СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мультимедийное сопровождение занятия по литературе. Презентация «Роды и жанры литературы»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Литература занимает достаточно важное место в жизни любого человека. Чтобы более подробно ознакомиться с ее жанрами и родами, была создана данная мультимедийная презентация. Презентация «Роды и жанры литературы» сначала расскажет ученикам о том, что такое род литературы и ее жанр. Так, среди родов литературы есть драма, лирика и эпос. После этого в презентации рассмотрены основные жанры каждого из этих родов литературы, приведены их определения, наиболее яркие представители нашей страны вместе с их наиболее известными произведениями таких жанров. Почти все слайды презентации дополнены качественными иллюстрациями.

Просмотр содержимого презентации
«Теория литтературы.Роды и Жанры»

Роды и Жанры  литературы теория литературы Автор: Гизатулина О.И.- учитель русского языка и литературы Гулистанского колледжа Компьютерных и информационных технологий Г.Гулистан, Узбекистан

Роды и Жанры литературы

теория литературы

Автор: Гизатулина О.И.- учитель русского языка и литературы Гулистанского колледжа

Компьютерных и информационных технологий

Г.Гулистан, Узбекистан

Понятие литературного рода Понятие литературного жанра  классификация жанров на примерах  литературных произведений Театр в русской литературе и искусстве
  • Понятие литературного рода
  • Понятие литературного жанра
  • классификация жанров на примерах
  • литературных произведений
  • Театр в русской литературе и искусстве
РОДЫ ЛИТЕРАТУРЫ лирика эпос драма

РОДЫ ЛИТЕРАТУРЫ

лирика

эпос

драма

Род литературы

Род литературы

  • Литературный род – группа литературных произведений, вычленяемых по ряду единства признаков:
1 ) лирика – род литературы, отражающий жизнь при помощи изображения отдельных состояний, мыслей, чувств, впечатлений и переживаний человека. Характерная особенность – стихотворная речь, ритмичность, отсутствие фабулы, небольшой размер;

1 ) лирика – род литературы, отражающий жизнь при помощи изображения отдельных состояний, мыслей, чувств, впечатлений и переживаний человека. Характерная особенность – стихотворная речь, ритмичность, отсутствие фабулы, небольшой размер;

драма  эпос

драма

эпос

жанр Жанр - это сочетание своеобразных свойств , объединяющих произведения данного вида..  пример Басня имеет ряд устойчивых признаков: короткий сюжет, аллегория, мораль.

жанр

Жанр - это сочетание

своеобразных

свойств ,

объединяющих

произведения данного вида..

пример

Басня имеет ряд

устойчивых признаков:

короткий сюжет,

аллегория,

мораль.

басня рассказ Эпос повесть очерк роман-эпопея роман

басня

рассказ

Эпос

повесть

очерк

роман-эпопея

роман

Жанры литературы: эпические
  • Жанры литературы: эпические

- повесть – произведение, тяготеющее к последовательному изложению сюжета, ограниченное минимумом сюжетных линий;

- рассказ – небольшое прозаическое произведение в основном повествовательного характера, композиционно сгруппированное вокруг отдельного эпизода, характера;

- очерк – литературное произведение, основанное на фактах, документах, наблюдениях автора;

- роман – большое эпическое произведение, в котором изображается всесторонняя картина жизни множества людей в определенный период времени или целой человеческой жизни;  - роман-эпопея – самый крупный повествовательный жанр литературы, изображающий большой период исторического времени или значительное историческое событие в его масштабности и противоречивости;  - притча – небольшой рассказ нравоучительного характера, родственный басне.

- роман – большое эпическое произведение, в котором изображается всесторонняя картина жизни множества людей в определенный период времени или целой человеческой жизни;

- роман-эпопея – самый крупный повествовательный жанр литературы, изображающий большой период исторического времени или значительное историческое событие в его масштабности и противоречивости;

- притча – небольшой рассказ нравоучительного характера, родственный басне.

