СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Морфология русской сказки в классической литературе XIX в. Использование карт В.Я. Проппа ( на примере повести Л.Н. Толстого "Кавказский пленник")

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке приведён пример использования карт В.Я. Проппа  в изучении художественных произведений 19 века.

Просмотр содержимого документа
«Морфология русской сказки в классической литературе XIX в. Использование карт В.Я. Проппа ( на примере повести Л.Н. Толстого "Кавказский пленник")»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

СОШ №12 ст.Незлобной















Морфология русской сказки в классической литературе XIX в.
Использование карт В.Я. Проппа
(на примере повести Л.Н.Толстого

«Кавказский пленник»)













Работу выполнили:

ученица 5 «В» кл. Солнышкина Алина

ученица 5 «В» кл. Красина Анна


Рук. проекта : учитель русского языка и литературы Бережная Н.Н.




2023-24 уч.год


ВВЕДЕНИЕ

Владимир Яковлевич Пропп собиратель фольклора, филолог. Родился в 1895 году в Санкт- Петербурге. Внёс огромный вклад в исследование сказок.

Автор известной научной работы «Морфология волшебной сказки».

Владимир Яковлевич в результате исследований обратил внимание, что волшебная сказка строится из набора сказочных ситуаций, теперь их называют «карты Проппа».

Такие ситуации – это своего рода кубики или карточки, из которых можно собрать любую сказку.

Таких карточек получилось 28. Одна карта- это определённое событие сказки. Можно сказать, что это своего рода сказочный конструктор. Из событий, как из кирпичиков складывается здание сказки. Их разная последовательность и расположение даёт возможность придумывать бесконечное количество сказочных историй.

Наша работа посвящена тому, как «карты Проппа» можно использовать, изучая произведения классической литературы. Для этого мы взяли повесть Л.Н. Толстого «Кавказский пленник».

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Гипотеза: произведения русской литературы 19 века имеют признаки народной волшебной сказкой.

Цель: показать на примере повести «Кавказский пленник» Л.Н. Толстого связь художественных произведений с народной волшебной сказкой.

Задачи:

  • перечитав повесть, отобрать необходимые карты для дальнейшей работы;

  • путём наложения «карт Проппа» на сюжет повести найти общее между сказкой и произведением Л.Н.Толстого;

В результате проведённой работы удалось обнаружить следующее:

Как и в волшебной сказке повесть начинается с того что жил - был герой по фамилии Жилин. Его особыми обстоятельствами стала болезнь матери и просьба приехать повидаться, а заодно и жениться. Герой принимает решение ехать.

Служил на Кавказе офицером один барин. Звали его Жилин. Пришло раз ему письмо из дома. Пишет ему старуха мать: «Стара я уж стала, и хочется перед смертью повидать любимого сынка. Приезжай со мной проститься, похорони, а там и с богом, поезжай опять на службу. А я тебе и невесту приискала: и умная, и хорошая, и именье есть. Полюбится тебе, может и женишься и совсем останешься». …….Пошёл он к полковнику, выправил отпуск, простился с товарищами, поставил своим солдатам четыре ведра водки на прощанье и собрался ехать.



В то время на Кавказе была война и ехать нужно было в сопровождении вооружённых солдат. Вместе ещё с одним офицером, по фамилии Костылин, Жилин решает ехать быстрее и тем самым нарушает правила безопасности.

Только глядь, — а перед самым им, на десятину места, стоят татары верхами, — человек тридцать. Он увидал, стал назад поворачивать; и татары его увидали, пустились к нему, сами на скаку выхватывают ружья из чехлов. Припустил Жилин под кручь во все лошадиные ноги, кричит Костылину:— Вынимай ружье! — а сам думает на лошадь свою: «Матушка, вынеси, не зацепись ногой, спотыкнешься — пропал. Доберусь до ружья, я им не дамся».А Костылин, заместо того чтобы подождать, только увидал татар, — закатился, что есть духу, к крепости. Плетью ожаривает лошадь то с того бока, то с другого. Только в пыли видно, как лошадь хвостом вертит. Жилин видит — дело плохо.

Таким образом Жилин попадает в плен.

Дальше у Жилина, как и у сказочного героя, возникают препятствия, которые ему нужно преодолеть, чтобы вернуться живым. Почти сразу он принимает решение бежать из плена. Ищет способ достижения цели, но враг тоже действует ( горцы заковывают его в колодки, следят за ним, чтобы он не сбежал). У Жилина появляется друг- помощник, девочка Дина, которая в конце концов помогает Жилину сбежать. Преодолев множество препятствий, как и в сказке, ( колодки на ногах, неудачный побег, почти безвыходная ситуация, когда он оказался в яме и его вместе с Костылиным должны были казнить ) главный герой выходит победителем из всех ситуаций и возвращается в крепость или, если следовать «картам Проппа» , домой.

Только подумал — глядь: налево, на бугре, стоят трое татар, десятины на две. Увидали его, — пустились к нему. Так сердце у него и оборвалось. Замахал руками, закричал что было духу своим:— Братцы! выручай! братцы! Услыхали наши, — выскочили казаки верховые. Пустились к нему — на перерез татарам. …Испугались татары, — не доезжаючи, стали останавливаться. И подбежал Жилин к казакам. Окружили его казаки, спрашивают: «кто он, что за человек, откуда?» А Жилин сам себя не помнит, плачет и приговаривает:— Братцы! Братцы! Выбежали солдаты, обступили Жилина; кто ему хлеба, кто каши, кто водки, кто шинелью прикрывает, кто колодку разбивает. Узнали его офицеры, повезли в крепость. Обрадовались солдаты, товарищи собрались к Жилину. Рассказал Жилин, как с ним всё дело было и говорит:— Вот я и домой съездил, женился! Нет, уж, видно, не судьба моя. И остался служить на Кавказе. А Костылина только еще через месяц выкупили за пять тысяч. Еле живого привезли.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом из 28 карт Проппа в повести Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» мы обнаружили 20 карт. Подводя итог, можно сделать вывод, что произведения русской литературы 19 века имеют признаки народной волшебной сказкой.






















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!