Роды и Жанры литературы
теория литературы
Автор: Гизатулина О.И.- учитель русского языка и литературы Гулистанского колледжа
Компьютерных и информационных технологий
Г.Гулистан, Узбекистан
- Понятие литературного рода
- Понятие литературного жанра
- классификация жанров на примерах
- литературных произведений
- Театр в русской литературе и искусстве
РОДЫ ЛИТЕРАТУРЫ
лирика
эпос
драма
Род литературы
- Литературный род – группа литературных произведений, вычленяемых по ряду единства признаков:
1 ) лирика – род литературы, отражающий жизнь при помощи изображения отдельных состояний, мыслей, чувств, впечатлений и переживаний человека. Характерная особенность – стихотворная речь, ритмичность, отсутствие фабулы, небольшой размер;
драма
эпос
жанр
Жанр - это сочетание
своеобразных
свойств ,
объединяющих
произведения данного вида..
пример
Басня имеет ряд
устойчивых признаков:
короткий сюжет,
аллегория,
мораль.
басня
рассказ
Эпос
повесть
очерк
роман-эпопея
роман
- Жанры литературы: эпические
- повесть – произведение, тяготеющее к последовательному изложению сюжета, ограниченное минимумом сюжетных линий;
- рассказ – небольшое прозаическое произведение в основном повествовательного характера, композиционно сгруппированное вокруг отдельного эпизода, характера;
- очерк – литературное произведение, основанное на фактах, документах, наблюдениях автора;
- роман – большое эпическое произведение, в котором изображается всесторонняя картина жизни множества людей в определенный период времени или целой человеческой жизни;
- роман-эпопея – самый крупный повествовательный жанр литературы, изображающий большой период исторического времени или значительное историческое событие в его масштабности и противоречивости;
- притча – небольшой рассказ нравоучительного характера, родственный басне.
Поиски истины
Роман
— литературный жанр , как правило, прозаически й , который предполагает развернутое повествование о жизни и развитии личности главного героя (героев) в кризисный/ нестандартный период его жизни.
Возможные варианты повествования:
- с рождения героя до его смерти («Парфюмер»П.Зюскинда);
- с рождения героя до выхода его/её жизни из кризисного состояния
(«Дэвид Копперфильд» Чарльз Диккенс ,
«Бремя страстей человеческих» Уильям Сомерсет Моэм);
- с точки входа главного героя в кризисное состояние жизни до развязки («Преступление и наказание», Фёдор Достоевский).
Возникновение жанра
С историко-литературной точки зрения невозможно говорить о возникновении романа как жанра, поскольку по существу « роман » — это термин, перегруженный философскими и идеологическими значен иями и указывающий на целый комплекс относительно независимых явлений, не всегда связанных друг с другом генетически. «Возникновение романа» в этом смысле занимает целые эпохи, начиная с античности и заканчивая XVII (17) или даже XVIII (18) веком. Огромное значение при этом имели процессы усвоени я и поглощени я классов и типов из соседних литературных рядов. Ему было свойственно линейное изложение фактов и событий .
По словам Джека Лондона, "рассказ — это… единство настроения, ситуации, действия".*
Рассказ
РАССКАЗ — малая форма, произведение об одном событии в жизни персонажа.
Для рассказа характерны следующие черты:
- небольшой объем;
- в основу сюжета положено чаще всего одно событие, остальные лишь сюжетно очерчены автором;
- малое число персонажей: как правило
- один- два центральных героя;
- автору интересна какая-то определенная тема;
- решается какой-то один главный вопрос, остальные вопросы являются "производными" от главного. Владимир Набоков «Обида»
В этом произведении происходит
рассказ о событиях, судьбе героев(Васи, Тани, Пути), их поступках и приключениях, изображение внешней стороны происходящего (даже чувство обиды показано со стороны их внешнего проявления). Автор прямо выражает свое отношение к происходящему. Все это дает нам понять, что это рассказ.
рассказы
Рассказ – это малая форма, произведение об одном событии в жизни персонажа .
Основные черты рассказа:
1).Небольшой объём;
2).В основу сюжета положено чаще всего одно событие, остальные лишь сюжетно очерчены автором;
3).Мало число персонажей:
как правило один – два центральных героя;
4).Автору интересна какая – то
определённая тема;
5).Решается какой – то один
главный вопрос;
Рассказ, как и повесть, так же вид повествовательной прозы и относится к эпическим жанрам. Если повесть назвать малой прозой, то рассказ это проза маленькая, «миниатюрная». Размер среднего рассказа варьируется от 2 до 50-70 печатных страниц. В рассказе вы не сможете найти описания детства главного героя, такого подробного как повести, автор знакомит читателя с героем ровно на столько, чтобы читатель мог понимать, как сложилась описываемая в теперешний момент ситуация.
1) Повесть — прозаический жанр неустойчивого объёма (преимущественно среднего между романом и рассказом), тяготеющий к хроникальному сюжету, воспроизводящему естественное течение жизни. Лишенный интриги сюжет сосредоточен вокруг главного героя, личность и судьба которого раскрываются в пределах немногих событий.
2) Повесть - эпический прозаический жанр. Сюжет повести тяготеет более к эпичности и хроникальному сюжету и композиции. Возможна стиховая форма . Повесть изображает ряд событий. Она аморфна , события нередко просто присоединяются друг к другу , большую самостоятельную роль играют вне фабульные элементы . Не имеет сложного , напряженного и законченного сюжетного узла.
«Повести Белкина» были созданы знаменитой болдинской осенью 1830 года. Под общим названием объединены пять повестей («Выстрел», «Метель», «Гробовщик», «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка»). А.С.Пушкин выдает написанные им повести за произведения некоего И.П.Белкина.
романс
ода
песня
лирика
послание
элегия
сонет
- поэма – крупное стихотворное произведение с сюжетно-повествовательной организацией;
- баллада – повествовательная песня (стихотворение) с драматическим развитием сюжета, основой которого является необычайный случай;
- лирическое стихотворение – стихотворение, для которого характерна возвышенная эмоциональность, выраженная в речи автора;
элегия – лирическое стихотворение, передающее глубоко личные, интимные переживания человека, проникнутые настроением грусти;
- послание - лирическое стихотворение, передающее чувства человека по отношению к кому-либо;
- эпиграмма – краткое стихотворение, высмеивающее кого-либо;
- ода – стихотворение восторженного характера в честь какого-либо лица или события;
- сонет – четырнадцатистрочное стихотворение, сложенное по определенным правилам (4+4+3+3).
Жанр оды- любимый жанр Ломоносова
Ода (от греческого «песнь»)- жанр лирической поэзии; стихотворение восторженного характера в честь какого-то лица, события.
Скульптор А.А.Иванов.
Отрок Ломоносов на берегу моря
Ломоносов написал 20 больших од. Они положили начало ангажированной поэзии ( поэзии заказной, поэзии государственного служения). Они стали образцом для одописцев второй половины 18 века и даже начала 19 века .
Н.И.Кисляков.
Юный Ломоносов на пути в Москву
баллада
басня
Лиро-эпические
жанры
поэма
- Баллада, как жанр, зародилась в средние века у романских народов и представляла собой одноголосную танцевальную песню. В ХП-ХШ веке баллада стала одним из важнейших жанров искусства трубадуров и труверов. Для баллады характерно краткость возложения событий и наличие драматической развязки. Народная баллада оказала существенное влияние на развитие жанра баллады в европейской профессиональной поэзии и музыки.
Басня – это небольшой повествовательный рассказ
нравоучительного характера в стихах или прозе с прямо
сформулированным моральным выводом.
Традиционный круг басенных персонажей: животные, вещи,
реже люди. Басня возникла еще в античной Греции. Одним из первых
авторов басен был Эзоп.
Сюжет басен носит аллегорический характер, а отношения между
героями представлены сатирически или иронически.
В современной литературе басня сохранилась в публицистике и в
юмористической поэзии
В русской литературе басня широко представлена
в творчестве Ивана Андреевича Крылова.
Примеры басен Крылова:
«Слон и Моська»
«Ворона и Лисица»
«Стрекоза и муравей»
«Мышь и крыса»
«Лебедь, рак и щука»
«Квартет»
«Чиж и голубь»
Басня – один из древнейших жанров словесного искусства. С её помощью человек всегда искал ответа на вопрос: как вести себя в этом огромном и сложном мире?
- Басня – это небольшой рассказ или стихотворение, написанное в нравоучительном жанре, созданное для «исправления нравов», для воспитания.
- Цель басни: назвать порок, воспитать на отрицательном примере. В ней всегда есть мораль – «вывод», формирующий суть басни .
