СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мотивация как фактор повышения качества физкультурно-оздоровительной деятельности в дошкольной образовательной организации

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья посвящена проблеме повышения качества физкультурно-оздоровительной деятельности в дошкольной образовательной организации, которая в настоящее время является весьма актуальной. Автор рассматривает мотивацию как фактор  повышения качества физкультурно-оздоровительной деятельности в дошкольном учреждении. В статье представлены результаты исследования состояния мотивации участников образовательного процесса на продукт физкультурно-оздоровительной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Мотивация как фактор повышения качества физкультурно-оздоровительной деятельности в дошкольной образовательной организации»

МОТИВАЦИЯ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Соколова А.С.

MOTIVATION AS A FACTOR OF IMPROVING THE QUALITY OF PHYSICAL ACTIVITY IN PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

Sokolova A.S.

Аннотация. Статья посвящена проблеме повышения качества физкультурно-оздоровительной деятельности в дошкольной образовательной организации, которая в настоящее время является весьма актуальной. Автор рассматривает мотивацию как фактор повышения качества физкультурно-оздоровительной деятельности в дошкольном учреждении. В статье представлены результаты исследования состояния мотивации участников образовательного процесса на продукт физкультурно-оздоровительной деятельности.

Abstract. The article is devoted to the problem of improving the quality of sports and recreational activities in preschool educational organization, which is currently very relevant. The author considers motivation as a factor of improving the quality of sports and recreational activities in preschool. The article presents the results of the study of the state of motivation of the participants of the educational process for the product of sports and recreational activities.

Ключевые слова: мотивация, качество, физкультурно-оздоровительная деятельность, качество физкультурно-оздоровительной деятельности, готовность педагогов к осуществлению физкультурно-оздоровительной деятельности в дошкольной образовательной организации.

Keywords: motivation, quality, health activities, quality physical activity, the willingness of teachers to implement physical activity in preschool educational organizations.

Сегодня одной из ключевых является проблема сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения. Свое отражение данная проблема находит в содержании ряда государственных документов, а именно Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», Национальной доктрине образования в Российской Федерации, Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.

Современная ситуация диктует новые требования к решению проблемы сохранения и поддержания здоровья детей, что обуславливает необходимость формирования мотивации к здоровьесбережению с детства, активной позиции по сохранению и укреплению своего здоровья, отношения к здоровью как одной из важнейших ценностей.

В настоящее время мотивация как психическое явление трактуется по-разному. Ж. Годфруа представляет мотивацию совокупностью факторов, которые поддерживают и направляют, т.е. определяют поведение и деятельность [1]. К.К. Платонов под мотивацией понимает как совокупность мотивов [5]. По мнению Е.П. Ильина, мотивация является побуждением, вызывающим активность организма и определяющим ее направленность [2].

Н.М. Полетаева предлагает мотивацию здорового образа жизни оценивать как один из гуманистических критериев качества образования педагогов [6]. Т.Ф. Орехова, изучая образование как «средообусловливающее пространство» здорового образа жизни субъектов педагогического процесса, рассматривает готовность к здоровьетворению и здоровый образ жизни педагогов в качестве принципиально важного условия сохранения и укрепления здоровья детей [4].

Опираясь на исследования З.П. Красношлык, выяснили, что готовность к осуществлению физкультурно-оздоровительной деятельности в дошкольной образовательной организации является целостным интегральным образованием личности, отражающим готовность к здоровьеформирующей, здоровьесберегающей деятельности и включающим в себя когнитивный, операционный и мотивационно-ценностный компоненты. Мотивационно-ценностный компонент включает ценностное отношение к собственному здоровью и здоровью своих воспитанников; осознание необходимости ведения здорового образа жизни, внутреннюю мотивацию к здоровому образу жизни и формированию его основ у детей дошкольного возраста; стремление к личностному и профессиональному совершенствованию [3].