Поиски истины

Поиски истины

Роман — литературный  жанр , как правило, прозаически й , который предполагает развернутое повествование о жизни и развитии личности главного героя (героев) в кризисный/  нестандартный период его жизни.  Возможные варианты повествования: с рождения героя до его смерти («Парфюмер»П.Зюскинда); с рождения героя до выхода его/её жизни из кризисного состояния («Дэвид Копперфильд» Чарльз Диккенс , «Бремя страстей человеческих» Уильям Сомерсет Моэм);

Роман

литературный жанр , как правило, прозаически й , который предполагает развернутое повествование о жизни и развитии личности главного героя (героев) в кризисный/ нестандартный период его жизни.

Возможные варианты повествования:

  • с рождения героя до его смерти («Парфюмер»П.Зюскинда);
  • с рождения героя до выхода его/её жизни из кризисного состояния

(«Дэвид Копперфильд» Чарльз Диккенс ,

«Бремя страстей человеческих» Уильям Сомерсет Моэм);

  • с точки входа главного героя в кризисное состояние жизни до развязки («Преступление и наказание», Фёдор Достоевский).
Возникновение жанра  С историко-литературной точки зрения невозможно говорить о возникновении романа как жанра, поскольку по существу « роман » — это термин, перегруженный философскими и идеологическими значен иями и указывающий на целый комплекс относительно независимых явлений, не всегда связанных друг с другом генетически. «Возникновение романа» в этом смысле занимает целые эпохи, начиная с античности и заканчивая XVII (17) или даже XVIII (18) веком. Огромное значение при этом имели процессы усвоени я и поглощени я классов и типов из соседних литературных рядов. Ему было свойственно линейное изложение фактов и событий .

Возникновение жанра

С историко-литературной точки зрения невозможно говорить о возникновении романа как жанра, поскольку по существу « роман » — это термин, перегруженный философскими и идеологическими значен иями и указывающий на целый комплекс относительно независимых явлений, не всегда связанных друг с другом генетически. «Возникновение романа» в этом смысле занимает целые эпохи, начиная с античности и заканчивая XVII (17) или даже XVIII (18) веком. Огромное значение при этом имели процессы усвоени я и поглощени я классов и типов из соседних литературных рядов. Ему было свойственно линейное изложение фактов и событий .

По словам Джека Лондона,

По словам Джека Лондона, "рассказ — это… единство настроения, ситуации, действия".*

Рассказ

РАССКАЗмалая форма, произведение об одном событии в жизни персонажа.

Для рассказа характерны следующие черты:

  • небольшой объем;
  • в основу сюжета положено чаще всего одно событие, остальные лишь сюжетно очерчены автором;
  • малое число персонажей: как правило
  • один- два центральных героя;
  • автору интересна какая-то определенная тема;
  • решается какой-то один главный вопрос, остальные вопросы являются "производными" от главного. Владимир Набоков «Обида»

В этом произведении происходит

рассказ о событиях, судьбе героев(Васи, Тани, Пути), их поступках и приключениях, изображение внешней стороны происходящего (даже чувство обиды показано со стороны их внешнего проявления). Автор прямо выражает свое отношение к происходящему. Все это дает нам понять, что это рассказ.

рассказы Рассказ  – это малая форма, произведение об одном событии в жизни персонажа .

рассказы

Рассказ – это малая форма, произведение об одном событии в жизни персонажа .

Основные черты рассказа:  1).Небольшой объём;  2).В основу сюжета положено чаще всего одно событие, остальные лишь сюжетно очерчены автором;  3).Мало число персонажей:  как правило один – два центральных героя;  4).Автору интересна какая – то  определённая тема;  5).Решается какой – то один  главный вопрос;

Основные черты рассказа:

1).Небольшой объём;

2).В основу сюжета положено чаще всего одно событие, остальные лишь сюжетно очерчены автором;

3).Мало число персонажей:

как правило один – два центральных героя;

4).Автору интересна какая – то

определённая тема;

5).Решается какой – то один

главный вопрос;

Рассказ, как и повесть, так же вид повествовательной прозы и относится к эпическим жанрам. Если повесть назвать малой прозой, то рассказ это проза маленькая, «миниатюрная». Размер среднего рассказа варьируется от 2 до 50-70 печатных страниц.  В рассказе вы не сможете найти описания детства главного героя, такого подробного как повести, автор знакомит читателя с героем ровно на столько, чтобы читатель мог понимать, как сложилась описываемая в теперешний момент ситуация.

