Кировское областное государственное общеобразовательное автономное учреждение «Лицей естественных наук»
Пособие к интеллектуальному естественнонаучному квизу для учащихся 6 классов «Мозгобойня для юных уникумов»
Елькина Екатерина Дмитриевна
ученица 9 класса, КОГОАУ ЛЕН, г. Киров
Исупова Анастасия Викторовна
студентка ВятГУ,
педагогический факультет с двумя профилями биология/химия, г. Киров
г. Киров, 2023
«Мозгобойня для юных уникумов»: интеллектуальный естественнонаучный квиз для учащихся 6 классов
Мозгобойня – это интеллектуально-развлекательные шоу, проводимые в форме викторины, а иначе именуемые как квизы, впервые появились в Великобритании несколько десятилетий назад и со временем обрели огромную популярность по всему миру.
Данный квиз решает множество актуальных проблем:
1.Быстро и качественно задействовать работу мозга, за счет ограниченного времени для ответа на вопрос и присутствия соперников.
2.С пользой организовать досуг школьников.
3.Научить детей работать в команде, проявлять лидерские качества.
4.Развить творческие способности учащихся.
Несомненно, игра будет полезна школьникам, она поможет в полной мере раскрыть свои интеллектуальные возможности, научиться командной работе и просто интересно и увлекательно провести время.
Игра — инстинктивный способ получения и развития навыков людьми в момент отсутствия непосредственной угрозы. Это самый древний вид обучения, получивший признание и широкую популярность среди детей всех возрастов. Игры направленны не только на развлечение, но и на познание и запоминание определенного учебного и общеобразовательного материала. С помощью игры мы можем научить детей работать сообща, в команде. Ребята станут более сплоченными и за счёт присутствия конкуренции и соперничества будут стремиться к победе максимально задействовав все свои умственные ресурсы.
«Мозгобойня для юных уникумов» – это интеллектуальная игра, естественнонаучный квиз с помощью которого, школьники смогут продемонстрировать свою эрудированность в различных предметах. В содержание игры были включены различные вопросы, позволяющие проверить общее развитие, знания и понимание предметов, связанных с природой, явлениями и веществами, в частности биологии и химии. Был выбран лаконичный и тематический дизайн, вновь возвращающий нас к тематике проекта. А яркие и красочные слайды, непременно привлекут внимание детей и не заставят скучать.
Данная игра будет подходящей для различной деятельности, классных часов, чаепитий и многих других мероприятий школьников. Наш увлекательный квиз состоит из 6 туров, каждый тур содержит по 5 вопросов совершенно различного типа, структуры и направленности.
Наши туры имеют название, кратко и понятно описывающие содержание вопросов: «Химия как наука», «Химические формулы и элементы», «Химическая лаборатория», «Химия и искусство», «Естественные науки», «Человек и природа».
Каждый тур содержит 5 вопросов, связанных с определенным поправлением и структурой вопроса: первый вопрос в туре – интеллектуальный вопрос, связан с знанием общих сведений в определенной сфере химии, биологии; второй вопрос – цитаты великих людей о науке; третий вопрос – выбери ложный, неверный факт о науке; четвертый – соотношение; пятый – найди логику.
Перед началом игры учащимся необходимо разделиться на команды от 3 до 10 человек, в течении двух минут придумать название команды. Количество команд может быть совершенно любым, но не менее двух.
Игра начинается с оглашения правил, и далее начинается демонстрация вопросов, которые, зачитываются ведущим два раза, после чего участникам дается по одной минуте на обсуждение пяти вопросов.
Участникам выдаются бланки ответов и за данное время ответы должны быть внесены в соответствие с вопросами. После окончания времени бланки сдаются жури на проверку, а ведущий демонстрирует ответы на вопросы.
