СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Музейный урок "Сохраним в сердцах своих память светлую о них"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка составлена для работы со школьниками 5-6 классов и направлена на социокультурную адаптацию школьника, на воспитании у участников музейного урока самостоятельности, терпения, усидчивости, чувства гордости и уважения к ветеранам и труженикам тыла.

Воспитание уважения к подвигу советского народа, отечественной истории через уважение к заслугам отдельных исторических деятелей – полководцев Великой Отечественной войны, рядовых солдат Победы, тружеников тыла - одно из направлений патриотического воспитания.

Просмотр содержимого документа
«Музейный урок "Сохраним в сердцах своих память светлую о них"»












Музейный урок

«Сохраним в сердцах своих, память светлую о них»


Автор: Новикова Лариса Александровна, учитель истории МБОУ ОШ № 12 Гаткинского сельского поселения Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края




Советско-Гаванский район

2021 год


Пояснительная записка.

Данная разработка составлена для работы со школьниками 5-6 классов и направлена на социокультурную адаптацию школьника, на воспитании у участников музейного урока самостоятельности, терпения, усидчивости, чувства гордости и уважения к ветеранам и труженикам тыла.

Воспитание уважения к подвигу советского народа, отечественной истории через уважение к заслугам отдельных исторических деятелей – полководцев Великой Отечественной войны, рядовых солдат Победы, тружеников тыла - одно из направлений патриотического воспитания.

Актуальность: в 2020 году исполнилось 75 лет со Дня Победы в Великой Отечественной войне. Время неумолимо стирает связующие нити с прошлым. Поэтому, ради нашего прошлого, настоящего и будущего, надо сделать все возможное, чтобы память о героическом прошлом нашего народа жила.

Новизна мероприятия: экспонаты школьного музея являются ценным и уникальным историческим источником при изучении событий военных лет. В них показаны психология человека на войне, специфика человеческих взаимоотношений в экстремальных условиях.

Педагогическая целесообразность: мероприятие играет большую роль в формировании патриотических, гражданских, нравственных чувств.

Среди практических навыков, которые формируются у детей, необходимо выделить следующие:

  • планирование этапов выполнения задания;

  • развитие уверенности в своих силах и способностях;

  • развитие способности следовать устным инструкциям;

  • концентрация внимания.

Таким образом, участие школьников в музейном уроке будет способствовать не только патриотическому воспитанию и развитию разнообразных способностей у детей, но и позволит создать условия для

работ исследовательского характера, что очень помогает развитию творческой инициативы, исследовательских способностей школьников, целенаправленному использованию их энергии.

Данный материал можно применять на занятиях по музейному краеведению, во внеурочной деятельности.

Цель урока: воспитание чувства патриотизма, любви к Родине, уважение к старшему поколению.

Задачи урока:

1. Формировать интерес учащихся к изучению истории Великой Отечественной войны, своего края, района.

2. Формировать чувство уважения к старшему поколению.

3. Приобщать учащихся к культурному наследию на основе документального материала о ветеранах.

4. Развитие художественного вкуса, развивать конструкторские способности, пространственное воображение.

Ожидаемые результаты: сценарий музейного урока дает возможность больше узнать о жителях села Гатка, приобщить младших школьников к исследовательской работе, узнать новую информацию о ветеранах. В ходе урока используются экспозиции музея.

Место проведения занятия: здание МБОУ ОШ № 12 Гаткинского сп Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края.

Форма проведения: «Музей в чемодане»

Целевая аудитория: занятие в форме музейного урока рассчитано на учащихся 5-6 классов.

Оборудование: музейный экспонаты, раздаточный материал.





Сценарий музейного урока

«Сохраним в сердцах своих, память светлую о них»

Ход занятия:

1. Организационный этап.

2. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Память о войне хранится не только в учебниках, фильмах и в музеях. Она живет в наших сердцах, передается из  поколения в поколение, потому что эта война  затронула каждого.

Сегодня мы с вами посетим необычный мобильный музей, который называется «Музей в Чемодане». В который мы не только заглянем, но и познакомимся с его экспонатами. Необычность нашего музея в том, что он может перемещаться из класса в класс, а его экспонаты можно будет потрогать и даже примерить. Сегодняшняя наша экспозиция посвящена ВОВ.

Что могло находиться в чемодане? С какими вещами солдаты возвращались с фронта? Здесь были собраны предметы, так или иначе связанные с солдатскими боевыми буднями: армейский котелок с фляжкой, гимнастёрка с погонами, фуражка, бритва, кружка, ложка, портсигар, мундштук, записная книжка, солдатский ремень… Документы, награды. Чем дальше от нас сороковые годы прошлого столетия, тем сложнее представить, как выживали солдаты в то нелёгкое время. Поэтому сегодня хочется вспомнить о фронтовом быте солдат. Как жил солдат, в каких условиях воевал, как был одет, что ел, чем занимался в короткие передышки между боями – все эти вопросы важны, именно решением этих бытовых проблем обеспечивалась во многом победа над врагом.