Рассказ, как и повесть, так же вид повествовательной прозы и относится к эпическим жанрам. Если повесть назвать малой прозой, то рассказ это проза маленькая, «миниатюрная». Размер среднего рассказа варьируется от 2 до 50-70 печатных страниц. В рассказе вы не сможете найти описания детства главного героя, такого подробного как повести, автор знакомит читателя с героем ровно на столько, чтобы читатель мог понимать, как сложилась описываемая в теперешний момент ситуация.

1) Повесть — прозаический жанр неустойчивого объёма  (преимущественно среднего между романом и рассказом),  тяготеющий к хроникальному сюжету, воспроизводящему  естественное течение жизни. Лишенный интриги сюжет  сосредоточен вокруг главного героя, личность и судьба  которого раскрываются в пределах немногих событий.  2) Повесть - эпический прозаический жанр. Сюжет повести  тяготеет более к эпичности и хроникальному сюжету и  композиции. Возможна стиховая форма . Повесть  изображает ряд событий. Она аморфна , события нередко  просто присоединяются друг к другу , большую  самостоятельную роль играют вне фабульные элементы .  Не имеет сложного , напряженного и законченного  сюжетного узла.

1) Повесть — прозаический жанр неустойчивого объёма (преимущественно среднего между романом и рассказом), тяготеющий к хроникальному сюжету, воспроизводящему естественное течение жизни. Лишенный интриги сюжет сосредоточен вокруг главного героя, личность и судьба которого раскрываются в пределах немногих событий.

2) Повесть - эпический прозаический жанр. Сюжет повести тяготеет более к эпичности и хроникальному сюжету и композиции. Возможна стиховая форма . Повесть изображает ряд событий. Она аморфна , события нередко просто присоединяются друг к другу , большую самостоятельную роль играют вне фабульные элементы . Не имеет сложного , напряженного и законченного сюжетного узла.

«Повести Белкина» были созданы знаменитой болдинской осенью 1830 года. Под общим названием объединены пять повестей («Выстрел», «Метель», «Гробовщик», «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка»). А.С.Пушкин выдает написанные им повести за произведения некоего И.П.Белкина.

«Повести Белкина» были созданы знаменитой болдинской осенью 1830 года. Под общим названием объединены пять повестей («Выстрел», «Метель», «Гробовщик», «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка»). А.С.Пушкин выдает написанные им повести за произведения некоего И.П.Белкина.

романс ода песня лирика послание элегия сонет

романс

ода

песня

лирика

послание

элегия

сонет

лирические
  • лирические :

- поэма – крупное стихотворное произведение с сюжетно-повествовательной организацией;

- баллада – повествовательная песня (стихотворение) с драматическим развитием сюжета, основой которого является необычайный случай;

- лирическое стихотворение – стихотворение, для которого характерна возвышенная эмоциональность, выраженная в речи автора;

элегия – лирическое стихотворение, передающее глубоко личные, интимные переживания человека, проникнутые настроением грусти;  - послание - лирическое стихотворение, передающее чувства человека по отношению к кому-либо;  - эпиграмма – краткое стихотворение, высмеивающее кого-либо;

элегия – лирическое стихотворение, передающее глубоко личные, интимные переживания человека, проникнутые настроением грусти;

- послание - лирическое стихотворение, передающее чувства человека по отношению к кому-либо;

- эпиграмма – краткое стихотворение, высмеивающее кого-либо;

ода – стихотворение восторженного характера в честь какого-либо лица или события;
  • ода – стихотворение восторженного характера в честь какого-либо лица или события;

- сонет – четырнадцатистрочное стихотворение, сложенное по определенным правилам (4+4+3+3).