После завершения всех туров, жюри подсчитывает количество набранных баллов каждой командой, баллы вносятся в итоговую таблицу. За правильный ответ команда получает -1 балл, и соответственно за неверный ответ – 0 баллов. Весь тур оценивается в максимум - 5 баллов, а игра в максимально возможные – 30 баллов. Выигрывает команда, набравшая большее количество баллов за игру. Если команды набирают одинаковое количество баллов, то первенство одерживает команда набравшая большее количество баллов в последнем туре.
Наша игра поможет учащимся узнать много нового и интересного в естественнонаучных областях, расширить свой кругозор в предметах химия и биология.
Материально – техническое оснащение:
• ноутбук, мультимедийный проектор, проекционная доска, столы, стулья.
• белая бумага, ручки.
Дидактическое обеспечение:
• мультимедийная презентация,
• раздаточный материал
В кабинете (актовом зале) столы и стулья расставлены таким образом, чтобы каждая команда сидела отдельно от других
Ход игры:
Ведущий: Добрый день, дорогие учащиеся! Сегодня нас с вами собрал интеллектуальный естественно научный квиз «Мозгобойня для юных уникумов». Сегодня вы сможете проверить свои знания в различных областях, эрудицию, смекалку, сообразительность, а также побороться за звание победителя игры.
И для начала я предлагаю вам придумать название вашей команды. На это вам дается буквально 2 минуты. Время пошло!
Команды придумывают названия
(так же возможно, чтобы команды придумали названия заранее, тогда на столы команд заранее можно повесить таблички с названием команды)
Ведущий: Давайте же познакомимся с нашими командами!
Объявление команд
Ведущий: Теперь, когда мы познакомились, хочу вас познакомить с правилами игры. Сейчас вас ожидает 6 раундов по 5 вопросов. Все раунды разные и я буду знакомить вас с ними по ходу игры. Главное во всех раундах это то, что я буду задавать вопросы по очереди. На решение каждого вопроса вам дается ровно минута. Правильный ответ вы записываете в специальный бланк под номером разыгрываемого вопроса (приложение 1). После этого я сразу перехожу к следующему вопросу. Когда я задам вам все 6 вопросов, начнется отсчет 100 секунд, и я повторю подряд все вопросы. И если вы не ответили на них сразу, то именно эти секунды - возможность для вас дописать ответы. Так что хочу обратить ваше внимание на то, что у вас есть просто чистые листочки. На них вы можете фиксировать вопросы и ответы. Не забывайте, «Мозгобойня для юных уникумов» - это командная игра. Обсуждайте все ответы всей командой, не бойтесь предлагать самые нелепые варианты ответов. Но то, что вы напишете в итоге в бланке ответов – исправить уже будет нельзя. По истечению 100 секунд времени листочки вы сдаете членам жюри (члены жюри проверяют правильность и выставляют баллы в итоговую таблицу – приложение 2)
Ответы будут объявляться сразу после каждого раунда.
И еще одно важное замечание – во время игры запрещено пользоваться шпаргалками, сотовыми телефонами. За это будут сразу сниматься баллы за текущий раунд.
Итак, правила игры вам понятны? Переходим к первому туру!
1 тур – «Химия как наука»
Вопрос 1. Тема: «Интеллектуальный вопрос»
• Периодом становления химии как науки является?
III век
III – XVII века
XVII – XVIII века
XVIII – XIX века
XIX век
Вопрос 2. Тема: «Цитаты великих людей»
• Вставьте пропущенное слово.
«Химия занимается …, а не телами» – Д.И. Менделеев
Вопрос 3. Тема: «Ложный факт»
• 1) Химия – наука, изучающая превращения веществ
2) Химия – наука, изучающая строение и состав веществ
3) Химия – наука, изучающая явления природы
Вопрос 4. Тема: «Соотношение»
• Автор:
А) М.В.Ломоносов
Б) А.М.Бутлеров
В) Д.И.Менделеев
Изобретение:
1) Теория строения органических веществ
2) Периодическая система
3) Толкование химических явлений
Вопрос 5. Тема: «Найди логику»
Что общего
«На слайде представлены картинки»
«Листочки сдаются»
2 тур – «Химические формулы и элементы»
Вопрос 1. Тема: «Интеллектуальный вопрос»
• Первый элемент периодической системы Д.И. Менделеева?
