СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мустай Карим "Эту песню мать мне пела...". Презентация к урокам.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к урокам по изучению творчества башкирского поэта Мустая Карима.

Просмотр содержимого документа
«Мустай Карим "Эту песню мать мне пела...". Презентация к урокам.»

Анализ стихотворения  Мустая Карима  «Эту песню  мать мне пела…»

Анализ стихотворения Мустая Карима «Эту песню мать мне пела…»

Тема стихотворения - Определите тему стихотворения. О чём оно? Тема стихотворения М. Карима «Эту песню мать мне пела…» наказ, наставление матери сыну .

Тема стихотворения

- Определите тему стихотворения. О чём оно?

Тема стихотворения М. Карима «Эту песню мать мне пела…» наказ, наставление матери сыну .

Зрелый возраст Мамы уже нет… Герой вспоминает Разберемся в прочитанном -В какие периоды жизни лирический герой слышит песню матери? юность Эту песню мать мне пела, В путь-дорогу провожая. Мы давно расстались с нею… И чем дальше голос милый, Тем звучит он всё слышнее. Эту песню мать мне пела, На руках меня качая. детство

Зрелый возраст

Мамы уже нет…

Герой вспоминает

Разберемся в прочитанном

-В какие периоды жизни лирический герой слышит песню матери?

юность

Эту песню мать мне пела,

В путь-дорогу провожая.

Мы давно расстались с нею…

И чем дальше голос милый,

Тем звучит он всё слышнее.

Эту песню мать мне пела,

На руках меня качая.

детство

Разберемся в прочитанном -Какие наказы дает сыну мать? Как вы их понимаете? Коль в полях цветы пестреют – Хвалят люди. А цветок один на тропке Смятым будет. Помни: слава не находка На дороге. На ветру один потухнешь Без подмоги. Каплей будешь только в море Ты живою. Пусть твой след не зарастёт Глухой травою. Пламя вырастет из искры – Знают люди, Но коль искра улетает – Пепел будет. Если капля ляжет к капле – Будет море. Если ж капля одинока – Сгинет вскоре. Пролагают вместе люди Путь широкий. След травою зарастает Одинокий.

Разберемся в прочитанном

-Какие наказы дает сыну мать? Как вы их понимаете?

Коль в полях цветы пестреют –

Хвалят люди.

А цветок один на тропке

Смятым будет.

Помни: слава не находка

На дороге.

На ветру один потухнешь

Без подмоги.

Каплей будешь только в море

Ты живою.

Пусть твой след не зарастёт

Глухой травою.

Пламя вырастет из искры –

Знают люди,

Но коль искра улетает –

Пепел будет.

Если капля ляжет к капле –

Будет море.

Если ж капля одинока –

Сгинет вскоре.

Пролагают вместе люди

Путь широкий.

След травою зарастает

Одинокий.

Разберемся в прочитанном Она учит его трудиться , потому что без труда ничего нельзя достичь в жизни, придерживаться своих товарищей , потому что одному не всегда по силам сделать  то, что можно сделать командой, только работая над собой можно достигнуть результата, который может прославить человека, нужно иметь хороших друзей , которые поддержат тебя в трудной ситуации, не дадут сломиться перед трудностями, нужно жить так, чтобы оставить после себя добрую память .

Разберемся в прочитанном

Она учит его трудиться , потому что без труда ничего нельзя достичь в жизни, придерживаться своих товарищей , потому что одному не всегда по силам сделать то, что можно сделать командой, только работая над собой можно достигнуть результата, который может прославить человека, нужно иметь хороших друзей , которые поддержат тебя в трудной ситуации, не дадут сломиться перед трудностями, нужно жить так, чтобы оставить после себя добрую память .

Разберемся в прочитанном 1.«Но коль искра улетает –  Пепел будет…» Без труда ничего не дается. 2.«Если капля ляжет к капле –  Будет море…» Один в поле не воин. 3.«Если ж капля одинока –  Сгинет вскоре…» Где два, там не один. 4.«Коль в полях цветы пестреют –  Хвалят люди…» Кто старается, тот закаляется. 5.«Пусть твой след не зарастет Глухой травою!» Дело толком красно.

Разберемся в прочитанном

1.«Но коль искра улетает – 

Пепел будет…» Без труда ничего не дается.

2.«Если капля ляжет к капле – 

Будет море…» Один в поле не воин.

3.«Если ж капля одинока – 

Сгинет вскоре…» Где два, там не один.

4.«Коль в полях цветы пестреют – 

Хвалят люди…» Кто старается, тот закаляется.

5.«Пусть твой след не зарастет

Глухой травою!» Дело толком красно.

Композиция стихотворения -Вспомните, что такое композиция произведения? Композиция – построение художественного произведения, расположение частей, образов, эпизодов Прочитайте начало и конец стихотворения. Как бы вы определили его композицию? Почему? А) линейная (последовательная)     Б) кольцевая

Композиция стихотворения

-Вспомните, что такое композиция произведения?

Композиция – построение художественного произведения, расположение частей, образов, эпизодов

Прочитайте начало и конец стихотворения.

Как бы вы определили его композицию? Почему?

А) линейная (последовательная) Б) кольцевая

Средства выразительности -Пользуясь памяткой и словами для справок, определите, какие изобразительно-выразительные средства приведены в таблице.     голос милый,   путь широкий, пламя вырастет из искры, на ветру один погаснешь, искра улетает, след одинокий, капля ляжет к капле, след травою зарастает, след не зарастет глухой травою каплей будешь только в море ЭПИТЕТЫ МЕТАФОРЫ ОЛИЦЕТВОРЕНИЯ

Средства выразительности

-Пользуясь памяткой и словами для справок, определите, какие изобразительно-выразительные средства приведены в таблице.

 

 

голос милый,

 

путь широкий,

пламя вырастет из искры,

на ветру один погаснешь,

искра улетает,

след одинокий,

капля ляжет к капле, след травою зарастает, след не зарастет

глухой травою

каплей будешь только в море

ЭПИТЕТЫ

МЕТАФОРЫ

ОЛИЦЕТВОРЕНИЯ

Идея стихотворения - Определите идею стихотворения. Что хотел сказать автор? Поэт подчеркивает важность родителей в жизни каждого человека.  Лирический герой помнит советы мамы и убеждается, как же они правдивы и важны . Живя сам по себе, человек ничего не сможет добиться в жизни. И насколько же сильнее, заметнее, весомее мы становимся рядом с единомышленниками, близкими и друзьями.

Идея стихотворения

- Определите идею стихотворения. Что хотел сказать автор?

Поэт подчеркивает важность родителей в жизни каждого человека. Лирический герой помнит советы мамы и убеждается, как же они правдивы и важны . Живя сам по себе, человек ничего не сможет добиться в жизни. И насколько же сильнее, заметнее, весомее мы становимся рядом с единомышленниками, близкими и друзьями.

Прутья в связке не сломать, так говорила моя бабуля… 

Прутья в связке не сломать, так говорила моя бабуля… 

Творческое задание   Какие советы своих родителей вы считаете важными и выполняете их? (3 – 8 предложений)

Творческое задание

  • Какие советы своих родителей вы считаете важными и выполняете их? (3 – 8 предложений)
Домашнее задание Найдите в сети Интернет стихотворение о маме (не менее 12 строк), выучите его наизусть. Приготовьтесь объяснить, почему вы выбрали это стихотворение.

Домашнее задание

  • Найдите в сети Интернет стихотворение о маме (не менее 12 строк), выучите его наизусть. Приготовьтесь объяснить, почему вы выбрали это стихотворение.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!