СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Музейный урок на тему "Мы будем помнить всех героев"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий музейного урока для проведения экскурсии в школьном музее

Просмотр содержимого документа
«Музейный урок на тему "Мы будем помнить всех героев"»

Оборудование: мультимедийная система.


Музыкальный материал:


- «Священная война», муз. А. В. Александрова, сл. В. И. Лебедева-Кумача


- «Журавли», муз. Я. Френкель, сл. В. Суркова.


Метапредметные результаты:


Формирование личностных УУД:


- положительное отношение к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся навыки.

осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе;

-формирование гражданского мировоззрения, воспитание чувства любви к Родине, гордости, сопричастности и ответственности за историю своей

страны, воспитание бережного отношения к историческому наследию;

- обеспечить усвоение знаний по истории семьи, района, края, страны,


-изучение основ поисковой деятельности;

Формирование познавательных УУД:


-формировать навыки работы с историческими источниками, мемуарной, научно-популярной литературой и периодической печатью;

-развитие потребности к самостоятельному изучению истории родного края;

-интеллектуальное, творческое развитие ребят через самостоятельную исследовательскую деятельность.

Формирование коммуникативных УУД:


-осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;

- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;


-договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

- формулировать собственное мнение и позицию;


-координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.














Ход экскурсии.

  1. экскурсовод. Здравствуйте, уважаемые наши посетители. Добро пожаловать в музей Боевой Славы нашей школы

Я не напрасно беспокоюсь, Чтоб не забылась та война,

Ведь эта память – наша совесть!

Она, как сила, нам нужна.

  1. экскурсовод. Время неумолимо вершит своё извечное дело: приводит в жизнь одни поколения, уводит из неё другие. Всё дальше в прошлое уходят события Великой Отечественной войны, с каждым прожитым годом всё меньше и меньше остаётся её участников и с каждым последующим годом уход из жизни участников войны ускоряется. И не далёк тот день, когда их останется не миллион другой, а только небольшие тысячи, сотни, десятки, а затем всего лишь единицы, в конце - концов исчезнут и они, последние солдаты Великой Отечественной.

  2. экскурсовод. Нам, ныне живущим, нельзя допустить, чтобы Память о Великом подвиге советского народа превратилась в забвение.

  1. экскурсовод. Самым значимым событием стало открытие в нашей школе Уголка Боевой славы.. Главная цель и задача музея «Боевой Славы» — сохранить связь поколений, не разорвать ту нить, которая связывает прошлое с настоящим.

Звучит музыка Я. Френкеля «Журавли».


  1. экскурсовод. Война…. Это страшное слово ворвалось в судьбы советских людей ранним летним рассветом. Тёмное небо, не успев просветлеть, слилось с чернотой взрывов земли. 22 июня 1941 года - чёрная страница в нашей истории.

  2. экскурсовод . Война фашистской Германии против СССР была подготовлена с особой тщательностью. В Германии 30-х годов уже господствовал фашистский порядок. План «Ост» предусматривал распространение фашизма на восток, колонизацию земель, уничтожение

«лишних людей», превращение остальных в тягловую рабочую силу.


1 экскурсовод. Первый стенд повествует о жителе , удостоенном самого высокого звания- звания Героя Советского Союза. Горюнов Николай Федорович — командир батареи 107-го минометного полка 3-й минометной Свирской бригады (7-я артиллерийская Запорожская Краснознаменная ордена Суворова дивизия прорыва РГК, 46-я армия, 2-й Украинский фронт), старший лейтенант.
Родился 22 марта 1923 года в селе Чаадаевка ныне Городищенского района Пензенской области в семье рабочего. Окончил восемь классов. Работал счетоводом. Призван в армию в декабре 1941 года Городищенским райвоенкоматом. В 1942 году окончил Моршанское пулеметно-минометное училище.
В действующей армии — с октября 1942 года. Сражался на Западном, Юго-Западном, 4-м и 3-м Украинских, Карельском, 3-м, 2-м, снова 3-м Украинских фронтах. С марта 1943 года воевал в 7-й артиллерийской дивизии прорыва Резерва Главного Командования.
Участвовал в Изюм-Барвенковской, Донбасской стратегической, Нижнеднепровской стратегической, Никопольско-Криворожской, Березнеговато-Снигиревской, Одесской, Выборгско-Петрозаводской стратегической, Ясско-Кишиневской стратегической, Дебреценской, Будапештской стратегической и Венской стратегической наступательных операциях.
Освобождал Украину, Молдавию, Южную Карелию, Румынию, Венгрию, Австрию. Был ранен. Отличился при форсировании Дуная.
В ночь на 5 декабря 1944 года вместе с первыми штурмовыми группами переправился на подручных средствах через Дунай южнее города Эрчи (Венгрия). Находясь в боевых порядках стрелковых подразделений, засекал вражеские огневые точки и по радио корректировал огонь минометов дивизиона.
Эффективным огнем 120-миллиметровых минометов отразил контратаку противника силой до полка пехоты. Уничтожил до роты пехоты противника, три станковых пулемета, подавил огонь двух 81-мм минометных батарей, чем способствовал успешному продвижению и расширению плацдарма до 4 км в глубину.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 марта 1945 года за мужество и героизм, проявленные при форсировании Дуная и в боях на захваченном плацдарме, Горюнову Николаю Федоровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
Войну закончил в городе Грац (Австрия).
С 1946 года старший лейтенант Н.Ф.Горюнов — в запасе. Возвратился в Пензенскую область. В 1951 году окончил Пензенскую областную партийную школу, работал в аппарате КПСС в Чаадаевке. 
Скончался 4 июля 1986 года. Похоронен на местном кладбище поселка Чаадаевка. Награжден орденами Ленина, Отечественной войны 1-й и 2-й степени, Красной Звезды, медалями. Именем Героя названа улица в Чаадаевке.
На здании Чаадаевской средней школы в 2009 году установлена мемориальная доска.