Вопрос 2. Тема: «Цитаты великих людей»
• Вставьте пропущенное слово.
«Радий не должен обогащать никого. Это ... Он принадлежит всему миру» -
М. Складовская-Кюри
Вопрос 3. Тема: «Ложный факт»
Реакция обмена: H2SO4 = H2O + SO3
Реакция замещения: Zn + H2SO4 = ZnSO4 + H2
Реакция соединения: C + O2 = CO2
Вопрос 4. Тема: «Соотношение»
• Распределите формулы на классы
КИСЛОТ, ОКСИДОВ и ОСНОВАНИЙ:
P₂O₅, Cu(OH)₂, HCl, NaOH, H₂SO₄, Al₂O₃
Вопрос 5. Тема: «Найди логику»
• Составьте слова
«На экране представлены различные элементы, из которых нужно составить три слова на английском языке связанные с химией»
«Листочки сдаются»
Тур 3 – «Химическая лаборатория»
Вопрос 1. Тема: «Интеллектуальный вопрос»
• Какую синюю бумагу можно перекрасить в красный цвет?
Как это сделать?
Вопрос 2. Тема: «Цитаты великих людей»
• Вставьте слово.
«Никаким количеством … нельзя доказать теорию, но достаточно одного …, чтобы её опровергнуть» - А.Энштейн
Вопрос 3. Тема: «Ложный факт»
• 1) Фейерверк был изобретен китайским поваром
2) Желудочный сок состоит из яблочного сока и уксусной кислоты
3) В океане содержится золото
Вопрос 4. Тема: «Соотношение»
Метиловый оранжевый
Среда:
1) Кислая
2) Нейтральная
3) Щелочная
Цвет:
Оранжевый
Желтый
Розовый
Вопрос 5. Тема: «Найди логику»
• Найдите нарушение техники безопасности в лаборатории:
«Представлены картинки»
Тур 4 – «Химия и искусство»
Вопрос 1. Тема: «Интеллектуальный вопрос»
• Химики утверждали, что секрет ЕЁ прочности в том, что блоки скрепляются специальным раствором на основе риса. Назовите ЕЁ.
Вопрос 2. Тема: «Цитаты великих людей»
• Вставьте слово.
«Искусство и … - это как два глаза человеческой культуры» - Ю.М. Лотман
Вопрос 3. Тема: «Ложный факт»
• На картине «Огонь» Джузеппе Арчимбольдо изображен костер
В фильме «Radioactive» описывается жизнь двух химиков
В песне «The Elements» поется о химических элементах
Вопрос 4. Тема: «Соотношение»
• Личность:
А) А.А.Ливеровский
Б) А.П.Бородин
В) Д.И.Менделеев
Деятельность:
1) химик, музыкант
2) химик, педагог
3) химик, писатель
Вопрос 5. Тема: «Найди логику»
• Чем главный герой в фильме «Один дома – 2» смазывал веревку для поджигания, спасаясь от преступников?
«Представлены картинки-фрагменты из фильма»
«Листочки сдаются»
Тур 5 – «Естественные науки»
Вопрос 1. Тема: «Интеллектуальный вопрос»
• Как отличить химические явления от физических?
Вопрос 2. Тема: «Цитаты великих людей»
• Вставьте слово.
«Истинная наука не знает ни симпатий, ни антипатий: единственная цель её - …» -
У. Граве
Вопрос 3. Тема: «Ложный факт»
• Некоторые ящерицы имеют третий глаз
У улиток нет зубов
Виноград горит в микроволновке
Вопрос 4. Тема: «Соотношение»
• Соберите буквы в слова.