На базе МБДОУ «Россияночка» п. Чернянка мы провели исследование мотивации участников образовательного процесса на продукт физкультурно-оздоровительной деятельности. В исследовании принимали участие 56 детей старшего дошкольного возраста (старшая и подготовительная к школе группа), 56 родителей (законных представителей) и 15 педагогов дошкольной организации.

Для изучения мотивации профессиональной деятельности педагогов использовалась методика К. Замфир в модификации А.А. Реана «Мотивация профессиональной деятельности». Согласно полученным результатам, преобладающей в педагогическом коллективе является внешняя отрицательная мотивация, ее средний коэффициент составил 143, что больше значений внешней положительной (141,3) и внутренней мотивации (107,5).

Для оценки эффективности физкультурно-оздоровительной деятельности в детском саду воспитателям была предложена анкета. Педагоги не в полной мере используют потенциал физкультурно-оздоровительной деятельности в своей практике. Они не мотивированы к осуществлению здоровьесберегающей деятельности в детском саду, формы взаимодействия с родителями однообразны и неэффективны, взаимодействие с медицинскими работниками осуществляется не должным образом, основная образовательная программы в полной мере не реализует задачи здоровьесберегающей деятельности, формы работы с детьми однотипны, формы информационно-просветительской деятельности отличаются однообразием и т.д.

Для изучения уровня сформированности мотивации у родителей воспитанников к физкультурно-оздоровительной деятельности предложена анкета. Опрошенные родители не ориентированы и не мотивированы к осуществлению и взаимодействию с ДОУ по проблеме реализации физкультурно-оздоровительной деятельности в дошкольной организации. По мнению родителей, ответственность за здоровье детей лежит на семье и всех сотрудниках детского сада, у большинства отмечается наличие вредных привычек, они осознают значимость ведения здорового образа жизни детей и семьи в целом, демонстрируют позицию требовательности со стороны дошкольного учреждения – необходимость различных форм сотрудничества ДОУ и семьи и т.д.

С целью выявления представлений о здоровом образе жизни у дошкольников, как показателя уровня сформированности мотивации к сохранению и укреплению здоровья, предлагали провести беседу, предложенную В.Г. Кудрявцевым. По результатам беседы с детьми, можно сделать вывод о том, что представления о здоровом образе жизни недостаточно сформированы примерно у половины детей. Треть детей имеют допустимый уровень представлений о здоровом образе жизни, они понимают, что такое «здоровый образ жизни», но не все имеют представление, как сформировать его. Они не имеют полного представления о здоровье, о здоровом образе жизни, не знают, как поддерживать свое здоровье в полном порядке и как сформировать у себя здоровый образ жизни. Некоторые дети не имеют элементарных представлений о здоровом образе жизни и о том, как сформировать его.

Таким образом, мотивация является важным фактором, повышающим качество физкультурно-оздоровительной деятельности в дошкольной образовательной организации. Недостаточная мотивированность участников образовательных отношений – педагогов, родителей, детей, ведет к снижению результативности физкультурно-оздоровительной деятельности, осуществляемой в дошкольной организации.


Литература

  1. Готфруа Ж. Что такое психология? URL: http://www.medpsy.ru/meds/meds279.php (дата обращения: 13.03.2019)

  2. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб, 2006. – 512 с.

  3. Красношлык З.П. Подготовка будущих педагогов дошкольного образования к формированию основ здорового образа жизни у детей //Современные технологии в образовании. – 2013. – № 13. – С. 83-87.

  4. Орехова Т.Ф. Образование как средообусловливающее пространство здорового образа жизни субъектов педагогического процесса: автореферат дис. ... док-ра пед. наук. – Магнитогорск, 2004. – 46 с.

  5. Платонов К.К. Занимательная психология URL: http://www.e-reading.club/book.php?book=1020226 (дата обращения: 13.03.2019)

  6. Полетаева Н.М. Мотивация личностно-профессионального развития педагога //Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. – 2014. – С. 30-39.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!