Жанр оды- любимый жанр Ломоносова Ода (от греческого «песнь»)- жанр лирической поэзии; стихотворение восторженного характера в честь какого-то лица, события.  Скульптор А.А.Иванов. Отрок Ломоносов на берегу моря

Жанр оды- любимый жанр Ломоносова

Ода (от греческого «песнь»)- жанр лирической поэзии; стихотворение восторженного характера в честь какого-то лица, события.

Скульптор А.А.Иванов.

Отрок Ломоносов на берегу моря

Ломоносов написал 20 больших од. Они положили начало ангажированной поэзии ( поэзии заказной, поэзии государственного служения). Они стали образцом для одописцев второй половины 18 века и даже начала 19 века . Н.И.Кисляков. Юный Ломоносов на пути в Москву

Ломоносов написал 20 больших од. Они положили начало ангажированной поэзии ( поэзии заказной, поэзии государственного служения). Они стали образцом для одописцев второй половины 18 века и даже начала 19 века .

Н.И.Кисляков.

Юный Ломоносов на пути в Москву

баллада басня Лиро-эпические жанры поэма

баллада

басня

Лиро-эпические

жанры

поэма

Баллада, как жанр, зародилась в средние века у романских народов и представляла собой одноголосную танцевальную песню. В ХП-ХШ веке баллада стала одним из важнейших жанров искусства трубадуров и труверов. Для баллады характерно краткость возложения событий и наличие драматической развязки. Народная баллада оказала существенное влияние на развитие жанра баллады в европейской профессиональной поэзии и музыки.
  • Баллада, как жанр, зародилась в средние века у романских народов и представляла собой одноголосную танцевальную песню. В ХП-ХШ веке баллада стала одним из важнейших жанров искусства трубадуров и труверов. Для баллады характерно краткость возложения событий и наличие драматической развязки. Народная баллада оказала существенное влияние на развитие жанра баллады в европейской профессиональной поэзии и музыки.
Басня  – это небольшой повествовательный рассказ нравоучительного характера в стихах или прозе с прямо сформулированным моральным выводом. Традиционный круг басенных персонажей: животные, вещи, реже люди. Басня возникла еще в античной Греции. Одним из первых авторов басен был Эзоп. Сюжет басен носит аллегорический характер, а отношения между героями представлены сатирически или иронически. В современной литературе басня сохранилась в публицистике и в юмористической поэзии В русской литературе басня широко представлена в творчестве Ивана Андреевича Крылова. Примеры басен Крылова: «Слон и Моська» «Ворона и Лисица» «Стрекоза и муравей» «Мышь и крыса» «Лебедь, рак и щука» «Квартет» «Чиж и голубь»

Басня – это небольшой повествовательный рассказ

нравоучительного характера в стихах или прозе с прямо

сформулированным моральным выводом.

Традиционный круг басенных персонажей: животные, вещи,

реже люди. Басня возникла еще в античной Греции. Одним из первых

авторов басен был Эзоп.

Сюжет басен носит аллегорический характер, а отношения между

героями представлены сатирически или иронически.

В современной литературе басня сохранилась в публицистике и в

юмористической поэзии

В русской литературе басня широко представлена

в творчестве Ивана Андреевича Крылова.

Примеры басен Крылова:

«Слон и Моська»

«Ворона и Лисица»

«Стрекоза и муравей»

«Мышь и крыса»

«Лебедь, рак и щука»

«Квартет»

«Чиж и голубь»

Басня  –  один из древнейших жанров словесного искусства. С её помощью человек всегда искал ответа на вопрос: как вести себя в этом огромном и сложном мире?

Басня – один из древнейших жанров словесного искусства. С её помощью человек всегда искал ответа на вопрос: как вести себя в этом огромном и сложном мире?