Выпишите название УГЛЕВОДА. «На слайде представлены буквы»
Вопрос 5. Тема: «Найди логику»
• Какой процесс описан?
«Представлены геометрические фигуры с фразами внутри»
«Листочки сдаются»
Тур 6 – «Человек и природа»
Вопрос 1. Тема: «Интеллектуальный вопрос»
• Какую кислоту широко применяют в быту, в пище, для получения лекарственных веществ?
Вопрос 2. Тема: «Цитаты великих людей»
• Объясните смысл фразы.
«Химик без носа рискует попасть в беду» - П. Леви
Вопрос 3. Тема: «Ложный факт»
• Фармацевт принимает товар, обеспечивает условия хранения лекарственных препаратов
Химик-эколог занимается осуществлением экологического контроля на предприятиях
Биохимик изучает биологические процессы в живых организмах
Вопрос 4. Тема: «Соотношение»
• Соль:
А) NaCl
Б) AgBr, AgCl
В) CaCO3
Применение:
1) образование известняка, мела
2) использование в фотографиях
3) пищевая добавка
Вопрос 5. Тема: «Найди логику»
• Что обозначают данные знаки?
«На слайде представлены картинки»
«Листочки сдаются»
Ведущий: Вот и подошла к концу наша игра «оглашают баллы, победителей, происходит награждение» …. Надеюсь вы зарядились позитивом и желанием познавать наш мир дальше. Спасибо за участие до новых встреч!
Ответы:
Тур 1 – «Химия как наука»
XVII-XVII века
Веществами
Химия не изучает явления природы
М.В.Ломоносов - Толкование химических явлений
А.М.Бутлеров - Теория строения органических веществ
Д.И.Менделеев - Периодическая система
5. Это всё реакции
Тур 2 – «Химические формулы и элементы»
Водород
Элемент
H2SO4 = H2O + SO3 - реакция разложения.
КИСЛОТЫ: HCl, H₂SO₄
ОКСИДЫ: P₂O₅, Al₂O₃
ОСНОВАНИЯ: Cu(OH)₂, NaO
Вода
Вкус
Реакция
Тур 3 – «Химическая лаборатория»
Лакмусовую бумагу можно перекрасить в красный цвет с помощью кислоты.
Эксперимента
Желудочный сок состоит из соляной кислоты и различных ферментов.
Кислая среда – розовый цвет
Нейтральная среда – оранжевый цвет
Щелочная среда – жёлтый цвет
На слайде представлена верная картинка
Тур 4 – «Химия и искусство»
Китайская стена
Химия
На картине изображено лицо человека, сделанное из различных предметов
А.А.Ливеровский – химик, писатель
А.П.Бородин – химик, музыкант
Д.И.Менделеев – химик, педагог
5. Главный герой смазывал веревку керосином.
Тур 5 – «Естественные науки»
При химических явлениях происходит превращение одних веществ в другие, а при физических – нет.
Истина
У улиток есть зубы
Углевод – крахмал; пролин; глицерин
Описан процесс фотосинтеза
Тур 6 – «Человек и природа»
Уксусную кислоту
Обоняние необходимо химику, так как некоторые опасные вещества можно определить только по запаху.
Биохимик изучает химические процессы в живых организмах.
NaCl – пищевая добавка
AgBr, AgCl – использование в фотографиях
CaCO3 - образование известняка, мела
Утилизировать как ТБО
Вторичная переработка
Изготовлено из пищевого пластика
Приложение 1
Бланк ответов
Тур |
Название команды |
Вопрос | Ответ |
Вопрос 1 | |
Вопрос 2 | |
Вопрос 3 | |
Вопрос 4 | |
Вопрос 5 | |
Приложение 2
Итоговая таблица результатов
Название команды | Количество очков за тур | 1 тур | 2 тур | 3 тур | 4 тур | 5 тур | 6 тур | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |