Анализ стихотворения Мустая Карима «Эту песню мать мне пела…»
Тема стихотворения
- Определите тему стихотворения. О чём оно?
Тема стихотворения М. Карима «Эту песню мать мне пела…» наказ, наставление матери сыну .
Зрелый возраст
Мамы уже нет…
Герой вспоминает
Разберемся в прочитанном
-В какие периоды жизни лирический герой слышит песню матери?
юность
Эту песню мать мне пела,
В путь-дорогу провожая.
Мы давно расстались с нею…
И чем дальше голос милый,
Тем звучит он всё слышнее.
Эту песню мать мне пела,
На руках меня качая.
детство
Разберемся в прочитанном
-Какие наказы дает сыну мать? Как вы их понимаете?
Коль в полях цветы пестреют –
Хвалят люди.
А цветок один на тропке
Смятым будет.
Помни: слава не находка
На дороге.
На ветру один потухнешь
Без подмоги.
Каплей будешь только в море
Ты живою.
Пусть твой след не зарастёт
Глухой травою.
Пламя вырастет из искры –
Знают люди,
Но коль искра улетает –
Пепел будет.
Если капля ляжет к капле –
Будет море.
Если ж капля одинока –
Сгинет вскоре.
Пролагают вместе люди
Путь широкий.
След травою зарастает
Одинокий.
Разберемся в прочитанном
Она учит его трудиться , потому что без труда ничего нельзя достичь в жизни, придерживаться своих товарищей , потому что одному не всегда по силам сделать то, что можно сделать командой, только работая над собой можно достигнуть результата, который может прославить человека, нужно иметь хороших друзей , которые поддержат тебя в трудной ситуации, не дадут сломиться перед трудностями, нужно жить так, чтобы оставить после себя добрую память .
Разберемся в прочитанном
1.«Но коль искра улетает –
Пепел будет…» Без труда ничего не дается.
2.«Если капля ляжет к капле –
Будет море…» Один в поле не воин.
3.«Если ж капля одинока –
Сгинет вскоре…» Где два, там не один.
4.«Коль в полях цветы пестреют –
Хвалят люди…» Кто старается, тот закаляется.
5.«Пусть твой след не зарастет
Глухой травою!» Дело толком красно.
Композиция стихотворения
-Вспомните, что такое композиция произведения?
Композиция – построение художественного произведения, расположение частей, образов, эпизодов
Прочитайте начало и конец стихотворения.
Как бы вы определили его композицию? Почему?
А) линейная (последовательная) Б) кольцевая
Средства выразительности
-Пользуясь памяткой и словами для справок, определите, какие изобразительно-выразительные средства приведены в таблице.
голос милый,
путь широкий,
пламя вырастет из искры,
на ветру один погаснешь,
искра улетает,
след одинокий,
капля ляжет к капле, след травою зарастает, след не зарастет
глухой травою
каплей будешь только в море
ЭПИТЕТЫ
МЕТАФОРЫ
ОЛИЦЕТВОРЕНИЯ
Идея стихотворения
- Определите идею стихотворения. Что хотел сказать автор?
Поэт подчеркивает важность родителей в жизни каждого человека. Лирический герой помнит советы мамы и убеждается, как же они правдивы и важны . Живя сам по себе, человек ничего не сможет добиться в жизни. И насколько же сильнее, заметнее, весомее мы становимся рядом с единомышленниками, близкими и друзьями.
Прутья в связке не сломать, так говорила моя бабуля…
Творческое задание
- Какие советы своих родителей вы считаете важными и выполняете их? (3 – 8 предложений)
Домашнее задание
- Найдите в сети Интернет стихотворение о маме (не менее 12 строк), выучите его наизусть. Приготовьтесь объяснить, почему вы выбрали это стихотворение.