Басня состоит из двух частей.
Повествовательная Поучительная – это
Сближается со сказками, мораль. Поучительная
новеллами, анекдотами. Часть сближается с
пословицами и нраво-
учительными изречения-
ми.
1). Поэмой называют или всякое повествовательное произведение в стихах, или определенный вид стихотворного повествования”.
2). “Поэма - большое многочастное стихотворное произведение эпического или лирического характера”.
Признаки поэмы. Основным является идейный смысл — утверждение "народа"; другие существеннейшие признаки: тема — крупнейшее социальное событие, характеры — многочисленные и богато-разносторонние герои, действие — необходимость в ее объективной непреложности, оценка — эпическое величие. Такая классическая форма поэмы носит название эпопеи.
Примеры:
«Братья разбойники», «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы»
трагедия
комедия,
мелодрама
драма
водевиль
Комедия «Ревизор»-
Бессмертное произведение Гоголя
- комедия – произведение, средствами сатиры и юмора высмеивающее пороки общества и человека;
- трагедия – произведение, в основе которого острый неразрешимый конфликт личности с жизнью или самим собой;
- драма – произведение, изображающее личность в ее драматических отношениях с обществом и тяжелые переживания, однако возможно благополучное разрешение конфликта сталкивающихся сил.
Драма
Дра́ма (греч. Δρα´μα) — один из родов литературы
(наряду с лирикой, эпосом, а также лироэпикой). Отличается от других родов литературы способом передачи сюжета — не посредством повествования или монолога, а через диалоги персонажей. К драме так или иначе относится любое литературное произведение, построенное в диалогической форме, в том числе комедия, трагедия, драма (как жанр)и т. д.
С древних времён существовала в фольклорном или литературном виде у различных народов; независимо друг от друга свои драматические традиции создали античные греки, древние индийцы, китайцы, японцы, индейцы Америки.
В греческом языке слово "драма" отображает печальное, неприятное событие или ситуацию одного конкретного человека.
Драма в России
Драма в России занесена с Запада в конце XVII века. Самостоятельная драматическая литература появляется лишь в конце XVIII века.
До первой четверти XIX века в драме преобладает классическое направление, как в трагедии, так и в комедии и комедийной опере; лучшие авторы: Ломоносов, Княжнин, Озеров; попытка И. Лукина обратить внимание драматургов на изображение русской жизни и нравов осталась тщетной: все их пьесы безжизненны, ходульны и чужды русской действительности, кроме знаменитых «Недоросля» и «Бригадира» Фонвизина, «Ябеды» Капниста и некоторых комедий И. А. Крылова.
В начале XIX века подражателями лёгкой французской драмы и комедии стали Шаховской, Хмельницкий, Загоскин, представителем ходульной патриотической драмы — Кукольник. Комедия Грибоедова «Горе от ума», позже «Ревизор», «Женитьба» Гоголя, становятся основанием русской бытовой драмы. После Гоголя даже в водевиле (Д. Ленский, Ф. Кони, Соллогуб, Каратыгин) заметно стремление приблизиться к жизни.
Драма
Созданная чуть больше полтора века назад, комедия пользуется всеобщим признанием. Колоссальную роль в раскрытии её содержания играют и художники, помогающие читателям глубже понять бессмертное произведение А.С.Грибоедова.
П. Краснов
Жанровое своеобразие пьесы
Драма:
1) жанр;
2) литературный род, принадлежащий одновременно театру и литературе.
Особенность драмы:
конфликт, членение сюжета на
сценические эпизоды, сплошная
цепь высказываний персонажей, отсутствие повествовательного
начала.
ТЕАТР В РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ
И ЛИТЕРАТУРЕ
Театр и литература влияли на быт человека, формируя нравы и манеру. Это важно в дворянской культуре первой трети XIX века. Только представляя себе человека той поры, мы можем понять это искусство, и, одновременно, только в зеркалах искусства мы находим подлинное лицо человека той поры. Театр формировал зрителя.
Опера
М.П.Мусоргского
Об авторе:
- Гизатулина Ольга Ивановна-
преподаватель русского языка и литературы
Гулистанского колледжа компьютерных
и информационных технологий,
учитель высшей категории
Республика Узбекистан.
- http://philologos.narod.ru/
- http://slovesnik.ucoz.com/load/raznoe/7