зар О сли - непроизносимый согласный звук [в] в корне,  написание надо запомнить почу В ствуешь поверхнос Т ный - непроизносимый согласный звук [т] в корне, проверить - ПОВЕРХНОС Т Ь зел Е ни - зелёный, безударная гласная в корне слова - проверить можно наречием

- чередование Е/И; нет а

прод Е рёшься

/

- безударная гласная - лес

л Е сные

- чередование О/А;

правописания корней

-раст-, -ращ-, -рос-

зар О сли

- непроизносимый согласный звук [в] в корне,

написание надо запомнить

почу В ствуешь

поверхнос Т ный

- непроизносимый согласный звук [т] в корне, проверить - ПОВЕРХНОС Т Ь

зел Е ни

- зелёный, безударная гласная в корне слова

- проверить можно наречием " сплошь "

спл О шная

«ВЕРЮ – НЕ ВЕРЮ». Утверждения, с которыми нужно согласиться или не согласиться: Любили – это глагол изъявительного наклонения, прошедшего времени. Деревенская – качественное прилагательное, так как обозначает качество материала.  Ушибёшься – глагол изъявительного наклонения, настоящего времени. Руки – нарицательное существительное в винительном падеже. Любили – это глагол изъявительного наклонения, прошедшего времени. (Относительное) (Будущего) (Родительном)

«ВЕРЮ – НЕ ВЕРЮ».

Утверждения, с которыми нужно согласиться или не согласиться:

  • Любили – это глагол изъявительного наклонения, прошедшего времени.
  • Деревенская – качественное прилагательное, так как обозначает качество материала.
  • Ушибёшься – глагол изъявительного наклонения, настоящего времени.
  • Руки – нарицательное существительное в винительном падеже.
  • Любили – это глагол изъявительного наклонения, прошедшего времени.

(Относительное)

(Будущего)

(Родительном)

НАЙДИТЕ СООТВЕТСТВИЕ РАЗДЕЛА И ЕГО ЗНАЧЕНИЯ. ЗАПИШИТЕ ШИФР СООТВЕТСТВИЯ. 1.Лексика 1.Раздел науки о языке, в котором изучается, от чего и с помощью чего образованы слова 2.Фразеология 2. Раздел науки о языке, в котором изучается слово как основная единица языка, а также его словарный состав. 3.Словообразование 3. Раздел науки о языке, в котором изучаются устойчивые словосочетания, цельные по своему значению 4.Синтаксис 5.Морфология 4. Раздел науки о языке, в котором изучается, из каких значимых частей состоит слово 5. Раздел науки о языке, в котором изучаются правила написания слов 6.Фонетика 6.Раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетания и предложения 7.Морфемика 7. Раздел науки о языке, в котором изучается слово как часть речи. 8.Орфография 8. Раздел науки о языке, в котором изучается звук. 1 – 2; 2 – 3; 3 – 1; 4 – 6; 5 – 7; 6 – 8; 7 – 4; 8 – 5.

НАЙДИТЕ СООТВЕТСТВИЕ РАЗДЕЛА И ЕГО ЗНАЧЕНИЯ. ЗАПИШИТЕ ШИФР СООТВЕТСТВИЯ.

1.Лексика

1.Раздел науки о языке, в котором изучается, от чего и с помощью чего образованы слова

2.Фразеология

2. Раздел науки о языке, в котором изучается слово как основная единица языка, а также его словарный состав.

3.Словообразование

3. Раздел науки о языке, в котором изучаются устойчивые словосочетания, цельные по своему значению

4.Синтаксис

5.Морфология

4. Раздел науки о языке, в котором изучается, из каких значимых частей состоит слово

5. Раздел науки о языке, в котором изучаются правила написания слов

6.Фонетика

6.Раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетания и предложения

7.Морфемика

7. Раздел науки о языке, в котором изучается слово как часть речи.

8.Орфография

8. Раздел науки о языке, в котором изучается звук.

1 – 2; 2 – 3; 3 – 1; 4 – 6; 5 – 7; 6 – 8; 7 – 4; 8 – 5.

НАЙДИТЕ СООТВЕТСТВИЕ РАЗДЕЛА И ЕГО ЗНАЧЕНИЯ. ЗАПИШИТЕ ШИФР СООТВЕТСТВИЯ. 9. Графика 9.Раздел науки о языке, который изучает нормы литературного языка, а также правила пользования языком как основным средством общения. 10. Орфоэпия 10. Раздел науки о языке, который изучает начертание букв алфавита и их соотношение со звуками. 11. Пунктуация 11. Раздел науки о языке, который изучает функциональные стили речи. 12. Стилистика 12. Раздел науки о языке, который изучает нормы современного русского литературного произношения. 13. Культура речи 13. Раздел науки о языке, который изучает правила расстановки знаков препинания. 9 – 10; 10 – 12; 11 – 13; 12 – 11; 13 – 9.