2 экскурсовод. Наши земляки вместе со всем советским народом, принимали участие в военных действиях в составе различных боевых соединений на самых разных участках фронта от Северного Заполярья и Ленинграда до Крыма и Сталинграда Одни из них были минометчиками, артиллеристами, другие - разведчиками и оперативниками, третьи – матросами, стрелками. Среди наших земляков были такие, кто воевал в составе воздушных войск, обслуживал самолеты, поддерживал связь, корректировал огонь.

Мы переходим к стенду, который называется «Герой-летчик» . Здесь видим материалы, посвященные нашему земляку - Миронову Николаю Петровичу. Родился в поселке Чаадаевка в 1923 году , погиб в 1945 , в марте. Немного не дожил до великой Победы. Летчик-герой был командиром резервного звена 707 штурмового авиационного полка . 23 мая 1945 года получил задание разбомбить колонну танков . Самолет Миронова вышел на цель, после первого захода пошёл на второй. Вместе с товарищем получил ранение, но постарался вывести машину из боя. После очередной огневой очереди самолет упал в озеро Балатон в Венгрии. Самолет героев №Ил-2» был обнаружен лишь в ноябре 1971 года венгерскими аквалангистами. Среди поднятых вещей были обнаружены личные вещи летчика: пистолет, именная авторучка, снаряжение и медаль «За отвагу» Мы гордимся подвигом нашего земляка.


  1. экскурсовод. Центральное место уголка боевой славы занимает стенд «Герои-земляки» Многое нам известно из воспоминаний наших односельчан, а также из материалов архивов, они хранятся в нашем музейном Уголке. Подвиг наших земляков отмечен высокими правительственными наградами. они – ГЕРОИ. Наши земляки героически сражались, не щадя своих жизней боролись против фашизма, защищали свою Родину. Они навсегда вошли в Бессмертный полк.

Ни один из участников Великой Отечественной войны не должен быть забыт. Они сражались за жизнь, за мир на русской земле. Экспозиции музейного уголка содержат личные вещи, письма, характеристики, фотографии, похвальные грамоты, награды наших ветеранов. В нашем музее Вы можете подробно их рассмотреть.

Например, Сарвиров Роман Григорьевич участвовал в обороне Ленинграда. Елинов Михаил Викторович освобождал Будапешт, дошел до Германии. Люстров Григорий Тимофеевич был участником Курской операции. Кулямин Семен Акимович освобождал Чехословакию и Польшу. Новиков Константин Григорьевич участвовал в Сталинградской битве и тоже дошел до Берлина. О каждом можно писать интересную книгу. Каждая история достойна внимания. .


  1. экскурсовод. Живая боль земли – свидетели той далекой войны: осколки снарядов, гильз, боевых орудий, ржавые каски. Среди героев войны мы можем увидеть не только мужчин, но и женщин. Говорят, что у войны не женское лицо. Думаю, что когда нужно защищать Родину, то и женщины становятся смелыми, решительными, мужественными. Наравне с мужчинами они умели стрелять, были разведчиками, связистами, танкистами, санитарами. Бугаенко Клавдия Митрофановна служила радисткой, участвовала в освобождении Брянска, Львова. Тоже дошла до Германии..

Абдрашитова София сулеймановна служила в ремонтно-восстановительном батальоне, многое умела и знала наравне с опытными бойцами. Прошла боевой путь от Полтавы до Праги.. Сутягина Валентина васильевна – радистка. Во время войны попала в плен.. Прошла несколько концлагерей. Не укладывается в голове. Как смогла все выдержать. Освободили её из плена лишь в 1945 году. Со слезами на глазах вспоминала эти суровые испытания.

Савельева Елизавета Федоровна участвовала в обороне Ленинграда, воевала на Белорусском и Украинском фронтах, освобождала от фашистов эти рубежи. После ранения в 1944 году была демобилизована и стала работать учителем в начальной школе.



2экскурсовод. В экспозиции нашего музея представлены фотографии и наших прадедушек и родных. Герои Городищенского района каждый год шагают с нами 9 мая, они навсегда записаны в Бессмертный полк. Этодедушка директора нашей школы – Сорокин Михаил Иванович. Отец учителя немецкого языка нашей школы Епифанов Порфирий Васильевич. Многие поделились частичкой памяти о близком человеке. Здесь же хранятся их многие награды, фотографии, личные вещи и документы.