  • Басня – это небольшой рассказ или стихотворение, написанное в нравоучительном жанре, созданное для «исправления нравов», для воспитания.
  • Цель басни: назвать порок, воспитать на отрицательном примере. В ней всегда есть мораль – «вывод», формирующий суть басни .
Басня состоит из двух частей. Повествовательная   Поучительная – это Сближается со сказками, мораль. Поучительная новеллами, анекдотами. Часть сближается с  пословицами и нраво-  учительными изречения-  ми.

Басня состоит из двух частей.

Повествовательная Поучительная – это

Сближается со сказками, мораль. Поучительная

новеллами, анекдотами. Часть сближается с

пословицами и нраво-

учительными изречения-

ми.

1). Поэмой называют или всякое повествовательное произведение в стихах, или определенный вид стихотворного повествования”. 2). “Поэма - большое многочастное стихотворное произведение эпического или лирического характера”. Признаки поэмы. Основным является идейный смысл — утверждение

1). Поэмой называют или всякое повествовательное произведение в стихах, или определенный вид стихотворного повествования”.

2). “Поэма - большое многочастное стихотворное произведение эпического или лирического характера”.

Признаки поэмы. Основным является идейный смысл — утверждение "народа"; другие существеннейшие признаки: тема — крупнейшее социальное событие, характеры — многочисленные и богато-разносторонние герои, действие — необходимость в ее объективной непреложности, оценка — эпическое величие. Такая классическая форма поэмы носит название эпопеи.

Примеры:

«Братья разбойники», «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы»

трагедия комедия,  мелодрама драма водевиль

трагедия

комедия,

мелодрама

драма

водевиль

Комедия «Ревизор»- Бессмертное произведение Гоголя

Комедия «Ревизор»-

Бессмертное произведение Гоголя

драматические:
  • драматические:

- комедия – произведение, средствами сатиры и юмора высмеивающее пороки общества и человека;

- трагедия – произведение, в основе которого острый неразрешимый конфликт личности с жизнью или самим собой;

- драма – произведение, изображающее личность в ее драматических отношениях с обществом и тяжелые переживания, однако возможно благополучное разрешение конфликта сталкивающихся сил.

Драма Дра́ма (греч. Δρα´μα) — один из родов литературы (наряду с лирикой, эпосом, а также лироэпикой). Отличается от других родов литературы способом передачи сюжета — не посредством повествования или монолога, а через диалоги персонажей. К драме так или иначе относится любое литературное произведение, построенное в диалогической форме, в том числе комедия, трагедия, драма (как жанр)и т. д.  С древних времён существовала в фольклорном или литературном виде у различных народов; независимо друг от друга свои драматические традиции создали античные греки, древние индийцы, китайцы, японцы, индейцы Америки.  В греческом языке слово

Драма

Дра́ма (греч. Δρα´μα) — один из родов литературы

(наряду с лирикой, эпосом, а также лироэпикой). Отличается от других родов литературы способом передачи сюжета — не посредством повествования или монолога, а через диалоги персонажей. К драме так или иначе относится любое литературное произведение, построенное в диалогической форме, в том числе комедия, трагедия, драма (как жанр)и т. д.

С древних времён существовала в фольклорном или литературном виде у различных народов; независимо друг от друга свои драматические традиции создали античные греки, древние индийцы, китайцы, японцы, индейцы Америки.

В греческом языке слово "драма" отображает печальное, неприятное событие или ситуацию одного конкретного человека.

Драма в России  Драма в России занесена с Запада в конце XVII века. Самостоятельная драматическая литература появляется лишь в конце XVIII века.  До первой четверти XIX века в драме преобладает классическое направление, как в трагедии, так и в комедии и комедийной опере; лучшие авторы: Ломоносов, Княжнин, Озеров; попытка И. Лукина обратить внимание драматургов на изображение русской жизни и нравов осталась тщетной: все их пьесы безжизненны, ходульны и чужды русской действительности, кроме знаменитых «Недоросля» и «Бригадира» Фонвизина, «Ябеды» Капниста и некоторых комедий И. А. Крылова.   В начале XIX века подражателями лёгкой французской драмы и комедии стали Шаховской, Хмельницкий, Загоскин, представителем ходульной патриотической драмы — Кукольник. Комедия Грибоедова «Горе от ума», позже «Ревизор», «Женитьба» Гоголя, становятся основанием русской бытовой драмы. После Гоголя даже в водевиле (Д. Ленский, Ф. Кони, Соллогуб, Каратыгин) заметно стремление приблизиться к жизни.