3. Открытие нового знания.

«Предметы «первой необходимости»

  1. Котелок армейский - удобный, легкий, овальной формы, которая позволяет компактно разместить котелок в вещмешке. Котелок солдатский применяется для приготовления пищи на огне, а также для ее хранения и транспортировки. Представляет собой емкость с овальным профилем дна, вогнутым с одной стороны. Крышка может быть использована как сковорода для разогревания в ней пищи и в качестве тарелки или кружки. Котелок снабжён рукоятью для подвешивания и переноски на поясе или рюкзаке, крышка закрывается на защелку. Изготовлен из пищевого алюминия и окрашен в цвет хаки. При раздаче пищи в полевых условиях (приготовлена на полевой кухне) повар первое блюдо наливает собственно в котелок, а второе блюдо и пайку хлеба накладывает в крышку.

  2. Фляга солдатская - изготовлена из алюминия, который обладает такими свойствами, как малый удельный вес, высокая электропроводность, достаточная механическая прочность и большая коррозионная стойкость по отношению к ряду химических веществ. Штатная фляга советского солдата была стеклянной. Стеклянные фляги использовались до 1931 года, однако потом были заменены на алюминиевые. Основное их производство находилось в Ленинграде, на заводе «Красный Выборжец». Осенью 1941 года, с началом блокады, производство алюминиевых фляг было прекращено. Поэтому было возобновлено производство стеклянных изделий. Алюминиевые фляги полагались лишь десантникам и разведчикам. Практичную и надежную алюминиевую фляжку солдаты использовали для кипячения воды на открытом огне, например, на костре. Не боится фляжка и замерзания. В утепленном чехле зимой – вода во фляжке не замерзает, а в мокром чехле летом фляжка сохранит воду прохладной. В солдатской фляжке вода долго не портится, ничем не пахнет. Кстати, наливать в нее можно практически любые жидкости.

  3. Солдатская ложка. Обыкновенная алюминиевая ложка. Откуда она здесь? Чья? Почему стала музейным экспонатом? Этот предмет солдаты носили за голенищем сапога. А ложка какая? Алюминиевая. Как вы думаете почему? На алюминиевой ложке, — металл более податливый, буквы можно вырезать глубоко. Солдаты охотнее подписывали личные вещи — котелки, кружки, саперные лопатки, ремни, пилотки, портсигары. Может быть, верили, что потом по этим инициалам их смогут опознать.

Вот как писал об обычае гравировать ложки советский поэт-сатирик Сергей Швецов, прошедший войну как фронтовой корреспондент, писал:

«На войне бывает, погибают.

И жетона нету, ну, и пусть!

Пусть меня по ложке опознают.

Все равно на родину вернусь!»

Питание солдат было нехитрым "Щи да каша - пища наша" эта пословица точно характеризует паек солдатских котелков первых месяцев войны и конечно же лучший друг солдата сухарь, любимое лакомство особенно в походных условиях.

«Солдатские письма»

Писем белые стаи

Прилетали родным.

Их с волнением читали

Знали их наизусть

Эти письма, поныне

Не теряют, не жгут

Как большую святыню

Сыновьям берегут.

В период Великой Отечественной войны существовала полевая почта по передаче «солдатских треугольников» их родным.

Письма писали, как правило, в минуты затишья на листочках из обычной тетрадки, чаще всего химическим карандашом, смоченным слюной, на коленках, на пне, при свете лучины или луны. Текст писался от души и с новостью, что у солдата всё в порядке, что он живой.

Письма во время Великой Отечественной войны вселяли надежду на победу, на долгожданную встречу с близкими. Во многих семьях такие фронтовые треугольники до сих пор хранятся и перечитываются по много раз.

«Дорогие мама и папа! Ничего не понимаю, почему вы ничего не пишете??? Не случилось ли чего с вами?? Быть может заболел кто-нибудь из наших? Я даже и не придумаю, что может случиться! Дорогая мамочка, напиши мне, пожалуйста, письмо и сообщи, как живете вы, работаете, здоровье ваше? Обязательно напишите мне, иначе я не буду спокоен. Какие новости у вас в Хосте? Много ли закрылось санаториев? Как вообще жизнь у вас, в чем особенно нуждаетесь? Пишите мне обо всем. Быть может, я смогу вам помочь. Как живет Шура? Где она работает? Неужели у ней нет десять минут свободного времени, чтобы написать несколько строк военному человеку? Я же с своей стороны не имею никакой возможности этого сделать. Сейчас война и время военное, а люди мы тоже военные, так что расписывать особенно совершенно некогда».

«Здравствуй, моя дочка Ленуся! Посылаю тебе с фронта эту открытку и передаю тебе свой горячий привет. Теперь ты уже наверное выздоровела. Слушайся маму, получше одевайся и не простуживайся. Я очень скучаю по тебе. Так хочется увидеть свою дочечку, которая уж выросла и стала умной барышней. Крепко целую свою Лену. Привет маме, бабушке, дедушке и Вите. Пиши как живешь. Твой папа».

«Добрый день, Мама! Письмо твое получил давно, но не имел возможности ответить. Сейчас смогу. Очень рад твоему письму. Мама, это письмо я всем показывал, потому что оно было первым твоим письмом. Правда, мне очень жаль, что ты не имея еще старый возраст, уже потеряла зрение, и это все итоги твоих переживаний. Ну, мама, это последнее твое переживание. Разобьем этих сволочей и потом будет длительный Мир. И ты сможешь в спокойствии пожить, а тебе еще надо жить много. Мамочка! Я пока жив и здоров. Продолжаю уничтожать этих грязных фрицев. О мне не беспокойся. Больше беспокойся о себе».

Что главное в этих письмах? Какие мысли появились после прочитанного?

«На привале»

Посмотрите, это солдатская гармонь. Предположите, пожалуйста, какое отношение имеет этот предмет к ВОВ?

Солдатский быт в кроткие периоды отдыха невозможно представить без музыки песен и книг, рождавших хорошее настроение и поднимавших бодрость духа. Песни фронтовые… О Родине, боевой дружбе, о встрече и разлуке, об утрате и надежде, о любви вопреки всему… Их знали, любили и пели наши героические деды. Песни грели душу и поднимали дух в самые тяжелые моменты. Они стали духовным оружием фронта и тыла и помогли нашему народу выжить в страшное время войны, выстоять и победить.

Песня «Катюша». Стихи Михаила Исаковского, музыка Матвея Блантера. «Расцветали яблони и груши…» – с первых строк узнаваема, с первой ноты близка. Знаменитая песня, которую в Красной Армии знал каждый боец. Она стала одним из самых ярких символов Великой Отечественной войны. А начиналось всё с нескольких строчек, написанных Исаковским еще в предвоенное время, в 1938 году. Новое звучание «Катюше» придала Великая Отечественная война. «Катюша» буквально помогала выжить, поднимая боевой дух, укрепляя в бойцах веру в неизбежную победу. Она везде была вместе с солдатами.

4. Первичное закрепление.

Приглашается 1 представитель от каждой группы для выбора задания.

Задание группе 1: Используя теоретический материал о котелке, фляжке и ложке, составьте кроссворд по данным экспонатам.

Слова-помощники: котелок, фляжка, ложка, щи, каша, Ленинград, вещмешок.

Задание группе 2: Прочитайте письма с фронта, их писали солдаты, участники Великой Отечественной войны. Напишите письмо с фронта. Сложите солдатским треугольником по образцу.

Задание группе 3: Восстановите текст песен. Дополните названием и исполните одну из военных песен.

(Тексты стихотворений оформлены в виде солдатских писем «треугольников»).

1. Расцветали _____________ ,

Поплыли туманы над рекой.

________________ Катюша,

На высокий берег на крутой.

_______________________ ,

На высокий берег на крутой.


2. Тёмная ночь, только _______________,

Только __________________, тускло звезды мерцают.

В темную ночь ты, любимая, знаю, _______________,

И у детской кроватки тайком ты _________________.


3. Бьется в тесной печурке _______,

На поленьях смола, как ______.

И поет мне в землянке гармонь

Про ___________________.

Отчет групп о выполнении задания.

5. Итог урока. Время из памяти стирает многое, но мы должны помнить, сохранять все самое сокровенное, что было дорого нашим дедам и прадедам.

Ребята, у вас сигнальные карточки (смайлики): зелёная, жёлтая и красная. Если вам было трудно на сегодняшнем уроке, покажите мне красный смайлик.

Если на уроке вы поработали неплохо – покажите жёлтый смайлик.

Ну, а если вы довольны своей работой, это было полезно, интересно вам, покажите зелёный смайлик.

Спасибо всем за внимание.

На уроке мне было трудно

На уроке я работал неплохо

Я доволен своей работой на уроке


Фотоотчет о проведении музейного урока

Э кспонаты «Музея в чемодане»












Учащиеся получили задания

Выполнение заданий по группам



Группа 1: составление кроссворда









Группа 2: написание письма «на фронт дедушке»









Группа 3: восстановление текста песен











О тчет групп о выполнении задания









Р ефлексия

















Источники

  1. Экспозиции музея МБОУ «Основная школа № 12»

  2. https://ru.wikipedia.org

  3. http://gosarhro.ru/dates-events-people/the-letter/selection-of-pise/

  4. https://materinstvo.ru/art/19453






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!