1 экскурсовод. Наш музей – это результат огромного многолетнего труда, исследовательской работы. Встречи – праздники, линейки, уроки мужества, посещение и уход за могилами – давно сложившиеся традиции работы в нашей школе.

Наш последний стенд посвящен нашим выпускникам. Чеченская война длилась несколько лет, погибло более трех тысяч русских солдат. Мы, молодое поколение, должны всегда помнить тех парней, которые сражались за правое дело. Всех этих парней связывает одно – любовь к Родине, они все готовы отдать свою жизнь, чтобы жизнь продолжалась. Для усмирения чеченских боевиков было брошено много российских солдат. Так и из нашего посёлка участвовали в боевых действиях несколько человек. Они столкнулись лицом со смертью. На их глазах умирали товарищи. Но свой долг они выполнили до конца, многие не вернулись, получив награды посмертно. Это наши герои: Баязитов Рашид Зуфярович и Герасимов Алексей Владимирович. В нашей школе в 2016 году в их память были открыты мемориальные доски. 2 экскурсовод. Героями специальной военной операции стали и другие наши выпускники школы. К сожалению, двое из них погибли, защищая жителей Донбасса и нас с вами.

Это Загребин Николай Александрович и Власенко Александр Владимирович. В нашей памяти они останутся смелыми, мужественными. Это настоящие мужчины, которые станут для нас примером настоящего героизма.

1 экскурсовод Власенко Александр Владимирович родился 1 июля 1993 года в поселке Чаадаевка, здесь же прошло его детство и юность.


В 1999 году пошел в Чаадаевскую поселковую среднюю школу №1, где в 2008 году закончил 9 класс.


После окончания школы Александр поступил в Кузнецкий многопрофильный колледж в село Махалино, закончив обучение, в 2011 году получил профессию - повар.


С 2011 по 2012 года проходил службу в рядах Российской армии в городе Волгоград.


С 2014 по 2016 года воевал добровольцем в составе ополчения в ДНР.


2 ноября 2015 года награждён медалью "Воин- интернационалист".


26 сентября 2022 года Александр ушел добровольцем в зону специальной военной операции на Украине. И был назначен командиром минометного отряда. Воевал в Донецкой области.


12 февраля 2023 года героически погиб при выполнении задач в ходе специальной военной операции на территории Украины.


По зову Родины он встал на её защиту, по велению сердца он не пожалел своей жизни, ради каждого своего соотечественника, ради каждого из нас.


2экскурсовод Загребин Николай Александрович родился 10 мая 1986 года в поселке Чаадаевка, здесь окончил школу.


Срочную службу проходил в городе Дмитров в отряде «Витязь» дивизии Дзержинского спецназа МВД.


За время прохождения воинской службы принимал участие в боевых действиях в составе группировки по проведению контртеррористической операции на территории Чеченской республики. Был награжден знаком отличия.


В октябре 2022 года ушел добровольно в ряды ЧВК "Вагнер" в зону специальной военной операции.


26 ноября героически погиб на поле боя в городе Артемовск.


Загребин Николай Александрович посмертно награжден высокой воинской наградой от государства.


1 экскурсовод В народе живет убеждение, что гражданин и сын Отечества есть одно и то же. Патриотизм, любовь к Родине, преданность ей, стремление защищать ее от врагов, своими делами служить ее интересам – чувство необходимое и великое, чувство долга. Своим поступками это доказал обычные люди из посёлка Чаадаевка.


Прошу почтить память о героях минутой молчания (метроном)\



2 экскурсовод Музей очень молод. Работа продолжается. И его экспонаты будут ещё пополнены. В заключение нашей экскурсии мы хотим представить вам Книгу Отзывов, в которой просим написать о впечатлении от экскурсии



Когда гремит на празднике салют,


Погибшие за Родину встают.

Мы их не видим, мы не слышим их,

Но павшие всегда среди живых.

Молчат и смотрят, будто ждут ответ:

Мы этой жизни стоим или нет?



  1. экскурсовод Сегодня вы познакомились с экспозицией музея, узнали о жизни наших земляков во время войны. Расскажите своим близким и друзьям об этом. А каждому из вас я хочу подарить георгиевскую ленточку. Что она обозначает? Цвета ленты: черный и оранжевый, означают «дым и пламя». Именно эта ленточка означает заветные слова «Я помню, я горжусь».

  2. экскурсовод. А теперь мы хотим проверить, все ли слушатели были внимательны? Тому, кто ответит на все вопросы, мы подарим сувенир.



    1. Когда началась Великая Отечественная война? Каковы были планы Гитлера? Что такое фашизм?

    2. Сколько наших земляков, уроженцев Городищенского района, удостоены звания Героя Советского Союза? Назовите известные вам имена.

    3. Есть ли среди солдат «Бессмертного полка» ваши родственники?

    4. Как война коснулась нашего родного края?

    5. Выполните задания, разбившись на две команды.


Спасибо за внимание. Будем рады продолжению встречи. (звучит музыка «Поклонимся великим тем годам»).

Подведение итогов, награждение победителей.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!