Драма в России

Драма в России занесена с Запада в конце XVII века. Самостоятельная драматическая литература появляется лишь в конце XVIII века.

До первой четверти XIX века в драме преобладает классическое направление, как в трагедии, так и в комедии и комедийной опере; лучшие авторы: Ломоносов, Княжнин, Озеров; попытка И. Лукина обратить внимание драматургов на изображение русской жизни и нравов осталась тщетной: все их пьесы безжизненны, ходульны и чужды русской действительности, кроме знаменитых «Недоросля» и «Бригадира» Фонвизина, «Ябеды» Капниста и некоторых комедий И. А. Крылова.

В начале XIX века подражателями лёгкой французской драмы и комедии стали Шаховской, Хмельницкий, Загоскин, представителем ходульной патриотической драмы — Кукольник. Комедия Грибоедова «Горе от ума», позже «Ревизор», «Женитьба» Гоголя, становятся основанием русской бытовой драмы. После Гоголя даже в водевиле (Д. Ленский, Ф. Кони, Соллогуб, Каратыгин) заметно стремление приблизиться к жизни.

Драма

Драма

Созданная чуть больше полтора века назад, комедия пользуется всеобщим признанием. Колоссальную роль в раскрытии её содержания играют и художники, помогающие читателям глубже понять бессмертное произведение А.С.Грибоедова.  П. Краснов

Созданная чуть больше полтора века назад, комедия пользуется всеобщим признанием. Колоссальную роль в раскрытии её содержания играют и художники, помогающие читателям глубже понять бессмертное произведение А.С.Грибоедова.

П. Краснов

Жанровое своеобразие пьесы Драма:   1) жанр;  2) литературный род, принадлежащий одновременно театру и литературе.   Особенность драмы:  конфликт, членение сюжета на  сценические эпизоды, сплошная  цепь высказываний персонажей, отсутствие повествовательного  начала.

Жанровое своеобразие пьесы

Драма:

1) жанр;

2) литературный род, принадлежащий одновременно театру и литературе.

Особенность драмы:

конфликт, членение сюжета на

сценические эпизоды, сплошная

цепь высказываний персонажей, отсутствие повествовательного

начала.

ТЕАТР В РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ И ЛИТЕРАТУРЕ

ТЕАТР В РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ

И ЛИТЕРАТУРЕ

Театр и литература влияли на быт человека, формируя нравы и манеру. Это важно в дворянской культуре первой трети XIX века.  Только представляя себе человека той поры, мы можем понять это искусство, и, одновременно, только в зеркалах искусства мы находим подлинное лицо человека той поры. Театр формировал зрителя.

Театр и литература влияли на быт человека, формируя нравы и манеру. Это важно в дворянской культуре первой трети XIX века. Только представляя себе человека той поры, мы можем понять это искусство, и, одновременно, только в зеркалах искусства мы находим подлинное лицо человека той поры. Театр формировал зрителя.

Опера М.П.Мусоргского

Опера

М.П.Мусоргского

Об авторе:  Гизатулина Ольга Ивановна-  преподаватель русского языка и литературы  Гулистанского колледжа компьютерных  и информационных технологий,  учитель высшей категории   Республика Узбекистан.

Об авторе:

  • Гизатулина Ольга Ивановна-

преподаватель русского языка и литературы

Гулистанского колледжа компьютерных

и информационных технологий,

учитель высшей категории

Республика Узбекистан.

http://philologos.narod.ru/ http://slovesnik.ucoz.com/load/raznoe/7
  • http://philologos.narod.ru/
  • http://slovesnik.ucoz.com/load/raznoe/7


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!