НАЙДИТЕ СООТВЕТСТВИЕ РАЗДЕЛА И ЕГО ЗНАЧЕНИЯ. ЗАПИШИТЕ ШИФР СООТВЕТСТВИЯ.

9. Графика

9.Раздел науки о языке, который изучает нормы литературного языка, а также правила пользования языком как основным средством общения.

10. Орфоэпия

10. Раздел науки о языке, который изучает начертание букв алфавита и их соотношение со звуками.

11. Пунктуация

11. Раздел науки о языке, который изучает функциональные стили речи.

12. Стилистика

12. Раздел науки о языке, который изучает нормы современного русского литературного произношения.

13. Культура речи

13. Раздел науки о языке, который изучает правила расстановки знаков препинания.

9 – 10; 10 – 12; 11 – 13; 12 – 11; 13 – 9.

М О Р Ф О Л О Г И Я

Система частей речи в русском языке

Раздел науки о языке, изучающий слова как части речи, называется МОРФОЛОГИЯ.

Все слова в русском языке можно распределить по группам, которые называются частями речи.

ЧАСТИ РЕЧИ – это группы слов, объединенные грамматическими и морфологическими признаками и синтаксической ролью.

ОБЩИЕ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ – это признаки, одинаковые для всех слов, относящихся к одной части речи. Например, для имен существительных – это значение предмета, для глагола – действие и т.д.

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ – это общие свойства, постоянные и непостоянные признаки, по которым слова одной части речи делятся на группы. Каждая часть речи имеет свои морфологические признаки. Например, для имени существительного – род, число, падеж, склонение и другие, для глагола – время, лицо, наклонение, спряжение и другие.

СИНТАКСИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ указывают на способность частей речи сочетаться в предложении со словами других частей речи и выступать в роли определённого члена предложения. Например, имена прилагательный чаще всего в предложении являются определением, глаголы – сказуемым, наречие – обстоятельством.

Все части речи делятся на самостоятельные, служебные и междометия.

ЧАСТИ РЕЧИ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ Междометие Существительное Наречие Прилагательное Предлог Числительное Союз Местоимение Частица Глагол

ЧАСТИ РЕЧИ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ

Междометие

Существительное

Наречие

Прилагательное

Предлог

Числительное

Союз

Местоимение

Частица

Глагол

ПРОЧИТАЙТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. КАКАЯ ТЕМА ИХ ОБЪЕДИНЯЕТ? ПОЧЕМУ СОВОКУПНОСТЬ ЭТИХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ НЕ ВОСПРИНИМАЕТСЯ КАК ТЕКСТ?  В ней не ушибёш(?)ся больно. В Древней Руси любили (не)крашеное дерево — тёплое и нежное при пр..к..сновении. Дерево всегда тёплое, в нём есть что(то) человеческое. В ней вещ(?) не встретит руки хозяина или гостя (не)ожиданным холодом. 4  И до сих пор деревенская изба полна деревя(н, нн)ых вещей. (По Д. Лихачёву) ПЕРЕСТАВЬТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ТАК, ЧТОБЫ ПОЛУЧИЛСЯ ТЕКСТ.  В Древней Руси любили некрашеное дерево — тёплое и нежное при прикосновении. И до сих пор деревенская изба полна деревянных вещей. В ней не ушибёшься больно. В ней вещь не встретит руки хозяина или гостя неожиданным холодом. Дерево всегда тёплое, в нём есть что-то человеческое.

ПРОЧИТАЙТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. КАКАЯ ТЕМА ИХ ОБЪЕДИНЯЕТ? ПОЧЕМУ СОВОКУПНОСТЬ ЭТИХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ НЕ ВОСПРИНИМАЕТСЯ КАК ТЕКСТ?

В ней не ушибёш(?)ся больно. В Древней Руси любили (не)крашеное дерево — тёплое и нежное при пр..к..сновении. Дерево всегда тёплое, в нём есть что(то) человеческое. В ней вещ(?) не встретит руки хозяина или гостя (не)ожиданным холодом. 4 И до сих пор деревенская изба полна деревя(н, нн)ых вещей.

(По Д. Лихачёву)

ПЕРЕСТАВЬТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ТАК, ЧТОБЫ ПОЛУЧИЛСЯ ТЕКСТ.

В Древней Руси любили некрашеное дерево — тёплое и нежное при прикосновении. И до сих пор деревенская изба полна деревянных вещей. В ней не ушибёшься больно. В ней вещь не встретит руки хозяина или гостя неожиданным холодом. Дерево всегда тёплое, в нём есть что-то человеческое.

СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР В ней вещь не встретит руки хозяина или гостя неожиданным холодом. В ком? Чего? Кого? Кого? Чем? Каким? В ней – существительное + предлог вещь – существительное не встретит – глагол руки – существительное хозяина – существительное или – союз гостя – существительное неожиданным – прилагательное холодом – существительное Повествовательное. Невосклицательное. Простое. Двусоставное. Полное. Распространённое. Осложнено

СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР

В ней вещь не встретит руки хозяина или гостя неожиданным холодом.

В ком?

Чего?

Кого?

Кого?

Чем?

Каким?

В ней – существительное + предлог

вещь – существительное

не встретит – глагол

руки – существительное

хозяина – существительное

или – союз

гостя – существительное

неожиданным – прилагательное

холодом – существительное

Повествовательное.

Невосклицательное.

Простое.

Двусоставное.

Полное.

Распространённое.

Осложнено

С ПОМОЩЬЮ КАКИХ СЛОВ СВЯЗАНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ В ТЕКСТЕ, КОТОРЫЙ У ВАС ПОЛУЧИЛСЯ?  1)В Древней Руси любили некрашеное дерево — тёплое и нежное при прикосновении. 2)И до сих пор деревенская изба полна деревянных вещей. 3)В ней не ушибёшься больно. 4)В ней вещь не встретит руки хозяина или гостя неожиданным холодом. 5)Дерево всегда тёплое, в нём есть что-то человеческое. Предложение 2 связано с предложением 1 однокоренными словами дерево, деревянных и союзом и; предложение 3 связано с предыдущим личным местоимением в ней; предложение 4 связано с 3-им путём повтора местоимения; предложение 5 связано с предыдущим с помощью антонимов холод – тепло.

С ПОМОЩЬЮ КАКИХ СЛОВ СВЯЗАНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ В ТЕКСТЕ,

КОТОРЫЙ У ВАС ПОЛУЧИЛСЯ?

1)В Древней Руси любили некрашеное дерево — тёплое и нежное при прикосновении. 2)И до сих пор деревенская изба полна деревянных вещей.

3)В ней не ушибёшься больно. 4)В ней вещь не встретит руки хозяина или гостя неожиданным холодом. 5)Дерево всегда тёплое, в нём есть что-то человеческое.

  • Предложение 2 связано с предложением 1 однокоренными словами дерево, деревянных и союзом и;
  • предложение 3 связано с предыдущим личным местоимением в ней;
  • предложение 4 связано с 3-им путём повтора местоимения;
  • предложение 5 связано с предыдущим с помощью антонимов холод – тепло.
 Прочитайте и проанализируйте слова с точки зрения морфологии. По какому признаку их можно распределить на группы? Запишите слова соответствующими группами. Книга, читать, чтение, двое, интересный, интерес, интересоваться, тридцать пять, радость, радостный, радоваться, что‑то, бодрость, бодрый, знать, знание, свой, три, троечник, тройка, утроить, петь, пение, сколько, синева. СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ ГЛАГОЛЫ ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ ПРИЛАГАТЕЛЬ МЕСТОИМЕНИЯ НЫЕ

Прочитайте и проанализируйте слова с точки зрения морфологии. По какому признаку их можно распределить на группы? Запишите слова соответствующими группами.

Книга, читать, чтение, двое, интересный, интерес, интересоваться, тридцать пять, радость, радостный, радоваться, что‑то, бодрость, бодрый, знать, знание, свой, три, троечник, тройка, утроить, петь, пение, сколько, синева.

СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ

ГЛАГОЛЫ

ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ

ПРИЛАГАТЕЛЬ

МЕСТОИМЕНИЯ

НЫЕ

СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ ГЛАГОЛЫ ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ  ПРИЛАГАТЕЛЬ  НЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ               книга, чтение, интерес, радость, бодрость, знание, троечник, тройка, пение, синева читать, интересоваться,радоваться, утроить, знать, петь двое, тридцать пять, три интересный, радостный, бодрый что-то, свой, сколько Назовите морфологические признаки , по которым изменяются эти части речи. по родам, числам и падежам (свой) или только по падежам. по родам, числам и падежам изменяются по числам и падежам по временам, лицам и числам по падежам

СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ

ГЛАГОЛЫ

ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ

ПРИЛАГАТЕЛЬ

НЫЕ

МЕСТОИМЕНИЯ

книга, чтение, интерес, радость, бодрость, знание, троечник, тройка, пение, синева

читать, интересоваться,радоваться, утроить, знать, петь

двое, тридцать пять, три

интересный, радостный, бодрый

что-то, свой, сколько

Назовите морфологические признаки , по которым изменяются эти части речи.

по родам, числам и падежам (свой) или только по падежам.

по родам, числам и падежам

изменяются по числам и падежам

по временам, лицам и числам

по падежам

Расставьте необходимые знаки препинания и объясните пропущенные орфограммы. 1) Вот бега Е т дв О ровый мальчик, в салазки Жучку п О садив, себя в коня пр Е образив. 2) Увы, на разные з А бавы я много жизни п О губил! 3) Ура! Мы ломим гнутся шведы! 4) Лош А ди были давно готовы , а мне не хотелось ра СС таватся со см О трителем и его дочкой. 1) Вот бега..т дв..ровый мальчик, в салазки Жучку п..садив, себя в коня пр..образив. 2) Увы, на разные з..бавы я много жизни п..губил! 3) Ура! Мы ломим гнут(?)ся шведы! 4) Лош..ди были давно готовы а мне не хотелось ра(с, сс)тават(?)ся со см..трителем и его дочкой. Назовите служебные слова. Какие из них служат для связи слов в словосочетании? предлоги НА, В, СО Какие — для связи отдельных слов в предложении и частей сложного предложения? Какое слово употреблено в значении указания? союз а служит для связи частей сложного предложения,  союз и – для связи однородных членов, частица вот употреблена в значении указания.

Расставьте необходимые знаки препинания и

объясните пропущенные орфограммы.

1) Вот бега Е т дв О ровый мальчик, в салазки Жучку п О садив, себя в коня пр Е образив. 2) Увы, на разные з А бавы я много жизни п О губил! 3) Ура! Мы ломим гнутся шведы! 4) Лош А ди были давно готовы , а мне не хотелось ра СС таватся со см О трителем и его дочкой.

1) Вот бега..т дв..ровый мальчик, в салазки Жучку п..садив, себя в коня пр..образив. 2) Увы, на разные з..бавы я много жизни п..губил! 3) Ура! Мы ломим гнут(?)ся шведы! 4) Лош..ди были давно готовы а мне не хотелось ра(с, сс)тават(?)ся со см..трителем и его дочкой.

Назовите служебные слова. Какие из них служат для связи слов в словосочетании?

предлоги НА, В, СО

Какие — для связи отдельных слов в предложении и частей сложного предложения? Какое слово употреблено в значении указания?

союз а служит для связи частей сложного предложения,

союз и – для связи однородных членов,

частица вот употреблена в значении указания.

Какие неизменяемые слова, употреблённые в предложениях, выражают чувства, эмоции? 1) Вот бега Е т дв О ровый мальчик, в салазки Жучку п О садив, себя в коня пр Е образив. 2) Увы, на разные з А бавы я много жизни п О губил! 3) Ура! Мы ломим гнутся шведы! 4) Лош А ди были давно готовы , а мне не хотелось ра СС тават Ь ся со см О трителем и его дочкой. Неизменяемые слова, которые выражают чувства, эмоции: увы, ура. Расставаться – глагол, (что делать?), инфинитив. II. Постоянные признаки: - 1-е спряжение - непереходный - несовершенный вид Непостоянные признаки: - изъявительное наклонение. III. Не хотелось (чего?) расставаться МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР Расставаться

Какие неизменяемые слова, употреблённые в предложениях, выражают чувства, эмоции?

1) Вот бега Е т дв О ровый мальчик, в салазки Жучку п О садив, себя в коня пр Е образив. 2) Увы, на разные з А бавы я много жизни п О губил! 3) Ура! Мы ломим гнутся шведы! 4) Лош А ди были давно готовы , а мне не хотелось ра СС тават Ь ся со см О трителем и его дочкой.

Неизменяемые слова, которые выражают чувства, эмоции: увы, ура.

  • Расставаться – глагол, (что делать?), инфинитив.

II. Постоянные признаки:

- 1-е спряжение

- непереходный

- несовершенный вид

Непостоянные признаки:

- изъявительное наклонение.

III. Не хотелось (чего?) расставаться

МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР

Расставаться

Слова служебных частей речи  не имеют лексической самостоятельности, т. е. не называют предметы, их действия и признаки, не указывают на них и не являются членами предложения. Употребляются: для выражения различных оттенков значения для выражения различных связей между предложениями или частями сложных предложений (союзы) между словами в предложении (предлоги и союзы) частицы   только, вот, же, не  и др. Особые группы слов, не относящихся ни к знаменательным, ни к служебным частям речи, составляют междометия и звукоподражательные слова ( ура, увы, эх  и др.).

Слова служебных частей речи  не имеют лексической самостоятельности, т. е. не называют предметы, их действия и признаки, не указывают на них и не являются членами предложения. Употребляются:

для выражения различных оттенков значения

для выражения различных связей

между предложениями или частями сложных предложений (союзы)

между словами в предложении (предлоги и союзы)

частицы

  только, вот, же, не  и др.

Особые группы слов, не относящихся ни к знаменательным, ни к служебным частям речи, составляют междометия и звукоподражательные слова ( ура, увы, эх  и др.).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!